МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ: КАК ВАСИЛИСА КОЖИНА СТАЛА ГЕРОИНЕЙ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ: КАК ВАСИЛИСА КОЖИНА СТАЛА ГЕРОИНЕЙ

Ягодина Е.Ю. 1
1
Бунина Т.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нашей истории целая галерея героев. И большинство из них мужчины. А когда по-геройски действует женщина, это всегда привлекает особое внимание. Наверно, в каждой стране есть героические женщины, которые сыграли важную роль в отдельном историческом эпизоде, и возможно стали спасительницей нации. Во Франции такой женщиной являлась Жанна д'Арк. В истории нашей страны были женщины-герои. Особенно во времена Великой Отечественной войны. Имена многих у всех на устах. И 19 веке были свои герои. Одна из самых загадочных фигур того периода – крестьянка хутора Горшкова Сычёвского уезда Смоленской губернии, старостиха Василиса Кожина- героиня Отечественной войны 1812 г.

Посмотрев фильм «Василиса», родилось желание выяснить подробности из жизни этой женщины, сравнить, насколько сюжет фильма отражает историческую действительность. Обратившись к источникам, мы убедились, что информации по Василисе очень мало и она достаточно фрагментарна и противоречива.

Это и определило тему нашего исследования « Миф или реальность:

как Василиса Кожина стала героиней». Сформулировали гипотезу: предполагаем, что подвиг Василисы стал достоянием истории на волне подъема патриотических чувств, связанных с Отечественной войной 1812 г.

Объектом исследования стали все имеющиеся источники, в которых содержалась информация о Василисе и о содержании её подвига, также учебники по истории. Соответственно, предметом исследования является достоверность информации о Василисе и определение периода появления информации о ней как о героине войны с Наполеоном.

Тема определила цель нашей работы: выяснить Василиса Кожина- это в большей степени реальный или вымышленный исторический персонаж и несет ли она сегодня в себе образец для формирования патриотизма.

Для достижения цели мы сформулировали задачи:

  1. Изучить все имеющиеся в нашем распоряжении источники

  2. Провести анализ этих источников на предмет их подтверждения героизма Василисы Кожиной

  3. Изучить учебники истории и выяснить, когда начался процесс создания образа героя Отечественной войны 1812 г. Василисы Кожиной

  4. Попытаться разобраться с вопросом: актуален ли сегодня героический образ и поступки Василисы

Это определило структуру нашей работы, которая состоит из трех глав. В первой главе мы анализировали источники о Василисе и её подвиге, пытались разобраться, что было реально, а что, возможно, было придумано для усиления образа Василисы.

Во второй главе мы изучили учебники по истории дореволюционной, советской и современной России на предмет того, когда в них появилась информация об изучаемой нами героине. И попытались найти этому объяснение.

В третьей главе мы размышляли о том, насколько сегодня актуален образ Василисы и её геройское поведение. Может ли оно воспитывать чувство патриотизма?

В своей работе мы использовали работы В.А.Лунина, В.Черемухина, А.Зарина, работы советских историков Е.Тарле, Н.Гарнича, данные Большой советской энциклопедии, энциклопедии «Отечественная война 1812 г.», учебники Илловайского, Платонова, Беллярминова, Шестаковой, Федосова, Панкратовой, Данилова и Косулиной, Авксентьева и Данилова. Кроме того, привлекали информацию, размещенную в сети Интернет.

Глава 1. Образ Василисы Кожиной в исторических источниках

  1. История Василисы.

Впервые имя Василисы Кожиной было упомянуто в журнале «Сын Отечества» №11, вышедшем в 1812 г. Это была анекдотическая история о старостихе Василисе : «Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и ее окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычевского уезда повел партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели еще несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: "Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!" Один из пленных офицеров, раздражен будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался ее. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мертвый к ногам ее, и она вскричала: "Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!"»[1]. В этой истории не упоминается ни название деревни, о которой идет речь, ни фамилии старосты и его жены. Есть только имя: Василиса. Больше никаких сведений об этой женщине нет. Эта заметка была перепечатана с изменениями в 1814 году в «Полном собрании анекдотов достопамятнейшей войны россиян с французами»[2]. Таким образом, мы видим, что упоминания о некой Василисе, которая так бесстрашно вела себя с французскими солдатами и офицерами, упоминается не в официальном документе, а в сборнике анекдотических историй. Поэтому и неизбежно и возникает вопрос: Василиса- реальный исторический персонаж или лубочная фигура, вымышленный образ, обросший придуманными деталями?

Итак, первые сведения о Василисе появились в журнале «Сын Отечества». Это был необычный журнал, который отличался от всех остальных изданий. Его появление определялось историческими событиями, связанными с Отечественной войной 1812 г. Сам император Александр I выделил Гречу(главному редактору) на первые расходы тысячу рублей. Выходить этот журнал начал с октября 1812 года. Он предназначался «для помещения реляций и частных известий из армии, для опровержения вредных толков насчет хода происшествий, для сосредоточения патриотических мнений»[3]. Журнал выходил каждый четверг, в нем помещались речи, воззвания, исторические и политические статьи, выписки из иностранных журналов, анекдоты, стихотворения. Журнал имел ярко выраженный патриотический характер. Отечественная война 1812 года спровоцировала необычайный всплеск общественно-политической активности и, возможно, стала одним из тех ключевых событий, которые определили пути развития русского национального самосознания. «Сын Отечества» стал первым выразителем патриотических идей и мнений, он формировал патриотический дух, дух единения русского народа в борьбе с Наполеоном. И появление анекдота подобного содержания о том, как жена местного старосты Василиса взяла в плен французских солдат, вполне объяснима. Вероятно, в этом случае важна была не историческая достоверность, а сама история, которая высмеивала беспомощность французских воинов, которые были пленены вооруженной косой обычной крестьянкой.

Эта история стала обрастать и визуальными подробностями. В 1813 г. в «Теребеневской азбуке» появляется лубок А.Г. Венецианова «Французы – голодные крысы в команде у старостихи Василисы» с надписью «Иллюстрация эпизода в Сычёвском уезде, где жена сельского старосты Василиса, набрав команду из вооружённых косами и дрекольем баб, гнала пред собой несколько взятых в плен неприятелей, один из которых за неповиновение был ею убит» (Приложение 1). Эта азбука выпускалась в первую очередь для детей и несла в себе огромный воспитательный потенциал. В ней продолжалось формирование образа героини Василисы.

Единственное изображение Василисы Кожиной- это портрет художника А.Смирнова «Василиса Кожина», написанный им в 1813 г. и хранящемся в музее-панораме Бородинской битвы. С картины на нас смотрит простая русская женщина. Одета как зажиточная крестьянка: головной убор, бусы и серьги с жемчугами. Дорогая шаль. Руки в кольцах. Спокойное грубоватое лицо. И орден на шали (Приложение 2). На картине проглядывает медаль. Она едва заметна. Разглядеть её достаточно трудно. По слухам, сам Александр I прослышал о Кожиной и самолично наградил ее 500 рублями и серебряной медалью за храбрость. Но эта версия не нашла официального подтверждения[4]. Также не нашла подтверждения и версия о том, что

ее даже познакомили с самим Кутузовым. Согласно легенде, как вспоминал Кутузов, привели к нему «огромного роста женщину, в высоких валяных сапогах, в короткой юбке и полушубке, с вилами в руках. Но, несмотря на воинственный вид, лицо ее было крайне добродушно»[5].

Изучая историю Василисы Кожиной, можно обнаружить больше легенд, чем реальных фактов. Мы выяснили, что в дореволюционной историографии основными источниками по восстановлению истории Василисы и её подвига были исторические анекдоты, а также работы В.А. Лунина «Старостиха Василиса»(1897 г.), Василия Черемухина «Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.» ( 1912 г.), А.Е.Зарина «Женщины-героини в 1812 г году»(1912).

Надо заметить, что эти произведения достаточно трудно назвать историческими трудами, которые используют архивные материалы и опираются на проверенные факты. Это скорее исторические литературные повести. Тот же В.А. Лунин не являлся историком. Он значится как лубочный писатель, автор историко-литературных очерков, повестей, обработанных сказок.

Познакомившись с содержанием этих произведений, мы нашли множество нестыковок, связанных с жизнью Василисы Кожиной. Во-первых, у Лунина Василиса носит фамилию Туляева[6]. У других авторов фамилия не указывается. Во-вторых, у Лунина Василиса живет в «деревне Пристенки, в верстах полтораста от Москвы, по большому Смоленскому тракту» [7 ]. У Черемухина и Зарина Василиса была женой старосты Сычевки Смоленской губернии Пореченского уезда[8 ]. Возникает вопрос: описанные Василисы- это одно и то же лицо, или речь идет о разных людях, или это вымышленный собирательный образ? Мы обратились к энциклопедии «Отечественная война 1812 года» и нашли там информацию о том, что Василиса Кожина-« крестьянка, жена старосты хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии» [9]. Мы изучили карту Смоленской губернии(приложение 3) [10 ]. И обнаружили, что в Сычевском уезде имелся хутор Гошково, а вот села Сычевки в Пореченском уезде нет. Село Сычевка была центром уезда Сычевский. Это еще раз подтверждает, что в данные произведения не могут являться источниками достоверной информации о нашей героине.

В советской историографии история Василисы Кожиной также не нашла подробной проработки. Мы предполагаем, что это связано с тем, что отсутствуют достоверные сведения о жизни Василисы Кожиной. Нет точных сведений о дате рождения и дате смерти. В «Большой советской энциклопедии» записано: «гг. рождения и смерти неизвестны» [11]. Предположительно это 1780-1840[12]. Информация о Василисе Кожиной присутствует в монографии советского историка Н.Ф.Гарнича «1812» [13]. Василиса Кожина предстает как умелый и храбрый командир отряда партизан из крестьян. Также в работе «Нашествие Наполеона в Россию» в главе «Малоярославец и начало партизанской войны» академик Е.В.Тарле приводит сведения о действиях отряда под руководством Василисы Кожиной. При этом подчеркивает, что достаточно трудно разобраться: легенда это или вымысел. «О той же Василисе или о кружевнице Прасковье, действовавшей около Духовщины, ходили целые легенды, но трудно выделить в них истину, отделить историю от фантазии».[14]. Надо отметить, что в советский период герои , подобные Василисе Кожиной, находили широкий отклик в трудах историков и учебниках. Но мы не нашли не только больших исследований, но и подробной информации.

В современной исторической науке работ о Василисе Кожиной нет. В 2004 г. была издана «Энциклопедия Отечественной войны 1812 г.», в которой есть краткая информация о Василисе Кожиной, которая практически повторяет информацию Большой советской энциклопедии[15]. Оживил интерес общественности к забытому образу Василисы одноименный фильм, снятый в 2013 г. режиссером Антоном Сиверсом. Созданный актрисой Светланой Ходченковой образ Василисы еще больше далек от исторических реалий. Но художественный фильм и не претендовал на достоверное воспроизведение действительности. Из всей истории Василисы осталось только имя и образ женщины-героини, которая отчаянно сражалась с французскими захватчиками. Вышедший фильм подогрел интерес к образу народной героини. В газете «Аргументы и факты» появляется статья Андрея Сидорчика «Героиня из черни. Минута славы Василисы Кожиной», в которой он пытается ответить на вопрос: почему так мало информации о народных героях Отечественной войны 1812 г. Вот так он объясняет эту причину «Причина этого явления проста — сведений о крестьянском сопротивлении армии Наполеона на самом деле крайне мало потому, что сразу после Отечественной войны никто и не думал заниматься сбором этих данных» [16].

  1. Подвиг Василисы.

Далее мы постарались определить основное содержание подвига Василисы Кожиной. В этой информации практически все имеющиеся в нашем распоряжении источники были единодушны. Василиса организовала отряд из крестьян, с которыми нападали на отставшие части обозов, остатки отступавших французских войск. Кроме того, конвоировала пленных французов. Василиса проявляла храбрость, смелость, иногда была крайне жестока. Как пишет тот же Тарле: « лично перебившая вилами и косой немало французских солдат»[17]. Содержание анекдотов и лубков также отражают данную информацию. Но некоторые источники отмечают и великодушие Василисы, что делает её героический образ более привлекательным. А.Е.Зарин пишет о том, что, когда французы стали отступать, Василиса смилостивилась к врагу, стала просто сопровождать пленных[18]. А у Черемухина описывается случай о том, как Василиса помогла пленному французу, которому отдала часть денег, пожалованных ей М.И.Платовым за её храбрость[19].

Таким образом, изучив всю находившуюся в нашем распоряжении информацию о Василисе Кожиной, можно сделать некоторые выводы:

  1. Информация о Василисе Кожиной отрывочна и полна неточностей;

  2. Однозначно ответить на вопрос «Василиса- это миф, созданный в условиях войны 1812 г., или реальность?» однозначно нельзя, хотя есть косвенные сведения о существовании Василисы и её подвиге

  3. Даже в советский период, когда происходило возвеличивание народных героев, информация о Василисе скудная. А это свидетельствует, что историки не нашли достоверные сведения о Василисе Кожиной;

  4. В большей степени этот образ формировался на основании легенд и историй, которые передавались и пересказывались в тот период времени.

Глава 2. Василиса Кожина на страницах учебников истории

  1. Дореволюционные учебники о Василисе.

Во второй части своей работы мы постарались выяснить, как и в какой период Василиса Кожина попала на страницы учебников истории и была названа героиней. История, как мы знаем, несет в себе огромный воспитательный заряд. С помощью исторического материала можно заниматься формированием мировоззрения, духовно-нравственных качеств учащихся. Одним из важнейших качеств является патриотизм. Это качество будет актуально во все времена. И материал о героях, которые особенно проявляли себя в военный период нашей истории, помогает решать эту задачу. Вот мы и задались вопросом выяснения того, когда материал о Василисе был включен в учебники истории.

Для выяснения этого вопроса мы познакомились с содержанием учебников истории дореволюционной, советской и современной школы. Это учебники Д.И.Илловайского « Краткие очерки русской истории», С.Ф. Платонова «Учебник русской истории», И.И. Беллярминова «Элементарный курс всеобщей и русской истории», Н.И.Кареева « Учебная книга по Новой истории», Л.Шестакова « История СССР. Краткий курс.4 класс», А.Я.Ефименко « Элементарный учебник по русской истории», И.А.Федосова « История СССР. Учебник для 8 класса», А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век. 8 класс», Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова, А.А. Левандовского, А.Я. Токаревой « История России. 9 класс. Ч.1».

Изучив содержание данных учебников, мы выяснили, что в дореволюционных учебниках, по которым обучались в гимназиях и реальных училищах, информация о Василисе Кожиной отсутствует. Хотя нужно отметить, что приведена информация о партизанском движении в годы Отечественной войны, подчеркивается народный характер войны. Так, в учебнике Платонова сообщается : « Вооружаясь чем попало, они нападали на отдельные французские отряды и истребляли их, жгли французские запасы, громили неприятельские обозы, словом, наносили врагу, какой только могли, вред. При таком возбуждении народа маленькие отряды кавалеристов и казаков, высланные на французов из русской армии, могли с чрезвычайной легкостью и удобством вредить врагу, нападая на него со всех сторон внезапно и украдкой, ведя с ним «партизанскую войну». (Среди партизан особенно были известны Фигнер, Давыдов и Сеславин.) Народ всячески помогал партизанам, укрывал их, доставлял им сведения о движении неприятеля, поддерживал их в боях. Народная и партизанская война страшно вредила французской армии и расстраивала ее»[20]. В самом издаваемом учебнике по истории Д.И.Илловайского нет упоминания о Василисе Кожиной и её геройских поступках. Но также подчеркивается героизм простых людей во время войны: «В это критическое время русский народ вполне обнаружил свой высокий патриотический дух. Он мужественно перенес все бедствия, связанные с неприятельским нашествием, и готов был всем пожертвовать для спасения отечества. Дворянство разных губерний вооружило на свой счет до 300 000 ратников; все сословия вместе пожертвовали 100 000 000 рублей на военные издержки; в то же время началась партизанская и народная война..»[21]. В учебнике И.И. Беллярминова есть упоминания о других героях- партизанах Отечественной войны, но о Василисе сведений нет: « Изданный еще ранее манифест о составлении народного ополчения в помощь регулярным войскам теперь возымел особенную силу. Во всех губерниях, преимущественно же ближайших к Москве, купцы жертвовали деньги, а дворяне собирали ополчения; отважные офицеры: Фигнер, Давыдов и др. составляли из храбрецов летучие отряды партизан»[22] Мы видим, что упоминаются в первую очередь партизаны дворянского происхождения. Это может найти свое объяснение господствующей в тот период дворянской историографией. А возможно и тем, что достоверные сведения о героических действиях представителей крестьян действительно отсутствовали.

  1. Советские и современные учебники о народной героине

В советских учебниках информация о Василисе и её отряде находит свое место. Советское государство и историческая наука создавала своих героев. Героев из простого народа. И Василиса соответствовала всем требованиям тогдашних исторических и патриотических стандартов. В первую очередь, в основном учебнике для советской школы для учащихся 8 класса под редакцией А.И. Федосова. Отечественная война 1812 г. изучалась советскими школьниками в 8 классе. Изучение в тот период было линейным, и не повторялось в старшей школе. Так пишет об этом учебник: «Бесчинство неприятеля, пожар Москвы вызвали гнев народа. На территории, захваченной противником, развернулась народная война. В этой малой войне прославились отряды партизан-офицеров Д.В.Давыдова, А.Н.Сеславина, А. С.Фигнера. Крестьяне создавали также небольшие отряды. Прославились в этой войне старостиха Василиса Кожина, партизанский отряд, которой смело нападал на врага».[23].

В современных учебниках мы просмотрели линию издательства «Просвещения». Это учебники А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. 8 класс» и новый учебник «История России. Ч 1. 9класс» под ред. А.В.Торкунова, переработанный в соответствие с принятым историко-культурным стандартом (ИКС). И в том и другом учебниках имеется информация о Василисе Кожиной одинакового содержания: «Всероссийскую известность своими отважными действиями против войск противника приобрела крестьянка-партизанка Сычевского уезда Смоленской губернии Василиса Кожина»[24]

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

  1. Информация о Василисе Кожиной и её подвиге попала на страницы учебников истории в советское время;

  2. Это укладывалось в идеологическую линию государства по преподаванию истории в школе и воспитанию подрастающего поколения при формировании патриотических качеств;

  3. Образ Василисы оказался актуальным и в современных учебниках истории, позволяющий так же, как и в советское время, формировать духовно-нравственные качества;

  4. Информация о Василисе в учебниках скудная, формулируется несколькими фразами. Подробного описания подвига нет.

Глава 3. Нужна ли сегодня героиня Василиса

Василиса Кожина стала героиней с легкой руки Греча, который опубликовал в журнале «Сыны Отечества» анекдот. Героиня исторических рассказов и лубков 19-нач.20 века, оставившая свой след в учебниках истории. Загадка, неразгаданная и по сей день. Мы решили выяснить, что известно современным людям об этой героине. Для этого мы провели опрос среди учащихся и педагогов школы, студентов и педагогов Агротехнологического колледжа. Мы задавали вопросы «Знаете ли Вы, кто такая Василиса Кожина», «Смотрели ли Вы фильм Василиса и о ком он», «Нужно ли знать о героях». Опрос показал, что большинство опрошенных респондентов не знают о Василисе Кожиной и не смотрели фильм, соответственно не знаю о его содержании. По поводу знания о героях 100% ответили утвердительно. О героях знать необходимо. Этот простой опрос выявил явное противоречие. С одной стороны, все осознают, что о героях знать необходимо, а с другой стороны о героических действиях Василисы никто не знает. Хотя на уроках истории эта информация присутствует. Кроме того снят фильм. Пусть даже этот фильм не отличается исторической достоверностью, но передает основную идею: борьба обычной женщины с неприятелем.

Мы попытались разобраться: актуальна ли сегодня информация о подвигах Василисы? Может ли она быть нравственным ориентиром для людей?

Конечно, в своей работе мы не претендуем на поиск однозначного ответа, это по многим причинам сделать достаточно трудно. Но постараемся привести некоторые аргументы, которые смогут нам несколько прояснить данный вопрос.

Опрос показал, что все респонденты однозначно считают, что о героях знать нужно. Изучив сайты на предмет обсуждений героизма, мы выяснили, что данная тематика популярна в блогах. Есть сайт «Герои сегодня», где публикуется информация о геройских поступках современных людей[25] Ею интересуются, обсуждается вопрос «Нужны ли сейчас герои?» Все высказывают различные мнения: причем порой полярно противоположные. От : «Герои нужны во все времена, иначе мы не сможем построить собственную шкалу морально-нравственных ценностей, не сможем говорить о чести и достоинстве, не сможем восхищаться уникальными навыками и знаниями, к которым стоит стремиться»[26] до «Население разрознено, у каждого свои трудности: у одних суп жидкий, у других жемчуг мелкий.

Население не умеет растить Героев. Да они ему и не нужны. Не хочется защищать, отдавать жизнь за «не наших»[27].

А на самом деле, нужны ли нам герои? В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...»[28]. Эта проблема актуальна в России как никогда. По данным Института социологии Российской академии наук, которые опубликованы в 2013 г. в информационном бюллетене «Социокультурные факторы консолидации российского общества», за последние 15 лет значительно ослабли такие качества россиян, как патриотизм, преданность Родине[29]. Галерея национальных героев- один из важнейших ресурсов в деле воспитания патриотизма. Они те, на которых нужно равняться, они те, кто подарили нам будущее.

Кто же такой герой? Кого можно считать героем? В словаре Ушакова мы читаем : «Герой- исключительный по смелости или по своим доблестям человек, готовый к самопожертвованию».

Подходит ли Василиса Кожина под данное определение? Все источники подтверждают, что это была смелая женщина. И даже, если допустить, что это некий собирательный образ женщины- крестьянки времен Отечественной войны, смелость и храбрость- это отличительные черты Василисы. Доблесть как высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое свойство души, высшая добродетель, великодушие также присуща Василисе. Она ,не задумываясь, приходит на помощь своей Родине. Образ Василисы обладает двойным героизмом, так как в борьбу с врагом вступает не просто солдат и офицер, а обычная женщина-крестьянка, которая не обучена военным хитростям. Её удел(не будем забывать, что это 19 век) заниматься хозяйством, растить детей. Женщина-воин в то время выглядела необычно, вызывая общественный резонанс. Может быть поэтому сначала появился анекдот, который потом стал историей подвига Василисы Кожиной.

Заключение.

В ходе нашего исследования гипотеза в большей степени нашла свое подтверждение. Образ Василисы-героини формировался на волне роста патриотических чувств , связанных с Отечественной войной 1812 г. Но особенностью было то, что практически отсутствуют достоверные источники деятельности Василисы Кожиной. Архивных сведений, которые бы могли подтвердить все истории об её деятельности, нет. Поэтому информации о ней в исторических монографиях, посвященных Отечественной войне 1812 весьма мало. Это всего несколько скупых строчек. Большинство деталей из ее жизни были выдуманы и приукрашены. Не нашла подтверждения легенда о том, что Василиса встречалась с Кутузовым, что была награждена медалью и денежной премией. Образ Василисы в большей степени мифический. Создание его происходило, как нам кажется, поэтапно. Сначала стихийно в годы войны из уст в уста передавались легенды о героических действиях старостихи Василисы и её партизанском отряде. Возникло множество разных интересных историй, в которых формировался образ бесстрашной, мужественной женщине-богатырше, возглавившей отряд женщин и детей. Эти истории вылились в исторический анекдот, который попал на страницы журнала «Сын Отечества», содержание которого носило открытый патриотический характер. И именно с этого времени начинается целенаправленное создание исторического мифа «Народная героиня Василиса». Далее в канун юбилея Отечественной войны 1812 г. друг за другом публикуются исторические повести, центральной фигурой становится Василиса и её подвиги в годы войны. Эти повести не основаны на реальных исторических источниках, и сами по себе не могут претендовать на научные исторические работы. А завершенный образ народной героини, партизанки Василиса приобретает в годы советской власти. Но и в этот период информации о Василисе недостаточно.

На примере Василисы можно проследить, как и с какой целью рождается исторический миф. В истории много примеров мифов подобного рода. Самый известный миф об Александре Невском, вернее о словах, которые он произнес: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Эти слова произносит Николай Черкасов, сыгравший Невского в одноименном фильме С. Эйзенштейна 1930 г. На самом деле в основных источниках отсутствует информация по этому поводу. Но этот миф стал реальностью.

Вот так и история о Василисе и её подвиге быстро обросла легендами и превратилась в исторический миф. Но этот миф имел под собой и историческую основу. А с другой стороны этот миф во многом может использоваться для воспитания патриотических чувств молодого поколения, в том числе и в современное время.

Источники и литература

Пушкин В. А., Костин Б. А. Женщины 1812 года / Из единой любви к Отечеству. — М.: «Молодая гвардия»,1988 (Библиотека журнала ЦК ВЛКСМ, № 17(332)) С. 107—109. — Тираж 75 000 экз.

Гарнич Н.Ф. 1812 год. - М., 1956.

Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004.

Л.В.Лунин. Старостиха Василиса.- М.,1897

В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912

А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912

История СССР. Под ред.А.М.Панкратовой. Учебник для 10 класса, М, 1952 г.

Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. История России. 9 класс. Ч.1, М, «Просвещение», 2016, стр. 32

И.А.Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса, М. 1974 г.

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина..История России. XIX век. 8 класс, М, «Просвещение», 2008, стр.30

Информационно-аналитический бюллетень «Социокультурные факторы консолидации российского общества».- М.,2013г, стр. 25

http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/341-plat-tut-145

http://dugward.ru/library/ilovayskiy/ilovayskiy_kratkie_ocherki.html#dalney

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/Azbuka/p9.html

http://bse.sci-lib.com/article062484.html

http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/vasilisa_kozhina_krestjanka_stavshaja_komandirom_partizan/4-1-0-211

http://1812.nsad.ru/130

http://topwar.ru/18675-vasilisa-kozhina.html

http://www.aif.ru/society/history/geroinya_iz_cherni_minuta_slavy_vasilisy_kozhinoy

http://dugward.ru/library/bellarminov/bellarminov_elementarniy_kurs.html#a078

http://topwar.ru/30606-nuzhny-li-seychas-geroi.html

http://heroestoday.ru/

http://practiceducation.com/node/245

http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

Ссылки:

  1. http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/vasilisa_kozhina_krestjanka_stavshaja_komandirom_partizan/4-1-0-211

  2. там же

  3. http://1812.nsad.ru/130

  4. Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004., стр.351

  5. А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912, стр. 16

  6. Л.В.Лунин. Старостиха Василиса.- М.,1897, стр.3

  7. Там же, стр.4

  8. В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912, стр.9

  9. Кожина, Василиса // Отечественная война 1812 года: Энциклопедия. - М., 2004., стр.351

  10. http://metalloiskateli-info.ru/wp-content/uploads/2012/02/smolenskaya-guberniya-karta-21.jpg

  11. http://bse.sci-lib.com/article062484.html

  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кожина,_Василиса

  13. Гарнич Н.Ф. 1812 год. - М., 1956,стр.137,197

  14. http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

  15. http://bse.sci-lib.com/article062484.html

  16. http://www.aif.ru/society/history/geroinya_iz_cherni_minuta_slavy_vasilisy_kozhinoy

  17. http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1012052/Tarle_-_Nashestvie_Napoleona_na_Rossiyu.html

  18. А.Е.Зарин. Женщины-героини 1812 года.-М., Типография «Товарищество И.В.Сытина», 1912, стр. 14

  19. В.Черемухин. Старостиха Василиса и другие герои народной войны 1812 г.-М., Типография торгового дома Коновалова, 1912, стр.9

  20. http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/341-plat-tut-145

  21. http://dugward.ru/library/ilovayskiy/ilovayskiy_kratkie_ocherki.html#dalney

  22. http://dugward.ru/library/bellarminov/bellarminov_elementarniy_kurs.html#a078

  23. И.А.Федосов. История СССР. Учебник для 8 класса, М. 1974 г., стр. стр.24-25

  24. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарева. История России. 9 класс. Ч.1, М, «Просвещение», 2016, стр. 32

  25. http://heroestoday.ru/

  26. http://topwar.ru/30606-nuzhny-li-seychas-geroi.html

  27. http://practiceducation.com/node/245

  28. http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

  29. Информационно-аналитический бюллетень «Социокультурные факторы консолидации российского общества».- М.,2013г, стр. 25

Примечания

Ви́ктор Алексе́евич Лу́нин (6 [18] ноября 1838, Екатеринослав, Российская империя — ? [после 1914]) — военный врач, лубочный писатель. Автор ряда учебных пособий по медицине, исторических очерков и произведений других жанров (более 150 книг).

Лунин написал ряд учебных и ознакомительных пособий по медицине. По выходе в отставку он в 1887 году опубликовал уголовный роман «Купленный выстрел, или Шайка отравителей». После этого ему стали поступать заказы от «народных» издателей книгопродавцов Е. А. Губанова и Е. И. Коноваловой. Лунин продолжил издавать книги разных жанров (исторические очерки и повести, обработки сказок и др.) и вскоре стал одним из самых плодовитых и известных лубочных писателей, наряду с такими как И. С. Ивин, М. Е. Евстигнеев и К. К. Голохвастов.

Кроме военно-исторической темы Лунин в своих сочинениях затрагивает быт различных социальных слоёв общества (крестьянского, купеческого, чиновничьего, помещичьего, дворянского и др.), включая дореформенную эпоху. В трудах Лунина прослеживается явное сочувствие к представителям социальных низов, а также убеждение, что «трудолюбие, вера в Бога и покорность судьбе всегда вознаграждаются, а неправедная жизнь ведёт к плохому концу». Лунин также писал и на малороссийском (украинском) языке.

Евге́ний Ви́кторович Та́рле (первоначальное имя — Григорий Вигдорович Тарле; 27 октября (8 ноября) 1874 года, Киев — 5 января 1955 года, Москва) — российский и советский историк, академик АН СССР (1927).

Окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1896). Дипломное исследование: «Крестьяне в Венгрии до реформы Иосифа II» В феврале 1900 г. ученый совет Киевского университета присвоил Тарле ученое звание приват-доцента. Его магистерская диссертация (1901 г.) была издана отдельной книгой, а в 1902 г. на основе диссертации Тарле публикует в либерально-народническом журнале В. Г. Короленко «Русское богатство» статью «К вопросу о границах исторического предвидения».

В 1903—1917 (с небольшим перерывом в 1905 г.) приват-доцент Петербургского университета. В 1911 г. защитил докторскую диссертацию на основе двухтомного исследования «Рабочий класс во Франции в эпоху Революции». В 1913—1918 одновременно профессор университета в Юрьеве (Тарту). С 1918 г. Тарле — один из трёх руководителей Петроградского отделения Центрархива РСФСР. В октябре 1918 г. избран ординарным профессором Петроградского университета (а потом Ленинградского), затем становится профессором Московского университета и живёт в Москве (до ареста).

В 1921 году избран членом-корреспондентом Российской академии наук, а в 1927 году — действительным членом Академии наук СССР.

Удостоен Сталинской премии (первой степени) 1942 года за коллективный труд «История дипломатии», т. I, опубликованный в 1941 г. Почетный доктор университетов в Брно, Праге, Осло, Алжире, Сорбонне, член-корреспондент Британской академии (1944), действительный член Норвежской академии наук и Филадельфийской академии политических и социальных наук.

Теребеневская азбука- знаменитое издание «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известное как «Теребеневская азбука». Её создатель скульптор И. И. Теребенев (1780-1815) завоевал поистине всенародную славу своими графическими листами на темы Отечественной войны 1812 года.

Теребеневу принадлежит более полусотни сатирических рисунков, снискавших наряду с карикатурами А. Г. Венецианова и И. А. Иванова небывалую популярность в самых широких кругах русского общества.

«Сын отечества» - исторический, политический и литературный журнал, созданный в Петербурге в сентябре 1812 года. Основатель и редактор-издатель Н. И. Греч. До 1825 года выходил еженедельно, затем периодичность журнала менялась.

При своем возникновении журнал имел целью мобилизацию общественного мнения на борьбу с нашествием Наполеона; редакция получила разрешение на значительное расширение политической информации и литературной пропаганды. Журнал напечатал «Послание к русским» А.П.Куницына и «Освобождение Швеции от тиранства Христиана II, короля датского» И.К.Кайданова. Этой цели отвечали и патриотические басни И.А.Крылова. («Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица»), карикатуры художников А.Г.Венецианова и И.И.Теребенева на Наполеона и его армию, а также переводы «Гласа истины» Э.М.Арндта, «Вступления в историю освобождения Соединенных Нидерландов» Ф.Шиллера. В 1815-1825 годах печатались стихи К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, критические статьи Н.И.Гнедича, А.С. Грибоедова, П.А.Вяземского, Д.В.Веневитинова, О.М.Сомова и др.

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

26

Просмотров работы: 1610