ЕДИНСТВЕННЫЕ В МИРЕ БОРЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЕДИНСТВЕННЫЕ В МИРЕ БОРЫ

Рубахина А.П. 1
1МБОУ «Ребрихинской средней общеобразовательной школы»
Брежнева Н.Г. 1
1МБОУ «Ребрихинской средней общеобразовательной школы»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Над тихой речкой светлый бор.

Сосна к сосне – как на подбор.

Плеснет волна в реке со дна –

И к солнцу тянется сосна.

Геннадий Панов

Мне повезло родиться в очень живописном месте, в селе, где течёт река с янтарной водой, а по берегу раскинулся живописный ленточный бор. Однажды я спросила у мамы: « Кто же посадил так много красивых деревьев?». На что мне мама ответила: «Сама природа». Я поставила перед собой цель узнать, как появились ленточные боры на Алтае. Лес -это богатство, которые мы должны сберечь для наших потомков.

Сказать, что ленточные боры Алтайского края уникальны, значит, ничего не сказать. Из пяти лент, четыре находятся в России, похожая есть в Канаде.

Алтайский край примечателен реликтовыми ленточными борами.

Если посмотреть на космический снимок юга Западной Сибири, взгляд невольно привлекают несколько тёмно-зелёных параллельных друг другу полос леса, резко контрастирующих с окружающими аграрными ландшафтами. Четыре ленты, рассекающие Кулундинскую степь, мощными корнями, как каркасом, сдерживают миллионы тонн песка. Они носят названия рек, которые текут в борах: Барнаулки, Касмалы, Бурлы, Кулунды.

Рис. 1 Концентрация облаков над ленточными борами. Космоснимок

Глава I

  1.  
    1. Актуальность

Лес - это «легкие» нашей планеты: не будь на Земле лесов, человечество давно бы уже задохнулось от вредных выбросов. Площади лесов стремительно сокращаются. Как сохранить богатство, подаренное самой природой?

Основная цель проекта

Сохранение природных комплексов алтайских ленточных боров

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Найти информацию об уникальных ленточных борах

2. Провести анализ состояния Касмалинского ленточного бора

3. Рассказать одноклассникам о результатах своего исследования.

Гипотеза: в ходе проделанной работы повысить экологические знания учащихся, привить любовь к малой Родине, чувства ответственности за землю, за родные леса, прививать бережное отношение к природе.

Объект исследования: Касмалинский ленточный бор

Предмет исследования: состояние ленточного бора

1.1. Ленточные боры Алтая

Ленточные боры Алтайского края тянутся в Обь-Иртышском междуречье параллельными полосами с северо-востока на юго-запад и занимают площадь в 1,1 млн. гектаров.

Самая северная лента - Аллеуская, имеет длину 110 километров, причем 25 проходят по Новосибирской области. Ширина ленты 5 - 7 километров, и в вдоль нее протекает река Бурла, в пойме которой встречаются сосняки и участки лиственного леса.

Южнее Алееуской ленты на 120 километров протянулась Кулундинская с максимальной шириной до 8 километров. По большей части ленты протекает река Кулунда. В ленте много лесных озер. [1]

В 30 километрах от Кулундинской лесной полосы протекает Касмалинская длинной 200 километров и параллельно ей в 10 километрах самая большая лента - Барнаульская - длиной 220 километров. Ширина этих лент от 5 до 10 километров. В районе Волчихи Касмалинская и Барнаульская ленты соединяются, образуя сосновый массив шириной 45 километров. От восточной части этого массива сосновые леса одной лентой шириной до 25 километров уходят уже в Казахстан, а юго-западная часть Волчихинского бора переходит в Михайловский, а еще севернее - в Ключивские боры. Продолжением Алтайских ленточных боров являются боры Казахстана, которые состоят из отдельных массивов различной величины и формы.

В Семипалатинской области Казахстана имеется Локтевская лента длиной 40 километров и шириной около 5 километров. Раньше она была длиннее на 80 километров и простиралась до Рубцовска. Между Алеусской и Кулундинской лентами имеется в районе Баево три небольших сосновых борка и вокруг них большое количество березовых колков. Предполагается, что здесь по притокам реки Кулунды ранее была еще одна небольшая лента длиной 70-100 километров.

Ленточные боры являются уникальным природным явлением на Земле, и происхождение их учёные связывают с последним, третьим оледенением. С общим потеплением климата и началом таянья громадных масс льда, началось отступление ледника на север. Подпруженные ледником воды устремились по левым притокам Оби вспять, в сторону Иртыша. Они несли с собой массу песка, который откладывался в руслах рек. По мере отступления ледника на север перемещались водные потоки. Вначале воды текли по нынешней реке Барнаулке, позднее - по Касмале, а ещё позднее по Кулунде и Бурле. На местах этих водных потоков образовались мощные залежи песка, на которых стали произрастать сосновые боры в виде отдельных лент.[2]

1.2. Анализ состояния ленточного бора

Сосна является господствующей древесной породой в ленточных борах, ею занято 82 процента площади. Часто встречаются берёза и осина, поэтому наш лес называют ещё смешанным.

Сосна в ленточных борах плодоносит почти ежегодно, и самосев ее часто появляется в большом количестве. Однако климатические условия вегетационного периода настолько неудовлетворительные, что в летние месяцы всходы сосны почти полностью погибают. Лучше они сохраняются в конусах тени взрослых деревьев. Под пологом березы и осины сосновый самосев развивается лучше, чем под сосновым.

Вблизи ленточных боров влажность воздуха и почв увеличивается в сравнении со степью на 20-25 процентов, а количество осадков за лето повышается на 30-50 миллиметров.

Бор — естественное препятствие для ветра, защитный барьер среди степей Алтая. Ветер, ударяясь о стенку леса, теряет свою силу. Зимой здесь происходит большое накопление снега. Весной он тает медленнее, чем в открытой степи, так как деревья и кусты защищают снег от солнечных лучей, и талые воды целиком уходят в почву, питая подземными водами речки и озера.[3]

В настоящее время Касмалинский бор просит людей о помощи. Только мы, подрастающее поколение можем остановить гибель леса. Погибнет лес, погибнет село. В бору интенсивно ведутся вырубки, как нас уверяют только «полезные» для здоровья бора. Но даже обывателю заметно. Что лес интенсивно редеет.

1.3. ООПТ Касмалинский заказник

В целях сохранения уникальности Касмалинского ленточного бора в пределах Ребрихинского и Павловского районов Алтайского края расположена особо охраняемая территория - заказник «Касмалинский»

Цели объявления природной территории заказником:

• создание благоприятных условий для сохранения природного комплекса экосистемы интразонального ленточного бора в климатических условиях южной лесостепи;

• сохранение и воспроизводство птиц, животных и растений ленточного бора, пополнение смежных охотугодий района промысловыми видами животных (естественное расселение);

• сохранение мест естественного обитания животных, птиц и растений борового и водно-болотного комплекса;

• поддержание экологического баланса региона и благоприятной окружающей среды для человека.

В задачи и функции заказника входит:

• Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия с целью обеспечения благоприятной окружающей среды для человека в условиях заказного режима и методами рационального природопользования, а именно:

• восстановление популяции и воспроизводство бобра, лося, косули, белки-телеутки, зайца-беляка, горностая, барсука, рыси;

• сохранение мест обитания охотничье-промысловых, редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе занесенных в Красную книгу Алтайского края;[3]

Местонахождение, границы, площадь.

Заказник расположен в Ребрихинском районе.

Общая площадь заказника 18000 га.

Природная характеристика территории. Заказник расположен на Приобском плато в пределах Касмалинского ленточного бора. Климат умеренно засушливый. Количество осадков до 400 мм в год, безморозный период продолжается 120-125 дней, снежный покров сохраняется 160-163 дня, средняя температура января -17° С.

Доминирующими являются ландшафты сосновых боров на дерново-подзолистых почвах. Под сосновыми насаждениями развиваются дерново-слабоподзолистые песчаные (гряды и бугры) и дерново-слабоподзолистые оглееные почвы (понижения, ровные межгривные участки). В понижениях формируются торфяно-глеевые незасоленные. [4]

Глава 2.

Практическая часть

И все это зачастую безжалостно и бессмысленно уничтожается пожарами, возникающими из-за неосторожности обращения с огнем в лесу, а так же вырубки. Сохранить лес для наших потомков - это обязанность каждого сознательного гражданина!

Как же конкретный школьник может оказать помощь в сохранности уникальных ленточных боров? Сосны обычно живут 100-300 лет, но такого почтенного возраста достигают не все. Они как люди. Тоже хотят жить. Как же им помочь.

Во- первых, новогодний праздник можно украсить не натуральной сосной, или елью, а купить искусственное дерево, хотя его производство связано с вредными выбросами в атмосферу. Идеальный вариант нарядить новогоднюю красавицу у себя во дворе, разумеется, не срубая дерева. У вас нет во дворе сосны, или ели? Сейчас самое время посадить дерево и оно будет радовать не только вас, но и новое поколение. Также новогоднее дерево можно сделать из бросового материала, например стеклянных, или пластиковых бутылок и украсить иллюминацией.

Во- вторых, мусор, оставленный в лесу после пикника, может привести к болезни леса, это источник размножения микроорганизмов. Совет простой – никогда не оставляйте мусор в лесу.

В - третьих, соблюдайте правила поведения в лесу, ведь все компоненты связаны между собой в единое целое. Нарушение одного звена в цепи ведёт к гибели всего живого.

Я думаю, что эти не хитрые правила должны соблюдать все, а если вы встретили людей, не соблюдающих данные законы, не стесняться, им сделать замечание, тем самым повышая экологическую культуру населения.

Памятка

Почему лес надо беречь?

Деревья на земле появились гораздо раньше человека. Но год за годом, век за веком, он продолжает уничтожать их, оставляя все меньше пространства для роста. Провидцы, гадалки и даже ученые предрекают неразумному человечеству катастрофический исход, если в ближайшее время мы не прекратим так активно истреблять наших «ЗЕЛЕНЫХ СОСЕДЕЙ».

  • Лес, наши Легкие Жизни. Это он поглощает углекислый газ и вырабатывает кислород.

  • Это ягоды, грибы, лекарственные травы, деловая древесина.

  • В лесу обитает множество животных — птиц, насекомых, зверей. В водомах — рыба.

  • Нельзя вырубать леса по берегам рек, так как от этого река сильно и надолго мелеет.

  • Лес— это дом многих животных.

  • Лес — великий дар природы! Это не только источник пищи и сырья, не только легкие нашей планеты.

  • Лес — это кладовая здоровья, оказывающая на человека удивительно целебное воздействие, восстанавливающая силу и энергию, дающая возможность эстетического наслаждения растительным и животным миром во всем их разнообразии.

Заключение.

Зеленые растения играют большую роль они, и только они, способны в больших масштабах поглощать из атмосферы углекислый газ и, следовательно, препятствовать его накоплению в воздушной оболочке нашей планеты. Увеличение содержания углекислого газа в атмосфере Земли имело бы самые пагубные последствия.

Лес - это могучий лечебный и оздоровительный фактор. Именно в природе, в окружении растений мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье. Многие работники умственного труда, писатели и художники, композиторы и поэты особенно продуктивно работают, находясь вне больших городов, в тесном общении с природой.

По результатам проделанной работы можно судить о том, что данное исследование является очень своевременным, актуальным и интересным для учащихся. Оно развивает у нас патриотические чувства по отношению к малой родине, чувства ответственности за землю, за родные леса, прививает бережное отношение к природе.

По завершению проекта я планирую вместе с одноклассниками и родителями высадить 50 саженцев в отведенном Ребрихинским лесничеством месте. Этот проект, я надеюсь, станет отправной точкой для разработки серии проектов, связанных с природоохранной.

Источники

  1. http://www.golden-altai.ru/places/drugoe/lentochnye-bory/

  1. http://studbooks.net/886859/ekologiya/lentochnyy_altayskogo_kraya

  1. http://zakon-region.ru/altaysiy-kray/9490/

  1. Учебник. — Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания, науки и культуры «XXI век», 2004. — 192 с.:

Приложение

Рис. 1 Осенний лес у реки Касмала

Рис .2 Одинокая сосна Касмалинский бор

Рис. 3 Молодняк

Рис. 4 Природоохранные призывы

Рис.5 Лес зимой

Рис. 6 Социальная реклама

Просмотров работы: 2835