Однажды по телеканалу «Мульт» я увидел мультфильм под названием «Волшебный фонарь». Это довольно современный российский мультсериал, был выпущен в 2015 году. Содержит в себе множество полезной информации для детей, что кроме компьютеров и гаджетов, можно забавно провести своё время. Мальчик, которого зовут Митя и его сестра - Катя смотрят истории с помощью «волшебного фонаря» и размышляют о происходящем.
Меня заинтересовало, а что же такое «волшебный фонарь». С этим вопросом я обратился к маме. «Это же фильмоскоп, - сказала мама, - а в моём детстве дома имелся такой волшебный фонарь. Это было для меня чудом. Я его обожала просто. Часто мы с соседскими детьми собирались у меня дома и смотрели диафильмы».
А вот и тема моего исследования, решил я.
Оказывается, было, время, когда у детей не было интернета, но это не мешало им регулярно писать трогательные письма друзьям и отправлять их по почте, такой себе Маил тех времен. Они даже умудрялись отправлять небольшие посылки с детскими сокровищами: открытками, журналами, календариками и значками. Советские дети почти не смотрели телевизор, а фильмы смотрели в кинотеатрах. Еще одним чудом были диафильмы. Диафильмы не идут ни в какое сравнение с мультфильмами, фильмами, которые можно посмотреть на планшете. Их можно сравнить только с «ожившими» книгами, если такое выражение можно применить к самому принципу действия «волшебного фонаря».
Фильмоскоп - это очень простой по своему устройству аппарат, который полвека тому назад творил чудеса. Он собирал вокруг себя взрослых и детей. Причём, детей было много, поскольку соседские ребятишки, родители которых не могли купить такую "игрушку", тоже с удовольствием рассаживались по стульям, а кому стульев не хватало, садились прямо на голом полу.
Кто-то один крутил ручку фильмоскопа, меняя на самодельном экране из белой простыни кадр за кадром, а все остальные зачарованно смотрели «мульфильм» и слушали озвучивающего его, который читал титры под картинкой, меняя тембр голоса в зависимости от персонажа, к которому относились данные реплики.
Никакие плазменные телевизоры с огромными экранами не способны создать той комфортной идиллии.
Актуальность: в последнее время, в век интернета и торжества научного прогресса, наблюдается повышение интереса к прошлому, к способам проведения досуга советских детей, поэтому считаю, что моя работа является актуальной и современной.
Цель работы: изучение формы семейного досуга советских детей – просмотр диафильмов.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
изучить литературу и источники информации по теме исследования;
выяснить принципы работы этого прибора и понять, почему он назван «волшебным фонарем»;
познакомиться с производством диафильмов;
научиться демонстрировать диафильмы;
познакомить моих одноклассников с «Волшебным лучом, рисующим сказки».
Методы исследования:
- эмпирические – наблюдение, описание, сравнение, анкетирование, беседа;
- теоретические – аксиоматический, гипотетико – дедуктивный.
Гипотеза: если я получу информацию о такой форме проведения досуга советских детей как просмотр диафильмов, то больше смогу узнать об истории своей страны.
Новизна работы, прежде всего, состоит в том, что поставленные автором задачи формулируются и рассматриваются им впервые. Оригинальным также является и выбранный подход: исследуя тайны «волшебного фонаря, автор приобретает новые знания в истории, физике, культурологии, социологии.
Объект исследования: формы проведения досуга советских граждан.
Предмет исследования: просмотр диафильмов.
К сожалению, литературы по этой теме очень мало, она сводится лишь к интернет-публикациям или форумам коллекционеров проекционной техники и диафильмов. Поэтому добывать информацию приходилось по крупицам, собирая ее в интернете и проверяя на достоверность.
2.1. История возникновения проекционных приборов.
Первый проектор был изобретен в ХVII веке и носил название «волшебный фонарь».
Волшебный фонарь является проекционным аппаратом и состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием и объективом. В корпусе размещён источник света. Изначально в корпус помещали свечу или лампаду, позднее —электрическую лампу. Изображения наносились на пластины из стекла, которые обрамлялись в металлическую, деревянную или картонную раму. Через оптическую систему, а позднее линзу, изображения проецировались на стену через отверстие в лицевой части аппарата. От перегревания свечой или лампой корпус аппарата защищали кожухом.
Изобретение «волшебного фонаря» принадлежит, вероятно, голландскому учёному Христиану Гюйгенсу1.
Первоначально «волшебный фонарь» служил для развлечения принцев и дворян. Однако вскоре он стал очень популярен и среди простого населения в городах Европы. Тематика демонстрируемых через диапроектор изображений была в основном развлекательной.
В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей. Образы проецировались на клубы дыма, стены или экраны. Скрывая фонарь, демонстраторы добивались эффекта присутствия в затемнённом зале светящихся фантасмагорий (от греч. призрак), что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса».
Позднее бельгийский физик и фокусник Этьен Гаспар Робертсон использовал особую подвижную конструкцию проектора — «фантаскоп» (phantascope), в котором размещались приспособления, позволяющие создавать примитивную анимацию изображения. Волшебный фонарь был поставлен на колеса и мог бесшумно передвигаться по рельсам.
Робертсон демонстрировал свои фантасмагории на улицах Франции и в старом монастыре в городе Провансе. Зрители поднимались в часовню, служившую зрительным залом, по таинственным коридорам и монастырским развалинам.
Робертсон с помощью волшебного фонаря имитировал вызывание призраков, показывал политические пьесы. Со своими представлениями Робертсон побывал и в России в городе Санкт-Петербурге.
В конце XVIII века фонарь стал использоваться в научных целях. В 1779 году ученый Жан-Поль Маратв своих выступлениях использовал — вариант волшебного фонаря, «солнечный микроскоп», который позволял проецировать предметы в цвете и движении.2
В 1838 году большой популярностью в Англии пользовалось представление ученого - оптика Солея, которое состояло в проецировании изображений, объясняющих основные оптические явления.
В 1848 году, в Англии, Клерк с помощью волшебного фонаря иллюстрировал свой курс лекций в Политехническом институте3.
В 1864 году некоторые курсы в Сорбонне сопровождались проекциями.
Таким образом, тематика демонстрируемых через проектор изображений была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, превратив тем самым волшебный фонарь в средство массовой информации.
Например, в Англии для волшебного фонаря были адаптированы «Робинзон Крузо», все произведения Шекспира, все произведения Вальтера Скотта.
А в Америке выпускались иллюстрации к религиозным гимнам, которые проецировались на стенах церквей.
Сеансы волшебного фонаря сопровождались, как правило, пением и музыкой или комментировались лектором либо рассказчиком.
Изображения для проекционного аппарата «Волшебный фонарь» размещались на стеклянной основе, ручным или печатным образом. Поздние фотографические изображения были колорированы. В XIX в. демонстрировали отснятые в студиях с участием актёров иллюстрированные рассказы.
Таким образом, волшебный фонарь является прототипом большинства современных проекционных устройств. Волшебный фонарь дал начало развитию кинематографа.
2.2. Диапроекторы, их устройство, способ работы.
С появлением кинематографа «Волшебный фонарь» утратил свое значение. Заслуга «волшебного фонаря» в том, что он дал начало появлению многой современной технике: диапроектору, фильмоскопу, диаскопу. Рассмотрим каждый из них.
Диапроектор (Slide projectors) — наиболее близок по принципу работы и по конструктивному решению к волшебному фонарю. Диапроекторынаибольшую популярность приобрели в ХХ веке. В СССР выпускались диапроекторы «Этюд», «Свет», «Свитязь», «Альфа 35-50», «Экран», «Спутник», «Протон» и др.
В нашей школе было обнаружено несколько диапроекторов «ДП», отличительной особенностью которых является кинопроекционная лампа повышенной мощности 300 Вт и, как следствие, принудительное охлаждение с помощью вентилятора4.
Коллекционеры сходятся, что это один из лучших аппаратов, но весьма редкий. Обладая высоким световым потоком, небольшим весом и габаритами, диапроектор ДП сочетает в себе простоту и надежность с функциональностью (принудительное охлаждение) дорогих аппаратов. Особый интерес придает надпись на задней стенке: "Только для использования учителем".
Диапроектор (слайдпроектор) - аппарат для проекции на экран прозрачных оригиналов (слайдов, т.е. пленка, разрезанная на кадры и помещенная в специальную картонную или пластмассовую рамку).
Носителями изображения для диапроектора является диапозитив, слайд или диафильм.
Далее приведем классификацию диапроекторов. Приводимая терминология весьма условна.
Фильмоскоп, фильмопроектор (проекционный фонарь) - проекционный аппарат для проецирования диафильма (неразрезанная пленка) на внешний белый экран.
Нами было найдено несколько моделей «Сказка», «ФД2М», «Ф-68», «ФГК – 49» (экспонат школьного музея).
Фильмоскопы «Сказка» и «ФД2М» весьма недорогие (от 12 до 15 рублей) и простые в обращении модели чаще покупались для домашнего использования.
Фильмоскоп «Ф – 68» и «ФГК – 49» мы обнаружили в школе. Хочется особо рассказать об экспонате школьного музея – фильмоскопе «ФГК-49». Раритетный фильмоскоп 50-х годов. Выпускался в Загорске на заводе "Школьного приборостроения". Работал от сети, все детали и узлы фильмоскопа смонтированы на металлическом основании. В осветительной камере с откидывающейся крышкой размещены источник света (автомобильная лампа 6В 21 свеча) и зеркальный рефлектор. Трехлинзовый конденсор и объектив типа "Перископ" с фокусным расстоянием 77 мм укреплены в корпусе фильмоскопа. Для удобства при переноске и для хранения фильмоскоп помещен в легкосъемный деревянный футляр с ручкой для переноски5. Антикварный фильмоскоп и сейчас очень и сейчас в рабочем состоянии.
Диаскоп - портативное устройство, предназначенное для просмотра прозрачных оригиналов на встроенном белом экране двумя глазами. Делятся на ручные (без лампы, только гнездо для слайда, лупа-окуляр и белый экран, изображения рассматриваются одним глазом - так называемый "просмотровый диаскоп") и настольные. Увеличение таких приборов обычно небольшое, всего несколько крат. Существуют также диаскопы так называемого бункерного типа. В специальный бункер, расположенный сбоку от просмотрового окна, укладывают стопкой 12 диапозитивов в рамках; диапозитивы поочередно вводятся в кадровое окно толкателем-сменщиком. При выводе из кадрового окна диапозитив поступает в нижний приемный бункер, и толкатель захватывает очередной диапозитив. Молочный экран подсвечивается электролампой, которая питается от сети переменного тока. Видимое увеличение изображения около 2х.
2.3. Производство диафильмов
Диафильм — это серия позитивных изображений (диапозитивов), объединённых общей тематикой в короткометражный фильм, состоящий обычно из 20-50 кадров. Диафильм связан с комиксом, мультфильмом, книжной иллюстрацией, но и отличается от них. Само название происходит от греческого δια, что в данном контексте означает «переход от начала до конца»; и англ. film — рулонная фото (кино)плёнка6.
Диапозитивный фильм основан на смене статичных кадров (в отличие от кинематографа). Его кадр ближе к станковой живописи или графике, поэтому некоторые художники и относят диафильм к изобразительному искусству.
В кадре диафильма присутствует движение, экспрессия, как в любом произведении изобразительного искусства. При этом остро стоит вопрос перехода от кадра к кадру, их сцепления и сочетания, а также проблема соответствия текста изображению.
Слово «диафильм» и предмет, которое оно обозначает, хорошо знакомо всем взрослым людям, выросшим из советских детей. Число людей, которые не знают, что такое «диафильм», увеличивается с каждым днем. Объяснить, что такое диафильм, оказывается не так просто. Потому что диафильм – это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения, разделенного на кадры. Это еще и своеобразная техника представления истории зрителю, при которой каждый кадр рассматривается по отдельности7.
Основным производителем диафильмов в Советском Союзе являлась московская «Студия „Диафильм“», основанная в 1930 году в Москве. Кроме детских диафильмов выпускался большой ассортимент учебных, в том числе на производственную тематику. Ряд фильмов был засекречен, поскольку предназначался для спецслужб. Также диафильмы производили студии в Ленинграде, Киеве («Укркинохроника») и Ташкенте. Плёнки тиражировали в Харькове и Рязани на кинокопировальных фабриках8.
Учебные диафильмы и диапозитивы широко применялись в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.
Возможность коллективного просмотра диафильмов на большом экране позволяла заменить дорогостоящую кинопроекцию более доступным шоу, особенно популярным у детей, предпочитавших его чтению иллюстрированных книг вслух.
Советские диафильмы хранили в коробочках, берегли их от света, царапин, сгибания, разрыва. Продавались они в магазине игрушек или через фирму «Посылторг». Выбирали в каталоге, где было указано название, количество частей, цена.
2.4. История советских диафильмов
Самые первые диафильмы в архиве студии «Диафильм» — выпуска 1941-1942 годов. Раньше детских диафильмов было примерно 20%, остальные — учебные, воспитательные, просветительские — например, о памятниках архитектуры, ведомственные. Есть диафильмы с таким вот, например, названием: «Действия взвода в момент атаки»…
«Производилось огромное количество диафильмов секретного содержания, – рассказывает последний директор студии «Диафильм» Сергей Скрипкин. – То есть, скажем, диафильмы, которые обучали владению оружием, каким-то серьезным приемам проведения обысков. При производстве таких диафильмов обязательно стоял красноармеец с оружием при входе и при выходе, куда никого не пускали, и художники работали прямо там, оставляли свои оригиналы прямо там, там фотографировали и отвозили.
С «Диафильмом» сотрудничало более трехсот художников, многие из них известны как иллюстраторы книг — Сутеев, Калаушин, Савченко, Степанцев…
Некоторые знаменитые мультфильмы, например, о Чебурашке, оказывается сначала вышли в «Диафильме», и только потом появился мультфильм. Диафильмовский Чебурашка довольно сильно отличается от мульфильмовского — он рисованный, не кукольный.
Над одним диафильмом трудилось много людей, уходило на него по несколько месяцев, ведь каждый диафильм — это оригинальное произведение, в него нельзя «впихнуть» целую книгу. Поэтому сначала писался сценарий, редактор разбивал его покадрово, художник создавал около 50 рисунков высокого качества. Затем оригиналы рисунков фотографировались, негативы сшивались. Каждый рисунок приходилось фотографировать в одном масштабе, текст должен был строго соответствовать картинке. Также требовалась колоссальная ручная работа по предпечатной подготовке, по обработке пленки, по изготовлению планшетов.
На студии «Диафильм» трудились такие художники как: Столяров Р.А., Ракутин Ю.М., Мазурин Г.Ф., Вторенко В.В., Евган Е.Н., Ингатов В.Г., Сапегин К.М. и др.
Поскольку диафильмы — это демонстрация неподвижных картинок, многие художники считают, что их изготовление является частью изобразительного искусства. Хотя именно в Советском Союзе освоили выпуск (впервые в мире) диафильмов по мотивам популярных кинофильмов, представляющих собой краткий дайджест сюжета и популярных сцен. Первым фильмом, «переложенным» в диафильм, стал «Броненосец «Потёмкин». Можно сказать, что для советского народа диафильмы заменили комиксы — поскольку такого явления, как комикс, в советской культуре не существовало. Благодаря этому они получили невиданное распространение. На протяжении нескольких десятилетий именно Советский Союз был лидером по производству оригинальных диафильмов — художественных и учебных. В год в стране выпускалось 100-200, а впоследствии — до 400 оригинальных диафильмов. И до сих пор существуют многочисленные клубы коллекционеров, собирающих старые диафильмы. В основном, конечно, советские, поскольку «несоветских» попросту не существует.
С началом Великой Отечественной войны студию «Диафильм» эвакуировали в Новосибирск, где на ее базе была создана киностудия по производству военно-учебных и инструктивных фильмов и диапозитивов — «Воентехфильм». Отсюда идет еще одна сфера применения диафильмов — выпускались особые диафильмы для спецслужб и разведшкол, которые наглядно демонстрировали те или иные аспекты будущей службы.После войны государство приняло решение расширить производство диафильмов и аппаратуры для их просмотра. Основную площадку по выпуску аппаратуры решено было создавать в Ленинграде. Для этого постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1946 года №2217 было создано объединение на базе литейно-механического комбината в Ленинграде. Производственные площади комбината, прежде использовавшиеся для изготовления школьных наглядных пособий, заняли новые станки, на которых стали выпускать первые модели советских диапроекторов. Спустя несколько лет комбинат был преобразован в Ленинградский завод учебно-наглядных пособий при Государственном комитете СССР по профтехобразованию, а еще позже, в 1969 году, стал называться Ленинградским опытным электротехническим заводом. Именно здесь разрабатывались и производились основные и самые популярные модели советских диапроекторов9.
2.5. Анкетирование разновозрастных респондентов.
Мною было проведено анкетирование 128 разновозрастных респондентов. Результаты занесены в таблицу.
Возраст |
9 |
12 |
14-15 |
16-17 |
20-30 |
30-40 |
40-50 |
50-64 |
итог |
Количество респондентов |
29 |
25 |
32 |
18 |
5 |
4 |
10 |
5 |
128 |
1. Знаешь ли ты, что такое диафильм? |
|||||||||
|
5 |
11 |
1 |
17 |
|||||
|
18 |
22 |
20 |
17 |
5 |
4 |
10 |
4 |
100 |
|
6 |
3 |
1 |
1 |
11 |
||||
2. Что такое фильмоскоп? |
|||||||||
|
5 |
4 |
11 |
1 |
1 |
22 |
|||
|
16 |
19 |
20 |
17 |
4 |
4 |
10 |
5 |
95 |
|
8 |
2 |
1 |
11 |
|||||
3. Когда изобрели фильмоскоп? |
|||||||||
|
15 |
7 |
17 |
5 |
3 |
0 |
3 |
0 |
50 |
|
14 |
18 |
15 |
13 |
2 |
4 |
7 |
5 |
78 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. Ты видел фильмоскоп? |
|||||||||
|
17 |
22 |
20 |
9 |
1 |
1 |
70 |
||
|
12 |
3 |
12 |
9 |
4 |
4 |
9 |
5 |
58 |
5. Есть ли у тебя дома фильмоскоп? |
|||||||||
|
5 |
3 |
8 |
5 |
4 |
2 |
8 |
4 |
39 |
|
24 |
22 |
24 |
13 |
1 |
2 |
2 |
1 |
89 |
6. С чем польза от фильмоскопа? |
|||||||||
|
20 |
23 |
18 |
11 |
3 |
4 |
7 |
5 |
91 |
|
1 |
13 |
7 |
2 |
3 |
26 |
|||
|
8 |
2 |
1 |
11 |
Какие же выводы мы сделали на основании данной таблицы?
Большинство опрошенных имеют представление, что такое диафильмы, только 27 респондентов не знакомы с ними, это люди в возрасте от 9 до15 лет.
Большинство респондентов знают, что такое фильмоскоп, в основном их возраст от 30 до 64 лет. Но не смотря на это видели этот прибор всего 58 человек и имеют такой 39 из 128 опрошенных в возрасте от 30 лет.
К сожалению ни дети, ни взрослые не знают, когда изобретен этот прибор. В беседе респонденты отмечали, что отвечают наугад.
Большинство респондентов считают, что благодаря такому способу проведения досуга можно улучшить технику чтения (91 человек) и сохранить зрение.
Спешу отметить интерес большинства опрошенных проявляло живой интерес к фильмоскопу и высказывала желание посмотреть диафильмы. Услышать тихое гудение проектора-фильмоскопа и яркий луч, превращающий белую простыню на стене в волшебный экран, на котором сменяют друг друга цветные картинки…
Чем же объяснить, что большинство респондентов, знакомых с фильмоскопом старше 30 лет?
Во второй половине ХХ века диафильмы широко использовались в СССР, они были распространены в быту, в частности были созданы многочисленные диафильмы — иллюстрированные сказки, исторические и литературные произведения. Технические диафильмы предназначались для организации учебного процесса.
Диапроекторов в СССР выпускалось довольно много, они продавались в каждом магазине бытовой техники, и даже в магазинах детских товаров. Для каждого школьника лучшим подарком к окончанию учебного года считался диапроектор с набором диафильмов. Этому есть простое объяснение. Телевизор тогда имелся не в каждой советской семье, а диапроектор для слайдов стоил от 5 до 10 рублей, и был вполне доступен.
Дети обожали смотреть диафильмы. В дом, где имелся проектор, приглашали в гости соседских малышей. За один «сеанс» можно было посмотреть три-четыре диафильма, потом делали перерыв, пока аппарат не остынет (только самые дорогие модели диапроекторов имели систему охлаждения лампы). Диапроекторы и диафильмы — неотъемлемая часть культурного досуга советских граждан.
3. Заключение.
«Диафильм был в какой-то мере безграничен, – отмечает режиссер, преподаватель факультета анимации и мультимедиа ВГИК Ольга Горностаева. – Как такой вот первоначальный образователь и воспитатель юного зрителя. Картинку можно было остановить, повторить, на надписях можно было учиться читать. Вот это, к сожалению, утраченная культура. Вот это место еще в полной мере ни кем и ничем не заместило».
Прадедушкой диафильма считают волшебный фонарь – Laterna magica, появившийся в Европе еще в XVII веке. Свет – сначала масляный, потом керосиновый и электрический – падал на вручную разрисованные стекла и создавал волшебство ожившей картинки.
С конца XIX века, кроме развлекательно-очаровательной, у диафильма появилась еще и просветительская функция. При поддержке сначала земств, а позже – советского агитпропа – диафильмы освещали буквально все стороны жизни: в доступной форме знакомили народ с классиками литературы, учили правилам личной гигиены, поведения в опасных ситуациях.
В конце 20-х годов производство диафильмов становится массовым. В начале 30-х появляется студия «Диафильм». Маленькие проекторы и дешевые доступные пленки проникали во все уголки страны. Миллионы людей проводили уютные семейные вечера за просмотром – без диафильма сложно представить счастливое советское детство. Кстати, кроме сказочных, учебных и агитационных были у него и неожиданные – стратегические задачи.
В 1930 г. в Москве была основана студия «Диафильм», выпускавшая сначала чёрно-белые, а затем и цветные диафильмы. Диафильмы рассматривались, как средство агитации, их использовали для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы, они не требовали сложного оборудования, а по эффективности воздействия были близки к кинофильмам.
Уже с 50-го года производство диафильмов стало массовым. Около 400-500 наименований диафильмов выпускала студия «Диафильм» за год. Был также начат выпуск уже озвученных диафильмов. К учебным фильмам шел выпуск текста отдельно в виде книжечки. Также звуковое сопровождение записывали на пластинках к граммофону. Благодаря тому, что фильмоскопы были относительно недорогие (5 — 30 руб.) просмотр диафильмов был распространен во многих советских семьях. Цена на сам диафильм без фонограммы составляла 20 — 30 копеек за черно – белый и цветной варианты соответственно.
В судии «ДИАФИЛЬМ» работали в качестве авторов и консультантов многие известные писатели: А. Толстой, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, В. Бианки и прочие. В создании диафильмов участвовали художники: Е. Евган, Кукрыниксы, В. Сутеев, К. Ротов, В. Радлов, А. Брей и другие.
К сожалению, в начале 90-х годов диафильмы уходят в прошлое. Известно, что в Харькове последний диапроектор «Этюд» выпустили в 1993 году.
Тем временем выяснилось, что в своё время диапроекторы рано списали со счетов. Как выяснили психологи, просмотр диафильмов, в отличие от современных компьютерных игр или мультфильмов, не только не был вреден для зрения и психики детей, но напротив — способствовал развитию воображения, внимания, а заодно способствовал развитию навыков чтения. Всё это привело к возрождению интереса к жанру диафильмов. Так что сказка в круге света постепенно вновь возвращается в современные семьи — правда, в наши дни это пока ещё такая же редкость, какой почти два века назад были первые «волшебные лампы».
Сейчас существуют оцифрованные диафильмы, которые можно записать на флешку или жесткий диск и воспроизводить с помощью обычного проектора. Некоторые диафильмы можно даже смотреть онлайн на тематических сайтах.
Но, пожалуй, даже новые технологии не способны до конца заменить уютное чудо «волшебного фонаря». Иначе и быть не может, ведь мир диафильма – это необыкновенный мир. Погасить в комнате свет, направить луч проектора на белую стену и встретиться с любимыми персонажами – это значит на время забыть о многоканальной акустике, плазменных панелях и домашних кинотеатрах; это все равно, что приехать на дорогой машине в свою старую квартиру и вдруг найти там плюшевого мишку, который когда-то был лучшим другом детства…
4. Литература и источники информации
https://ru.wikipedia.org Википедия
http://www.diafilm.ru/index. Студия «Диафильм»
http://diafilmy.org Проект «Страна диафильмов», свободный доступ к диафильмам в высоком качестве.
http://diafilmy.su
http://www.my-ussr.ru
http://p-i-f.livejournal.com
http://stomaster.livejournal.com
http://www.photohistory.ru
http://rifmovnik.ru
1 https://ru.wikipedia.org
2 https://ru.wikipedia.org
3 http://stomaster.livejournal.com
4 http://diafilm.in.ua/istoriya
5 http://fun-space.ru/interesnoe/843-proektory-proshlogo-nemnogo-istorii
6 http://www.photohistory.ru/
7 http://bigpicture.ru
8 http://ru-wiki.ru
9 https://little-histories.org/