Перед ним есть лишь одна преграда – церковь. Именно она символизирует имперскую власть, ее последний оплот. Но великана не остановит и она – он сделает решительный шаг и переступит церковь с легкостью. Движение революционеров поражает своей массовостью и силой. Великан как бы олицетворяет собой предводителя толпы — он указывает людям верный путь, ведет их к новой жизни. Большевик показывает им, что больше нет преград и страха, впереди советский народ ждет лишь светлое будущее. Картина преисполнена иллюзорных представлений о самом смысле революции и его значении для народа. Связано это, прежде всего, с неправильным пониманием данных проблем самим автором картины. Кустодиев был искренне благодарен большевикам за их помощь в его труде и оценку его таланта. Его благодарность в большей мере и легла в основу данного полотна.
Похожным восприятием отличается картина «Новая планета» К. Юона.Озаренная красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют ее, другие в ужасе от нее бегут - в этом образе было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям.
Символична и картина К. С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде», или, как ее стали называть позднее, “Петроградская мадонна” - В центре работы простая женщина в белоснежном платке, прижимающая к груди младенца. Лицо её подобно иконописному лику, а в глазах читается настороженность и смирение. Малыш на руках явно ровесник переломных событий 1917-го. Сколько таких мам и детей? Однако, несмотря на видимую простоту, фигуры героев считываются зрителем как знаковые и символичные. Героиня воспринимается как мать всех детей, молчаливый свидетель ужасных событий, которые бросили под молох истории множество судеб, породив страхи, нищету и обездоленность. Невероятная по силе воздействия работа живописца!
Некоторые критики олицетворяют эту женщину с Россией того периода, находятся и те, что считают, что образ является предвестником более известной идиомы - «Родина-Мать». Задний план картины также очень говорящий. Внимательный зритель заметит здесь листовки, красующиеся на стенах - очевидцы тех событий вспоминали, как за каждым поворотом их встречали обклеены воззваниями и революционными манифестами стены. Да и толпы выглядят очень растеряно и задумчиво. Собираясь в группы, люди обсуждали между собой насущные вопросы (например, где достать хлеба), делились новостями и слухами. Улицы города выглядят слишком широкими и от этого ещё более пустынными, а дома строгими и мрачноватыми. Кое-где можно заметить, разбитые стёкла, говорящие о бунте толпы. Скорее всего, люди со всей силой своего праведного гнева громили административные здания временного правительства.
Но не все творцы видели революцию в ярких цветах. Один из таких примеров - Иван Алексеевич Владимиров. Его тайные альбомы, найденные после его смерти, с совсем другими работами, на которых он изобразил, что в действительности творилось на улицах Петрограда в дни революции.
Владимиров - художник-документалист - просто отображал, что видел, и большевики на его рисунках оказались теми, кем они и были - тиранами, измывавшимися над людьми. "Настоящий художник должен быть правдив". Я считаю, в этих рисунках Владимиров был правдив и, благодаря его искренности и художественной смелости, мы имеем исключительную живописную летопись эпохи.
Таким образом, мы видим, что мечты о новой светлой эре сочетались в восприятии художников с осознанием ужаса разрушений и горя, которые она несла с собой. Масштабность происходящих в России в 1917 году событий ярко отразилась в живописном искусстве. Оно дает нам, поколению, живущему 100 лет спустя, пищу для серьезных раздумий.