Введение
«Перемена, перемена!» — Заливается звонок.Первым Вова непременноВылетает за порог.Вылетает за порог — Семерых сбивает с ног…Он за пять минут успелПеределать кучу дел:Он поставил три подножки(Ваське, Кольке и Серёжке),Прокатился кувырком,На перила сел верхом,Лихо шлёпнулся с перил,Подзатыльник получил,С ходу дал кому-то сдачи,Попросил списать задачи, — Словом,Сделал всё, что мог!Ну, а тут — опять звонок... |
Так описывает школьную переменку Борис Заходер. В нашей школе часто можно увидеть подобную картину. Учителя предлагают поиграть нам на перемене в такие игры, как «Море волнуется», «Ручеек», «Булавочка». Но играть в эти игры многим ребятам не хочется.
На уроке «Окружающего мира» по теме «Правила поведения в школе» учительница говорила нам о том, что на перемене нужно отдыхать активно. Активный отдых помогает быть на следующем уроке более внимательным, меньше отвлекаться. Всем известно, что бегать на перемене нельзя. Игры, предлагаемые учителем, неинтересны, быстро надоедают. Многие из нас на перемене играют в телефон. Наша учительница Людмила Валериевна предложила выяснить, в какие игры играли наши предки – родители, бабушки и дедушки. Узнав названия игр, нам захотелось попробовать в них поиграть. Так и родился вопрос: «В какие игры наших предков можно и интересно играть в школе?»
Целью моей исследовательскойработа стало изучение игр наших предков с целью организовать детский отдых на перемене.
Задачи, которые помогут достичь поставленной цели:
Изучить литературу и другие информационные источники об истории возникновения игр и их влиянии на развитие личности ребенка.
Провести анкетирование учащихся начальных классов.
Выяснить в какие игры играли наши родители, бабушки, дедушки.
Научиться играть в игры наших предков, научить других ребят понравившимся играм.
Создать сборник игр для учащихся 1-4 классов, подходящих для игры на перемене.
Объектом исследования являются учащиеся 1-4 классов МБОУ «СОШ № 30» п. Малиновка.
Предметом исследования являются игры наших предков.
Методы исследования:
- анализ данных, полученных при изучении литературных источников, интернет-ресурсов;
- анкетирование;
- наблюдение;
- анализ и обобщение собранной информации.
Гипотеза: если учащихся начальных классов познакомить с играми наших предков, то они станут для большинства основным видом занятости на перемене.
В поисках литературы для теоретической части исследовательской работы были посещены школьная библиотека и Модельная библиотека семейного чтения. В работе использовались толковые словари, энциклопедии, детские журналы и методическая литература для воспитателей детских садов.
История возникновения игр
Слово ИГРА очень часто употребляется в речи каждого человека. Долгие годы многие ученые пытались разгадать тайну происхождения игры. Из энциклопедии я узнала, что первые игры появились у животных, задолго до появления человека [1].
Еще с древних времен игра составляла неотъемлемую часть в жизни человека. Возникновение игры связано с трудом. Г. В. Плеханов утверждал: «Ребенок после рождения начинает подражать деятельности родителей. В жизни отдельного ребенка игра, конечно, старше труда, но в жизни общества труд предшествует игре, т. е. труд — старше игры» [6]. Мысли Г. В. Плеханова получили развитие в трудах других ученых.
С развитием общества и совершенствованием орудий труда, игры становятся разнообразнее и сложнее. Дети не могут принимать участие в работе взрослых, поскольку это требует определенных знаний, умений, ловкости, сноровки. Тогда родители начали изготавливать игрушки для детей. Играя в них, ребенок учился использовать орудие труда. Так игрушки были маленькими моделями орудий труда. Маленькой мотыгой можно было рыхлить землю, а из маленького лука - попасть в цель.
Именно в игре, где имеются реальные жизненные условия, формируются личностные качества человека, проявляются творческие способности. Поэтому игра направлена на совершенствование самого человека, его взаимодействие с окружающим миром, физическим и психологическим развитием.
1.2 Виды игр и их влияние на развитие личности ребенка
Очень большое влияние на развитие ребенка оказывает игра. При помощи игры ребёнок учится общаться со сверстниками, развивать свое воображение, память, сообразительность, находчивость, физические силы, учится справляться со своими страхами и многое другое.
Игры подразделяют на несколько видов[5]:
Сюжетно-ролевые
Дидактические
Подвижные
Спортивные
Настольные
Компьютерные
Все эти игры в той или иной степени играют важную роль в развитии личности ребенка.
В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят то, что они видят и что происходит вокруг них, подражая взрослым. Через игру формируется личность ребенка, умение общаться, развиваются творческие способности, воображение.
Дидактические игры больше направлены на обучение. У ребенка развиваются познавательные, умственные способности, сосредоточенность, умение работать в коллективе, настойчивость.
Древнегреческий мыслитель Аристотель сказал: «Движение — это жизнь!» Его философия не имеет прямого отношения к детскому движению, но, именно, дети с раннего детства любят прыгать, бегать, прятаться. Подвижные и спортивные игры влияют на физическое развитие ребенка, а также формируют дисциплинированность, целеустремленность, умение играть в команде и по правилам.
Настольные игры развивают внимание, логику, образное мышление, зрительную память, сообразительность, воображение. Для игры в настольные игры не требуется не игровых площадок, не специального оборудования, в них можно играть в любую погоду, как большой компанией, так и вдвоем.
В нашем современном мире компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь и влияние их на развитие личности ребенка разное. С одной стороны, увлекающийся ребенок, который постоянно играет в компьютере, проводит мало времени на свежем воздухе, мало общается со сверстниками, читает, забывает про домашние задания. С другой стороны, компьютерные игры развивают внимание, логику, умение планировать свои действия и принимать решения.
2.1 Результаты анкетирования и наблюдения
Чтобы изучить занятость учащихся 1-4 классов на перемене, до обучения играм наших предков было проведено анонимное анкетирование. Для анкеты были подготовлены следующие вопросы:
Как ты проводишь перемены в школе?
а) играю в планшет, телефон;
б) играю в игры с другими ребятами;
в) бегаю;
г) общаюсь с ребятами или учителем;
д) другое занятие (укажи какое)
В какие игры ты любишь играть?
а) компьютерные
б) подвижные
в) настольные
г) ролевые
д) спортивные
Как ты считаешь, необходимо ли направить детскую энергию в игры, веселые задания?
а) да
б) нет
Хотел(а) бы ты разучить новые игры?
а) да
б) нет
В анкетировании приняли участие 124 учащихся с 1 по 4 класс: 40 человек – учащиеся 1 класса, 23 человека – учащиеся 2 класса, 42 человека – учащиеся 3 класса и 19 человек – учащиеся 4 класса.
После того, как анкетирование проведено, результаты были обработаны и представлены в таблице (приложение 1).
На вопрос «Как ты проводишь перемены в школе?» 26 учащихсяответили, что играют в планшет, телефон, 53 учащихся - играют в игры с другими ребятами, 14 учащихся – бегают, 27 учащихся – общаются с ребятами или учителем, 1 учащийся - играю в УЧИ.ру, 2 учащихся – сидят или ходят.
Таким образом, около половины опрошенных играют в игры с другими ребятами. На втором месте по популярности - общение с ребятами или учителем и игры в планшет, телефон, ноутбук. И только 14 ребят утверждают, что бегают на перемене.
На второй вопрос анкеты «В какие игры ты любишь играть?» 53 учащихся утверждают, что любят играть в подвижные игры, 33 учащихся любят компьютерные игры, 19 человек – спортивные, 16 человек – настольные и 3 человека – ролевые.
Таким образом, около половины опрошенных предпочитают подвижные игры, на втором месте по популярности – компьютерные игры, на третьем месте – спортивные и настольные. Играми, которые пользуются наименьшей популярностью, оказались ролевые.
Ответы на третий вопрос анкеты «Как ты считаешь, необходимо ли направить детскую энергию в игры, веселые задания?» убедили нас в том, что большинство детей считает, что детскую энергию необходимо направить в правильное направление – игры и веселые задания.
Ответы на четвертый вопрос «Хотел(а) бы ты разучить новые игры?» убедили нас в том, что практически все дети готовы познакомиться с новыми играми.
Проанализировав результаты, мы были удивлены тем, что только 14 человек из 124 опрошенных учащихся сознались, что бегают на перемене. Результаты анкетирования не совпали с реальностью жизни. Почему многие ребята не сознались в том, что бегают на перемене? Предполагаем, что учащиеся либо не смогли признаться в том, что нарушают правила поведения в школе, либо игры в «Догоняшки» считают приемлемыми играми на перемене. Кроме этого, мы сделали вывод том, что в новые игры ребята будут учиться с удовольствием, и больше всего им нравятся подвижные игры.
На основании несоответствия анкетирования и реальности мы решили провести дополнительное исследование – наблюдение. В течение 2-х недель мною проводилось наблюдение за учащимися моего класса, целью которого было выяснить, какими видами деятельности занимаются учащиеся на переменах. Результаты наблюдений отражены в таблице (приложение 2).
На основе полученных наблюдений были сделаны следующие выводы.
На первом месте по популярности среди видов занятости на перемене – это бег, так как 9 учащихся предпочитают бегать из 19 человек, подвергшихся наблюдению. На втором месте – пассивный вид отдыха – сидят или ходят. Так проводят время 7 человек из 19 наблюдаемых. Считаем, что результаты наблюдений подтверждают реальную картину на перемене.
На основании вышеизложенного считаем, что обучение учащихся новым подвижным играм необходимо для увеличения количества детей, занятых активными и допустимыми видами отдыха на перемене.
2.2 Игры, в которые играли наши предки
После проведения анкетирования и наблюдения мы приступили к сбору информации об играх наших предков. На этом этапе мне помогли одноклассники. Ребята с удовольствием узнавали от мам, пап, бабушек и дедушек об играх, в которые они играли в детстве. А мамы и папы, бабушки и дедушки с особым трепетом вспоминали свои детские игры. Так, нами был составлен список игр и правилами к ним.
Познакомившись с правилами игр, мы заметили, что в большинство игр наших предков играют на улице, так как необходимо много свободного пространства. Поэтому не все игры подошли для игры в школе. В нашем списке представлены все игры, о которых мы узнали от наших предков (приложение 3). Жирным шрифтом отмечены игры, в которые, на наш взгляд, можно играть в школе на перемене.
После знакомства с правилами игр приступили к самому интересному –стали учиться играть в них на перемене. Сначала играли только со своими одноклассниками, потом к нам стали проситься ребята из других классов. Мы с удовольствием принимали их в наши новые игры. Играя, мы заметили, что в некоторые игры не получается играть из-за шума на перемене. Таким образом, из нашего списка еще от нескольких игр пришлось отказаться. Поэтому в таблице «Список игр наших предков» отмечены причины, по которым, на наш взгляд, нельзя или невозможно играть в некоторые игры.
Вскоре у нас появились любимые игры, в которые мы играли чаще всего. Это «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Летел лебедь», «Рыбалка», «Тише едешь, дальше будешь» (приложения 4, 5).
Некоторые игры подошли для игры на уроке физкультуры. Это «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Цепи кованые» (приложение 6).
Нами было замечено, что с помощью игры мы стали более ловкими и выносливыми. Во время игры научились переживать и поддерживать друг друга, старались не обижать товарищей. С помощью игр смогли лучше узнать друг друга, стали дружнее. Поэтому мы так полюбили новые «старые» игры!
В процессе работы над исследованием, мы смогли научиться играть только в некоторые игры из нашего списка. Для того, чтобы не утерять остальные игры, был составлен сборник игр наших предков, в который вошли все собранные игры.
Заключение
В процессе исследовательской работы все поставленные нами задачи были выполнены. Мы узнали об истории возникновения игр, их видах и влиянии на развитие личности ребенка.
Для подтверждения наших предположений о возможности использования игр предков на школьных переменах нами было проведено анкетирование учащихся начальной школы. Результаты анкетирования заставили нас задуматься о причинах несоответствия полученных результатов и реальности. Поэтому было проведено незапланированное исследование - наблюдение, которое показало истинную картину.
Самым интересным в исследовательской работе стали сбор информации от наших предков и обучение играм. В процессе знакомства с играми мы сделали вывод о том, что, к сожалению, не все детские игры родителей и бабушек подошли для игры на перемене. У нас появились любимые игры, в которые мы с удовольствием играем на переменах.
В настоящее время количество играющих учащихся в подвижные игры увеличилось, а количество бегающих детей заметно уменьшилось. Для этого не было необходимости проводить контрольные исследования. Гипотеза о том, что подвижные игры стали основным видом занятости для большинства учащихся на перемене подтвердилась.
Для того, чтобы забытые игры наших предков не ушли снова в прошлое, был создан сборник игр «Игры наших предков», в который вошли все игры, о которых мы узнали от наших родственников. Надеемся, что наш сборник будет интересен ребятам следующих поколений.
Список использованных источников и литературы
Игра// Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0/. – Загл. с экрана.
Когда появилась первая настольная игра? [Текст]// А почему? -2014. - № 12. – с. 3.
Малов, В. Что подарил миру Френк Хорнби [Текст] / В. Малов // А почему? - 2015. - № 4.- с. 24-25.
Пик, Е.Я. Игры: энциклопедия [Текст]/ Е.Я.Пик, И.А.Рассказова. - М.:РОСМЭН, 2000. – 127 с.
Роль игры в развитии личности ребенка //Gnomik.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gnomik.ru/articles/art-rol-igry-v-razvitii-lichnosti-rebyenka/ . – Загл. с экрана.
Спортивные игры как высший этап развития народных игр// Спортивные игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stadiumgame.blogspot.ru/2012/06/blog-post_8223.html /. – Загл. с экрана.
Юрина, Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/ Н.Г.Юрина. –М.: ООО «Фирма «Издательство» АСТ», ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999. – 496 с.
Приложение 1
Результаты анкетирования учащихся 1- 4 классов МБОУ «СОШ № 30»
1а |
1в |
2г |
3б |
3г |
4в |
Всего |
|
|
|||||||
а) играю в планшет, телефон, ноутбук |
3 |
5 |
5 |
- |
5 |
8 |
26 |
б) играю в игры с другими ребятами |
9 |
7 |
10 |
10 |
14 |
3 |
53 |
в) бегаю |
2 |
8 |
- |
- |
1 |
3 |
14 |
г) общаюсь с ребятами, учителем |
5 |
1 |
7 |
6 |
5 |
3 |
27 |
д) другое занятие - отдыхаю - сижу или хожу - рисую |
- - - - |
- - - - |
1 1 - - |
1 - 1 - |
- - - - |
1 - - 1 |
3 1 1 1 |
|
|||||||
а) компьютерные |
8 |
9 |
4 |
5 |
2 |
5 |
33 |
б) подвижные |
6 |
9 |
15 |
9 |
11 |
3 |
53 |
в) настольные |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
6 |
16 |
г) ролевые |
- |
1 |
- |
- |
2 |
- |
3 |
д) спортивные |
2 |
- |
2 |
2 |
8 |
5 |
19 |
|
|||||||
а) да |
16 |
20 |
22 |
10 |
15 |
18 |
101 |
б) нет |
- |
- |
- |
- |
3 |
1 |
4 |
в) не знаю |
3 |
1 |
1 |
7 |
7 |
- |
19 |
|
|||||||
а) да |
19 |
20 |
22 |
15 |
25 |
18 |
119 |
б) нет |
- |
- |
1 |
2 |
- |
1 |
4 |
в) не знаю |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
ВСЕГО |
19 |
21 |
23 |
17 |
25 |
19 |
124 |
Приложение 2
Результаты наблюдения
« Как учащиеся 1в класса проводят время на переменах»
№ п/п |
Кодовое имя учащегося |
Вид отдыха на перемене/количество |
2 преобладающих вида отдыха |
|
Ник |
бегает – 4 играет с ребятами -1 общается с учителем -1 сидит или ходит – 9 играет в настольные игры -4 |
1.Сидит или ходит 2. Бегает/играет в настольные игры |
|
Светик |
бегает – 8 общается с учителем -1 сидит или ходит – 6 |
1.Бегает 2. Сидит или ходит |
|
Муром |
бегает – 2 сидит или ходит -2 играет в настольные игры -1 рисует -1 |
1.Бегает 2. Сидит или ходит |
|
Настенька |
бегает – 7 общается с учителем -1 играет в телефон -1 сидит или ходит – 6 |
1.Бегает 2. Сидит или ходит |
|
Юляшка |
бегает – 6 общается с учителем -1 сидит или ходит – 8 рисует -1 |
1.Сидит или ходит 2. Бегает |
|
Арчи |
бегает – 9 сидит или ходит -7 играет в конструктор -2 |
1.Бегает 2. Сидит или ходит |
|
Боди |
сидит или ходит -4 играет в конструктор -2 |
|
|
Катюня |
бегает – 2 играет с ребятами – 1 общается с ребятами - 3 сидит или ходит - 2 |
|
|
Надюша |
бегает -2 сидит или ходит – 7 рисует – 1 |
1.Сидит или ходит 2. Бегает |
|
Родионовна |
бегает -5 сиди или ходит -1 |
|
|
Иван |
играет в конструктор - 5 |
|
|
Арина |
бегает -1 играет с ребятами -1 сидит или ходит – 5 рисует – 1 |
|
|
Жека |
бегает –5 играет с ребятами – 1 общается с ребятами –1 сидит или ходит - 5 |
|
|
Зухра |
бегает -13 общается с учителем -1 сидит или ходит - 4 |
|
|
Екатерина |
бегает – 2 общается с учителем- 1 сидит или ходит - 8 |
|
|
Валдис |
бегает -5 общается с учителем- 4 сидит или ходит-5 играет в констркутор-1 |
|
|
Ольга |
бегает – 6 общается с ребятами- 1 общается с учителем -1 сидит или ходит - 3 |
|
|
Дементий |
сидит или ходит -4 общается с ребятами-1 играет в конструктор -1 |
|
|
Юляша |
бегает -4 общается с ребятами-1 сидит или ходит-3 играет в настольные игры- 1 рисует- 5 |
|
Приложение 3
Список игр наших предков
№ п/п |
Название игры |
Причина, по которой невозможно играть на перемене |
|
Да и нет не говорить |
|
|
Вышибалы |
Использование мяча |
|
Гуси-лебеди |
|
|
Жмурки |
|
|
Испорченный телефон |
Шум на перемене |
|
Казаки-разбойники |
Ограниченная территория |
|
Классики |
|
|
Кольцо-колечко |
|
|
Кошки-мышки |
Скользкий пол, ограниченная территория |
|
Красочки |
Шум на перемене |
|
Крестики-нолики |
|
|
Летел лебедь |
|
|
Лягушка |
Необходима стена здания, мяч, большая территория |
|
Море волнуется раз |
|
|
Морской бой |
|
|
Ножички |
Использование ножа, необходима почва |
|
Прятки |
Открытое пространство, негде прятаться |
|
Резиночка |
|
|
Рыбалка |
|
|
Светофор |
|
|
Секретики |
Необходима почва или песочница |
|
Съедобное-несъедобное |
Необходим мяч, шум на перемене |
|
Тише едешь, дальше будешь |
|
|
Третий лишний |
Скользкий пол, ограниченная территория |
|
Хали-гали |
|
|
Цепи кованые |
Скользкий пол, ограниченная территория |
|
Чехарда |
Скользкий пол, юбки у девочек |
Приложение 4
Игра «Гуси-лебеди»
Игра «Жмурки»
Приложение 5
Игра «Летел лебедь»
Игра «Тише едешь, дальше будешь»
Приложение 6
Игра «Третий лишний»
Игра «Цепи кованные»
Приложение 7
Игра «Классики»
Игра «Кольцо-колечко»
Приложение 8
Игра «Красочки»
Игра «Резиночка»
Приложение 9
Игра «Светофор»
Игра «Хали-гали