Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда. Иоанн Златоуст (347-407), отец Церкви, духовный писатель
Наш путь в школу проходит рядом с церковью, стоящей в центре нашего села. Раньше мы (до 7 лет) вместе с мамой ходили к причастию в эту церковь. Но мы никогда не интересовались, как она называется. И вот однажды, в очередной раз проходя мимо неё, мама рассказала, что она называется Покрова Пресвятой Богородицы. Мы стали задавать много вопросов о том, когда ее построили, какая она была раньше. Однако, мама не стала рассказывать обо всем об этом и предложила исследовать историю церкви самим. А так как нам стало интересно все это узнать, то мы и начали изучать литературу, расспрашивать взрослых, в том числе и бабушку.
Тема работы- «История церкви Покрова Пресвятой Богородицы».
Наша работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы и напишем в своей работе.
Цель работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма Покрова Пресвятой Богородицы и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи:
- найти сведения о возникновении села Усть-Кишерть и строительстве церкви в селе
- изучить историю церкви
- изучить отношение к церкви
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана малоизученная тема.
При написании работы были использованы материалы краеведа И.В. Шестакова «Путешествие по Кишертскому краю», статьи из районной газеты «Сылвенские зори», воспоминания старожилов села, в частности нашей бабушки.
Методы исследования: при изучении истории церкви использовались разные формы и методы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, проведен небольшой опрос, экскурсия по церкви, обобщение, анализ .
В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Это было не так просто, как казалось в начале работы. В работе приводятся выдержки из историко-географического и церковно-библиографического очерка «Описание церквей и приходов Кунгурского уезда», дополнительная литература. На основании этих данных попытаемся воссоздать историю Церкви и рассказать о ее буднях.
Объект: история событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.
Предмет: церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Основная часть.
В устье реки Кишертки располагается село Усть-Кишерть-центр Кишертского района с 27 февраля 1924 года.
Из старинных зданий в селе сохранилось церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1805 году и два ее придела (колокольня была построена 1880-х годах, разрушена в 1937 году, в 1892 году освящен вновь пристроенный придел во имя св. Пророка Ильи). В свое время отставной солдат Илья Ватолин пожертвовал на приобретение икон 350 рублей.1
Каменная церковь является третьей по счету в селе. Первые были деревянными, время их построения неизвестно. Можно лишь предполагать, что первая из них появилась в половине XVII века. По описанию, в 1600 г. в селе упоминается поп Потап, следовательно, была в это время и церковь. Имеются сведения, что она сгорела в середине XVII века от молнии, иконы же удалось спасти, они были очень старые. Настоящий каменный храм был построен на средства прихожан, «одноэтажный, с колокольнею, которая была не совсем прочно установлена, при слабости почвенных грунтов, прочность колокольни очень сомнительная». Расширение храма производилось в конце восьмидесятых –начале девяностых годов прошлого столетия на средства церкви и отчасти прихожан. Средства церкви пополнялись тоже за счет прихожан и обошлись в 15 тысяч рублей.
При церкви имелась церковная земля в количестве 99 десятин, отведенная в 1835 году (Поповская перемена). Землю церковь отдавала в арендное пользование крестьянам за уплату с каждой души, в том числе и со священнослужителей.
Наша церковь освещена в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Время установления праздника на Руси точно не определено. На Руси храмы в честь Покрова Божьей Матери появились в 12 веке. Покров Пресвятой Богородицы - праздник , отмечаемый в русском православии-14 октября. На Руси он широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних праздников в честь окончания полевых работ.
Копии метрик всех родившихся и умерших с 1801 г. хранились в архиве церкви. В то время в приходе насчитывалось 2728 жителей мужского пола и 2853 женского, всего 5581 человек. В приход входили деревни Гарино, Седа, Пятково, Низкое, Шарашино и Капустино. В это же время упоминается земская начальная школа, открытая после 1871 года. В которой обучалось 60 мальчиков и 13 девочек. В Верх-Седе была церковная школа, в которой училось 23 человека, а всего детей школьного возраста насчитывалось 380 мальчиков и 425 девочек- всего 805 человек, но большинство из них так и остались неграмотными.
В годы Советской власти в 1935 году церковь была закрыта и частично разрушена. В здании располагалась артель «Прогресс», склады Кишертского райпо. Это было связано с происходившим в то время отрицанием Бога.
Вновь церковь приняла прихожан в 1991 году.Ее восстановительные и реставрационные работы ведутся до настоящего времени. В 2000 году храм объявлен памятником архитектуры и градостроительства.
В настоящее время церковь активно ремонтируется. На ремонт собираются средства населения. Мы знаем, что Земское Собрание стало инициатором сбора средств в этом году.
На сайте Кишертского района мы прочитали информацию о том, что в августе 2016 года впервые прошел Крестный ход и в нем приняли участие очень много людей.
1 октября 2016 года благочинный храмов Первого Кунгурского округа протоирей Олег Ширинкин освятил придорожный киот (это символический защитный футляр, своеобразный храм, в котором располагается икона ) с иконой Покрова Пресвятой Богородицы, который стоит на въезде в Кишерть.
Нам стало интересно, знают ли наши одноклассники, как называется церковь в центре Кишерти, как часто посещают они церковь и посещают ли вообще, что чувствуют, когда приходят в церковь и захотят ли помочь в благоустройстве церкви, если это будет необходимо. В результате, из 15 опрошенных никто не ответил на вопрос как называется церковь, почти все бывают в церкви с родителями, бабушками и семьей в том числе в праздники. На вопрос, что испытывают, приходя в церковь один человек из класса ответил, что спокойствие, другие тишину, грусть, доброту . 80% опрошенных готова помочь в уборке территории вокруг церкви.
По результатам опроса мы можем сделать вывод, что мы недостаточно знаем историю своего села и даже мест, мимо которых проходим ежедневно. Также то, что люди ходят в церковь вместе с семьей и детьми и готовы жертвовать на восстановление храма, помогать в благоустройстве.
Заключение
У каждого человека в жизни бывают такие ситуации, когда выслушать и понять его может не каждый, в таких случаях можно уединиться в церквях и открыть Богу свою душу. Но совсем не обязательно приходить в церкви, когда плохо, сюда можно и нужно заходить, чтобы поблагодарить за все Всевышнего, и он обязательно порадуется в месте с вами и поможет обрести еще большую благодать в жизни, укрепить духовные и телесные силы. Церковь ещё и объединяет людей. Вот для чего нужны церкви каждому верующему человеку.
Времена изменились, и люди меняются тоже. Пришло время восстановления храмов. Возводятся и новые храмы, большие и маленькие, часто на деньги, пожертвованные населением. Как, например, в селе Кордон нашего района. Это необходимое и благородное дело.
Мы рады, что узнали историю нашей церкви и можем рассказать ее другим детям.
Ничего не делает нашей жизни столь радостной, как радость в Церкви. В Церкви сохраняется радость радующихся, в Церкви утешение для унывающих, в церкви веселее для скорбящих, в Церкви успокоение для изнуренных, в Церкви отдохновение утружденных. Иоанн Златоуст (347-407), отец Церкви, духовный писатель
Выводы:
Благодаря проведенному исследованию, мы узнали историю церкви в центре нашего села и готовы рассказать ее нашим одноклассникам.
Церковь имеет большую роль в жизни села и людей.
Она объединяет людей, помогает справляться с разными жизненными ситуациями.
Источники и литература:
1. «Описание церквей и приходов Кунгурского уезда» историко-географический и церковно-библиографический очерк . Составил священник Градо-Кунгурского Иоанно-Предтеческого женского монастыря Петр П.Пономарев.Кунгур.Типография А Паркачевой.1896 г.
2. Официальный сайт Кишертского района .
3.Шестаков И.В. Прошлое земли Кишертской. Краеведческие изыскания.Усть-Кишерть.1989 г.
3. Шестаков И.В. Путешествие по Кишертскому краю.Усть-Кишерть,2007 г.
Приложение 1
1