МАТРЁШКА – КУКЛА ИГРУШКА.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МАТРЁШКА – КУКЛА ИГРУШКА.

Моисеева С.С. 1Ковтанюк К.В. 1
1МБОУ "СОШ №37 г. Калуги"
Ключарёва В.В. 1
1МБОУ "СОШ №37 г. Калуги"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Введение.

В последнее время все больше внимания уделяется изучению творчества прикладного искусства. На уроке технологии нам предложили изготовить записную книжку в виде матрёшки. Выполняя изделие, я мысленно заинтересовалась куклой – игрушкой. Мне стало интересно: почему – Матрёшка? История происхождения матрёшки, виды разных куколок. Существует ли Матрёшка в нашем городе, как искусство прикладного творчества?

Этой темой я заинтересовала Моисееву Софию.

Информацию данной темы мы стали собирать вместе. Новизна выбранной темы заключается в том, что идет возрождение национального самосознания, православия в России, её обычаи и культура. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль».

Проблема данной работы состоит в том, что действительно ли Матрёшка – это кукла – игрушка или это что – то большее в нашей стране?

Объект исследования: Матрёшка - кукла – игрушка.

Предмет исследования: нравственное влияние Матрёшки на детей и взрослых.

Цель данной работы - определить роль игрушки в жизни человека.

Задачи:

1. Проработать доступную литературу, интернет сайты по истории Матрёшки.

2.Побеседовать с друзьями, мамой, бабушкой, библиотекарем школы.

3.Отследить по различным источникам историю куклы - игрушки.

4.Обобщить собранный материал.

Методы:

1. Посещение библиотек.

2.Посещение музеев народного творчества г. Калуги

3.Работа на Интернет сайте, с научно - популярной, художественной литературой.

4.Интервьюирование друзей и близких мне людей.

2. История Матрёшки - куклы – игрушки.

Хотя матрёшка давно завоевала репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и чёрным петухом в руках. За девочкой следовал мальчик, затем опять девочка и т. д., а восьмая изображала спеленатого младенца.

Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Так и назвали деревянную барышню - Матрёшка. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Считается, что прообразом матрёшки послужила фигурка японского святого буддийского мудреца Фукурумы. Но, несмотря на это, настоящей родиной матрёшки стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший центр по производству игрушек в России. Троице-Сергиев монастырь был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал в этом районе с XVI века. Игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей.

Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звёздочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трёх- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера».

Из материалов автобиографии В.П. Звёздочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звёздочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами.

3. Сергиев Посад - родина матрешки

Тематика Сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения. Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов. Прочное место в сюжетах Сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевским каноном. Мастера живо реагировали на происходящие в мире события, легко подхватывали оригинальные идеи и новые технологии. Поэтому фигурка девочки в платочке, напоминавшая многих соседских Машек, Парашек и Матрёшек, вызывала интерес Сергиевских игрушечников благодаря оригинальности конструкции и своему народному характеру.

4. Виды матрёшек.

Семёновская матрёшка

Семёновская матрёшка имеет яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.

Первыми разъемную куклу стали точить мастера Майоровы и Вагины. Аверьян Вагин начал с подражания Загорским мастерам. Только из-под рук его выходили матрёшки-смешинки: мужички плешивые с бородами да усами или мужички дородные в шляпах.

А вот у Арсения Майорова была матрёшка другая. Старшая дочь его, Люба, навела на кукле рисунок гусиным пером и расписала анилиновыми красками. Славная получилась кукла, нарядная: в центре передника ярко-алый цветок – ромашка, на голове кокошник. Понравился рисунок младшей дочери Зинаиде, и она своё в куклу внесла. Так и стали сестры друг перед другом красоваться – кто лучше распишет.

Загорская матрёшка.Увидел как-то творчество сестер заезжий художник и похвалил – хороши куклы! И дельный совет дал – пишите сельских красавиц. С тех пор семёновская матрёшка обрела свой образ и с Загорской куклой больше не соревновалась. Загорская матрёшка – городская, более строга в одежде. Семёновская – яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась. И пошла она такой в свет. И была с радостью принята.

Полховская матрёшка.

Своей формой Полховская матрёшка заметно отличается от своих Сергиевских и Семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок.

Роспись Полховских матрёшек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и чёрного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. «Цветы с наводкой» – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрёшки, более близкая и «пестрение» – украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и точек.

Вятская матрёшка

Наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрёшки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический приём, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться ещё в конце прошлого века как новый способ художественного оформления матрёшки.

Мода на матрёшки не только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела матрёшки за пределы национальных границ. В 1960 годы появились башкирские и марийские матрёшки, расписанные в национальных традициях.

5. Музей всех матрешек.

Увидеть все промысловые матрёшки из всех центров матрёшечных промыслов (Сергиев Посад, Семёново, Вятка, Майдан, Хотьково, Тверь, Новокузнецк, Башкирия) можно в Музее матрёшки в Москве (Леонтьевский переулок, дом 7). Там же мы можем наблюдать различную авторскую трактовку матрёшки как символа и образа конца ХХ – начала ХХI века.

В музее представлены матрёшки, сделанные по мотивам персонажей русских народных сказок: пухлощёкие, поблекшие от вековой старости барышни; пузатая фигурка в виде кота с торчащими ушами, дородная свинка в мундире и при шпаге и целый красноармейский отряд времен гражданской войны, спрятавшийся внутри своего командира, сувениры фабричной штамповки советского времени и авторские работы.

В самой большой матрёшке, представленной на выставке, пятьдесят фигурок, что в два раза меньше мирового рекорда.

А самая маленькая матрёшка - всего пару миллиметров в высоту. В музее можно пересчитать 30-местную матрёшку по мотивам сказки "Руслан и Людмила".

6. Многоликая игрушка в Калуге.

Нашу русскую Матрёшку

Мастер делает с душой.

У нас в Калуге в «Доме мастеров» есть матрешка, в которой поместилось 12 маленьких. Стало быть, она 13-ая. Число не счастливое, а деревянная красавица всегда улыбается – такой ее создал мастер.- Матрешка своим множеством напоминает о материнстве, семье, потомстве, рассказывает Раиса Головачева, народный мастер. - Она несет в себе идею рода. Есть матрешки-одиночки, а есть двуместные или трехместные.Первую матрешку Раиса Головачева купила, некоторых кукол дарили ей друзья. И когда их собралось не мало - она решила сделать небольшую выставку. Два стеллажа полностью заставлены матрешками. Расписанные разными красками они даже отличаются по гендерному признаку. А кажется все очень просто – залакированная расписанная кукла из древесины. Но когда видишь такую, всегда интересно - что там внутри?

7. Как изготовить матрешку.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев. Как правило, матрёшки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, берёза, ольха, осина.

Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается. Подготовленные таким образом брёвна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Брёвна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить на токарном станке матрёшку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы, несложных инструментов – ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую, не открывающуюся матрёшку, потом уже все остальные матрёшки.

8. Интервьюирование

Из беседы с моей бабушкой:

«Предшественницей и прообразом русской Матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, мудреца Фукурумы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезённого с острова Хонсю. Японцы утверждают, что первым на острове такую игрушку выточил безвестный русский монах.»

По рассказу школьного библиотекаря Водопьяновой О.Н.:

« В прошлом веке до конца 90 –х годов матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после её закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицкого монастыря Сергей Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие.»

Из источников СМИ : « В городе Семёнове Нижегородского края была выточена самая большая 72- местная матрёшка, диаметром 0,5 метра и высотой 1 м.

9. Заключение

Проследив историю создания куклы – игрушки Матрёшки, я пришла к выводу:

Матрёшка ( Матрёна от латинского слова «Matrona» - знатная дама, мать семейства) – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число кукол 5,6 и более.

Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным Матрёшки появились в России только после Русско – японской войны и возвращении из Японии в Россию военнопленных. Изобретение формы русской Матрёшки приписывается токарю Василию Звёздочкину в 1890году, а автором росписи был профессиональный художник Сергей Малютин.

Матрёшка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. По сей день, Матрёшка остаётся символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Матрёшка – игрушка, которая разбирается. В каждой большой живёт маленькая, а в каждой маленькой ещё меньше. Все куколки отличаются по форме, цвету, росписи и названию. Она очень полезна детям, т.к. развивает цветовосприятие, усидчивость, терпение, счёт, сравнение от большого к маленькому и наоборот.

Матрёшка – известный и всеми любимый сувенир.

Делают Матрёшку из дерева. Эту игрушку любят и взрослые, и дети.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Данная работа может быть использована на классных часах дополнительном образовании по краеведению и искусству, в дошкольных учреждениях, школьных конференции.

Литература и источники.

  1. Неопубликованные

1. Из воспоминаний бабушки Кофтанюк А.В.( записано автором 15 ноября 2016г.)

2 .Из беседы с библиотекарем школы Водопьяновой О.Н.(записано автором )

3 .Из работы с учителем информатики Тимоничевой Т.О.

Набоков В. «Тексты – матрёшки», Лыкова .А. «Румяные матрёшки», «История матрёшки».

  1. Опубликованные

  1. Берестов В. « В гости к нам пришла Матрёшка» Малыш. 1984г.

  2. Горожанина С.В. « Русская матрёшка». Стихи. Интернетбук 2000г.

  3. Соловьёва Л.Н. «Матрёшка» Мюнхен 1982г.

  4. Интернет сайты:

1.http://www.veter100.ru/russia.php?page=wonder&article=11

2. http://www.thimble.h11.ru/mat2.html

3. http://wooddoll.narod.ru/mesto.htm

4. http://www.osd.ru/objinf.asp?ob=961

Рецензия на работу

В работе Ковтанюк Кристины и Моисеевой Софии прослеживается исследование заданной темы. Как вид народного искусства матрёшка обладает огромным потенциалом для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве, для изображения памятников архитектуры древнерусских городов Владимира, Суздаля, Новгорода и других, для знакомства с декоративными мотивами традиционных центров русской народной культуры. Всё чаще можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому».

Матрёшка – это произведение и скульптурное и живописное, это образ и душа России. Девочки построили свою работу, основываясь на интернет сайтах, источниках, воспоминаниях родных, художественной литературы. Умело вводят в свой текст цитаты.

Работа убедительна, четко поставлены цель и задачи.

В конце работы даются рекомендации, где можно использовать данную работу.

Научный руководитель Ключарёва В.В.

Просмотров работы: 295