ВВЕДЕНИЕ
Зачем знать историю? Хорошее знание истории является одной из наиболее резких черт, которые отличают человеческую жизнь от животного существования. Знать историю не просто нужно, но и очень важно, ведь с прошлого всегда начинается будущее. Вся история человечества – это банк памяти, это хранилище исторического опыта, это механизм восприятия, понимания и актуализации этого общества. Также узнавание о жизни людей прошлых столетий интересно и увлекательно. Ведь неслучайно большинство людей любит читать исторические романы и разные исторические энциклопедии. Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своём труде об истории писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Актуальность темы исследования. О том, что многие современные школьники обладают поверхностными знаниями - ни для кого не секрет. Причиной незнания истории своей страны могут служить многие факторы: это и интернет со своим потоком информации, и телевидение, и система образования с «натаскиванием» на тесты ОГЭ и ЕГЭ, и многое другое. Вопросы патриотического воспитания всегда были приоритетными в нашей стране, в этом году они имеют особую остроту, что подтверждает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы». В рамках данной программы считаемактуальной данную исследовательскую работу. Работа посвящена проблеме исторической безграмотности школьников по теме наградного дела в России.
Этому служат многие примеры: различные презентации, на которых школьники присваивают чужие ордена и медали своим дедушкам, прадедушкам, прошедшим ВОВ, путают значение спортивных, юбилейных и боевых медалей, покупают медали и т.д.
В исследовательской работе мы рассматриваем наградное дело времён Великой Отечественной войны, когда подвиги совершали особенно часто, а награждений было наибольшее количество.
Целью данного исследования является знакомство школьников с наградным делом в России на материале электронных архивных документов.
Достижению этой цели способствует решение ряда задач:
Изучить периодическую печать и электронные источники информации по данной проблеме;
Сделать теоретический анализ по теме исследования;
Провести анкетирование учащихся восьмых классов МБОУ ООШ №269 Снежногорска Мурманской области;
Сделать выводы по исследуемой теме на основе анкетирования;
Провести беседу среди 8 классов МБОУ ООШ №269 Снежногорска о значении знания наградного дела для каждого школьника;
Сформулировать рекомендации по повышению патриотизма и исторической грамотности школьников г. Снежногорска Мурманской области.
Объект исследования. Наградное дело в России как составляющая патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования. Осведомлённость школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области о наградах через знакомство с наградным делом времён Великой Отечественной войны на материале электронных архивов.
Гипотеза. Мы предполагаем, что большинство обучающихся не знают, какое значение имеют награды ВОВ.
Новизна исследования состоит в том, что автором осуществляется попытка определить роль наградного дела в России; выявить осведомленность у школьников о знании наградного дела в нашей стране; провести беседу среди школьников о значении знания наградного дела и научить работать с доступными архивными материалами; разработать рекомендации по повышению патриотизма и исторической грамотности школьников г. Снежногорска Мурманской области. Подобное исследование впервые проводится в нашем городе.
Методы исследовательской работы:
В ходе нашего исследования были использованы такие методы, как: 1) работа с различными источниками информации: словари, журналы, научная литература, архивные материалы, энциклопедии, интернет-источники; 2) анализ и сравнение; 3) описание, сбор, систематизация материала; 4) анкетирование; 5) беседа.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы учителями на классных часах и беседах со школьниками, а также для широкого круга читателей, интересующихся такой наукой как история, обществознание. Работа школьников с доступным электронным архивным материалом повысит их интерес кистории нашей страны и уровеньпатриотического воспитания.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наградное дело в истории России
Еще в древности у людей появилась потребность выражать признательность коллектива отдельным его членам за отличия перед ним. При формировании советской наградной системы четко прослеживалась ясная закономерность - новые награды учреждались лишь тогда, когда в них появлялась необходимость. Первый советский орден - орден «Красное Знамя» РСФСР был учрежден декретом ВЦИК от 16 сентября 1918 года. В декабре 1920 г. Восьмым Всероссийским съездом Советов был учрежден орден Трудового Красного Знамени РСФСР. В апреле 1930 г. Президиум ЦИК СССР учредил высшую награду страны - орден Ленина и еще одну военную награду - орден Красной Звезды. В апреле 1934 г. Постановлением ЦИК СССР была установлена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. В ноябре 1935 года Постановлением ЦИК СССР учреждается новая награда, орден Знак Почета. В декабре 1938 г. Президиум Верховного Совета СССР установил высшую степень отличия - звание Героя Социалистического Труда. Несколько позже были учреждены золотая медаль «Серп и Молот», медали «Золотая Звезда», «За отвагу», «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».
Великая Отечественная война стала мощным толчком для развития наградного дела в Советском Союзе. Появлялись новые боевые награды. В частности и те что, что были приурочены к определенным событиям, такие как «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда». В последующем к ним присоединились медали «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья»1.
Во время Великой Отечественной войны появились новые боевые награды. 20 мая 1942 г. был учрежден орден Отечественной войны. В том же 1942 г. были учреждены полководческие ордена - Суворова (трех степеней), Кутузова (трех степеней), Александра Невского и медали. В 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «Партизану Отечественной войны» (двух степеней) и два особенных ордена - высший военный орден «Победа» и солдатский орден Славы. В 1944 г. были учреждены награды для военных моряков - орден Ушакова (двух степеней) и орден Нахимова (двух степеней) и медали Ушакова и Нахимова. Героическая победа нашего народа в Великой Отечественной войне была отмечена учреждением медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги». В послевоенный период до 1967 г. новые ордена не учреждались; за эти годы появилось лишь несколько юбилейных, памятных и "отраслевых" медалей.
С начала 1992 года, после распада СССР, начала формироваться самостоятельная наградная система РФ. Первым правовым актом о наградах в Российской Федерации является Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации»2. С 1994 года начала формироваться и утверждаться современная система наград.
Порядок награждения государственными наградами в Российской Федерации
Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан не только за выдающиеся заслуги в защите Отечества, но и иные выдающиеся заслуги перед государством. Право награждать государственными наградами и присваивать звания Российской Федерации предоставлено Президенту РФ (ст. 89 Конституции).
Порядок награждения определяется в основном Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ. Им предусмотрено, что ходатайство о награждении государственными наградами обсуждается в коллективах организаций и после принятия соответствующего решения направляется после согласования с органами местного самоуправления районов, городов в органы исполнительной власти субъектов РФ или по согласованию с ними в федеральные органы государственной власти. Представление к государственным наградам должно иметь форму наградного листа, которая утверждена Указом Президента РФ «Об утверждении форм наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации».
Государственные награды вручает Президент Российской Федерации или по его поручению и от его имени уполномоченные им лица.
Государственные награды вручаются в обстановке торжественности и широкой гласности не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу указа Президента РФ о награждении. Перед вручением государственных наград зачитывается указ Президента РФ о награждении.
Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Правила ношения орденов и медалей
Порядок ношения государственных наград регулируется «Положением о государственных наградах Российской Федерации» (утверждено Указом Президента РФ от 7 сентября 2010г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»). В частности:
При наличии у лица одноимённых государственных наград различных степеней носится только знак одноимённой государственной награды более высокой степени, за исключением знаков ордена Святого Георгия и знаков отличия - Георгиевских Крестов. Данное правило распространяется на ношение лент в виде планок или розеток к одноимённым государственным наградам.
Знаки орденов Российской Федерации и медали Российской Федерации, за исключением знаков орденов Российской Федерации, которые носятся на плечевой ленте, орденской цепи или шейной ленте, носятся на колодках. Колодка для ношения орденов Российской Федерации и медалей Российской Федерации пятиугольная. Колодка имеет в нижнем углу фигурный вырез для прикрепления с помощью кольца ордена или медали. Высота колодки от вершины нижнего угла до середины верхней стороны - 50мм, длина верхней стороны - 26мм, длина каждой из боковых сторон - 39мм, длина каждой из сторон, образующих нижний угол, - 26мм. При ношении нескольких орденов и медалей верхние стороны колодок примыкают друг к другу, образуя прямую линию без перерывов, а каждая колодка, расположенная справа, частично накрывает колодку, расположенную левее3.
О том, какие ордена и медали носятся на плечевой ленте, орденской цепи, шейной ленте и на какой стороне груди, какие ордена и медали надевают по торжественным случаям, а какие носят ежедневно, можно узнать там же, в «Положении о государственных наградах Российской Федерации».
Награды ВОВ (Орден Победы, Орден Отечественной войны I степени, Орден Отечественной войны II степени)
В годы Великой Отечественной войны за славный подвиг победы над фашизмом орденами и медалями были награждены миллионы советских офицеров и бойцов. Уже в первые годы этой войны стали учреждаться новые награды, и к уже существовавшим ранее прибавилось 12 орденов и 25 медалей, которые вручались воинам и партизанам, подпольщикам и ополченцам, самоотверженным труженикам тыла.
Орден Отечественной войны - первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны (учреждён 20мая 1942 г.). Также это первый советский орден, имевший разделение на степени. Орден I степени был выполнен из золота и серебра, орден II степени - из серебра. Является первым орденом, учрежденным в годы ВОВ, а также первой наградой, присуждающейся за определенные заслуги и конкретные подвиги. В предписании указывалось, например, сколько конкретно самолетов, танков или орудий противника должно было быть уничтожено или повреждено соискателем награды. Орден Отечественной войны I и II степени могли получить лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизаны, которые проявили в боях с фашистами храбрость, стойкость и мужество либо своими действиями способствовали успеху боевых операций советских войск. Особо оговаривалось право на этот орден гражданских лиц, награждавшихся за вклад в общую победу над врагом. Орденом I степени награждается тот, кто лично уничтожит 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника, либо в составе орудийного расчета - 3 тяжелых или средних танка или 5 легких. Орден II степени мог заслужить тот, кто лично уничтожит 1 тяжелый или средний танк или 2 легких, либо в составе орудийного расчета 2 тяжелых или средних или 3 легких танка противника. Награждение орденом Отечественной войны могло быть повторяемо за новые подвиги и отличия. Орден Отечественной войны I степени носится награждённым на правой стороне груди и располагается после ордена Александра Невского. Орден Отечественной войны II степени носится на правой стороне груди и располагается после ордена Отечественной войны I степени. Этим орденом награждено около 1276000 человек. Чтобы своевременно награждать бойцов и командиров, отличившихся в боях, право вручать орден Отечественной войны было передано военному командованию - от командующих фронтами и флотами до командиров корпусов включительно. Награждение орденами часто происходило в боевой обстановке сразу же после совершения подвига. Первыми кавалерами ордена Отечественной войны стали советские артиллеристы. В истории ордена Отечественной войны I степени есть и весьма редкие случаи, когда эта награда вручалась всем участникам какой-либо одной военной операции. Первыми такой чести удостоились члены экипажа подводной лодки «К-21», которая 5 июля 1942года атаковала в Баренцевом море крупнейший вражеский линкор «Тирпиц». Орденом Отечественной войны награждались целые воинские части и соединения, военные училища и оборонные заводы. Орденом Отечественной войны I степени были награждены и многие города: Белгород, Воронеж, Кисловодск, Курск, Мурманск, Орёл, Ржев, Ростов-на-Дону, Смоленск, Сочи и другие. После войны орденом Отечественной войны были награждены десятки тысяч раненых бойцов, которые по каким-либо причинам не получили наград, к которым они были представлены во время боёв с немецкими захватчиками. В 1950-1960-е годы и позже орденом Отечественной войны были награждены и многие иностранные граждане. В течение 35 лет орден Отечественной войны оставался единственным советским орденом, передававшимся семье как память после смерти награждённого (остальные ордена необходимо было возвращать государству).
В 1943 году после ожесточённых и кровопролитных боёв Красная Армия начала одерживать победу над фашистскими оккупантами. За правильные тактические и стратегические разработки по успешному проведению боевых операций, повлекших за собой резкую перемену обстановки в пользу Красной Армии было решено награждать лиц высшего командного состава особенным орденом. 8 ноября 1943 года был подписан Указ Верховного Совета СССР об учреждении высшего военного ордена «Победа» (Первоначальное название «За верность Родине»). Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено 19 награждений орденом «Победа». Дважды его получили Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин, маршалы Г.К. Жуков и А.М. Василевский. По одному ордену заслужили за искусное руководство войсками маршалы И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, Л.А. Говоров, С.К. Тимошенко и генерал армии А.И. Антонов. Маршал К.А. Мерецков награжден за отличие в войне с Японией. Кроме того, советским военным орденом были отмечены пять иностранных военачальников за вклад в общую победу над фашизмом. Это Верховный Главнокомандующий Народно освободительной армией Югославии маршал Броз Тито, Верховный Главнокомандующий Войска Польского маршал М. Роля-Жимерский, Верховный Главнокомандующий союзными экспедиционными вооруженными силами в Западной Европе генерал армии Д. Эйзенхауэр, командующий войсками группы армий в Западной Европе Б. Монтгомери и бывший король Румынии Михай. В феврале 1978 г. орденом Победы был награждён Л.И. Брежнев. В 1982 году это награждение аннулировали, так как оно противоречило статуту ордена, в годы войны Брежнев не занимал постов в высшем командном составе армии. Таким образом, Леонид Ильич вошел в историю как последний, 17-й кавалер ордена «Победа», и единственный, кто был лишен этой награды, - правда, посмертно.
Орден «Победа» относится к числу редчайших и красивейших наград мира. «Победа» - самый красивый и большой по размерам советский орден. Знак ордена «Победа» представляет собой выпуклую пятиконечную рубиновую звезду, окаймлённую бриллиантами. В промежутках между концами звезды расходящиеся лучи, усеянные бриллиантами. Середина звезды представляет собой круг, покрытый голубой эмалью, окаймлённый лаврово-дубовым венком. В центре круга золотое изображение кремлёвской стены с мавзолеем Ленина и Спасской башней в центре. Над изображением надпись белыми эмалевыми буквами «СССР». В нижней части круга на красной эмалевой ленточке надпись белыми эмалевыми буквами «ПОБЕДА»4. Знак ордена изготавливается из платины. В украшении ордена использованы платина, золото, серебро, эмаль, пять искусственных рубинов в лучах звезды и 174 мелких бриллианта. Орденский знак крепили к мундиру с помощью штифта и носили на левой, а не на правой стороне груди, как все прочие ордена со штифтовым креплением. Следующее исключение из правил состояло в том, что орден размещался ниже всех орденов и медалей (высшие по рангу ордена носят выше всех остальных). Зато планку с лентой ордена «Победа» носили выше всех остальных наград, и она имела ширину 46 мм, а не 24 мм, как прочие орденские планки.
Всего создано было 20 экземпляров столь почётного ордена. Все ордена, вручённые советским военачальникам, а также маршалу Польши М. Роля-Жимерскому, находятся в России. В Центральном музее Вооружённых Сил находится 5 орденов «Победа»: два Жукова, два Василевского и один Малиновского. В зале Победы этого музея выставлены копии орденов, сами ордена находятся в запасниках. Остальные экземпляры ордена «Победа» находятся в Гохране (ордена К.К. Рокоссовского и М. Роля-Жимерского - в Алмазном фонде)5. Награда Эйзенхауэра находится в Мемориальной библиотеке 34-го Президента США в его родном городе Абилин (штат Канзас). Награда маршала Тито экспонируется в музее «25 мая» в Белграде (Сербия). Награда фельдмаршала Монтгомери экспонируется в Имперском военном музее в Лондоне. Неясна судьба ордена «Победа», принадлежащего королю Михаю I (на празднование 60-летия Победы он приехал без ордена). По одной из версий, он его продал более 30 лет назад за 4 миллиона долларов. По официальной версии, «орден «Победа» находится в имении короля Михая I в местечке Версуа, в Швейцарии». Ордена «Победа» нет в системе наград Российской Федерации. Сейчас в живых остался лишь один награждённый - бывший король Румынии Михай I. При этом правила ношения ордена «Победа» формально по-прежнему сохраняются в ряде действующих нормативных правовых актов России. Однако сохранение этих положений представляет собой, скорее, дань традиции и не может свидетельствовать о возможности награждения кого-либо орденом «Победа» в будущем.
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1. Этапы проведения исследования
Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):
Таблица 1.
Этап |
Задачи |
Используемые методы |
Сроки |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы |
- изучить научную, энциклопедическую литературу, - электронные архивные документы; - официальные исследования; - официальные сайты. |
|
март 2016 – август 2016 |
2 этап. Практическое исследование проблемы |
- проанализировать роль наградного дела в России; - провести анкетирование школьников восьмых классов МБОУ ООШ №269 Снежногорска; - провести беседу на классном часе со школьниками. |
|
Сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г. |
3 этап. Практическое использование результатов |
- обобщить изученную информацию; Разработать: - рекомендации по внедрению дополнительных тем о значении наград и особенностях наградного дела в России для факультативных занятий и классных часов (бесед); - информационный буклет. |
|
Декабрь 2016 – январь 2017 г. |
2.2. Анкетирование школьников г. Снежногорска ЗАТО Александровск Мурманской области. Анализ по результатам анкетирования
Учащимся трёх 8-х классов нашей школы было предложено принять участие в анкетировании. Всего приняло участие 71 учащийся. Из них: обычные ученики из 8-Б и В классов - 52 (64%) и 19 (36%) кадетов из 8-А класса.
Результаты анкетирования были удручающие. Они показали, что более 50% учащихся ничего не слышали о наградном деле, а 42% и не желают ничего об этом знать. Большинство современных детей не знают, какие бывают ордена и медали, с какой целью их учреждают, кому и за что выдают. При этом у многих учащихся есть члены семьи, имеющие награды, но какие, им неизвестно. Благодаря ежегодным общешкольным мероприятиям, посвящённым Дню Победы, большинство учеников на вопрос «На какие мероприятия надевают ордена и медали?» ответили, что на 9 Мая.
Изучив внимательно полученные результаты, мы проанализировали ответы учащихся 8-х классов ещё раз. Но теперь мы отдельно рассмотрели и сравнили ответы кадетов и ответы ребят из обычных классов. Вот что у нас получилось.
Современные дети ничего не знают про ордена и медали. Так 14% учащихся из обычных классов и 16% кадетов назвали орден «За мужество» (государственная награда Украины), а в России существует орден «Мужество». В кадетском классе 16% ребят назвали орден «Красная Звезда». Красная Звезда – это геральдический знак, который был символом Красной Армии, а орден правильно назывался орден Красной Звезды. Неточно был, упомянут и орден Красного Знамени. Также кадеты (13%) упомянули знак отличия «Герой СССР», но это звание, а не медаль или орден. Отрадно, что 20% ребят из обычных классов и 10% кадетов вспомнили про медаль «За отвагу». Лишь единицы назвали орден Ушакова и орден Святого Георгия. Про орден Победы, о котором я говорил выше, вспомнили только 7% кадетов, в обычных классах про этот орден не слышал никто. Кроме этого, 4% кадетов упомянули Высший военный орден, а это и есть орден Победы – высшая военная награда. Орден Отечественной войны I и II степени никому не известен.
На вопрос: «На какие мероприятия надевают ордена и медали?» - 65% учащихся из обычных классов и 37% кадетов ответили, что на 9 Мая. По 10% ребят из каждого класса не дали ответа вообще. 15% ребят из обычных классов ответили, что на день ВВС и ВДВ, а 10% - на любые мероприятия. Ребята (53%) из кадетского класса ответили на этот вопрос так: «Ордена и медали надевают на военные мероприятия», что является неверным ответом, т.к. к военным мероприятиям в России относится много чего (например, принятие присяги, военные учения и т.д.), а ношение медалей и орденов разных регалий бывает как повседневным, так и по торжественным случаям.
По результатам анкетирования было выявлено, что 95% кадетов слышали о наградном деле, но, исходя из их ответов на предыдущие вопросы, напрашивается вывод, что слышать – слышали, но ничего не услышали, т.е. не запомнили. 84% учащихся кадетского класса привлекает данная тема, и они хотели бы и дальше изучать наградное дело. В обычных классах лишь 42% учащихся заинтересовала эта тема, и они бы хотели получить нужную информацию об орденах и медалях.
Как показало анкетирование, у многих восьмиклассников (54% в Б и В, 79% в А) есть родственники, воевавшие в годы Великой Отечественной войны, работающие в тылу, находившиеся в концлагерях, имеющие награды, передающиеся из поколения в поколение.
Подводя итоги вышесказанного, хочется надеяться, что ребята, узнав немного о наградном деле, заинтересуются этой темой и хотя бы узнают, какие медали и ордена сохранились в семье после их прабабушек и прадедушек.
2.3. Выводы по сравнительному анализу патриотического воспитания в обычных и кадетских классах
Сравнивая результаты тестирования обычных классов с кадетскими, видно, что в кадетских классах воспитательная работа по патриотическому воспитанию ведётся лучше, продуктивнее. Однако в обоих случаях уровень знаний очень низок. Причин для этого несколько.
Во-первых: в школьной программе отводится недостаточное количество часов на тему «Наградное дело в России», информация об определенных орденах и медалях даётся не развернуто, кратко. Во-вторых, даётся только теоретический обзор материала, а ведь сколько можно увидеть на практике, как было бы здорово посетить классом музеи и увидеть своими глазами коллекцию медалей и орденов. В-третьих, подростки мало читают. Посмотреть и лайкнуть чьё-то видео для многих важнее чтения. Перечислять можно много, но суть ясна - необходимо обратить особое внимание на тему «Наградное дело в России» и принять меры по решению данной проблемы. От каждого из нас зависит общий результат.
2.4. Работа с материалами электронных архивов ВОВ
Одной из основных этапов практики по исследовательской работе является работа с архивными документами. Так как мы рассматриваем наградное дело времён Великой Отечественной войны, мы изучили следующие электронные материалы:
№ |
Название сайтов электронных архивов ВОВ |
Адрес ссылок |
1. |
Министерство обороны РФ |
http://archive.mil.ru/ |
2. |
Министерство обороны РФ |
http://mil.ru |
3. |
Подвиг народа |
http://podvignaroda.ru |
4. |
Мемориал |
http://obd-memorial.ru |
5. |
Описание лучших архивных документов |
http://lifehacker.ru |
6. |
Бессмертный полк России |
http://polkrf.ru |
7. |
Найти солдата |
http://http://parad-msk.ru/search-soldat/ |
8. |
Память народа |
http://pamyat-naroda.ru |
9. |
«Soldat.ru» — база данных погибших в ВОВ |
http://soldat.ru |
10. |
«Победители» — Солдаты Великой войны |
http://pobediteli.ru |
Мы познакомились с данными материалами. Работа с материалом электронных архивных документов мне понравилась тем, что данные документы доступны для всех жителей нашей страны. Я изучил документы, награждения и подвиги своих однофамильцев. Это интересно и захватывающе. У меня возникло чувство, что я перенесся на многие годы назад. Я ввёл в поисковик базы данных награждений СССР свою фамилию. Каково же было моё удивление, когда я нашёл там 60 своих однофамильцев. Я решил не останавливаться на достигнутом результате и ввёл в поисковик «Боровов Михаил Андреевич». Результат превзошёл все мои ожидания. Я нашёл своего тёзку 1914 года рождения. Больше всего меня поразило его место жительства – Горьковская область, т.к. мои родители и все ближайшие родственники оттуда родом. А вдруг это мой прадед? Я продолжил изучать документы, но, к моему великому сожалению, этот человек оказался всего лишь однофамильцем. Много Борововых проживало в Ляховском районе Горьковской (ныне Владимирской) области, но все они не имеют никакого отношения к моим родственникам. Тогда я решил ввести данные родственников по маминой линии, Киселёвой (в девичестве) Марины Николаевны. Не надеясь уже на положительный результат, я с удивлением обнаружил там, что мой прадед, Киселёв Андрей Николаевич, 1926 года рождения, был награждён орденом Отечественной войны II степени. К сожалению, его уже нет в живых, и он не расскажет мне о себе, но я точно для себя решил, что летом поеду на родину прадеда, пообщаюсь с его дочерьми и узнаю, как можно больше, о своём предке, чтобы память о нём жила и дальше.
2.5. Проведение классного часа на тему: «Наградное дело в истории России: историческое значение для современников»
Изучив самостоятельно работу электронных архивов, мне захотелось поделиться с одноклассниками своими познаниями и познакомить их с наградным делом через электронный архивный материал. Как показало анкетирование, у многих родственники принимали активное участие в ВОВ. Зная, сколько времени современный школьник проводит в интернете, мы считаем, работа с электронным архивом должна принести пользу школьнику и вызвать интерес.
Я провёл беседу на классном часе о наградном деле в России, особый упор я сделал на ордена и медали ВОВ, так как именно в годы ВОВ военное дело получило свой расцвет. Основным материалом послужил теоретический анализ литературы. Я обратил внимание на то, что многим было интересно слушать, мне задавали вопросы.
Далее я показал, как зайти на сайт и найти своего родственника, как мы и предполагали – работа увлекла обучающихся (Фотоотчёт см. ПРИЛОЖЕНИЕ №7).
На основе выводов по теоретической части исследования, анализа по анкетированию, самостоятельного анализа нормативных документов мы разработали рекомендации по внедрению дополнительных тем о значении наград и особенностях наградного дела в России для факультативных занятий и классных часов.
2.6. Рекомендации по внедрению дополнительных тем о значении наград и особенностях наградного дела в России для факультативных занятий и классных часов
Важность и актуальность изучения наградного дела 1941-1945гг обусловлена тем, что всё меньше и меньше остаётся в живых настоящих ветеранов – живых свидетелей тех лет. На сегодняшний день необходимо проводить классные часы, посвящённые этой теме, уроки Мужества на уроках истории и литературы. Важно всё знать о своей семье: кто воевал, за какие заслуги получил те или иные награды, чтобы память об этих людях жила среди как подрастающего поколения, так и будущего. Нужно гордиться своими прабабушками и прадедушками, отдававшими свои жизни ради мира на родной земле. Историю необходимо знать, чтобы потомки не повторяли ошибок предков, чтобы сегодняшнее поколение не почувствовало на себе все тяготы и лишения военных лет.
Таким образом, мы считаем, что необходимо включить тему наградного дела в России в программы факультативных занятий в школе; использовать на уроках средства ИКТ и работать с доступными электронными историческими документами, учителям предлагать детям писать проекты и исследовательские работы по данной теме, участвовать в олимпиадах и конкурсах по истории; проводить тематические мероприятия; изучать фалеристику через полезные ссылки в интернете, в социальных сетях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется отметить, что цель нашего исследования достигнута – мы изучили наградное дело в России и выяснили, что школьники МБОУ ООШ №269 ЗАТО Александровск не знают о наградном деле в России.
Решили ряд задач:
Изучили периодическую печать, архивные документы и электронные источники информации по данной проблеме;
Сделали теоретический анализ по теме исследования;
Провели анкетирование учащихся восьмых классов МБОУ ООШ №269 Снежногорска Мурманской области;
Сделали выводы по исследуемой теме на основе анкетирования;
Сформулировали рекомендации по повышению патриотизма и исторической грамотности школьников г. Снежногорска Мурманской области по теме исследования.
Наша гипотеза подтвердилась. Большинство обучающихся действительно не знает, какое значение имеют награды ВОВ и в целом о наградном деле. В исследовательской работе мы предлагаем мероприятия, которые повысят у подростков знания о наградном деле в России. В перспективе исследования я бы хотел создать группу в социальных сетях, где планирую выложить материал по теме, фотографии орденов и медалей с полной характеристикой, обсуждать со сверстниками основные проблемы наградного дела в России, делиться полезными ссылками и ценной архивной информацией. Мне бы очень хотелось посетить со своим классом музей боевой славы в Мурманске и Мурманский областной краеведческий музей, музеи истории блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны в Санкт-Петербурге. Меня очень заинтересовала данная тема, я хочу продолжить изучение наградного дела, но уже на конкретных примерах. В ближайшем будущем я планирую изучить архивы ЗАТО Александровск Мурманской области и выявить, есть ли там информация о земляках, награждённых орденом Отечественной войны I или II степени. Я попробую собрать как можно больше материала об этих людях, потом поделюсь полученной информацией с одноклассниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Балязин В.Н. За подвиг ратный и трудовой: Кн. для учащихся / В.Н. Балязин. М.: Просвещение, 1987.
Бурков В.Г. Фалеристика: Учеб. пособие. М., 2010. 305 с.
Государственные символы и награды Российской Федерации. М., 2009 г. 362 с.
Данилов А.Ю. Российская фалеристика: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2012. 123 с.
Дуров В.А. Русские награды XVIII- начала XX веков / В.А. Дуров. М.: Просвещение, 1997.
Деревянко О. Л. О системе наград Министерства обороны Российской Федерации // Военно-исторический журнал. - 2001. - № 2.
Когда в России появились первые награды? http://poznaimir.hut1.ru/nagrada.html (Дата обращения: 24.04.2016 г.)
Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР / Г.А. Колесников. М.: Воениздат, 1993.
Кузнецов А.А. Ордена и медали России / А.А. Кузнецов. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Кузнецов А.А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории российских наград / А.А. Кузнецов. М.: Современник, 1999.
Кузнецов А.А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории российских наград [пер. и доп.] / А.А. Кузнецов М.: Современник, 2013.
Кузьмичев И., Трифон А. Ведомственные медали силовых структур Российской Федерации. - М.: Братишка, 2006.- 240 с.
О наградах, награждениях и награжденных // http://onagradah.ru/katalog-ordenov-i-medalejj-rossii/# (Дата обращения: 20.05.2016 г.)
Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды / Г.А. Мурашев. СПб.: ООО Издательство Полигон, 2003.
Русские боевые награды http://bibliotekar.ru/rusOrden/ (Дата обращения: 20.05.2016 г.)
Формирование наградного дела в России http:// studbooks.net/739305/istoriya/dela_rossii (Дата обращения: 22.04.2016 г.)
Чепрунов Н.И. Наградные медали Государства Российского. М., 2011. 288 с.
Чепурнов Н.И. Наградные медали Государства Российского. Энциклопедическое иллюстрированное издание / Н.И. Чепурнов. М.: Русскiй мiръ, 2001.
Электронный банк документов «Подвиг народа в великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» // http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome (Дата обращения: 22.04.2016 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета для обучающихся восьмых классов МБОУ ООШ №269 г. Снежногорска
Уважаемые жители г. Снежногорска Мурманской области, благодарим Вас за проявленное внимание к данному опросу!
Ваши ответы будут использованы в научных целях.
Для чего, по Вашему мнению, выдаются ордена и медали?
Ответ:___________________________________________________________________
Какие ордена и медали Вы знаете?
Ответ:___________________________________________________________________
На какие мероприятия одевают ордена и медали?
Ответ:___________________________________________________________________
Рассказывали ли Вам учителя в школе о наградном деле в России?
Ответ:___________________________________________________________________
Интересна ли Вам данная тема?
Ответ____________________________________________________________________
Хотели бы Вы узнать информацию об орденах и медалях на уроках, классных часах в школе?
Ответ:___________________________________________________________________
Есть ли у Ваших членов семьи награды и какие?
Ответ:___________________________________________________________________
Как Вы считаете, важно ли для развития патриотизма в России знать значение наград и почему?
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Основные диаграммы по результатам анкетирования
Какие ордена и медали вы знаете
На какие мероприятия одевают ордена и медали
Рассказывали ли вам учителя о наградном деле в России
Есть ли у ваших родственников ордена или медали?
Интересна ли вам данная тема?
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
http://baza.onagradah.ru/
http://baza.onagradah.ru/
Однофамильцы
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
http://baza.onagradah.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
http://baza.onagradah.ru/
Прадед
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Проведение классного часа на тему: «Наградное дело в истории России: историческое значение для современников»
Индивидуальная работа обучающихся с материалами электронных архивов наградного дела времён Великой Отечественной войны
1 Электронный банк документов «Подвиг народа в великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» // http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome (Дата обращения: 22.04.2016 г.)
2 О наградах, награждениях и награжденных // http://onagradah.ru/katalog-ordenov-i-medalejj-rossii/# (Дата обращения: 20.05.2016 г.)
3 Данилов А.Ю. Российская фалеристика: Учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2012. 123 с.
4 Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР / Г.А. Колесников. М.: Воениздат, 1993.
5 О наградах, награждениях и награжденных // http://onagradah.ru/katalog-ordenov-i-medalejj-rossii/# (Дата обращения: 20.05.2016 г.)