НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ЛЕБЕДЯНИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В ЛЕБЕДЯНИ

Подмаркова А.А. 1
1
Чернышова О.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«… Мне думается, что придет время, когда наше провинциальное общество, получив полное экономическое удовлетворение, обратится к вопросам изучения прошлого родного края, родного города и села, и тогда скажет спасибо нам, собирателям крупинок этого прошлого».

Из письма Б.П. Княжинского П.Н. Черменскому.

17 ноября 1964 года.

В России Народные университеты возникли и развивались как органическая составная часть широкого общественного движения за распространение в народе грамотности и образования. Впервые под названием народного университета начали свою деятельность общеобразовательные курсы в Петербурге, которые в отчете за 1897 г. называли свое учреждение «Народный университет в С-Петербурге». С конца 1896 г. в России начинается широкая популяризация идеи развития народных университетов. В конце 1890-х гг. в России активно распространяются идеи о том, что интеллигенция должна помочь народу удовлетворить его духовные запросы.

В ХХ веке в системе внешкольного образования в России появились и получили развитие народные университеты и общества народных университетов. Движение за создание народных университетов приобрело широкий размах в период первой русской революции. Начиная с 1905 г. принимаются многочисленные решения об открытии народных университетов, проводятся сборы пожертвований, создаются общества народных университетов в Москве, Петербурге и других городах.

К концу 1907 г. было зарегистрировано около 15 обществ народных университетов. Возникавшие народные университеты существенно отличались друг от друга. Типовых вариантов не было. Народные университеты в большинстве отличались крайне неустойчивостью, быстро прекращали свое существование. В целом по России многие народные университеты ограничивались организацией народных чтений и лекционной деятельностью.

Слушателями лекционных курсов в народных университетах были в большинстве случаев рабочие и служащие. По данным анкетирования народных университетов в Москве в 1907-1911 гг. 95% слушателей составляли рабочие, сапожники, огородники. Практически не было учащихся и представителей интеллигентных профессий. В народных университетах могли обучаться как мужчины, так и женщины, но женщин было значительно меньше – около 10%. Образовательные уровень слушателей был невысок. Большинство окончило 2-3 класса начальной школы, иногда среди слушателей встречались неграмотные. По этому поводу среди создателей народных университетов в отдельных губерниях России шли споры.

Слушание лекций в большинстве народных университетов было платным. Плата колебалась в пределах от 5 до 10 копеек за одну лекцию. Могла устанавливаться месячная оплата за слушание курса лекций. В среднем за один предмет учащиеся платили 50 копеек в месяц.

Основные расходы народных университетов были связаны с необходимостью оплаты аренды помещений для чтения лекций. Лекторы очень часто работали бесплатно. Но при отдельных университетах создавались школы грамоты, дававшие начальное образование. В этих школах оплачивалась работа учителей.

Особую проблему для деятельности народных университетов представлял поиск помещений для чтения лекций. Собственных зданий у народных университетов не было. Они арендовали различные помещений. Нередко они искали новое помещение для каждой следующей лекции. Делались попытки чтения лекций в городских училищах и в университетских аудитория. Но, как правило, власти не давали разрешения на подобные мероприятия. В большинстве случаев народным университетам предоставлялись помещения в зданиях, занимаемых общественными организациями.

Теоретиков и организаторов внешкольного образования, прежде всего, интересовали вопросы, связанные со статусом народного университета, содержанием образовательных программ. Высказанные мнения можно свести к трем основным группам. Часть представителей внешкольного образования предлагала создавать народные университеты, сумма получаемых знаний и учебные программы которых максимально приближались к обычным университетам. Другие стремились приблизить народный университет к типу высшего профессионального учебного заведения, сориентированного на расширение общетехнического кругозора рабочих. Третья группа представляла народный университет как организацию публичных чтений с непостоянным составом слушателей.

При всем разнообразии подходов единодушно признавалось, что народный университет – это «вольная школа», доступная для всех, не дающая по окончании никаких прав. Господствующее определение народного университета вначале ХХ в. было следующим: народный университет – просветительская организация, призванная популяризировать научное общеобразовательное знание среди взрослого трудового населения страны

Тема:«Народный университет в Лебедяни и его представители»

Проблема: становление народного университета в городе Лебедяни, его развитие от основаниядо закрытия.

Цели и задачи исследовательской работы:

- разобраться, имеет ли черты сходства Народный университет города Лебедяни с Народными университетами России, возникшими во второй половине XIX– начале XX века;

- проанализировать возникновение, развитие и причины закрытия Народного университета в городе Лебедяни, найти данные о представителях Народного университета;

- доказать, что Народный университет города Лебедяни – это просветительская организация, призванная популяризировать научное общеобразовательное знание среди взрослого трудового населения нашего города.

Предмет исследования: периоды становления, развития и закрытия Народного университета, а также черты сходства и различия сдругими Народными университетами России, появившимися во второй половине XIX – начале XX века.

Гипотеза: еслиНародный университет города Лебедяни имеет ли черты сходства с Народными университетами России, возникшими во второй половине XIX – начале XX века, то причины его возникновения, развития и закрытия похожи.

Методы исследования:

- метод теоретического анализа;

- метод сплошной выборки;

- метод сравнения, сопоставления;

- метод статистической обработки данных.

Материал исследовательской работы можно использовать на уроках истории при изучении вопросов краеведческого модуля, а также для проведения экскурсии на тему: «Из истории здания средней школы №2».

Структура: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследования, выдвигается гипотеза, формулируются цели и задачи, определяются методы исследования и практическая значимость работы, проводится обзор литературных и архивных источников.

В главе – «Народный университет в Лебедяни» - рассмотрены этапы основания, развития и закрытия Народного университета, прослежены черты его сходства с другими Народными университетами России, возникшими во второй половине XIX – начале XX века.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы.

В Приложении 1 представлены фотографии здания Народного университета.

В Приложении 2 размещаются фотографии учителей Лебедянского Народного университета.

Глава 1. Народный университет в Лебедяни.

Первые три года Советской власти в Лебедяни отличались необычным для провинциального городка оживлением. Именно в это время возникла мысль о создании в Лебедяни народного университета. Его основателем был местный уроженец Василий Тимофеевич Попов (1891-?), незаурядный организатор. Еще, будучи студентом Петербургского университета, он открыл в столице частную школу с передовыми методами обучения. После революции Попов переехал в Лебедянь и занялся организацией народного университета. Как и в других городах России одной из проблем был поиск помещения, так как собственное здание для университета не выделялось. Помещение для нового учреждения отвели на втором этаже бывшего Высшего начального училища, ныне корпус №1 МБОУ СОШ №2 города Лебедянь (приложение 1 фото 1-2).

Университет – учебное заведение, свойственное крупным городам, большим культурным центрам, оказывается, был и в нашем городе. На мой взгляд, причиной образования Народного университета послужило то, что В.Т. Попов как член интеллигенции после прибытия в наш город стал популяризировать идею создания Народного университетав Лебедяни с целью распространения в народе грамотности и образования на примере «Народного университета в Санкт-Петербурге». Советское правительство также придавало деятельности Народных университетов большое значение, на VIII съезде РКП (б) в 1919 г. в программу партии был даже включен отдельный пункт всесторонней государственной поддержке их деятельности, как одной из форм внешкольного образования, «самообразования и саморазвития рабочих и крестьян».

Что это было за заведение, кто были его преподаватели, мы можем узнать благодаря лебедянскому краеведу П.Н. Черменскому.

В педагогический коллектив университета вошло около 20 учителей, главным образом из приезжих. Директором был назначен научный работник из Москвы А.М. Зайцев.Преподавателями были К.С. Ковалевский (физика), В.И. Варенцов (химия), В.В. Волков (литература), С.А. Чурилин (естествознание), Овсянников (физика), П. Е. Жильчик (математика), А.Ф. Коссович (французский язык) и А.М. Сарычев (музыка) и другие (приложение 2 фото 1-2). Поскольку университет функционировал на общественных началах, для многих из них эта работа была по совместительству, а основным местом считалась трудовая школа или педагогические курсы.

Народному университету был отпущен хлебный фонд, из которого учителям выдавали по фунту хлеба за каждую прочитанную лекцию. Кроме того, Василию Тимофеевичу Попову удавалось по воскресеньям доставать для учителей мясо, по фунту на каждого, а также керосин для подготовки к урокам. То и другое за плату.

Известно, что в сентябре 1918 года Е.И.Замятин получил предложение прочитать в Лебедянском народном университете какую-нибудь публичную лекцию. «Я согласился прочитать пару лекций о современной Англии,- писал он. – Так что на днях будут расклеены по Лебедяни соответствующие громкокипящие афиши». Такая лекция состоялась. В письме от 24.09.1918 года он снова писал: «Около недели затратил на подготовку материала для публичной лекции, которая состоялась в воскресенье. Народу было много: собрались глядеть на чудо природы - живого человека, печатающего (говорят) книжки. По соображениям цензурного характера, сюжет был переменен и вместо «Современной Англии» была «Современная литература». Заняло всё это развлечение около двух часов. Не подозревал, что ещё не отвык совсем от публичных выступлений: на эстраде чувствовал себя неприлично спокойно. Лекция шла под флагом народного университета. С Лебедянского комитета просвещения слуплю за лекцию рублей 200, минимум полтораста» (4, с.220, 223). Состоялась лекция в большом помещении для публичных мероприятий - здание электротеатра на Краснослободской улице. По всему городу заранее были расклеены афиши, слушателей собралось множество.

Из представленных сведений мы можем сделать вывод, что содержание образовательной программы Народного университета было направлено на расширение общего кругозора постоянных слушателей, а также организацию публичных чтений с непостоянным составом слушателей.

Народный университет очень быстро стал популярным учебным заведением, в конце 1920 г. в нем обучалось 170 человек. Он проработал в Лебедяни четыре года и за это время имел четыре выпуска студентов. Выпускники университета после сдачи методики в педагогическом техникуме получали право преподавания в школе-семилетке. Поскольку университет не был цензовым учреждением, он всегда оставался на полулегальном положении – любые ограничения в продуктовом и других видах обеспечения, сокращения учебных площадей, изымания кадрового состава его касалось в первую очередь. Так, например, в июле 1919 года университет чуть было не прекратил своё существование, так как Лебедянский уисполком в его помещениях решил разместить управление военно-дорожных работ южного фронта, приказ о передислокации которого был накануне получен из центра. Наступление белоказаков помешало этому процессу, и университет, продолжил свою деятельность (5). Ещё одна попытка закрытия Народного университета была предпринята заведующим уездного отдела народного образования И.О. Потаповым, который 29 ноября 1920 года на 7-м съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Лебедянского уезда докладывал: «Он завоевал симпатию среди крестьянства, но его нужно преобразовывать в рабочий факультет, так как он по существу является школою второй ступени» (6). С 1920 года приезжие работники начали покидать Лебедянь. Кроме того, помещение университета потребовалось для педагогического техникума.

Весной 1921 года Лебедянский народный университет закрылся самостоятельно, без какого-либо административного нажима. Основной причиной стал разразившийся голод вызвавший сокращение количества абитуриентов и отток преподавательского состава. Основатель университета В.Т. Попов получил направление в Тамбов, а учебное заведение перешло в распоряжение педагогических курсов, скоро преобразованных в техникум.

Народный университет в Лебедяни, как и другие народные университеты, быстро прекратил свое существование.

Заключение

Я считаю, что поставленные цели и задачи проектной работы нам удалось реализовать. Данные о Народном университете собраны. Информация для стенда «У истоков истории …» уточнена и значительно дополнена, лекция о истории здания нашей образовательной организации изменена и проведена для обучающихся школы экскурсоводом музея Подмарковой Анастасией. Также материал исследовательской работы широко используется на уроках истории при изучении вопросов краеведческого модуля.

В ходе исследовательской работы мною были выделены периоды становления, развития и закрытия Народного университета, а также черты сходства и различия с другими Народными университетами России, появившимися во второй половине XIX – начале XX века.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.

Нам бы хотелось продолжить исследовательскую работу, собрав достаточное количество сведений о преподавателях Народного университета.

Литература

  1. Липецкое областное краеведческое общество. Автор – составитель Валерий Владимирович Акимов «Лебедянь от А до Я. Из блокнота краеведа».- Липецк: ООО «ИГ «ИНФОЛ», 2005.- С. 271-272

  2. Н.В. Кривошеин «Город Лебедянь и уезд 1917-1921 гг.»

  3. Черменский П.Н. «Народный университет в Лебедяни» П.О. 7ноября 1965 года

  4. Письма Е.И. Замятина из Лебедяни Рукописные памятники. Рукописное наследие Е.И. Замятина. Вып.3. Ч. 1. – СПб., 1997.

  5. http://rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-miuss/istoriya-miuss/narodnie-universiteti-v-rossii-konca-xix-nachala-xx-vv.

  6. ГАРФ. Ф. Р-393. Оп.13. Д.475. Л.235

  7. ГАРФ. Ф. Р-393. Оп.22. Д.346. Л.16

Приложение 1.

Здание Народного университета и здание МБОУ СОШ с УИОП №2,

в котором он располагался

Фото 1. 1918 год в здании школы основан Народный университет.

Фото 2. МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2 г. Лебедянь (корпус №1)

Приложение 2.

Представители Народного университета

Фото1. Волков Владимир Васильевич преподаватель литературы Лебедянского народного университета.

Фото 2. Сарычев Михаил Александрович преподаватель музыки и пения Лебедянского народного университета и ШКМ №3.

Просмотров работы: 189