ЛАБИРИНТ НАШЕЙ ЖИЗНИ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛАБИРИНТ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Митрошкина Е.Р. 1
1МБОУ "Гимназия № 24" г. Калуги
Захарова о.а. 1
1МБОУ "Гимназия № 24" г. Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
слово «лабиринт», каждый человек воспринимает его по-своему. Дорога с множеством ответвлений, конец которой найти практически невозможно. Порой жизнь загоняет человека в угол, он блуждает, ищет ответы на эти загадки жизни, и лишь самые стойкие смогут вырваться из него. В рассказе Петрушевской «Лабиринт» с первых строк посредством описания природы создается депрессивное, мрачное настроение, которое помещает читателя в лабиринт: дом только что похороненной родственницы, деревья, окутанные зеленым туманом, запах гнилых яблок. Даже композиция рассказа напоминает лабиринт. Автор постоянно возвращается к отдельным эпизодам, и сюжет закручивается по кругу. Читатель как будто ходит по лабиринту и набредает на новые эпизоды судеб героев.

В произведении описываются проблемы современных семей. Родители главной героини Д. ведут активную борьбу за наследство. Семья с радостью воспринимает новость о кончине тетки и немедленно вступает в права наследства. Несмотря на то, что тетя завещала дом своей племяннице Д., родители не могли расстаться даже со старым фанерным домом, в котором не было никакой необходимости. Настолько расчетливы и циничны были эти люди. Мать и отец ищут радость только в материальном и пытаются нажиться на чужом, сами не делая ничего для благополучия семьи, но желая ее процветания. Постоянные скандалы и обвинения друг друга в пустяках еще больше иллюстрируют отношения внутри семьи. Мама была недовольна своей дочерью и вымещала всю злость и напряжение на ней: «Мать критически смотрела на Д. и была всегда недовольна ее ростом, дородностью, румянцем, кричала в бессильной муке». Она противопоставляется мягкому характеру своей сестры. Даже речь тети Лели свидетельствует о ее темпераменте. В своем депрессивном и злом окружении тетя является единственным человеком, который желает племяннице добра. Создается впечатление, что отношения между Д. и Лелей гораздо теплее, чем с родной матерью, несмотря на то, что с мамой она прожила всю жизнь, а с тетей виделась всего несколько раз. Одинокая женщина оставляет дом Д., тем самым спасая ее и вытаскивая из сплошного негатива, который царит в семье.

Петрушевская ничего не рассказывает о героине. Она даже не называет ее по имени, а дает один инициал. Просто девушка Д. Создать ее образ можно только через восприятие других героев. Внимание читателя акцентируется на ее жизненном пути, и внешнее описание уходит на второй план. Замученная своими проблемами, Д. находит убежище в старом доме умершей тетки, который становится настоящим спасением для нее. Тетя Леля как бы является внесценическим персонажем из другого мира. Ведя отшельнический образ жизни, тетя говорила, что от скуки ее спасает единственный друг – Александр Блок. Д. может ее понять в отличие от других героев, потому что сама работает в библиотеке. К середине произведения появляется мистическая тема. Внезапно в действии возникает человек в пальто с тростью, который блуждает по поселку в поисках некой Ольги. В рассказе Блок является гостем из прошлого. По его внешнему виду можно сделать вывод о том, что этот человек жил в первой половине двадцатого века: «Он был в высоких кожаных сапогах, в странном полупальто и в барашковой шапке, а в руке у него была тонкая палочка». Незнакомец не только одет в духе того времени, но и его манера поведения, речь свидетельствуют об эпохе, в которой большое внимание уделялось воспитанию и культурному развитию личности. Войдя в дом, он тщательно вытер ноги, ел не спеша, благородно держал вилку. Постепенно девушка начинает узнавать в этом человеке писателя. Наверное, еще в детстве, тетка заложила в сознание Д. образ Блока, старательно читая ей стихи: «Мне снится берег очарованный…». Писательница создает романтический образ, делая отсылку к реальной исторической личности. Блок поражает своей воспитанностью, и Д. даже становится неловко сидеть с ним в старой одежде. Она немедленно идет в комнату и надевает теткину кружевную рубаху, дабы соответствовать внешнему виду своего гостя.

Многим не понять истинную важность вещей, которые не представляют особой материальной ценности. Тетя оставила в огороде в подарок своей любимой племяннице серебряное кольцо с коричневым камушком. Но именно оно и привело Блока к «своему дому на земле», ведь писатель продолжает жить там, где его уважают, читают его книги и в суете не забывают о том мире, который он создал на страницах своих произведений. Это же кольцо помогло Д. ощутить невидимую связь с человеком, который сидел напротив нее за столом, у которого на пальце блестело кольцо, похожее на теткино. И, возможно, Д. проведет свою жизнь так же, как и её тетка, пусть многие ее будут считать странной, но она всегда будет знать, что судьба связала ее с этим домом не зря и сопровождать ее будет настоящий друг, с которым ей будет хорошо и спокойно на душе.

Человечность – качество, которое в современном мире городов начинает исчезать. Связь с природой человеку просто необходима. Если ее нет, то он становится машиной, потребителем. И в рассказе это описано на примере девушки Д. Всю жизнь она была в окружении негатива. Хочешь жить хорошо – борись, даже если этот бой будет нечестным, все равно бей. Сильный убивает слабого. Существует очень тонкая грань между стойкостью и безумием. Многие думают, что стараются для блага своей семьи, но сами того не замечая, делают себя и своих близких несчастными. И главный вопрос – как среди вечной свирепой схватки не растерять человечность? И что лучше – скромная жизнь и чистая душа или вечная борьба, сплошной негатив и материальное процветание.

Просмотров работы: 168