АРХЕТИП "РЫЦАРЬ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АРХЕТИП "РЫЦАРЬ" В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА

Шиянова Н.И. 1
1МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
1Владимирова и.н. 2Владимирова и.н. 2
1
2МБОУ "Нижнесортымская СОШ"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Русская литература очень многообразна. И одно из доказательств - это многовариативность возможностей того, как писатель раскрывает человеческую душу на примере героев своего произведения. Существуют образы положительные и отрицательные, какие-то нам нравятся, кого-то мы осуждаем. Но всех их объединяет одно – их значение для читателя. Герои произведений нужны, чтобы их анализировать, понимать их сущность, усвоить для себя уроки и сделать выводы.

В ходе нашей работы мы объединили несколько похожих образов в литературный архетип «Рыцарь». Наши герои - это личности, которые действуют в соответствии с жизненными принципами, ориентиры для них – собственные чувства и мысли, которые устремлены к нравственному и духовному совершенству. Эти люди имеют чёткое представление о доблести, чести, верности …и т.д. Причём это не только мужчины. Каждый из них по-своему особенный, но объединяет их именно проявление поистине «рыцарских» качеств. Однако не всегда читатель обращает внимание именно на эту героическую и отважную сторону образа персонажа, которая способствует более глубокому пониманию его внутреннего мира.

Цель нашей работы: составить «галерею рыцарей» русской литературы 19 века. Эта цель реализуется при выполнении следующих задач:

  1. Проанализировать образы героев произведений русской литературы 19 века;

  2. Охарактеризовать выбранных героев как рыцарей;

  3. Выявить особенности каждого рыцаря;

  4. Сопоставить полученные в ходе исследовательской работы результаты с результатами социологического опроса.

Методы исследования: аналитическое чтение литературы по теме, описательный, метод общей выборки, сравнительный и статистический анализ при обработке собранных материалов.

Актуальность исследования: выявление и характеристика новых сторон образа литературных героев, на наш взгляд, представляет интерес на сегодняшний день. Мы считаем, для того чтобы понять внутренний мир представленных нами персонажей, нужно учитывать рыцарскую сторону их образа.

Объект исследования: произведения русской литературы 19 века.

Предмет исследования: литературные образы героев произведений русской литературы 19 века.

Гипотеза: полагаем, что читатели не видят рыцарских качеств некоторых героев, что приводит к непониманию внутреннего мира персонажа и, как следствие, к заблуждению относительно его образа.

Практическая значимость: материалы, полученные при исследовании, могут быть использованы на уроках литературы при изучении анализируемых произведений, а также на спецкурсах.

Глава 1. Архетип «Рыцарь» 1. Литературный архетип

Темойистинного литературного творчества могут быть только проблемы человеческой души, раздираемой внутренним конфликтом, потому-то писать стоит только о них, только они заслуживают мук и пота.

У. Фолкнер

Литературный архетип — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в литературных произведениях.1 Существуют архетипы «Лишний человек» (Евгений Онегин, Григорий Печорин…и т.д.), «Маленький человек» (Беликов, Акакий Акакиевич Башмачкин… и т.д.).

Чтобы изучить все аспекты данной темы мы обратились к статьям Аллы Юрьевны Большаковой (литературовед, критик, доктор филологических наук). И вот что мы узнали:

  1. «Архетип» можно определить как (мета)концепт: инвариантное ядро человеческой ментальности, видоизменяющееся в соответствии с конкретной исторической ситуацией, в сопротивлении ей и в адаптации к ней [1];

  2. Архетипы – это базовые концепты, задающие координаты, в которых человек воспринимает и осмысливает мир, осуществляя свою жизнедеятельность, и которые в процессе своей реализации в человеческой практике обретают то или иное имя. В пространстве словесного творчества архетип проявляет себя как именованная сущность2;

  3. Архетип – первообраз, изначальная модель мировосприятия, актуализирующаяся в индивидуальной (творческой) деятельности индивида. По сути, это исходный базовый образец для дальнейших вариативных построений на его основе [2];

  4. Литературный архетип — это «сквозная», «порождающая модель», которая таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро [3].

В ряд основных свойств архетипа входят: 1) первичность (оригинальность, подлинность, изначальность); 2) инвариантность, матричность (устойчивость, константность, неизменность); 3) вариативность, производность, порождающая функция (вариативная повторяемость в разных произведениях); 4) универсальность («вездесущность», регулярность присутствия в культуре, литературе разных стран и эпох); 5) образцовость, доминантность (идеальность, главенство) [2].

На основе полученной информации мы делаем следущий вывод: архетип- это некий «фундамент», представляющий совокупность неотъемлимых для личности качеств, на основе которого существует множество вариантов развития этой личности. Тогда лтературный архетип- это особый целостный образ персонажа, который обладает характерными чертами личности. Мы же в ходе нашей работы выявили архетип «Рыцарь», относящийся к литературной категории «тип героя» (Приложение 1).

1.2. Рыцарь

Рыцарь — это средневековый титул в европейских государствах3. Но эта характеристика уместна лишь в контексте средневекового времени. Другая черта героев, более знакомая и популярная для современного человека, это обязательное наличие благородства, чести, отваги и т.д. Мы знаем, что это были высоконравственные люди, готовые пожертвовать жизнью ради близких людей. Стремление к честности, искренности, отваге, – вот характерные черты жизни рыцаря.

Мы провели социологический опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Каким должен быть рыцарь?» (Приложение 2). На основе приведённых данных можем утверждать, что говоря о рыцаре, мы имеем в виду храброго, благородного человека, а не средневековый титул, доспехи, меч и коня.

В современном мире рыцарство - это духовный идеал служения. И именно поэтому мы выбрали термин «Рыцарь» для названия выявленного в ходе работы архетипа.

1.3. Вывод

Говоря о рыцарстве в современном мире, мы имеем в виду стиль жизни и особый вид мировоззрения благородного, великодушного, смелого, самоотверженного и честного человека. Мы выделили образ рыцаря как литературный архетип среди героев произведений русской классики 19 века. К нему относятся люди, устремленные к духовно совершенному образу, представляющие нравственно возвышенный идеал.

Глава 2.Рыцари мужчины среди героев русской литературы

2.1. Владимир Ленский

Владимир Ленский – одна из центральных фигур романа «Евгений Онегин» — красавец, вольнолюбец, возвышенная душа. Он увлекается поэзией. Идеалы Ленского – искренняя любовь и святая дружба:

Он верил, что душа роднаяСоединиться с ним должна…Что есть избранные судьбами,Людей священные друзья…[5]

«Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени. Нет нужды говорить, что это был на редкость доступный всему духовно высокому человек, душа чистая и благородная» [4],- охарактеризовал его В.Г.Белинский. Непохожий на окружающих, он глубоко чувствовал всё хорошее. Владимир не был испорчен светской жизнью, «чист, как ребёнок» и чувствовал поистине прекрасные вещи. В нем очень привлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежесть чувств, вольнолюбивые настроения. Одним из главных мотивов рыцарского служения является благородство и защита чести своей дамы. Данные качества наш герой проявил в одном единственном поступке. Поводом для дуэли стало некорректное поведение Евгения Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к его невесте, Ольге. На именинах Татьяны Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она тщеславно поддаётся напускным знакам внимания (Приложение 3-а):

Онегин с Ольгою пошел;Ведет ее, скользя небрежно,Ленской мойВсё видел: вспыхнул, сам не свой [5];

Эта ситуация подорвала достоинство не только самого Ленского, но и его будущей жены, Ольги (Приложение 3-б):

Онегин, втайне усмехаясь,Подходит к Ольге. Быстро с нейВертится около гостей,Все в изумленье. Ленский самНе верит собственным глазам» [5] .

Владимир, ослеплённый любовью, служит своей Ольге как храбрый, благородный рыцарь, пытаясь «защитить её честь» (Приложение 3-в):

Учтиво, с ясностью холоднойЗвал друга Ленский на дуэль

Он мыслит: "буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратительОгнем и вздохов и похвалМладое сердце искушал [5];

Ленский в порыве гнева решается убить Онегина. И погибает за честь Ольги (Приложение 3-г):

Теперь, как в доме опустелом,Всё в нем и тихо и темно;Замолкло навсегда оно [5] .

Всё рыцарское и героическое «жило» в юном романтике и «ждало» подходящего повода для реализации. Его свежесть мысли, чистота натуры дают свободу развития в нём высоконравственных качеств: благородства, отваги, самопожертвования и глубочайшего чувства чести. Владимир Ленский - «Рыцарь - романтик».

2.1. Пётр Гринёв

«Береги платье снову, а честь смолоду» [6] ,- эти слова старший Гринев сказал на прощание Петру, отправляя сына служить отечеству. И сын сберег.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому — все тот же Петр Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, ещё один рыцарь. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего. В образе Петра Гринева А. С. Пушкин показал самые важные личные качества молодого человека. Честность, порядочность, справедливость и мужествен­ность Гринева могут быть примером для каждого человека

Отец его, был человеком нравственным и хотел воспитать в нём качества настоящего патриота, научить Петра жить по законам чести и совести. Попадая в различные жизненные ситуации, Гринев младший ведёт себя достойно, как подобает русскому офицеру. Пётр никогда никого не предаст: ни любимую девушку, ни друга. За родину, за родное и близкое его сердцу он отдаст всё, что угодно. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Он защитил имя своей «прекрасной дамы» на дуэли. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Уберечь её от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя было для Гринева делом чести (Приложение 4):

«— Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.

С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.

Кровь моя закипела…»[6]

Для Петра Гринёва присущи смелость и отвага. Во время осады города Петр на очередной вылазке в стан противника получает от Маши письмо, в котором она молит спасти её. Решаясь на поездку в «мятежную слободу», он не только рисковал быть схваченным пугачевцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, доброе имя, честь. В этом эпизоде читатель видит героизм и самоотверженность Гринёва. Проблема чести и долга лежит в основе произведения А.С.Пушкина «Капитанская Дочка». Каждый герой поступает в соответствии со своими нравственными принципами. Пётр Гринёв каждым своим поступком демонстрирует глубочайшие чувства чести, благородства, смелости, многократно доказывая своё достоинство носить гордое звание «Рыцарь доблести».

2.3. Пьер Безухов

Пьер Безухов - один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого “Война и мир”. Это один из немногих персонажей, чья внутренняя эволюция описана подробно и доведена до логического завершения – обретения истинного смысла жизни, осознанного и «полезного» существования. Читателю дана возможность наблюдать за становлением его «рыцарства» (Приложение 5):«Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался — зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности» [7]. Начинаются невыносимые нравственные терзания Пьера. «Что дурно? Что хо­рошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?» — задает он себе вопросы. И ответы на них он находит, пройдя испытания жизни.4

В браке с Элен Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Наш герой отказывается принимать подобное поведение жены. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. Пьер вызывает Федора Долохова (любовника жены) на дуэль. Несмотря на трагическое завершение семейной жизни, в которой любви не было даже в самом начале, Толстой вводит этот период в жизненный путь Пьера Безухова как одно из испытаний, способных изменить его, сделать серьезнее, ответственнее, сильнее.

Следующий этап имел мотивы поиска смысла бытия. Он верит, что обязательно найдет свое правое дело: «Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда» [7].Эти стремления стали причиной вхождения героя в ряды масонского движения. В результате всех событий этого периода, Пьера Безухов приходит к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Именно на войне Пьер Безухов начинает по-другому смотреть на жизнь. Пьер проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. Разрушения, кровь, страх, смерть и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Затем в плену наш герой не пал духом. Окрепла потребность бороться с общественным злом. Пьер уже не мыслит своего личного счастья, если несчастны люди вокруг.

В жизнь Пьера вошла Наташа. Многое пережив и испытав, они стали опорой друг для друга. Герой обретает свою даму сердца и понимает, «что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире, - это Наташа». По отношению к своей любимой Пьер предстаёт образцом, идеалом рыцарского служения. Поэтому, узнав об измене Наташи, он вначале не может с этим смириться: «Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о её низости, глупости и жестокости»[7].Но узнав, что наивная девушка была обольщена с помощью развратной Элен, он приходит в ярость, чуть не задушив Анатоля, заставил его вернуть Наташины письма и покинуть Москву. Пьер не верит в «падение» молодой графини и считает, «что на его обязанности лежит скрыть всё дело и восстановить репутацию Ростовой» [7] .

Мы наблюдаем преображение нашего героя. Его стремления к духовному совершенству, нравственные искания привели Безухова к перерождению в самоотверженного человека. В совокупности с благородством и «чистотой души», характерными для этой личности, создаётся образ рыцаря. Мировоззрение, выбранное Пьером Безуховым, в современном мире назвали бы альтруизмом - готовностью бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами. Именно поэтому наш герой – «Рыцарь-альтруист».

Глава 3.Рыцари женщины среди героев русской литературы

3.1.Может ли женщина быть рыцарем?

Для ответа на этот вопрос мы обратились к ученикам нашей школы. (С результатами опроса и цитатами респондентов вы можете ознакомиться в Приложении 3). На основе результатов опроса мы можем сделать вывод: образ женщины-рыцаря существует. И мы согласны с общественным мнением. Мы рассматриваем рыцарство как образ жизни и мировоззрения, который характеризуется наличием таких высоких нравственных и моральных качеств, как: добро, честь, благородство, милосердие, отвага и т.д. И женщина, как любой человек, может обладать всеми этими качествами.

3.2.Соня Мармеладова

"...да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!.." (Катерина Ивановна)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова - один из ключевых образов в романе "Преступление и наказание". Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Полная характеристика девушки в романе складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетаются в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь.

О профессии Сонечки Мармеладовой в тексте романа не говорится прямо. Вот как обозначается род её деятельности: «Дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, по желтому билету живет‑с» (Мармеладов) [8]. Как известно, желтый билет в середине XIX века был у девушек "непристойной профессии5. Соня пошла по "желтому билету" из-за того, что ее семье нужны были деньги. Она преступила через себя ради других. Но, находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души. Это подвиг поистине сильного духом рыцаря. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье: « Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с!» (Отец Сони, Мармеладов о дочери) [8].

Ради любви к своим близким она продаёт своё тело и душу (Приложение 7-а): «Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! (Мачеха Катерина Ивановна о Соне)[8].

Девушка «спасает душу» Родиона Раскольникова. Соня призывает героя к раскаянию, она согласна нести его крест. Героиня не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям, ей чуждо это. Она не ставит себя выше или ниже Родиона: они оба преступили нравственный закон, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. После суда над Раскольниковым Соня самоотверженно следует за ним в Сибирь, отважно едет за любимым. На каторге она всячески поддерживает его и живет только его жизнью: «...а она - она ведь и жила только одною его жизнью!» [8]. Как известно, «чистые души», настоящие рыцари, притягательны для окружающих людей. Именно поэтому на каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь (Приложение 7-б):

«…И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" - говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась»[8].

Безграничная, всеобъемлющая любовь девушки - это и есть её «рыцарское служение». Сохранение в себе нравственности – это её «рыцарский подвиг». Вера – это её «меч и щит». Соня - глубоко верующая девушка: «Бог этого не попустит...» [8]. Соня Мармеладова умеет чувствовать, любить, помогать. Она готова на всё ради своих родных, близких, умеет понимать чужую боль. Автор воплотил в девушке самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь, добро, милосердие, отвагу и т.д. Лишь только её безгранично доброе сердце может уместить в себе и глубочайшее чувство нравственности, и всеобъемлющую любовь к людям, и понимание, и милосердие, и величайшую душевную силу. Именно поэтому Соня Мармеладова – «Рыцарь доброго сердца».

Глава 4. Социологический опрос Мы решили сопоставить полученные в ходе исследовательской работы результаты с мнением участников нашего социологического опроса. Нам стало интересно, что думают читатели о наших героях-рыцарях? (Приложение 8). На основе полученных данных можем сделать следующие выводы:

  1. Читатели видят во Владимире Ленском качества, которые мы в рамках нашей работы относим к «рыцарским»; выбранная особенность подтверждается; однако указывается слабохарактерность и принятие поспешное решение касательно дуэли с Евгением Онегиным, не указывая на его «рыцарские качества». Это подтверждает нашу гипотезу;

  2. Абсолютно все опрошенные видят качества Петра Гринёва, которые мы в рамках нашей работы относим к «рыцарским»; это ещё один аргумент для причисления героя к архетипу «Рыцарь»; выбранная особенность подтверждается общественным мнением;

  3. Образ Сони Мармеладовой множеством участников был расценен с большим заблуждением. Самая большая проблема – они не учитывают при своих ответах условия, в силу которых Соне пришлось жить «по жёлтому билету». Ветреность и распущенность - это всё, что они могут вспомнить об этой светлой девушке. Её образ для них остался непонятым. Это подтверждает нашу гипотезу. Однако в большом количестве указываются и «рыцарские» качества и подтверждается выбранная особенность;

  4. Абсолютно все опрошенные придерживаются того же мнения относительно Пьера Безухова, что и мы; это ещё один аргумент для причисления героя к архетипу «Рыцарь».

Заключение

Книга окажется полезной в том случае, если после прочтения мы сделаем для себя выводы, усвоим уроки. И лишь только когда читатель поймёт внутренний мир персонажей, мотивы их поступков, чувства и мысли, он сможет сделать какие-то умозаключения и суждения относительно героев произведения, которые будут полезны и поучительны для него самого.

Каждый литературный образ может быть рассмотрен с множества сторон и ракурсов. В нашей работе мы охарактеризовали известных героев литературы 19 века как людей, представляющих нравственно возвышенный идеал. Затем мы провели социологический опрос учеников нашей школы, чтобы узнать их мнение об исследуемых нами образах литературных героев и сравнить с ним результаты нашей исследовательской работы.

На заключительном этапе работы мы сделали следующие выводы:

  1. В русской литературе 19 века наблюдается феномен «Рыцаря». Галерею «рыцарей» составляют образы героев, которые устремлены к духовному совершенству. Авторы воплощают в них одни из лучших качеств человека такие, как: самоотверженность, отвага, благородство, доброта, честность;

  2. Исходя из результатов социологического опроса, мы можем утверждать, что состав архетипа «Рыцарь» полностью подтверждён общественным мнением;

  3. Каждый из наших рыцарей имеет свою особенность. Мы выделили её на основе качества, которое ярче всего выражено в характере персонажа (и этот факт также подтвердился общественным мнением):

  1. Владимир Ленский – «Рыцарь-романтик»;

  2. Пётр Гринев – «Рыцарь доблести»;

  3. Пьер Безухов - «Рыцарь-альтруист»;

  4. Соня Мармеладова - «Рыцарь доброго сердца».

  1. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась в двух из четырёх случаев (Приложение 9);

  2. Мы считаем, что проблему, которая следует из пункта 4, возможно исправить, если обращать внимание читателей на «рыцарские» качества данных героев, выявленные в ходе нашей исследовательской работы.

  3. Герой архетипа «Рыцарь» - это особый образ, который может считаться нравственно возвышенным идеалом человека и его отношения к окружающим людям.

Список использованной литературы

  • Литература:

  1. Большакова А.Ю. «Теория архетипа и концептология»//Культурологический журнал. - №7- 2012 г.;

  2. Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: материалы Международной заочной научной конференции (г.Астрахань, 19–24 апреля 2010г.) /под ред.Г. Г. Исаева; сост. : Г.Г. Исаев, Т.Ю. Громова, Д.М. Бычков . – Астрахань: Издательский дом«Астраханский университет», 2010.;

  3. Большакова А. Ю. Литературный архетип // Литературная учёба. -№ 6— 2001 г.;

  4. Белинский В.Г. «Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая» ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948;

  5. Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Вече, 2016 г;

  6. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», Эксмо, 2016 г;

  7. Толстой Л.Н. «Война и мир», Том I-II, III-IV, Эксмо, 2016 г;

  8. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», АСТ, 2015 г;

  9. Сухих И.Н. «Живая душа: Пьер Безухов», журнал « Звезда», 2007г.;

  10. Белинский В. Г. «Сочинения Александра Пушкина, статья одиннадцатая и последняя», Лань, 2013г.;

  11. Наседкин.Н. Н. «Мармеладова Софья Семеновна (Соня)», Энциклопедия. - Москва: Алгоритм, 2003г.;

  12. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999г.

  13. Стахорский С.В. «Энциклопедия литературных героев», Аграф, 1997г.;

  14. Новиков В. И., Шкловский Е. А. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика-Пресс, 1998г.;

  15. Накамура К. Соня (Софья Семёновна Мармеладова)//Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гиперион, 2011г.;

  16. Добин Е.С. (А.Пушкин «Капитанская дочка») // История девяти сюжетов: рассказы литературоведа. - 2-е изд.- М.: Детская литература, 1990г.;

  • Ссылки в интернете:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/;

  2. http://www.arch.apsl.edu.pl/polilog/pliki/nr2/02.pdf;

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/;

  4. http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/sochineniya/vojna-i-mir/obraz-pera-bezuhova-v-romane-l.-n.-tolstogo-vojna-i-mir;

  5. https://www.livelib.ru/character/1197-sonya-marmeladova;

Приложение 1

Значения «архетипа» как литературной категории [3] :

  1. писательская индивидуальность (например, о Пушкине ученые говорят как об «архаическом архетипе поэта»);

  2. «вечные образы» (Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот);

  3. типы героев («матери», «дитяти» и т. д.);

  4. образы — символы, часто природные (цветок, море).

Приложение 2

Мы провели социологический опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Каким должен быть рыцарь?»

Приложение 3

а) Онегин с Ольгою пошел;Ведет ее, скользя небрежно,И, наклонясь, ей шепчет нежноКакой-то пошлый мадригал,И руку жмет - и запылалВ ее лице самолюбивомРумянец ярче. Ленской мойВсё видел: вспыхнул, сам не свой;В негодовании ревнивомПоэт конца мазурки ждетИ в котильон ее зовет. [5]

б) Онегин, втайне усмехаясь,Подходит к Ольге. Быстро с нейВертится около гостей,Потом на стул ее сажает,Заводит речь о том, о сем;Спустя минуты две потомВновь с нею вальс он продолжает;Все в изумленье. Ленский самНе верит собственным глазам». [5]

в) То был приятный, благородный,Короткий вызов иль картель:Учтиво, с ясностью холоднойЗвал друга Ленский на дуэль

Он мыслит: "буду ей спаситель.Не потерплю, чтоб развратительОгнем и вздохов и похвалМладое сердце искушал;Чтоб червь презренный, ядовитыйТочил лилеи стебелек;Чтобы двухутренний цветокУвял еще полураскрытый.Всё это значило, друзья:С приятелем стреляюсь я. [5]

г) В сем сердце билось вдохновенье,Вражда, надежда и любовь,Играла жизнь, кипела кровь:Теперь, как в доме опустелом,Всё в нем и тихо и темно;Замолкло навсегда оно. [5]

Приложение 4

а) «— Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! — продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, — но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.

Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.

С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.

Кровь моя закипела…»[6]

Приложение 5

«Пьер испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, — способность видеть и верить в возможность добра и правды, и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие. Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался — зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту. Слишком страшно было быть под гнетом этих неразрешимых вопросов жизни, и он отдавался первым увлечениям, чтобы только забыть их» [7].

Приложение 6

Параллельно мы просили респондентов обосновать заявленный ответ. Вот некоторые цитаты из группы приверженцев ответов «ДА»:

«Потому что и женщина может быть храброй»;

«Потому что женщины зачастую обладают качествами рыцарей в большей мере»;

«Они тоже могут быть самоотверженными и смелыми»;

«Если это требуется, женщина может совмещать в себе слабую, ранимую и сильную, отважную натуру».

А вот сторонники ответа «НЕТ» свой ответ аргументировали следующими доводами:

«Потому что по традиции рыцарь - это обычно мужчина»;

«Женщина должна быть слабой».

Приложение 7

а) «Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!..». (Мачеха Катерина Ивановна о Соне)[8].

«И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети‑сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой и со стуканием об стену головою» [8].

б) «Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; … А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" - говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась» [8].

Приложение 8

Мы решили сопоставить полученные в ходе исследовательской работы результаты с мнением участников нашего социологического опроса. Нам стало интересно, что думают читатели о наших героях-рыцарях? И вот что мы получили:

На основе результатов можем сделать следующие выводы:

  1. Читатели видят во Владимире Ленском качества, которые мы в рамках нашей работы относим к «рыцарским»;

  2. Около пятой части всех опрошенных утверждает, что герой проявлял слабохарактерность и принял поспешное решение касательно дуэли с Евгением Онегиным, не указывая на его «рыцарские качества». Это подтверждает нашу гипотезу;

  3. Второе по величине число участников сказало, что Владимир Ленский - романтик; это подтверждает наш выбор относительно его характерной особенности: «Рыцарь - романтик»;

  4. Большинство опрошенных придерживается того же мнения относительно Владимира Ленского, что и мы; это ещё один аргумент для причисления героя к архетипу «Рыцарь».

На основе результатов можем сделать следующие выводы:

  1. Читатели видят в Петре Гриневе качества, которые мы в рамках нашей работы относим к «рыцарским». В данном случае наша гипотеза не подтвердилась;

  2. Абсолютно все опрошенные придерживаются того же мнения относительно Петра Гринёва, что и мы; это ещё один аргумент для причисления героя к архетипу «Рыцарь».

  3. Одним из популярнейших ответов у участников было «ценил честь и достоинство»; это подтверждает наш выбор относительно его характерной особенности: «Рыцарь доблести»;

На основе результатов можем сделать следующие выводы:

  1. Читатели видят в Пьере Безухове качества, которые мы в рамках нашей работы относим к «рыцарским».

  2. Абсолютно все опрошенные придерживаются того же мнения относительно Пьера Безухова, что и мы; это ещё один аргумент для причисления героя к архетипу «Рыцарь».

  3. Участники опроса указали на добродушие (наибольшее число процентов), самоотверженность, способность прощать Пьера Безухова, что подтверждает наш выбор относительно его характерной особенности: «Рыцарь-альтруист»;

На основе результатов можем сделать следующие выводы:

  1. Большинство опрошенных участников видят «рыцарские качества» Сони Мармеладовой; это ещё один аргумент для причисления героя к архетипу «Рыцарь».

  2. Наибольшее число участников сказало, что Соня Мармеладова добрая; это подтверждает наш выбор относительно её характерной особенности: «Рыцарь доброго сердца»;

  3. Около трети опрошенных участников указывает на ветреность героини и говорит о её разгульном образе жизни. Самая большая проблема – они не учитывают при своих ответах условия, в силу которых Соне пришлось жить «по жёлтому билету». Ветреность и распущенность - это всё, что они могут вспомнить об этой светлой девушке. Её образ для них остался непонятым. Это подтверждает нашу гипотезу.

Приложение 9

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась в двух из четырёх случаев. Исходя из данных социологического опроса:

  1. Образ Сони Мармеладовой множеством участников был расценен с большим заблуждением (были указаны совершенно не присущие девушке качества: ветреность, распущенность и т.д.);

  2. Некоторые опрошенные указали на слабохарактерность Владимира Ленского и назвали необдуманным поступком вызов на дуэль Евгения Онегина (что было совершенно с целью защитить честь свою и своей невесты).

1 https://ru.wikipedia.org/wiki;

2 http://www.arch.apsl.edu.pl/polilog/pliki/nr2/02.pdf

3  https://ru.wikipedia.org/wiki;

4 http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tolstoj-lev/sochineniya/vojna-i-mir/obraz-pera-bezuhova-v-romane-l.-n.-tolstogo-vojna-i-mir

5 https://www.livelib.ru/character/1197-sonya-marmeladova

Просмотров работы: 1811