ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ В ПЕРИОД 1991-2017 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ НКЦ НАДЕЖДА Г. СЫЗРАНИ)

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ В ПЕРИОД 1991-2017 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ НКЦ НАДЕЖДА Г. СЫЗРАНИ)

Нестерова Д.А. 1
1ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Горшенина И.И. 1
1ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Практика сегодняшней жизни показывает, что современная молодёжь мало что знает о судьбе немцев в России, а если и знает, то в основном лишь негативные проявления взаимодействий двух государств и народов, такие как Первая и Вторая мировые войны.

Судьба российских немцев на протяжении нескольких столетий неразрывно связана с историей Российского государства, со всеми переплетениями ее драматических и славных страниц. Культура российских немцев выделяется своими особенностями. Она одновременно объединяет в себе не только культуру целого ряда народов России, но также и двух крупнейших государств России и Германии. Последняя мировая война привела к тому, что тема российских немцев на несколько десятилетий оказалась закрытой как для литературы, публицистики, так и для науки. Но даже такой незначительный по времени период привел к негативным последствиям и с общечеловеческой, и с научной точки зрения: из памяти двух поколений была изъята история значительной части населения страны. Восстановление исторической картины судьбы российских немцев важно и с этической стороны. Прошлое немцев России – это история репрессированного народа, реабилитация которого состоит не только в самом факте ее признания, но и в написании правдивой истории этноса, внесшего большой вклад в развитие российской экономики, культуры, науки.

Актуальность работы заключается в расширении изучения аспектов культурной жизни г. Сызрани, освещении отдельных ее элементов, которые не анализировались ранее, в частности культурных традиций немцев, проживающих в городе.

Новизна работы заключается в попытке проанализировать значение просветительской и образовательной деятельности Немецкого культурного центра «Надежда» г. Сызрани как для региональной культуры в целом, так и для самих немцев, проживающих в нашем городе.

Цель исследования: изучить культурные традиции немцев Поволжья и их судьбы, обращаясь к деятельности немецкого культурного центра в г. Сызрань; получить целостное представление о работе НКЦ «Надежда».

Задачи исследования:

  • Изучить истоки культурных традиций немцев Поволжья

  • Проследить на примере отдельных личностей вклад российских немцев в развитие российского государства

  • Рассмотреть на примере конкретных людей как складывалась судьба немцев в Сызрани

  • Изучить деятельность немецкого национально-культурного центра «Надежда» в г. Сызрани, проанализировав работу центра по сохранению культуры российских немцев

  • При знакомстве с конкретными судьбами проанализировать повседневную жизнь людей: увидеть, из чего она складывалась, попытаться понять, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, попытаться соотнести частное существование человека с ходом исторических событий.

Глава 1. Немецкие общины Поволжья: историко-культурные особенности.

§1. Образование колоний поволжских немцев: исторический аспект

Немцы жили в России еще задолго до планового переселения немецких крестьян. В период правления Ивана IV Грозного доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились кварталы компактного проживания немецкой диаспоры — так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве. (приложение1)

В XVIII веке широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, деятелей искусства, и некоторые из них были немцами. Петр Великий, (приложение 2) при котором начался процесс европеизации России, привлек много немцев в свое окружение. Даже правящая династия Романовых, начиная с брака родителей Петра III — цесаревны Анны Петровны и герцога Гольштейн - Готторпского Карла Фридриха, (приложение 3) активно смешивалась с немецкими правящими династиями.

В XVIII же веке по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года) началось переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и позже Северного Причерноморья. (приложение 4) Несколько позднее, 22 июля 1763 г., был обнародован ещё один манифест Екатерины II, явившийся более подробной редакцией манифеста от 4 декабря 1762 г.

Очевидно, что главным мотивом переселения для иностранцев был поиск земли и возможность основать своё дело. Это отмечает в своем фундаментальном труде «История поволжских немцев-колонистов» Яков Дитц. [1] А публицист и статистик Август Шлецер назвал стремление своих сограждан в Россию истинным бегством. [2]

После обнародования манифестов ЕкатериныII из разоренной семилетней войной Германии в Россию потянулись первые немецкие семьи. (приложение 5) Уже в 1763 году возник ряд немецких колоний. В один день с выходом манифеста 22 июля 1763 г. Екатерина II создала центральное учреждение для ведения колониями, так называемую канцелярию опекунства иностранных колонистов, просуществовавшую до 1782 г. Создание колоний на Волге шло по нарастающей: в 1765 г. - 12 колоний, в 1766 г. - 21, в 1767 г. - 67. По данным переписи колонистов в 1769 г. в 105 колониях на Волге проживало 6,5 тысяч семей, что составляло 23,2 тыс. человек. (приложение 6) Немецкие колонии на Волге пользовались покровительством у императрицы Екатерины II.[3] Вот так начиналась история поволжских немцев, в которой с самого начала было не мало трагических страниц. Жизнь этих людей хотя и считалась вольной и была лучше, чем у крепостных, но беззаботной и упорядоченной ее вряд ли назовешь. И все же аккуратные поселки потомков первых колонистов, ставших российскими гражданами, стали «цветущими островками» благополучия и размеренной жизни. (приложение 7)

§2. Хозяйственные и этнокультурные особенности колонистов.

Все приспособились к новым условиям и преодолели казавшиеся непреодолимыми трудности. Почвы оказались бедными и не очень плодородными. В первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овес и кукурузу. Немцы вывели также известную породу коров (немецкая красно-степная), которая пользовалась большим спросом. (приложение 8,9) В экономическом отношении переселенцы испытывали большие трудности. Однако их трудолюбие, бережливость, крестьянский навык привели к довольно быстрому подъему уровня жизни, закладывались новые села, за счет покупки новых земель расширялись территории колоний.

В поволжских колониях развивались различные виды ремесел. Самым значительным подсобным производством являлось тканье сарпинки. Почти до 1890г. это производство было чисто немецким. В основе всех промыслов и ремесел лежало кузнечное ремесло. Но самым необычным производством было изготовление курительных трубок. Оно зародилось в Самарской губернии в конце XVIII в. – начале XIX в., затем перекочевало в Саратовскую губернию. Многие виды трубок можно встретить в музеях г. Энгельса, Саратова, Самары, Пензы, Санкт - Петербурга. Значительное место занимала мебель, изготовленная местными мастерами. Известным мастером был Андреас Иеронибус из Альт – Варенбурга. Всеобщее развитие получила мукомольная промышленность, многочисленные кирпичные заводы поставляли необходимый строительный материал.

Русское правительство обеспечивало свободу вероисповедания, и колонисты активно строили церкви. (приложение 10) Все колонисты активно посещали церкви, по воскресеньям они были переполнены. Школьное образование в немецких колониях до 1917 года было представлено прежде всего системой церковно - приходских школ. (приложение 11)В каждом немецком селе была школа, до 1891г. преподавание велось на немецком языке, затем началась русификация народного образования, и все больше школ переводилось на русский язык. Безграмотных среди колонистов не было.

§3. Вклад немцев в развитие российского государства

Вклад немцев в становление государства, развитие экономики, военного дела, науки, образования, искусства, литературы, музыки, медицины не имеет аналога среди других народов России. Достаточно сказать, что рабочим языком Российской Академии наук долгое время был немецкий, а в Московском университете, созданном в 1755 году, едва не все преподаватели были немцы.

Важную роль сыграли немцы в развитии русской живописи, особенно один из основателей анималистики в России Иоганн Фридрих Грот. Наряду с приезжавшими из Германии архитекторами, весом вклад в русскую культуру зодчих. Прежде всего, Александра Вюста, Константина Тона, (приложение 12) разработавшего «Русско - византийский стиль» храмового зодчества, а также Карла Бланка и Георга Фридриха Фельтена. Всего на государственной и военной службе в Российской империи официально числилось более 35 тысяч немцев. В искусстве, литературе, науке, других схожих профессиях – свыше 50 тысяч. Около 50 тысяч немцев были дворянами и почётными гражданами.

Влияние и роль их в добольшевистской России были громадны. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в период царствования Николая II в его правительстве немцами по происхождению были министр внутренних дел Вячеслав фон Плеве (приложение13), министр иностранных дел Владимир Ламсдорф, министр финансов Сергей Витте (приложение 14), председатель Совета министров Борис Штюрмер. Обер-полицмейстером Москвы, а затем генерал-губернатором Санкт-Петербурга был генерал Дмитрий Трепов (фон Трепгоф). Московским градоначальником (1906 −1907) являлся Анатолий Рейнбот. [4] Наиболее известными полководцами немецкого происхождения были: генерал от кавалерии Павел Ренненкампф, (приложение 15) генерал-лейтенант Евгений Миллер, генерал от инфантерии Алексей Эверт.[5]

§4. Роковые повороты в истории российских немцев

Началом рокового поворота в судьбе немцев России можно считать Первую мировую войну. Именно в 1914−17 годы на них обрушивается небывалая волна травли, клеветы, притеснений, погромов. В феврале 1915 г. правительством принимаются законы об экспроприации земельных владений у немцев, живущих в западных губерниях, которые вскоре распространяется и на другие регионы страны. В 1916 г. всех немцев, проживавших западнее Днепра, насильно высылают в Сибирь, а весной 1917 г. собираются депортировать с одновременной экспроприацией земель поволжских немцев. Запрещают все, без исключения, немецкие общественные организации, закрывают их газеты, журналы, издательства, запрещают публичные разговоры на немецком языке. Спасла немцев России Февральская революция 1917 г. Специальным постановлением Временное правительство приостановило исполнение «ликвидационных» законов, а пришедшие к власти большевики даже уравняли их с другими народами, создав несколько автономных районов и автономную республику. (приложение 16, 17) Но вскоре, начиная с первой четверти 30-х годов XX века, гонения против немцев возобновляются, а в 40-е годы их масштаб и беспощадность, которую правильнее называть геноцидом, значительно превосходят террор 1914−17 годов. Но что примечательно: в ходе раскулачивания, выявления «враждебных элементов», депортаций, заключения в тюрьмы и лагеря, постановке на учёт в комендатурах, немцев СССР не делили на украинских, поволжских, крымских или кавказских. В официальных документах все они именовались «советскими гражданами немецкой национальности». Ну а позже, в конце 80-х прошлого века, как-то незаметно этот термин трансформировался в «российские немцы». [6]

На этот «феномен» возникновения народов (в нашем случае – российских немцев) обратил внимание председатель Исламского комитета России, депутат Национальной ассамблеи РФ, философ и политик Гейдар Джемаль. В работе «Давид против Голиафа» он писал: «Нация собирает людей, взывая к прошлому, к травматическому событию, из которого якобы растёт их нынешняя общность. Так, французская нация вырастает из травмы революции 1789 года, американская – из войны колоний за независимость, скорректированной позднее посредством дополнительной травмы Гражданской войны, британская нация поднимается из войны между королём и парламентом и так далее».[7]

Глава 2. Деятельность немецкого центра г. Сызрани.

§1. Исторические особенности появления немецкой общины в г. Сызрани

В начале XIX века в губернии проживало около 68 тыс. немцев, а в 1910 году их численность составляла уже 300 тыс. человек. В Сызрани же немцы появились впервые как трудармейцы. Это еще один этап появления немцев в нашем крае.

Передо нами уникальный документ. Это Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941г. о массовой депортации немцев. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года. [8] (приложение 18). Согласно этому закону, все немецкое население Автономной республики немцев Поволжья, районов Саратова и Сталинграда должно было быть выслано в Сибирь и Казахстан. Это решение было продиктовано якобы только гуманными соображениями и необходимостью не допустить проведение террористических акций со стороны немецкого населения. С 3 по 20 сентября 1941г. 446480 немцев были депортированы в 230-ти эшелонах приблизительно по 50 вагонов в каждом. Эти поезда шли до места назначения от 4-х до 8-ми недель. (приложение 19) Куйбышевская область стала еще одним центром мобилизации российских немцев. Они стали «трудармейцами». «Трудармия» представляла собой в действительности лагеря для принудительных работ. В нищете, унижении, тесноте лагерей огромное число трудармейцев умерло от голода, холода, отчаяния и непосильной работы. (приложение 20)

В куйбышевской области трудармейцы строили железную дорогу, добывали нефть, работали на стройках народного хозяйства. Трудармейские отряды располагались в с. Зольное, Александровское поле, Солнечная поляна, в г. Жигулевск, Похвистнево, Новокуйбышевск, появились они и в Сызрани. Истории отдельных семей, живущих в Сызрани и поныне, немногим отличаются друг от друга. Читая или слушая эти истории мы не найдем здесь героических легенд, их жизнь была борьбой за выживание и была наполнена трагедиями и людскими несчастиями. (приложение 21)

Из воспоминаний девушки – трудармейки, Петер Эрны - Люции, работавшей на строительстве РМЗ в г. Сызрани. «Мы прибыли из г. Зыряновска. Накануне Рождества 1942 года, прибыли в Сызрань. Когда тяжелые ворота вагона распахнулись, мы увидели на перроне мужчин. Несмотря на тяжелую дорогу, голод и холод, самая бойкая из нас крикнула: «Ассалям-алейкум». Это приветствие решило нашу судьбу. Директор завода Султанов сказал: «Я беру этот вагон». Затем нас повели в какое - то помещение, где накормили и повели в баню. Потом шли пешком до завода РМЗ, рядом с которым стояли бараки. В один из этих бараков нас и поместили. Работа была тяжелая: рыли траншеи, котлованы под строительные помещения, строили узкоколейку на нефтепромысел, разгружали вагоны, одним словом выполняли самую тяжелую работу, как и все трудармейки.» [9] (приложение 22)

Эмме Фридрих было 16 лет, когда ее взяли в трудармию. Привезли их в Сызрань, направили на кирпичный завод. Там, то ли начальник пожалел ее, то ли хорошее знание русского языка помогло, но ее направили помогать кладовщику на складе. Через некоторое время старик - кладовщик уже полностью доверял девушке. В любую погоду она принимала и отпускала кирпич, и никогда не было недостачи. Здесь на кирпичном заводе она встретила свою любовь - Сашу Золина. Стала она Эммой Золиной. До сегодняшнего дня она проживает в Сызрани.[10] (приложение23)

Герлейн Альберт Давыдович, (приложение 24) несмотря на все тяготы жизни, выучился, получил высшее образование, преподавал в СамГТУ, в данный момент на пенсии, но говорить о тяготах военного лихолетья не любит. И самое главное не держит ни на кого обиды.

Мария Густавовна Эппер (приложение 25) в рассказах о своем нелегком детстве писала: «Сколько помню своих родителей, они много и тяжело работали. В 1946 году вернулся папа и поступил работать на лесоперевалочную базу (в Сызрани) грузчиком. Вскоре его назначили бригадиром. Он всегда был в «передовиках». Однажды папу премировали талоном, на который можно было купить одну пару резиновых ботиков. Когда он их принес, родители решили отдать их Альме. Естественно, я начала плакать. Она подошла ко мне и говорит: «Если ты научишься говорить букву «Р», я отдам тебе ботики. И сама начала меня учить. Мы с ней долго тренировались и вдруг у меня вырвалось — рррр... Спасибо ботикам! Давно уже нет бабушки и родителей, но остались воспоминания о трудной, но вместе с тем, счастливой поре детства». [11] Вот такими были первые шаги этнических немцев в нашем городе.

В конце 1980 - х гг., с началом перестройки, отношение к российским немцам изменилось. С 1989 года стали появляться общественно-политические и национально-культурные центры российских немцев. Среди них – и наш Национально- Культурный Центр «Надежда», который в 2016 году отметил «серебряный юбилей» - 25-летие. Вот что сказано в Уставе центра: «Целями и задачами организации являются возрождение и сохранение этнокультуры российских немцев, проживающих в Самарской области…»[12] (приложение 26)

§2. У истоков НКЦ «Надежда»

О начале работы НКЦ «Надежда» можно узнать из воспоминаний его старейшего участника участника Альберта Давыдовича Герлейна. (приложение 27) «По моим запискам можно принять в качестве даты создания НКЦ 23.05.1991. Председателем избрали Шмакова Б. И. Однако он вскоре несколько месяцев не появлялся и нам пришлось снова решать проблему с избранием председателя. В конце концов я и Лукьяненко Н.Я. обратились к Шеферу Александру Николаевичу с просьбой возглавить НКЦ. Шефер А.Н. согласился и энергично взялся за работу. Он внес наибольший вклад в организации дальнейшей деятельности НКЦ, поддерживая постоянную связь с областным НКЦ «Надежда», созданным в то же время.

Шефер А.Н. работал в центре до 2002 года. После него до 2010 года председателем НКЦ была Эппер М.Г. Последующими руководителями явились Солодова Екатерина Валерьевна и Салаватова Расима Закировна. Добрыми словами вспоминаем первого руководителя центра Александра Николаевича Шефера, (приложение 28) неутомимую активистку Марию Густавовну Эппер, (приложение 29) придавшую новый импульс развитию центра. Сегодня они проживают на своей этнической родине, но не забывают сызранских друзей, приезжают сюда в гости.» [13]

§2. Основные направления работы.

«Для российского общества немцы как инопланетяне. А внутри наших организаций мы читаем журналы, книги тиражом 300-500 экземпляров, разговариваем по-немецки и занимаемся самообманом, считая, что о нас все знают и мы добились реабилитации», - сказал в свое время Александр Нахтигаль, председатель правления российского ЧООО «Немецкий культурный центр».[14] Но Сызранский центр «Надежда» пошел дальше. Он не «варится в своем котле», он постоянно выходит в люди, напоминая жителям Сызрани: мы живем не «среди» вас, мы живем рядом с вами, по соседству.

Культурными мероприятиями центр напоминает о значении той нации, которая живет в нашем многонациональном городе. (приложения 30,31,32) Кроме того, «Надежда» ведет и образовательную деятельность: по выходным в школе в Юго-Западном районе проходят бесплатные уроки! Уроки динамичные, интересные, методика оригинальная, педагог талантливый, к тому же общение с этническими немцами, погружение в языковую среду дает тот эффект, которого лишены школьные занятия. ( приложение 33) В центре 25 «стариков» - ветеранов немецкого движения, почетных гостей всех праздников. (приложение34)

Фестивали и просто встречи немецкого центра всегда проходят интересно. (приложение35) «Надежда» на выставку народного творчества представила вязаных кукол – старая немецкая традиция, сейчас почти забытая.( приложение 36) НКЦ спел песни на немецком языке, которыми центр украшает любое культурное мероприятие со своим участием. (приложение 37) В 2015 году «Надежда» организовала фестиваль семейных традиций «В родной семье и каша гуще». Здесь рябило в глазах от ярких национальных костюмов, за каждым столом раздавали разнообразные угощения, приготовленные по рецептам национальной кухни.( приложения 38)[15] И с этим трудно не согласиться. Национальный центр в Сызрани ведет работу, значение которой трудно переоценить: он доносит до жителей свою культуру. И отклик есть. (приложение 39,40)

§3. Волонтерское движение.

В течение нескольких лет еще одним направлением работы Сызранского национально-культурного центра «Надежда» было волонтерское движение. Благодаря М. Г. Эппер центр установил деловые и дружеские контакты со всемирной организацией волонтеров «Айне Вельт». В 2009 г. завершился почти недельный десант молодых немецких волонтеров в г.Сызрань. 12 студентов вместе с местной молодежью рука об руку трудились в пансионате милосердия в пос. Новокашпирском, ремонтировали католический храм во имя Херувимов и Серафимов. Вот что рассказала руководитель НКЦ «Надежда» Мария Эппер: «- Вначале волонтеры из других стран приезжали только в Самару. А когда мы оттуда зазвали их к себе, в Сызрань, то и наш город ежегодно стал включаться в их маршрут. Работа идет споро, весело. За несколько дней выполняется большой объем».[16] «Совместная работа юношей и девушек из разных стран позволяла находить новых друзей, приобщаться к другим культурам. А добровольный труд на общественную пользу всегда облагораживает человека»,- вспоминают участники волонтерского движения.[17] (приложение41)

§4. Выдающиеся немцы г. Сызрани. Среди выдающихся немцев Сызрани в первую очередь стоит упомянуть Викторию Ивановну Дитрих. (приложение 42) Родилась 3 декабря 1926 года в селе Зельман Саратовской области.

«В село Александровск пришли 24 декабря. Затем нас переселили в Жигулевск, в бараки. Осенью подогнали «студебеккер» с брезентовым верхом, нас посадили в кузов и отправили в Сызрань – строить СНПЗ. Мы копали очень глубоки траншеи – делали четырехэтажные леса, чтобы перекидывать землю наверх. Потом делали эстакаду. Немцы, мобилизованные в рабочие колонны, не были осуждены. Их вообще не обвиняли по каким-то статьям. Им не давали срока. Их просто вначале сослали, согнали с обжитых мест, а потом – отдельно мужчин, отдельно женщин – угнали на стройки, лесоповалы, шахты под надзором НКВД. Это была дармовая (читай, рабская) рабочая сила, которую надлежало использовать «рационально». После СНПЗ наши трудармейцы возводили жилые дома на РМЗ, клуб «Строитель», больницу, застраивали улицы Астраханскую, Жуковского». [18] Здесь, в Сызрани Виктория Ивановна прожила всю жизнь, стала первоклассной каменщицей, и возглавила комплексную бригаду. Ее коллектив первым в “Главсредневолжскстрое” перешел на метод бригадного подряда, его отличали четкая организация труда.Под руководством В.И. Дитрих в Сызрани и районе возведены десятки объектов: Дома культуры “Горизонт”, “Авангард”, “50 лет Октября”, корпуса правительственного санатория “Волжский Утес” и многие другие.В.И. Дитрих – заслуженный строитель РСФСР, награждена орденом Трудового Красного Знамени, бронзовой медалью ВДНХ, она и вправду гордость города, но звание почетного гражданина она почему- то не получила.

Шефер Александр Николаевич. (приложение 43).Родился 21 февраля 1952 г в с. Балашейка Сызранского района. В 1953 г. вместе с родителями переехал в г. Сызрань. В 1975 г. окончил Сызранское ВВАУЛ. Служил командиром экипажа вертолета в Закавказском военном округе, работал преподавателем кафедры аэродинамики Сызранского ВВАУЛ, подполковник.[19] В 1992 г. избран руководителем Немецкого национально-культурного центра “Надежда” в г. Сызрани. Проводил работу по восстановлению традиций и языка немцев, налаживал международное сотрудничество.

Шефер Эдмунд Николаевич.(приложение 44). Родился 27 февраля 1949 года в с. Балашейка Сызранского района.Подполковник. Командир 3-й эскадрильи 181-го отдельного вертолётного полка. В Вооружённых Силах СССР с 17 августа 1967 года. Окончил Сызранское ВВАУЛ в 1971 году. В Республике Афганистан с августа 1983 года. Прибыл из 319-го отдельного Краснознамённого вертолётного полка (Черниговка). После выполнения боевого задания при заходе на посадку на аэродром у г. Файзабад 25.10.1983 г. вертолет Шефера был сбит противником, упал на землю и взорвался. Шефер погиб.Посмертно не награждён. Похоронен на кладбище №1 города Сызрань.[20]

Заключение

В результате исследования деятельности Немецкого Культурного Центра «Надежда» мы пришли к следующим выводам: Многие годы репрессий существенно сократили численность российских немцев, а активная эмиграция, особенно в 90-е годы, еще более усугубила ситуацию. Немцы, что живут сегодня в Поволжье, в Самаре, Саратове, Сызрани изрядно обрусели и называют себя русскими. Поэтому тем, что остались и живут среди нас важно сохранить историческое и культурное наследие немцев в России, не утерять то, что еще можно спасти. Именно этим и занимается сегодня НКЦ «Надежда». НКЦ осуществляет распространение культуры немцев Поволжья через проведение различных мероприятий, фестивалей. Большое внимание уделяется преподаванию немецкого языка для всех желающих по современным программам, в основу которых заложено не только изучение языка, но и немецких традиций, праздников. Центр немецкой культуры г. Сызрани способствует не только сохранению традиций, но и, в первую очередь сохранению исторической памяти и национального самосознания, которое начало стираться из-за пережитых потрясений XX века. Из-за потери национальной памяти, народ, как этническая группа, растворяется среди других, не сохраняя свою специфику. Но благодаря существованию и деятельности «Надежды» потомки колонистов чувствуют свою принадлежность к этносу немцев Поволжья. Изучение культурных особенностей поволжских немцев способствует сохранению культуры и прошлого народа, тем самым поддерживая историческую память жителей города.

Список использованных ресурсов

Литература

  • [1]Дитц Я. «История поволжских немцев – колонистов». М.: Готика, 1997. С. 41

  • [2] По Дитц Я. Указ. Соч. с.41

  • [3]Герман А. А. «История Республики немцев Поволжья в событиях, фактах, документах». М.: Готика, 2000. 320 с.

  • [4] ФитцА.«Судьба – российский немец». М.: Голос-Пресс, 2004. С. 375.

  • [5]Там же. С. 376.

  • [6] Там же. С. 380.

  • [7]Джемаль Г. Давид против голиафа. М.:Социально- политическая мысль, 2011. С. 43

  • [8] Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 38.

  • [16]Мочалов А. «Завершился почти недельный десант молодых немецких волонтеров в г.Сызрань» // Волжские вести. URL: http://www.riasamara.ru/rus/news/region/municipal_news/article48116.shtml. (Дата обращения: 01.03.2017).

  • [17] Мочалов А. «Завершился почти недельный десант молодых немецких волонтеров в г.Сызрань» // Волжские вести. URL: http://www.riasamara.ru/rus/news/region/municipal_news/article48116.shtml. (Дата обращения: 01.03.2017).

Источники

  • [9] Воспоминания Петер Эрны – Люции Вольдемаровны/архив НКЦ «Надежда». Россыпь.

  • [10] Материалыархива НКЦ «Надежда». Россыпь.

  • [11] Там же.

  • [12]НКЦ «Надежда»: Устав

  • [13] Материалы семейного архива семьиГерлейн

  • [14]Герман А.А. , И. Р. Плеве И.Р. Немцы Поволжья. Краткий исторический очерк. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. — 144 с.

  • [15] Материалы архива НКЦ «Надежда». Россыпь.

  • [18] Материалы семейного архива семьи Дитрих

  • [19] Материал из архива музея филиала ВУНЦ ВВС ВВА им. Жуковского и Гагарина г. Сызрани. Россыпь.

  • [20] Материал из архива музея филиала ВУНЦ ВВС ВВА им. Жуковского и Гагарина г. Сызрани. Россыпь.

Приложения

Приложение 1. Немецкая слобода в Москве

Приложение 2. Пётр Великий

Приложение 3. Анна Петровна и герцог Карл Фридрих

Приложение 4. Манифест Екатерины II о немецких поселениях на Волге

Приложение 5. Становление немецких колоний

Приложение 6. Число колонистов

Приложение 7. Немецкая колония Блюменфельд.

Приложение 8. Быт колонистов

Приложение 9. Быт колонистов

Приложение 10. Немецкая кирха Розенгейм в селе Подстепное

Приложение 11. Немецкое поселение

Приложение 12. Константин Андреевич Тон

Приложение 13. Вячеслав Константинович фон Плеве Приложение 14. Сергей Юльевич Витте

Приложение 15. Павел-Георг Карлович фон Ренненкампф

Приложение 16, 17. Постановление о республике немцев Поволжья

Приложение 18. Указ о депортации

Приложение 19. Депортация немцев Поволжья

Приложение 20. Трудармейцы

Приложение 21. Трудармия

Приложение 22. Петер Эрна –Люция (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 23. Эмма Золина (из личного архива Э. Золиной)

Приложение 24. Герлейн Альберт Давыдович(фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 25. Эппер Мария Густавовна (третья справа) (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 26.

Устав РЦНК «Hoffnung» г. Самара

Приложение 27. Беседа с Герлейном А. Д. (первый справа, вторая справа – руководитель НКЦ CалаватоваРасима Захаровна) (фотография с личной встсречи)

Приложение 28. Шефер Александр Николаевич (из архива музея филиала ВУНЦ ВВС ВВА им. Жуковского и Гагарина г. Сызрань)

Приложение 29. Эппер Мария Густавовна (справа) (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 30. Н. И. Меркушкин у выставки НКЦ на 333-летие Сызрани (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 31. Немцы поют на празднике в г. Сызрань (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 32. Празднование рождества в НКЦ (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 33. Урок немецкого языка (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 34. Чествование старейшей трудармейки(фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 35. На фестивале музыкальное подворье Самара 2014(фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 36. Выставка традиционной немецкой куклы (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 37. Выступление вокальной группы НКЦ (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 38. Национальные немецкие угощения (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 39. Благодарность главы города за развитие национальной культуры (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 40. Диплом за участие в музыкальном фестивале (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 41. Немецкие волонтеры в Сызрани (фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 42. Дитрих Виктория Ивановна(фотография из архива НКЦ «Надежда» г. Сызрань)

Приложение 43. Шефер Александр Николаевич (из архива музея филиала ВУНЦ ВВС ВВА им. Жуковского и Гагарина г. Сызрань)

Приложение 44. Шефер Эдмунд Николаевич(из архива музея филиала ВУНЦ ВВС ВВА им. Жуковского и Гагарина г. Сызрань)

Приложение 45. Буклет для немецкого культурного центра «Надежда» г. Сызрань

Просмотров работы: 709