Актуальность. Известный писатель-краевед П.Н. Мельников-Печёрский еще во 2-й половине XIX в. писал: «Из всех народов так называемого чудского или финского племени, обитающих в России, ни одно так не обрусело в настоящее время, как мордва» [3]. Сегодня эти слова звучат особенно актуально. Индустриализация XX в., являясь несомненным благом, всё же имела и отрицательные последствия: многие народы забывали свои языки и культуру. Не оказались исключением и коренные жители Нижегородчины – эрзя и мокша, объединяемые общим наименованием мордва.
Вопрос сохранения мордовской культуры и самосознания упирается в необходимость исследования причин и последствий ассимиляции коренных народов нашего региона.
Цель исследования: выявить пространственные различия в ассимиляции мордвы в Нижегородской области за постсоветский период.
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение темпов ассимиляции национальных меньшинств поможет разработать комплекс мер по сохранению и развитию национальных языка, культуры и самосознания данных народов.
Задачи:
Изучить особенности истории и культуры нижегородской мордвы;
Проанализировать материалы переписей населения 1989 и 2010 гг., порайонно выявив численность мордвы с составлением соответствующего картографического материала;
Выявить динамику изменения численности мордвы в Нижегородской области в 1989 – 2010 гг.;
Осуществить прогноз изменения численности мордвы при сохранении существующих тенденций на аналогичный период времени.
Предложить меры по снижению темпов ассимиляции мордовских народов в Нижегородской области.
Объект исследования: мордва Нижегородской области.
Предмет исследования: ассимиляция мордвы на территории данного субъекта РФ.
Методы исследования: статистический, картографический, анализ литературы по выбранной теме.
Научная новизна: впервые выполнено исследование, порайонно отражающее и прогнозирующее процесс ассимиляции мордвы в Нижегородской области.
Практическая значимость: результаты работы можно использовать для планирования комплексных мер по возрождению культуры и языка коренных народов Нижегородской области, а также для дальнейших их географических и культурно-исторических исследований.
Глава 1. Комплексная этнографическая характеристика нижегородской мордвы
Этногенез и исторический ареал расселения
Прежде чем приступить к комплексной характеристике мордовских народов, обратимся наиболее важному этнографическому термину для нашего исследования – ассимиляции. Это «слияние одного народа с другим с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания» [7].
Рассмотрим, что понимается исследователями-этнографами и географами под этнонимом «мордва». В школьной краеведческой хрестоматии «Наш край» даётся следующая характеристика: «это обозначение объединяет два этноса с различными языками – эрзю и мокшу, которые были единым целым около полутора тысяч лет назад» [5].
В начале-середине I тысячелетия н.э. в междуречье Волги и Оки сформировались племена мари, мери, мокшан, муромы и эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными.
С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.
Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 до н. э. [8].
Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка, мордва испытывала культурное влияние соседствовавших с ними в разное время: сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, а позднее татар и славян.
На карте ниже представлены точные территории этногенеза эрзи и мокши, с той лишь разницей, что для эрзянских земель определены границы земель в которых происходил этногенез народа до вхождения его в состав Московского государства в 16 веке [8].
Рис. 1. Карта исторического ареала расселения эрзи и мокши [8]
Как видно на карте, эрзя жила в междуречье рек Волга, Ока, Сура, Мокша; а мокша расселилась по бассейнам рек Цна, Мокша и в верховьях р. Суры.
В результате взаимодействия эрзи и мокши с соседними народами и друг с другом сформировались следующие этнографические группы мордвы.
Мордва
Терюхане
Шокша
Мокша
Эрзя
Каратаи
Рис. 2. Структура мордовской этнической общности.
Эрзя заселяет преимущественно юг Нижегородской области и восток Мордовии. Мокша – жители западной Мордовии, Пензенской и Тамбовской областей. Шокшей называют часть эрзи, испытавшую сильное мокшанское языковое влияние. Терюхане – ныне полностью обрусевшая этническая группа, проживавшая в Терюшевской волости Нижегородского уезда (ныне – Дальнеконстантиновский район). Каратаи – мордва, испытавшая тюркоязычное влияние, проживающая в Камскоустьинском районе Татарстана [3].
Рис. 3 Современный ареал расселения эрзи [4].
На сегодняшний момент все этнографические группы мордвы, за исключением уже исчезнувших терюхан, подвержены интенсивному процессу ассимиляции, который будет подробно изучен во 2 главе.
1.2. Особенности национальной культуры
Племена Городецкой культуры испытывали сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобрели устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян [8].
Язык. Современные мордовские языки, эрзянский и мокшанский, принадлежат к подгруппе волжских финнов финно-угорской группы уральской языковой семьи. Вопреки распространённому мнению, оба языка самостоятельны, хотя и родственны друг другу [9].
Одежда. Есть разница и в женском костюме: мокшанка носит рубашку и штаны, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; сверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан, так называемый шушпан, похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навёртываемыми в виде чалмы (впрочем, головной убор мордовок значительно варьирует в каждой группе ещё и по местностям). Мокшанки не носят также «пулая» — назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространённого у эрзянок [8].
Религия. Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. Интересным является сохранившийся вплоть до XX века обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»). У мордвы сохранилось ещё много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно только, что мордва почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма — антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним [Наш край, 2006].
В настоящее время возрождается интерес к традиционной мордовской культуре. Печатается газета «Эрзянь Мастор» («Земля эрзян»), функционирует народный ансамбль «Торама», издаётся литература на эрзянском и мокшанском языках.
Выводы по 1 главе
Мордва – это группа родственных финно-угорских народов, являющихся одними из коренных жителей Нижегородской области, а также ряда других регионов Поволжья. Крупнейшими из них являются эрзя и мокша.
Традиционный ареал проживания данных народов существенно сократился со времён русской колонизации Поволжья, стал не сплошным, компактным, а спорадическим, «островным».
За время своего существования эрзяне и мокшане создали сложную духовную и материальную культуру, которая включает в себя элементы политеизма (многобожия) и привнесённого русскими христианства, развитые экологические традиции природопользования.
На сегодняшний день в жизни мордовских этносов друг другу противостоят два противоположных по своей направленности историко-культурных процесса: ассимиляция и возрождение национального самосознания. Выживание эрзи и мокши как полноценных этносов зависит от развития и поддержания традиционной культуры и расширения сферы использования родных языков представителей данных народов.
Глава 2. Динамика изменения численности мордвы в постсоветское время
2.1. Географический анализ изменения численности мордвы в Нижегородской области в 1989 – 2010 гг.
Для осуществления анализа динамики численности населения мордвы в регионе в постсоветское время нами были проанализированы результаты последней всесоюзной переписи населения 1989 г. [2] и ближайшей к нашему времени переписи населения 2010 г. [6]. Из предоставленных Нижегородстатом материалов были отобраны материалы, касающиеся национального состава населения районов Нижегородской области.
Рассмотрим численность представителей мордовских народов в регионе по состоянию на 1989 г.
Рис. 4. Карта численности населения мордвы по районам Горьковской области по состоянию на 1989 г. (прим. – Сокольский район присоединён в 1994 г.)
На карте, составленной по результатам переписи в программе CorelDraw, отчётливо видны два ареала наиболее плотного расселения эрзи и мокши. В них включены административно-территориальные образования с численностью представителей данных народов свыше 1000 человек.
Юго-Восточный ареал. Включает в себя Лукояновский, Шатковский, Первомайский, Большеболдинский, Сергачский и Пильнинский районы. Наибольшая численность мордвы наблюдалась в Лукояновском районе (5775 чел.) [2]. Для данной части области характерна сравнительно низкая доля городского населения и аграрная специализация хозяйства [1]. Это даёт основания предположить, что здесь наблюдается высокая доля людей пенсионного возраста, что негативно сказывается на этнодемографическом потенциале местной мордвы. Важнейшие факторы ассимиляции мордвы в данном ареале – миграционный отток и естественная убыль населения.
Центральный ареал. Сформировался в г. Нижнем Новгороде (10225 чел.), и Дзержинске (2583 чел.). Возникновению данного ареала способствовал миграционный приток мордовской молодёжи из южных юго-восточных районов области с целью получения образования и трудоустройства. Эта тенденция характерна для всего региона, но наиболее заметно сказывается именно на районах компактного проживания национальных меньшинств. В условиях многонационального города-миллионера и примыкающей к нему агломерации ассимиляция народов происходит вследствие заключения смешанных браков и отсутствия возможностей использования родного языка в повседневной жизни.
Изучим теперь обстановку, сложившуюся на сегодняшний день. Мы видим, что Юго-Восточный ареал изменил свои границы: так, например заметно сократилась численность населения мордвы в Первомайском районе, а открытие данных по переписи в г. Саров выявило принадлежность его к данному ареалу.
Рис. 5. Карта численности населения мордвы по районам Нижегородской области по состоянию на 2010 г.
Общее «посветление» тона карты свидетельствует о практически повсеместном сокращении численности мордвы в Нижегородской области. Появился район, где мордва исчезла полностью (Шарангский), но он не входит в исторический ареал её расселения. Однако, чтобы точнее выявить динамику численности данной группы народов, выявим порайонно процентные изменения в их количестве.
Район |
1989 |
2010 |
Разница |
Изм., % |
Н.Новгород |
10255 |
3550 |
6705,00 |
65,38 |
Дзержинск |
2583 |
1025 |
1558,00 |
60,32 |
г. Арзамас |
нет данных |
318 |
- |
- |
Саров |
нет данных |
1540 |
- |
- |
Ардатовский |
нет данных |
8 |
- |
- |
Арзамасский |
нет данных |
108 |
- |
- |
Балахнинский |
291 |
101 |
190,00 |
65,29 |
Богородский |
319 |
213 |
106,00 |
33,23 |
Большеболдинский |
1562 |
1194 |
368,00 |
23,56 |
Большемурашкинский |
23 |
7 |
16,00 |
69,57 |
Борский |
565 |
159 |
406,00 |
71,86 |
Бутурлинский |
28 |
21 |
7,00 |
25,00 |
Вадский |
92 |
49 |
43,00 |
46,74 |
Варнавинский |
10 |
7 |
3,00 |
30,00 |
Вачский |
11 |
5 |
6,00 |
54,55 |
Ветлужский |
16 |
7 |
9,00 |
56,25 |
Вознесенский |
110 |
43 |
67,00 |
60,91 |
Володарский |
185 |
192 |
-7,00 |
-3,78 |
Воротынский |
34 |
18 |
16,00 |
47,06 |
Воскресенский |
17 |
10 |
7,00 |
41,18 |
Выксунский |
117 |
53 |
64,00 |
54,70 |
Гагинский |
731 |
279 |
452,00 |
61,83 |
Городецкий |
266 |
120 |
146,00 |
54,89 |
Дальнеконстантиновский |
201 |
121 |
80,00 |
39,80 |
Дивеевский |
80 |
46 |
34,00 |
42,50 |
Княгининский |
24 |
32 |
-8,00 |
-33,33 |
Ковернинский |
16 |
2 |
14,00 |
87,50 |
Краснобаковский |
58 |
21 |
37,00 |
63,79 |
Краснооктябрьский |
303 |
225 |
78,00 |
25,74 |
Кстовский |
600 |
334 |
266,00 |
44,33 |
Кулебакский |
72 |
9 |
63,00 |
87,50 |
Лукояновский |
5775 |
3052 |
2723,00 |
47,15 |
Лысковский |
113 |
77 |
36,00 |
31,86 |
Навашинский |
49 |
13 |
36,00 |
73,47 |
Павловский |
139 |
58 |
81,00 |
58,27 |
Первомайский |
1346 |
583 |
763,00 |
56,69 |
Перевозский |
63 |
56 |
7,00 |
11,11 |
Пильнинский |
2239 |
1123 |
1116,00 |
49,84 |
Починсковский |
174 |
163 |
11,00 |
6,32 |
Семёновский |
70 |
33 |
37,00 |
52,86 |
Сергачский |
2563 |
1366 |
1197,00 |
46,70 |
Сеченовский |
979 |
585 |
394,00 |
40,25 |
Сокольский |
нет данных |
6 |
- |
- |
Сосновский |
10 |
2 |
8,00 |
80,00 |
Спасский |
19 |
14 |
5,00 |
26,32 |
Тонкинский |
4 |
1 |
3,00 |
75,00 |
Тоншаевский |
19 |
15 |
4,00 |
21,05 |
Уренский |
25 |
14 |
11,00 |
44,00 |
Чкаловскй |
50 |
24 |
26,00 |
52,00 |
Шарангский |
6 |
0 |
6,00 |
100,00 |
Шатковский |
3361 |
2013 |
1348,00 |
40,11 |
Шахунский |
37 |
21 |
16,00 |
43,24 |
Таблица 1. Расчёт динамики численности населения мордвы в районах Нижегородской области. Прим. – 1)жирным шрифтом выделены районы исторического расселения мордвы; 2) отрицательные значения в последней графе свидетельствуют о превышении численности мордвы в 2010 г. над 1989.
По данным таблицы была построена следующая карта.
Рис. 6. Карта изменения численности мордвы в 1989 – 2010 гг. по районам Нижегородской области.
По данной карте мы видим, что наибольшие темпы убыли мордвы (как естественной, так и миграционной) наблюдаются в районах по периферии Нижегородского Волго-Окского – территории её традиционного расселения, а также на севере региона, куда представители эрзи и мокши попадали исключительно за счёт миграционных процессов. На юго-востоке и в центре области численность мордвы сокращается наименьшими темпами за счёт изначально высокой своей численности. Наиболее кризисными в этнодемографическом отношении здесь являются Большемурашкинский (убыль на 69,6%), Гагинский (на 61,8%) и Первомайский (на 56,7%).
Выявлены и районы с положительной динамикой. Так в Княгининском районе численность мордвы за исследуемый период увеличилась а 33,3%, а в Володарском – на 3,78%.
Процесс ассимиляции коренных народов Нижегородской области наиболее ярко отражается на примере мордовских народов – эрзи и мокши. Большинство их представителей даже не знают, к какому из них они относятся, а своим родным языком считают русский. Ассимиляция коренных жителей Нижегородской области началась ещё при колонизации этих земель, продолжалась в советское время, однако, после распада СССР кризис села ударил и по национальным меньшинствам, опирающимся, в основном, на аграрную культуру. После этого темпы ассимиляции значительно ускорились.
2.2. Прогноз ассимиляции мордвы в Нижегородской области.
Прогноз любых процессов и явлений всегда носит вероятностный характер. Динамика изменений может меняться в любую сторону в зависимости от множества факторов. Составим прогноз изменения численности мордвы в районах Нижегородской области с учётом выявленных тенденций. Для этого установим прогнозный период такой же величины – 21 год (2010 – 2031 гг.) и рассчитаем порайонно будущую численность населения мордвы на 2031 г. с учётом сохранения темпов убыли или прироста её численности. Для этого вычтем из численности населения этого народа на 2010 г. величину убыли с 1989 по 2010 гг., в результате чего будем наблюдать следующую картину.
Рис. 7. Карта прогнозируемой численности населения мордвы в районах Нижегородской области на 2031 г.
При сохранении существующих темпов депопуляции мордовское население полностью исчезнет к 2031 г. в 22 районах области, расположенных, в основном, в северной и западной частях региона. Ни в одном районе Нижегородчины численность мордвы не будет составлять более 1000 чел. Максимальная её численность будет наблюдаться в Большеболдинском районе (826 чел.). Полностью исчезнет Центральный ареал расселения мордвы.
Однако, данные процессы обратимы. Для их предотвращения нами предлагаются следующие меры:
поддержка национального самосознания коренных народов Нижегородской области через создание возможностей для изучения родного языка в школах и учреждениях культуры;
создание новых рабочих мест разноплановой специализации в районах компактного проживания мордвы для удержания квалифицированных и молодых кадров на малой родине;
ознакомление широких слоёв населения региона с культурой коренных его жителей.
Сохранение этнодемографического потенциала коренных народов Нижегородчины будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию региона, разнообразию его этнокультурных особенностей и хозяйственному подъёму в районах компактного проживания коренных народов, в том числе, и мордвы.
Выводы по 2 главе
Процессы ассимиляции мордвы в Нижегородской области отличаются особенной интенсивностью. Лишь в двух районах области зафиксирован рост численности эрзи и мокши. Однако, большинство респондентов на переписи населения затруднялись отнести себя к какой-либо из этих национальностей. В 22 районах Нижегородчины убыль представителей мордовских народов по сравнению с 1989 г. составляет более 50%. В 5 из них убыль составляет свыше 75%, а в одном – мордва полностью исчезла. Прогноз ассимиляции показывает существенное сокращение ареала расселения и численности эрзи и мокши в Нижегородской области.
Заключение
В процессе исследования были изучены особенности истории и культуры нижегородской мордвы. Проанализированы материалы переписей населения 1989 и 2010 гг., порайонно выявив численность мордвы с составлением соответствующего картографического материала.
В результате сравнительного анализа материалов переписей населения выявлена динамика изменения численности мордвы в Нижегородской области в 1989 – 2010 гг.
На основании выявленных темпов ассимиляции осуществлён прогноз изменения численности мордвы при сохранении существующих тенденций на аналогичный период времени.
Изучение текущего состояния процесса ассимиляции мордвы и его прогноз позволили предложить меры по замедлению темпов сокращения численности представителей народов, относящихся к данной этнической общности.
Литература
Географический атлас. Нижегородская область. Земля, где я живу. Верхневолжское АГП Роскартографии, 2005. – 48 с.
Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Часть III Национальный состав населения Горьковской области. Горький, 1990.
Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы / П. И. Мельников (Андрей Печерский). — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. — 134 с.
Морохин Н.В. Традиционная духовная экологическая культура народов Нижегородского Поволжья. Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. Москва, 1998.
Наш край: кн. для учащихся гимназий и лицеев / сост. В.Шамшурин. - Н.Новгород: Кн., 2006. - 431 с.
Национальный состав населения муниципальных образований. Нижегородская область. Справочный материал, предоставленный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. 2010.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.
Интернет-ресурсы:
http://arto-mas.livejournal.com.
Erzan.ru.