Введение
Начало XIX века ознаменовалось обращением художников – портретистов к портретам дворян – военных, полководцев, офицеров, отличавшихся в сражениях на полях Отечественной войны 1812 года – это подтверждает творчество О.Кипренского «Портрет В.Давыдова», Боровиковского «Портрет А.Ф.Бестужева», П.Ф. Соколова «Портрет Н.Муравьева», в жанре портрета работают Тропинин, Венецианов.
После трагического 14 декабря 1825 года портрет, связанный с героями Отечественной войны 1812 года приобрел несколько иной ракурс, оказавшись естественно связанным с лучшими людьми из дворян.
В живописи еще до восстания декабристов Н.А.Бестужев, сам член Союза Благоденствия, начал писать акварелью портреты своих товарищей, эту работу он продолжал на каторге за Байкалом, а потом на поселении в Сибири.
Не только Бестужев, но и другие замечательные мастера такие, как К.Мазер, Н. Уткин, рисовали декабристов на поселении и после их возвращения из Сибири.
Одним из первых, кто заложил основы и начал создавать иконографию декабристов в отечественном искусстве, был А.С.Пушкин.
Творчество Пушкина всегда привлекало внимание исследователей. О творчестве же Н.Бестужева – художника пишут мало. Но еще не было специальной работы, посвященной проблеме портрета друзей – декабристов, созданных Пушкиным и Н.Бестужевым.
В своей исследовательской работе мы рассматривали образ И.И.Пущина, созданный художником – поэтом и художником – декабристом.
Тема моего исследования: Образ И.И.Пущина в творчестве А.С.Пушкина и акварелях Н.А.Бестужева.
Актуальность темы - иконография декабристов в литературе, живописи, скульптуре, музыке, кино – огромная область искусства. В целом, она еще не изучена, ждет своих исследователей. Потому что благородные идеалы и высокие нравственные ценности декабристов - непреходящи.
Целью работы является сопоставление художественного и изобразительного образа И.И.Пущина. Для реализации поставленной цели предстояло решить ряд исследовательских задач:
отобрать литературу по теме исследования.
выявить общие и отличительные черты образа Пущина в произведениях Пушкина и акварелях Бестужева.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования;
сравнение и обобщение материалов;
подведение итогов исследовательской работы;
подготовка презентации.
Объект исследования: биографии И.И.Пущина,А.С.Пушкина. Творчество великого поэта, художника Н.Бестужева
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы
Основная часть
Дружба между И.И.Пущиным и А.С.Пушкиным зародилась еще в Лицее, где прошла их юность. Редкая сердечная доброта Пущина, тонкая наблюдательность и критическое чутье помогли ему, как он объясняет в своих «Записках»: «…взглянуть на Пушкина с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ним и кончает тем, что полюбил даже их в друге – товарище. Между нами как – то это скоро и незаметно устроилось» [3,28]
Прямой и открытый характер Пущина, его спокойная рассудительность и твердые моральные правила внушали его другу – поэту не только любовь, но и глубокое уважение. В его стихах, обращенных к Пущину, всегда слышатся глубокие сердечные ноты.
Уже в стихотворении 1815 года «К Пущину» есть отклик на их тесную дружбу; оно интересно и для личной характеристики Пущина. Пушкин рисует ряд черт нравственного облика своего друга: «счастлив», «друг сердечный», « в спокойствии», «беспечный», «не зная черных бед».
Дружеский союз, товарищество лицеистов Пушкину уже в последнее время Лицея представлялась как нечто высокое и священное. Так, незадолго перед выпуском он пишет в альбом Пущину, для которого всегда отыскиваются у поэта слова особенной теплоты и душевности:
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья,
Что было и не будет вновь…
И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь.
Мой друг! Она прошла… но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен!
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О, милый, вечен он.[I, 258]
Глубокий смысл заключается в последних двух строфах, произнесенных будто в предчувствии грозной судьбы, ожидавшей поэта, а затем и его друга. Даже Корф, впоследствии сановный вельможа, который критиковал и осуждал восстание 1825 года, так писал о Пущине: «И.И.Пущин, со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными стремлениями, был в Лицее любимцем всех товарищей…» [5,192]
Подтверждением светлого ума Пущина являются строчки в стихотворении А.С.Пушкина «Мое завещание друзьям» (1815):
Ты не забудешь дружбы нашей,
О, Пущин, ветреный Мудрец. [I, 127]
А в первоначальной редакции было «О, Пущин, юноша – мудрец» .
Судьба надолго развела друзей после окончания Лицея. Они переписывались.
В январе 1825 года Пущин навестил своего опального друга в Михайловском. Друзья вспоминали беспечные дни юности. Но Пушкину было мало воспоминаний. Он хотел знать, где теперь остальные товарищи. Он заставил Пущина рассказать обо всех.
А сам Пущин? Как случилось, что из гвардейского офицера превратился в судью?
Только один Пушкин, из всех светских друзей и знакомых Пущина, по достоинству оценил побуждения своего лицейского товарища. Пущин не мог поступить иначе. Проникнутый идеей справедливости, человек активный, жаждущий общественно – значимой деятельности, исполненный чувства долга, Пущин пошел служить туда, где бы мог приносить – и он приносил! – реальную, конкретно – ощутимую пользу. В первоначальной редакции стихотворения «19 октября 1825» поэт говорит, обращаясь к своему другу:
И все прошло – проказы, заблужденья…
Ты, освятив тобой избранный сан,
Ему в очах общественного мненья
Завоевал почтение граждан… (II, 351)
В рукописи вторая строка читалась «смирен, суров тобой избранный сан» (II, 380). Пушкин хотел выдвинуть на первое место не должность Пущина, которую он так же ценил, а высокие нравственные качества своего друга воспитанность, благородство, чувствительность, честность, справедливость.
Незаметно заговорили о тайном обществе. Когда же Пушкин особенно настойчиво просил Пущина ввести его в тайное общество – друг поэта « как умел отделывался, успокаивал его тем, что он лично, без всякого воображаемого им общества действует как нельзя лучше для благой цели» [3,55]
Членам тайных обществ было прямо запрещено посвящать Пушкина в дела общества из опасения, что поэт может нечаянно, в запальчивости, проговориться в кругу своих светских и придворных знакомых и выдать тайну правительству; берегли и талант поэта, национальную гордость России.
Через много лет Пущин вспоминал свой отъезд из Михайловского: «Ямщик уже запряг лошадей… Мы чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовать, что последний раз пьем вместе, и пьем на вечную разлуку! Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что – то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг!» Ворота скрыпнули за мною…»[3,56]
Пушкин остался один. И долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа:
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил:
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил…[II,210]
Вскоре тяжелые испытания выпали на долю Пущина – поражение восстания 14 декабря, заключение в Петропаловской и Шлиссельбургской крепостях, каторга – Сибирь.
Глубоко взволновала Пушкина участь товарищей. Известие о разгроме восстания смерчем ворвалось в мирное течение его михайловской жизни. На полях рукописей «Евгения Онегина», над которым он тогда вдохновенно работал. Появляются рисунки: портреты друзей – мятежников: Кюхельбекер, Рылеев, Пущин… Юное, еще безусое лицо «первого друга», а ниже совсем другой Пущин – усталый, со скорбной складкой на лбу. Тут же и автопортрет- голова в кудрях, молодость. Поэт не отделяет себя от своих друзей, он верен идеалам юности, эта верность на всю жизнь.
Редкий из декабристов был так сдержан, осторожен, уклончив в своих ответах комиссии (по делу декабристов), как Пущин. В показаниях его вырисовываются те качества, о которых писал в своих стихах Пушкин: благородство, гражданская стойкость, политическая зрелость, нежная дружба, скромность.
Поэт написал другу свои необыкновенные стихи:
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье,
Лучом лицейских ясных дней! [II,306]
Здесь нет прежней печали поэта. Теперь, когда друг – заговорщик объяснился своим делом, Сенатской площадью, - печаль пропадет.
В 1825 году речь шла о ссыльном положении Пушкина, а прибывший друг «отрадой оживил» его «дом опальный». Теперь же, в 1826 году, все изменилось: теперь Пушкин был, хоть и под надзором III отделения, но все – таки на свободе, теперь он должен был посетить Пущина сам. Он, конечно, не мог добраться к другу и послал за себя стихи.
Внешне ситуация более трагическая, чем в 1825 году. Неволя поэта – его дом в Михайловском, у Пущина – каторга в Сибири. Стихи же за этот год стали светлее, увереннее. На первом плане в них ободряющие слова: «утешенье», «озарит», «ясные дни». И отсвет их лежит на «Записках» Пущина, в которых он пишет: «Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом».[3,62]
Все стихи, посвященные другу, проникнуты сердечностью, задушевностью; в каждом из них можно встретить местоимение «мой»: «мой друг», «мой Пущин», что еще раз говорит о духовной близости этих людей.
Итак, перед нами, в штрихах поэта, вырастает образ замечательного человека, «сердечного» друга А.С.Пушкина, воспитанного, благородного, скромного, добродушного и веселого, с «чистой душой» и «светлым умом», «милого товарища» - И.И.Пущина.
В 1837 году до декабристов дошла весть о смерти Пушкина. Все наиболее яркие, известные примеры поэтического общения поэта с декабристами: «Во глубине сибирских руд», «Мой первый друг», «Бог помочь, вам, друзья мои…», «Арион», хронологически укладываются в первые годы 1826-1828 – после вынесения приговора по делу декабристов. Почему обрывается, или, по крайней мере, делается невидимой для потомков эта замечательная линия литературной связи поэта с декабристами?
Суммируя довольно скудные факты о связях Пушкин – декабристы после 14 декабря, с трудом, но все же можно уловить известную двойственность декабристских отзывов: одобрение, восхищение, понимание и – настороженность, неприятие, отрицание.
Стихи и проза последнего десятилетия пушкинской жизни, конечно, находили отклик в душах читинских и петровских узников, но удаленность, разобщенность мешали истинному откровению. Для них Пушкин остался преимущественно поэтом «их времени». Они, видимо, больше всего ценили и помнили написанное им до 1825 года.
На гибель Пушкина Пущин отозвался словами глубочайшей скорби и печали: «Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история,и если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила бы мою грудь; я бы нашел средство сохранить поэта – товарища, достояние России».[3,64]
Пущин, по – видимому, постоянно жил творчеством поэта, воспоминаниями о дружбе с Пушкиным, о встречах с ним. Вряд ли он не делился с Н.А.Бестужевым своими размышлениями о друге. И, может быть, не без влияния этих общих бесед и воспоминаний рождались портреты И.И.Пущина в большом, грандиозном замысле художника.
Близкая дружба, возникшая еще в крепости, связывала И.И.Пущина с Н.А.Бестужевым. Приговоренный, как и Пущин «к ссылке в каторжную работу вечно», Н.Бестужев был доставлен в Читинский острог почти одновременно с ним. На протяжении двух с половиной лет совместного пребывания в остроге Н.Бестужев исполнил несколько портретов Пущина, вновь и вновь возвращался к его образу, но ни один из этих портретов до нас не дошел. Только в 1907 году, когда в Петербурге вышло первое полное издание «Записки И.И. Пущина о Пушкине», к ним был приложен портрет И.Пущина, датированный 1828 – 30 годами. Это был не оригинал, а фототипия. Местонахождение оригинала до сих пор неизвестно.
По фототипии трудно определить кисть художника, но все же можно сказать, что перед нами человек гордый, целеустремленный, живущий своими идеалами. Хотя мастер и создал образ человека волевого, - глаза Пущина говорят о другом: взгляд его устремлен куда – то в неизвестное. Н.А.Бестужев рисовал Пущина много и с любовью, как об этом свидетельствуют воспоминания и переписка современников. Эти портреты нам неизвестны. В дошедшей же до нас акварели 1837 года Н.А.Бестужев создал образ необычайной привлекательности и обаяния. Глубокие, умные серые глаза, широкие крылья носа. Н.А.Бестужеву удалось передать ощущение высокого благородства, которое было присуще Пущину и вызывало уважение товарищей.
Можно предположить, что между скорбными днями трагической гибели А.С.Пушкина и датой «1837», стоящей на портрете Пущина, есть прямая связь. Иначе, наверное, и быть не могло. В конце 1837 года И.И.Пущин писал в одном из писем: «Мы здесь очень скоро узнаем о смерти Пушкина, и в Сибири даже, кого могла, она поразила, как потеря общественная».[3,92]
Бестужев работал над этим портретом с особым чувством, конечно, и не только потому, что Пущин был «первым», «бесценным» другом Пушкина. Человек безупречной моральной чистоты, Пущин, как и в Лицее, пользовался среди друзей необычайной любовью и глубоким уважением. Его называли «общим любимцем», «царем правды», «чудо – человеком».
Н.А.Бестужев знал Пущина близко еще в Петербурге. В Шлиссельбургской крепости, а потом в казематах Читы и Петровского завода они сошлись как – то особенно близко. Бестужев знал друга глубоко и потому создал образ сложный – образ человека, исполненного убеждений в своей правоте, много пережившего… Чувственный рот, выразительные глаза. Особенно в этом портрете притягивают глаза, они поражают своей усталостью, глубиной душевных страданий, и в то же время перед нами образ человека – гражданина, безусловно, полного человеческого достоинства.
Таким И.И.Пущин живет в стихах Пушкина – воплощение благородства, достоинства и мужества. Таким воссоздал его образ в портрете и Н.А.Бестужев.
Заключение
И.И.Пущин был по – особому дорог обоим художникам. И в иконографии дворянских революционеров, и в творчестве А.С.Пушкина и в акварелях Н.А.Бестужева – этот портрет имеет определенное значение эмоционально-нравственных и духовных центров, ибо воплощает все лучшие черты.
В исследованиях, посвященных творчеству Пушкина известны работы Томашевского Б.В., Мальцева М.И., Городецкого Б.П. и других авторов, содержащие в себе отдельные замечания по проблеме изображения декабристов в произведениях поэта.
Слонимский А. в работе «Мастерство Пушкина» в главе «Закон пластики и движения» анализирует способности поэта через мимику, жесты, движения передавать психологическое состояние героев.
Можно назвать еще ряд работ (Бродского, Лотмана), анализирующих изобразительное мастерство Пушкина в романе «Евгений Онегин», лирике.
Однако в них нет даже попытки сопоставительного анализа особенностей пушкинского литературного портрета героев декабристской темы – с живописными портретами героев 14 декабря 1825 года.
Еще сложнее обстоит дело с исследованием творчества Н.А.Бестужева, создавшего огромную художественную галерею акварельных портретов своих единомышленников, товарищей по каторге, ссылке.
В работе М.Ю. Барановской «Декабрист Николай Бестужев» обрисованы некоторые стороны социально – политической деятельности Бестужева, но его огромный труд – создание портретной галереи декабристов – не получил здесь должной характеристики.
Фундаментальным трудом явилось исследование И.С.Зильберштейна «Художник – декабрист Н.Бестужев (1791 -1855), в котором автор вернул русскому искусству одного из интереснейших и очень талантливых художников 1-ой половины XIX века.
Проблема же возможного сопоставления литературных портретов, созданных Пушкиным, и живописных – Бестужевым, остается и здесь неисследованной и даже не поставленной.
Нас интересовали сходства и отличия в подходе к изображению И.И.Пущина, которого знали два выдающихся художника кисти и пера: Н.Бестужев и А.С.Пушкин.
Список литературы
1.Зильберштейн И.С. Н.Бестужев и его живописное наследие. - М.: АН СССР, 1956.
2.Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 тт. - Л.: Наука, 1977.
3.Пущин И.И. Записки о Пушкине и письма. – М.: Советская Россия, 1979.-С.141
4.Слонимский А. Мастерство Пушкина. М.: Художественная литература, 1963.
5.Эйдельман Н.Я. Пушкин и декабристы. Из истории взаимоотношений. М.: Художественная литература. 1979.