МОЙ ПЕРВЫЙ УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ИСТОРИЯ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЙ ПЕРВЫЙ УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ИСТОРИЯ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ

Андреева В.А. 1
1МОУСШ №101
Бисерова О.Ф. 1
1МОУ СШ № 101 г.Волгограда
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

от руководителя исследования: «В наше нестабильное экономическое время, чтобы достойно жить, взрослым необходимо чётко планировать свой бюджет, делать накопления на будущее, умело распоряжаться денежными ресурсами. И поэтому, на наш взляд, важно, чтобы дети понимали ключевые финансовые понятия и принимали разумные решения, когда они начинают распоряжаться карманными деньгами. Чем раньше дети узнают, что такое деньги, откуда они берутся, что большая часть денег в семье тратится на необходимые потребности, тем прочнее будет у них основа финансовой безопасности и благополучия в будущем. Уже в младшем возрасте детей следует познакомить с элементарными экономическими понятиями и в процессе усложнения многократно повторять и закреплять их, учить применять полученные знания и навыки на практике».

Актуальность исследования. Мне, ученице 1 класса, стало интересно, знают ли другие ребята о том, откуда появились деньги, как они выглядили раньше и как выглядят сейчас в разных странах. Для этого я провела анкетирование в своём классе, (смотри приложение1,2), по результатам которого, я выяснила, что мои одноклассники не знакомы с историей возникновения денег, не знают, отккуда и почему они появились. Из 28 опрошенных мною одноклассников – 28 хотели бы об этом узнать.

Поэтому я поставила себе цель исследования: обосновать необходимость в разумном обращении с деньгами.

Задачи:

  • дать понятие слову «деньги»;

  • выделить время возникновения денег на Земле;

  • описать характерные особенности денег разных стран;

  • проследить, как менялся вид денег в России и других странах мира;

  • подготовить презентацию по изученному материалу.

Объект исследования: торговые отношения между людьми мира на разных этапах развития человечества.

Предмет исследования: денежные единицы разных стран мира

Гипотеза: я предполагаю, что:

- возможно, изучая азы финансовой грамотности, можно разумнее тратить свои карманные деньги.

Методы исследования:

1. Теоретический:

  • изучение и анализ литературы и других источников информации по теме

  • анкетирование;

2. Практический:

  • создание презентации для одноклассников по теме моего исследования.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

  •  
    1. Первые деньги на Земле.

Давным-давно, в веке каменном, люди обходились без денег. Зачем они им были нужны? Всё необходимое для жизни они получали от природы. Ведь главное для человека – была еда да жильё.

Но оказалось, что не каждый человек, умевший делать топоры и прочее оружие, заодно являлся и хорошим охотником! Так возник взаимовыгодный обмен – бартер. Чем человеку всё самому делать, не лучше ли распределить обязанности и одну продукцию менять на другую, которую сам делать не можешь?

Со временем выделились товары, которые легко обменивались. Например, в Исландии вместо денег была сушеная рыба. Если бы это было сейчас, то мы увидели бы вот такую витрину: за ручку – 1 рыбина, за книгу – 3 рыбины, за портфель – 5 рыбин. В Китае, Японии – рис, чай, раковины. В Африке, Азии– раковины. На Тибете - грецкие орехи, шелк. У туземцев Америки – ткань. В Африке – бусы, украшения.(1,3)

На Руси деньгами служили и шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Куны - высоко ценились, это шкурки куницы. Ногаты - (мелкая единица), часть шкурки животного, лапка. Белки - шкурки белки. Резаны - обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.

Блестящие, легкие, маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие cтpaны Азии, Африки, Европы и с помощью арабских купцов попали на Русь, где им дали название «змеиная головка».(2)

Итак, первыми деньгами были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда,драгоценные металлы и т.п. Как раз из драгоценных металлов (золота и серебра) стали чеканить первые монеты. Считают, что впервые монеты появились в 687 году до нашей эры, в Лидии (сегодня азиатской части Турции). Лидийские монеты чеканили из электрума – разновидности самородного золота. С большим содержанием серебра.

А вот в Древнюю Русь само слова «деньги» пришло с Востока. ДЕНЬГИ - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. «Толковый словарь С.Ожегова»

Насмену мехам пришли заграничные монеты (золотые дилары, серебряные диргемы и медные фельсы). Почему заграничные? А потому что на Руси в древности собственной добычи металлов не было. А прородительницей собственных русских денег можно считать гривну. Так назывались длинные полоски серебра, которые носили на шее. Надо что-то купить - снял с шеи - и расплатился. А если подешевле товар попался - не беда, - тут же топором гривну пополам. Такая половина называлась рубль.Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам – получались две полтины. (4)

На Руси серебряные монеты Киевского князя Владимира появились в Х веке.

При Иване Третьем в 13 веке на новгородских монетах появилось изображение всадника с копьем - и стали они называться копейками.

Вот, оказывается, откуда пришло к нам название рубль и копейка - из глубокой древности.

Полкопейки – деньга, четверть- полушкалтын- три копейки, грош – две копейки,гривенник- десять копеек, а также полтина и рубль существовали в качестве счетных единиц.(3)

Курица стоила копейку, теленок – рубль, воз огурцов – копейка, одну копейку в день получал за свою работу плотник, за 3 копейки можно было купить крестьянскую избу.

При Петре I начался выпуск золотой монеты. В 18 веке распространённой золотой монетой стал червонец (3 рубля).

  •  
    1. Бумажные деньги

Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 г при Екатерине II.

Так, в XIX веке земский врач получал 10-15 рублей в месяц, шкура медведя стоила 1,5-2 рубля.

  •  
    1. Современные деньги.

Сегодня деньги существуют у нас в двух видах: бумажные деньги и металлические монеты. Каждая страна имеет свои деньги - т.е. свою денежную единицу.

 
   
   
   
   
   

Переход к бумажно-денежному обращению резко расширил рамки товарного обмена. Бумажные деньги в отличие от металлических являются лишь знаками стоимости, представителями золота.

  •  
    1. Электронные деньги.

Электронные деньги впервые появились в 70-х годах. Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы.

Одна из основных функций пластиковой карточки - обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.

  •  
    1. Какие функции выполняют деньги в наши дни.

- Первой функции денег является способность измерять стоимость всех товаров.

- Деньги облегчают обмен товарами.

  •  
    1. Пословицы и поговорки о деньгах.

А как относились к деньгам наши предки?

Вот какие пословицы рождались на Руси:

-Деньги-хороший слуга, но плохой хозяин,

-На деньги ума не купишь

-Не имей сто рублей, а имей сто друзей

-Не хвались серебром, а хвались добром

- Не в деньгах счастье.(2)

  •  
    1. Выводы:

  1. Первые деньги появились очень давно.

  2. С развитием торговли изменялись и совершенствовались денежные единицы.

  3. У каждой страны своя история появления денег.

  4. Изучать историю денежных единиц-интересное занятие.

  5. Нужно разумно тратить свои карманные деньги.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Представлена мною в виде презентации о том, что я узнала, когда проводила исследование.(Приложение3)

Заключение

В результате своего исследования я узнала много нового о деньгах: о том, где их его родина и как они менялись с течением времени. Моя гипотеза подтвердилась. Мне было очень интересно узнать о том, как к моему исследованию отнесутся мои новые друзья-одноклассники. Я нашла информацию в литературе и в сети Интернет. По результатам исследования я сделала доклад в своём классе. Ребятам было интересно. Для себя я решила, что буду продолжать узнавать что-нибудь новое и делиться знаниями с ребятами.

Список литературы

  1. Детская энциклопедия « Я познаю мир "Экономика"»

  2. Интернет-ресурс http://ped-kopilka.ru/

  3. Интернет-ресурс http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/04/04/den-finansovoy-gramotnostiИнтернет-ресурс https://yandex.ru/images

  4. http://allforchildren.ru/article/batik01.php

  5. Материалы сайтов Интернет: www.money-gain.ru www.shkolazhizni.ru www.dj-money.com

  6. Мухина Е.А. Люди и деньги «О роли денег в мировой истории» 2006 г.

  7. «Уроки финансового благополучия» (для детей и их родителей) Джейн Перл .

Приложения

Приложение 1 Анкета «Что вы знаете о деньгах»

1. Знаете ли вы, откуда появились деньги? Да / Нет/Не знаю

2.Хотели бы вы об этом узнать? Да / Нет/Не знаю

3. Вам было интересно моё выступление? Да / Нет/Не знаю

Приложение 2

Анализ анкеты

Всего приняли в опросе участие 28 человек

 

Число ответивших человек

Вопросы анкеты

Да

Нет

Не знаю

Знаете ли вы, откуда появились деньги?

0

28

0

Хотели бы вы об этом узнать?

28

0

0

Вам было интересно моё выступление?

28

0

0

Хотели бы вы научиться рисовать по ткани?

28

0

0

Какие чувства вызвала моя работа у вас?

28

0

0

Приложение 3 «Презентация по теме работы»

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Просмотров работы: 4090