ТЕОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТЕОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА

Скуратова А.К. 1
1МАОУ СОШ № 69 г.Екатеринбурга, 3 В
Голенцева О.В. 1
1МАОУ СОШ № 69 г. Екатеринбурга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данной темы исследовательской работы заключается в том, что до сих пор человечеству не удалось выяснить, как произошёл человек. Ученые продолжают спорить о том, произошел ли человек от обезьяны, или создан Высшим разумом, или возможно даже имеет внеземное происхождение. Есть некоторые доказательства, подтверждающие ту или иную теорию, но их не так много. И самое главное, все эти теории остаются только теориями, т.е. предположениями.

Мне стало интересно узнать, какие есть возможные теории происхождения человека, какие есть доказательства этих теорий. Мне кажется, что если я разберусь в этих вопросах, то немного приближусь к разгадке большой тайны о том, кто есть человек в этом мире, что он собой представляет?

Объектом исследования в моей работе выступает человек, а предметом – история его появления на этой земле.

В своей работе я поставила цель – рассмотреть различные гипотезы появления первого человека (эволюционную, божественную и космическую), выяснить уровень знаний окружающих меня людей о доказательствах эволюционной теории.

Для достижения данной цели я решила следующие задачи: сначала изучила литературу, затем по ней описала основные положения теории Дарвина о происхождении человека, потом описала кратко Божественную и космическую теорию о создании (появлении) человека в мире. В самом конце я провела опросы среди родных друзей и знакомых с целью показать им, что возможно человек все же произошел от обезьяны.

Гипотеза исследования: подтверждение эволюционной теории происхождения человека.

Методы исследования: изучение и обобщение информации, опрос.

1. Теоретическая часть 1.1. Человек произошел от обезьяны или эволюционная теория происхождения человека

Сначала я прочитала некоторую литературу по биологии, истории и узнала, что сегодня существует три основные гипотезы о происхождении человека. Первую можно назвать Божественной. Вторую эволюционной. И третью космической.

Поскольку чаще всего в учебниках биологии описывается эволюционная теория Ч.Дарвина как теория происхождения человека, то я решила выяснить, как развивалась данная теория и каковы ее основные положения.

Для начала я составила таблицу по научным взглядам ученых, которые оставили заметный след в эволюционной теории (таблица 1)

Таблица 1. Взгляды ученых о происхождении человека от животного

Ученый

Научные взгляды

Анаксимен, Аристотель

выдвинули идею, что человек –«родственник животных». Аристотель также выявил различия между человеком и животными:

- Прямохождение;

- Головной мозг крупный;

- Речь и разум.

Карл Линней в XVIII. веке

Впервые отвел человеку место в отряде приматов класса млекопитающих и дал ему видовое название Ноmosapiens (Человек разумный). Тем самым К.Линней сделал важный шаг для решения вопроса о происхождении человека

Жан-Батист Ламарк

в 1809 году в книге «Философия зоологии» описывал происхождение человека: исходный предок «четверорукое» высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению. Эволюция человека шла подобно тому, как развивалась нервная система у хордовых

Эта идея не была им обоснована.

XIX век Ч.Дарвин и его последователями (Э.Геккелем, Т.Гексли, Э.Дюбуа.).

Биологическую теорию эволюции человека разработал Ч.Дарвин в книгах «Происхождение человека и половой отбор»- доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов(1871); «О выражении эмоций у человека и животных» (1872). Дарвин в своих работах приходит к выводу, что человек - неотъемлемая часть живой природы и что его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира.

Человек по этой теории произошел от «нижестоящей животной формы в результате действия движущих сил эволюции». Ученый привел тому доказательства из области сравнительной морфологии, эмбриологии. Позднее другие ученые (Э.Геккель иЭ.Дюбуа) привели данные палеонтологии.

Фридрих Энгельс

В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896) - писал: «Труд создал самого человека».

Т.е. мы видим, что еще в глубокой древности высказывалась идея, что человек произошел от животного. Данные в пользу этой теории все накапливались. Это позволило Ч.Дарвину создать эволюционную теорию происхождения человека. Он попытался собрать некоторые доказательства происхождения человека от обезьяны.

Ч.Дарвин писал, что человек это высшее звено в цепи развития всего живого. Дарвин доказал или хотя бы попытался доказать, что человек и современные человекообразные обезьяны имеют общих вымерших предков – обезьян (дриопитеков), обитавших 25-30 млн. лет назад. Под влиянием внешних факторов и естественного отбора происходило их постепенное видоизменение. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе) и гоминид, давших начало возникновению человека. Дарвин попытался объяснить, как происходило превращение древней обезьяны в человека. Ученый особо подчеркнул важность перехода к хождению на двух ногах, считая, что прямохождение позволило древнему человеку освободить руки и создать орудия труда.

После Дарвина его теории находились новые доказательства. Например, изучая специальную научную литературу, я наткнулась на доклад А.В.Маркова, прочтенный автором в Институте Биологии Развития РАН в 2009 г. В нем ученый говорит о достижениях палеоантропологии. Он пишет, что в 20 веке было сделано множество великолепных находок, на основе которых сложилась сначала довольно стройная картина линейной эволюции гоминин: от автралопитеков произошел человек умелый, от него – архантропы, от них – палеоантропы, или неандертальцы, а от них – современные люди.

Однако в последние 15 лет произошел настоящий «прорыв» в палеоантропологии. Был открыт целый ряд новых ветвей эволюционного древа гоминин. Эволюция была не такой как описано выше – не по линии, а кустообразною. Во многих случаях одновременно существовало по три, четыре вида гоминин и может быть даже больше.

К числу важнейших недавно открытых форм относится сахелантроп (2001 год, озеро Чад, 6-7 млн лет назад). Эта форма в общем соответствует представлениям о том, как мог выглядеть общий предок человека и шимпанзе.

У сахелантропа положение большого затылочного отверстия уже сдвинуто вперед по сравнению с обезьянами, а это является признаком того, что он уже ходил на двух ногах, и поэтому позвоночник крепился к черепу не сзади, а скорее снизу.

Другая важная находка - Orrorintugenensis (2000 год, Кения, ок. 6 млн. лет). Это тоже форма, близкая к общему предку человека и шимпанзе. Черепа нет, но по строению бедра опять-таки антропологи делают вывод о хождении на двух ногах.

Кстати, больше всего напоминает человеческую походку манера орангутангов передвигаться по веткам на двух ногах, придерживаясь руками за другие ветки.

Из недавних находок стоит упомянуть найденный в 2000 году в Эфиопии хорошо сохранившийся скелет юного афарского австралопитека (Australopithecusafarensis), скорее всего девочки трехлетнего возраста, жившей 3,3 млн. лет назад.

Были еще достижения сравнительной генетики. Это когда сравнение ДНК и хромосом современных людей показало, что человечество происходит от небольшой популяции, жившей в восточной Африке 160-200 тысяч лет назад.

Еще есть достижения эволюционной психологии. Например, подтвердились догадки Дарвина о важности жизни в обществе для развития разума. Развитие мозга, умственных способностей у приматов неразрывно связано с общественным образом жизни, с необходимостью предвидеть поступки соплеменников, учиться у них. И современный уже ученый Робин Данбар обнаружил у обезьян зависимость размера мозга от размера группы обезьян, в которой они живут. Кстати приматы, в отличие от большинства стадных животных, знают всех своих соплеменников «в лицо» и с каждым имеют определенные взаимоотношения1.

Однако у этой теории есть и противники.

Например, Карпин В.А., доктор медицинских наук, доктор философских наук написал научную статью, в которой рассказал в чем противоречивость дарвиновской теории происхождения человека. Те противоречия, которые мне более или менее были понятны, я запишу ниже:

1. Теория Ч.Дарвина противоречит современным данным геологии и палеонтологии о скачкообразном, а не медленном и постепенном образовании видов из других более примитивных видов. Наоборот, доказано, что новые виды живых организмов всегда появляются внезапно на больших пространствах уже в готовом виде, а затем также внезапно исчезают в ходе природных катастроф (падение астероидов и др.)

2. Дарвин считал, что мы произошли от одного общего предка, а не от нескольких. Но тогда возникает сложность с тем, как объяснить, что первичные живые организмы, зародившиеся в одном месте, распространялись по континентам.

3.Странным выглядит то, что человек как высший организм эволюционировал от обезьяны до человека, а низшие организмы не развивались – как были созданы, так и есть сейчас.

4. А может эволюция обратима? Может ли человек обратно до обезьяны эволюционировать2.

А.П.Федяев, Р.Х.Федяева также пишут о том, что в этой теории не все ладно3. Некоторые из уже описанных противоречий теории они тоже упоминают. Например, они пишут, что метод сравнения вымерших живых существ с ныне живущими прямо доказывает невозможность эволюционного развития по Ч.Дарвину. Так, например, современные одноклеточные фотосинтезирующие бактерии остались неизменными на протяжении последних 2,3 млрд. лет с момента своего появления на Земле. Все 1,5 млн. современных видов растений и животных на протяжении многих миллионов лет с момента своего возникновения никогда не эволюционировали качественно (претерпевая лишь небольшие изменения в размерах, окраске, формах, поведении и т.д.). Более того, если, к примеру, вернуть одомашненные виды растений и животных (собак, свиней, яблони и др.) в дикую природу, то они вскоре потеряют все приобретенные свойства и станут похожими на своих предков – волков, кабанов и т.д. Иллюзия возможности эволюционного процесса по Дарвину появляется у ученых только в том случае, если искусственно рассматривать все вымершие виды.

Также ученые припоминают, что для доказательства этой теории иногда использовались научные подделки. Так на основании сфальсифицированного черепа так называемого «питлдаунского человека», найденного в Англии в 1912г. и якобы являвшимся связующим звеном между человекообразными обезьянами и современным человеком, были защищены 500 докторских диссертаций. После выяснения факта подделки (к черепу человека, умершего 500 лет назад, была приделана челюсть орангутанга) все ссылки на упомянутый череп исчезли из научной литературы.

Концепция дарвинизма построена с использованием устаревшего принципа редукционизма (лат. – уменьшаю) и не может объяснить: откуда у живых существ появились так называемые нередуцируемые биологические органы (глаз, стопа, сердечно-сосудистая система и т.д.), которые не могли возникнуть частями и могут функционировать только как целостная взаимосвязанная система. Авторы делают вывод, что теория ненаучна.

1.2.Божественная и космическая теории происхождения человека.

Как сказано в Евангелии - я, апостол Петр, истинно говорю вам, верующим – постигайте истину через божественное откровение и веру. Получается, что верующему в Бога человеку не нужны доказательства божественного происхождения жизни, ему достаточно веры.

Подумаем все же над тем, какие могут быть доказательства создания человека Богом.

Думаю то, что об этом сказано в Библии уже отчасти можно считать доказательством.

Потом в Библии даются хоть какие-то инструкции – зачем человек создан, как закончит свою жизнь, как следует ее проводить, по каким законам, к чему ведет нарушение законов, что влияет, скажем, на то, что человек болеет или не болеет, умирает или не умирает. И некоторые мои друзья и знакомые знают, что написанное в Библии имеет место быть и в реальной жизни. Мне кажется, что только тот, кто создал человека, мог такие инструкции к нему написать. Автором Библии считают ведь самого Бога, который действовал рукою человека.

ДНК человека тоже, в какой-то степени можно считать доказательством его создания Богом. Такая сложная нерегулярная структура, напоминающая своим построением созданные человеком коды и даже язык, не могла появиться сама по себе. А ведь вспомним по Дарвину, жизнь вообще сама по себе появилась.

Мы говорим о том, что ДНК мыши на 80% совпадает с ДНК человека, а 99% генетического кода можно назвать схожими4. Разве не является ли этот факт доказательством того, что и человек и животные были созданы одним творцом?

Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя всю информацию из Интернета5. Вряд ли разум такого уровня смог быть развит в процессе эволюции. И потом, зачем эволюции настолько сложный и развитый мозг, возможностями которого она не пользуется? Ответ напрашивается сам собой – чтобы жить вечно. Именно о вечной жизни говорит Библия.

Некоторые вещи, которые происходят на земле, доказывают существование Бога. Например, мироточение икон и мощей святых. Скорее всего, раз есть доказательства существования самого Бога, значит и правда то, что написано в Библии о создании человека Богом.

Американскими учеными доказано, что в момент смерти человека от его тела отделяется некое сферическое эфирное тело, вес которого всего лишь 23 грамма, т.е. то, что мы называем душой. И многими учеными высказываются мнения, что душа человека несет в себе нематериальную информацию о жизни человека, о добре и зле.

Все это дает нам основание для утверждения о божественном происхождении жизни.

Вместе с тем, методы и фактические данные естественных наук не позволяют доказать или опровергнуть сотворение природы Земли и человека Богом. Дело в том, что естественные науки имеют дело с закономерными, повторяющимися явлениями, а сотворение мира и человека Богом представляет собой уникальный акт творения, который был произведён однократно. Следовательно, божественный акт творения находится за пределами компетенции естественных наук6.

Есть еще теория внешнего вмешательства. Согласно этой теории появление людей на Земле, так или иначе, связано с деятельностью иных цивилизаций. То есть люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты этой теории предполагают: скрещивание иномирян с предками людей, порождение человека разумного методами генной инженерии, эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

Многие сообщения подчёркивают, что земляне – плод неудавшихся экспериментов, причём уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали, поэтому не исключается, а скорее, предполагается, и на сей раз гибель всего человечества.

2. Практическая часть

Изучив литературу и познакомившись с общими положениями теории Дарвина и его последователей о происхождении человека, я задумалась над тем, как же мне, возможно, эту теорию экспериментально подтвердить или опровергнуть.

Я полагаю, что никак. Нет такого эксперимента, который бы позволил мне убедиться, что мы – люди, произошли от обезьяны, и который бы я смогла провести. Восстановить то, что было миллионы лет назад, – невозможно. Современные люди и антропоморфные обезьяны возникли в результате эволюции, которая проходила в разных направлениях и длилась в течение миллионов лет в различных условиях. За этот огромный период люди и антропоморфные обезьяны далеко отошли друг от друга. Одновременно произошли изменения во всей природе.

Однако я разработала для своих одноклассников вопросы, ответив на которые для них стало бы очевидным, что есть такие доказательства, которые подтверждают происхождение людей от обезьян.

В опросе приняли участие 20 человек в возрасте от 10 до 40 лет – мои одноклассники, друзья, знакомые, родители.

Сначала я всем опрашиваемым задала вопрос «Как вы думаете, человек произошел от обезьяны, создан Богом, жизнь занесена с другой планеты, другой вариант».

Вот какие варианты ответов я получила:

11 человек ответило, что человек создан Богом, 6 – что от Обезьяны, 1 – жизнь привнесена из космоса, 2 – сделали свои предположения от куда мог возникнуть человек.

Таким образом, среди моего окружения большинство людей все-таки не согласны с тем, что человек произошел от обезьяны. Однако есть и те, кто с этим согласны и таких не так уж и мало (6 из 20).

Следующий вопрос был о том, какие черты сходства человека и млекопитающего (коровы, например или кошки) вы знаете:

Известно что их четыре

1. Живорождение.

2. Вскармливание потомства молоком.

3. Вынашивание плода в теле матери.

4. Постоянная температура тела.

Признаки я этим не называла опрашиваемым, а попросила их подумать и предположить чем кошка к примеру и человек похожи в части рождения потомства, например или может еще чем.

Вот такие ответы я получила (диаграмма).

Как мы видим, никто из опрашиваемых не сказал, что у млекопитающих и человека постоянная температура тела.Однако многие из опрашиваемых правильно определили, что люди и млекопитающие схожи тем, что рождают живых детенышей, кормят их молоком, вынашивают детенышей своих в животике.

Далее я попросила опрашиваемых посмотреть такую вот картинку, которую нашла в Интернете, и попросить их сказать, видят ли они заметные различия между одними и теми же частями тела, расположенными рядом с другом, принадлежащими человеку и обезьяне, и вообще могут ли они отличить где тут обезьяньи части тела, а где нет:

На самом деле на этом рисунке изображены части тела: Рука и стопа шимпанзе, скелет человека и гориллы, направления роста волос на руке человека и шимпанзе, ушные раковины (слева направо): шимпанзе, гориллы и человека, сравнение мозга человека(сверху) и орангутанга (внизу).

Ответы распределись следующим образом:

Таким образом, я увидела что для большинства (17 из 20) из мною опрошенных показалось на лицо сходство отдельных частей тела человека и обезьяны. А в начале все 17 даже затруднились определить, где же на картинке части тела обезьяны, а где человека. Конечно такое сходство человека и обезьяны может говорить о том, что она возможно наш предок, или у нас с ней есть общий предок.

Перечисленными признаками далеко не исчерпывается родство антропоморфных обезьян с людьми. В действительности их несравненно больше. Ученые подсчитали, что общих признаков с человеком имеется у орангутанга свыше пятидесяти, у гориллы – около девяноста, у шимпанзе – около ста.

Надо сказать что сходство человека и обезьян проявляется не только в том, что на картинке изображено, но у обезьяны и человека:

- одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев);

- сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний);

- хорошая память и развитая центральная нервная система;

- высокая способность к обучению;

- отсутствие хвоста;

- на пальцах ногти, а не когти;

- стопы ног и ладони лишены волос;

- могут вертикально ходить, но опираются на руки;

- имеют 12—13 пар ребер;

- схожее строение органов чувств;

- сходное строение кожи;

- имеют четыре группы крови;

- существуют общие болезни и паразиты;

- сходство хромосомного аппарата.

- способность накапливать жизненный опыт

Еще одна картинка которую я показала опрашиваемым была вот такой

Я пояснила, что на ней изображено, как в животике у мамы растет ребенок (справа) и детеныш обезьяны (слева) и спросила, наблюдают ли они большие различия между этими процессами у человека и обезьяны. Ответы получила такие:

Т.е. 18 человек, а это почти все из опрашиваемых, сказали, что детеныш обязьяны и детеныш человека почти одинаковые, судя по картинке, они одинаково развиваются.

Зародыши человека и обезьяны имеют не только внешнее сходство: у них обоих есть жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.

Наконец, я спросила своих друзей и знакомых о рудиментах и атавизмах.

Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.

Некоторые люди способны двигать ушами.

Встречаются люди с остроконечными ушами.

Густой волосяной покров тела.

Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.

Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).

Волосяной покров тела.

Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).

Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).

Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).

На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).

Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).

Я спросила у своих друзей и знакомых о том, есть ли у них или их знакомых недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, другие признаки свойственные нашим далеким предкам, как то:

- копчик

- способность двигать ушами

- густой волосяной покров тела.

Сколько людей сказало, что они встречали у себя или у других тот или иной признак, или у них, их знакомых есть тот или иной орган, видно на диаграмме.

Т.е. 18 человек из 20 знают, что у них есть копчик, встречали людей способных двигать ушами, 15 человек из 20 знают людей или сами имеют густой волосяной покров тела.

Думаю, что общность в строения тела, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы можно считать возможными доказательствами происхождения человека от обезьяны. Опросы моих родных, друзей и знакомых показали, что они в большинстве своем знают об этих доказательствах и даже наблюдали существование некоторых из них. Часть из них прямо считает, что человек произошел от обезьяны.

Заключение

Я узнала, что на сегодняшний день ученые до сих пор точно не решили, как произошел человек. Часто в учебниках биологии, утверждается факт происхождения человека от обезьяны. Ч.Дарвин предположил, что мы и обезьяны имели общего предка. В процессе развития (эволюции) часть потомков такого предка стали человекообразными обезьянами, а другая часть, постепенно стала человеком. Уже после смерти ученого, проводились раскопки и обнаружены останки людей, которые как бы еще не люди, но уже и не обезьяны, а также сделаны другие научные открытия. Тем самым на сегодня стало еще больше доказательств, подтверждающих теорию Дарвина. Но есть и факты, доказательства, которые говорят о невозможности происхождения человека от обезьяны. Например, с этой теорией не согласуется факт существования низших форм жизни точно такими же, как они и были миллионы лет назад. Если бы была эволюция живого, они тоже должны были бы эволюционировать. Также кратко в работе я рассмотрела и другие теории происхождения человека – Божественную, космическую.

В практической части работы я провела опросы среди своих друзей, родных по заготовленным вопросам. При ответе на эти вопросы у опрашиваемых должно было сложиться мнение, что теория происхождения человека от обезьяны, скорее всего, верна. Так, я интересовалась у опрашиваемых, произошел ли человек от обезьяны, чем он сходен с млекопитающими, видят ли они отличия между некоторыми частями тела человека и обезьяны, показанными им на картинке, между стадиями развития зародышей человека и обезьяны на картинке, есть ли у них, их знакомых рудименты и атавизмы. И хотя меньше половины моих друзей и родных не считают, что они предки обезьян, но большая часть из них нашла сходства в строении тела, в развитии зародышей человека и животных, в наличии рудиментов, атавизмом у человека, а это как раз и можно считать возможными доказательствами происхождения человека от общего с обезьяной предка.Значит, мне удалось подтвердить гипотезу своей работы.

Библиографический список
  1. Карпин В.А. Диалектические противоречия эволюционной биологии // Актуальные проблемы современной науки. 2012. № 5 (67). С. 165-167.

  2. Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижения палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии // Журнал общей биологии. 2009. Т. 70. № 5. С. 359-371

  3. Ма­мон­тов С.Г., За­ха­ров В.Б., Ага­фо­но­ва И.Б., Сонин Н.И. Био­ло­гия. Общие за­ко­но­мер­но­сти. – М.: Дрофа, 2009.

  4. Па­сеч­ник В.В., Ка­мен­ский А.А., Крик­су­нов Е.А. Био­ло­гия. Вве­де­ние в общую био­ло­гию и эко­ло­гию. Учеб­ник для 9 кл. 3-е изд., сте­рео­тип. – М.: Дрофа, 2002.

  5. Подзюбан Е.В. Из истории представления человека о своем происхождении // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 276-279.

  6. По­но­ма­ре­ва И.Н., Кор­ни­ло­ва О.А., Чер­но­ва Н.М. Ос­но­вы общей био­ло­гии. 9 класс: Учеб­ник для уча­щих­ся 9 кл. об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний / Под ред. проф. И.Н. По­но­ма­ре­вой. – 2-е изд., пе­ре­раб. – М.: Вен­та­на-Граф, 2005.

  7. Федяев А.П., Федяева Р.Х. Дарвинизм и современная наука // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4-2. С. 7-11.

  8. Электронный сайт: https://riafan.ru/147587-dnk-myishey-spaset-cheloveka-ot-vich

  9. Электронный сайт: http://в-деталях.рф/человеческий-мозг-может-вместить-в-се/146798/

1 Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижения палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии // Журнал общей биологии. 2009. Т. 70. № 5. С. 359-371.

2 Карпин В.А. Диалектические противоречия эволюционной биологии // Актуальные проблемы современной науки. 2012. № 5 (67). С. 165-167.

3 Федяев А.П., Федяева Р.Х. Дарвинизм и современная наука // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 4-2. С. 7-11.

4 https://riafan.ru/147587-dnk-myishey-spaset-cheloveka-ot-vich

5 http://в-деталях.рф/человеческий-мозг-может-вместить-в-се/146798/

6Подзюбан Е.В. Из истории представления человека о своем происхождении // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 276-279.

Просмотров работы: 1527