Введение
«… Ни пустоты, ни тьмы нам не дано:Есть всюду свет, предвечный и безликий …»
И. Бунин, 1927
История человечества весьма богата разнообразными событиями, поэты и писатели часто обращаются в творчестве к историческому прошлому стран и народов. Читатели с большим интересом берут книги, рассказывающие о том, что происходило давным-давно. Нередко повествование о далёких временах захватывает нас больше, чем рассказ о современной жизни: ведь искусство обладает удивительной способностью сохранять человеческий опыт в художественной форме. А еще интереснее слушать песни. Через них человек раскрывает свой внутренний мир, показывает своё отношение к происходящим событиям. Песня всегда неразрывно связана с историей человека, народа, страны.
Цель:
Исследование исторического развития источников света через тексты песен: от первых источников света до современности. Изучение через песню символической значимости света для человека.
Задачи:
Познакомиться с историей световых приборов: от первоисточников до современности.
Найти тексты песен с упоминанием о свете, световых приборах; выявить использование авторами литературных приёмов для раскрытия символической значимости света для человека.
3. Провести историческую аналогию между двумя видами источников информации.
4. Поделиться своим исследованием на уроках литературы, истории, физики.
Актуальность данной темы в том, что изучать историю можно через любые источники информации. Главное, чтобы источники были правдивыми, а исследователю было интересно изучать информацию.
Гипотеза: Песня для человека всегда была способом выражения своих мыслей и чувств, отражала отношение человека к происходящим событиям, была способом передачи информации. Человек ещё не умел писать, но уже сочинял песни. Если тебе не интересно получать информацию из исторических источников, ты можешь познакомиться с историей другими способами. В нашем случае мы попытаемся изучить историю развития источников света через песенный жанр. Мы живём в эпоху великих перемен и открытий, мы являемся представителями великой страны и должны быть образованными людьми. Так как человека всегда интересует история, эта тема будет актуальной во все времена.
Проблема: Изучая литературу в школе, нельзя ни обратить внимание на то, что в учебниках мы сталкиваемся с множеством песен, в которых отражена история. В связи с этим я поставил проблемный вопрос: можно ли изучить историю через песни?
Методы исследования:
- поисковый метод - сбор данных о произведениях литературы и фольклора, в которых встречается упоминание образа света;
- аналитический метод - анализ и систематизация этих данных с последующим выводом;
- практический метод – создание работы;
- сравнение - сравнивали значение света в песне;
- метод опроса - анкетирование учащихся, учителей и родителей, возрастного поколения.
Этапы работы:
1. Изучение литературы по теме исследования (песни от фольклора до современности).
2. Сбор материала, его обработка.
3. Обобщение полученных результатов.
4. Транслирование полученной информации (уроки, классные часы, родительские собрания)
Глава I Общественная значимость
Чтобы начать своё исследование, я должен был убедиться в актуальности данной темы. Я провел анкетирование среди обучающихся и работников МАОУ «Новомирской ООШ», а также среди более возрастного поколения нашего населённого пункта для того, чтобы узнать будет ли интересна данная работа другим людям.
Представляю вам вопросы анкеты:
1.Знаете ли вы эволюцию развития световых приборов (когда и какой световой прибор был изобретён)?
2. Какие песни с упоминанием световых приборов, источников света вы можете назвать?
3.Можно ли проследить эволюцию развития света через песни?
4. Могут ли световые приборы иметь скрытый смысл и обозначение?
5. Интересно ли было бы Вам изучить эволюцию света через тексты песен?
В анкетировании принимали участие обучающиеся 6-9 классов, были опрошены 21 человек. (Приложение 1)
Аналогичный опрос был проведен среди работников нашей школы (поколение мам и пап). В анкетирование приняли участие 11 человек. (Приложение 2)
Метод опроса был проведен и среди возрастного поколения поселка (поколение бабушек). В анкетирование приняли участие 6 человек. (Приложение 3)
Проанализировав полученную информацию, мы сделали следующие выводы:
1. Ученики нашей школы не знают эволюцию развития света.
2. Поколение «мам и пап» знают только современный этап развития света («лампочка Ильича» и неоновый свет);
3. Поколение «бабушек» подробно рассказали о лучине и о керосиновой лампе.
4. Ученики назвали песню «Костер», т.к. она является дружинной песней детской организации «Искра» в нашей школе. Других песен молодое поколение назвать не смогло.
5. Поколение «мам и пап» назвали песни: «Дым костра создает уют…», «Фонарики горят…на темной улице гулять нам не велят»;
6. Поколение «бабушек» вспомнили только песни о «Лучинушке…», что говорит об их возрасте.
7. На третий вопрос анкеты все единодушно ответили, что можно проследить историю развития света через песни, но не смогли подтвердить это фактами.
8. Респонденты анкетирования подтвердили наличие скрытого смысла у светоносителей, но не смогли раскрыть значимость.
9. Ученики, родители и некоторые бабушки хотели бы узнать историю развития света через тексты песен. Узнать роль света в песне.
Сделав выводы по полученной информации, я понял, что моя исследовательская работа будет востребована у всех поколений.
Глава II История развития световых приборов через контекст песен.
2.1.Первые источники света. (Приложение 4)
С давних времен свет играл важную роль в жизни людей. Он всегда помогал людям. Они воспевали и восхваляли его в песнях. Свет олицетворялся с чем-то положительным, добрым, светлым. Это доказывают большое количество пословиц, созданных русским народом: «Ученье - свет, а не ученье - тьма», «Свет стоит до тьмы, а тьма до свету»; фразеологических оборотов: «луч света в темном царстве», «ни свет ни заря»; «пролить (или бросить) свет»; «свет очей, свет жизни, свет мой»;
Образ света всегда был символом надежды. В то же время отсутствие света в литературных произведениях - предзнаменование чего-то страшного, неотвратимого, недоброго.
Свет - фундаментальная категория человеческого бытия. Первым источником света является костер, где в качестве топлива используется древесина или уголь. Это был самый примитивный способ освещения, но несмотря на это, люди сочиняли о нем больше всего песен, они поклонялись огню, считали его подарком Богов:
«…Огонь! Очистит золото от примесей
Огонь! Кто верит в истину выстоит
Огонь! Очистит золото от примесей
Огонь! Кто верит в истину выстоит…» (группа: «Грот»)
Автор восхваляет огонь, повторяет его в каждой строке (анафора1), усиливая тем самым его мощь и величие. Таким образом «удвоение строк» - не простое повторение, а средство поэтического «подтекста», углубляющее содержание высказывания.
«Мой костер в тумане светит,Искры гаснут на летуНочью нас никто не встретит,Мы простимся на мосту…» (романс на слова Якова Петровича Полонского )
В данном случае костер светит в тумане, это значит, что лирические герои не хотят открытости, они хотят уединения. Тем более их свидание подходит к концу. На это указывают строки: «Искры гаснут на лету, Мы простимся на мосту…»
Позже огонь преобразовался в минимизированную форму света - лучину.2 Люди создали лучину с тем же намерением, чтобы она освещала им жизнь. Но лучина не могла дать много света, поэтому часто в песнях она отражала безысходность, невосполнимость и ассоциировалась с печалью и грустью. Изображение лучины представлялось как единственный осветительный прибор в деревенской избе.
«…лучина, лучинушка березовая,
Что же ты, лучинушка, неясно горишь…»
(«Лучинушка»- рус. нар. песня)
На незначительный свет лучины указывает уменьшительно-ласкательный суффикс -ушк-. Но этот неяркий свет был важен для героя, это подтверждает троекратное обращение к лучине. Эпитет «лучинушка берёзовая» показывает скрытую связь лучины и русской деревни, т.к. береза является одним из символов России.
«…Извела меня кручина,Подколодная змея!..Догорай, гори моя лучина,Догорю с тобой и я!...»
(Музыка Александра Варламова, Слова Семена Стромилова)
В данном отрывке мы видим, что лучина используется через иносказание, она сравнивается с человеком, который устал («…Извела меня кручина,Подколодная змея!..) и ждет гибели. Это подтверждается строками:
«Догорай, гори моя лучина, Догорю с тобой и я!...».
Шло время, люди подчинили себе огонь, стали им управлять. И лучина переросла в нечто большее - факел3.
«Я пылаю, черт, я пылаю как факел.Твое и мое пламя, твое и мое пламя.Я пылаю, черт, я пылаю как факел.Твое и мое пламя, твое и мое пламя…»
(исполнитель Жак-Энтони «Факел»)
В данной песне художественная деталь «Факел». Он пылает, что олицетворяет сильные чувства к противоположному полу. Автор песни повторяет первую и третью строки (литературный художественный прием - повторение, или анафора), тем самым усиливая скрытое чувство. Повторяя вторую и четвертую строки, объединяет двух людей в единое целое. Такое возможно только при взаимном чувстве - любви. Факел загорается ярко, но по каким-либо причинам может быстро погаснуть. Такое случается и с любовью. Недаром говорят, что «от любви до ненависти один шаг».
Долгие века такой источник света вполне устраивал людей. Но он был не только слишком громоздким, но и крайне неэффективным источником света, пользоваться им было крайне неудобно. Поэтому появились масляные лампы. В них источником энергии служило жидкое масло. Для транспортировки масла из резервуара к зоне горения потребовалось ввести трансмиссию - фитиль4. 5
«…Установите масляную лампу вами,Так что я могу читать со слезами,Что твоя жизнь со мнойНаписано на вашем лице…»
(исполнитель: My Precious «My Oil Lamp»)
В данном контексте песни можем увидеть и понять, что масляные лампы были неудобными: так как коптили. Это подтверждают слова «могу читать со слезами…»
Несколько позже изобрели восковую свечу6. Она была привилегией богатых. Бедные не могли позволить себе такую роскошь. Топливо свечи находится в твердом состоянии, и при нагреве плавится и далее транспортируется фитилем к зоне горения.
«…Осенней ночью за окномТуман поссорился с дождем,И в беспробудный вечер,И в беспробудный вечер.О чем-то дальнем, неземном,О чем-то близком и родном,Сгорая, плачут свечи,Сгорая, плачут свечи.О чем-то дальнем, неземном,О чем-то близком и родном,Сгорая, плачут свечи…» (Михаил Звездинский)
Свеча – спутница лирической героини в жизни, в любви. Она дает крохотную надежду на то, что все еще может быть хорошо, что можно надеяться на лучшее. Автор повторяет парами строки, усиливая тем самым ситуацию.Свеча в данном стихотворении имеет особое значение. Она выражает надежду на божественную помощь. Использован литературный приём – метафора («плачут свечи»).Свеча всегда была подругой влюбленных. Это своего рода выражение счастья, любви, человеческой души.
Затем на долгое время прогресс для ламп сводился к вариациям в конструкции масляных ламп и свечей. В начале 18 века появились парафиновые свечи и керосиновые лампы.
«В небо с криком отчаянным птичья стая ушла.
Не хватало печали нам... Коля, что за дела?!
Плач свечей парафиновых, загрустил Ленинград...
Николай Серафимович, до свидания, брат»
(автор и исполнитель А.Розенбаум)
В данном стихотворении свеча является спутником лирического героя в сложный период. Свеча своими восковыми слезами оплакивает прощание друзей, оплакивает тот правильный, спокойный мир, которого больше не будет — «до свидания, брат».
Сравнивая две песни, сложно не заметить сходства. Оба автора ассоциируют свечи с плачем. Они используют свечу для эмоционального обогащения, для полной передачи грусти, печали.
Кероси́новая ла́мпа — светильник, работающий на основе сгорания керосина — продукта перегонки нефти. После широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются в основном там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.7 Керосиновая лампа служила отличным заменителем современных фонарей. Но также, керосиновая лампа служила символом семьи.
«… в крайней избушке не гаснет ночник,
Спит на печи подгулявший старик…»
(XIX век «Ехал из ярмарки ухарь-купец» авт.И.Никитин)
При зажженной лампе солдат писал письмо родным. А родные, в свою очередь, под свет керосинки читали заветные треугольники с фронта.
«… В комнате нашей, над тихим столом
Лампы лучится круг…»
(«Жду я тебя» Песня фронтовых лет сл. И.Дремов муз. А.Аверкин)«…Керосиновая лампа – запах родной,
живорусская деревня по дороге столбовой.Керосиновая лампа – фитиль дымит,
огонек пусть не погаснет,
ведь душа за них болит…» (группа: «Бутырка»)
Данный отрывок песни можно разобрать на множество эпитетов – «запах родной», «по дороге столбовой», «живорусская деревня». Эти словосочетания показывают любовь автора к малой родине, а деревня ассоциируется с керосиновой лампой. Опять же автор усиливает значение керосиновой лампы, показывает ее незаменимость в деревне. Хоть свет от ламп был незначительным, но люди боялись потерять и этот огонек.
В конце XVIII века появились первые водородные лампы с электрическим зажиганием. В 1798 году С. Клегг стал использовать лампы на угольном газе для освещения производственных помещений, а в 1802 году он организовал фирму и стал массово внедрять газовое освещение. Часто их использовали в освещении улиц.
«Вряд ли позабудут стены,
Как летали люди из окна напротив.
В белые пижамы сонные одеты,
Не найдут ответы, не найдут запреты.
Закрывал глаза свои, рукой держал твои,
Я не хотел, чтобы ты видела те фонари.
Зажигали вдали, большое пари,
Тают на дне фонари…» (группа HOMIE - "Фонари")
Фонари погружают нас в ночь, в то, что произошло ночью. Наводят на мысль о том, что ночь когда-то закончится: фонари таяли - жизнь сокращалась.Такая логика рассуждения подчеркнута и звуковым, и ритмическим акцентированием. На фонетическом уровне резкий перебой в общем звучании создают звонкие согласные в строчках. Строки максимально насыщены такими звуками. Наибольшую смысловую нагрузку несет слово «фонари». Оно связывает внешнее хаотическое ночное начало и внутреннее человеческое подсознание.
Электрические источники света
Параллельно с развитием химических источников света развивались электрические. В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта создал первый электрический источник тока, который получил название "вольтов столб".
Дуговые лампы
Сначала начали развиваться системы, которые использовали электрическую дугу. Наблюдали это явление одновременно Х. Дэви в Англии и В. Петров в России. Через 42 года французский физик Фуко создал первую дуговую лампу с ручным регулированием длины дуги, которая нашла достаточно широкое применение. Вскоре Павел Яблочков усовершенствовал конструкцию, поставив электроды вертикально и разделив их слоем изолятора. Американец Джандус первый придумал помещать под купол не всю лампу, а только ее электроды.
Лампы накаливания.
Первым, кто разработал первую лампочку, где была использована обугленная бамбуковая нить в вакуумированном сосуде, был немецкий изобретатель Генрих Гебель. Серьезным недостатком ламп накаливания был слишком короткий срок их работы. Это было вызвано быстрым разрушением нити в атмосфере кислорода. До сих пор лампы накаливания пока составляют большую часть используемых в мире источников света.
«…Встречая рассвет электрических ламп,Стойкая кровь побежит по рукам,Встанет глоток полумертвой водыВ горле, и снова на поиск еды.Точный прогноз на сегодняшний день:Нет ни дождя, ни жары, ни метели;Близкие глазу черты серых стен,Ставшие домом - ваш замкнутый плен!...»(песня Саратовской группы 60mm – Беги за Солнцем, автор неизвестен)
Лирический герой данного стихотворения давно не был на воле, не видел рассвета, ему тяжело находиться в помещении-плене, в словах песни слышится безысходность.Построено как описание жизни осужденных, призывающее не отчаиваться. Автор рисует мрачное пространство, в котором нет природных явлений: «метелей», «дождей» и хотя эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, стихотворение проникнуто светом веры и надежды. Поэт широко использует оценочные эпитеты: «электрических лам», «стойкая кровь», «полумертвой воды», «точный прогноз» и др.
Технологии освещения развивались, становились совершеннее, удобнее, практичнее. При одном из первых председателей Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР Владимире Ильиче Ленине в России появилась лампа накаливания. В народе названная «лампочка Ильича».8 Это был большой шаг вперед, прогресс: теперь электричество служило свету, жизни.
«….Свет в потолке
Лампочки Ильича,
Радостно мне -
Скоро увижу врача.
Годы летят,
Снег очень быстро тает,
Тусклым стал свет
Лампочки Ильича…» (авт.Валерий Цыков Моголь)
Лампочка Ильича несет веселье, радость и надежду «на светлое будущее», это подтверждается словами «радостно мне». Лирический герой болен, но он не теряет надежду. Символом этой надежды является свет. Но свет не дает ему полной надежды, так как тускнеет, говоря читателю о том, что главному герою придется трудиться, чтобы выздороветь.
В связи с этим в жизни людей появились профессии, связанные со светом, одна из них - электрик.
«…Ой, гуляет в поле диалектика -
Сколько душ невинных загубила!
Полюби, Марусенька, электрика,
Пока его током не убило!
Полюби, Марусенька, электрика,
Пока его током не убило!...» (автор Виктор Байрак «Гимн электриков»)
3, 5 и 4, 6 строки повторяются. С помощью данных художественных повторов автор старается придать более яркое значение фразам, привлечь внимание к главному, ненавязчиво подчёркнуть эту мысль - профессия «электрик» опасна.
2.3.Галогенные лампы накаливания
Серьезным шагом в развитии ламп накаливания явилось открытие галогенного цикла. Еще в 1949 году фирма OSRAM подала заявку на выдачу патента на галогенные лампы накаливания
«Заходим в поворот и на Садовое кольцо,Навстречу фары, фары — слепит дальний свет,А мы проедем незаметно, у нас в свете мазы нет..»
(группа М-095 — «Серебряный ветер»)
Автор использует повторы, усиливая восприятие текста.Они показывают большое количество автомобилей на трассе, которые несут риск, призывают к осторожности, напоминают о близкой опасности.
Газоразрядные лампы
Позже, во второй половине XX века, в освещении стали использовать неоновый свет. Газоразрядные лампы являются родственниками дуговых. Это большое семейство ламп, в которых разряд происходит между электродами в атмосфере какого-либо газа, или пара.9
«…Неоновый свет витрин манит и зовет из дома,
я одна, ты один, мы с тобой не знакомы…» (муз. Дмитрий Ланской, сл.Максим Паршин, исп. Татьяна Малышева)
В песне используется эпитет «неоновый свет», он приятен, поэтому притягивает людей, заставляет выйти из дома. Улица же таит в себе новые знакомства среди одиноких людей.
Компактные люминесцентные лампы
Основная особенность устройства компактных люминесцентных ламп состоит в придании различными способами разрядной трубке таких форм, которые бы обеспечили резкое снижение длины лампы.
« Я бросаю заветную цель.
В этом черном небе нет места –
люминесцентная лампа не заменит мне сердца…»
(Ф.Логинов. «Погружение в себя»)
Люминесцентный свет холодный, поэтому лирический герой хочет творить, дарить добро, а не оставаться равнодушным.
Безэлектродные лампы
Безэлектродная лампа работает на высокочастотном излучении устройства, называемого магнетрон и расположенного за рефлектором. СВЧ-излучение создает электромагнитное поле, приводя, таким образом, к возникновению плазмы с длиной волны, определяемой газовым наполнением.
Светодиоды
Светодиоды (LED - light-emitting diode) - полупроводниковый элемент, который при подаче напряжения в "прямом смещении" излучает монохроматический, некогерентный (в отличие от полупроводникового лазера) свет. Цвет свечения зависит от применяемого при производстве светодиода полупроводника (в большей степени - от используемых примесей при их производстве) и сегодня охватывает весь видимый спектр, захватывая инфракрасный, а в последних разработках - даже ультрафиолетовый.
«Над головой небосклон огней, Будто неоновые слоганы, Через окно наподобие панно видны, Светодиодами укомплектованные миры.»
(группа Oxxxymiron – «Накануне»)
А здесь мы видим, что без световых приборов не обходятся нигде. Даже звездное небо сравнивают с неоновым светом (литературный прием – сравнение).
Многое изменилось с тех времен. Поменялись способы освещения. Добавлялись всё новые и новые технологии. Одни из них - компьютер и телевизор. Они играют важную роль в жизни каждого человека.
«…Мой компьютер, телевизор,
Их иглою я пронизан
Нереальный, нереальный,
Но живой.
Все друзья казались ближе,
Их я больше не увижу,
Ты скажи мне, ты скажи мне,
Что случилось со мной…» (группа: «Кометы»)
И компьютер, и телевизор вызывают у человека зависимость, от которой очень трудно избавиться.
Конец XX- начало XXI века - прорыв технологий. Лазерные лучи прочно входят в жизнь молодого поколения. Это атрибут дискотек, вечеринок, шоу, всего яркого, праздничного, веселого, зажигательного. И опять творчество оставляет память об этом другим поколения в песне.10
«…Лазерный луч, мне так тоскливо без тебя.
Лазерный луч, а ты все дальше от меня…» (исп.Луни Тюнз)
Используя анафору, исполнитель говорит, что без лазерного луча выступление становится скучным, тоскливым.
«…Лазерныйлуч, а ты все дальше от меня.
Наша дружба испарилась, словножидкий газ.
Все, что мы расщепили вместе - пустое, как и слезы вмоих глаза-а-ах! ...» (автор: Веселые мелодии (Merry Melodies; Перевод студии "Пифагор") Обратив внимание на обе песни, сложно не заметить, что используется одна и та же строка:«…Лазерныйлуч, а ты все дальше от меня.». Она показывает, что лазерный луч связывает нас с чем-то далеким, космическим.
Светотехника XXI века связывает свои надежды с использованием в целях освещения светодиодов и оптоволокна. Достоинства светодиодов состоят в их малых размерах, большом сроке службы и мощной силе света при маленьком требуемом напряжении питания. Без сомнения, — это один из самых перспективных путей развития светотехники.
Эволюция светотехники усовершенствовалась до таких масштабов, что можно познакомиться с Хацунэ Мику (яп. 初音ミク), японская виртуальная певица, созданная компанией Crypton Future Media 31 августа 2007 года. Диски с песнями Мику завоевывали первые позиции в японских чартах. Она является самым известным и популярным вокалоидом и стала поп-идолом. Также, благодаря технологии лазерной 3D-голографии, она даёт и живые концерты.
Глава III Заключение
В процессе работы я узнал, какой долгий и сложный путь прошли источники света, как много интересного связано с происхождением каждого светового источника, его развитием и значением для человека. Через исследование я смог доказать, что каждый этап в развитии источников света нашёл отражение в песне.
Вникая в тексты и контексты песен, я нашёл подтверждение тому, что изучать историю можно через любые источники информации. Главное, чтобы источники были правдивыми, а исследователю было интересно изучать информацию.
Анализируя использованные авторами литературные приёмы, я понял, что человек через песню рассказывал об исторических вехах жизни народа, выражал своё отношение к этим событиям, свои чувства, желания, настроение, т.е. свой внутренний мир.
Безусловно, свет является одним из результатов культурной деятельности человека. Символ света в песенном жанре условен, многозначен, вбирает в свою структуру общее и единичное. Многоаспектность символа света совмещает в себе свойства аллегории, олицетворения, художественного образа, метафоры, сравнения. Нередко основное значение символа получает дополнительные оттенки. Это может быть в перспективе продолжением моей работы. Символ света не потеряет своей актуальности до тех пор, пока будут развиваться технологии.
В заключении хочется сказать, что свет - это добро и счастье для человека. Не зря же существует выражение «светиться от счастья».
Список используемой литературы
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», Вольфа
СПб.-М., 1880, 812 с.
Кынин А.А.«Развитие источников света», М, 2001, 112с.
Литературный словарь. - М.: "ЛУч", 2007
Лосев А. Ф. « Проблема символа и реалистическое искусство.»— 2-е изд., испр.— М.: Искусство, 1995.—320 с.
Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957—1960 ( АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981—1984.)
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», 2010., М, 454с.
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова.М., 2005»
Топоров В.Н. «Миф, Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995 — 624 с.
Трембач В.В. «Светотехника и источник света»,М.: 1990 463 с.
Список использованных источников информации
https://ru.wikipedia.org/
https://www.calc.ru/Lazer.html
http://www.treeland.ru/article/eko/candle/svm.htm
http://www.metodolog.ru/01228/01228.html
Приложение № 1
Анкетирование учеников:
1.Знаете ли вы эволюцию развития световых приборов (когда и какой световой прибор был изобретён)?
2.Какие песни можете назвать, где есть использование световых приборов?
3.Можно ли проследить эволюцию развития света через песни?
Могут ли световые приборы иметь скрытый смысл и обозначение?
5 Интересно ли Вам было изучить эволюцию света через тексты песен?
Приложение № 2
Анкетирование работников школы, родителей («поколение мам и пап»):
1.Знаете ли вы эволюцию развития световых приборов (когда и какой световой прибор был изобретён)?
2.Какие песни можете назвать, где есть использование световых приборов?
3.Можно ли проследить эволюцию развития света через песни?
4.Могут ли световые приборы иметь скрытый смысл и обозначение?
5. Интересно ли Вам было изучить эволюцию света через тексты песен?
Приложение № 3
Анкетирование возрастного населения («поколение бабушек»):
1.Знаете ли вы эволюцию развития световых приборов (когда и какой световой прибор был изобретён)?
2.Какие песни можете назвать, где есть использование световых приборов?
3.Можно ли проследить эволюцию развития света через песни?
4.Могут ли световые приборы иметь скрытый смысл и обозначение?
5 Интересно ли Вам было изучить эволюцию света через тексты песен?
Приложение №4
1Анафора - (стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т. п. в начале смежных или близко расположенных строк, строфили фраз). («Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова.М., 2005»)
2ЛУЧИНА - она идет на растопку и на свет, для чего вставляется в светец; у штукатуров, для подбою, треска; Даль. Словарь Даля. 2012
3ФАКЕЛ - муж. , нем. светоч, пеньковый витень, пропитанный салом, смолою, для освещенья. Факельный свет. Факельщики идут четами впереди погребального шествия. Даль. Словарь Даля. 2012ФАКЕЛ--а, м. 1. Светильник на рукоятке, обычно короткая палка с намотанной на конце просмолённой паклей. Олимпийский ф. (укреплённая на рукоятке чаша с горючей смесью). 2. Поток воздуха и горящих частиц, образующийся в топке при сжигании пылевидного, жидкого или газообразного топлива, а также вообще конусообразное пламя (спец.). II прил. факельный, -ая, -ое. Факельное шествие (с факелами). Факельная топка.Словарь Ожегова.
4А. Кынин «РАЗВИТИЕ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА»
5Ма́сляная ла́мпа - (жировая лампа, жирник, жировик, плошка, (укр.) каганец, светник) — светильник, работающий на основе сгорания масла или жира. Принцип действия схож с принципом действия керосиновой лампы: в некую ёмкость заливается масло или растопленный жир (сало, ворвань), туда опускается фитиль — верёвка, состоящая из растительных или искусственных волокон, по которым, согласно свойству капиллярного эффекта масло или жир поднимается наверх. Второй конец фитиля, закреплённый над маслом, поджигается, и масло, поднимаясь по фитилю, горит. Масляная лампа применялась ещё с эпохи палеолита. В древние времена масляные лампы делали из камня, глины, или изготавливали из меди и других металлов. (https://ru.wikipedia.org)
6Первые свечи делали из сала, воска. По центру материала проходил фитиль. http://www.treeland.ru/article/eko/candle/svm.htm
7https://ru.wikipedia.org/
8Бытовая лампа накаливания, получившая свое название в честь В.И. Ленина.https://ru.wikipedia.org/wiki/
9Неон -а, м. Химический элемент, инертный газ без цвета и запаха, входящий в `состав воздуха (используется для наполнения электрических лампочек, в сигнальных, рекламных и т. п. осветительных приборах). Малый академический словарь
10Лазер - это устройство, преобразующее различного рода энергию в свет.https://www.calc.ru/Lazer.html