ДИНАСТИЯ ФОТОГРАФОВ ПЕТЕРБУРГА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДИНАСТИЯ ФОТОГРАФОВ ПЕТЕРБУРГА

Лындина В.И. 1
1
Тихомирова Т.О. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Обоснование выбора темы.

Я люблю прогуливаться по Малой Садовой и каждый раз я останавливаюсь напротив памятника фотографу[илл.1 ]. Меня заинтересовал этот памятник, и я решила узнать, кому поставлен этот памятник и за какие заслуги.

Как-то на уроке истории и культуры Санкт-Петербурга я услышала о таком фотографе, как Карл Булла. Мне стало интересно, кто он и как сложилась его жизнь в нашей стране. Покопавшись, я узнала, что он очень известный фотограф и что он был не раз награжден за свое творчество. Так же он был знаком с очень известными и великими людьми. Но почему о том, благодаря кому мы можем увидеть, что происходило в XIX-XX веке в нашем городе, все перемены и события, которые он запечатлел для нас, для предков, мы так мало знаем?

Именно на Малой Садовой в доме №3 с начала XX века до 30 годов расположилось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла[илл.2].

Я подробно изучила его биографию, а так же биографию его сыновей. У них у всех была не простая жизнь. Можно без преувеличения сказать, что Карл Карлович Булла создал портрет своего времени.

Здесь я бы хотела поближе познакомить вас с его жизнью и творчеством. Мы должны знать человека, который помог нам сделать шаг к прошлому.

Фотолетописец старого Петербурга

Один из известнейших фотографов Петербурга – Карл Булла[илл.2]. Он вошел в историю фотографии как фотолетописец старого Петербурга, остановивший и сохранивший для потомков секунды истории нашего города. Родился он 26 февраля 1855 года в Пруссии в провинции Силезии [илл.3] в семье купца. Семейные предания рассказывают, что в российской столице Карл объявился в 1867 году, будучи еще ребенком. Один ли, с родными ли, по какой-то причине – нам так и неизвестно. В двенадцать лет Карл устроился посыльным в магазине фирмы «Дюнант», которая в то время занималась изготовлением и продажей фотографических принадлежностей. Здесь он постепенно превратился в лаборанта и ученика, постигая основы технологии полива и очувствления фотоэмульсии. Через несколько лет Карл Булла начинает собственное дело – открывает маленькую лабораторию по изготовлению фотопластинок1, продавая их в разные города через оптовую фирму «Лиман и Рокс». Это приносит ему немалый доход, ведь в ту пору в России был большой спрос на броможелатиновые пластинки, дающие снимать и на длительных, и на коротких выдержках. В 1875 году Карл Карлович Булла открыл свое собственное фотоателье. А после того, ка оно обосновалось в 1898 году на Садовой 61 [илл.4], по которому и проживал Булла, этот адрес стал популярен у петербуржцев, желающих запечатлеться «на долгую память». Надо сказать, что фотоателье сразу же стало пользоваться своей популярностью во многом благодаря настойчивости, трудолюбию и общительности его владельца. Карл Булла всегда умел находить контакт со своими клиентами, а так же всегда приобретал все самые лучшие технологические новинки в области фотоискусства.На Садовой его ателье просуществовало по 1904 год. К тому времени к нему уже прибавилось еще одно фотографическое заведение – в « Пассаже» на Невском 48. А к 1908 году все в столице были наслышаны о новой, совершенно роскошной фотографической мастерской Карла Буллы на Невском 54, в которую он переехал жить и работать [илл.5]. В то время годовой доход его фирмы достигал уже более двух сотен рублей. Карл Булла, сам себя именовал «старейшим фотографом Петербурга», и в этом видел «марку» своего заведения. При съемке портретов он руководствовался принципом естественности и непринужденности поз модели, не раз говоря им: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» С ростом финансового благополучия и профессиональной славы поднимался и социальный статус. Поначалу Карл Карлович Булла принадлежал к мещанскому сословию. Справочник «Весь Петербург на 1905 год» представляет его уже в ранге купца. Этот же справочник 1912 года сообщает о потомственном почетном гражданине К.К. Булле. Звание почетного гражданина было учреждено манифестом Николая I в 1832 году как поощрение « за оказанную на разных поприщах полезную деятельность». Польза от деятельности Карла Буллы была несомненной. Для нас же с вами она неоценима. Карл Булла оставил нам сотни и сотни снимков – своего рода фотоэнциклопедию, вобравшую в себя людей и события конца XIX – начала XX века. Возможностей у этого чрезвычайно энергичного человека было больше, чем у любого петербургского фотографа. Он всегда сам добивался этих возможностей. В 1896 году Карл Булла стал «фотографом Министерства Императорского двора» - министерство специальным документом предлагало всем правительственным и общественным учреждениям оказывать ему всяческое содействие. Очарованный Карлом Буллой, король Италии, Виктор – Эммануил, побывавший с визитом в Петербурге в 1902 году, одарил его званием «фотографа Короля Италии» и орденом. Ордена пожалованы были и от монархов Румынии, Болгарии и Персии[илл.6].

Летом 1904 года им получено «милостивейшее разрешение» снимать особ царствующего дома. Именно по его фотографиям мы можем изучать историю Санкт-Петербурга и нашей страны, знакомясь с главными героями политической, культурной и общественной жизни начала XX века. Его портретные снимки позволяют нам увидеть реальный облик Федора Шаляпина, Льва Толстого, Ильи Репина, Корнея Чуковского, императрицы Александры Федоровны и многих других выдающихся личностей того времени. [илл.7]

Чуть позже – выдано свидетельство Главного Морского штаба на право производить снимки «всех событий, касающихся морской жизни». Такого же рода документ имел он и от Главного штаба Военного министерства. Своим официальным фотографом числили его также Попечительство о Глухонемых и Императорская библиотека, петербургское градоначальство и Российское пожарное общество. Столь высокое официальное признание, впрочем, не мешало К.К. Булле объявлять в газетах, что он вообще «снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как и днем, так и в вечернее время». Он снимал: пожар на Обводном канале и торжество 200 – летия Петербурга, открываемое царем; монахов Коневского монастыря и спуск миноносца «Петропавловск», которому суждено погибнуть весной 1904 года у Порт – Артура, и визиты в столицу зарубежных монархов и президентов, и мертвого Гапона, и принаряженных соответственно моменту обитательниц богадельни. В 1916 году, как свидетельствуют о том семейные воспоминания, Карл Карлович Булла покинул Петербург навсегда. Уехал он в Эстонию, на остров Эзель (Сааремаа), где и жил до самой смерти, занимаясь обучением местных жителей искусству фотографии и спокойно доживая свои дни. Он скончался в 1929 году, оставив после себя огромное фотографическое наследие в виде более двухсот тысяч фотоизображений. Может быть, еще и сохранилась там его могила. Но оставались в Петербурге два сына – Александр и Виктор, продолжатели его дела, авторы многих знаменитых, запечатлевших моменты истории, снимков. [илл.8]

Двое со старого снимка

Александр Булла был старшим сыном знаменитого петербургского фотографа. Отец приучал двух сыновей к своей профессии с юного возраста – они работали в его ателье, помогали на съемках. Обоих, когда пришло время, он отправил учиться мастерству за границу. Александр совершенствовался в ремесле в Германии, на родине своего отца. Вернувшись, домой, в Петербург, в 1909 году он стал помощником отца в фотографическом ателье, которое к этому времени уже обосновалось на Невском 54. Как отец и младший брат Виктор, Александр Булла салонным съемкам предпочитал репортажные. Он был даже скорее фотокорреспондентом чем фотографом: и до революции и после нее он постоянно сотрудничал с журналами, публикуя там свои снимки. Известно, например, что Александр Булла много снимал, как тогда выражались «на театре военных действий» в первую мировую войну. То было естественным стремлением профессионала находиться в гуще событий, которыми жили все. Однако по-настоящему был он предан другой теме. Искусство и искусства – вот постоянные, на протяжении лет, его герои. Еще только вернувшись из Германии и работая в отцовском ателье, Александр делает фотопортреты писателей Аркадия Аверченко, Александра Куприна, Федора Сологуба, Леонида Андреева. С Леонидом Андреевым он позже подружился, гостил у него в Райволе, теперешнем Рощине, фотографировал писателя в кругу семьи, на прогулке, за работе. Добрыми его знакомыми становились практически все, кого он снимал, а среди них были не только писатели, но и художники – Василий Верещагин, Илья Репин, Константин Сомов, Николай Рерих, Лев Вакст, Александр Бенуа. И артисты – Федр Шаляпин, Ольга Преображенская, Анна Павлова, Николай Монахов. Можно сказать, что А.Бенуа унаследовал от отца не только умение фотографировать, но и располагать к себе людей. В начале 1900-х годов начинается регулярное сотрудничество Александра Буллы с журналом «Солнце России». Здесь публикуются многие из сделанных им снимков – фотопортреты, сцены из спектаклей, жанровые сюжеты. Общим с братом увлечением у Александра стало новорожденное кино – он снимал видовые и хроникальные для основанного Виктором кинотоварищества «Аполлон». Революция не заставила братьев Булла отказаться от своей профессии и любимого дела. Александр и после 17-го года работает много и интенсивно. Его репортажные снимки появляются на страницах журналов «Пламя», «Петроград», «Красная панорама» (московский), «Эхо». К сожалению, в те годы издатели не слишком уважали авторов. Текст и фотографии так и оставались никому не известны. Можно лишь догадываться, что снимки Кунсткамеры или нашей Филармонии в журнале «Эхо» были сделаны фотографами Булла. А в журнале «Петроград» фотографии хоть и были подписаны, но часто только фамилией, без инициалов. Однако нет сомнения, что, к примеру, чествование Мейерхольда в Александровском театре снимал именно Александр Булла. Вообще в петроградско-ленинградских журналах двадцатых годов масса его работ. Широко представлена любимая тема – театральная жизнь. Но не только она. Приходилось ему уже работать, как говориться, на злобу дня: снимать и первомайские демонстрации, и конференцию юных пионеров, и будни военных курсантов. Впрочем, ведь и в прежние времена объектив фотоаппарата Александра Карловича был достаточно «широк». Так, в одном из номеров «Петрограда» за 1932 год есть подборка снимков, подписанных «А.Булла»: сделаны они еще были в июле 1917 года. Все оборвалось в 1928 году. В тот год он был арестован. «Прегрешений» можно было найти в достатке – происхождение, учеба в Германии, нежелательные знакомства. Александра Карловича Буллу сначала выслали на Соловки, потом отправили на строительство Беломорканала – где, кстати, работал он и как фотограф. Освободили незадолго до войны, и жить он поехал в Москву, к своей единственной дочери Муле – Марианне. Там Александр Булла скончался в 1942 году.

Судьба преподносит сюрпризы

Виктор Карлович Булла был младший в семье. Он был католиком. В 1899 году Виктор окончил Английское училище в Санкт-Петербурге. Фотографическое образование получил в Германии. Начал работать в фотоателье отца вместе с братом Александром Буллой. Смог добиться известности в 19-летнем возрасте, во время русско-японской войны, [илл.9] будучи прикомандирован в должности фотокорреспондента к Сибирской резервной бригаде. Фронтовые репортажи Виктора Буллы публиковались в журналах «Нива» и «Искры», и перепечатывались всеми издававшимися в то время в России газетами и журналами, часто попадая и на страницы зарубежных изданий. Виктор Булла находился в самом центре событий, часто принимая на себя обязанности «брата милосердия», и был впоследствии награжден серебряной медалью «За храбрость» на Георгиевской ленте в правом ношения на груди. После окончания войны вернулся к работе фотокорреспондентом в семейном фотоагенстве, однако вскоре увлекся кинохроникой. В одном из номеров журнала «Кинемо» появилось рекламное объявление: «Новая фабрика Буллы готовится к выпуску новинок». Это была реклама открытого им совместно с братом Александром в 1909 году товарищества «Аполлон» по производству и прокату хроникальных и видовых фильмов, где Виктор одновременно был оператором, режиссером и директором. За два года существования товарищества, кроме официальных хроник, братьями было выпущено около 40 картин, среди которых есть уникальные, посвященные спорту: о международных соревнованиях конькобежцев в Выборге и автопробеге Санкт-Петербург – Рим – Санкт-Петербург (вместе в братом Александром и оператором Ф. Вериго-Даровским, 1910). С 1911 товарищество «Аполлон» передало оптовый прокат и продажу фильмов кинопредприятию «Продафильм», которое занималось экранизацией произведений классической литературы. Только за год Виктор отснял более 20 короткометражек. Тогда были экранизированы драма А. Н. Островского «На бойком месте», «Синяя птица» М. Метерлинка и даже сказка «Царевна-Лягушка». С началом Первой мировой войны Виктор возобновил работу в фотоателье отца, снимал революционные события 1917-1918 гг. В эти же годы продолжил работу кинооператора и принял участие в создании документального фильма о Февральской революции 1917 года («Хроники революции в Петрограде»). Динамичные и образные кадры фотографа послужили основой для режиссеров С. Эйзенштейна и М. Чиаурели при создании фильмов о революции 1917 года. Виктор снимал события октябрьского восстания 1917 года, затем руководил фотографией Петроградского Совета, располагавшейся в бывшем ателье К. К. Буллы (Невский проспект 54). Стал одним из создателей кино – и фотоленинианы (снимал В.И. Ленина на восьмом и девятом съездах РКП в 1919 – 1920 годах ; во время работы второго и третьего конгрессов Коминтерна, в 1920 – 1921 гг.). Создал фотопортреты Зиновьева, Каменева, Сталина и других советских и партийных деятелей, фактически выступая в качестве штатного фотографа Смольного. В 1921 году совершил поездку в Баку, на нефтяные промыслы Биби-Эйбат. В 1928 году состоялась выставка «Советская фотография за 10 лет», на которой Александр и Виктор Булла представили 30 фоторепортажей, превзойдя числом, и разнообразием сюжетов остальных участников. Тогда жюри выставки присудили им почетный диплом, что считалось очень высокой наградой. В том же году 15 июля в воскресенье Виктор взял сына Юру и дочь Тамару, отправляясь на торжественное открытие Шалаша в Разлив. На обратном пути моторная лодка, на которой все они были, перевернулась – четырнадцатилетнюю Тамару спасти не удалось. 17 июля «Ленинградская правда» поместила три снимка Виктора Буллы в репортаже «Памятник Ленинграду в Разливе» и маленькую заметочку на той же странице – «Катастрофа на воде с 5 жертвами». Фотографическое собрание семьи в 1935 году Виктор передал в Архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области. 15 июля 1939 года ( по другим сведениям 23 июня 1938 года) арестован по доносу одного из сотрудников фотосалона Буллы. Известно, что допрашивали Виктора всего два раза. После первого – никаких обвинений предъявить не удалось, а на втором допросе он был вынужден «сознаться» в шпионской деятельности. В 1938 году родственникам арестованного сообщили, что Виктор Булла – «Враг Народа». Сослан в ДВК ( Дальневосточный край). «Десять лет без права переписки». Впоследствии родным сообщили, что Виктор умер от рака желудка в 1944 году в одном из дальневосточных лагерей, однако внуку Виктора Булла, Андрею Леоновичу Каменскому, удалось найти документ, согласно которому Виктор Булла был расстрелян в октябре 1938 года. Репрессии в отношении Виктора и Александра, с учетом эмиграции их отца, означали запрет на упоминание фамилии всех Булла, где бы то ни было. Снимки их печатались как анонимные или под другими фамилиями, вплоть до «перестройки» (Перестройка – общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1987 по 1991 годы). В 1958 году Виктор Булла был реабилитирован.

Заключение.

Он нам завещал свои шедевры

Карл Булла и его сыновья оставили грандиозное фотографическое наследие. Их снимки представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также частных собраниях. Трудно недооценить вклад К. К. Буллы и его сыновей в историю Петербурга в целом. На снимках сохранены моменты жизни России на одном из важнейших этапов ее истории. Фотографии дают на поразительную возможность узнать и увидеть прошлое, стать участниками практически всех событий, происходивших в столице. Невозможно перечислить все темы съемок патриарха русской фотожурналистики. Наряду со снимками светской хроники, запечатлевшими конгрессы, балы, банкеты, приезды иностранных гостей, интерьеры имений, дворцов и особняков знатных особ. Сохранились снимки повседневной жизни приютов, детских благотворительных учреждений. Фотограф снимал последнего русского императора – Николая II и его семью, деятельность Государственного Совета, Государственной Думы, местных городских органов власти. Социально-Экономическая жизнь представлена репортажными снимками производственных процессов, фасадов и оборудования предприятий, заводов, фабрик, ателье и мастерских, фотографиями, запечатлевшими быт и отдых рабочих и служащих. В Государственном архиве кино-фото-документов Санкт-Петербурга содержится до 200 тысяч стеклянных негативов. Часть фотографий уцелела только благодаря дальновидности Виктора Карловича Буллы, который начал передачу государству архива и за три года до ареста успел передать более 130 000 негативов, из которых почти половина была создана Карлом Буллой или при его участии. Что касается фотомастерской, то она существует и сейчас. До конца 90-х годов имели возможность сфотографироваться в принадлежавшем некогда семье Булла ателье, которое получило название «Фотография №1». Оно реконструировано, и там открыт музей с 16 января 2004 года, где хранится множество документов и прославленное оборудование по-прежнему в рабочем состоянии.

Разобравшись в биографии К. К. Буллы и его сыновей, мы много узнали о Петрограде-Ленинграде. Для нас открылась совершенно другая сторона этих времен. К сожалению, единственные потомки знаменитой семьи – дочь Валентина Викторовна и внук Андрей Леонович Каминские – живущие в Санкт-Петербурге, к фотографии отношения не имеют.

Илл.1 - Памятник фотографу

Илл.2 - Карл Булла

Илл.3 - Силезия (Западная Польша)

Илл.4 - Садовая 61, здесь первые несколько лет проживал Карл Булла в Петербурге

Илл.5 - Фотосалон Карла Булла на Невском 54

Илл.6- Награды Карла Булла

Илл.7 - Лев Толстой. Фотография сделана Карлом Булла

Илл.8 - Карл Булла со своими сыновьями Александром и Виктором

Илл.9 Русско-японская война, фотограф Виктор Булла

Библиография:

1)История Санкт-Петербурга. №1 (29)/2006.

2)Н. Гренчук «Петербург секунды истории», С-Пб., 2007 год

3)Никитин В.А. рассказы о фотографах и фотографиях, Л., 2004.

4)Русская Фотография. Середина XIX – начало XX в.в., М., 1996.

5) Ю. Пирютко. По Малой Садовой: путь через три столетия, С-Пб., 2004.

6)http://www.hellopiter.ru/Bulla17/html

7)http://www.hellopiter.ru/Charles_buiia/html

1 Фотопластинка – светочувствительный фотоматериал, обычно представляющий собой твердую подложку (как правило, стекло) с нанесенной на нее светочувствительной эмульсией. В фотографическом негативно-позитивном процессе фотопластинки являются носителями негативного изображения и используются для получения позитивных отпечатков или контратипов.

Просмотров работы: 284