Введение.
«Боевой дух – готовность каждого солдата бить врагов и самому быть убитому, для чего непременно нужна полная уверенность в том, что война есть дело святое».
(В. Соловьев)
21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев санкционировал введение в России института военного духовенства. Выступая на специальном совещании, Президент Российской Федерации сообщил, что в его адрес были направлены обращения лидеров ведущих российских религиозных организаций, в которых содержались предложения по преподаванию в школах дисциплин, направленных на духовно-нравственное просвещение, а также о введении в Вооруженных Силах института капелланов. «Я принял решение поддержать оба этих обращения: и идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики, считаю также целесообразным организовать работу на постоянной основе в наших Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии», — сказал Д. Медведев.
В последние годы в нашей стране разрабатываются новые принципы взаимоотношения государства и религиозных организаций, упрочается роль и место религии в социально-политической и духовно-нравственной жизни общества. В выработке новых духовных начал государственности значительную роль может сыграть церковь. Одним из важных вопросов современной жизни является возможность взаимодействия церкви и армии и разработка соответствующих законодательных основ. Успех этого процесса во многом зависит от объема наших исторических знаний, от того, насколько полно и объективно будет учтен опыт прошлого. Это делает особенно актуальным изучение существовавшего более 200 лет этого особого института, накопившего богатейший опыт нравственно-патриотического воспитания и духовно-просветительной деятельности среди военнослужащих.
В словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник». Важной проблемой, оказывающей влияние на уровень патриотического воспитания молодежи, стало резкое падение среди юношества престижа военной службы вообще, и службы по призыву, в частности. Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в 1989-1995 годах, подтверждает это. Так, если в 1989 году 41% опрошенных молодых людей заявили, что идут служить с желанием, то в 1995 году о желании служить в армии высказался лишь каждый пятый призывник. В то же время количество не желающих проходить военную службу в 2000 г. составляет более 60% опрошенных призывников.
Научная разработка проблемы патриотического воспитания чрезвычайно своевременна и необходима, так как патриотическое воспитание способствует формированию демократической культуры отношений, гражданской позиции, навыков общественной жизни, прививает любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям.
Исходя из актуальности и значимости темы, можно сформулировать цель нашей работы. Она состоит в том, чтобы, опираясь на уже достигнутый уровень исторической науки, осуществить анализ процесса становления и развития военного духовенства в постсоветский период, изучить опыт его воздействие на морально-психологический облик военнослужащего.
Для достижения поставленной цели исследования мы ставим перед собой следующие задачи:
- раскрыть сущность военного духовенства как социально-политического института, выявить его место и роль в военной и государственно-церковной организации современной России;
- провести анализ процесса становления и развития военного духовенства в России в постсоветский период;
- показать слаженность взаимодействия различных религий в составе военного духовенства и их единую цель;
- сделать обобщающие выводы и вывести исторические уроки из опыта деятельности военного духовенства в России.
Объектом исследования является военное духовенство в России в постсоветский период и в настоящее время.
Предмет исследования – процесс становления и развития военного духовенства в России и его влияние на воспитание чувства патриотизма военнослужащих.
Принципы и методы исследования. В работе мы руководствовались основными положениями научной теории познания и главными принципами исторического исследования: историзм, научность и объективность. В процессе исследования использованы общенаучные методы: сравнения, обобщения, классификации, систематизации, а также интервьюирование служителей церкви и мечети.
Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой научной проблемы и ее содержанием.
Практическая значимость состоит в том, что ее содержание и сделанные выводы могут быть реализованы в воспитательной работе с кадетами по формированию патриотизма и чувства долга перед своей страной.
Глава 1.Анализ процесса становления и развития военного духовенства в России в постсоветский период.
Традиция служения священников на войне восходит к давней истории.
Военное духовенство было уникальным институтом, возникшим на стыке двух различных государственных структур своего времени – Церкви и армии, и входившим в общую систему государственного управления Российской империи. Он представлял собой часть церкви, выполняя функции и задачи церковной организации, по обширности и значению равной епархии, но деятельность его была направлена на определенную часть войска. Он подчинялся особым законам, функционировал в особых условиях, коренным образом отличных от условий жизни обычных епархий и вынужден был приспосабливаться к армейской и флотской жизни как мирного так и военного времени. В области пересечения задач и интересов столь разных учреждений особенно ярко проявляются их общность и противоречия. Это отразилось в структуре и функциях самого института военного духовенства, являющегося одновременно составной частью и армии и церкви.
Во второй половине XIX века проблемы патриотизма и личного участия в военных действиях начинают волновать российское общество. В 1865 году начинается публикация романа Л.Н.Толстого «Война и мир», зарождается течение «непротивления злу насилием». В начале XX века выдающиеся русские философы Вл.Соловьев, Н.Бердяев и другие обращаются в теме войны и личного участия в ней, как в массовом убийстве. Святость дела войны не может лежать в сфере материальной – она в сфере надмирной, превышающей ценность даже человеческой жизни.
Именно в этот период возрастает необходимость особого, религиозно-нравственного и патриотического подхода к воспитанию военнослужащих. Если программа воспитания офицерского состава армии и флота осуществлялась в военных учебных заведениях, то постоянно менявшийся, в соответствии с законом о всеобщей воинской повинности, состав нижних чинов нуждался в воспитательной работе по месту прохождения службы.
Задачу патриотического воспитания естественным образом могла взять на себя только Церковь – институт, призванный служить высшей, надмирной истине – Богу.
В этот период институт военного духовенства достиг высшей точки своего развития. Но события 1917 года положили конец существованию института военного духовенства. Созданный как часть общей структуры государственного управления он был разрушен вместе с государством под ударами двух революций. Одним ударом была разрушена структура, на создание которой потрачено более 100 лет.
В постсоветский период интерес к истории военного духовенства Российской империи многократно возрос. Данный вопрос стал отдельной темой для диссертационных исследований, дипломных работ и курсовых проектов. Были изданы монографии, справочные издания, огромное количество статей. Публикации начала 90-х гг. по данной тематике в основном повторяли содержание работ дореволюционных авторов. Главную роль в патриотическом воспитании личного состава в армии Российской империи исследователи 90-х гг. отводили военному духовенству. В своих работах они ставили целью показать целесообразность возрождения института военного духовенства в Российской Федерации. Начиная с 2000-х гг. вопросом истории института военного духовенства в Российской империи стали интересоваться научные деятели различных гуманитарных направлений. Поводом новой волны исследований стали разговоры о возможном официальном появлении полковых священнослужителей в Российской армии. В этот период были изданы монографии Т. Н. Губской, А. Б. Григорьева, протоиерея Г. Полякова, И. К. Новожилова и др. Несмотря на научно-популярный стиль изложения некоторых из них, работы указанных авторов не лишены научной ценности.
В постсоветский период исследователи впервые начинают рассматривать духовенство неправославных исповеданий. Следует отметить, что этот вопрос изучен крайне слабо. Наиболее подробно данную тему рассматривает Х. М. Абдуллин. В его работах впервые на основе архивных материалов был показан опыт взаимодействия мусульманского духовенства и военного ведомства Российской империи. Отдельно хотелось бы отметить труды доктора исторических наук К. Г. Капкова. На основе различных опубликованных и неопубликованных источников исследователь показал развитие военного духовенства с момента первого официального упоминания до победы октябрьской революции и ликвидации института военного духовенства. Кроме того, автором приводится иллюстративный и справочный материал для дальнейшего изучения истории военного духовенства в Российской империи, осуществлен обзор архивных источников, периодических изданий, литературы. Также в его работах впервые в общем контексте рассматривается деятельность неправославного духовенства. К числу таких авторов относится А. В. Пчелинцев. Таким образом, краткий историографический обзор свидетельствует, что интерес к истории военного духовенства в Российской империи возник в конце XIX в. Первыми исследователями стали лица, имевшие непосредственное отношение к институту военного духовенства. Это были православные священники и люди, назначенные на разные контрольные должности над деятельностью духовенства. Историков-профессионалов среди них не было, но, тем не менее, публикации, изданные в указанный период, представляют огромную научную ценность благодаря освещенным в них фактам. Не лишены они также и научной объективности к исследуемому вопросу. Работы, написанные в советский период, также содержат богатый фактологический материал. Однако в них прослеживается четкая атеистическая идеология, и авторы стремятся показать военное духовенство как бесполезный институт, поддерживающий царизм. Короткий период временной «реабилитации» военного духовенства приходится на годы Великой Отечественной войны. Но вскоре после ее окончания и вплоть до самого распада СССР в публикациях вновь находит место негативное отношение к военному духовенству. Следует отметить, что в советский послевоенный период интерес к истории военного духовенства терпит заметный спад. Лишь в конце существования Советского государства были опубликованы несколько статей, где военное духовенство рассматривается как воспитательный орган в армии, а его деятельность в целом характеризуется положительно. Однако в этих публикациях в той или иной мере все еще прослеживается советская атеистическая школа. Не лишены были этих традиций и первые работы, изданные в постсоветский период, также в основном они повторяли содержание дореволюционных авторов. Главный акцент в этих исследованиях был сделан на воспитательный характер деятельности военного духовенства в Российской империи и возможность применения данного опыта в настоящее время.
Начиная с 2000-х гг. встал вопрос о воссоздании института военного духовенства в российской армии. Такого рода обсуждения стали катализатором для новой волны научных трудов. На современном этапе вопросом истории военного духовенства в Российской империи начали интересоваться историки-профессионалы. С этого времени в научных публикациях нашла отражение деятельность не только православного духовенства, но и мусульманского. Впервые были опубликованы ранее неизвестные факты. Интерес к истории военного духовенства в Российской империи существует уже более века. За это время были изданы десятки монографий по указанному вопросу. Однако до сих пор в данной теме остаются множество неисследованных проблем. Более или менее изучена история военного духовенства позднего периода – конец XIX – начало XX в. Период становления института полковых священнослужителей в имеющихся публикациях освещен слабо. В целом, во всех изданных работах рассматривается только опыт патриотического и морально-психологического воспитания военнослужащих того времени, героизм и патриотизм самих священнослужителей. Не нашло должного изучения военное духовенство неправославного исповедания. Не затрагиваются вопросы о конфессиональном составе армии Российской империи, о взаимоотношениях между представителями различных вероисповеданий, о деятельности военного духовенства по улучшению этих взаимоотношений, методы работы духовенства с военными и т.д.
Выводы.
Постсоветский период историографии (декабрь 1991 г. - настоящее время) характеризуется, с одной стороны, увеличением количества исследований и публикаций по истории Православия в России и военного духовенства, ликвидацией идеологических постулатов в оценке прошлого, с другой - разнообразием и противоречивостью подходов к исследованию этой проблемы.
Первое время в основном рассматривались проблемы истории православия в России, отдельные ее периоды. Часть работ страдала поверхностным подходом к проблеме, искажала факты или ограничивалась демонстрацией выдержек из ранее опубликованных работ. Причина такого подхода кроется, возможно, в недостатке на тот момент серьезных исследований и источников по рассматриваемой проблеме. Но были и публикации, представляющие интерес для изучения места и роли военного и морского духовенства в процессе воспитания и обучения воинов.
Таким образом, анализ историографии по истории военного духовенства в России позволяет сделать вывод о том, что при всей важности данная проблема в целом не получила должного комплексного освещения и обобщения и нуждается в дальнейшем осмыслении и исследовании. Однако, воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан.
Глава 2. Слаженность взаимодействия различных религий в составе военного духовенства и их единая цель.
«Без любви, к Родине, к людям трудно
поднять дух, навести порядок в армии».
(Р. Илющенко)
Данные войсковой части № 33860 г. Оренбурга выявили:
Эти данные свидетельствуют о том, что большая часть военнослужащих в 2016 г. – верующие, а значит люди, прислушивающиеся к служителям военного духовенства. Однако, вера у всех разная.
Патриарх Кирилл особо подчёркивает, что в армии могут работать представители всех традиционных религий России, однако должно быть исключено желание обратить в свою веру: «Важно подчеркнуть, что в армии не должно быть соревновательной миссии. …Не может православный прийти к мусульманам и проповедовать Православие. …Задача в том, чтобы священнослужители каждой конфессии или религии могли работать со своими чадами в армейской среде. Конечно на основе добровольности».
В ходе нашего исследования мы провели интервьюирование имама Зуфара-хазрат Субхангулова «Мечети ученика шейха Ахмада Ясави хаджи Хусейна бека хазрата» (Башкортостан, п. Чишмы) и священника Алексея Коновалова «Церкви Иконы Божьей Матери Тихвинской» (г. Оренбург).
1. Почему, на Ваш взгляд, вновь возродился институт военного духовенства?
Имам: В последние время люди все чаще стали возвращаться к Богу. Военные – это, прежде всего, тоже люди. Им не чужды все человеческие качества: Вера, Сострадание, Милосердие, Доброта, Человечность. Чтобы сохранить человеческие качества, чтобы человек оставался человеком в любой точке земного шара,он находится на связи с Богом. Чтобы он мог молиться, даже находясь на службе, и были созданы полковые священнослужители, имамы.
Священник: Институт военного духовенства возродился потому, что появились люди (священники), которые готовы поддерживать и заботиться о духовном состоянии граждан, наставлять их на путь служения Отечеству.
2. Есть ли необходимость в отдельном ведомстве? В армии так много верующих?
Имам: Каждое дело реализовывается поэтапно. На определенном этапе развития, возможно, потребуется необходимость в отдельном ведомстве.
Священник: В армии много верующих, нуждающихся в помощи и добром слове.
3. В истории нет фактов, свидетельствующих о конфликтах в армии на религиозной почве. Помогает ли в этом религия?
Имам: Если бы не было религии, то мира не было бы. Вера учит быть нас людьми. Бог призывает нас к миру, к милосердию, к уважению. Пророк Мухаммед сказал, истинный мусульманин должен относиться к другим так, как он бы хотел, чтобы относились к нему. И желать другим то, что желает себе. Эта заповедь раскрывает суть ислама.
Священник: Безусловно, помогает. Армия и церковь всегда контактировали и помогали друг другу.
4. Не идет ли в разрез с догмами различных религий служении в армии?
Имам: Нет. Не идет. Служба Отечеству – это священно. Священно защищать свой дом, мать, детей, Родину. Для каждого мужчины, это священный долг. Только пройдя службу в армии, мужчина становится мужественным.
Священник: Нет. Служение Отечеству – это священный долг каждого.
5. Может ли религия повлиять на исход столкновения интересов (решения мирным путем, диалогом и т.д.?)
Имам: Конечно. Естественно. Пока против тебя не начали, не надо начинать. Сначала слово, потом дело. Религия учит дипломатии. Без потерь, без кровопролития, без конфликтов. Религия учит миролюбию. Если только на тебя напал враг, тогда ты можешь и должен защитить свои близких.
Священник: В каждой религии главное – сохранение мира, любовь к ближним, именно поэтому церковь всегда старается решить любой конфликт мирным путем.
6. Много ли молодёжи приходит в мечеть/церковь?
Имам: Много молодёжи приходит в мечеть. Ищут правду, ищут истину. Кто размышляет, тот приходит.
Священник: В последнее время много молодежи обращается к Богу, некоторые задают вопросы, некоторые ищут ответы сами.
7. Призываете ли вы современных молодых людей к служению своей стране, Отечеству. Воспитываете ли вы у них чувство патриотизма?
Имам: Первое – это служение Богу. Второе – семье, отцу и матери (послушание). Третье – служба Родине, земле, на которой она родилась. Быть людьми. Пользоваться и беречь, а не разрушать.
Священник: Конечно, призываю. Если наша молодежь не усвоит истины, то кто же будет защищать нашу страну?..
Опрос священнослужителей подтверждает, что многонациональность и многоконфессиональность страны не являются препятствием для сотрудничества силовых структур с религиями народов России. Традиционные религии всегда найдут общий язык друг с другом, так как они являются сердцем народов, мирно сосуществовавших в течение многих столетий, обладающих общими интересами и одним Отечеством. Противники сотрудничества утверждают, что очень опасно разделять армию по конфессиональному признаку. Не начнутся ли религиозные войны в армии? Все традиционные религии имеют очень сходные заповеди: уважай человека, не вреди, не воруй.
Патриотические традиции, опыт достойного сотрудничества с государством в заботе о своей стране и ее людях и стали тем основанием, на котором строится в рамках действующего российского законодательства взаимодействие церкви и силовых ведомств, в том числе и в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания. И оно осуществляется не только с русской православной церковью, но и с другими религиозными организациями, действующими в Российской Федерации.
Выводы.
Итак, нуждается ли Россия в патриотическом воспитании, в осуществлении которого силовые структуры сотрудничали бы с религиозными организациями? Безусловно, да. Как было отмечено ранее, в стране есть реальные предпосылки и опыт военно-религиозного взаимодействия. Формирование общественного единства, престижа силовых структур, законопослушания – это условия выживания страны в условиях динамично развивающегося мира. И в этом свою важную роль сумеют выполнить церковь и традиционные религиозные организации народов нашей страны.
«Военнослужащий обязан быть патриотом, т.е. любить свою Родину. Ведь если воин не патриот своего Отечества, если он не готов отдать свою жизнь за Родину, то существование армии просто теряет смысл» (Р. Илющенко).
Заключение.
Значимость церкви в истории России, формировании ее государственности, культуры в целом, несомненно, высока. Оно неоднократно генерировало идеи, консолидировавшие общество и способствовавшие его возрождению и дальнейшему развитию.
Роль военного духовенства в российской армии заключается в следующем: 1) формировании и закреплении у воинов моральных качеств, необходимых защитнику отечества; 2) выработке психологической устойчивости, способности действовать смело, решительно, инициативно в самой сложной, напряженной обстановке. Оно осуществляется командирами и начальниками всех степеней. Но исходя из важности религии в мировоззрении и моральных устоев личности, духовенство всегда принимало самое активное участие в решении задач. По мере формирования структуры военного духовенства перед ним военное командование стало ставить конкретные задачи по религиозно-нравственному воспитанию военнослужащих.
Анализ обязанностей военного духовенства позволяет выделить три основных вида их деятельности по удовлетворению религиозно-нравственных нужд и потребностей военнослужащих: 1) священнослужение (богослужебная практика); 2) духовно-просветительская деятельность; 3) религиозно-нравственное воспитание и нравственное руководство прихожанами в духовной жизни.
Духовно-просветительская деятельность, решая с начала XX века задачи предотвращения проникновения в казармы революционного движения, выходила за рамки просто религиозного просвещения и морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности и решала общественно-политические задачи, направленные на повышение религиозности и благонадежности российского народа в целом.
Духовенство, осуществляя богослужебную практику и духовно-просветительскую деятельность, укрепляет воинских и гражданских чинов в вере, которая служит основой их морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по защите отечества и охране его границы. При этом решение духовно-просветительских задач во многом определяется и осуществляется совместно с военным руководством.
Известный французский просветитель Шарль Монтескье подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Поэтому, на наш взгляд, лучшее средство привития любви к Отечеству и воспитание патриотизма среди военнослужащих – это личный пример представителей военного духовенства, которые на протяжении русской истории являли собой пример героизма, храбрости и, в то же время, любви к ближним своим.
Патриотическое воспитание — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно строится на беззаветной любви и преданности к своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитании национальных святынь и символов, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Именно поэтому общество заинтересовано в воспитании духовно-нравственного человека, патриота и гражданина.
Список литературы.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 52 (29 декабря).
Кострюков А.А. Военное духовенство и развал армии в 1917 году/ Церковь и время – 205. - №2(31). – С. 144-198.
Котков В.М. Военное духовенство России: Страницы истории. – Книга 1. – СПб.: Нестор, 2004.
[10] Рыжов Л.Г. Религия в армиях России и Запада// Религия, церковь в Росси и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - № 9-10. – М., 1997. - С. 25.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Общественные Общероссийские чтения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: Информационный бюллетень № 2 (ноябрь). – М., 2001. – С. 35-36.
Смирнов Димитрий. Церковь и Армия// Вестник военного и морского духовенства. – 2004. - № 1. - С. 8.
Соловьев Вл. Сочинения. – Т.2. – М., 1988. – С.647.
Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика Советского государства в годы Великой Отечественной войны // Христианские чтения. – 1996. - № 12. // http://www.spda.ru/reading/12php.
http://www.oboznik.ru
http://tvn-tv.ru/news
http://slovar-dalja.ru/