ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Таранова А.В. 1Дуденкова А.О. 1
1МБОУ "СОШ № 30" г. Абакана, 11 класс
Колупаева Т.О. 1
1МБОУ "СОШ № 30" г. Абакан Республики Хакасия
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На уроках обществознания мы говорили о том, что одной из тенденций в развитии современного научного знания является его дифференциация. В результате накопления знаний в различных областях науки появилась необходимость в возникновении новых направлений и дисциплин. Не избежала этих процессов и историческая наука. Сегодня «науку о прошлом» помимо экономики и политикиинтересуют повседневная жизнь человека, история развития человеческой психики, его сознание и бессознательное, мотивы его поведения и многое другое. Как следствие, сейчасмы имеем дело с такими областями исторического знания, как: историческая антропология, история ментальности, устная история, история повседневности, гендерная история и т.д.

Таким образом, объектом данного исследования выступает история детства.

Предмет исследования - положение детей в российском обществе.

Цель исследования - опираясь на материалы исторических источников проследить, как менялось социальное положение детей в российском обществе. Она реализуется через решение ряда определённых задач:

  1. Дать определение терминам «детство», «история детства», что в свою очередь помогает установить область проблемных вопросов для дальнейшей работы.

  2. Определить источниковую базу. История детства способствует весьма существенному расширению наших представлений об изучаемой эпохе и способствует более полному ее пониманию.

  3. Выделить и рассмотреть основные этапы эволюции социального положения детей в российском обществе.

Хронологические рамки данной работы охватывают период с IX по XXI века.

История детства – сравнительно молодое направление исторической науки. Исследования«детства» начались с 1960-х годов. Первые подобные изыскания связаны с именем Ф.Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке», заслуживают внимания работы Х.Каннингема («Дети и детство в западном обществе», 1995 г.), К.Хейвуда, Д.Соммервиля и др.

Первая большая работа по истории детства, созданная российскими исследователями, принадлежит А.А. Сальниковой («Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования», 2007 г.).

При работе над данным исследованием на первое место по степени значимости выходят такие источники, как: «Изборник» 1076 года, «Устав князя Ярослава»; «Домострой», «Юности честное зерцало», «Циркуляр о кухаркиных детях», на основании которых мы можем делать выводы о социальном положении детей в обществе и проследить егоизменение. Весьма интересную информацию о положении детей в Московии XVII в. можно найти вработе Н.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк)».

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

  1. Аналитический (работа с источниками, отбор основных исследований, выявление главного).

  2. Хронологический (выделение этапов эволюции социального положения детей).

  3. Генетический (установление взаимосвязи между изменением социального положения детей и особенностями развития эпохи).

В целом, представленная работа представляет собой попытку систематизации материалов, посвящённых истории детей в российском обществе.

Структура данного исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

  1. «История детства» как историческая дисциплина

Как известно, человек интересовался собой во все времена. Сегодня он пытается осмыслить проблему своего существования на качественно новом – научном уровне. В этом ему призваны помочь как традиционные науки о человеке (философия, социология), так и история, в рамках которой формируется ряд новых подходов к решению проблемы «человек в истории». В данной главе мы предлагаем рассмотреть один из таких новых подходов: «историю детства».

Ключевым понятием данного направления, как видно из его названия, выступает детство. Что же это такое? Каковы хронологические рамки детства?

Ответить на данные вопросы мы попросили учащихся МБОУ «СОШ № 30», для того чтобы понять, как трактуют понятие «детство» наши современники (см. Приложение №1). Из опроса видно, что абсолютное большинство опрошенных рассматривают «детство» как период беззаботности, характеризующийся яркими позитивными эмоциями («золотое время»). Почти четверть опрошенных рассматривает детство как период познания окружающего мира и становления личности, как этап «подготовки» к дальнейшей, «взрослой», жизни. Хронологические же рамки детства весьма разнятся. Более половины опрошенныхсчитают, что детство заканчивается в промежутке между 12 и 15 годами. Хотя, в виде исключения, его рамки могут и расширяться.

Согласно словарю: «Детство - период от рождения до 11-12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер. Это период интенсивного биологического, социального и психологического развития. Детство делятся на несколько стадий: младенчество (с рождения до 1 г.) раннее детство (1-3 г.), дошкольный возраст (3-7 лет) и младший школьный возраст (7-11 лет)» [12].

История детства как научная дисциплина начинает свою историю с середины XX в. Ее основоположником можно называть Ф.Арьеса, который в своей работе «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» утверждал: «Детство – понятие, созданное современным обществом» и что «раньше (до XVII в.) детства не было» [11]. Отсюда возникает ряд вопросов. Каким же образом ранее происходил процесс социализации человека? (если рассматривать детство как этап подготовки к взрослой жизни, то он обязательно должен присутствовать в жизни общества независимо от исторической эпохи) Когда появилось детство? Или оно всегда незаметно присутствовало в жизни общества? Какое положение занимали в обществе дети? Что нам дает изучение детства? В данной главе мы постараемся ответить на эти вопросы.

Ключевыми элементами, которые позволяют проследить эволюцию детства как особого периода, выступают система воспитания и образования. Если в обществе выделяют эти институты, значит, есть и детство. Давайте рассмотрим основные этапы истории человечества через призму данных понятий.

Античность. В трудах древнегреческих философов, размышляющих, по большей части, о бытие, мироздании, политике, места детству не было. Означает ли это, что и самой категории детства не существовало. Нет. Если рассматривать детство сквозь призму воспитания, то сразу на ум приходят две системы воспитания: спартанская и афинская. Всем известны факты о системе воспитания в Древней Спарте, поражающей своим жестоким отношением к детям. Воспитание и образование было прерогативой мальчиков, девочек же рано выдавали замуж. Таким образом, хронологические рамки детства для мальчиков были шире, чем для девочек.

В средние века детство также не выделяли как особую стадию развития личности. С самого раннего возраста ребенка одевали в ту же одежду, что и взрослого. Были довольно суровые нравы относительно воспитания детей - невозможно было представить себе этот процесс без телесных наказаний. Ребенок рассматривался как собственность семьи. Он должен быть послушен и покорен воле родителей. Образование, как и в античности, является прерогативой мальчиков. Категория «детство» обретает сословные черты. Для детей низших сословий основу воспитания составляет труд, у детей привилегированных сословий появляется время для игр.

Современное понятие детства начало появляться во времена Просвещения. Ж. Ж. Руссо характеризует детство как «краткий период святилища, прежде чем люди столкнутся с опасностями и трудностями взрослой жизни»[14]. В этот период появляется большое количество пособий по воспитанию. Усиливается сословный характер детства, что отразилось и на системе образования. Получили распространение небольшие местные школы, где бедные дети учились читать и писать, в то время как дети благородных и буржуазных элит обучались в средней школе и университетах. Однако для низших слоев населения образование не имело основополагающей ценности. Детей ценили, прежде всего, как рабочие руки. Ведь семьи с большим числом работающих детей имели больше шансов на выживание.

В XIX-XX вв. детям стали уделять больше внимание. Возросло значение образования. До XIX в. воспитанием детей занимались преимущественно матери. Теперь же воспитание становиться и частью отцовских обязанностей. В этот период вопросами детства активно начинают заниматься педагогика, психология, медицина и т.д.[15]. Окончательное выделения детства в самостоятельную категорию в указанный период связано с развитием техники, складыванием нового общественного уклада. Всё больше стран вводят у себя обязательное общее образование для детей. На нужды подрастающего поколения выделяют средства в государственном бюджете. Законодательство о семье чётко прописывает права детей в них.

В XX в. детство становится предметом исследования самых разных наук, что порождает большое количество подходов к его пониманию.

Что же дает нам изучение истории детства?

Во-первых: благодаря изучению детства, мы можем взглянуть на историю человечества с другой стороны, расширяется источниковая база. Во-вторых: через историю детства мы можем отразить основные этапы эволюции духовно-нравственных отношений. В-третьих: история детства позволяет проследить как развитие науки и техники влияет на изменение социального положения в обществе различных категорий (женщин, стариков, детей и т.д.).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: мнение о том, что ранее детства не существовало не правомерно. Детство как категория, опирающаяся на воспитание и образование, имело место быть на каждом этапе развития человечества. Однако его хронологические рамки были очень заужены и его содержание было отлично от современного. По мере развития общественных отношений понятие «детство» меняет свое содержание, и сегодня исследователи отмечают тенденцию к расширению хронологических границ детства.

Глава 2. Эволюция категории «детство» в российском обществе

«История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным» - эта цитата принадлежит одному из исследователей «европейской истории детства» Ллойду деМосу [13]. Насколько это высказывание справедливо для российской истории? Ответ на данный вопрос мы можем получить, обратившись к историческим документам и другим свидетельствам прошлого. И в данной главе мы рассмотрим, как менялось отношение к детям в российском обществе с древнейших времен и до настоящего времени.

2.1 Социальное положение детей в IX-XVI вв.

Как уже говорилось в предыдущей главе, в ту далёкую историческую эпоху дети ещё не составляли отдельной категории. Дети воспринимались как минивзрослые. Поэтому отношение к детям было достаточно сурово. Подтверждение тому мы находим в ряде древнерусских источников. Например, в Изборнике 1076 г. говорится о том, что ребенка с самого раннего возраста нужно подчинить родительской воле. «Coy ли чада, то наказай ы, и преклони от оуности выя ихъ» [3]. В «Повести об Акире Премудром» мы читаем следующее: «Сыну, аще от биения сына своего не воздержайся, ожебо ранасынови, то яко вода на виноград възливается... Сынъ боти от раны не умреть, аще ли его небрега будеш, иную кую вину приведеть на тя. Чадо, сына своего от детьска укроти, аще ли его не укротиши, то преже дний своихъ состареется». Таким образом, можно сделать следующий вывод: жестокость в отношении детей оправдывалась необходимостью воспитания. Если родители не наказывали своего ребенка, значит, они не занимались его воспитанием. Целью воспитания было не только подчинение ребенка родителю, но и приобщение к труду. Детей приучали к труду с шести – семи лет, что объяснялось тем, что если ребёнка с ранних лет не включать в деревенскую работу, то он в дальнейшем не будет иметь способности к крестьянскому труду. В раннем возрасте ребёнка приучали к выполнению мелких домашних работ и поручений родителей. Обычно это было мытьё посуды, поднесение поленьев к печи, присмотр за цыплятами. Мальчик трёх лет уже мог помогать матери чистить картофель, мести пол или собирать рассыпанный по полу горох. Также с трёх лет отцы брали мальчиков в поле при возке навоза или в лес за дровами, что нашло свое отражение и в художественной литературе более позднего периода (например, в произведении Н. Некрасова «Крестьянские дети»). Подобное отношение к детям в целом и их воспитанию нашло свое отражение в ряде весьма известных исторических документов. Например, в «Поучении Владимира Мономаха детям» мы читаем следующее: «Главный способ воспитания – подражание детей отцу» [5]. Это значит, что основным методом воспитания Владимир Мономах считал пример отца, особенно в воспитании у мальчиков трудолюбия, умения исполнять различные мужские дела, быть воином.

Однако надо отметить, что, несмотря на достаточно жесткие методы воспитания, в Древней Руси была весьма развита и забота о детях. Например, спринятия христианства был запрещён обычай хоронить жену вместе с умершим мужем, т.к. это приводило к появлению детей – сирот. Потверждение этому может послужить статья 94 «Русской правды»: «Аче же и отчимъ прииметь дети cuзадницею, то тако же есть рядъ. А дворъ без дела отень всякъ меншемусынови» [6]. В этой статье говорится о том, что если вдова, имея маленьких детей, выходила замуж, то за детьми назначалась опека родственника, которому и передавались дети с имуществом и домом до их совершеннолетия. Передача имущества происходила при свидетелях. Опекун мог получать в свою пользу прибыль от торговли или проценты от денег, которые принадлежали детям и были запущенны им в оборот, но с условием, что он вернёт стоимость товара детям после их совершеннолетия. Приплод от скота также передавался наследника в наличности, а за убытки опекун должен был заплатить детям. Отчим также отвечал за имущество пасынков. Двор отца, как это было в обычаи многих народов, доставался без раздела младшему сыну, который дольше всех жил с родителями.

Но существовали и такие дети, которые потеряли обоих родителей или были брошены ими. На этот случай ещё в дохристианской Руси существовала традиция родовой общины славян – заботиться о брошенных детях всем миром, которая впоследствии преобразовалась в дома при скудельницах, где строилась сторожка и всем миром кормили сирот. В скудельницы приходили бездомные старики и старухи, которые и воспитывали брошенных детей. Тогда и возникла пословица: «С миру по нитке, а бедному сироте сорочка».

Также на родителях лежала ответственность за незамужних дочерей. Например, Устав Ярослава Мудрого налагал ответственность на родителей и если они выдавали замуж/женили детей насильно или же наоборот препятствовали браку [7].

Таким образом,в указанный период приветствовалось жестокое обращение с детьми, подтверждение чему мы находим как в документах, так и в поучительной литературе, но в тоже время эта жестокость была обусловлена заботой о новом поколении.

2.2 Социальное положение детей в XVI-XVII вв.

В XVI- XVII вв. отношение к детям в российском обществе во многом было определено содержанием «Домостроя». Основным методом воспитания признавалось физические наказания. «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти» [1].

Согласно «Домострою» основная задача родителей заключалась в духовно-нравственном воспитании детей, а также обучении тому, что необходимо знать в повседневной жизни. Так в разделе «Как воспитать своих детей в поучениях разных и страхе божьем» мы читаем: «учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить»[1]. Вопросы образования, по мнению автора «Домостроя» - Сильвестра, занимали только третье место по своей значимости.

Также в «Домострое» речь идёт о том, что если дети, родители которых не уделяли никакого внимания их воспитанию, совершат какой-нибудь плохой поступок «согрешат», то не только они понесут наказание, но и их отец с матерью: «от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня» [1]. А если родители «рассудительные и разумные» и своих детей они воспитали «в страхе божьем в добром наставлении» приучили к труду и порядку, то «такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены идобрыми людьми похвалены, а вырастут добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж» [1].

В основе воспитания лежала строжайшая дисциплина. Дети не имели права противоречить своим родителям. Согласно главе 21 «Домостроя» неповиновение главе семьи грозило отлучением от церкви, что являлось для верующего одним из самых страшных наказаний [1].

В XVII в. ситуация с положением и воспитанием детей начинает меняться. По-прежнему велико влияние «Домостроя», но на ряду с ним появляется такое произведение, как "Гражданство и обучение нравов детских" (перевод труда Эразма Роттердамского «О воспитании нравов детских»), который содержал перечень правил поведения детей в различных ситуациях,а также делал упор на школьное образование.

Таким образом, в XVI в. на первый план выходит религиозное и нравственное воспитание детей, в XVII в. в связи с началом обмирщения сознания уделяется внимание и системе образования. Но трудовое воспитание по-прежнему преобладает, особенно в крестьянских семьях.

2.3 Социальное положение детей в XVIII – XIX вв.

В XVIII в. отношение к детям начинает меняться под воздействием реформаторских устремлений Петра Великого. Понятие «детство» появляется, прежде всего, в дворянских семьях. Оформляется его сословный характер.

Одним из важнейших условий воспитания у дворян считалось получение ребёнком образования. Согласно указу Петра I «дворянин, не постигший основ знаний, необходимых для службы» не мог жениться.

Образование делилось на три этапа:

  1. Обучение юного дворянина у домашнего или частного преподавателя (однако, было и такое, что родители сами давали начальное образование ребёнку, в основном потому, что частные уроки не давали желаемого результата).

  2. Поступление ребёнка в учебное заведение.

  3. Поступление юного дворянина на службу (служба зависела не только от личных качеств молодого дворянина, но и от его воспитания и полученного им образования).

Кроме получения образования немаловажным этапом в воспитании юного дворянина было обучение правилам хорошего тона и поведения в обществе. Подтверждением этого является пособие для обучения и воспитания детей дворянского сословия, составленное по поручению Петра I – «Юности честное зерцало». Это книга была рассчитана, прежде всего, на круг детей и юношества. Формат книги, размещение текста в две колонки, гравированные украшения в тексте, концовки и многое другое – всё было рассчитано на детское восприятие. В ней также были представлены различные пословицы, поговорки и крылатые выражения. Так, например, было не приличным и не рекомендовалось по улице «рот розиня ходить яко ленивый осёл». А во время обеда нужно было вести себя прилично: «сиди прямо, не хватай первый из блюда, не жри как свинья» [10]. Были также советы, которые касались одежды: «Легкомысленная одежда, которая бывает зело тщеславна и выше меры состояния своего, показует легкомысленный нрав» [10].

Несмотря на рост значимости образования, доступно оно было не всем. На протяжении XVIII в. начинает развиваться система женского образования, но рассчитана она была только на дворянок и большой популярностью в обществе не пользовалась.

В XIX в. благодаря реформам Александра I и Александра II образование становиться более демократичным. Детство все больше приобретает черты самостоятельной категории с ярко выраженными отличиями: костюм, игрушки, книги и т.д. Отражение этого процесса можно найти на полотнах русских художников (Брюллова К. П., Венецианова А. Г., Кипренского О. А. и т.д.). Этот процесс в большей степени характерен для семей дворянских и в меньшей степени затрагивают быт семей низших сословий. В частности, детям, принадлежавшим к низшим сословиям, было недоступно высшее образование. Доказательством этому может служить «Циркуляр о кухаркиных детях». Его идея состояла в том, чтобы не допустить представителей «неблагородных» слоёв населения до образования «за исключением разве одарённых гениальными способностями». Всё это делалось для того, чтобы представители низших сословий не могли становиться студентами и разночинцами, которые рассматривались как основная движущая сила революционного движения [9].

Сразвитием промышленного производства, с появлением фабрик и заводов, появляется новая категория населения – пролетариат. Дети, также как и взрослые, должны были работать на фабриках и заводах, для того чтобы семья могла выжить. Долгое время они трудились наравне с взрослыми, то есть никаких ограничений по использованию труда малолетних на фабриках и заводах не предусматривалось, оно появилось чуть позже. Доказательство этого - Фабричное и заводское законодательство (отделение третье «О найме малолетних на работы в фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях»). Появление данного закона говорит об особенном отношении к малолетним на фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях [8].

Во-первых, вводились ограничения по возрасту рабочих, то есть устанавливается возраст, с которого дети могут быть приняты на работу (статья 73). Во-вторых, устанавливаются временные рамки, в соответствии с которыми дети от 12 до 15 лет не могли работать «более восьми часов в сутки, не включая времени, потребного на завтрак, обед, ужин, посещение школы и на отдых» (статья 74) и «не могут быть занимаемы работой между девятью часами вечера и пятью часами утра, а также в воскресные и праздничные дни» (статья 75) [8]. В-третьих, детей младше пятнадцати лет запрещалось допускать на производства или к отдельным работам, которые могут навредить здоровью детей (статья 76). В-четвёртых, владельцы предприятий должны были открывать школы «для первоначального обучения малолетних рабочих» (статья 77). Порядок посещения «сих училищ, а также объем и план преподавания в оных устанавливаются по взаимному соглашению фабричной инспекции или горного надзора с Директорами народных училищ».

Таким образом, понятие детство продолжает обретать самостоятельные черты. Определяются его хронологические рамки. Более выражено существование детства у дворянских детей. Крестьяне же продолжают воспитывать своих детей в труде и в соответствии с «Домостроем». А дети, живущие в городе и не принадлежащие к дворянскому сословию, работают на фабриках и заводах. Поэтому у этих категорий населения детство заканчивается довольно рано – в возрасте 7 лет. Именно в этом возрасте начинается их практически-полезная для семьи деятельность.

2.4 Социальное положение детей в XX – XXI вв.

XX век - особый период в истории детства. Оно становится предметом научных дискуссий. Меняется и положение детей в обществе, меняется отношение к ним в семьях. Жестокое обращение с детьми вызывает всеобщее осуждение. На первый план выходит законодательная защита их прав.

Так в 1924 г. была принята Женевская декларация прав ребёнка, в основе которой лежат пять принципов:

  1. Ребёнку должны быть предоставлены средства, необходимые для его нормального развития, как физического, так и духовного. Меняются подходы к воспитанию. Активно развивается педиатрия, начало которой было положено еще в XIX в. Развивается индустрия детской моды.

  2. Голодный ребёнок должен быть накормлен; больному ребёнку должна быть оказана помощь; ошибающийся ребёнок должен быть поправлен; а сирота и бездомный ребёнок должны получить приют и поддержку в трудную минуту.

  3. Ребёнок должен получать помощь в тяжёлое время испытаний в первую очередь.

  4. Ребёнок должен расти в атмосфере любви, и быть защищенным от всех форм эксплуатации.

  5. Ребёнок должен воспитываться в сознании, что его лучшие качества должны служить на пользу другим людям [2].

Позже была принята Конвенция ООН о правах ребёнка, которая является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому кругу прав ребёнка и официально определяющим возрастные рамки детства. Согласно конвенции «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»[2]. Конвенцией установлены четыре принципа: отказ от дискриминации, наилучшее обеспечение интересов ребёнка, право на жизнь, выживание и развитие, уважение взглядов ребёнка [4].

Это значит, что дети уже рассматриваются как отдельная категория людей, у которых должны быть свои права, направленные на полное развитие их возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жёсткости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Таким образом, именнов XX веке понятие детство становится индивидуальным и у него появляются возрастные рамки.

Заключение

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы: детство - это историческая категория, содержание которой определяется уровнем развития общества, а также предполагает наличие определенного социального статуса детей, связанного с определённой совокупностью прав и обязанностей.

В предложенной работе было рассмотрено изменение отношения к детству в российском обществе, в результате чего был сделан следующий вывод: современное понимание и наполнение детства начинает зарождаться только в XVIII в. в дворянских семьях. До этого периода, детство воспринималось как отражение мира взрослых. Не существовало детской литературы, одежды. Воспитание было ориентировано на труд.

Анализ исторических источников позволил выделить следующие этапы изменения социального положения детей в российском обществе:

  1. IX-XVI вв.: на ранних этапах развития Древнерусского государства Дети воспринимались как минивзрослые. Детство человека не было индивидуальным понятием и не заключалосьв четко определенные возрастные рамки. В этот период приветствовалось жестокое обращение с детьми, но в тоже время эта жестокость была обусловлена заботой о новом поколении и будущем родителей.

  2. XVI-XVII вв.: в этот период отношение к детям в российском обществе во многом было определено содержанием «Домостроя». Основным методом воспитания признавалось физические наказания. На первый план выходит религиозное и нравственное воспитание детей, в XVII веке в связи с началом обмирщения сознания уделяется внимание и системе образования. Но трудовое воспитание по-прежнему преобладает, особенно в крестьянских семьях.

  3. XVIII-XIX вв.: понятие детство обретает самостоятельные черты. Определяются его хронологические рамки. Более выражено существование детства у дворянских детей. Крестьяне же продолжают воспитывать своих детей в труде и в соответствии с «Домостроем». А дети, живущие в городе и не принадлежащие к дворянскому сословию, работают на фабриках и заводах. Поэтому у этих категорий населения детство заканчивается довольно рано – в возрасте 7 лет. Именно в этом возрасте начинается их практически-полезная для семьи деятельность (трудовая).

  4. XX-XXI вв.: понятие «детство» становится индивидуальным. Жестокое обращение с детьми вызывает всеобщее осуждение. На первый план выходит законодательная защита их прав. Возрастает роль образования, которое становиться неотъемлемым элементом понятия «детство». Развиваются целые направления детской индустрии. Ребенок, зачастую занимает главенствующее положение в семье, подчиняя своим нуждам взрослых.

Следует отметить, что детство обладало и сословными характеристиками. На ранних этапах формирования Древнерусского государство особого различия в социальном положении детей не прослеживается, наблюдается единство подходов к воспитанию. Под воздействием реформаторских устремлений Петра Великого отношение к детям начинает меняться, у представителей привилегированных слоёв населения одним из необходимых условий воспитания становиться получения ребёнком не только домашнего, но и школьного образования, в то время как для представителей низших слоёв общества на первом месте стояло религиозное и трудовое воспитание.

Сословные различия официально были устранены в XX веке и с этого времени дети рассматриваются как отдельная категория людей, у которых должны быть свои права, направленные на полное развитие их возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жёсткости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Библиографический список:

Источники

  1. Домострой, Книга глаголемая Домострой [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nesusvet.narod.ru/books/domostroy.htm(дата обращения: 30.03.16)

  2. Женевская декларация прав ребёнка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.studfiles.ru/preview/2977363/(дата обращения:2.04.16)

  3. Изборник Святослава Ярославича. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.social-anthropology.ru/node/242(дата обращения: 23.03.16)

  4. Конвенция ООН о правах ребёнка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (дата обращения: 2.04.16)

  5. Поучение Владимира Мономаха детям. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00760401190309313943(дата обращения: 26.03.16)

  6. Русская правда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osh.ru/pedia/history/justice/Rus/RP-pol.shtml(дата обращения: 28.03.16)

  7. Устав князя Ярослава, Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg42.htm(дата обращения: 24.03.16)

  8. Устав о промышленном труде. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.hist.msu.ru/Labour/Law/ustav.htm(дата обращения: 1.04.16)

  9. Циркуляр о кухаркиных детях 1887 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doc.histrf.ru/19/tsirkulyar-o-kukharkinykh-detyakh/(дата обращения: 25.03.16)

  10. Юности честное зерцало. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://booksonline.com.ua/view.php?book=31598&page=4(дата обращения: 31.03.16)

Литература

  1. Арьес, Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке [Электронный ресурс]/Ф. Арьес. - Режим доступа:http://padaread.com/?book=43349&pg (дата обращения: 22.03.16)

  2. Большая психологическая энциклопедия.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://psychology.academic.ru/550/детство(дата обращения: 20.03.16)

  3. ДеМос, Л. Эволюция детства[Электронный ресурс]/Л. Де Мос. - Режим доступа:http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT _ID=1306 (дата обращения: 25.03.16)

  4. История детства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ru.knowledgr.com/11484897/ИсторияДетства(дата обращения: 19.03.16)

  5. Как к детям относились в прошлом: история детства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_k_ detyam_otnosilis_v_proshlom_dvoe_zn__istoriya_detstva (дата обращения: 21.03.16)

  6. Костомаров, Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк) [Электронный ресурс]/ Н.И. Костомаров.- Режим доступа: http://profilib.com/chtenie/68144/nikolay-kostomarov-domashnyaya-zhizn-i-nravy-velikorusskogo-naroda-v-xvi-i-xvii.php (дата обращения: 20.03.16)

Приложение 1

  1. Что такое детство?

  1. Каковы хронологические рамки детства?

Просмотров работы: 1408