Введение
Школа. Родная школа… Эти слова никого не смогут оставить равнодушным. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Конечно, и они приходят в ветхость. В нашем городе много школ, и у каждой - своя неповторимая история, своё особое лицо. Какова же судьба моей школы? Я заинтересовалась, какой была школа в прошлом? Кто в ней работал и учился? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история школы, в которой я учусь?
Изучать историю своей школы я решила именно с дедушки. Он живой источник истории нашей школы.
Выбранная мною тема исследовательской работы актуальна. Сегодня не менее важна наша нравственная позиция, наше небезразличное отношение к судьбе своей школы. Необходимо осмыслить наше прошлое, раскрыть потайные страницы истории. Я думаю, учащиеся и их родители должны знать историю школы, в которой учатся их дети. Зачем? Чтобы иметь четкое представление о самой школе. Более половины информации можно получить, зная историю учебного заведения. Я определила следующие составляющие моей работы:
Цель: исследовать историю развития родной школы в воспоминаниях наставников и выпускников; повысить уровень знаний о родной школе.
Задачи:
- собрать материал об истории школы, начиная от её создания и заканчивая сегодняшним днём;
- опираясь на архивные материалы, собрать сведения о ветеранах педагогического труда;
- выяснить, что знают об истории школы мои сверстники;
- осветить школьные традиции;
- развить в себе исследовательские умения;
- научиться работать с архивными документами.
В 2018 году моей любимой школе исполнится 50 лет. Мне очень интересно знать с чего всё начиналось. На примере данного исследования можно доказать, что узнать историю родной школы можно не только по специальной или учебной литературе, но и изучая архивные материалы.
2. Основная часть
2.1. Из истории школы
Из истории школы мне известно, что на месте школы была глиняная местность и совсем пустое поле, где вокруг не было ни деревьев, ни близлежащих домов. В связи с большой численность в микрорайоне поселка Восточный решением горисполкома было - строительство новой школы. С течением времени произошло озеленение территории, посадка деревьев (Приложение 1).
1 сентября 1968 года. На окраине г. Павлова - небывалое оживление и скопление взрослых и детей с огромными букетами цветов. В этот день для 1800 девчонок и мальчишек Восточного поселка и села Давыдово гостеприимно распахнула свои двери средняя школа № 16 (Приложение 2).
Работа школы во многом зависит от ее руководителя. Первого директора - Буховца Николая Петровича, который возглавлял школу с 1968 по 1971 год, на ответственном посту сменили:
Артемьев Николай Федорович (1971-1973г.г.); Босов Валентин Иванович (1973-1974г.г.); Цветов Юрий Петрович (1975-1985г.г.); Жуковкин Владимир Аркадьевич (1985-1986г.г.); Богданов Михаил Павлович(1986-1998г.г.); Стребков Сергей Владимирович (с 2000г. по настоящее время). Учителя, работавшие с основания школы: (Бужина Ф.И., Вавилина Н.А., Косарева Р.Ф., Клюкина И.В., Карпова Г.Н., Рыжкова В.П. (ветеран войны), Кашина Н.С., Воротилова Д.А., Шалаева М.Ф., Гудова А.П., Вилкова Н.А. (завуч). Деева Л.Е. (зав. библиотекой, на смену ей пришла выпускница школы №16 Косолапова Е.А., которая успешно продолжает работать по сегодняшний день).
29 декабря 1968 год – была проведена - первая Новогодняя ёлка в здании школы, во главе с первым директором. Первый выпуск школа осуществила в 1972 году, выпустив 8 класс. (Приложение 3).
Из воспоминаний учителя русского языка и литературы Карповой Г.Н., которая перешла из школы №3 в новое здание открывшейся школы 16 со своим классом. «В 1965 году было известно о строительстве новой школы, это были трудные времена. Здание школы строилось почти 3 года. Но все же всеми усилиями школа была построена и стала образовательным и культурынм центром Восточного поселка. В августе 1968 года всех учителей, которые в последующем стали работать в 16 школе, приглашали для уборки всех строительных материалов и уборки. С 1 сентября 1968 года в школу перешли обучаться 1500 учащихся. В последующие годы школа стала увеличиваться в своей численности, так как перешли из 12 школы и позже из с. Б. Давыдово. В школе работал Ленинский исторический музей, под руководством Агаповой Е.В. Учащиеся осуществляли и трудовую работу, выезжали на Ворсменские поля птицефабрики. Полоди и убирали картофель, свеклу, также работали в цехах. Руками замечательного учителя биологии был создан на территории школы первый цветник, старшеклассники осуществляли посадку деревьев по обеим сторонам здания школы».
Из воспоминаний бывшего завуча школы, учителя математики, «Отличника народного просвещения» Вилковой Нины Александровны: «Первые годы работать было трудно: в классах по 42 ученика, не было ни одного свободного места для вновь прибывших. Не хватало необходимого оборудования, пособий, таблиц. Это приобреталось позднее. В школе работали предметные кружки, секции, проводились литературные, математические и другие вечера, читательские конференции, встречи с интересными людьми. Дети и учителя полюбили свою школу, прикипели к ней душой, берегли ее. Пустые ранее стены в классах и коридорах любовно оформлялись изготовленными руками детей и учителей стендами, таблицами и пособиями».
Педагоги - мастера смогли "заразить" своих учеников любовью к школе и к преподаваемому предмету. Поэтому неслучайно, спустя несколько лет, 15 выпускников вернулись в нее, но уже в качестве учителей.
Выдающихся успехов достигли выпускники школы в области спорта:
Тарасов В. и Потапов О. – мастера спорта международного класса по самбо;
Козлов К. – мастер спорта по самбо; Веряскина Н. и Чиненков А. – мастера спорта по лыжным гонкам; Архипов П. и Сивухина Н. – кандидаты в мастера спорта по лыжынм гонкам; Кондратьева Е. – заслуженный мастер спорта по лугкой атлетике, восьмикратная чемпионка Кубка Европы, участница Олимпийских игр.
В начале 70-х годов в школе появилась туристическая секция. Ее основатели - Каракузеева Н.А., Архипова Н.С., Жуковкин В.А. -прививали детям любовь к походам, туристическим соревнованиям. Каждый год туристы нашей школы совершали пешие и байдарочные походы по родному краю, неоднократно занимали призовые места на районных и областных турслетах. В 1983 и 2008 г. Команда школы защищала честь Нижегородской области на первенствах России по пешеходному туризму. В настоящее время юные любители путешествий занимаются под руководством опытных педагогов, настоящих фанатов туризма - Логинова Василия Порфирьевича, Логиновой Ольги Рафаиловны (учитель экономики нашей школы), Шероновой Елены Сергеевны (учитель математики и информатики). И учителя не отставали ни на шаг, традиционно устраивали соревнованиях по лыжным гонкам (Приложение 4).
Одним из приоритетных направлений работы школы всегда было патриотическое воспитание школьников. Пионерская дружина им. Героя Советского Союза Сергея Тюленина, под руководством старших вожатых Стольниковой Н.Г. и Степановой Л.И., участвовала во Всесоюзной операции "Летопись Великой Отечественной войны", в военно - патриотической игре "Зарница". В 1972 года в школе был организован клуб "Поиск". Поисковая работа началась с истории 274-й Ярцевской Краснознаменной Ордена Суворова стрелковой дивизии (2-го формирования в г. Балахна Горьковской области). Велась переписка с ветеранами дивизии, в адрес клуба приходили бесценные материалы и фотографии. Велась переписка со следопытами школы № 23 г. Ржевска, школы №1 г. Высоковска, 274-й школы г. Москвы. Огромную помощь в поисковой работе оказал ветеран Ярцевской дивизии Шибаршин А.П. (Приложение 5).
2.2. Школа сегодня
Сегодня мы учимся в том же здании. Сейчас в школе обучается 898 учащихся, а преподавание осуществляют 44 педагога. Наряду с ветеранами педагогического труда успешно и плодотворно трудятся учителя-молодые специалисты. Обучение ведется в две смены, так как учебных кабинетов не хватает. На протяжении многих лет сохраняются школьные традиции. Как можно представить школу без праздника первого звонка, Новогодних ёлок, празднования Дня Победы, праздника Последнего звонка, Выпускного бала и многих других дел, на которых выросло и воспитано не одно поколение учащихся.
Одним из ведущих направлений школы, начиная с ее основания, является гражданско-патриотическое воспитание, где обучающиеся принимают участие в смотре строя и песни «Зарница».
Совместно с коллективом учителей, людей творческих, целеустремленных, вкладывающих душу и все силы в работу, в школе организуются красочные мероприятия, спортивные праздники. За годы существования наша школа не раз добивалась высоких спортивных наград, о чём свидетельствуют многочисленные кубки и дипломы.
Под руководством заместителя директора Александровой Е.В. в школе ведутся многочисленные акции, различного вида конкурсы и концерты. Так, совсем недавно прошла в школе акция «День добра!». В нашей школе создан Совет старшеклассников НАШЕ «Созвездие», где старшеклассники активно взаимодействуют с учащимися младшего возраста.
Одним из наиболее значимых праздников является День Победы. Этому значительному событию посвящаются классные часы и внеклассные мероприятия. Накануне праздника происходит всегда шествие в парк «Рябиновая роща». Организуется концерт совместно с советом старшеклассников, где я лично принимала участие .
Также в школе есть детское общественное объединение «Сорванец», где тоже ведется взаимодействие с младшими школьниками. Из последних: акция «Подари улыбку детям!», благотворительная акция «Помощь-это просто!». Перед каникулами будет организована акция «Советы родителям во время каникул!».
Моим классным руководителем является Паршина Татьяна Владимировна, выпускница школы №16 (как поделилась Татьяна Владимировна её родители тоже выпускники все той же 16 школы). Человек творческий, способный организовать детей на добрые дела. Её уроки всегда интересны.
Татьяна Владимировна старается нас приобщить к активной школьной жизни и участию в различных мероприятиях.
2.3 Воспоминания моей семьи о школе
Всегда думала, что моя школа это только моя школа, но когда узнала что это школа моей мамы, дедушки, бабушки и дяди (Приложение 6), я непременно решила их расспросить и разузнать какая же она была наша школа №16 в их школьные годы. Из беседы моей семьи, я поняла, что всех больше повезло моему дедушке Тихову Евгению Григорьевичу он пошёл учиться совсем в новую, только что построенную школу. В классе их было 43 человека, классным руководителем была Вилкова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы. Все мальчишки из класса были рады новому спортзалу и уходили из школы поздно вечером. Играли в футбол, баскетбол, волейбол, а если зима, то это непременно лыжи. На месте школы было совсем пустое поле, где они, будучи еще совсем детьми любили играть в футбол. А вокруг не было ни домов, ни деревьев. Моя бабушка Вера Александровна перешла в эту школу чуть позже в 1971 году, после начальных классов и окончила 8 классов. Много разных игр было за время учебы, такие как «Зарница», где проходил смотр строя пели песни и везде занимали призовые места. Школьная жизнь моих родителей очень отличалась от нашей. В те годы ребята вступали в пионеры, в комсомол; собирали макулатуру и металлолом. (Приложение 13). Летом ухаживали за клумбами около школы, ну и конечно ежедневное дежурство после уроков и уборка своего класса. Моя мама и дядя тоже выпускники этой школы, они учились в математическом классе. Учиться в нем было не легко, задавали много и надежд возлагали на класс тоже не мало.
Но у них было одно увлечение «По вечерам в школьном спортзале проходили занятия по Карате». Ни один год они ходили заниматься этим боевым искусством. Какой сделала я вывод? Что школа №16 и спорт –это практически синонимы!
3.Заключение
Результатом моей исследовательской работы стало проведение классного часа с показом видеофильма о школе. Одной из задач данного исследования было выяснить, что знают об истории школы мои сверстники. Было проведено анкетирование среди моих одноклассников. В анкете (Приложение 7) было предложено пять вопросов, участников анкетирования 23 человека. На вопрос «Знаешь ли ты историю школы, в которой ты учишься?» - 20 человек (87%) ответили, что знают. На вопрос «Знаешь ли ты в каком году была основана наша школа?» - 19 человек (83%) – ответили – знают. «Нужно ли знать историю своей школы?» - 22 человека (96%) – ответили, что нужно (с пометкой для чего). Для того, чтобы все одноклассники знали историю школы, на все последующие вопросы участники анкетирования отвечали вместе с родителями. На вопрос На вопрос «Нужно ли в школе создать музей» - от ветили 23 человека (100%) – нужно. На вопрос «Знаешь ли ты, как звали первого директора школы?» - 17 человек(74%) – ответили – знают и написали правильно ФИО директора).
Так же на классном часе я продемонстрировала продукт своей работы – буклет об истории школы и видеофильм.
Из этого следует ,что проведенная мною работа, получила значимый результат. Большинство ребят, моих сверстников, знают историю нашей школы.
Таким образом, я считаю, что поставленная мною цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты и данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно-воспитательном процессе.
4. Список использованной литературы
Фотоматериалы и документы школьного архива.
Фотоматериалы учителей-ветеранов.
Книги приказов МБОУ СШ №16 г. Павлово.
Приложение 1
Решение горисполкома о строительстве новой школы.
Приложение 2
Открытие школы 1 сентября 1968 года
Приложение 3
Первый выпуск 8 класс
Приложение 4
Коллектив учителей на бескрайних простарах Целины 1971г. (дружный коллектив педагогов, которые всегда осуществляли выезд на лыжах)
Приложение 5
Шибаршин Александр Петрович
(ветеран войны, почётный пионер дружины им. С. Тюленина)
Приложение 6
Приложение 7
Анкетирование сверстников
15