На территории нашей необъятной страны существуют места, которые завораживают нас своей удивительной красотой, вокруг которых витает ореол неразгаданных тайн и легенд. Ярким примером таких мест является «Золотое кольцо». «Золотое кольцо» – всемирно известный туристический маршрут России. Сказочной столицей Золотого кольца в народе считают город Ярославль - старинный русский город, российская жемчужина. Ярославль – первый христианский город на Волге.Золотые купола церквей, соборы, монастыри,белоснежные палаты, исторические памятники древнерусского государства и современный облик города как магнит притягивают сюда туристов со всего мира. «Ярославль красоты неописанной. Всюду Волга и всюду история», - писал поэт Аполлон Александрович Григорьев.
Однако сегодня наши соотечественники, мечтая о путешествиях и развлечениях, всё чаще стремятся выехать за границу. Мы должны помнить, народ жив, пока жива его национальная культура: язык, обычаи, предания, легенды, искусство и литература. Поэтому, стремясь повидать мир, не стоит забывать о том, что и в нашей стране есть множество мест, которые достойны внимания. Их в первую очередь стремятся увидеть иностранные туристы, приезжая в Россию, а свои, местные граждане часто считают их недостойными посещения, хотя никогда там не были, и знают обо всём только из школьных учебников истории.
Поэтому своей работой мы хотим еще раз обратить внимание на уникальное культурное наследие – в этом и заключается актуальность нашей работы.
Тема нашего исследования - «Ярославль - сказочная столица Золотого кольца».
В канун Нового 2017 года город Ярославль официально стал столицей Золотого кольца. За звание столицы Золотого кольца боролись несколько старейших городов нашей страны. Но высокий статус получил именно Ярославль. Регион входит в пятерку наиболее посещаемых туристами территорий, занимает 3 – 4-е место по приему туристов после Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Владимирской областей. Туристическая отрасль в этом городе активно развивается.
Объект исследования – город Ярославль.
Предмет исследования – храмы и чудотворные образы Ярославля.
Цель проекта: подтвердить факт, что именно Ярославль является столицей Золотого кольца.
Задачи:
познакомиться с историей города Ярославля;
собрать информацию о событиях, которые произошли в этом городе и повлияли на историю России;
познакомиться с достопримечательностями столицы Золотого кольца;
провести сравнительный анализ городов, входящих в туристический маршрут «Золотого кольца»;
расширить знания о культуре своей страны.
Методы исследования:чтение справочной литературы по теме; анализ полученной информации.
В своей работе мы выдвигаем гипотезу, что принятие официального решения об утверждении Ярославля столицей Золотого кольца зависит не только от высоко развитой туристической отрасли города, как указано в средствах массовой информации, но и от культурного и исторического наследия, архитектурного облика города, его чудотворных образов.
Обзор литературы
2.1. Из истории Ярославля
«Ярославль» - это притяжательное прилагательное, означающее «Ярославов» город. Он был основан Ярославом Мудрым на высоком мысе, или Стрелке, стоящей при впадении Которосли в Волгу. Это было священное капище Медвежий Угол: местные племена поклонялись медведю. По легенде, Ярослав зарубил медведя секирой, после чего язычники покорились ему. Ярослав заложил на месте битвы со зверем церковь Ильи Пророка. С древних времен на гербе Ярославля изображается медведь с золотой секирой на плече. (Приложение №1) [5;27]
Тысячелетняя история города полна ярких и запоминающихся событий. Многое пережил город за эти десять веков. В начале XVII века в течение нескольких месяцев Ярославль был столицей Русского государства, а было время, когда в полностью обезлюдевшем городе некому было похоронить убитых врагами жителей.
Начальный период истории Ярославля окутан глубокой тайной. Официально считается, что город был основан князем Ярославом Мудрым в 1010 году. Но неопровержимых доказательств именно этой даты основания Ярославля до сих пор нет. [1;3]
В 1218 году город стал центром удельного княжества, вырос, экономически окреп. Здесь строили храмы, писали для них прекрасные иконы. Первый расцвет в истории Ярославля был прерван в 1238 году. Он был разрушен во время татаро-монгольского нашествия.
Период XIV-XV веков называют "темным" периодом в истории Ярославля. Сведений об этом времени сохранилось мало. В 1463 году Ярославль вошел в состав Московского княжества. [4;45]
Заметную роль город начинает играть во второй половине XVI века. После завоевания Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханства, важнейший торговый путь по Волге оказался полностью в пределах Русского государства.Таким образом, важнейшие торговые дороги, связывающие Русское государство с Востоком и Западом, скрестились в Ярославле. Город вырос и разбогател.
Период конца XVI - начала XVII века был одним из самых тяжелых как в истории Ярославля, так и в истории всей России. Смутное время... Неурожаи, голод, народные восстания, кризис власти, самозванцы, польско-шведская интервенция. Ярославль, как и многие другие Русские города, был захвачен польскими отрядами. Позднее город был освобожден ополчением Никиты Вышеславцева. [4;87]
События 1612 года стали одной из самых ярких страниц в истории Ярославля. Для освобождения Русской земли от врагов в Нижнем Новгороде ополчение под руководством Минина и Пожарского в начале апреля 1612 года пришло в Ярославль. Здесь сформировался "Совет всея земли", который играл роль общерусского правительства, здесь чеканилась своя монета. Со всех русских земель в Ярославль стекались люди, желающие вступить в ополчение. В то тяжелое время, когда Москва была захвачена поляками, Ярославль играл роль столицы Русского государства. В июле из Ярославля выступило войско в 20 тыс. человек. Москва и вся Русская земля, были освобождены от врагов.
XVII век стал "золотым" веком в истории Ярославля. В это время он стал третьим торговым городом страны. На средства представителей богатого купечества и других слоев посадского населения возводились многочисленные каменные храмы, нарядно декорированные кирпичным узорочьем и цветными изразцами. В это время в Ярославле сложилась и достигла расцвета самобытная архитектурно-художественная школа. В числе основных художественных богатств Ярославля - стенописи его древних храмов. Ни один русский город не имел такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Вышедшие из народной среды, ярославские художники изображали на фресках жатву, пахоту, пиры, свадьбы, иллюстрировали популярные литературные сюжеты, тем самым показывая жизнь Руси во всем ее многообразии. [1;14]
В 1777 году Ярославль стал центром огромного наместничества, и ему был дан утвержденный свыше регулярный план застройки, который полностью изменил облик города. Вот тогда-то центр Ярославля стал во многом таким, каким мы привыкли его видеть. [4;89]
Невозможно в одной главе описать все события истории Ярославля. За тысячу лет произошло слишком много. Сейчас памятники архитектуры и истории Ярославля привлекают многочисленных туристов. Город стал одной из жемчужин "Золотого кольца" России.
2.2. Архитектурный облик Ярославля
В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Великого княжества Московского. Ярославлю была отведена почетная роль «государевой вотчины». Начало XVI века ознаменовалось в Ярославле большими строительными работами, которые проводились по инициативе московского правительства. После огромного пожара в 1501 года по указу великого князя Василия III столичными мастерами был выстроен новый городской Успенский собор в кремле, заменивший собой разрушенную во время пожара княжескую церковь XIII века. Долгие годы собор оставался архитектурным центром Ярославского кремля. Впоследствии неоднократно перестраивающийся, этот интересный памятник, к сожалению, не дошел до наших дней. (Приложение №2) [4;37]
Вторым по значению архитектурным комплексом города, его главным культурным и духовным центром продолжает оставаться Спасский монастырь, которому покровительствовали великие князья московские. Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание современного Ярославля –Спасо-Преображенскийсобор, архитектурная «биография» которого насчитывает семь с половиной веков. Он возведен в 1505-1516 годах.В его стенах до сих пор сохранились мемориальные доски 1652 и 1740 годов. Как предполагают исследователи, здесь в конце XVIII века находилась рукопись «Слова о полку Игореве». В 1550-1580 годах были возведены первые каменные стены и башни Спасского монастыря, после чего он стал одной из сильнейших крепостей на Волге. (Приложение №2) [4;37]
Поистине, жемчужиной древнерусской архитектуры можно назвать церковь Ильи Пророка. Постройка храма начата в 1647 году купцами Скрипиными. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами. Церковь Ильи Пророка славится своим внутренним убранством. Стены, своды, откосы - все свободное пространство заполнено росписями мастеров под руководством прославленных художников Гурия Никитина и Силы Савина. Ильинский храм является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля. (Приложение №3) [9]
Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687) - вершина ярославского зодчества ХVII века, памятник мирового значения, рекомендованный ЮНЕСКО для показа туристам.Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих пятнадцати глав, церковь ослепляет роскошью и обилием изразцов, кирпичных узоров, росписей. Стенопись Предтеченского храма- настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных в мировом искусстве. (Приложение №4) [9]
На левом берегу Волги в пределах городской черты расположен уникальный ансамбль Толгского монастыря (ХVII-ХIХ века). Толгский мужской монастырь - один из древнейших на Руси - был основан в начале ХIV века ростовским епископ Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. 19 августа - день ее чудесного обретения - стал торжественным праздником Толгского монастыря. Сейчас это женский монастырь, в нем живет более ста сестер. (Приложение №5) [11]
Архитектурным центром ансамбля является Введенский собор (1681-1688 годы); к югу от собора сохранилась древнейшая постройка - Крестовоздвиженская церковь с трапезной. (Приложение №6) Одна из самых интересных построек - Спасская церковь с больничными палатами (1710-е годы) - единственный значительный памятник стиля «московского барокко» во всем ярославском зодчестве. На территории ансамбля Толгского монастыря находится и один из древнейших памятников отечественного садово-паркового искусства - кедровый сад (2-я половина ХVII века). Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли горделиво возвышается церковь Николы Рубленый город, сохранившая в своем названии память о месте, где ее возвели в 1695 году. Это– единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля ХVII века. Она строилась на средства судостроителей, чьи верфи располагались здесь же, под обрывом. (Приложение №7) [8]
Гордостью города являются его музеи. Главным музеем Ярославской области по праву считается историко-архитектурный музей-заповедник. Расположен он на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Созданный в 1895 году, музей обладает обширными коллекциями, представляющими огромную историческую и художественную ценность.Всего же в городе 6 музеев разного профиля. (Приложение №8) [9]
В Ярославле поднял занавес первый в России профессиональный общедоступный театр (1750 год). Его основатель - актер, режиссер, художник-декоратор и драматург Федор Григорьевич Волков. Неоднократно перестраивавшееся, современное здание театра было открыто в 1911 году. Архитектор И.А. Спирин. Здание ярославского драматического театра и по сей день является украшением города. (Приложение №9) [9]
Ярославль - и сегодня крупный культурный центр России. Улицы, площади и набережные города - своеобразный музей, «экспонаты» которого - прекрасные памятники прошлого. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен величественных храмов теряется чувство времени, явственно ощущается дыхание древней, почти тысячелетней истории Ярославля.
2. 3. Чудотворные образы Ярославля
Традиция почитания священных живописных образов восходит к религиозной культуре Византии. Необходимость иконопочитания была закреплена постановлением VII Вселенского собора 787 года в Никее. В постановления собора подчеркивалось, что христианин, созерцая икону, поклоняется не ей самой, но "лицу, изображенному на ней". По учению Отцов Церкви, каждая икона потенциально чудотворна. Проявляя чудеса, икона становится местом явления Божественной силы. [10]
На середину XIX века в Ярославском крае насчитывалось не менее 30 чудотворных икон. Обязательный признак чудотворной иконы – явление вышней милости. Чудотворный образ – источник чудесных исцелений, спасения от напастей. [6]
В 1392 году главная святая икона Богоматери Толгская в Толгской обители начала источать благоуханное миро, которое сделалось источником многих исцелений и чудес.И в дальнейшем с иконой были связаны чудеса различного характера: воскрешение сына некоего вельможи, исцеление девицы Марии от болезни и от нечистого духа, разрешение неплодства супругов и дарование им чадородия, сохранение иконы Богоматери невредимой в пламени, исцеление священника от глухоты, наказание святотатца, похитившего вещи в монастырском храме.В 1553 году в Толгу приехал на богомолье царь Иван Грозный,одолеваемый болезнью ног.После молебна произошло исцеление царя.С тех пор он стал покровителем Толгского монастыря. (Приложение №10) [10]
Большинство чудотворных икон прославились в XVII веке. В эпоху тяжелых испытаний Смутного времени оказала свое покровительство икона Казанской Богоматери. По сказанию, в 1588 года жителю Романова Герасиму было видение, где ему повелевалось взять в лавке города Тетюши (под Казанью) икону Казанской Богоматери. Герасим взял икону, исцелился и отправился с ней на родину. Икона стала покровительницей защитников Ярославля в 1609 году. После изгнания врагов образ поместили во вновь основанный Казанский женский монастырь. (Приложение №10) [10]
Когда в Ярославле стояло ополчение К.Минина и Д.Пожарского (1612 г.), явилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного. Появилась она после того, как из-за большого скопления народа в Ярославле разразилась эпидемия чумы. По видению одному из священников, необходимо было совершить крестный ход, взяв в него никому не ведомую икону Спаса Нерукотворного из ветхой часовни Кирилло-Афанасьевского монастыря. Заступничеству этого чудесно обретенного образа ярославцы приписывали прекращение "моровой язвы". (Приложение №10) [10]
Помогал горожанам в трудные моменты и чудотворный образ Богоматери Ярославской – «икона древнего византийского письма», принадлежавшая ярославским князьям первой династии, а затем оказавшаяся в Успенском Соборе. Она, как считалось, с XIII века была «единственным источником утех и исцелений» для Ярославля. Особым почитанием образ Божией Матери "Ярославская" пользовался в периоды всенародных бедствий. Ярославцы молились пред иконой Богородицы во время сильнейшего пожара в городе 1501 года. В 1612 году пред этой иконой Богоматери молились Минин и князь Пожарский. О главной святыне Ярославля - иконе Божией Матери "Ярославская" вспомнили в 1918 году в периодтак называемого "ярославского мятежа". (Приложение №11) [10]
Рассказ обо всех чудотворных иконах Ярославля и связанных с ними историях занял бы целую книгу. Наши предки хорошо знали, к какому образу и с какой просьбой идти. Считалось, что от зубной боли помогала икона Святых Тихона и Антипы в Ильинско-Тихоновском храме. А в церкви Святого Власия, что стояла близ городского театра, к иконе Святого Пантелеймона привешивали серебряные фигурки больных частей тела. В 1922 году с иконы было снято 10 ног, 2 руки, сердце, глаз и зуб. [10]
Самый поздний обретенный чудотворный образ - Печерская Богоматерь. По преданию, этот образ явился во сне жительнице Ярославля, страдавшей болезнями, и обещал ей исцеление, если она найдет его. После долгих безуспешных поисков образ Богоматери был найден, и больная исцелилась. Изображение так широко прославилось исцелениями, что даже церковь, ранее освященная во имя Происхождения честных древ, была переосвящена в 1860 году в честь Печерской Богоматери. (Приложение №11)
В наши дни одной из самых знаменитых икон Ярославского края стал удивительный образ Божией Матери «Прибавление ума». По преданию, в XVIII веке его написал иконописец, страдавший приступами безумия. Икона вылечила своего создателя, и к ней стали обращаться за помощью в учебе и просветлением мыслей. Сегодня чудотворный образ «Прибавление ума» пребывает в Тутаеве и приезжает в Ярославль накануне 1 сентября. Современный список этой иконы есть также в ярославской церкви Спаса на Городу. Думаем, что в преддверии зимней сессии посетить его захочется многим ярославцам. (Приложение №11) [10]
Многие чудотворные иконы оставили яркий след в русской культуре. Образы Толгской, Ярославской, Югской, Боголюбской Богоматери стали основателями нового типа изображения Девы Марии в иконописи. С них писали многочисленные повторения - списки, которые расходились по храмам многих русских городов.
Образы Спаса Обыденного, Николая Чудотворца, Богоматери Казанской, Толгской, Смоленской Успенского собора и Смоленской что на бору монастыря в Ярославле; Корсунской в селе Пилатики Романов-Борисоглебского уезда породили обилие литературных сказаний, которые стали яркой отличительной чертой литературной жизни края.
Результаты исследования
Для подтверждения нашей гипотезы, мы провели сравнительный анализ городов, которые входят в туристический маршрут Золотого кольца: это Ярославль, Сергиев Посад, Переяславль Залесский, Ростов Великий, Кострома, Иваново, Владимир, Суздаль. В основу анализа легли следующие позиции: когда и кем основан; площадь; население; количество памятников архитектуры, культуры и истории; количество храмов; какие чудотворные образы связаны с этими городами; особые отличительные черты. Результаты анализа представлены в таблице, Приложение №12
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
Ярославль - самый большой по площади город Золотого кольца.
По количеству населения Ярославль также занимает первую позицию.
Ярославль не является самым древним из восьми городов туристического маршрута, занимает третье место после Ростова Великого и Суздаля.
В Ярославле вы можете посетить наибольшее количество памятников истории, культуры и архитектуры.
Этот город превосходит и по количеству действующих храмов.
Из изученных нами источников, мы обнаружили, что Ярославль очень богат чудотворными образами, и поэтому является священным местом, куда приезжали и приезжают люди, чтобы помолится перед чудотворными образами, попросить исцеления и благодати.
В 2005 году исторический центр Ярославля (около 140 памятников архитектуры) вошли в список Всемирного наследия «Юнеско», так как этот объект является выдающимся примером строительства, архитектурного ансамбля, иллюстрирующего значительные этапы в истории города и России в целом.
Данные выводы подтверждают нашу гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
Заключение
Ярославль, как один из центров Золотого кольца всегда был и остается очень популярным и любимым туристами.
В настоящее время Ярославль сохраняет славу «города храмов и монастырей…заповедника красоты, музея памятников». По годам город древний, Ярославль сегодня устремлён в будущее, это современный по образу жизни российский город.
В результате исследования мы сделали следующие выводы, почему Ярославль является столицей Золотого кольца России:
Велико значение города в истории России: Ярославль был столицей Русского государства во время «Смутного времени» в 1612 году, одним из важнейших торговых путей России, центром наместничества.
Развитый в городе туризм позволил официально объявить Ярославль столицей Золотого кольца России.
Ярославль всегда был и остается культурным центром нашей страны, а в частности туристического маршрута, с его величественными храмами и иконами, творившими чудеса, которые подтверждают тот факт, что Ярославль является сказочной столицей Золотого Кольца.
Все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута. Считаем, что наше исследование имеет практическое применение: она может использоваться как на уроках истории, так и на внеклассных мероприятиях, классных часах.
Работая над исследовательской работой, мы бы хотели предложить следующие рекомендации:
Увеличить количество часов на изучение истории Древней Руси, способствующей формированию нравственных ценностей учащихся.
Проводить внеклассные мероприятия по изучению культурных центров и памятников нашей богатой и многоликой страны.
Организовывать поездки по культурным центрам России.
Литература
Волков В.М. Ярославль. Город мастеров / В.М. Волков. - М.: Белый город, 2004. - 12 с.: ил; 20 см. - (Рассказы по истории)
Егорова Т. «Ярославль. Прогулки и встречи» (очерки). – Ярославль-Рыбинск: Рыбинский дом печати, - 2009. – 368 с.
Жельвис В.И. «Прогулки по Ярославлю». – Ярославль: Верхняя Волга, - 2001. – 192 с.
Лаврентьев А.И. «Золотое Кольцо России». – М.: Профиздат, 1984. – 334с.
Орлова Н.В. «Золотое Кольцо России». – М.: Белый город, - 2011.- 48с.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org
http://izvestia.ru/news
http://needguide.ru/Europe/Russia/Yaroslavl/
https://culttourism.ru/yaroslavskaya/yaroslavl/
http://www.ruskompas.ru
http://www.lifejourney.club
http://elijah.ru/
http://ru.unesco.org/
http://www.veter-stranstvii.ru/jarosl-krai/jaroslavl/istotija-jaroslavlja.html
Приложение №1
Приложение №2
Успенский собор
Спасский монастырь
Приложение №3
Церковь Ильи Пророка
Приложение №4
Церковь Иоанна Предтечи
Приложение №5
Толгский мужской монастырь
Приложение №6
Введенский собор
Крестовоздвиженская церковь
Приложение №7
Церковь Николы Рубленый город
Приложение №8
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Приложение №9
Первый в России общедоступный театр Волкова
Приложение №10
Толгская икона Божией Матери Икона Казанской Богоматери.
Икона Спаса Нерукотворного .
Приложение №11
Икона Богоматери Ярославской Икона Печёрской Богоматери.
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Приложение №12
Сравнительный анализ городов туристического маршрута «Золотое Кольцо России»
Название города |
Дата основания/ кем основан |
Площадь |
Население |
Кол-во памятников куль-туры и искусства |
Количество храмов |
Чудотворные образы |
Особенности |
Ярославль |
1010 г. Князем Ярославом Мудрым |
205 км² |
606 703 |
Около 800 |
Около 80 |
Толгская икона, икона Казанской Божией Матери, икона Тихона и Антипы, икона Божией Матери «Прибавление ума», икона Владимирской Божией Матери, икона Николая чудотворца, икона Спаса Нерукотворного, икона Ярославской Богоматери, образ Печерской Богоматери, икона Смоленской Богоматери, «Ярославская Оранта» и Преображенская Господня. |
С 2005 года является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Включено 140 памятников. Из них исторический центр Ярославля. |
Сергиев Посад |
1337 Сергием Радонежским, город с 1782 |
50,40 км² |
104 994 |
250 |
Около 50(9) |
Икона Божией матери «Достойно есть», икона Божией Матери «Скоропослушница», Икона Преподобного Сергия Радонежского |
Включён в состав Золотого кольца России в 1969 году объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — Троице-Сергиева Лавра. |
Переяславль Залесский |
1152 г. Князем Юрием Долгоруким |
23,01 км² |
39 464 |
Около 100 |
6 монастырей, 4 из них действующих, 9 церквей |
чудотворная Андрониковская икона Божией Матери |
|
Ростов Великий. |
Первое упоминание встречается в «Повести временных лет» уже в 862 году. |
32,0 км² |
31 368 |
326 |
33 |
«Всецарица» чудотворная икона «Умиление-Ростовская». |
В 1995 году музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. |
Кострома |
В 1152 князем Юрием Долгоруким |
144,5 км². |
276 691 |
71 |
29 |
Феодоровская икона Божией Матери |
|
Иваново |
Первое упоминание в 1608, |
104,84 км² |
408 025 |
Около 80 |
5 действу-ющих |
Икона Пресвятой Богородицы "Призри на смирение" |
|
Владимир |
В 1108 году князем Владимиром Мономахом |
124,59 км² |
354 847 |
Более 100 |
Около 50 |
Владимирская икона Божией Матери. |
В 1992 году Успенский собор, Дмитриевский собор и Золотые ворота включёны в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Суздаль. |
В 999 г. Андреем Боголюбским, признан городом в 1778 году |
15 км² |
9 865 |
Около 128 |
57, из них действую-щих 30 |
Суздальская Казанская икона, чудотворный образ Богоматери «Умиление Корсунская» |