ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И МОЯ СЕМЬЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И МОЯ СЕМЬЯ

Краева В.А. 1
1МАОУ "Вадская СОШ"
Ляхова Т.А. 1
1МАОУ "Вадская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Прошло более 70 лет, как отгремели взрывы Великой Отечественной войны Всё меньше и меньше остаётся ветеранов, отстоявших свободу и независимость нашей Родины, но люди должны хранить подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны ради нас, ради мирного неба над головой.

Человек, который не знает истории своего народа, не может иметь будущего ни для себя, ни для своих детей. Россия имеет богатейшую историю, важной частью которой является Великая Отечественная война. С каждым годом наша страна все больше и больше теряет ветеранов той ужасной войны. С их уходом мы теряем прямую связь с тем временем.

Поэтому очень важно, пока живы еще очевидцы войны 1941-1945 годов, их дети, которые слышали рассказы родителей об их вкладе в Великую Победу, собирать воспоминания. Эти воспоминания о Великой Отечественной войне должны трепетно передаваться из поколения к поколению, от родителей — к детям.

В нашей семье один из главных праздников является День Победы. Мы собираемся всей семьёй и идём с портретами наших родственников единым строем «Бессмертного полка», отдаём дань памяти тем, на жизнь которых выпала война. (Приложение 1)

Идея исследования возникла, когда мы с мамой и братом шли с фотографиями моих родственников в колонне «Бессмертного полка». Мне захотелось узнать какими были мои прабабушки и прадедушки, какой след оставила война в их судьбе?

Объектом данного исследования является моя семья в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Предметом данного исследования - личные архивные документы семьи Ивановых, Краевых, Паршиных, события моей семьи, моих близких родственников, связанные с историей Великой Отечественной войны.

Планируя своё исследование, я выдвинула гипотезу, что в результате изучения истории своей семьи мы будем лучше осознавать и понимать историю страны, в которой живём, также можно доказать, что родственники моей семьи внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Цель данной работы – собрать и изучить материал о том, как жили и воевали наши предки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы.

В связи с этой целью поставлены задачи:

1) Расширить свои знания о Великой Отечественной войне;

2) Изучить семейный архив и узнать были ли в семье родственники-участники ВОВ и труженики тыла;

3) Побеседовать с родителями, бабушками и дедушками о жизни родственников в годы войны;

4) Подобрать фото и документы;

5) Изучить данные электронных архивов «Память народа», «Подвиг народа»;

6) Оформить альбом «Мы помним, гордимся, благодарим».

7) Подготовить сообщение о родственниках участниках ВОВ и тружениках тыла

8) Оформить страницы "Книги памяти" о жизни родственников в годы войны.

Исходя из выше сказанного, мы определили проблему работы: у меня мало информации о близких родственниках, живших в годы войны, многие письменные источники не дошли до наших дней, нет в живых родственников, которые могли бы рассказать об их участии в Великой Отечественной войне. В рамках своего исследования мы предполагаем возможное решение данной проблемы.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1- Организационный

2- Теоретическая часть – изучить вклад моих родственников в Победу в Великой Отечественной войне с помощью разных источников

3- Практическая часть – применить знания на практике (создание презентации, альбома, творческих работ)

4- Обобщение полученных результатов.

Методы исследования: поисково – исследовательский, сравнительно – описательный, практическое применение изученной информации, интервьюирование.

Практическую значимость данного исследования мы видим в повышении интереса к изучению истории своей семьи, пополнению семейного архива, они могут быть использованы на внеклассных мероприятиях, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках окружающего мира и истории, а также как экспозиции школьного и районного музеев.

В ходе данной работы мы использовали различные источники: устные рассказы моих родителей и бабушек, дедушек, прабабушек, записи, сделанные в разное время моей мамой, семейные фотографии, интернет-ресурсы, посвященные теме Великой Отечественной войны.

День Победы очень важен для россиян, доказательством являются цифры:

- миллионы человек приняли участие в шествиях «Бессмертного полка», которые прошли во всех российских регионах 9 мая;

- свыше 18 тысяч нижегородцев прошли 9 мая 2016 года в колонне «Бессмертного полка»;

- более трехсот вадчан стали участниками акции «Бессмертный полк» в 2016 году.

К акции присоединяются каждый год жители десятков государств мира.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Из истории Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Немецкие войска во главе с Адольфом Гитлером напали на нашу Родину. 4 года, а точнее 1418 дней бушевал смерч самой кровопролитной в мировой истории войны. Долгими и суровыми были эти четыре года войны, труден был путь к Победе.

Весь наш народ встал на защиту своей страны. Воины мужественно отстаивали наши города и села. Женщины и дети трудились в тылу на заводах, фабриках, в полях. Уходили на защиту своей родной земли парни и девчата. Немногим пришлось вернуться с фронтов Великой Отечественной войны. А оставшиеся в живых вернулись настоящими героями, с многочисленными боевыми наградами. Из нашего Вадского района на фронт ушло более шести тысяч вадчан.

Я знаю о некоторых громких событиях войны: о битве за Москву, о битве за Сталинград и о блокаде Ленинграда.

В Великой Отечественной войне рассматривают три основных периода:

- Первый период – 22 июня 1941г. – ноябрь 1942 г. - нападение Германии на СССР.

- Второй период – ноябрь 1942 г. – декабрь 1943 г. – коренной перелом в ходе войны.

- Третий период – январь 1944 г . – 9 мая 1945 г. – изгнание врага за пределы территории СССР.

Война закончилась в Берлине 9 мая 1945 года. Многие города после войны получили звания Городов-героев (Москва, Ленинград, Брест, Одесса, Тула и др.). За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 млн человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния. Победа в Великой Отечественной войне — одна из самых ярких страниц истории нашей страны.

2. Поисково-исследовательская часть

2.1. « Стрелковой роты рядовой…»

Киселев Василий Прокофьевич

Мой прапрадед Киселев Василий Прокофьевич (по маминой линии) родился в 1901 году в деревне Верхний Акташ Татарской АССР. Война началась для прапрадеда 22 августа 1941 года. Воинское звание – красноармеец. Воевал в составе 1292 саперного полка, 113 стрелковой дивизии, был стрелком. Прапрадедушка не пришел с войны, он умер в полевом госпитале в 1942 году. Моя бабушка, Иванова (Паршина) Галина Ивановна рассказывала: «Долгие годы мы не знали ничего о судьбе дедушки. Я родилась 1946 году, поэтому дедушку никогда не видела. Знаю, что бабушка (Матрена Тихоновна), получив похоронку, три дня проплакала , не вставая с постели. Остались у неё на руках трое детей, да старая фотография дедушки. Жили они в бараках от цементного завода. Все оставшуюся жизнь бабушка, а потом и её дети каждое 9 мая приносила цветы к обелиску погибшим воинам на местном кладбище и считала могилой дедушки».

Со слов моей мамы Краевой Татьяны Николаевны: «В 2015 году (в канун 70-летия Победы) мы ездили в Смоленскую область. Вместе с поисковыми отрядами мы увидели места сражений, окопы, место старого медсанбата. Нам подарили штык и патроны, теперь это тоже память о красноармейце, стрелке 113 стрелкового полка.

Как жалко, что бабушка Маруся совсем чуть-чуть не дожила до этой минуты, когда мы узнали все о её отце»

Нам удалось отыскать в электронной базе данных «Память народа» сведения о моем прапрадедушке. У нас есть копия похоронки, документы из донесений медсанбата и о безвозвратных потерях. Мы теперь знаем, что он был ранен в грудь и похоронен в братской могиле деревни Орлово Смоленской области (сегодня Калужской). (Приложение 2)

Городнов Николай Иванович

Мой прапрадед Городнов Николай Иванович (по папиной линии) родился 15 апреля 1909 года в деревне Отеревка, Зеленогорского сельского совета, Вадского района, Арзамасской области.

На фронте Отечественной войны с 24 июня 1941 года в составе Западного фронта 220 стрелковой дивизии 673 стрелкового полка в должности стрелка. В июле 1942 получил тяжелое ранение: перелом и деформация правой руки.

Когда был на лечении, к госпиталю прорвались немцы. Николай Иванович поставил пулемет на подоконник и прикрывал раненых. За этот подвиг был представлен к награде медалью «За Отвагу». (Приложение 3)

В 1942 году после лечения был комиссован и вернулся домой, инвалидом III группы, но работал по своей специальности- трактористом.

Умер 24 апреля 1976 года и похоронен в деревне Свобода.

Имя моего прадедушки внесено в книгу «Верность Памяти » и высечено на гранитной стене мемориального комплекса у Вечного огня.

За мужество, проявленное во время боёв, Городнов Николай Иванович награждён «Орденом Славы III степени», медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией».

Из воспоминаний моего дедушки Краева А.А. о своем отце Городнове Н.И.: «Не любил он рассказывать про войну. Говорил, что в то время тяжело было везде: и на фронте, и в тылу. Про его боевые подвиги мы узнали потом. Были у него и медали, и орден. Когда были маленькие мы с братьями и сестрами играли ими, не понимали их ценность. После войны был бригадиром тракторной бригады и, несмотря на ранение, трудился на полях родного колхоза»

1.2.2. Труженицы тыла.

«Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют …»

Они не сражались на фронтах Великой Отечественной войны, где решалась судьба всего мира. Они самоотверженно трудились в тылу. Всем было тяжело и голодно.

Паршина Мария Васильевна

Моя прабабушка (по маминой линии)родилась 15 августа 1924 года. Жила она в городе Щурово Коломенского района Московской области.

Еще совсем юной устроилась на оборонный цементный Щуровский завод. Была мастером обжига печей. После войны работала в больнице.

Имеет много грамот, благодарностей и медали «За оборону Москвы», «800-летие Москвы», «Ветеран труда» за отличную работу. (Приложение 4)

Моя бабушка Иванова (Паршина) Галина Ивановна вспоминает о своей маме Паршиной Марии Васильевне: «Мама была очень трудолюбивой. Бралась за любой труд, порой и очень тяжелый. Любила петь, никогда не унывала и всегда всем во всем помогала, поэтому её все уважали и звали Марусенькой. Не легкая ей выпала доля: сначала погиб отец, потом от голода умер младший брат, трудные послевоенные годы, рано овдовела и воспитывала троих детей.

Рассказывала, что было голодно. Весной, когда сходил снег, ходили в поля и выкапывали мерзлую картошку, приносили домой, терли на терке и пекли лепешки, их называли «чибрики». В лугах собирали травы и добавляли в еду, чай пили морковный с листьями смородины, вишни. Она никогда не жаловалась и всегда вспоминала только хорошее»

В 2014 году мы большой семьей поздравляли прабабушку Марусю с 90-летием. 21 апреля 2015 года прабабушки не стало. В моей памяти она осталась доброй, ласковой и мудрой. Я буду помнить, в какое трудное время ей выпало жить.

Иванова Марфа Алексеевна.

Моя прабабушка (по маминой линии) родилась 14 июня 1924 года в деревне Миленино Вадского района.

Когда началась Великая Отечественная война ей исполнилось 16 лет, она наравне со всеми работала в колхозе. Вместе с другими молодыми девчатами была направлена на Пыру торфоразработки, строила узкоколейку в сторону Мурома. Работала на расчистке снега на аэродроме Лопатинском.

После войны работала на пекарне, пекла хлеб.

Моя мама, Краева Татьяна Николаевна, вспоминала о рассказах своей бабушки: «Бабушка говорила, что работали много. Надо было работать в колхозе на ферме, в поле, в лесу. Все делала: и за скотом ухаживала, и сено косила, и дрова заготовляла, и воду на ферму носила, и в поле полола, и грибы, ягоды собирала для фронта. Потом надо было и свое хозяйство прибрать. Ныли руки, спина, было тяжело.

В 1943 году её направили на торфоразработки (на Пыру). Брали добывать торф из болот только молодых и незамужних. Торф был нужен для электростанции в Балахну и на военно-оборонные заводы в город Дзержинск. Труд был очень тяжелый: и холодно, и голодно и страшно, потому что далеко от дома. Жили там в бараках, за ночь одежда не просыхала, поэтому приходилось работать в сырой и грязной одежде. Многие начинали болеть, их отправляли домой лечится, а присылали новых».

За свой тяжелый труд была награждена медалью «Ветеран труда». (Приложение 5)

Умерла 2 июля 1989 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате своего исследования я узнали еще больше о жизни моей семьи, изучила историю своей семьи, у меня появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне, возникло чувство уважения к ветеранам войны, сохранила память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г. и оформила альбом "Мы помним, гордимся, благодарим". (Приложение 10)

В ходе работы я получила не только теоретические знания, но и практические умения. Я рисовала рисунки к конкурсам, вышила платок, сшили с мамой кисет.

Подводя итоги своей работы, я могу сказать, что мы достигли той цели, которую поставили в начале своей работы. Мы собрали, изучили и систематизировали материал об участии членов моей семьи в Великой Отечественной войне.

Изучая жизнь моих родственников, я поняла, что они прожили достойную жизнь, преодолевая жизненные трудности, не жалуясь на судьбу, выполняя свой долг перед семьей, страной. В своей работе я рассказала, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тех, кто воевал с врагами и у тружеников тыла в те далекие военные годы.

В ходе работы над темой исследования, совместно с учителем, мы провели мероприятие для моих одноклассников по теме «Герои Отечества». Я рассказала о своих родственниках, участвовавших в ВОВ, а ребята поделились знаниями о своих. Я показала штык и патроны, которые были подняты поисковыми отрядами в ходе «Вахты памяти» в Калужской области с места гибели моего прадедушки. (Приложение 6)

В ходе мероприятия был проведён небольшой опрос:

1. Принимали ли Вы, члены Вашей семьи участие в акции «Бессмертный полк»?

2. Считаете ли Вы себя патриотом России?

3. Хранятся ли в Вашей семье реликвии, связанные с историей Великой Отечественной войны? (Приложение 7)

Результаты поисково-исследовательской работы, по договорённости с заведующей музеем Лашмановой В. В., будут переданы в районный историко-краеведческий выставочный центр и пополнят вспомогательный фонд раздела «Военно- патриотическое воспитание подрастающего поколения».

В Вадской средней школе проходило общешкольное мероприятие «Непокорённый город», приуроченное ко дню снятия блокады Ленинграда. В актовом зале была оформлена выставка, где были представлены штык от винтовки, военная фляжка, гильзы военных лет. (Приложение 8)

Мне понравилось работать по данной теме, в нашем альбоме ещё остались страницы, которые я смогу пополнить, продолжая начатую работу.

В заключении мне бы хотелось сказать, что наши фронтовики не забыты.

Они, кажется, радом с нами, они в наших сердцах.

Скоро 9 мая я и мой брат наденем гимнастерки, пилотки и пойдем дружным строем «Бессмертного полка».

Мы помним, гордимся, благодарим!

Список использованных источников информации

Используемая литература

  1. Верность памяти. – Арзамас: Арз. тип., 2008. – 492 с.

  2. Районная газета «Восход» № 33 от 13.05.2016 г.

  3. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 в. – М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 544 с., ил.

  4. Школьная энциклопедия «Руссика». Новейшая история. 20 в. – М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – 640 с., ил.

Используемые источники информации

  1.  
    1. Электронный банк документов «Подвиг народа» // Режим доступа: http://podvignaroda.ru/

    2. «Память народа 1941-1945» // Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/

    3. Запись, сделанная в 2012 году моей мамой, Краевой Татьяной Николаевной, со слов её бабушки, Паршиной Марии Васильевне.

    4. Родословное древо Ивановых - Краевых, составленное моей мамой, Краевой Т..Н. 2012-2014 гг.

  2. Беседа с моей бабушкой, Ивановой Галиной Ивановной.

  3. Рассказ моего деда, Краева Александра Николаевича.

  4. Фотографии из семейного архива.

Приложение 1

Всероссийская акция «Бессмертный полк»

9 мая 2015 год

9 мая 2016 год

Приложение 2

Киселёв Василий Прокофьевич

Информация из донесения о безвозвратных потерях (сайт «Подвиг народа»)

Поездка в д. Орлово Смоленской области

Приложение 3

Городнов Николай Иванович

Награды

Медаль «За победу над Германией»

«Орден Славы III степени»

Медаль

«За отвагу»

Наградные листы

Паспорт

Приложение 4

Паршина Мария Васильевна

Награды

Медаль «К 800-летию Москвы»,

Медаль «За оборону Москвы»,

Приложение 5

Иванова Марфа Алексеевна

Медаль «Ветеран труда»

Приложение 6

Внеклассное мероприятие «Герои Отечества»

Приложение 7

Результаты опроса одноклассников (диаграммы)

Приложение 8

С общешкольного мероприятия «Непокорённый город»

Приложение 9

Не канули в Лету... В числе воевавших Есть павшие, – нету Безвестно пропавших! Пусть нам неизвестны Конкретные даты И точное место, Где пали солдаты,

Пусть, к братским могилам Склоняя знамена, Подчас мы не в силах Назвать поименно Всех тех, кто в походах Пожертвовал жизнью За счастье народа, Во славу Отчизны, Но, честь воздавая Героям отважным, Мы знаем... Мы знаем И помним о каждом!

(Костромыгин В.К.)

Приложение 10

Страницы альбома «Мы помним, гордимся, благодарим»

Просмотров работы: 527