Введение
Насколько тема Великой Отечественной войны актуальна в наши дни? Я думаю актуальна. Это история нашей страны. Как важно сохранить в памяти благодарных потомков имена и подвиги тех, кто в тяжелых испытаниях добыл Великую ПОБЕДУ! Мы помним о них, потому что все они и по сей день живут в нашем сердце!
Почему я выбрала именно эту тему? В нашем школьном музее есть экспозиция под названием «Совершившие огненный таран». Посвящена она Николаю Гастелло и летчикам-нашим землякам, повторившим его подвиг. Как мы выяснили, их 15 человек. Среди них, Забиров К.А., Клещевников А.С., Плотников А.И., Ханипов Х.Х., Шуравин К.М. и другие. Мне стало интересно. И я решила посвятить свою работу героическому подвигу Константина Шуравина [прил. 1].
Не заметила, как увлеклась и заинтересовалась этой работой. Именно тогда я узнала о том, что Константин Матвеевич Шуравин является младшим братом Ивана Матвеевича Шуравина - прадедушки ученицы нашей школы Новиковой Маргариты,. Она помогла нам в поиске необходимой информации (в их семье хранится газета «Советская Татария», 1970 года выпуска, со статьей «Побратимы Гастелло», посвященная подвигу Шуравина, генеологическое древо семьи) [прил. 2,3].
К сожалению, сведений о Константине Шуравине не так много. Как оказалось, тема эта недостаточно изученная. Хотя фамилия и числится в списке авиаторов, совершивших огненный таран, страница с биографией в Википедии пуста.
Поэтому, целью моей работы являлось изучение жизни и героического пути Константина Шуравина, определение своего отношения к прошлому страны.
Передо мной стояли нелёгкие задачи:
- собрать информацию о Шуравине Константине
- изучить имеющиеся документы, фотографии
- обобщить и систематизировать имеющиеся сведения
- привлечь дополнительные источники
- способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей Родины
Как выяснилось, мой учитель истории Шамсувалиева Роза Равильевна в начале 90-х годов была старшей пионервожатой дружины имени К.Шуравина в Осиновской средней школе, где в 1988-1995 годы существовал «Музей Боевой Славы», в котором была представлена экспозиция «Жизненный путь Кости Шуравина». Но, в связи с реорганизацией школы, в 1995 году музей прекратил существование.
Как часто мы забываем, что «стреляя в прошлое из пистолета» из будущего получаем «выстрел из пушки». Жизнь подтверждает то, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом уже совершённым». Это стало своеобразным лозунгом в создании музея в здании новой Осиновской школы, где есть экспозиция, посвященная землякам в годы войны.
По совету учителя познакомилась с книгой Гуляева В.Л. «В воздухе «Илы», в которой автор повествует о своих фронтовых друзьях. Также мне интересно было узнать о том, что сослуживец Константина Шуравина Гуляев Владимир Леонидович после окончания войны стал известным актером, снявшимся в фильмах: «Весна на Заречной улице», «Бриллиантовая рука» и многие другие [прил. 4]. Познакомилась с книгой В. Архипова «Осиновские страницы», где есть статья «Храброму смерть не страшна» (о подвиге Шуравина) и освещена работа группы «Поиск», которая в 70-е годы активно занималась сбором информации о Шуравине.
С учителем съездили в Осиново, посетили сквер, где в 1987 году был открыт памятник-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, на котором высечено и имя Шуравина К.М. (прил.5). Побывали на улице Шуравина, где раньше располагалась семилетняя школа, в которой учился Костя (ныне это здание относится к комплексу Грузинской церкви). На здании этой школы была установлена мемориальная доска 9 мая 1987 года [прил. 6]. А 20.09.2014 года в селе Осиново состоялось открытие новой мемориальной доски земляку – летчику Константину Шуравину. Она была приобретена на спонсорские средства «Птицеводческого комплекса «АК Барс» и торжественно установлена с участием администрации Осиновского поселения, Совета ветеранов, депутатов, школьников, представителей общественности [прил. 6].
В проведении исследования мною были использованы разные методы:
1. Накопление научного материала (читала дополнительную литературу, работала с газетами; изучал документы, беседовали с родственниками).
2. Осмысление собранного материала (анализировала полученные данные, обобщала полученный материал).
3. Проверка и уточнение фактов (проверяла и уточняла полученные факты, обсуждала найденные сведения с учителем).
Я осталась довольна проделанной работой. И посвящаю ее светлой памяти Константина Шуравина и всех тех, кто сражался за Родину.
Детство Кости
Родился Константин Матвеевич Шуравин 21 мая 1922 г. в семье рабочего Краснооктябрьского лесничества, в деревне Ново-Николаевка.
Семья была большая. Мать - Анастасия Павловна была домохозяйкой, а в летнее время работала в поле и огороде, помогала колхозу. Отец-Матвей Платонович работал в лесничестве разнорабочим. В семье было семеро детей: Иван, Прасковья, Aлександр, Михаил, Никoлaй, Семен, Константин [прил. 3].
Старший брат Иван (прадедушка Маргариты), 1909 года рождения, погиб на фронте в 1941 году [прил.1].
Прасковья, 1910 года рождения, к 1941 году была многодетной матерью, имела шестерых детей.
Александр – 1913 г. рождения, окончил школу, ремесленное училище, а затем работал в столярной мастерской завода им. Горбунова, сутками во время войны стоял у станка.
Михаил – 1914 г. рождения, имел к началу войны шестеро детей, воевал с 1941 по 1946 год, был 16 раз ранен, умер от ран в 1960 году.
Николай -1916 г. рождения, участник войны, затем работал на заводе им. Горбунова прорабом.
Семен – 1919 г. рождения, во время войны работал на заводе им. Горбунова сборщиком самолетов, затем инженером-механиком.
Костя – 1922 г. рождения, погиб в 1944 году [1].
Костя был любимцем в семье, «последышек», как его звали все старшие. Общительный, настойчивый, добрый, внимательный к окружающим его людям. Он был замечательным художником. В школу пошел с 6 лет, учительница посадила Костю за одну парту с Семеном. Она полагала, что учеба для Кости игра, походит и бросит, и первое полугодие не включала его в список учеников. Но оказалось, что новый 1929 год Костя встретил отличными знаниями, став лучшим учеником. Новониколаевскую начальную школу он окончил с отличными показателями в учебе, труде и дисциплине.
Поступил учиться в Осиновскую семилетнюю школу. Каждый день проходил от дома до школы и обратно по 14 километров. Кто не стремился к знаниям, старались найти повод, чтобы отлынивать от учебы. Один упрямый Костя, жаждавший знаний, ходил в школу [2].
Из воспоминаний Павла Михайловича Дунаева: «Костя был редактором школьной газеты. Замечательным художником»
Из воспоминаний Анны Андреевны Шуравиной, жены старшего брата: «Однажды, в праздник, вся наша большая семья собралась за общим столом. Костя сидел у порога и что-то писал. Мы не обращали на него внимания. Потом Костя подошел к столу и подает матери лист бумаги. На рисунке, за столом, сидели мы. Все изумились, каждый узнавал себя» [1].
Еще в школьные годы его влекло небо. Любил смотреть на движение бегущих облаков, изменение цвета неба и решил стать летчиком.
Юношеские годы
Окончив с отличием Осиновскую семилетнюю школу, к удивлению всех поступил в Свияжский сельскохозяйственный техникум. Мечта Константина быть летчиком не покинула его и там [прил. 1].
«Как-то в техникум приехал представитель аэроклуба, рассказал о самолетах, а в заключение предложил желающим учиться летному делу.
Костя не колебался. Он решает использовать свободное время для учебы в Казанском аэроклубе при ДОСААФ, который находился на улице Чернышевского. Успешно сочетать учебу в техникуме, с учебой в аэроклубе помогал железнодорожный транспорт между Свияжском и Казанью. Ничего не сказав дома, он стал целыми днями пропадать на аэродроме. Приходил грязный, усталый, голодный, но довольный» [4].
Иногда Костя со своим другом Рашатом Гарифулловичем Муртазиным от аэродрома напрямик шли к сестре Прасковье, а это 15 километров. Сестра чем могла помогала, у нее было шестеро детей и он чувствовал себя в ее семье, как дома. Называл Прасковью «моя вторая мама». Когда Костя стал получать армейский аттестат (зарплату), то высылал его сестре.
Оба учебных заведения Костя закончил с отличием.
Как-то раз, Костя пришел домой очень уставшим, но очень счастливым. "Ура! Мама, мне доверили летать на самолете». Лицо его светилось. Мать опустила глаза и заплакала, увидев на Костиной ноге худой ботинок.
«Вот отца нет дома, он тебе починил бы» - сказала мама. Но Костя ответил: «Мама еще одна новость. Меня приняли учиться в Ульяновскую Военно-воздушную школу. А ботинки мне новые дадут». Это был август 1940 года [2].
Утром мать проводила сына в Ульяновск, не зная, что это была их последняя встреча.
Школа военных летчиков, каждодневное стремление-быстрее, быстрее на фронт. Трехгодичную школу Костя закончил с отличием и был направлен в октябре 1943 г. на пункт сбора летно-технического состава, что находился в Москве, возле метро «Динамо». Там он познакомился с Владимиром Гуляевым (автор книги «В воздухе «Илы»), ставшим ему другом. После войны В. Гуляев стал известным артистом театра и кино, заслуженным артистом РСФСР [прил.4].
Боевая подготовка
Из Ульяновской летной школы Шуравина и Гуляева направили в штаб 211 штурмовой авиадивизии. Прибыло новое пополнение в тот момент, когда пришел приказ о разделении 211 дивизии на две. Костя, как и новые его друзья, попал во вновь образуемую 335 штурмовую авиадивизию, в 639 полк. Вскоре они перегнали новые самолеты с завода. Через некоторое время дивизия начала боевую подготовку.
«Высокий, широкоплечий, с волевым лицом, всегда веселый и остроумный, Константин выделялся в общей массе авиаторов. Однополчане сразу полюбили его [прил.4].
В ноябре 1943 года одним из первых среди новичков, кому доверили сделать свой первый боевой вылет, был Костя Шуравин. Как завидовали ему однокашники!»
Вылет прошел успешно. Его поздравил сам командир полка.
Штурмовики гордились своей военной профессией ни сколько не меньше, чем летчики-истребители. Ведь «ИЛ-2», прозванный врагами «черной смертью» за его огневую мощь, наводил ужас на фашистов. Говоря, что там, где «поработали» «Илы», остается только обугленная земля [4].
На фронте пригодились и художественные способности. Командование объявило конкурс на лучшую эмблему полка. Утром Костя вручил свой рисунок политруку. На нем был изображён круг, в котором во весь диаметр распростер свои могучие крылья орел, в лапах у него извилась змея. За два дня было подано много различных рисунков, но командование полка утвердило его рисунок, он и стал эмблемой 639-го полка. И вскоре на фюзеляжах всех самолетов полка расправили свои крылья Костины орлы [1].
Весной 1944 года пришел приказ, что 639 полк должен перейти в другую воздушную армию и перебазироваться на Украину. Несколько летчиков с экипажами и самолетами оставили в 335-й дивизии, распределив по остающимся полкам. Костю перевели в 826-й полк.
Однажды Федя Садчиков, командир звена, повел четверку на штурмовку железнодорожной станции Ловша. С ним улетел и Костя. По времени они должны уже возвратиться, но почему-то их все не было. И вдруг, из-за леса появляется «Ил» и, не делая круга над аэродромом, прямо идет на посадку. Это был Костя Шуравин. Масляный радиатор был пробит, все масло вытекло и мотор заклинило. А Костя сидел в кабине и счастливо улыбался.
Вскоре Костя подал заявление в кандидаты члена ВКП(б). На первом же собрании его приняли.
Хорошо и успешно выполнял боевые задания, летал по три, иногда четыре раза в день. Совершая вылеты, он всегда возвращался, живым и здоровым.
За заслуги Костя был награжден орденом Красного Знамени [3].
Подвиг Шуравина
16 июля 1944 года день выдался жаркий. Уже несколько групп ушло на задание. Настал черед лететь четверке, где служил Костя. Ведущим был Садчиков, ведомыми – Сухачев, Шуравин и Гуляев [прил. 4].
У Шуравина и Гуляева стрелки были назначены в полковый наряд. И командир эскадрильи велел своему стрелку лететь с Шуравиным, а командир полка приказал своему старшине Николаю (Камилю) Забирову лететь с Гуляевым. Костя с Забировым попросили поменяться у Гуляева стрелками, так как они земляки.
На этот раз предстояло штурмовать вражескую танковую колонну, двигавшуюся в сторону фронта по одной из дорог Латвии.
Вот, что вспоминает о последних минутах жизни Кости Шуравина его друг Владимир Гуляев: «Чтобы не спугнуть подвижную маневренную цель, Федор Садчиков решил применить тактическую хитрость . Он завел группу далеко на запад в сторону от дороги, по которой двигались танки противника. Затем, потеряв высоту, мы выскочили на указанную дорогу и над лесом пошли параллельно с ней на восток. Через несколько минут полета заметили впереди огромное пыльное облако и начали штурмовать танковую колонну. Гитлеровцы начали тормозить и беспорядочно расползаться во все стороны. Но было уже поздно: из наших люков посыпались на них сотни противотанковых бомб кумулятивного действия, летели им вдогонку бронебойные снаряды наших пушек» [3]. Выходя из этой атаки, ребята поняли, бомбы не пролетели мимо, так как на земле пылало пламя пожаров . При повторной атаке каждый выбирал цель самостоятельно.
И только я довернул для атаки и стал прицеливаться, как вдруг услышал в наушниках громкий, чисто звенящий голос: «Прощайте, ребята! Зародину!» Я увидел, что правее и чуть выше пикировал горящий «ил», оставляя за собой густой черный след дыма. «Вот он немного развернулся и, направив свой нос на скопление вражеской техники у поворота дороги, открыл огонь из пушек и пулеметов. И так, стреляя до последней секунды, «Ил», как огромный снаряд, сметая все на своем пути, в стремительном последнем полете врезался в скопление техники [3]. Судя по воспоминаниям, сразу еще никто не мог определить, кто совершил столь героический поступок. Даже вражеские зенитчики, потрясенные увиденным, на какое-то время прекратили огонь. Однако через долю секунды Федор Садчиков скомандовал: «Ребята, за Костю Шуравина по фашистским гадам, огонь!» И его самолет первым ринулся в атаку. Все «последовали за ведущим, обрушив на фашистские танки огонь своих пушек и пулеметов, как бы салютуя воинскому подвигу нашего друга Кости Шуравина и его земляка Николая Забирова!» [3]
Штурмовики сделали еще несколько заходов, отдавая должное воинскому подвигу погибших друзей мощным огнем по ненавистному врагу.
А позади еще долго пылал огромный костер, зажженный мужеством двух казанских парней – Константина Шуравина и Николая Забирова.
Я не знаю, что они думали в последние секунды своей жизни, но своим подвигом они доказали на деле, что больше всего любили свою Родину, свой народ.
Они были настоящими летчиками и патриотами, настоящими мужчинами и другом.
Младший лейтенант Константин Шуравин погиб в двадцать два года. Он любил смеяться и шутить, любил петь под аккомпанемент гитары, был незаурядным художником. Он горячо любил жизнь и отдал ее дорогой ценой [4].
Он ушел навсегда в свои двадцать два года ради того, чтобы жили и радовались мы.
Заключение
Более 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь.
Время летит, как ветер. Но, как утесы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память.
Самое главное, что я поняла, все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хотела показать в своей работе.
Но, к сожалению, в ходе работы по ряду причин не смогли найти больше информации о Константине Шуравине (некоторые родственные связи утеряны, а молодое поколение не обладает достаточной информацией).
Главное, что я вынесла для себя из данной работы - оставить и передать эту память другим поколениям. Пробудить у них интерес к истории своей страны.
Мы будем помнить имя героя — Константина Матвеевича Шуравина. Его семья потеряла сына и брата, Родина приобрела героя. Он навсегда останется в нашей памяти
Список литературы и других источников
Архипов В.А. «Осиновские страницы».- Казан: изд. «Дом печати», 2002.- 351 стр.
Воспоминания Новиковой (Шуравиной) Лидии Ивановны
Гуляев В.Л. «В воздухе «Илы».- Москва: изд. ДОСААФ, 1985.-141 стр.
Гуляев В., Набойщиков В. статья «Побратимы Гастелло», газета «Советская Татария», 19 февраля 1970г
www.kremnik.ru
www.militera.lib.ru
www.obd-memorial.ru
Приложение 1
Константин Матвеевич Шуравин Костя - студент Свияжского
1944 г сельскохозяйственного техникума. 1938 г
Иван Матвеевич Шуравин –брат Константина Шуравина
Приложение 2
Газета «Советская Татария», 19 февраля, 1970 г
Приложение 3
Приложение 4
Однополчане Шуравина
В.Л Гуляев. 1945 г Ф.И. Садчиков . Командир звена
заслуженный артист РСФСР;
снимался в фильмах: «Весна на Заречной улице»,
«Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика» и др.
К.М. Шуравин . 20 августа 1941
Приложение 5
Памятник землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Пос. Осиново, Зеленодольский район, РТ
Приложение 6
Ул. Шуравина (Школьная), пос. Осиново. На территории церкви Грузинской иконы Божией Матери находится здание бывшей школы, где и была установлена мемориальная доска К. Шуравину в 1987 году
Мемориальная доска К. Шуравину на ул. Школьной (ныне ул. Шуравина,56)5