ИСТОРИЯ ШКОЛЫ. ЭТАПЫ РAЗВИТИЯ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ. ЭТАПЫ РAЗВИТИЯ

Укачер Б.М. 1
1Таймырское МКОУ «Хантайская основная школа №10»
Крылов В.А. 1
1Таймырское МКОУ «Хантайская основная школа №10»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение . Обоснование целей и задач исследования.___________________

Актуальность:

Актуальность данного исследования очевидна: без серьезного изучения истории школы, без организации систематической работы по сбору материалов о школе, невозможно представить дальнейшее существование нашей школы. Современному человеку невозможно жить без четкого представления о принципах организации собственной жизни. Без знания информации о памятниках, о сведениях, представляющих историческую ценность, узнать информацию о педагогах и сотрудниках школы, которые работали в школе в течение всего существования школы в целях повышения самообразования и сохранить информацию для будущего поколения.

Цель исследования:

Разработать основные проекты по истории школы, ее развитие и создать дизайн-проект «Этапы развития школы со дня её основания по настоящее время». Организация экспозиции по тематике в школьном музее.

Перед автором данного исследования стояли следующие задачи:

Задачи:

  1. Изучить документы, имеющиеся в школьном архиве по данной теме.

  2. Повысить культуру учащихся, развивать историческую грамотность и воспитывать любовь к родному краю, к родному посёлку, школе.

  3. Изучить историю образовательного учреждения ТМКОУ «Хантайская основная школа №10».

  4. Подготовить материалы для беседы и провести уроки по истории создания школы для учащихся школы.

  5. Привлечь внимание населения микрорайона к проблемам школы, сохранение традиций и общекультурных ценностей.

  6. Изучить полученные результаты и сделать вывод.

Проблема данной исследовательской работы состоит в недостаточной осведомленности населения о существующей проблеме по вопросу гражданского и патриотического воспитания школьников и нехватке достаточных знаний школьников и их родителей об истории школы, об этапах развития школы, о людях , которые внесли большой вклад в развитии школьного образования в поселке.

Гипотеза: Если составить полный анализ по истории создания школы и выполнить интересный проект по данной проблеме, то можно обратить внимание детей и подростков, людей и общественности на проблемы в нашем поселке до и после , самой школе – как и с чего начиналась школьное образование в сельском поселении, а сам проект «История школы. Этапы развития» останется основным документом родной школе.

Объект исследования: поселок Хантайское Озеро,музей сельского Дома культуры, Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хантайская основная школа №10».

Предмет исследования: педагоги и выпускники разных лет школы, старейшины поселка, администрация территориального отдела поселка, общественность поселка.

Характеристика работы:теоретическое и практическое исследование истории развития школы, дополнительной литературы по данному вопросу, изготовление проекта «История школы. Этапы развития» для дальнейшей работы Таймырского муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Хантайская основная школа №10».

Ценность полученных результатов: накопление практического опыта по работе с творческими проектами по созданию проекта «История школы. Этапы развития» и повышение общей культуры школьников.

Характеристика источников:использование Интернет-ресурсов, научно- популярная литература, документальные источники.

II. Основная часть_____________________________________________

«Пространство ветра и стихии

Бескрайний тундровый «Ковчег»

Тебе, поселок мой – Хантайский

Я посвящаю этот слог!»

( Крылов В.А., учитель школы)

Историческая наука имеет дело с историческими фактами, которые составляют основу всякого исторического знания, так как на них базируются все представления и концепции. В современной исторической науке исторический факт рассматривается в двух смыслах: во-первых, как явление, имевшее место в истории (факт-событие), во-вторых, как его отражение в исторической науке (факт-знание). Главный источник информации для любого историка – это исторический памятник (исторический источник). Все исторические источники можно разделить на шесть групп:

1. Письменные источники (летописи, саги, научные и философские труды, периодика, книги);

2. Вещественные (археологические) памятники (остатки материально-производственной деятельности человека);

3. Этнографические памятники (сохраняющиеся до настоящего времени остатки и пережитки древнего быта различных народов);

4. Фольклорные материалы (устное народное творчество);

6. Фотодокументы.

Изучение всех видов источников в совокупности позволяет воссоздать полную и достоверную картину исторического процесса. Вообще, культурное наследие подразделяется на движимое и недвижимое. Движимое наследие - это редкие книги, архивные документы, различные предметы из музейных коллекций. К недвижимому относят памятники архитектуры, памятники истории, памятники археологии и памятники монументального искусства. Сегодня в России действуют сразу два закона об охране памятников и исторических мест. Один был издан в 1978 году, другой - в 2002 году. Последний вступает в силу вплоть до 2010 года. С этой позиции мы и начали работу над работой.

Чтобы достичь поставленной цели, мною определены следующие задачи:

• изучить документы, имеющиеся в школьном архиве по данной теме;

• провести встречи с ветеранами педагогического труда: Гаськовой Н.П., Болиной Т.В., Яроцкой И.А. с Левицкой Н.К. и др.

• подготовить материалы для беседы и провести уроки вместе с учителем по истории создания школы для учащихся школы.

Свою работу я начал со знакомства с документами, отражающими работу школы и организации встреч с ветеранами педагогического труда и учителями школы. Беседуя с ветеранами, я узнал, что сбор материалов по истории школы был начат к 70-летию образования поселка. Под руководством директора школы Крылова В.А., был собран ценный материал об учителях и выпускниках школы – ветеранах труда и участниках Великой Отечественной войны.

В 2013 году поселок праздновал 70-летие. К юбилею мы собрали большой материал о выпускниках школы. Были написаны десятки писем, запросов, статей и объявлений в газеты. Мы нашли образец письма бывшим ученикам школы. В школу пришли сотни писем от выпускников с ценными материалами. Учащиеся и учителя систематизировали этот материал, и по каждому выпуску были оформлены портативные выставки. Сбор материала продолжается в течение двух лет, главным итогом станет - создание экспозиции в школьном музее. Учащиеся под руководством учителей-ветеранов работали с газетными материалами, документами архива и поселкового музея, была организована переписка с выпускниками и учителями школы. Весь собранный материал был систематизирован по темам и выпускам. На совместном заседании администрации, учительского и ученического коллективов в 2013 году было принято решение открыть музей 1 сентября 2014 года, Фондовая комиссия при открытии музея уже поставила на учёт более одной тысячи экспонатов. Это работы выпускников школы, книги, письма, фотографии, классные летописи, учебные пособия, приборы для физических опытов дореволюционного времени, личные вещи выпускников, участников Великой Отечественной войны, письма с фронта и другое. В них отражены страницы истории школы: это и первый выпуск начальной школы, и суровые военные годы, и первый пионерский отряд, а так же и учителя школы, выпускники школы - простые люди , школьные традиции, будни и праздники школьной жизни.

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хантайская основная школа №10» имеет свою историю. Вот уже много лет год за годом школа выпускает в большую жизнь своих воспитанников. И, конечно же, все ребята должны знать историю своей школы, в которой они проводят более десяти лет. Тем более что история нашей школы очень интересна; у нас много традиций, исторических событий. Все учителя и воспитанники школы были настоящими мастерами, настоящими творцами истории.

2.1. Историческая справка.

Хантайская начальная школа основана в 1935 году.

В 1935 году получила статус начальной школы.

В 1939 году состоялся первый выпуск начальной школы.

Первый выпуск учеников с незаконченным средним образованием состоялся в 1999 году и составлял 14 человек. С 1995 по 2013 гг – 19 выпусков.

Постановлением от 04.09.2000года № 568 Школа преобразована в комплекс в основную общеобразовательную школу с пришкольным интернатом

Приказом от 08.04.2003года № 54 Школа переименована в муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №10» п. Хантайское Озеро.

Распоряжением от 13.01.2006 года № 07 Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района произведена смена собственника имущества МОУ « Основная общеобразовательная школа №10» п. Хантайское Озеро. Новый собственник -Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район.

Приказом от 31.01.2006 года №30 Управления имущественных отношений муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №10» п. Хантайское Озеро переименовано в Таймырское муниципальное образовательное учреждение «Хантайская основная общеобразовательная школа №10».

Постановлением от 20.04.2011года № 233 Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района ТМОУ «Хантайская основная школа №10» переименовано в Таймырское муниципальное казённое образовательное учреждение «Хантайская основная общеобразовательная школа №10»

  1.  
    1. Посёлок Хантайское Озеро.

Хантайское озеро — посёлок в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края России. Рас­поло­жен в 240 км от города Дудинка на юго-западном берегу Большого Хантайского озера.

Изначально посёлок формировался как стойбище коренного населения без постоянных построек. Основу нынешнего населённого пункта построили в 1952—1959 гг ссыльные из немецких поселений на Волге, из Польши и Прибалтики Таким образом, архитектура посёлка формировалась различными этапами его развития. Ближе к берегу стоят здание старой школы и два ряда деревянных домов, построенных депортированными. Третий ряд домов был построен в конце 1960-х годов в период преобразования колхоза и совхоза: новая школа, здания администрации ГОУСП «Хантайский» и посёлка, четырёх квартирные дома. В 70-х годах XX века после принудительного переселения в 1969 году 48 долганских и говорящих по-якутски эвенкийских семей, была построена следующая группа домов в стороне от озера. В посёлке в основном проживают представители северных коренных народностей: долганы и русские (30 чел, 2010 год). Для поселка 40-50–х гг. характерно полное отсутствие чумов и балков. Это объяснялось тем, что все коренное население – пастухи-оленеводы, рыбаки, охотники – жили в расположении пастбищ и промысловых угодий. К началу 1959г. насчитывалось около 3300 голов оленей, денежные доходы от оленеводства составляли около трети всех доходов. В 50-е гг. разводили лисиц и голубых песцов.

Хантайское Озеро — единственное на Таймыре место компактного проживания эвенков. Но не только этим славен отдаленный дудинский поселок.

Левицкая Наталья Кирилловна, воспитатель дошкольной группы школы Хантайское Озеро: «… Я живу тут всю жизнь. В здешних местах еще мои бабушка и прабабушка аргишили, наша семья породнилась с этой землей много лет назад, когда тут и посёлка-то никакого не было».

Архивные данные: Первым председателем колхоза был Дибиков Павел Николаевич, уроженец Туруханского района , кето. Он закончил несколько курсов Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Жена у него была эвенкийка. Маленькая, аккуратная, в доме и в чуме у неё была идеальная чистота. До глубокой старости они дожили. К старости Дибиков осиротел (детей у них не было), умер в нищете, похоронен он достойно.

В наш посёлок в 1971-м году по невыясненным мной причинам были переселены долгане из фактория Камень (угрюмый пустырь и урочище которого мы исследовали и ужаснулись). Волочанские долгане заявляют, что долгане хантайские еще кочуют. Сомневаюсь. Полагаю, что долгане не сохранили традиционный образ жизни нигде. Тем более, существует источник, заявляющий, что на Хантайском кочуют немногочисленные эвенки. Озеро это можно достигнуть, снова спустившись с плато, но можно и бережком-бережком из г. Снежногорск, найдя возможную возможность переправиться ч/з Хантайское водохранилище. Снежногорск легко гидростоподостижим с помощью ЕПР (диспетчерского пункта Енисейского пароходства в Красноярске). Здесь золотое правило - забраться туда сложно, т.к. сложно объяснить "на фига", а вот "оттуда" как правило находится судно, вертолёт, самолёт, лодка или нарты для "спасения человека.

2.3. Этапы развития школы.

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Хантайская основная школа №10», расположенная в центре поселка, должна естественным образом вписаться в облик одного из самых уютных и красивых посёлков муниципального образования. Так родился проект по благоустройству пришкольной территории «Школа- наш ДОМ» (Справка: в 2013 году школа стала призёром среди сельских образовательных учреждений по благоустройству пришкольной территории).

Вернёмся на 80 лет назад, чтобы узнать, как появилась на фактории Камень первая начальная школа. В царское время на Таймыре учебные заведения отсутствовали вообще, а население было практически безграмотным. В 1930-х годах на территории только что образованного Таймырского национального округа появились первые начальные школы.

Архивная справка.

В архивах сельского совета сохранился такой документ:

- Ввиду того, что среди населения есть большое тяготение учить детей, учитывая все вышеуказанное, сход обязывает вновь избранный состав сельсовета выйти с ходатайством перед городским Исполкомом о постройке сельской школы с интернатом на территории сельского совета поселка… часть средств просить у исполкома, а остальные деньги извлечь от населения

- Президиум сельсовета ПОСТАНОВЛЯЕТ:

2. Утвердить учителей для начальной школы следующих товарищей:

а) директором назначить Юрьеву Клавдию Васильевну.

3.Утвердить учителей начальных классов следующих товарищей…

Мало кто из ныне живущих старожилов помнит, где находилось первая хантайская школа , а вот её фотография сохранилась в фондах сельского совета.

Здание начальной школы было длинным, одноэтажным и располагалось рядом с почтой на главной и единственной в то время площади села. «В центре села был почтовый дом, больница, сельсовет. Школа стояла через дорогу от сельского совета - вспоминает старейшина поселка – Укочёр Татьяна Васильевна - Мы росли, и школа росла. В 1939 году в ней было уже 4 класса. Помещалась она сначала в одноэтажном здании, в нём же позже был интернат». После революции , в 1928 году был создан Тунгусско - кочевой родовой Совет , первое советское учреждение в регионе. Школьники учились в Норильске. Из Норильска их довозили до речки (до большого порога), затем они шли пешком до Малого озера и там их встречали на деревянной лодке с мотором, которую за малую скорость называли «топчи-нога». В 1936 году эвенки объединились в ППО «Красный промышленник». До этого существовала артель «Бедняки». В 1935 на другой стороне озера была построена школа. Теперь это место называется Школьный мыс.

Учебное заведение поселка начала работу 1 сентября 1935 года. Там обучалось 14 детей, все они были эвенками. В 1969 году колхоз преобразован в совхоз «Хантайский». И в 1970 году в посёлок переезжают жители поселка Камень. В поселке развернулись работы и со всей многонациональной страны стали пребывать рабочие, специалисты со своими семьями. Возросло тогда и количество учащихся в школе до 50 человек. Но по-прежнему школа с пришкольным интернатом размещалась в деревянном доме. Подбору квалифицированных кадров для работы в школе придавалось большое значение. Информация об учителях школы посёлка ещё ждёт своих исследователей, так как в районных архивах в полном объёме не сохранена. По воспоминаниям учеников тех лет это были самоотверженные люди, настоящие интеллигенты, преданные своему делу. Они не только учили детей, но и в порядке общественной нагрузки занимались ликвидацией неграмотности среди взрослого населения. Уже в 1935 году в поселке было обучено 5 неграмотных эвенков. В 1939 году грамоте было обучено уже 72 человека (из них 32 эвенка). Всего за период с 1932 по 1950 годы основы грамотности в поселке получили 43 взрослых человека, из них 22 – коренной национальности.

В 1970-е годы Хантайская школа получила статус неполной средней. Школа выросла, ей становилось тесно в старом здании. В конце 1979г. было начато, а в 1980 г. завершено строительство нового 1-этажного школьного здания. Таким образом, начальная школа расположилась в типовом новом собственном здании площадью 800 кв. метров, рассчитанном на 100 мест.

Школа приветливо распахнула двери своим первым ученикам. Здание в то время было лучшим среди всех зданий поселка – широкие и просторные классы, богатая по оформлению и количеству книг библиотека, хороший физический кабинет, начальные классы. Работали кружки по интересам учащихся. Школа была малокомплектная. У нас работали прекрасные педагоги.

Первый директор школы - интерната- иркутская эвенкийка Клавдия Васильевна Юрьева, эвенк Салаткин Николай Васильевич – учитель. Они не только работали с детьми, но и активно участвовали в жизни посёлка. Сельчане их очень любили . Были русские учителя, которые учили и мою бабушку, маму. Мама рассказывала про них: «… но я не помню их имена. Помню, что нас учила Турская Кристина Дмитриевна, наша землячка, закончившая Игарское педучилище народов Севера. А наш бессменный повар , добрая, красивая – продолжает рассказывать мне моя мама- всеми нами обожаемая тетя Миля, латышка, сосланная в годы войны. Каких только вкусностей она нам ни готовила: пирожные, которые таяли во рту, пироги с различными начинками, пельмени, которые мы сами лепили, необычайно вкусные кисели из брусники, которую мы собирали сами, варенье из голубики, черники».

Болина Татьяна Васильевна, работник школы: «…Детей в школу водили пешком, где верхом на оленях. Мы ехали с моим отцом верхом на оленях с гор Путоран в школу. По дороге мне рассказывали интересные истории, сказания, шутили, смеялись, несмотря на жгучие морозы и сильные ветра…»

Очень интересно узнать, какую же квалификацию имели сами педагоги того времени. В списке учителей и других школьных работников школы по состоянию на 01.01.1941г., сохранившемся в архивах, имеются сведения об их образовании и преподаваемых ими предметах. Так, директор Салаткин Николай Васильевич имел 2 разряд по образованию и преподавал в начальных классах. Учитель Ефимова Евгения - обучалась на 2 курсе Красноярского пединститута, учитель Турская Кристина Дмитриевна - выпускница Игарского педучилища. Панкагир Валентина Егоровна, учитель начальных классов - выпускница Игарского педучилища. В основном, это были молодые люди с педагогическим стажем до 5-ти лет.

2.4. Выпускники и педагоги школы.

1930 годы

В 1930 году среди эвенков поселка не было ни одного грамотного человека. Жители поселка всегда стремились к знаниям. В далёкие 40-е годы многие из них окончили школу колхозных кадров в Дудинке, получили специальности.

Елогир Ольга Сергеевна –счетовод, Елогир Мами Фёдорович – курсы счетоводов, Укочёр Матвей –ветфельдшер, Утукогир Прасковья Фёдоровна- ветеринар. Укочёр Василий Данилович-ветфельдшер, окончил партийную школу в Красноярске Укочёр Кристина Николаевна – курсы счетоводов. Дети её и Укочёр Василия – игарское педучилище , затем КГТУ- психолог, Фира –ЛГПИ им. А.И. Герцена, преподаватель начальных классов Дети Татьяны –Саша , Валера –Дудинский техникум и ВУЗ, Коля работает в полиции. Василий поступил в Сибирский Федеральный университет.

1950-е годы

Панкагир Валентина Егоровна- первая среди хантайских жителей выпускница Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, дочь репрессированного. . Затем тот же институт закончила её дочь Светлана. У Светланы дочь также окончила высшее учебное заведение.

Елогир Иван Прокопьевич –курсы трактористов- бульдозеристов в Норильске. Дочь Лада – зоотехникум, бухгалтер. Укочёр Илья Данилович- курсы трактористов.

Утукогир Кристина Ермолаевна – Дудинский зоотехникум, живёт в Эвенкии, была депутатом Верховного Совета. Яроцкая Мария Никифоровна окончила уже в зрелом возрасте, имея 4-х детей, Дудинский зоотехникум, работала бухгалтером в совхозе «Хантайское». Её дочь Настя тоже окончила этот техникум и по той же специальности. В последующие годы она закончила ВУЗ. Дочь Марии Никифоровны Инга окончила Играское педучлище, затем ЛГПИ имени А.И. Герцена. Педагогическую деятельность начинала в хантайской начальной школе учителем начальных классов. В настоящее время работает библиотекарем в сельской библиотеке.

1960-1970-е годы.

Дочь знаменитого рыбака , выпускника школы Елогир Петра Михайловича Кристина окончила Туринское медучилище. Её старшая дочь Лена - музыкальное училище в Норильске , затем ЛГПИ имени А.И. Герцена . Тыптогир Елена - Туринское медучилище. Панкагир Сергей – Игарское педучилище. Работал в школе в течение 10 лет. Елогир Василий – дошкольное педучилище в Красноярске. Кошкарева Маша- Игарское педучилище. Тыптогир Светлана (Валиева) – зоотехникум , затем ВУЗ (бухгалтер). – одна из первых выпускниц нашей школы.

Школа сегодня.

ТМК ОУ «Хантайская основная школа №10» работает по программе «Одарённые дети». Многие обучающиеся внесены в базу данных «Одарённые дети Красноярья», заочно участвуют во многих всероссийских конкурсах.

На 01.01.2016 количество обучающихся составляет 50 человек, количество классов - 7, количество педагогов - 12, из них первой категории 4 человека, 2-й категории - 2 человека.

При школе работает дошкольная группа в количестве – воспитанники 20 ребятишек. Группа разновозрастная от 2 до 7 лет.

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами, из них около 50% - выпускники Хантайской основной школы.

III. __Заключение. _______________________________________________

Наша исследовательская работа – это добрая память о школе, выпускниках, родителях и родном поселке.

В результате проведённой работы я узнал много новых фактов из истории школы, научился работать с документами, составлять вопросы для бесед, отбирать и систематизировать материал. Я познакомился с результатами работы учащихся школы, вместе с педагогами школы провели исторические уроки, посвященные истории школы.

История моей школы - это посредник между прошлой и будущей жизнью, ее духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Школа – это актуальное средство общения. Архивные документы являются прекрасным срезом той жизни, которой живет общество, они красноречивым языком говорят сами за себя, ведут увлекательную беседу с нами, восстанавливают события разных лет, пробуждают мысль, открывают тайны бытия.

Говоря о судьбе сельской школы, мы, по существу, затрагиваем судьбу всего села. Школа на селе - это не просто образовательное учреждение, а, если угодно, центральная составляющая самого российского уклада жизни, стратегический резерв государства, мощный фактор развития самой сельской жизни. Недаром в народе говорят: "Село без школы - всё равно, что церковь без креста". Есть хорошая школа будет хорошее село, а значит, будет страна, будет Россия. В связи с этим свою задачу мы видим в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства - сохранить и распространить культуру и исторические традиции "малой" родины и при этом дать учащимся сильное, полноценное образование, позволяющее им реализовывать себя в жизни.

Используемая литература:

  1. Андерсон Д. ДЖ. «Тундровики», Новосибирск, 1998г.

  1. Архивные материалы и документы из фонда ТМКОУ «Хантайская основная школа №10».

  1. Архивные документы и материалы из фондов территориального отдела п. Хантайское Озеро.

  1. Бетту Е.С. «Имена долган «, Красноярск, 2010 год.

  1. Болина –Укочёр Т.В. «Хантайские эвенки», Красноярск,2011 год.

  1. Воспоминания жителей посёлка (письма, статьи из газеты «Советский Таймыр»).

  1. Газета «Таймыр» от 08.04.2010г.

  1. Календарь памятных дат, 2008г.

  1. Попова М.И. «Основы истории культуры малочисленных народов Таймыра», 2010г.

  1. «Советский Таймыр» № 150 , 27 декабря 1955 года.

  1. Солдаков В.С. «Таймырские встречи», Красноярск, 2009г.

  1. Туголуков В.А. «Хантайские эвенки», 1963г.

  1. Тугулуков В.А. «Идущие поперёк хребтов». Республиканская газета КМНС – РС. Илкен №3 (62) март 2005года.

  1. Марченко. О.И. «Фольклор коренных народов Таймыра», 2011г.

  1. Хапимуллина О.Н. «История и культура коренных народов Таймыра «, 10-11 классы.

  1. Интернет – ресурсы.

Приложение

Практическая часть____________________________________________

Методика №1

Тема: «История школы в лицах. Об учителях и не только»

Оборудование: архивные документы, блокнот, ручка, цифровой фотоаппарат, Интернет, компьютеры, анкетирование учащихся школы, жителей поселка, сотрудников школы.

Цель: сохранить и передать последующим поколениям учителей и учащихся нашу лучшую традицию - давать глубокие прочные знания.

Гипотеза: если ученики возьмутся за изучение и создание проектной работы и наставники им помогут, то у них все получится.

Ход работы:

  1. Изучить историю создания школы.

  2. Определить наши возможности по созданию школьного музея (в т.ч. по созданию экспозиции по тематике «История школы. Этапы развития»).

  3. Систематизировать накопленный материал;

  4. Познакомить с проектом учителей, учащихся, родителей;

  5. Изучить полученные результаты и сделать выводы.

  6. Ежегодно пополнять базы данных.

Результаты исследования

Основная образовательная школа №10 п. Хантайское Озеро имеет свою историю. В сентябре 2015 года наша школа отметила свой восьмидесятилетний юбилей. Вот уже много лет год за годом школа выпускает в большую жизнь своих воспитанников. И, конечно же, все ребята должны знать историю своей школы, в которой они проводят более десяти лет. Тем более что история нашей школы очень интересна; у нас много традиций, исторических событий. Все учителя и воспитанники школы были настоящими мастерами, настоящими творцами истории.

1 сентября 1935 года школа приветливо распахнула двери своим первым ученикам. Здание в то время было небольшим небольшие классы, не богатая по оформлению и количеству книг библиотека. Но уже тогда работали кружки по интересам учащихся. В 1939 году директором школы был назначен Салаткин Николай Васильевич. Это были трудные годы для нашей страны: война с белофиннами, польская компания, события у озера Хал-Хин-Гол. Затем Великая Отечественная война.

Поскольку время неумолимо движется вперёд, проходит год за годом, безвозвратно исчезают, к сожалению, многие ценные материалы, повествующие об истории школы. Забываются хорошие традиции, которыми славился и гордился наш коллектив. Забываем сказать слова благодарности нашим учителям. Этот проект посвящается учителям, для которых основным местом работы явилась наша Хантайская школа, и их воспитанникам, которые были, есть и будут смыслом их жизни.

Большое человеческое спасибо, вам наши мудрые и чуткие, терпеливые и добрые, умные и заботливые, требовательные и отзывчивые учителя!

Реализация задач.

1. Проведение анкетирования среди жителей поселка, сотрудников школы, учащихся и преподавателей.

2. Данные занести в таблицу. Год создания школы, первое название школы, первый директор школы, учителя, настроение ребят на сегодняшний день (удовлетворенность).

3. Сделать вывод о степени знаний по истории школы, провести классные часы, уроки по истории основания школы.

4.Предложить мероприятия по внедрению и проекта в образовательный процесс.

Результаты анкетирования

Классы

Факторы

5

6

7

8

9

Год создания школы

1%

33%

20%

55%

80%

Первое название школы

0%

0%

0%

0%

3%

Директора школы

0%

0%

2%

7%

33%

Учитель

75%

87%

100%

70%

100%

Настроение

38%

44%

100%

55%

90%

Вывод: Изучив предварительные данные о школе, её учителях , выяснили, что почти никто не знает истории школы (исключение : 9 класс, т.к с ними накануне проводилось мероприятие по истории основания поселка). Это довольно значительное количество, учитывая, что родители детей, в основном всю жизнь прожившие в поселке (несмотря на то, что все они учились в нашей школе) , также не особо интересовались историей школы. Ситуация осложняется еще и тем, что большинство местных жителей – кто стоял у истоков основания поселка – разъехались по разным точкам страны , количество которых не учтено в данном эксперименте.

Индикаторы достижения результатов

Индикатор

Ед. измер.

Текущее значение индикатора

Целевые значения индикатора

2014

2015

2016

1. Доля учащихся, участвующих в конкурсах, проектах, акциях социальной направленности

% учащихся школы

45

50%

70%

85%

2. Доступность для общественности информационных ресурсов школы и её органов самоуправления (посещаемость web-сайта)

Кол-во посещений в месяц

5

10

20

30

3. Доля родителей, участвующих в подготовке и проведении школьных дел

% учащихся школы

20%

30%

40%

50%

Этапы реализации
  1. Исследовательско - аналитический (решение 1 задачи)

  2. Планирование (2, 3 задачи)

  3. Практическая реализация (3, 4 задачи)

Методика №2

Тема: «Создание проекта «История создания ТМКОУ «Хантайская основная школа №10».

Оборудование: блокнот, ручка, цифровой фотоаппарат, Интернет.

Цель: обратить внимание на сохранение того ценного, что было наработано поколениями учителей и учащихся, тех традиций, которые являлись для всех нас главным ориентиром в процессе обучения.

Гипотеза: если ученики возьмутся за изучение и создание проектных дизайнов и наставники им помогут, то у них все получится.

Ход работы:

  1. Создать проект – дизайн (презентацию) ТМКОУ Хантайская основная школа №10». Объявить мини- конкурс среди учащихся и преподавателей.

  2. Апробировать проект, продолжив работу над поисковым материалом по истории создания школы.

  3. Изучить полученные результаты и сделать выводы.

Результаты исследования

Результаты предварительного отбора (конкурса) – смотри в приложение (Презентации школьников)

Вывод.

Комплексная оценка (мониторинг) позволяет сделать вывод об неудовлетворительных знаниях учащихся по истории школы, посёлка. Имеется

равнодушие учеников, некоторых сотрудников школы, жителей поселка к истории малой родины, страны. Проведенные исследования позволили нам разработать комплекс мероприятий, способствующих сохранению изучаемых объектов. Среди таких мер наиболее эффективными нам представляются следующие:

- дальнейшее изучение истории основания поселка и школы, популяризация полученных нами данных,

- развитие общей культуры учащихся,

- проектирование изучаемых объектов,

- привлечение максимального количества учащихся.

Практические рекомендации

  1. Обращение в администрации поселка с просьбой о рассмотрении вопроса о выделении исходного материала для создания школьного музея ( отв: Ученический совет школы).

  2. Провести работу по восстановлению зеленых насаждений вдоль ограды школы

  3. На уроках труда, истории, технологии, информатики провести практические занятия по изготовлению наглядных пособий, макетов по изготовлению экспонатов для школьного музея.

  4. Продолжить работу по повышению общей культуры обучающихся школы, жителей поселка. С этой целью практиковать выпуск листовок, школьных образовательных бюллетеней, проведение устных журналов, круглых столов для общественности и родителей обучающихся.

 

Просмотров работы: 556