ПИСЦОВЫЕ МЕЖЕВАНИЯ В РОССИИ (XI-XVIIВВ. )

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПИСЦОВЫЕ МЕЖЕВАНИЯ В РОССИИ (XI-XVIIВВ. )

Колосов Д.И. 1
1МБОУ СОШ №3 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №3
Дьяченко А.В. 1
1НОВОЧЕРКАССКИЙ ИНЖЕНЕРНО-МЕЛИОРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. А.К.КОРТУНОВА ФГБОУ ВО Донской ГАУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В работе проведен анализ и рассмотрены некоторые вопросы необходимости создания и проведения Писцовых межеваний и Поместного приказа.

Актуальность: на протяжении всего периода человечества земля и имущество были и остаются не только источником всеобщих благ, но и объектом постоянного совершенствования и улучшения.

Человечество всегда волновала проблема рационального, эффективного использования земельных ресурсов. Решение данного вопроса в разные исторические периоды имело свое содержание в зависимости от эпохи.

Целью и задачами данной работы являются выявление необходимости проявления писцовых межеваний, определение их роли и содержания, необходимость образования и роль Поместного приказа.

В данной работе проведен анализ землеустроительных действий, землеустройства и кадастра на Руси в период смутного времени и писцовых межеваний, раскрыта необходимость создания Поместного приказа.

1. Необходимость проведения в России Писцовых межеваний

После освобождения от власти татар начинается быстрое объе­динение русских земель и образование единого государства. Присое­динение удельных княжеств к Великому княжеству Московскому, централизация власти привели к усложнению функций управления земельными ресурсами. Нужно было произвести новую раскладку податей в казну, вследствие чего возобновились переписи и началось перераспределение земель. Переписи проводили особые чиновники, называвшиеся "численниками", "пошлинниками" или писцами. Они описывали и исчисляли не только территорию княжеств, воеводств, но и земельные владения каждого частного лица.

С царствования Ивана III (1462-1505 гг.) начинается новый этап в организации межевания, связанный с введением поместной системы землевладения. Государство предоставляло служивым людям, преиму­щественно военным, поместья на срок их службы и на определенных условиях. Впервые этот термин встречается в одной из жалованных грамот 1470 г. Обширная раздача таких владений Иваном III началась после завоевания Новгорода на вновь присоединенных землях. То же самое сделал его сын Василий (1505-1533 гг.) на псковских землях.

В состав поместья обычно включались земли, обрабатываемые крестьянами (для людей из знатного рода 1 500-3 000 десятин, для людей менее знатного происхождения — 150-750 десятин), с кото­рых помещик собирал феодальную ренту.

Особо широко практиковалась раздача поместий за службу при Иване Грозном, впервые в российской истории принявшем титул царя 16 января 1547 г. и царствовавшем до 1584 г.

Организация и развитие поместной системы землевладения за­нимает все XVI столетие с пиком в 1550 г., когда в связи с необходи­мостью укрепления армии и ее присутствия в Москве, правитель­ство перевело из городов примерно 1 000 человек служивых людей и дало им поместья в Московском и соседнем с ним уездах общей пло­щадью 176 000 десятин.

Порядок предоставления поместий в то время существовал сле­дующий.

До 15 лет каждый человек из дворянского сословия считался "недорослем". Когда он достигал 15 лет, его "верстали в службу", и он числился уже "новиком", но земли еще не получал. Обычно про­ходило 2-3 года, и "новика наделяли окладом", т. е. ему давалось право на получение земельного участка в качестве поместья.

Если у такого человека уже было известное количество зем­ли в вотчинном владении, то его поместный оклад соответственно уменьшался.

Размер участка определялся исходя из чина и происхождения: городовые чины получали меньше московских, а московские — меньше думных. В общем, поместные оклады были крайне разнообразны: от нескольких десятков десятин до нескольких сотен. Для отдельных местностей эти оклады с течением времени повышались. Так, в XVII столетии средний размер был выше, чем в XVI.

Оклад представлял собой предел, выше которого служивый че­ловек не мог получить землю. Обычно установленный размер оклада никогда не достигался. Служивому человеку нужно было самому отыс­кать пустую землю в размере, не превышавшем его оклад, при том непременно в том уезде, где он должен был служить. После этого он подавал челобитную, и только по утверждении за ним поместья ста­новился его владельцем.

Участок, которым в действительности владел помещик, носил название "дачи". За служебное отличие ему давали прибавки к ок­ладу, соответственно увеличивалась и дача.

По записи 1550 г. служивые люди делились на три статьи с по­местными окладами в 200, 150 и 100 четвертей пахотной земли. Цар­ским писцам, проводившим межевые действия, приходилось в этот период не только вновь отводить поместья, но и проверять отведен­ные ранее, чтобы изъять самовольно захваченные земли.

Еще в XV в. в качестве единицы измерения земли на Руси была установлена десятина. Землю мерили "хозяйственными" десятинами (3200 кв. саженей), "сотенными" (10000 кв. саже­ней) и др. В дальнейшем наиболее распространенной была деся­тина в 2400 кв. саженей. В одном из наказов писцам сказано: "Подобает ведати, яко в Московском государстве дается писцам вервь мерная в длину 80 сажен, а поперек 30, то есть тоже вервь. И в тех в обеих вервьях по 2 400 четверо угольных сажен, то есть добрые земли севу в одно поле 2 четверти, а называется то десятина".

В XIH-XIV вв. крестьяне могли свободно переходить от одного землевладельца к другому в течение всего года. В 1497 г. Иван III в "Судебнике", первом со времен Древней Руси общегосударственном своде законов, установил определенный срок такого перехода — осен­ний Юрьев день (26 ноября по старому стилю). В дальнейшем в тече­ние XVI и особенно в начале XVII в. государством принимались все более строгие меры по прикреплению крестьян к земле (вплоть до их розыска и принудительного возвращения).

Большой удельный вес в Московском государстве занимало мо­настырское и церковное землевладение. С развитием центральной власти выделились дворцовые и государственные земли.

Дворцовые земли находились в феодальной собственности кня­жеской семьи, соответствующие доходы шли на содержание двора великого князя (царя). Напротив, доходы от государственных земель шли в общегосударственную казну. На дворцовых землях велось боль­шое хозяйство. Так, в вотчинах царя Алексея Михайловича было около 11 тыс. крестьянских тягловых дворов. Кроме того, к ним было приписано большое число дворовых крестьян, выполнявших различ­ные работы в царских усадьбах.

Соотношение различных видов землевладений и землепользо­вании во второй половине XVI в зависит от природных, исторических и терри­ториальных условий. Однако в большинстве освоенных, густонасе­ленных, земледельческих районов во второй половине XVI в. стало преобладать поместное землевладение, сделавшееся опорой царс­кого государства и существовавшего тогда земельного строя.

Наиболее освоенными и распаханными в то время являлись двор­цовые земли. Это объяснялось тем, что дворцовые земли, как прави­ло, управлялись более предприимчивыми людьми, и имели в своем составе наиболее трудоспособную часть населения и лучшие участ­ки земель.

Эффективное же использование "черных" земель было обуслов­лено интересами черносошного крестьянства, стремящегося обеспе­чить себя продовольствием как можно лучше.

Уже к середине XVI в. землевладение, землепользование и зе­мельные отношения в России оказались сильно запутанными. Отсут­ствовала ясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных, монастырских, церковных, крестьянс­ких земель; не были описаны и распределены обширные земли, при­соединенные к России в первой половине XVI в. Необходимо было установить, кто какими землями и на каком основании владеет, ка­кие площади можно предоставить служивым людям, как пополнять казну за счет перераспределения земель.

Этим определилась насущная потребность в осуществлении го­сударственной властью специального вида землеустроительных и земельно- учетных работ, которые в истории России были названы пис­цовыми межеваниями.

Таким образом, писцовые межевания (описания) — это первый и основной вид землеустроительной деятельности, который был орга­низован государством, финансировался из государственной казны и отражал земельную политику России в области укрепления помест­ного землевладения.

2. Образование Поместного приказа – первого государственного межевого органа в России

Наведение порядка в использовании земель потребовало от госу­дарства проведения специальных землеустроительных работ, которые получили название "Писцовые описания". Поскольку при этом осуще­ствлялся целый комплекс землеустроительных работ по учету земель, установлению границ, оценке качества земель, правовому оформлению земельных участков, указанные действия можно назвать "Писцовыми межеваниями". Ведал ими Поместный приказ — специальное учреж­дение центрального управления, образованное в царствование Ивана IV (первоначально именовался Поместной избой).

Необходимость в создании Поместного приказа стала ощущать­ся с того момента, когда условное поместное землевладение было использовано государством в качестве основы для создания дворян­ского ополчения с одновременным распространением на вотчинников обязанности военной службы. Создание поместного войска было ша­гом вперед в развитии вооруженных сил России и скоро доказало свое преимущество перед старой системой организации вооружен­ных сил, представлявшей из себя механическое соединение вели­кокняжеского "двора" с "дворами" вассалов и ополчением из горо­жан и крестьян.

Образование Поместного приказа происходит именно в то время, когда перед правительством со всей остротой встал вопрос о ликви­дации разрыва между окладом и дачей (то есть в середине XVI в.), и находится в общем ряду с другими мероприятиями, проведенными в связи с реформами 50-х годов XVI в. по укреплению армии.

Например, приговор 1556 г. об отмене кормлений и о службе имел целью упорядочить систему службы с земли путем:

  • установления минимального размера поместья (100 четвертейв одном поле), с которого должен был выставляться один человек наконе и в полном доспехе, а в дальний поход — с двумя конями;

  • перевода наместничьих кормов в специальный государственный налог — "кормленный откуп" — и взимание его в специальносозданные финансовые приказы — "четверти", что позволило правительству частично восполнить недостаток земли у помещиков выплатой им за службу постоянного денежного жалованья.

Во второй половине XVII в. Поместный приказ по числу своих дел, составу служащих и размерам принадлежащих помещений был весьма обширным учреждением. Заведуя в качестве высшего судебно-административного места почти всеми делами о земель­ных владениях в государстве, он имел в своем составе несколько сот служащих, помещавшихся в особом здании Кремля в 15 саж. длины и в 11 саж. ширины.

Через Поместный приказ предоставлялись земли служивым лю­дям в поместное владение. Он вел даточные (земельные) книги, в кото­рых записывалось, кому, где и за какую службу даны земли. Здесь же осуществлялась регистрация перехода землевладений от одного лица к другому, разрешались в высшей инстанции земельные споры. В архиве Приказа сосредоточивались дела и документы писцовых описаний.

Деятельность Поместного приказа распространялась не на всю территорию государства, а лишь на центральную ее часть. К концу своего существования (начало XVIII в.) Приказ ведал 95 городами (уездами). Ему не были подчинены дворцовые земли (они описыва­лись из Приказа большого дворца) и крестьянские (черные) земли, которые описывались писцами финансовых приказов (четей).

В 30-е годы XVII в. Приказ провел большую работу по описанию земель с целью восстановления прав дворянства на владение земля­ми, нарушенными в ходе иностранной военной интервенции начала XVII в. В 1646-1648 гг. Приказ участвовал в переписи всего тяглого населения. Составленные им переписные книги явились основной кре­стьянского закрепощения. В течение XVII в. Приказ приобрел судеб­ные функции, в частности, занялся сыском беглых крестьян.

Поместный приказ участвовал в переписи 1677-1678 гг. и в не­удавшейся попытке нового описания земель в 80-х годах XVII в.

В начале XVII в. деятельность Поместного приказа значительно расширилась. Он был привлечен к сбору даточных людей в армию и денег (вместо них) на территории всего государства; ему был пору­чен набор работных людей на постройку Петербурга и другие стро­ительные работы; Приказ стал ведать продажей соли на всей терри­тории государства, кроме Сибири.

Руководил работой Поместного приказа "боярин со товарищем" (помощником) в чине "окольничего". Наличие бояр во главе Приказа было связано с проведением каких-либо обширных работ (переписей населения и описаний земли). Так, в 1621—1629 гг. во время описания земель страны Приказ возглавляли боярин князь Иван Борисович Чер­касский, а затем — боярин князь Андрей Васильевич Сицкий. В 1647-1648 гг. во время проведения переписи населения Приказ был времен­но подчинен боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому. В 1676 г. для руководства очередной переписью судьей Поместного приказа был назначен боярин князь Иван Борисович Репнин. В 1682 г. во главе При­каза стал боярин князь Иван Борисович Троекуров, а в 1689 г. его сме­нил боярин граф Петр Васильевич Шереметьев.

Канцелярией Приказа заведовали "дьяки"; некоторые из них имели звание "думных". Наиболее известные среди них: Новокщенов (1617-1620 гг.), Данилов (1635-1643 гг.), Елизаров (1646-1664 гг.), Караулов (1665-1670 гг.), Дохтуров (1670-1676 гг.), Иванов (1688-1709 гг.).

Канцелярия Приказа, управляемая дьяками, делилась на столы (отделы), а столы на повытья (подотделы). Приказный стол предназ­начался для внутреннего управления в самом Приказе. В Вотчинном столе велись дела о вотчинах. Имелось четыре поместных стола, где велись дела поместные. Кроме этого, имелся стол для дел о вымо­рочных имениях. Поместные столы назывались: Московский, Псков­ский, Владимирский и Рязанский. К каждому повытью стола припи­сывались дела по нескольким городам. Всего к каждому столу было приписано от 15 до 38 городов, приблизительно одного округа госу­дарства.

Первая специальная землемерная школа в России возникла при Поместном приказе. К началу XVII столетия школа уже насчитывала до 400 подьячих. Школа существовала с 70-х годов XVII в.; в разные годы в ней обучалось от 35 до 100 человек.

В школе изучались математика, грамматика, сошное письмо (включавшее землемерное дело, технику оценки качества земель, расчет площадей), черчение, картография. Имеются также дан­ные об открытии в 1698 г. в Москве при Пушкарском приказе школы "цифири и землемерия", где также изучалось землемер­ное дело.

3. Содержание и роль Писцовых межеваний

Основным видом землеустроительных работ, проводивших­ся государством через Поместный приказ, являлись Писцовые межевания.

Работы начались с 1551 г., когда Иван Грозный в послании к Стоглавому Собору (общецерковному собранию Московского государства) писал о том, что он "приговорил семи писцов послати во всю свою землю писати и сметити..." А позже, в 1556 г., в специальном положении о государственной службе повелел "в поместьях землемерием уверстати и учинити коемуждо что достойно...".

Работы велись на основе Писцовых наказов — специальных документов о порядке проведения описаний. В них предписывалось:

  • осуществить записи о землях поместных и вотчинных, сел идеревень по видам и землевладениям (бояр, окольничих, стряпчих,дворян, иноземцев, монастырских, церковных и др.), одновременноописать население и его занятия (количество дворов в каждом селе,поименно людей в них, наличие заброшенных дворов, занятость людей);

  • сверить наличие земель по ранее выданным документам направо владения (государевым грамотам, выпискам из писцовых книг,купчим, отделыциковым или отказным записям и др.) с фактическим использованием земель на основании описаний и обмеров, показаний свидетелей из местных людей; установить законность земле­владения и изъять в пользу государя с последующей раздачейсокрытые или незаконно используемые участки (при отсутствии до­кументов или при опустении деревень определять принадлежностьземель владельцу путем опроса людей, проживающих поблизости);

  • описать земли с подразделением по видам угодий (пашня, покосы­, леса и т. д.), по качественному (лучшие, средние, худшие) икультуртехническому состоянию (пашня, заросшая лесом и кустарником; пятилетние и более давние перелоги; чистые перелоги), а такжепо видам хозяйственного использования (указывалось, например, "где,под какой деревней имеется рек, озер, прудов, мельниц, рыбных ло-вель, бобровых гонов, всяких угодий", сколько и на каких покосах, наскольких десятинах и поскольку копен с десятины сена ставитсяи т. д.);

  • разрешать земельные споры на меже.

Описания проводились Писцовыми партиями (комиссиями), ко­торые направлялись Поместным приказом из Москвы в отдельные города и округа. Они состояли из старшего писца (дьяка) и его по­мощников (подьячих). Местный воевода выделял в распоряжение партии отряд стрельцов в количестве 5-15 человек.

Одной из главных задач Писцовых описаний был раздел земель, то есть установление границ (меж) между землевладельцами и их описание.

Если межевание, особенно его юридическая сторона, в первое время не занимали правительство, то к концу XVII в. межевание вместе с поземельно-устроительными задачами определяет главное содержание Писцовых описаний.

Раньше размежевания производились по инициативе землевла­дельцев и ими самими. Но в случаях споров между владельцами, разделов имений, выделов, при отводе новых земель помещикам или вотчинникам размежевание и установление или восстановление гра­ниц происходили при участии писцов. Эти последние либо сами про­изводили нужные действия, либо записывали в соответствующие книги соглашения владельцев. Постепенно из случайных и разроз­ненных действий это вошло в общие задачи Писцовых описаний.

Уже во время Писцовых межеваний описания стали впервые до­полняться графическими изображениями местности, выполняемыми в связи с отсутствием тогда геодезических инструментов очень схе­матично.

Так, в 1556 г. был составлен Писцовый наказ с приложением ''земельных начертаний". В первой половине XVI в. в России были проведены первые картографические работы: составлена первая кар­та, изображающая Московию, а также карта Московского государ­ства с частью Сибири и Татарии.

Для того чтобы иметь достоверные сведения о всей земле, осуществ­лялись сплошные описания писцами государства в целом. Эти работы назывались валовыми описаниями или валовыми межеваниями; они были проведены в XVII в. До этого времени были известны валовые Писцовые описания 1592 г.; по Царскому Указу от 1597 г. землевладения, записан­ные в Писцовых книгах 1592 г., признавались бесспорными.

В начале XVII в. из-за неурядиц Смутного времени произошли большие изменения в землепользованиях; многие земли незаконно приобретались и расхищались. В 1622 г. был издан Указ о сыске поместных окладов (земель), полученных в Смутное время, по кото­рому были произведены описания большей части земель России, од­нако в 1626 г. здание Поместного приказа сгорело со всеми докумен­тами и архивами. Поэтому к середине XVII в. Писцовые описания были начаты вновь.

Межевые работы, проведенные в России в соответствии с Собор­ным уложением 1649г., навели определенный порядок в землевла­дениях и землепользованиях, однако окончательно не дали ясности в использовании земель и не закрепили всех прав помещиков на землю. Для решения этих задач в период с 1680 по 1686 гг., по наказам писцам 1680, 1683, 1684 гг., было осуществлено новое ва­ловое писцовое описание земель России.

Межевание велось от уездных городов, постепенно распространя­ясь по волостям; границы землевладений устанавливались в натуре (на местности). Для обозначения границ (меж) применялись столбы, деревья с тесаными гранями, рылись ямы, вырубались просеки, ис­пользовались также межники и границы живых урочищ.

Вместе с тем Писцовые описания принесли большую пользу го­сударству и имели все признаки землеустройства. При их составле­нии писцы старались уничтожить чересполосицу, не устанавливать новых въездов в чужие леса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование), передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находятся. Существовали также правила отвода и размежевания земель, размещения новых дорог для проезда.

4. Необходимость введения Соборного уложения (1649г.)

В начале XVII века земельные дела в государстве были сильно запутаны. Смутное время самозванцев, быстрая смена правительства создали условия для расхищения земель, незаконного их приобретения.

В 1622 году был издан Указ Михаила Романова (1613-1645гг) о сыске поместных окладов (земельных участках), полученных в смутное время, по которому были произведены описания большей части российских земель. Тем не менее установить порядок в земельных делах не удавалось до середины XVII века.

Межевые мероприятия по сыску поместных окладов выявили необходимость создания земельного законодательства, четко регулирующего слишком запутанные земельные отношения. В состав Соборного уложения вошел первый в истории свод межевых правил.

В Соборном уложении, принятом царем Алексеем Михайловичем (1645-1676гг) было названо два основных вида межевых действий:

- спорное и бесспорное межевание земель еще не межеванных писцами;

- спорное и бесспорное восстановление межевых знаков.

В Соборном уложении имелось множество статей, определяющих порядок отвода и раздела поместей, ведение суда по земельным делам и т.д.

Межевые работы, проводившиеся в соответствии с Уложением, обеспечили определенный порядок в землевладении и землепользовании. Однако в полной мере поставленная задача не была решена. Поэтому в 1679 году помещиками был поставлен вопрос перед царем Федором (1676-1692гг), сыном Алексея Михайловича Романова, о проведении единовременного повсеместного межевания для окончательного закрепления прав землевладельцев.

Заключение

Переход к поместной системе землевладения вызвал запутанность в земельных отношениях в России, что вызвало необходимость создания специального вида землеустроительных работ – Писцовых межеваний и образование Поместного приказа. Тем не менее порядок в землеустроительных делах навести не удалось, что вызвало необходимость создания Соборного уложения.

Список используемых источников.

  1. Волков С.Н., Косинский В.В., Папаскири Т.В. История земельно-имущественных отношенийи землеустройства : метод. указ. по изучению дисциплины.- М: ГУЗ, 2012

  2. Лукьянченко Е.П., Петрова И.А., Исакова А.В., История земельных отношений: курс лекций.-Новочеркасск,2003

  3. Дьяченко А.В. История земельно-имущественных отношений и землеустройства: курс лекций.-Новочеркасск,2010

  4. История земельных отношений и землеустройства: учеб. пос./под ред А.А Варламова.- М.:Колос, 2000.- 335с.

  5. Чешев, А.С.История земельных отношений: учеб.пос./ Чешев А.С., Фесенко И.П..- Новочеркасск,2001.-282с.

Просмотров работы: 3472