Язык и его словарный состав – невероятно интересный пласт культуры. Изучать его и наблюдать за его развитием не столько интересно, сколько познавательно. Литература всегда была главой языка и задавала свой тон в языке всего народа.
Слово – как основная единица языка, наиболее ярко показывает эволюцию в лексике. Но окказионализмы, на мой взгляд – самое необыкновенное явление в литературе. Самым богатым источником для моего исследования оказался Серебряный век русской литературы. Именно это время оказалось самым интересным в плане экспериментов в области словообразования, в частности - появления множества окказиональных слов в творчестве многих поэтом и писателей.
Мой любимый поэт Сергей Есенин является автором целого ряда окказионализмов. Вопрос об окказиональных образованиях освещён в науке не в достаточной степени, исключение составляет ограниченное число специальных работ. Требованием времени становится создание «Словаря есенинских окказионализмов».
Стало очевидным, что существенным пробелом является отсутствие в подавляющем большинстве самых авторитетных изданий лингвистического комментария к его произведениям.
Актуальность данной работы определяется необходимостью восполнить имеющиеся, на наш взгляд, пробелы в современной науке по данной проблеме.
Объект исследования: лирические произведения С.А. Есенина.
Предмет исследования: окказионализмы в лирике Есенина.
Цель исследования: выявить окказиональные образования и определить их роль в конкретном художественном тексте.
Гипотеза исследования: окказиональные образования в лирических произведениях поэта являются средством художественной выразительности и создания художественного образа.
Представленные цель, объект и предмет определили следующие задачи исследования:
1. Дать понятие термина окказионализм, его отличия от неологизмов.
2. Выявить модели словообразования, используемые С. Есениным в своих произведениях.
3. Сформулировать основные функции окказионализмов в художественном произведении и экспериментально проверить и обосновать выдвинутые положения.
4. Составить словарь окказионализмов в лирике С.А. Есенина.
В работе мы опирались на труды Земской Е.А., Фельдман Н.И., Ханпира Э.И., Виноградова В.В, Лопатина В.В..
В ходе исследования применялись следующие методы:
- теоретические: анализ состояния исследуемой проблемы, изучение литературы;
- эмпирические: различные виды наблюдения над текстом, работа со словарями, лингвистический эксперимент, составление словаря;
- статистические методы обработки результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1. Уточнено содержание понятия «окказиональное образование».
2. Названы основные функции окказионализмов в лирике С. Есенина.
3. Выявлены окказионализмы и составлен словарь есенинских окказионализмов .
Глава 1. Понятие окказионализм. Отличительные признаки окказиональных слов.
В современной лингвистике различаются понятия (и термины) язык и речь.
В отличие от языка речь – сама деятельность говорящего и результат этой деятельности. Речь создается в процессе общения людей, в процессе говорения. В ней применяются, прежде всего, те или иные средства языка (например, определённые слова, формы слов, синтаксические конструкции) в зависимости от данной речевой ситуации, от задания говорящего, который стремится в каждом конкретном случае передать с помощью этих языковых средств определённое содержание, определённую мысль. Но встречаются в речи и индивидуальные средства, присущие только данному отрезку речи, данному контексту, создаваемые именно в этом контексте.
К числу таких средств – собственно речевых, а не языковых – и относятся слова, которые созданы и живут лишь в данном контексте и вне этого контекста не воспроизводятся.
Наиболее распространённое название таких слов – окказиональные слова, или окказионализмы (от латинского occasio – случай). Сам термин показывает, что подобные слова созданы однажды, «по случаю».
Впервые этот термин употреблён Н.И. Фельдманом в 1957 году.
В лингвистической литературе есть и другие названия подобных образований. Однако они не приняты столь широко, как термин «окказионализмы». В.В. Лопатин замечает, «что каждый из предлагаемых терминов, по-своему оправданный, характеризует рассматриваемое явление со своей стороны, со своей точки зрения, и тем самым оно получает разностороннее освещение».
Наиболее удачные термины: «индивидуальные слова», «авторские или индивидуально-авторские неологизмы», «стилистические или индивидуально-стилистические неологизмы», «неологизмы контекста», «одноразовые неологизмы», «литературные неологизмы», «слова-самоделки», «слова-эспромты», «слова-метеоры», «неологизмы поэта», «поэтические неологизмы», «эгологизмы».
Научное определение понятия «окказионализм», на наш взгляд, дано в работе Ю.А. Бельчикова: «Окказионализмы (от лат. occasionalism – случайный) – речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации, речевого общения для осуществления какого-либо актуального коммуникативного задания, главным образом для выражения смысла, необходимого в данном случае; создаются на базе продуктивных / непродуктивных моделей из имеющегося в структуре языка материала вопреки сложившейся литературной норме».
Назовём основные отличительные признаки окказиональных слов:
1) тесная связь с контекстом;
2) новизна, свежесть независимо от реального времени их создания;
3) индивидуальный характер (связь с определённым творцом);
4) эстетическая выразительность.
Глава 2. Окказиональное словообразование. Основные способы образования окказионализмов в лирике Сергея Есенина.
Нами было проанализировано 94 стихотворения С. Есенина, написанных в 1910-1921 годах. Всего выявлено и описано 97 окказионализмов.
Способы образования окказионализмов:
Суффиксальный - 33%
Бессуффиксный - 31,9%
Смешанный (сложение основ и суффиксальный; усечение основ и суффиксальный) - 10,3%
Приставочный - 8,2%
Сложение основы - 6,2%
Приставочно-суффиксальный - 5,2%
Непроизводное слово - 5,2%
В процессе экспериментального исследования получены следующие результаты:
1) С. Есенин создаёт окказионализмы, в основном, по действующим словообразовательным моделям (78,4%).
2) Подавляющее большинство слов образовано суффиксальным (33%) и бессуффиксным способом (30,9%).
Глава 3. Функции окказионализмов в художественном произведении. Окказионализмы в лирике С. Есенина как средство создания художественного образа.
В основе создания окказионализмов (индивидуально-стилистических неологизмов) лежит стремление открыть в слове новые смысловые грани.
На особую роль окказиональных образований обратил внимание ещё Н.И. Фельдман, называя их «уместными и особо выразительными»… В последние годы появились работы, в которых изучаются экспрессивно-выразительные ресурсы окказионализмов. И.И. Голуб замечает: «Назначение этих слов иное – служить выразительным средством в контексте одного, конкретного произведения».
Окказиональные образования, на наш взгляд, выполняют следующие функции в конкретном произведении:
1. Передают определённое чувство, состояние.
2. Выделяют наиболее важное слово, на которое делается смысловой, логический акцент.
3. Служат для свежего и яркого выражения понятий.
4. Создают определённый художественный эффект и точную словесную игру.
5. Являются средством создания художественного образа.
Проведённые наблюдения и анализ текста произведения поэта подтвердили высказанные нами предположения.
Стихотворение С. Есенина «Там, где капустные грядки…» написано в 1910 году:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт. (7, 36)
Что же позволяет это раннее стихотворение, представляющее собой четверостишие, назвать лирическим шедевром? Как мы полагаем, С. Есенин максимально использовал экспрессивно-выразительные возможности созданного им окказионализма: «кленёночек маленький матке зелёное вымя сосёт». (7, 36)
Индивидуально-стилистический неологизм «кленёночек» образован по аналогии со словами телёночек, жеребёночек. Нежное, молодое, ласковое, трепетное существо. Кленёночек показан у поэта как живое существо. Есенину удалось создать удивительный и неповторимый образ.
В другом раннем стихотворении, написанном в 1910 году, «Выткался на озере алый цвет зари» (7, 46) встречается не менее выразительный окказионализм: «и пускай со звонами плачут глухари, есть тоска весёлая в алостях зари». (7, 46) Окказионализм «алостях» создан, видимо, под влиянием слова «шалостях». Это и понятно, ведь в поэтическом творении идёт о естественных человеческих чувствах, о влюблённости. Алость – это шаловливое и игривое состояние природы, переданное с помощью ярко-красного цвета и отражающее переживания героев.
Один из современников Есенина, услышав прочитанное самим поэтом стихотворение «В хате», рассказывает в своих воспоминаниях: «Ещё более произвело на меня впечатление «В хате» («Пахнет рыхлыми драченами…»)… Ночью, уже ложась спать, я восхищался этой «пугливой шумотой» и жалел, что не могу припомнить всего стихотворения»…
В произведении описывается раннее утро, что-то не получается у матери с ухватами на кухне, старый кот осторожно крадётся к махотке, поднимают возню куры. Все эти действия совершаются осторожно и тихо, но в целом создаётся непроизвольный шум, который Есениным называется «пугливой шумотой». Шумота – это звуки во время какой-то суеты, осторожной и пугливой.
В стихотворении «Колокольчик среброзвонный…» наиболее выразительный окказионализм:
Колокольчик среброзвонный,
Ты поёшь? Иль сердцу снится?
Свет от розовой иконы
На златых моих ресницах. (7, 86)
Лирическому герою слышится дорогой сердцу звук. Это не простая мелодия, а чистые, тонкие, чудесные звуки. Данный окказионализм создаёт яркий и красочный художественный образ.
Тема весны, обновления природы и души присутствует в стихотворении С. Есенина «Серебристая дорога…». Окказионализм «чисточетверговой» ассоциируется у автора с звездой, горящей над дорогой, словно свечкой в храме накануне Пасхи, как символом чистоты всего живого:
Серебристая дорога,
Ты зовёшь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда. (7, 118)
Как видим, С.А. Есенин экономными речевыми средствами создаёт выразительные художественные образы.
Данные экспериментального исследования подтверждают выдвинутую гипотезу об окказионализмах как средстве выразительности и создания художественного образа.
Заключение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены окказиональные образования в лирике Есенина и впервые создан словарь есенинских окказионализмов.
Практическая значимость определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы и русского языка, факультативных занятиях, стать основой спецкурса, а также быть востребованы всеми, кто интересуется творчеством выдающегося русского поэта ХХ века.
Выдвинутая нами гипотеза нашла, на наш взгляд, подтверждение.
Данное исследование позволяет по-новому взглянуть на поэтическое творчество С.А. Есенина и является подготовительной работой по составлению столь необходимого «Словаря языка произведений
С.А. Есенина».
Литература
1. Виноградов В.В. Грамматика современного русского литературного языка. – М.: 1947.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
Т.1 – Т.4 – М.: Рус. яз., 1999.
3. Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
4. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т.1. Стихотворения. – М.: Наука: Голос, 1995.
5. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказиональные образования – М.: Наука, 1973. – 151 с.
6. Львова С.И. Уроки словесности. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – изд. 4-е, доп. – М.: Азбуковник, 1999.
8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский
язык. – М.: Международные отношения, 1994.
9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М.: Оникс 21 век: Мир и Образование, 2003.
10. Толковый словарь русского языка./ Под ред. проф. Ушакова Д.Н. Т.1. – Т.4. – М.: ОГИЗ.
11. Ханпира Э.И. Стилистические исследования. – М.: Наука, 1972.
Приложение
Словарь есенинских окказионализмов
Окказионализм |
Название произведения, контекст, в котором указывается образование |
Семантика |
Способ образования окказионализма |
Алостях (зари) |
«Выткался на озере алый цвет зари» И пускай со звонами плачут глухари, Есть тоска весёлая в алостяхзари. |
Шаловливое и игривое состояние природы, переданное с помощью ярко-красного цвета. |
Алый – алостях. Образовано суффиксальным способом, видимо, по аналогии со словом «шалостях». |
Белоногом (телке) |
«Корова» Сердце неласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу о белоногом телке. |
Нежный, маленький, ласковый, трепетный. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ по аналогии со словом «босоногий». |
Бескудрой (голова) |
«О Русь, взмахни крылами…» Монашьи мудр и ласков, Он весь в резьбе молвы, И тихо сходит пасха С бескудрой головы. |
Умная, мудрая. |
Кудри –бескудрой. Образовано приставочным способом. |
Бродяжной (палкой и сумой) |
« Пойду в скуфье смиренным иноком…» Глядя за кольца лычных прясел, Я говорю с самим собой: Счастлив, кто жизнь свою украсил Бродяжной палкой и сумой. |
Страннический, правдоиска-тельский, скитальничес-кий. |
Бродяга – бродяжный. Образовано суффиксальным способом под влиянием диалектных слов «бродяжий», «бродяжнический» (в современных словарях «бродячий»). |
Взбрезжи |
«Хулиган» Взбрезжи, полночь, луны кувшин Зачерпнуть молока берёз! Словно хочет кого придушить Руками крестов погост! |
Рассветить, зажечь. |
Брезжить – взбрезжи. Образовано приставочным способом. |
Взбыстрил (ветер) |
«Лисица» Ей всё бластился в колючем дыме выстрел, Колыхалася в глазах лесная топь. Из кустов косматый ветер взбыстрил И рассыпал звонистую дробь. |
Стремительно, мгновенно. |
Быстрый-взбыстрить – взбыстрил. Образовано суффиксальным способом. |
Взвенивает (лес) |
«Топи да болота…» Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. |
Издаёт высокие, тонкие звуки, имеющие характер кратковре-менного. |
Звенит-взвенивает. Образовано приставочно-суффиксальным способом, по аналогии со словом «вскрикивает» |
Вихлистого (приволья) |
«На плетнях висят баранки…» Балаганы, пни и колья, Карусельный пересвист. От вихлистого приволья Гнутся травы, мнётся лист. |
Чрезмерного, сильного, шатающегося, неровного, колеблющегося. |
Вихлять – вихлистого. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом. |
Водь |
«О Боже, Боже,эта глубь…» Сойди на землю без порток, Взбурли всю хлябь и водь, Смолой кипящею восток Пролей на нашу плоть. |
Водное пространство на земле. |
Непроизводное слово. |
Волноватой (капусты) |
«Голубень» Манит ночлег, недалеко до хаты, Укропом вялым пахнет огород, На грядки серые капусты волноватой Рожок луны по капле масло льёт. |
Неровность, подобная морской волне. |
Волна – волноватой. Образовано суффиксальным способом. |
Волоокой (тоске) |
«Мир таинственный, мир мой древний…» Город, город, ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет в поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь. |
Безысходная, жуткая, немая. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ слов. |
Ворожбиные (травы) |
«…Матушка в Купальницу по лесу ходила…» Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в пупырях от боли. |
Таинственные, колдовские, чарующие, предсказыва-ющие судьбу. |
Ворожба — ворожбиные Образовано суффиксальным способом. |
Встормошит |
«Проплясал, проплакал дождь весенний…» Всколыхнёт он Брюсова и Блока, Встормошит других. Но всё так же день взойдёт с востока, Так же вспыхнет миг. |
Заставит задуматься. |
Тормошит – встормошит. Образовано приставочным способом. |
Выбель (снежную) |
«Мир таинственный, мир мой древний…» Так испуганно в снежную выбель Заметалась звенящая жуть… Здравствуй ты, моя чёрная гибель, Я навстречу к тебе выхожу! |
Искрящаяся, слепящая белизна. |
Выбелить – выбель. Образовано бессуффиксным способом. |
Вызвездило (небо) |
«О Русь, взмахни крылами…» В руках – краюха хлеба, Уста – вишнёвый сок. И вызвездило небо Пастушеский рожок. |
Отражение сквозь звёзды. |
Звезда – вызвездило. Образовано суффиксальным способом. |
Выпеснил |
«Теперь любовь моя не та» Грустя и радуясь звезде, Спадающей тебе на брови, Ты сердце выпеснил избе, Но в сердце дома не построил. |
Отдал, посвятил, воспел, выразил. |
Песня – песнить– выпеснил. Образовано приставочно-суффиксальным способом. |
Гарком (дупелей) |
«Я пастух; мои палаты…» Я пастух; мои палаты – Межи зыбистых полей, По горам зелёным – скаты, с гарком гулким дупелей. |
Громкий, отрывистый крик. |
Гаркать – гарк. Образовано бессуффиксным способом. |
Гладь (воды) |
«Песнь о собаке» По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать… И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь. |
Застывшая, зеркальная, неколебимая водная поверхность. |
Гладить – гладь. Образовано бессуффиксным способом. |
Гладь (белая) |
«Я по первому снегу бреду…» Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою лёгкий мороз. Так и хочется к телу прижать Обнажённые груди берёз. |
Бескрайний белоснежный покров. |
Гладить – гладь. Образовано бессуффиксным способом. |
Глубь |
«О Боже, Боже, эта глубь…» О Боже, Боже, эта глубь – Твой голубой живот. Златое солнышко, как пуп, Глядит в Каспийский рот. |
Бездонный, бесконечный водный простор. |
Глубина – глубь. Образовано бессуффиксным способом. |
Голубень |
«Голубень» – название стихотворения. |
Состояние природы, её красота, наступление вечера. |
Голубой-голубень. Образовано суффиксальным способом. |
Голь (лужная) |
«Чёрная, потом пропахшая выть!» Оловом светится лужная голь… Грустная песня, ты – русская боль. |
Ничем не прикрытое, обнажённое пространство. |
Голый – голь. Непроизводное слово, образовано по аналогии со словом «боль»,. |
Горевая (полоса) |
«Сторона ль моя, сторонка…» Сторона ль моя, сторонка, Горевая полоса. Только лес да посолонка, Да заречная коса. |
Бедствующая, страдающая, полная горя и несчастья сторона. |
Горе – горевая. Образовано суффиксальным способом. |
Долюбить (снег) |
«Серебристая дорога» Грусть ты или радость теплишь? Иль к безумью правишь бег? Помоги мне сердцем вешним Долюбить твой жёсткий снег. |
Насладиться до конца. |
Любить – долюбить. Образовано приставочным способом. |
Дрёме (тихой) |
«Я пастух; мои палаты…» Вяжут кружево над лесом В жёлтой пене облака. В тихой дрёме под навесом Слышу шёпот сосняка. |
Полусонное состояние, которое, однако, позволяет слышать и чувствовать жизнь природы. |
Дремать – дрема. Образовано бессуффиксным способом. |
Дрёму |
«То не тучи бродят за овином…» Заигрался в радости младенец, Пал в дрему, Уронил он колоб золочёный На солому. |
Полусонное, радостное состояние. |
Дрёма – дремать. Образовано бессуффиксным способом. |
Дрёма |
«О красном вечере задумалась дорога…» Всё гуще хмарь,в хлеву покой и дрёма, Дорога белая узорит скользкий ров… И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. |
Полусонное состояние, которое, однако, позволяет слышать и чувствовать жизнь природы. |
Дремать –дрёма. Образовано бессуффиксным способом. |
Дрёмную (песню) |
«Чёрная, потом пропахшая выть!» Где-то вдали, на кукане реки, Дремную песню поют рыбаки. |
Убаюкивающая, усыпляющая. |
Дрёма(есенинский окказионализм) – дрёмный. Образовано суффиксальным способом. |
Забольная (кукушка) |
«Сторона ль моя, сторонка…» Чахнет старая церквушка, В облака закинув крест. И забольная кукушка Не летит с печальных мест. |
Переполненная безмерной, безысходной, гнетущей, горькой, мучительной, тоскливой болью и возвещающая об этом. |
Боль – забольная. Образовано приставочно-суффиксальным способом. |
Забоченились (избы) |
«Край ты мой заброшенный» Избы забоченились, А их всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. |
Принять важный, солидный вид. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словом «подбоченились» |
Закадили (рощи) |
«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…» Закадили дымом под росою рощи… В сердце почивают тишина и мощи. |
Распространять лесной запах, и покрываться лёгкой прозрачной пеленой; темнеть. |
Кадить – закадить. Образовано приставочным способом. |
Захожий (богомолец) |
«Гой ты, Русь, моя родная…» Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. |
Тот, кто пытается понять истину жизни, постичь её смысл. |
Заходить – захожий. Образовано, бессуффиксным способом по аналогии со словом «прохожий». |
Звонами (плачут) |
«Выткался на озере алый цвет зари…» И пускай со звонами плачут глухари, Есть тоска весёлая в алостях зари. |
Разнообразные голосовые оттенки. |
Непроизводное слово. |
Звонистую (дробь) |
«Лисица» Ей всё бластился в колючем дыме выстрел, Колыхалася в глазах лесная топь. Из кустов косматый ветер взбыстрил И рассыпал звонистую дробь. |
Звуки с переливами, множественными оттенками. |
Звон – звонистую. Образовано суффиксальным способом. |
Звонно (чахнут) |
«Гой ты, Русь, моя родная…» Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. |
Издают пронзительные, гулкие, острые, печальные, грустные, тревожные, скорбные, щемящие звуки. |
Звонный(устар.)– звонно. Образовано суффиксальным способом. |
Зыбистым (бегом) |
«Сыплет черёмуха снегом» Сыпь ты, черёмуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. |
Лёгкий, порывистый. |
Зыбь – зыбистый. Образовано суффиксальным способом. |
Зыбистых (полей) |
«Я пастух; мои палаты…» Я – пастух; мои палаты – Межи зыбистых полей, По горам зелёным – скаты с гарком гулких дупелей. |
Лёгкое, слабое колебание верхушек растений, находящихся в волнообразном и непостоянном состоянии. |
Зыбь – зыбистый. Образовано суффиксальным способом. |
Избраздил (край) |
«О Русь, взмахни крылами…» От Вытегры до Шуи Он избраздил весь край И выбрал кличку – Клюев, Смиренный Миколай. |
Исходил, исколесил в труде и заботах. |
Бразда – избраздить – избраздил. Образовано суффиксальным способом. |
Карком (заунывным) |
«Дымом половодье…» Заунывным карком В тишину болот Чёрная глухарка К всенощной зовёт. |
Кричать, издавать звуки, похожие на «кар», предвещая что-нибудь. |
Каркать – карк. Образовано бессуффиксным способом. |
Кивливом (языке) |
«Я пастух; мои палаты…» Говорят со мной коровы На кивливом языке. Духовитые дубровы Кличут ветками к реке. |
Общение через какие-то действия, движения, жесты в знак приветствия. |
Кивать – кивливый. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом. |
Кипятковая (вязь) |
«Всё живое особой метой» И теперь вот, когда простыла Этих дней кипятковая вязь, Беспокойная, дерзкая сила На поэмы мои пролилась. |
Буйная, дерзкая. |
Кипяток – кипятковая. Образовано суффиксальным способом. |
Кленёночек (маленький) |
«Там, где капустные грядки…» Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленёночек маленький матке Зелёное вымя сосёт. |
Нежное, молодое, ласковое, трепетное существо. Кленёночек как живое существо. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «телёночек», «жеребёночек». |
Колдовная (сутемень) |
«Матушка в Купальницу по лесу ходила» Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. |
Таинственная, чарующая, магическая, пророчащая счастье человеку. |
Колдовать – колдовная. Образовано путём усечения основы, суффиксальным способом. |
Колоб |
«То не тучи бродят за овином» То не тучи бродят за овином И не холод. Замесила Божья Матерь сыну Колоб. |
Необходимое, нужное, радостное, светлое для людей. |
Колобок – колоб. Образовано бессуффиксным способом. |
Крепь |
«Отвори мне, страж заоблачный…» Богу лишнего не надобно, Конь мой – мощь моя и крепь. Слышу я, как ржёт он жалобно, Закусив златую цепь. |
Опора, твёрдость, прочность, стойкость. |
Крепить – крепь. Образовано бессуффиксным способом. |
Кривенькой (тропинкой) |
«По селу тропинкой кривенькой…» По селу тропинкой кривенькой В летний вечер голубой рекрута ходили с ливенкой Разухабистой гурьбой. |
Извилистая, изогнутая в результате многократного прохождения по ней; запутанная дорога. |
Кривая – кривенькая. Образовано суффиксальным способом. |
Крутосклон (жёлтый) |
«Голубень» Молочный дым качает ветром сёла, Но ветра нет, есть только лёгкий звон. И дремлет Русь в тоске своей весёлой, Вцепивши в руки жёлтый крутосклон. |
Большая возвышенность, напомина-ющая поэту небосклон. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ по аналогии со словом «небосклон» |
Купальской (ночи) |
«Матушка в Купальницу по лесу ходила» Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. |
Необыкно-венная, таинственная, колдовская. |
Купалы – купальской. Образовано суффиксальным способом. |
Лебедёночек |
«То не тучи бродят за овином…» Говорила Божья Матерь сыну Советы: «Ты не плачь, мой лебедёночек, Не сетуй…» |
Нежное, молодое, трепетное существо. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «жеребёночек», «телёночек». |
Легкодымней (пелена) |
«Опять раскинулся узорно…» Там синь и полымя воздушной И легкодымней пелена. Я буду ласковый послушник, А ты – разгульная жена. |
Очень лёгкий, прозрачный покров. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ, суффиксальным способом. |
Лиходейная (разлука) |
«Под венком лесной ромашки…» Лиходейная разлука, Как коварная свекровь. Унесла колечко щука, С ним – милашкину любовь. |
Страшная, злая, злодейская, коварная. |
Лиходей – лиходейная. Образовано суффиксальным способом. |
Лихоманную (грусть) |
«Заглушила засуха засевки» Собрались прихожане у чащи, Лихоманную грусть затая. Загузынил дьчишко ледящий: «Спаси, Господи, люди твоя». |
Вызывающая злобу, зависть, накликающая беду. |
Сложное слово, образованное путём сложения основы слов, суффиксальным способом. |
Лужная (голь) |
«Чёрная, потом пропахшая выть!..» Оловом светится лужная голь… Грустная песня, ты – русская боль. |
Пустое, безжизненное пространство; залитое водой углубление на почве. |
Лужа – лужная. Образовано суффиксальным способом. |
Лычных (прясел) |
«Пойду в скуфье смиренным иноком…» Глядя за кольца лычных прясел, Я говорю с самим собой: Счастлив, кто жизнь свою украсил Бродяжной палкой и сумой. |
Изгородь из липы или ивы; узкие полоски, скреплённые между собой в виде колец. |
Лыко – лычных. Образовано суффиксальным способом. |
Младень (святый) |
«О Матерь Божья…» И да взыграет В ней, славя день, Земного рая Святый младень. |
Молодость земли. |
Младенец – младень. Образовано бессуффиксным способом. |
Млечность (немая) |
«Не напрасно дули ветры…» Не гнетёт немая млечность, Не тревожит звёздный страх. Полюбил я мир и вечность, Как родительский очаг. |
Вселенная, звёздное небо. |
Млечный – млечность. Образовано суффиксальным способом. |
Молитвослов-ным (ковылём) |
«Запели тесаные дороги…» И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылём. |
Возвещающий, рассказывающий о чём-то святом, томном, сокровенном. |
Сложное слово, образованное путём сложения основ, суффиксальным способом. |
Муть (лесная, дремучая) |
«Я по первому снегу бреду…» О лесная, дремучая муть! О веселье оснеженных нив!.. Так и хочется руки сомкнуть, над древесными бёдрами ив. |
Труднопро-ходимая, страшная, ужасная. |
Муть – мутить. Образовано бессуффиксным способом. |
Нежнопенная (волна) |
«Зашумели над затоном тростники» Ходит девушка по бережку грустна, Ткёт ей саван нежнопенная волна. |
Ласковая, кроткая, мягкая, трепетная. |
Сложное слово, образовано от основ слов, суффиксальным способом. |
Незакатные (глаза) |
«Там, где вечно дремлет тайна…» Но за мир твой, с выси звёздной, В тот покой, где спит гроза, В две луны зажгу над бездной Незакатные глаза. |
Внимательные, вопрошающие, говорящие, горящие, зовущие, любящие. |
Закатный – незакатный. Образовано приставочным способом. |
Непасенных (рощах) |
«Гляну в поле, гляну в небо…» Снова в рощах непасенных Неизбывные стада, И струиться с гор зелёных Златоструйная вода. |
Чистые, нетронутые. |
Пасти – непасенных. Образовано приставочно-суффиксальным способом. |
Облак |
«Пропавший месяц» Облак, как мышь, подбежал и взмахнул В небо огромным хвостом. Словно яйцо, расколовшись, скользнул Месяц за дальним холмом. |
Живое существо, пробегающее по небу. |
Употребление в мужском роде единственного числа, непроизводное слово. |
Облак-тын |
«Под красным вязом крыльцо и двор…» В меже под елью, где облак-тын, Мне снились реки златых долин. |
Нечто, напоминающее забор, частокол. |
Употребление слова в мужском роде, непроизводное слово. |
Перезвонною (волной) |
«Под венком лесной ромашки..» Не пойду я к хороводу: Там смеются надо мной, Повенчаюсь в непогоду С перезвонною волной. |
Издаваемый звон в несколько голосов, переклика-ющихся между собой. |
Перезвоны – перезвонная. Образовано суффиксальным способом. |
Переклик (венчальный) |
«Хороша была Танюша, краше не было в селе…» «Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу, Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу». Не заутренние звоны, а венчальный переклик, Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик. |
Крича, давать о себе знать во время свадебного обряда. |
Перекликаться – переклик. Образовано бессуффиксным способом по аналогии со словом «переклич» (чередование к /ч) |
Перелесиц (тёмных) Перелесиц (за прядью) |
«То не тучи бродят за овином…» «…Жутко им меж тёмных Перелесиц, Назвала я этот колоб – Месяц». «За тёмной прядью перелесиц…» За тёмной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве. |
Темнеющие леса, отделённые друг от друга полянами. |
Лес – перелесица. Образовано приставочно-суффиксальным способом. |
Подтыками |
«Матушка в Купальницу по лесу ходила…» Матушка в Купальницу по лесу ходила, Босая, с подтыками, по росе бродила. |
Подобранная снизу одежда. |
Подтыкать – подтык. Образовано бессуффиксным способом. |
Поспешливо (вынимали) |
«Калики» Вынимали калики поспешливо Для коров сбережённые крохи. и кричали пастушки насмешливо: «Девки, в пляску. Идут скоморохи». |
Очень быстро, торопливо, с чувством милосердия, заботы. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словом «насмешливо». |
Приволь |
«Гой ты, Русь, моя родная…» Побегу по мятой стёжке На приволь зелёных лех, Мне навстречу, как серёжки, Прозвенит девичий смех. |
Полная свобода, жизнь природы. |
Приволь [j] э – приволь. Образовано бессуффиксным способом. |
Примечталось |
«Нивы сжаты, рощи голы…» Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось. |
Мысленный образ чего-то сильно желаемого, манящего; предмет желаний, стремлений. |
Мечталось – примечталось. Образовано приставочным способом по аналогии со словом «привидилось». |
Приятцей (милою доверчивой) |
«Собаке Качалова» Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться. |
Небольшая степень проявления признака. |
Образовано суффиксальным способом по аналогии со словами «хитреца», «гнильца». |
Просиничном (платье) |
«Не ветры осыпают пущи…» Я вижу – в просиничном плате, На легкокрылых облаках, Идёт возлюбленная Мати С Пречистым Сыном на руках. |
Воздушный, лёгкий, невесомый, синевато-голубой. |
Просинь – просиничное. Образовано суффиксальным способом от разговорного слова «просинь». |
Разымчивость (попутная) |
«Голубень» Ночлег, ночлег, мне издавна знакома Твоя попутная размывчивость в крови, Хозяйка спит, а свежая солома Примята ляжками вдовеющей любви. |
Возбуждённое состояние. |
Разымчивый (устар.) – разымчивость. Образовано суффиксальным способом. |
Сгиб (кто-то) |
«Нощь и поле, и крик петухов…» Кто-то сгиб, кто-то канул во тьму, Уж кому-то не петь на холму. Мирно грезит родимый очаг О погибших во мраке плечах. |
Разрушаться, умирать, исчезать безвозвратно. |
Гиб (несовершенный вид) – сгиб. Образовано приставочным способом. |
Синь (стекла) |
«О красном вечере задумалась дорога…» Осенний холод ласково и коротко Крадётся мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. |
Необычайное, прекрасное, одухотворённое состояние природы. |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Синь (стынет) |
«Голубень» Водою зыбкою стынет синь во взорах, Бредёт мой конь, откинув удила, И горстью смуглою листвы последний ворох Кидает ветер вслед из подола. |
Бескрайнее, необъятное, свободное, голубое пространство. |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Синь (упавшая) |
«Запели тёсаные дороги…» О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озёрную тоску. |
Необычайное, яркое голубое, синее состояние природы (река, небо). |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Синь (сосёт) Синь (дремлет) Синь Синь Синь (затуманится) |
«Гой ты, Русь, моя родная…» Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза. «Сохнет стаявшая глина» Пахнет вербой и смолою. Синь то дремлет, то вздыхает. У лесного аналоя Воробей псалтырь читает. «На плетнях висят баранки..» На плетнях висят баранки, Хлебной брагой льёт теплынь. Солнца струганные дранки Загораживают синь. «Опять раскинулся узорно…» Там синь и полымя воздушной И легкодымней пелена. Я буду ласковый послушник, А ты – разгульная жена. «За горами, за жёлтыми долами…» Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идёшь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. |
Необычайное, прекрасное состояние природы (светлое, голубое, синее). |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Синь |
«О Матерь Божья…» Срок ночи долог. В них спит твой сын. Спусти, как полог, Зарю на синь. |
Бескрайнее, необъятное, свободное пространство. Предрассветная пора. |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Синь (равнинная) |
«Песни, песни, о чём вы кричите?» Но равнинная синь не лечит. Песни, песни, иль вас не стряхнуть?.. Золотистой метёлкой вечер Расчищает мой ровный путь. |
Свободное, широкое сине- голубое пространство. |
Синеть – синь. Образовано бессуффиксным способом. |
Среброзвон-ный (колокольчик) |
«Колокольчик среброзвонный» Колокольчик среброзвонный, Ты поёшь? Иль сердцу сниться? Свет от розовой иконы На златых моих ресницах. |
Тонкий, нежный, чудный, чистый. |
Сложное слово, образованное путём сложения основ, суффиксальным способом. |
Стозвоном (сосняка) |
«Поёт зима – аукает…» Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. |
Сильные, громкие, разнообразные звуки, охватыва-ющие и наполняющие всё вокруг. |
Образовано путём сложения основ слов. |
Стозвонных (зеленях) |
«Край любимый! Сердцу сняться» Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. |
Сильные громкие, разнообразные звуки, охватывающие всё вокруг. |
Образовано путём сложения основ, суффиксальным способом. |
Сыпкий (дождик) |
«О муза, друг мой гибкий…» О муза, друг мой гибкий, Ревнивица моя. Опять под дождик сыпкий Мы вышли на поля. |
Мелкий, далеко разносимый ветром. |
Сыпь – сыпкий. Образовано суффиксальным способом. |
Тонкогубый (ветер) |
«О красном вечере задумалась дорога…» Обняв трубу, сверкает по повети Зола зелёная из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. |
Тонкий, жалобный, нежный, печальный, тоскливый, сожалеющий. |
Сложное слово, образованно путём сложения основ по аналогии со словами «тонкокожий», «тонкошеий», «тонконогий». |
Хлюпь |
«Чёрная, потом пропахшая выть!..» Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. |
Нетвёрдое, жижеобразное пространство. |
Хлюпать – хлюпь. Образовано бессуффиксным способом. |
Цветь (сиреневую) |
«Отговорила роща золотая…» Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. |
Богатство, разнообразие чувств, переживаний, надежд. |
Цвести – цветь. Непроизводное слово. |
Чисточетверго- вой (свечкой) |
«Серебристая дорога…» Серебристая дорога, Ты зовёшь меня куда? Свечкой чисточетверговой Над тобой горит звезда. |
Звезда, горящая над дорогой, словно свечка в храме накануне Пасхи, как символ чистоты помыслов и обновления жизни. |
Образовано путём сложения основ, суффиксальным способом |
Шири (синей) |
«За тёмной прядью перелесиц…» Но и тебе из синей шири Пугливо кажет темнота И кандалы твоей Сибири, И горб Уральского хребта. |
Безбрежное, безграничное, бесконечное, необозримое, вольное, живительное родное пространство. |
Широкий – ширь. Образовано бессуффиксным способом. |
Шишкопёрой (лебеде) |
«Весна на радость не похожа…» У голубого водопоя На шишкопёрой лебеде Мы поклялись, что будем двое И не расстанемся нигде. |
Трава, с неровной, покрытой шишками поверх-ностью, слегка бугристая. |
Сложное слово, образовано путём сложения основ. |
Шумоты (пугливой) |
«В хате» А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. |
Громкое звучание во время какой-то суеты, осторожной и пугливой. |
Шум – шумота. Образовано суффиксальным способом, видимо, возникло под влиянием слова «суета». |