СРАВНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА В КИНЕМАТОГРАФЕ И МНЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СРАВНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА В КИНЕМАТОГРАФЕ И МНЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

Носкова В.С. 1
1МБОУ "СОШ № 9" Саткинского района Челябинской области
Сергеева Т.В. 1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

XXIII районная научно-практическая конференция

учащихся 8-11 классов

«НОУ – 2016»

«Сравнение изображения Григория Распутина в кинематографе и мнении современников ».

(История)

Автор: Носкова Валерия Сергеевна,

10 класс, МБОУ «СОШ № 9»,

г.Бакал

Научный руководитель:

Сергеева Тамара Владимировна

учитель истории

МБОУ «СОШ № 9»

Сатка

2017 г.

Содержание:

1.Введение …………………………………………………………………3

2.Основная часть: кто же Г.Распутин: распутник или святой? ……......3

2.2 Биография Г. Распутина………………………………………………4

2.3.Феномен при дворе Николая II……………………………………….5

2.4. Сравнительный анализ мнений современников, исследователей и их соответствие образу Распутина в кино………………………………………...7

3. Практическая часть

3.1. Каким видят режиссеры и актёры в фильмах Г. Распутина?...........9

3.2.Отзывы современников о Г.Распутине в фильмах…………………11

3.3.Как мнения современников Г.Распутина отражаются в фильмах?..12

4.Заключение: кем же он был на самом деле?.........................................14

4.Список литературы ……………………………………………………...15

5. Приложения ……………………………………………………………. 16

Введение:

Образ Григория Распутина в кино и научной литературе

Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут, Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства.

Г. Распутин

Имя Григория Распутина часто можно услышать в наше время. До сих пор это личность неоднозначная, таинственная, до конца неисследованная историками, вокруг которой не умолкают споры. Появляется все больше версий относительно его влияния на императорскую семью, политику и судьбу России. Кто же был этот пресловутый Гришка - распутник или святой, простой проходимец или действительно личность, от которой зависела судьба России? Возможно, история в скором времени ответит на эти вопросы, но иногда хочется самому попытаться во всем разобраться, ведь это - наша история, а значит, она не должна быть нам безразлична. Исходя из вышесказанного можно утверждать о несомненной актуальности данного исследования.

Проблема: образ Григория Ефимовичакинематографисты видят по разному. Какой из них соответствует исторической личности.

Объектом исследования являетсяобразГригория Распутина, которые создают режиссёры, актёры, авторы научной литературы .

Предмет исследования: Образ Григория Распутина с точки зрения людей двадцать первого века.

Цель работы: сравнительный анализ изображения Григория Распутина в современном кинематографе, современников.

Вышеназванная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • Рассмотреть биографию Григория Распутина;

  • Проанализировать фильмы, мнения современников и научные исторические произведения о Григории Распутине, мнения современников.

  • Научная новизна работы: дан сравнительный анализ образа Григория Распутина в художественных фильмах с образом, созданным современниками и учёными- историками.

2.Основная часть: кто же Г.Распутин: распутник или святой?

Григорий Распутин – известная и неоднозначная личность в отечественной истории, споры о которой ведутся уже целое столетие. Его жизнь наполнена массой необъяснимых событий и фактов, связанных с приближенностью к семье императора Николая II и влиянием на судьбу Русской империи. Одни историки считают его безнравственным шарлатаном и мошенником, а другие уверены, что Распутин был настоящим провидцем и целителем, что позволило ему приобрести влияние на царскую семью.

Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря: «Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916), фаворит Николая II и его жены Александры Федоровны. Выходец из крестьян Тобольской губернии, в молодости конокрад. Выдавая себя за «провидца» и «исцелителя», проник в придворную среду и приобрел большое влияние на государственные дела. Убит в декабре 1916г. монархистами.[8] Любопытствующие довольствовались лишь этой лаконичной характеристикой. Сейчас нам известно гораздо больше.

2.2 Биография Григория Распутина

Родился Распутин Григорий Ефимович 21 января 1869 года в семье простого крестьянина Ефима Яковлевича и Анны Васильевны, проживавших в селе Покровское Топольской губернии. На следующий день после рождения мальчика крестили в церкви с именем Григорий, что означает «бодрствующий». Гриша стал четвертым и единственно выжившим ребенком у родителей – его старшие братья и сестры умирали еще в младенчестве из-за слабого здоровья. При этом он также с самого рождения был слабеньким, поэтому не мог, вдоволь играть со сверстниками, что и стало причиной его замкнутости и тяги к уединению. Именно в раннем детстве Распутин ощутил привязанность к Богу и религии.

При этом он старался помогать отцу пасти скот, ходить в извоз, убирать урожай и участвовать в любых земледельческих работах. Школы в Покровском селе не было, поэтому рос Григорий безграмотным, как и все односельчане, но выделялся среди других своей болезненностью, за что его считали ущербным.

В 14 лет Распутин серьезно заболел и был почти при смерти, но внезапно его состояние стало улучшаться, что, по его словам, случилось благодаря Матери Божьей, исцелившей его. С того момента Григорий стал глубоко познавать Евангелие и, не умея даже читать, смог заучить тексты молитв наизусть. В тот период у крестьянского сына проснулся дар прозорливости, уготовивший ему впоследствии драматичную судьбу.

В 18 лет Григорий Распутин совершил первое паломничество в Верхотурский монастырь, но решил не брать монашеский обет, а продолжить странствование по святым местам мира, дойдя до греческой горы Афон и Иерусалима. Тогда ему удалось завязать контакты со многими монахами, странниками и представителями духовенства, что в будущем историки связали с политическим смыслом его деятельности.

Биография Григория Распутина изменила свое направление в 1903 году, когда он прибыл в Петербург, и перед ним открылись дворцовые двери. В самом начале своего приезда в столицу Российской империи «опытный странник» не имел даже средств к существованию, поэтому обратился к ректору духовной академии епископу Сергию за помощью. Он познакомил его с духовником царской семьи архиепископом Феофаном, уже наслышанном к тому времени о пророческом даре Распутина, легенды о котором ходили по всей стране.

С императором Николаем II Григорий Ефимович познакомился в тяжелое для России время. Тогда страну охватили политические забастовки, революционные движения, направленные на свержение царской власти. Именно в тот период простому сибирскому крестьянину удалось произвести на царя мощное впечатление, вызвавшее желание у Николая Второго часами беседовать со странником-провидцем. Историки уверены, что сближение Распутина с императорской семьей произошло благодаря помощи Григория в лечении сына Александры Федоровны и наследника престола Алексея, больного гемофилией, перед которой в те времена была бессильна традиционная медицина.

Прежде чем совершить убийство Григория Распутина, противники пытались уничтожить его духовно. Его обвиняли в хлыстовстве, колдовстве, пьянстве, развратном поведении. Но Николай II не желал принимать во внимание никаких доводов, так как свято верил старцу и продолжал все государственные тайны обсуждать с ним. Поэтому в 1914 году возник «антираспутинский» заговор, инициаторами которого стали князь Феликс Юсупов, великий князь Николай Николаевич младший, который позже стал главнокомандующим всеми военными силами Российской империи в период Первой мировой войны, и Владимир Пуришкевич, являвшийся в то время действительным статским советником.

С первого раза убить Григория Распутина не удалось – он был тяжело ранен в селе Покровском Хионией Гусевой. В тот период, пока он находился на грани между жизнью и смертью, Николай II принял решение участвовать в войне и объявил мобилизацию. При этом он продолжал советоваться с выздоравливающим провидцем о правильности своих военных действий, что снова не входило в планы царских недоброжелателей.

Поэтому было принято решение довести заговор против Распутина до конца. 29 декабря (по новому стилю) 1916 года старца пригласили во Дворец князя Юсупова для встречи с известной красавицей, княжьей женой Ириной, нуждавшейся в знахарской помощи Григория Ефимовича. Там его стали угощать отравленной ядом едой и напитками, но цианистый калий не убил Распутина, что заставило заговорщиков застрелить его. После нескольких выстрелов в спину старец продолжал бороться за жизнь, и даже смог выбежать на улицу, пытаясь скрыться от убийц. После непродолжительной погони, сопровождавшейся стрельбой, целитель упал на землю и был подвержен жестокому избиению преследователями. Затем измученного и забитого старца связали и бросили с Петровского моста в Неву. По данным историков, оказавшись в ледяной воде, Распутин умер только через несколько часов.

Николай II поручил расследование убийства Григория Распутина директору Департамента полиции Алексею Васильеву, который вышел на «след» убийц знахаря. Через 2,5 месяца после смерти старца император Николай Второй был свергнут с престола, а глава нового Временного правительства приказал поспешно прекратить следствие по делу Распутина.

2.3 Феномен при дворе Николая II

Император, и особенно императрица, были подвержены мистицизму. До появлению у двора Григория Распутина были и другие провидцы, старцы, к которым по мнению очевидцев прислушивалась императорская чета. Самая близкая фрейлина Александры Федоровны и Николая II Анна Александровна Вырубова (Танеева) написала в воспоминаниях: «Государь, как и его предок Александр I, был всегда мистически настроен; одинаково мистически настроена была и государыня... Их величества говорили, что они верят, что есть люди, как во времена Апостолов... которые обладают благодатью Божией и молитву которых Господь слышит»[4]. Из-за этого в Зимнем дворце часто можно было видеть различных юродивых, «блаженных», предсказателей судьбы, людей способных якобы влиять на судьбы людей. Это – и Паша-прозорливая, и Матрена-босоножка, и Митя Козельский, и Анастасия Николаевна Лейхтенбергская (Стана) – жена великого князя Николая Николаевича-младшего. Широко были открыты двери царского дворца и для всякого рода проходимцев и авантюристов, каким был, например, француз Филипп (настоящее имя – Низьер Вашоль), подаривший императрице икону с колокольчиком, который должен был звонить при приближении к Александре Федоровне людей «с дурными намерениями».

Митя Козельский «Коляба» Знобишин Д. А. — козельский мещанин, известный как юродивый «Митя Козельский», мещанин г. Козельска, юродивый, появившийся в начале XX в. в Петербурге. К началу Первой мировой войны Мите было около 45 лет. Немой калека, в 1900 г. он, якобы от удара грома, выздоровел, стал ходить и кое-как говорить. По Митиным рассказам, тогда же на его руке появился крест. В 1901 г. он приехал в Кронштадт, а в начале 1902 г. познакомился с архимандритом Феофаном (Быстровым) — тогдашним инспектором духовной академии. Последний представил его вел. кн. Милице Николаевне, а затем и «царям». При дворе Митя давал советы, предупреждал, пророчествовал [9].

Очень любопытная запись из одного дневника: « В 4 часа к нам пришел человек Божий Дмитрий, из Козельска, около Оптиной пустыни «[ 1 ]. Он принёс образ, написанный согласно видению, кот. он недавно имел. Разговаривали с ним около полутора часа. (от 14 января 1906 года) [2].

Однажды во дворце появился таинственный господин — «доктор Филипп» из Парижа. Он был представлен Царской чете «черногорками» — Великими Княгинями Милицей и Анастасией Николаевнами. Французский посланник предостерегал русское правительство против этого вкрадчивого иностранца, но Царь и Царица придерживались другого мнения. Люди, которые хотят быть обманутыми, попадают впросак. Псевдонаучное красноречие д-ра Филиппа достигло цели. Он утверждал, что обладает силой внушения, которая может оказать влияние на пол развивающегося в утробе матери ребёнка. Он не прописывал никаких лекарств, которые могли бы быть проверены придворными медиками. Секрет его искусства заключался в сериях гипнотических пассов. После двух месяцев лечения он объявил, что Императрица находится в ожидании ребёнка. Все придворные празднества были отменены. Европейские газеты писали о приближении великого события в семье русского Царя. Прошло шесть месяцев. Императрица вдруг заболела острым нервным расстройством и, несмотря на упорные протесты д-ра Филиппа, к постели больной были приглашены врачи. Они быстро и решительно постановили диагноз; они не нашли и следов беременности у Александры Фёдоровны. Доктор Филипп уложил свои чемоданы и уехал в Париж.

2.4. Сравнительный анализ мнений современников, исследователей и их соответствие образа Распутина в кино

На мой взгляд, наиболее объективны, слова профессора С. С. Ольденбурга; «Распутин сам ни на какое политическое влияние не претендовал, но для врагов Императора он оказался точкой приложения искусной клеветнической кампании, совершенно извратившей истинное положение вещей» [3] . «Интересно, что противники монархии были и оппонентами Распутина. Больше всего нападок исходило от монархистов, видевших в нём «неугасимую лампаду в царских покоях» и причину всех бед России, как во внешней, так и во внутренней политике» [3].

Справедливо будет, наверное, немного изменить известный афоризм и сказать: сколько людей, столько и суждений о Распутине. В исследовательской части работы были проанализированы пять фильмов «Агония» Элема Климова, 1982 года (Россия), «Заговор» Станислава Либина, 2007 года (Россия), «Распутин: сумасшедший монах» Дона Шарпа ,1966 года (Великобритания), «Распутин» Жозе Дайана , 2011 года (Франция - Россия) и «Распутин и императрица» Чарльза Бребина и Ричарда Болеславского 1932 года (США). Каждый из фильмов представляет определённый образ Григория Распутина, причём везде он свой. Какой из фильмов претендует на более реальный образ? Какой из них совпадёт с мнением историков и исследователей. Если посмотреть на иностранные фильмы «Распутин: сумасшедший монах» Дона Шарпа , 1966 года (Великобритания), «Распутин» Жозе Дайана , 2011 года (Франция - Россия) и «Распутин и императрица» Чарльза Бребина и Ричарда Болеславского , 1932 года (США), то в них Распутин злодей, бес, человек меркантильный, который вершил «чёрные дела». Такой образ вполне соответствует Б.Г. Пашков «Вместо принятия энергичных мер Николай II выслушивал мнение приближённых и особенно советы своего духовного наставника «старца « Григория Распутина……….решал важные государственные дела- размещал своим « клиентам» выгодные заказы, жаловал земли, должности…………….смещались министры, губернаторы, командующие фронтами»[2].

Дон Шарп любитель ужасов, нашёл в образе Распутина «нового» Дракулу, одним своим видом он который излучает угрозу. Американцы вообще сняли фильм о неразумном поведении императрицы с Распутиным, чем окончательно опорочили чету Романовых. Жерар Депардье играл такого Распутина, какого он представлял. Фильм «Распутин: сумасшедший монах» в полной мере подтверждает мнение В.И. Ленина (Приложение 1). Английские, французские и немецкие кинематографисты создали в своих фильмах образ разгульного пьяницы, который влиял на императорскую семью в важных государственных делах. В.М. Руднев исследовавший «распутинский феномен» в Чрезвычайной следственной комиссии временного правительства, считал что «личность Распутина в смысле душевного склада не была так проста, как об этом говорили и писали » [7].

А вот американский кинематограф поплатился за историческую ошибку. Судебный иск по обвинению в клевете, предъявленный студии MGМ от имени княжеской четы Юсуповых. Процесс был решен в пользу пострадавших, и внушительная сумма компенсации морального ущерба значительно укрепила шаткое финансовое положение аристократов-эмигрантов. Именно после этого досадного прецедента кинопроизводители стали уведомлять о том, что любые совпадения событий и имен случайны и непреднамеренны. Отечественные производители не столь категоричны в своих высказываниях. В большей степени они ставят знак вопроса и представляют зрителям самостоятельно определиться с мнение о Григории. Алексей Петренко в фильме «Агония» сыграл наиболее близко к восприятию Распутина, Образ который был создан в данном фильме подтверждается высказыванием Сергея Юльевича Витте: «Какой это своеобразный и самобытный человек!» (Приложение 1). По мнению зрителей, вот в Иван Охлобыстин в фильме «Заговор» раскрывает образ своего героя, как жертву заговора , интересным кажется английский след, о котором сегодня часто говорят и историки. Это мнение подтверждает и Надежда Александровна Тэффи, писательница начала XX века.

Михаил Сергеевич Яблоков в своей книге «Г.Е. Распутин» Сомневается в достоверности сведений о Григории Распутине « что единственным источником информации о «казнокрадстве» Распутина, из научных изданий, была «Большая Советская энциклопедия» (БСЭ) образца 1948 года. Также там была указана и другая сомнительная информация: что он был фаворитом царицы Александры Федоровны, «авантюристом»».

Платонов О. А. «Миф о Распутине нужно рассматривать как специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное) на пути понимания наших духовных, поли- 1 Вече. 1989. № 4. 1 Московские ведомости. 5.7.1914. 8 9 тических и национальных ценностей, и прежде всего, осознания величия русской православной Монархии. И создан он именно для того, чтобы перекрыть дорогу возвращения к этим ценностям. Чтобы, посмотрев на мифологизированного Распутина, люди в ужасе отшатывались от своего славного и победного прошлого, стараясь забыть его и не возвращаться к нему» [7].

Ответ – исследование № 1. Каким видят режиссеры и актёры Григория Распутина в фильмах?

 

Агония

Заговор

Распутин:

сумасшедший монах

Распутин

Распутин и императрица

Актёр

Алексей

Петренко

Иван Охлобыстин

Кристофер

Ли

Жерар Депардье

Лайонел Бэрримор

Режиссер

Элем

Климов

Станислав Либин

Дон

Шарп

Жозе Дайан

Чарльз Бребин и Ричард Болеславский

Год

1982

2007

1966

2011

1932

Страна

СССР

РФ

Великобритания

Франция

США

Образ Григория Распутина

«И вот во дворец вошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами»

Несчастная жертва заговора. Святой или хитрый политик?

Григорий Распутин в их трактовке был идеальным злодеем, лечившим людей только ради меркантильной выгоды. Сравнение с Дракулой

Образ святого беса

Под предлогом врачевания вершил «чёрные дела»

Слоган фильма

Жизнь и смерть Распутина«»

«Тайна смерти Распутина »

«Ловелас и Сердцеед!»

«Дар или проклятье»

«Красивые девушки, которые пришли на молитву! Поймал в паутину развратник Распутин, чей коварный разум свергнут с трона!»

Мнение о игре актёра

Его игра выше всяких похвал. Сцена, где Распутин голыми ногами мечется по холодному Санкт- Петербургу, предчувствуя скорую развязку, берёт за живое. Каждая сцена с Петренко очень сильна.

Иван Охлобыстин в роли старца Распутина довольно органичен. Вообще же это довольно харизматичный актер, и с ролью он справился блестяще.

Эд Вулен снимал что то подобное, с осьминогами, с криками. Вселенским злом, в этой картине был Распутин. Кристофер Ли с данной ролью, в этом контексте справился.

Другое мнение: самый яркий и стереотипный образ Распутина, мастерство актёра проявляется в самых страшных и безумных выражениях лица.

Депардье качественно играет Распутина, но всё же я вижу в фильме великого французского актёра, а не русского мужика.

Другое мнение: Депардье актёр хороший, но взялся не за своё.

Не построил своего персонажа.

 

Таким образом, Григорий Распутин предстаёт в указанных фильмах и сумасшедшим, и меркантильным, и «чёрным врачевателем», с одной стороны, а с другой, «святым».

Ответ – исследование № 2. Отзывы современников о Г. Распутине в фильмах.

 

Агония

Заговор

Распутин:

сумасшедший монах

Распутин

Распутин и императрица

Образ через отзывы

Петренко - высший класс, очень близок к моему пониманию и восприятию Распутина.

Распутин -великий Волхв и кудесник,

Великий провидец и мудрец

Интересный фильм. Действительно, такого Григория Распутина кинематограф ещё не показывал — он не развратник и не дебошир, а несчастная жертва заговора. Получилось совершенно новая версия последних дней жизни одной из самых загадочных персон в истории России.

В этой условно-исторической среде Распутин в исполнении Кристофера Ли выглядит грандиозно. Он нарочито громок, физически чертовски силён, пластичен, умеет гипнозом подчинять себе чужой разум - монументальнейшее чудище с бородой и в поддёвке, которое даже спиной излучает ощущение неотвратимой угрозы.

Депардье чудно играет пьяных, в общем, то сложилось впечатлении что он немного играл себя. Видимо поэтому, ему удалось схватить образ.

Амбициозный мошенник тайно вершит политику

Таким образом, отзывы современников о Григории Распутине от провидца и мудреца до мошенника , тайно вмешивавшегося в политику, есть и другой вариант: Григорий Распутин - жертва обстоятельств.

Ответ исследования № 3. Как мнения современников Г.Распутина отражаются в фильмах?

 

Агония

Заговор

Распутин:

сумасшедший монах

Распутин

Распутин и императрица

Мнения современников Распутина

«Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся».

Граф С.Ю. Витте

«Он весь словно выдуманный, в легенде жил, в легенде умер и в памяти легендой облечется. Полуграмотный мужик, царский советник, греховодник и молитвенник, оборотень с именем Божьим на устах».

Н.А. Тэффи

«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха обнаружила всю суть царской монархии, довела её до «последней черты», раскрыла всю её гнилость, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе её, всё зверство семьи Романовых- этих погромщиков, заливших Россию кровью».

В.И. Ленин

С. С. Ольденбурга; «Распутин сам ни на какое политическое влияние не претендовал, но для врагов Императора он оказался точкой приложения искусной клеветнической кампании, совершенно извратившей истинное положение вещей» .

«Императрица отказывалась подчиняться судьбе. Она непрестанно говорила о невежестве врачей. Она обратилась к религии, и её молитвы были полны отчаяния, Сцена была готова для появления Распутина».

Великий князь Александр Михайлович

Современники Григория Распутина говорят о нём, с одной стороны как о честном и добром человеке, а с другой , как о развратнике и цинике. Таким образом, образ Григория Распутина в современной кинематографии такой же противоречивый, как и мнения современников и историков. Какие бы фильмы не смотрели наши соотечественники и граждане других стран, существует устойчивый образ Распутина, в котором сочетаются мудрость и хитрость, святость и распутный образ, помощь императорской семье и простолюдинам. Какой образ ближе вам, это решать только вам. При этом его личность, не смотря на прояснение новых фактов, остается таинственной и в наше время. Известный старец еще долгое время будет привлекать к себе внимание исследователей, публицистов и рядовых граждан.

«Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут, Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства», - так сказал сам Григорий Ефимович о себе, как будто знал, что и после смерти не будет ему покоя.

Заключение: кем же он был на самом деле?

Целью исследовательской работы было провести сравнительный анализ изображения Григория Распутина в современном кинематографе и мнения современников. В работе были представлены пять фильмов из разных стран, в которых представлен образ Григория от святого старца до пьяницы и дебошира. Более двенадцати фильмов в разных странах снято о Григории Распутине. Его персоной интересуются в таких странах как США, Венгрия, Франция, Великобритания и Германия. Разные образы создают режиссёры. Существует, по крайней мере, три мифа о Распутине и все они соответствуют приведённым в работе фильмам.

«Исчадие ада, корыстный человек, доведший со своим окружением Россию до краха»- таким предстаёт Распутин в первом мифе, эту мысль поддерживает Ленин В.И. Эта идея раскрыта в английском фильме Дона Шарпа «Распутин: сумасшедший монах».

«Демон», «второй кардинал Ришелье», вечно пьяный и блудливый мужик с таинственной русской душой - любимый миф американских кинематографистов, который раскрыт в фильме Чарльза Бребина и Ричарда Болеславского «Распутин и императрица».

«Талантливый русский мужик, спасавший Россию и царский трон и убитый масонами»- миф современных режиссеров, таких как Элем Климов в фильме «Агония» и Станислава Либина «Заговор».

Кем же был Распутин на самом деле? «Хитрость и простодушие, подозрительность и детская доверчивость, суровые подвиги аскетизма и бесшабашный разгул, и над всем этим фанатическая преданность Царю и презрение к своему собрату-мужику- всё это уживалось в его натуре, и, право, нужен или умысел, или недомыслие, чтобы приписывать Распутину преступления там, где сказывалось лишь проявление его мужицкой натуры»- вот, по-моему слова, наиболее точно характеризующие личность Распутина. К сожалению, миф о Распутине, созданный в начале века деятелями либерального и революционного движения, широко поддерживается и в наше время, ибо, как говорит О.Платонов, и сегодня "живы и процветают те силы (точнее, их прямые наследники), которые в свое время создавали этот миф и заинтересованы в его сохранении. Миф о Распутине, нужно рассматривать как специально созданное препятствие (хотя далеко не единственное), на пути понимания наших духовных, государственных и национальных ценностей. И создан он именно для того, чтобы препятствовать возвращению к этим ценностям. Если говорить об иностранных фильмах, то они в большей степени поддерживают эти мифы, тогда как российские кинематографисты, хотя бы пытаются создать иллюзию того, что было в начале XX века[7].

Список литературы

1) Григорий Распутин. Сборник исторических материалов в 4-х томах. / т.1 – Москва: Изд.Терра, 1997.

2) Б.Г. Пашков. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862-1917./ Б.Г. Пашков. Москва: Изд. Центр-Коми.1997.635 с.

3) Ольденбург. С.С. Царствование императора Николая II. / Ольденбург. С.С. Санкт- Петербург : Изд. Петрополь, 1991.

4) Палеолог М. Распутин воспоминания. / Палеолог Москва: изд. Девятое января, 1923, с.120 http://elib.shpl.ru/ru/nodes/17531#page/1/mode/grid/zoom/1

Государственная публичная историческая библиотека России.

5) Пуришкевич В.М. «Как я убил Распутина», дневник / Пуришкевич В.М. Москва: Советский писатель, 1990г. (репринтное воспроизведение издания 1924 г.)

6) Труайя. А. Распутин. / Труайя. Ростов н/Д:Феникс,1997, с. 265

7) О. Платонова. Оклеветанный старец” (правда о Григории Распутине)/ О. Платонова ,Рязань, 1997.

8) Большой энциклопедический словарь. 1991 год.1-изд.Москва. под ред. академика М.В. Прохорова.

9) Владимир Рожков/ Церковные вопросы в Государственной Думе/ Владимир Рожков, Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х—1918 гг.)

Ссылки:

1) https://www.kinopoisk.ru/film/10470/

2) Теффи Н. Распутин. Электронная библиотека RoyalLib.com

3) Чистая историческая библиотека. http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/pravlieniie-nikolaia-ii

4) https://www.kinopoisk.ru/film/5710/ информации и отзывы о фильме «Распутин: сумасшедший монах»

5) https://www.kinopoisk.ru/film/585102/ информации и отзывы о фильме «Распутин»

6) https://www.kinopoisk.ru/film/400459/ информации и отзывы о фильме «Заговор»

7) https://www.kinopoisk.ru/film/10470/ информации и отзывы о фильме «Распутин и императрица »

8)https://my-hit.org/film/88337/ информации и отзывы о фильме Агония

Приложение 1

Кадр из фильма «Агония»

Приложение 2

Кадр из фильма «Заговор»

Приложение 3

Кадр из фильма «Распутин: сумасшедший монах»

Приложение 4

Кадр из фильма «Распутин»

Приложение 5

Кадр из фильма «Распутин и императрица»

8

Просмотров работы: 827