2. Предметная область: краеведение, история.
2. Ф.И.О. разработчиков учебного проекта:
Огнева Анна, 9 «А» класс
Руководитель: Бичурина Надежда Фёдоровна, учитель математики,
МАОУ «Чажемтовская СОШ»
3. Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чажемтовская средняя общеобразовательная школа.
4. Год разработки учебного проекта: 2016г.
5. Опыт использования (степень распространения): -
6. Проблемная ситуация - Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. К нашему великому счастью, мы знаем о войне только из кинофильмов и литературных произведений. Когда говорят о Великой отечественной войне,всегда звучат слова о том, что война не обошла стороной ни одну советскую семью. История всей страны складывается из отдельных судеб людей, которые живут в этой стране. Для каждого человека его жизнь вплетается в историю его семьи. Они неразделимы, взаимосвязаны между собой.
7. Проблема проекта – Не все дети знают о своих прадедах, участниках войны. Годы проходят, все дальше от нас те страшные события. И молодое поколение уже не понимает, чем оно обязано своим героям. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше.
Необходимо собирать и сохранять исторические свидетельства, знакомить с ними ровесников.
8. Цель — Формирование патриотических чувств, интереса к истории своей страны, семьи, воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны; вовлечение в исследовательскую деятельность родителей и учеников класса.
9. Задачи:
собрать и оформить материал о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне;
создать презентацию «Судьба героя сибиряка»
подготовить выступление и рассказать на классном часу о проделанной работе.
10. Гипотеза:
Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Надеемся, что наша работа обогатит знания учащихся о своих прадедах, поможет привить уважение и любовь к ветеранам Великой Отечественной войны.
11. Ожидаемые результаты
приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
расширение знаний о Великой Отечественной войне;
раскрытие творческого потенциала участников проекта;
удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;
12.Практическое применение, полезность выполненной работы
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта, дружнее и ближе стали друг другу.
13. Методы исследования:
беседа
опрос
работа с документами военных лет, архивных документов
поиск и изучение старых фотографий
14.Форма организации деятельности детей: индивидуальная.
15.Ведущая деятельность: исследовательская, творческая, прикладная
16.Сфера применения результатов: социальная, внеурочная
17.Используемые технологии: проблемные, проектные, ИКТ.
18.Форма продукта проектной деятельности: мультимедийная презентация для представления проекта, собранная информация в виде семейного архива.
19.Способ объединения результатов на презентации: выступление в форме отчета и видео презентация.
20.Количество участников и их состав: 1 участник,1 руководитель.
21.Время работы: краткосрочный (один год).
22.Режим работы: урочно-внеурочный, внешкольный.
23.Материально-техническое оснащение:
доступ к книжному фонду, архиву;
компьютерное обеспечение, оборудование для печатных работ и сканирования;
мультимедийная установка;
презентация «Microsoft Office Power Point 2003.lnk»
текстовый редактор « MicrosoftWord 2003»
документы из личного архива семьи Огневых.
24.Кадровое оснащение: педагог школы.
25.Учебно-методическое оснащение:
Архивные документы военкомата г. Колпашево.
Интернет ресурсы «ОБД МЕМОРИАЛ»
Над вьюгами и стужами седыми,
Вновь торжествует юная весна!
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!
Введение
Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. К нашему великому счастью, мы знаем о войне только из кинофильмов и литературных произведений. Когда говорят о Великой отечественной войне, всегда звучат слова о том, что война не обошла стороной ни одну советскую семью. История всей страны складывается из отдельных судеб людей, которые живут в этой стране. Для каждого человека его жизнь вплетается в историю его семьи. Они неразделимы, взаимосвязаны между собой. Война не обошла и семьи учащихся нашей школы.
Проблема проекта.
Не все детизнают о своих прадедах, участниках войны. Годы проходят, все дальше от нас те страшные события. И молодое поколение уже не понимает, чем оно обязано своим героям. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше.
Необходимо собирать и сохранять исторические свидетельства, знакомить с ними ровесников.
Актуальность.
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что в последнее время в мире некоторые стараются пересмотреть итоги войны, переделать их под себя, извлечь из этого выгоду и умалить заслуги советского народа в войне. Образованный человек должен знать правду и знать ее из первых уст. Из рассказов своих прадедов и дедов. Именно тех людей кто отдал свои жизни за Победу.
Цель проекта:
Формирование патриотических чувств, интереса к истории своей страны, семьи, воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны; вовлечение в исследовательскую деятельность родителей и учеников класса.
Задачи:
собрать и оформить материал о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной Войне;
создать презентацию «Судьба героя сибиряка»
подготовить выступление и рассказать на классном часу о проделанной работе.
Гипотеза:
Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Надеемся, что наша работа обогатит знания учащихся о своих прадедах, поможет привить уважение и любовь к ветеранам Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты
приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
расширение знаний о Великой Отечественной войне;
раскрытие творческого потенциала участников проекта;
удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;
создание «Странички летописи» своей семьи
Методы исследования:
беседа
опрос
работа с документами военных лет, архивных документов
поиск и изучение старых фотографий
Чтобы подвиг нашего народа не стерся в памяти людей, чтобы наши дети и внуки знали, какой ценой завоевана мирная жизнь, мы ведем работу над проектом об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны.
Благодаря неспешным беседам со старшими, воспоминаниям из личных архивов, мы перенеслись на 70 лет назад, в грозные сороковые годы прошлого столетия…
Война - это страшное время.Много жизней унесла она. Сколько детей осталось сиротами!Не обошла война стороной и наших предков, о которых рассказали нам родители, бабушки и дедушки.Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению.
С чего начинается память - с берез? С речного песочка? С дождя на дороге? А если - с убийства! А если - со слез! А если - с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках, Со взрослых, в пыли распростертых! А если с недетского знания - как живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет Войной начинается память. К.Симонов.
Моя память начинается с крохотной уютной кроватки, с маминой колыбельной, с детской, но прекрасной доброй мечты. В конце концов – с улыбки, улыбки брата, первого учителя. Какими бы ни были наши воспоминания, они самые теплые и самые добрые. Отчего у наших бабушек и дедушек не так? Отчего мои бабушка и дедушка каждый раз с невозможной горечью и невыносимой болью вспоминают подробности своего детства, рассказывают о ней, о самой страшной – о войне. Столько песен, стихов, рассказов написано, столько слов сказано о войне.
Близится 70-летие победы в Великой Отечественной Войне. Я много читала книг, смотрела фильмов о войне. Мне захотелось узнать, кто из моей семьи участвовали в войне, и какая история связана с ними. В своем проекте я расскажу о своём прадедушке – Огнёве Николае Петровиче.
И всё, что я расскажу, не ново, но главное то, что после этой работы, я многое поняла и осознала для себя. И это хорошо потому, что становимся мы ближе, ближе не только к истории страны и войны, но и друг к другу. Становимся мудрее и от этого взрослее в понимании жизни. Это я теперь точно знаю. Ведь происходит очень интересная вещь: воспоминания моих бабушки и дедушки становятся и моими воспоминаниями, а потом они станут воспоминаниями моих будущих детей…
Жизнь до войны.
Мой прадедушка Огнёв Николай Петрович, участник Великой отечественной войны.Николай Петрович родился в Новосибирской области, д. Пеньково, в 1912 году. Жили они бедно и трудно, много работали, но все равно еле сводили концы с концами. Мама сильно болела, лечили народными средствами, на лекарства и врачей денег не было. В возрасте трех лет, он остался без родителей. Взял его на воспитание дядя.
А у дяди было большое хозяйство, крепкая семья, хороший дом.Коле пришлось полностью полагаться на собственные силы, работал наравне со всеми. Работали много, и большие и маленькие, с утра до ночи, семья большая, кормить надо было всех.
Но потом их раскулачили. В 15 лет вместе с родственниками был сослан в Сибирь, в село Нарым. Пришлось жить в старом доме, работать как взрослому. Посылали и на лесозаготовки, и строительство.
В 1932 году Николаю Петровичу исполнилось 20 лет. Молодой, красивый парень, душа компании. Самое время думать о создании своей семьи. Он женился на Анне, соседской скромной девушке. Всей родней построили небольшой домик, живи да радуйся. Понемногу начали обживаться. У них родились два сына. В 1939 году родился Иван, а в1940 Василий.
Но летом 41года пришло страшное известие о начале войны. Николай вместе с другом решил идти на фронт. Они собрались и на лодке доехали до Парабели, оттуда в Колпашево. Пришли в военкомат, но их отправили назад в Нарым. Надо было работать…
Война.
И только в мае 1942 года он ушел на фронт добровольцем. Призывался из Колпашевского района. Собрали всех, посадили на пароход и повезли до Томска. А там поездом уже на фронт.
Служил охотником, вернее егерем. Так называли войска, созданные в основном из сибиряков. Это были крепкие, сильные парни, которые хорошо ходили на лыжах, умели отлично стрелять, маскироваться и неожиданно нападать на врага. В августе 1942 году он получил лёгкое ранение в руку.
После лечения воевал в мотострелковых войсках, минометчиком.
Весной 1943 года под Сталинградом фашистская пуля его тяжело ранила в правое бедро. Лежал в госпитале. Пока был без сознания, его по ошибке записали в убитые. Хорошо, что рядом оказался друг, который успел исправить эту ошибку. И страшная похоронка не пришла домой.
Потом была Курская дуга. Так с боями солдат Огнёв дошел до Берлина.
Оттуда был направлен командованием в Москву. Парад в ознаменование Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне состоялся на Красной площади в Москве в июне 1945 года. В Параде участвовал и Николай Петрович.
С конца мая в Москве проходила усиленная подготовка к параду. Весь состав участников был одет в новую парадную форму и приступил к предпраздничной тренировке. Перед парадом Николаю Петровичу и его сослуживцам выдали новую синюю форму и простые химические карандаши: синяя форма была прошита белыми нитками. Всю ночь молодым бойцам пришлось красить белые нитки карандашами в синий цвет, чтобы выглядеть на Параде достойно…
Награды.
Николай Петрович имеет множество наград и медалей за участие в Великой Отечественной Войне.
Награжден медалью «За взятие Берлина», медалью «За победу над Германией».
Медалью Жукова за храбрость, стойкость и мужество.
Орденом Отечественной войны I степени за храбрость, стойкость и мужество в боях за Советскую Родину.
Он был дважды награжден военными медалями «За отвагу»,за личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза, имеет 7удостоверений к юбилейным медалям.
Жизнь после войны.
В 1946 году, после приказа о демобилизации, Николай Петрович вернулся в Сибирь, в село Инкино и продолжил свою трудовую деятельность разнорабочим.
Село жило в голоде и холоде, всем было трудно. Николай Петровичгде-то купил ружье и ходил на охоту. Мой дедушка до сих пор помнит случай, когда его отцу удалось подстрелить большого лося. Какой это был праздник для всей деревни! Мясо разделили на всех.
Семья росла, у моего прадедушки родилось пять сыновей и одна дочь. Все сыновья тоже служили в армии, продолжили славный путь своего отца.
Познав победы и поражения, холод и голод, смерть друзей-однополчан, прожив нелегкую послевоенную жизнь,Николай Петрович, тем не менее, до конца жизни оставался порядочным, честным и добрым человеком.
За многолетний и добросовестный труд был неоднократно награжден почетными грамотами и медалями. Ему присвоено звание Ударник Коммунистического труда.
Николай Петрович всегда приходил к памятнику воинам, погибшим в войне, отдать долг памяти, возложить цветы. Вспоминал о тяжелых годах, о своих друзьях. Пока позволяло здоровье, один раз, ездил на парад в город Томск.
Умер прадедушка в 2000году. Похоронен в д. Пасека недалеко от Инкино. Жаль, что я не увидела его живым. Но я знаю о Николае Петровиче из рассказов его детей. Про это мне рассказывали мои бабушки и дедушки, они вспоминали о своем детстве, о тяжелых военных годах.
Я горжусь своим прадедушкой!
Нам осталась от прадедушки память, его медали и орден. Мы их бережно храним в шкатулке. Очень хочется сохранить их и показать моим детям и внукам. Чтобы помнили и знали, что нет ничего страшнее войны. Чтобы берегли мир.
В Великой Отечественной Войне принимали участие наши прадеды и прабабушки. Их подвигу во имя жизни посвящается наш проект.
Заключение:
В результате проделанной работы цель исследования достигнута. Во время встреч с родственниками, воспоминаний, обработки материалов из семейных архивов мы стали больше знать о своих семейных героях. Приобрели навыки поисково-исследовательской работы.Создали презентацию о жизни родственников в годы войны. Научились лучше понимать, ценить и уважать ветеранов войны.
Свою работу я обязательно сохраню, покажу своим братьям и сестрам, всем родственникам. А, еще, сохраню ее для своих детей, чтобы знали и помнили, кому они обязаны мирной жизнью.
Будем хранить, и беречь память о страшных потерях военного времени. Постараемся не допустить новой войны. Знаем как это страшно и больно на примерах своих родных.
Практическое применение, полезность выполненной работы
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта, дружнее и ближе стали друг другу.
Источники:
1.Архивных документов военкомата г. Колпашево.
2.Воспоминания: Огнёва П.Н., Огнёвой М.Н., Чагиной О.П.
3.Документы семьи Огневых.
4.Личный фото архив.
5.Материалы взяты из истории села, родственников.
6.Награды Огнёва Н.П.