Сегодня мы можем повсеместно видеть множество ярких, привлекающих наше внимание плакатов. Они везде – на улицах, в магазинах, в транспорте и даже в школе. Они составляют неотъемлемую часть облика современного города. И все же, всегда ли мы замечаем и запоминаем ту информацию, которую несет плакат?
Тему данной работы подсказал случай. В октябре 2015-2016 учебного года группа учащихся МОУ СОШ №43 получила возможность посетить культурную столицу нашей страны – Санкт-Петербург. Проникнувшись атмосферой этого города, получив массу впечатлений и заряд отличного настроения, ребята захотели поделиться полученными знаниями и впечатлениями с другими учащимися школы. Было решено оформить пять тематических стенгазет, посвященных истории, архитектуре, культуре Санкт-Петербурга, а для наиболее любознательных читателей были сформулированы интересные вопросы и подготовлены призы. Каково же было удивление авторов, что за шесть месяцев только двое учащихся (из почти 1200) предприняли попытку ответить на несложные вопросы получить подарок – ручку с логотипом школы. Конечно, стенгазета – не плакат, но что если учебные и социальные плакаты, размещенные в школе, также не вызывают интереса у учеников и остаются ими не замеченными. Чтобы проверить данную гипотезу, было решено провести собственное исследование.
Цель данной работы: выяснить, оказывают ли влияние плакаты, размещенные в школе на учащихся МОУ СОШ №43.
Задачи:
Изучить литературу и Интернет-ресурсы о предпосылках возникновения и развития плаката, в том числе, отечественного.
Провести анкетирование и эксперимент с целью определения влияния плаката, в том числе, учебного на учащихся школы.
Для решения поставленных задач были изучены материалы сборников, посвященных искусству плаката (Русский плакат. XX век. Шедевры. Рос. Гос. б-ка; Авт. Вступ. Ст. и кат. С.Н. Артамонова. М.: «Контакт-Культура», 2000; Русский плакат. Избранное. Составители Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Автор текста Т.Н.Толстая, дизайнер Шклярук А.Ф. – М.: Контакт-культура, 2006), статьи в периодических изданиях, в том числе опубликованных в сети Интернет (Игошина Т.С. Дизайн плаката социальной рекламы, базовые принципы выразительности и актуальности// Архитектон: известия вузов. – № 14 – Приложение, Июль 2006), альбом Валерия Чумакова. Лозунги в литографиях. – М.: Институт экспериментальной социологии, 1997, документальную повесть Ефима Ефимовского «…Не затупится наш «Боевой карандаш»» о деятельности одноименной организации.
Для оформления иллюстраций к работе были привлечены Интернет-ресурсы.
Проведено анкетирование учащихся 5-11 классов МОУ СОШ №43 и эксперимент с целью определения влияния плаката на современного подростка.
II. Плакат и его влияние на современного подростка
Из истории возникновения и развития плаката
Предпосылки возникновения и развитие плаката
«…Плакат должен рассказывать образно и сжато – о главном…
Плакат прежде всего должен быть произведением искусства
– броским, запоминающимся, по возможности лаконичным
и обязательно образным и поэтичным».
В.С.Иванов
Слово «плакат» имеет иностранное происхождение от немецкого Plakat илифранцузского placard, что в переводе означает объявление, афиша или от нидерландского глагола anplakken (приклеивать, прибивать).
По определению С.И. Ожегова, плакат настенный лист – крупный рисунок с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом.1
В других словарях, например, в толковом словаре В.И. Даля и Д.Н.Ушакова слово «плакат» употребляется в двух значениях: паспорт для людей податного сословия или большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешиваемый на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-нибудь или рекламы.2
По определению современных исследователей плакат броское, как правило, крупноформатное изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.3
Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации.
Считается, что первый плакат появился в древности. Конечно, эти изображения можно назвать плакатами условно, так как они мало похожи на современные образцы, однако, их можно считать прообразами современного плаката, поскольку уже тогда использовались для передачи информации. Это были скорее объявления, например, о поимке беглых рабов. Греческая и Римская цивилизации возникли как торговые (морские) и поэтому плакаты могли использоваться как объявления об интересных коммерческих предложениях. В Греции и Риме зародилась античная культура. Широкое развитие получили архитектура, скульптура, театральное искусство. Прообразы плакатов использовались для сообщений о спектаклях.
Существует предположение, что впервые печатный плакат был выпущен в 1482 году английским книготорговцем Батдольдом. Он использовал его для привлечения внимания покупателей к изданию «Геометрии» Эвклида. Неизвестно почему первыми объектами рекламы становились печатные издания, однако, первый дошедший до наших дней плакат также рекламировал книгу. В 1491 году в свет вышел плакат, предлагающий рыцарский роман «Прекрасная Мелузина». Возможно, это связано с тем, что именно в это время (примерно 1450 год) в Европе появилось книгопечатание.
До шестидесятых годов XIX века плакаты чаще всего были монохромными (печатались на бумаге черным по белому или цветному фону). Печать осуществлялась с камня, на который наносился рисунок с помощью специального химического состава. Этот способ был изобретен немецким литографом Алоизом Зенефельдером в 1796 году.1 В это же время появляется дешевый способ производства бумажных листов обычного и крупного формата, которые пришли на смену дорогой бумаге ручной выделки. В 1827 году была изобретена техника цветной литографии, которая позволила отказаться от раскрашивания монохромных отпечатков вручную.
Ведущую роль в развитии цветной литографической печати играла Англия, которая в середине XIX века была одной из наиболее развитых индустриальных держав. Именно здесь в это время производились наиболее мощные печатные станки. Кроме того, Англия лидировала в производстве ярких и прозрачных типографских красок, особенно хорошо подходивших для печати плаката.2
В 1866 году впервые появились правила создания рекламного плаката, которые сформулировал известный французский художник Жюль Шере. Он считал, что изображение плаката должно быть броским, текст – лаконичным для привлечения внимания зрителей.
В это же время над жанром плаката работают такие художники, как А. Тулуз-Лотрек и Т. Стейнлейн. Большинство плакатов этого периода выполнены в стиле модерн. Это, прежде всего дизайнерский стиль, для которого характерен тезис «форма в искусстве важнее содержания», свойственны утонченность, изысканность, одухотворенность, изменчивость. Художники используют блеклые, приглушенные цвета, плавные, сложные линии, в качестве символов – причудливые цветы, морские редкости, волны, женские образы.
В конце XIX начале XX века наблюдается бум этого средства массовой коммуникации. Плакат меняет облик городов, становится неотъемлемой частью индустриального общества. Насыщенность событиями, широкие технические возможности, а также востребованность рекламной продукции сделали плакат самым популярным и доступным способом передачи информации.
Таким образом, плакат – это вид искусства, вызванный к жизни необходимостью передачи информации. Основными предпосылками возникновения и развития плаката можно считать общественно-экономические условия и технические возможности, появившиеся в индустриальном обществе.
Развитие отечественного плаката.
Предшественниками русского плаката являются афиши. Они издавались с конца XVIII, которые объявляли о ярмарках, народных гуляниях, цирковых представлениях и других зрелищных мероприятиях. Однако дату рождения первого русского плаката установить вряд ли возможно, так как одни исследователи считают, что первой русской афишей были лубочные картинки начала XIX века, а другие – литографии. Но, очевидно, что зарождение русского плаката приходится на первую половину XIX столетия. Первые плакаты имели рекламный характер. Русский плакат отличается стилистическим многообразием. Главную роль в ориентации русского плаката на стиль «модерн» сыграла «Первая Международная выставка художественных афиш», которая состоялась в 1897 году в залах общества поощрения художеств в Петербурге. После этой выставки рекламный плакат привлекает внимание художников, работающих в журнале «Мир искусства».
Затем набирает популярность неорусский стиль, источником которого послужило русское народное творчество – лубок, резьба по дереву, вышивка. Отличительной чертой данного стиля является обилие орнамента и узора.
С начала XIX века до 1914 года русская художественная афиша сделала большой шаг в своем развитии. В каждом ее виде были созданы произведения, давшие начало традициям жанра, которые обогащали искусство плаката и продолжают это делать по сей день.
Во время Первой мировой войны русский плакат получает ярко выраженную социальную окраску. Плакат Л. Пастернака «На помощь жертвам войны» стал символом времени.
В период Гражданской войны плакаты имели два направления: героическое и сатирическое.
В 1920-х гг. формой плакатного искусства стали «Окна Роста», в которых активно работал В.В.Маяковский (он был душой дела – писал тексты и сопровождал их рисунками). Так телеграммы, приходившие с фронта, за несколько часов превращались в плакаты. За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели «Окна РОСТА», в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях.
С введением новой экономической политики большую популярность получает рекламный плакат. В это время было выпущено до пятидесяти плакатов, до сотни вывесок.1 Самым знаменитым художником тех лет был А.Н. Роченко. Он создает не только рекламные плакаты, но и киноафиши, в которых применяется метод фотомонтажа.
В 1939 году появляется коллектив художников-плакатистов «Боевой карандаш». В очерке Вольта Суслова роль плаката показана следующим образом: «Когда на нашу страну навалились гитлеровские орды, о первых карандашистах сразу же вспомнили. Уже 23 июля 1941 года В.Курдова, Н.Муратова, И.Еца, В.Гальба срочно с нарочным вызвали в ЛОСХ. Задача была ясна: нужен боевой плакат! Но какой? О чем? Член правления ЛОСХа Юрий Николаевич Петров взял газету «Правда» и вслух прочитал статью «Фашизм – враг человечества! Смерть фашизму!» Название статьи и стало заголовком первого плаката «Боевого карандаша» времен Великой Отечественной войны. Через несколько дней он уже появился на улицах города…
Художники «Боевого карандаша» не только звали на борьбу с заклятым врагом, не только стремились поддержать в ленинградцах боевой дух, но и учили владеть оружием, сражаться до последнего патрона, защищать свои дома, заводы».1
Во время Великой Отечественной войны плакат приобретает силу важнейшего средства агитации. Самым популярным становится плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!», он отвечал чувствам и мыслям советского народа. Запоминающимся был плакат Н.Н.Ватолиной и Н.В.Денисова «Не болтай!», на котором психологическое состояние героини так точно, что вызывает у зрителя аналогичное переживание.
С началом наступления советской армии меняется и характер плаката. Основной его темой становится вера в скорую победу. Этой верой проникнуты плакаты Л.Голованова, В.Иванова, А.Кокорекина.
В послевоенный период плакат продолжает бороться за мир, за восстановление страны, за международную солидарность. Плакатистами, которые работами в этой области, являлись С.О.Савостюк и У.Б.Успенский, Е.С. Цвик и О.Д.Масляков.
В 80-х существовало два тематических направления: поддержка идей перестройки и переосмысление отечественной истории. В этих направлениях были написаны плакаты «Не дадим повториться!» Е.Цвика и «А.Д.Сахаров – светоч совести» В.А.Ваганова.
В 90-е годы XX века эта тенденция была продолжена. В.Чумаков – известный художник, расписавший в 1975 году тверской музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, создал цикл плакатов, посвященных переосмыслению переходной эпохи 90-х.1
По мнению некоторых исследователей, последнее десятилетие XX века оказалось не лучшим временем в истории русского плаката. Художники создают плакаты, которые отличает глубина раздумий о судьбах страны и людей, переоценка ценностей, острота суждений и размышлений «о времени и о себе». Примером служит плакат А.Логвина «Жизнь удалась».2
По мнению Т.Толстой, в настоящее время плакатное искусство начинает умирать, так как «утратило смысл и потеряло язык, ему стало нечего и не о чем говорить».3 Сейчас плакат настойчиво ищет новых путей, новых форм приложения своих сил. Это направление развивают мастера А.Колосов, И.Гуревич, В.Чайка и другие. Они работают в новой нетрадиционной форме плаката. Примером может служить плакат С.Булкина, Е.Михеевой «Выбор».
Таким образом, отечественный плакат появился в XIX как рекламная афиша. В начале XX века приобретает ярко выраженную социальную окраску и используется художниками для отражения собственной позиции, отношения к общественно-политической ситуации. Советская власть поставила плакат на службу идеологии. В этот период плакат становится важнейшим средством агитации и пропаганды. 80-90-е годы, по мнению исследователей, стали для плаката периодом заката, упадка. Художники пытаются передать посредством плаката свои раздумья «о времени и о себе», ищут новые, нетрадиционные формы этого вида искусства.
Виды и функции плаката
Плакат не есть длинное чтиво, Отнесись к зрителю бережно, учтиво... Взглянул зритель и мыслью объят, Вот это и есть плакат. |
Дени (художник В. Н. Денисов)
Исследователями представлены различные варианты классификации плакатов. Но в их основе всегда лежит жанр плаката. Можно выделить следующие виды плакатов:
Театральная афиша
Политический
Агитационный
Киноафиша
Музыкальная афиша
Спортивный плакат
Социальный плакат
Концептуальный плакат
Рекламный плакат
Учебный плакат.
Плакат любого из указанных направлений подчиняется нескольким принципам:
Однозначность – необходимость однозначного толкования созданного образа, иначе будет невозможно достичь необходимого эффекта (чаще всего мерой, исключающей множественность толкования, является добавление автором текстового комментария: слогана или лозунга)
Лаконичность – темпы современной жизни требуют ясных и ярких образов, кратких и нескучных фраз, которые люди способны воспринять буквально «на ходу», в суматохе современной городской улицы.
Синхронность – использование в плакате современной по отношению к адресату эстетической системы.1
Каким бы ни был вид плаката, его аудитория или содержание, существуют правила, выполнение которых позволяет сделать его максимально эффективным. Это, прежде всего, размер, так как масштабное изображение больше всего привлекает внимание и впечатляет воображение. И, конечно же, расположение плаката, ведь плакат, размещенный в людных местах (вдоль автомобильных магистралей, на стенах зданий) никогда не останется без внимания.
Таким образом, несмотря на разнообразие видов, направленности, целевой аудитории плаката, он призван выполнять свои основные функции: завладение вниманием и воображением зрителя, воздействие на его жизненную позицию и, в конечном счете, выбор.
3. Изучение влияния плаката на современного подростка
Собственное исследование было начато с составления вопросов анкеты (Приложение 1). Было решено провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов МОУ СОШ №43, так как ребята данной категории более осознанно, чем учащиеся начальной школы относятся к проведению анкетирования.
Всего было опрошено166 человек. Из них 5 класс – 21, 6 класс – 23, 7 класс – 27, 8 класс – 15, 9 класс – 25, 10 класс – 27, 11 класс 28 человек.
Выяснилось, что большинство опрошенных имеют представление о том, что такое плакат. Если суммировать ответы учащихся, можно сформулировать определение: плакат – это изображение, рисунок на бумаге, несущий определенную информацию. Некоторые ребята конкретизировали свой ответ, характеризуя плакат как рекламу, изображение, объявление или источник информации. (Приложение 4, рис.1)
Среди перечисленных в анкете видов плакатов чаще всего ребята обращают внимание на рекламные плакаты и киноафиши (Приложение 4, рис.2), причём мальчики больше замечают рекламные плакаты, а девочки – киноафиши. Другие виды плакатов пользуются меньшей популярностью среди респондентов, однако можно отметить, что девочки обращают больше внимания на театральные и музыкальные афиши, а также на учебные плакаты, а мальчиков привлекают спортивные плакаты. (Приложение 4,рис.3).
Мнения респондентов по вопросу о функциях плаката разделились. 66 человек считают, что основной функцией плаката является передача информации, 36 человек – привлечение внимания, 33 ученика – реклама и 13 опрошенных – побуждение к действию, призыв. (Приложение 4,рис.4) Причём, мальчики отмечают рекламную функцию плаката чаще, чем девочки, что соответствует результатам анкетирования по второму вопросу.
На вопрос о том, где чаще всего можно видеть плакаты, большинство учащихся отметили улицы, остановки общественного транспорта, транспортные средства. (Приложение 4,рис.5)
На вопрос о том, что привлекает внимание в плакате – яркое оформление или содержание (текстовое обращение) 114 человек отметили яркое оформление и лишь 73 – содержание плакатов.
Анализ ответов на вопрос о том, влияет ли содержание плакатов на современных подростков показал, что подвержены влиянию плакатов 63,3% опрошенных девочек и 43,7% мальчиков. Ребята писали, что увидев киноафишу, испытывали желание посмотреть фильм, а, заметив рекламу какого-либо товара, – приобрести его. Те учащиеся, которые отметили отсутствие влияния плаката, объясняли это тем, что имеют своё собственное мнение. (Приложение 4,рис.6)
Перечисляя наиболее известные плакаты, респонденты 9-11 классов упоминали советские плакаты: «Родина-мать зовёт!», «Ты записался добровольцем?», «Не болтай!». Следующим по популярности является политический плакат. Учащиеся 5-11 классов чаще всего упоминают агитационный плакат ЛДПР. Среди рекламных плакатов называют рекламу сотовых операторов, интернет провайдеров, спортивных залов и питания.
Не смотря на то, что лишь 53% учащихся отметили влияние плаката, 78% опрошенных считают, что плакаты нужны, так они представляют собой общедоступный источник информации, привлекают внимание к общественным проблемам, позволяют разнообразить поездки на транспорте. Те, кто не видит необходимости в плакатах, мотивируют свой ответ тем, что любая информация доступна в сети Интернет.
После анализа результатов анкетирования было решено провести эксперимент. Так как все опрошенные – учащиеся школы, то объектом исследования был выбран именно учебный плакат. По результатам анкетирования всего лишь 27% опрошенных отметили, что обращают внимание на учебные плакаты.
Для проведения эксперимента были закуплены плакаты различного содержания и размещены в рекреациях школы. (Приложение 2)
Через неделю был проведен опрос учащихся, заметили ли они появление новых плакатов в школе. Анкетирование осуществлялось в тех же классах, поэтому сопоставление результатов опроса допустимо. Вопросы представлены в Приложении 3.
В опросе приняли участие 171 человек. Из них 20 человек 5 класса, 23 – 6 класса, 27 человек 7 класса, 22 учащихся 8 класса, 23 – 9 класса, 28 –10 класса и 27 одиннадцатиклассников. Анализ анкет показал, что из 171 опрошенных лишь 20% заметили появление новых плакатов в школе (для сравнения – 27% учащихся упоминали в первом анкетировании учебные плакаты). Причем, самыми наблюдательными оказались учащиеся параллелей 6-х и 11-х классов (соответственно 33% и 43% опрошенных класса). Менее внимательные – 9-е и 10-е классы. (Приложение 4,рис.7)
Из пяти плакатов, задействованных в эксперименте, чаще всего ребята упоминали плакат «Правильная осанка», размещенный у медицинского кабинета. Менее «заметным» оказался плакат «Моя страна – Россия», расположенный на стенде «Календарь исторических дат».
В процессе анкетирования и проведения эксперимента было выявлено также, что учащиеся не всегда понимают суть вопроса, хотя авторы постарались составить их максимально доступно и просто. Например, на вопрос о том, какие плакаты появились в школе в период с 27 октября 2016 года, некоторые ребята отвечали, называя рекламу сотовых операторов (расположенную на улицах города) или спортивного питания (на входе в специализированные магазины). По-видимому, эта проблема связана с тем, что учащиеся читают невнимательно, а значит, им сложно понять смысл прочитанного.
Таким образом, в ходе исследования была подтверждена гипотеза, что современные школьники не обращают внимания на плакаты, размещенные в школе, не смотря на яркость их оформления и, несомненно, значимость транслируемой информации. Учащиеся знают, что такое плакат, называют основные функции плаката (передача информации, привлечение внимания, побуждение к действию), однако признают влияние этой информации лишь 53% от общего числа опрошенных. Проведенные анкетирование и эксперимент выявили одну из возможных причин этой тенденции – невнимательность при чтении и, как следствие, непонимание смысла прочитанного.
III. Заключение
Изучив литературу и проанализировав данные анкетирования и эксперимента, можно сделать следующие выводы:
Плакат – это вид искусства, вызванный к жизни необходимостью передачи информации. Основными предпосылками возникновения и развития плаката можно считать общественно-экономические условия и технические возможности, появившиеся в индустриальном обществе.
Отечественный плакат появился в XIX как рекламная афиша. В начале XX века приобретает ярко выраженную социальную окраску и используется художниками для отражения собственной позиции, отношения к общественно-политической ситуации. Советская власть поставила плакат на службу идеологии. В этот период плакат становится важнейшим средством агитации и пропаганды. 80-90-е годы, по мнению исследователей, стали для плаката периодом заката, упадка. Художники пытаются передать посредством плаката свои раздумья «о времени и о себе», ищут новые, нетрадиционные формы этого вида искусства.
Несмотря на разнообразие видов, направленности, целевой аудитории плаката, он призван выполнять свои основные функции: завладение вниманием и воображением зрителя, воздействие на его жизненную позицию и, в конечном счете, выбор.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза, что современные школьники не всегда обращают внимания на плакаты, размещенные в школе, не смотря на яркость их оформления и, несомненно, значимость транслируемой информации.
Учащиеся знают, что такое плакат, называют основные функции плаката (передача информации, привлечение внимания, побуждение к действию), однако, признают влияние этой информации лишь 53% от общего числа опрошенных. Проведенные анкетирование и эксперимент выявили одну из возможных причин этой тенденции – невнимательность при чтении и, как следствие, непонимание смысла прочитанного. Возможно, игнорирование значительной частью учащихся плаката подтверждает тезис некоторых исследователей о том, что сейчас плакат как вид искусства переживает период упадка, а основным источником информации для современных подростков является Интернет.
Результаты исследования заставляют задуматься о путях решения этой проблемы. Возможно, этот вопрос ляжет в основу проекта, направленного на привлечение внимания учащихся к информации, которую несет учебный плакат.
IV. Литература
Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article070814.html]
Валерий Чумаков. Лозунги в литографиях. – М.: Институт экспериментальной социологии, 1997
Вашик К. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. [пер. с нем. Кирилл Левинсон]. – М., Прогресс-Традиция, 2004
Ефим Ефимовский. «…НЕ ЗАТУПИТСЯ НАШ «БОЕВОЙ КАРАНДАШ». История в лицах. Документальная повесть. – ООО «Издательство «Левша. Санкт-Петербург». – Санкт-Петербург, 2008
Игошина Т.С. Дизайн плаката социальной рекламы, базовые принципы выразительности и актуальности// Архитектон: известия вузов. – № 14 – Приложение, Июль 2006 [Режим доступа: http://archvuz.ru/2006_22/10]
Концептуальный плакат показывают в Третьяковке [Электронный ресурс. Режим доступа: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/62910/]
Лежень Е.Е. Плакат кА средство политической агитации в 1917-1930-е годы.//Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – №3, 2013. – с.122-124
Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008
Русский плакат. Избранное. Составители Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Автор текста Т.Н.Толстая, дизайнер Шклярук А.Ф. – М.: Контакт-культура, 2006
Русский плакат. XX век. Шедевры. Рос. Гос. б-ка; Авт. Вступ. Ст. и кат. С.Н. Артамонова. М.: «Контакт-Культура», 2000
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс. Режим доступа http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=48724]
Приложение 1
Вопросы анкетирования учащихся 5-11 классов МОУ СОШ №43
Приложение 2
Плакаты для эксперимента и места их размещения
Название плаката |
Место расположения |
Гербы и флаги субъектов РФ |
В кабинете истории |
Правила поведения ребенка на улице |
В холле первого этажа |
Правильная осанка |
У медицинского кабинета |
Правила поведения пешехода на дороге |
На стенде «Пресс-центр школы сообщает» в рекреации второго этажа |
Моя страна – Россия |
На стенде «Календарь исторических дат» в рекреации второго этажа |
Приложение 3
Анкета для проведения эксперимента
Приложение 4
Результаты исследования влияния плаката на современного подростка
Рис. 1. Результаты анкетирования по вопросу «Что такое плакат?» |
Рис. 2 Результаты анкетирования по вопросу «На какие виды плакатов вы чаще всего обращаете внимание?» |
Рис.3 .Результаты анкетирования по вопросу «На какие виды плакатов вы чаще всего обращаете внимание?» |
|
Рис. 4 Результаты анкетирования по вопросу «Каковы, на Ваш взгляд, основные функции плаката?» |
Рис. 5 Результаты анкетирования по вопросу «Где чаще всего вы можете видеть плакаты?» |
Рис.6 Результаты анкетирования по вопросу «Влияет ли на Вас содержание плакатов?» |
Рис. 7 Результаты анкетирования по вопросу «Заметили ли вы появление новых плакатов в школе в период с 27 октября 2016 года?» |
1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. – С.425
2 Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс. Режим доступа http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=48724]
3 Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – С.921
1 Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article070814.html]
2 Вашик К. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. [пер. с нем. Кирилл Левинсон]. – М., Прогресс-Традиция, 2004. – С.10
1 Русский плакат. XX век. Шедевры. Рос. Гос. б-ка; Авт. Вступ. Ст. и кат. С.Н. Артамонова. М.: «Контакт-Культура», 2000. – С. 7
1 Ефим Ефимовский. «…НЕ ЗАТУПИТСЯ НАШ «БОЕВОЙ КАРАНДАШ». История в лицах. Документальная повесть. – ООО «Издательство «Левша. Санкт-Петербург». – Санкт-Петербург, 2008, С. 24-25
1 Валерий Чумаков. Лозунги в литографиях. – М.: Институт экспериментальной социологии, 1997
2 Русский плакат. XX век. Шедевры. Рос. Гос. б-ка; Авт. Вступ. Ст. и кат. С.Н. Артамонова. М.: «Контакт-Культура», 2000. – С. 10
3 Русский плакат. Избранное. Составители Снопков А.Е., Снопков П.А., Шклярук А.Ф. Автор текста Т.Н.Толстая, дизайнер Шклярук А.Ф. – М.: Контакт-культура, 2006. – С.5
1 Игошина Т.С. Дизайн плаката социальной рекламы, базовые принципы выразительности и актуальности// Архитектон: известия вузов. – № 14 – Приложение, Июль 2006 [Режим доступа: http://archvuz.ru/2006_22/10]