ГИТАРА. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГИТАРА. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Острикова А.А. 1
1
Кавицкая Н.Ф. 1
1
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение.

Актуальность: Исследование интересно и актуально для меня, так как я занимаюсь на музыкальном инструменте и хочу больше узнать об этом инструменте. (Приложение I, рис. 1)

Цель: Изучить историю появления гитары, проследить путь ее развития.

Задачи:

  • Познакомиться с историей возникновения струнных щипковых инструментов.

  • Рассмотреть историю развития музыкального инструмента – гитара и её разновидности.

  • Изучить методическую литературу по научной работе.

Методы исследования: изучение литературы, классификация, сравнение, проведение опроса, анализ, составление мониторинга.

Гипотеза: Если я научусь профессионально играть на гитаре, то смогу принимать участие в различных конкурсах, концертах высокого уровня, а также круг моих друзей расширится.

Объект исследования: область музыки.

Предмет исследования: гитара, ее прошлое и настоящее.

I. Откуда к нам пришла гитара.

  1.  
    1. Происхождение.

Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна». (Приложение I, рис.2)

Тар — струнный, щипковый музыкальный инструмент, один из предшественников гитары. (Приложение I, рис.3)

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру. Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист. Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье. (Приложение I, рис.4)

Испанская гитара. В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима вместе с арабскими завоевателями. В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами. Такие гитары получают название испанских гитар. К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. (Приложение I, рис.5)

Русская гитара. В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце XVII - начале XVIII веков. Впервые появилась в середине XVIII века и была пятиструнной. Первыми исполнителями на гитаре и педагогами в России были итальянцы, которые приезжали к зажиточным аристократам на службу. (Приложение I, рис.6)

Большую роль в популяризации гитары в России сыграли цыгане, для которых этот музыкальный инструмент был самым любимым. В XIX веке цыгане выступали с песнями на народных гуляниях, праздниках, в загородных домах и ресторанах. Их искусство стало неотъемлемой частью музыкальной жизни России. (Приложение I, рис.7)

Классическая гитара. В течение XVIII—XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. (Приложение I, рис.8)

1.2. Устройство гитары.

Основные части.Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая, рабочая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «голова» или «головка» грифа.

На корпусе струны крепятся неподвижно посредством подставки, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее длину рабочей части струны, является мензурой гитары.

Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки, нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться так называемые «седла» — простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны. (Приложение I, рис.9)

Лады. Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.

В современной западной музыке используется равномерно темперированный звукоряд. Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются так называемые «лады». Лад — это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон. На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука, становится возможным только дискретным образом. (Приложение I, рис.10)

Струны. В современных гитарах используются стальные, нейлоновые или карбоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одном натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа. Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. В настоящее время производится большое количество разновидностей комплектов струн, различающихся по толщине, технологии изготовления, материалу, тембру звука, типу гитар и области применения. Несмотря на то, что существует довольно много различных вариаций толщины разных струн в комплекте, обычно достаточно знать толщину лишь первой струны (самая популярная — 0,009″, «девяточка»). (Приложение II, рис.1)

Стандартный строй гитары. Соответствие номера струны и музыкальной ноты, издаваемой этой струной, называется «строй гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения.

Наиболее известным и распространенным является так называемый «стандартный строй» (стандартная настройка), подходящий для 6-струнной гитары. В этом строе струны настраиваются следующим образом:

1-я струна — нота «ми» первой октавы (e1)

2-я струна — нота «си» малой октавы (h)

3-я струна — нота «соль» малой октавы (g)

4-я струна — нота «ре» малой октавы (d)

5-я струна — нота «ля» большой октавы (A)

6-я струна — нота «ми» большой октавы (E) (Приложение II, рис.2)

Усиление звука. Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используются два подхода — акустический и электрический.

При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора, что позволяет достичь громкости, сопоставимой с громкостью человеческого голоса.

При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей, электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.

Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустической гитары. Кроме того, гитара может применяться в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

Материалы. У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра, также используется клен. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород.

Аксессуары. В процессе эксплуатации и исполнения на гитаре я использую аксессуары и приспособления:

  • Кофр — мягкий или жёсткий футляр или чехол для хранения и(или) переноски гитары. (Приложение II, рис.3)

  • Подставка (стойка) — приспособление для надёжной фиксации инструмента на полу либо стене, для кратковременного хранения. (Приложение II, рис.4)

  • Гитарный ремень — ремень из прочного материала (кожа или синтетика), позволяющий гитаристу удобно исполнять композиции стоя. (Приложение II, рис.5)

  • Тюнер — электронное устройство, упрощающее настройку гитары путём визуальной индикации точности настройки каждой струны. (Приложение II, рис.6)

  • Полироль для ухода за корпусом, грифом или декой. (Приложение II, рис.7)

  • Подставка под левую ногу, используется при игре на классической гитаре. (Приложение II, рис.8)

  1.  
    1. Классификация гитар

Разновидности гитар можно классифицировать по различным признакам:

  • По способу усиления звука гитары.

  • По конструкции корпуса гитары.

  • По диапазону звучания.

  • По наличию ладов.

  • По стране (месту) происхождения.

  • По жанру музыки.

  • По роли в исполняемом произведении.

  • По числу струн гитары.

Классическая гитара - это специализированный инструмент, на котором играют преимущественно классическую музыку или фламенко. У классической гитары, в целом похожей на акустическую, меньших размеров корпус, более широкая шейка и нейлоновые, а не стальные струны. Звучание классической гитары более насыщенное, чем у акустической гитары. (Приложение I, рис.7)

Акустические гитары легко переносить, на них можно играть где угодно. В отличие от электрогитар, акустическим не нужен усилитель или источник питания, поэтому они идеально подходят для тех, кто хотел бы просто наигрывать любимые песни.

Акустические гитары могут отличаться по размерам и форме корпуса. От размеров и формы корпуса зависит, как гитара звучит и как она лежит в руках. Гитара с большим корпусом звучит громче, чем с меньшим. На акустическую гитару можно поставить адаптер, чтобы подключить её к усилителю. Адаптер - это магнитное устройство, преобразующее колебания струн в электрические импульсы, которые усилитель превращает в звук. (Приложение I, рис.19)

Электрогитары меньше акустических и классических и обычно стоят дешевле акустических, поскольку сделать их проще. Однако для электрогитары требуется дополнительное оборудование - усилитель и динамики. Корпус электрогитары может быть цельным или полностью полым. Стальные струны электрогитар обычно толще струн акустических гитар. Гитара обладает большими возможностями: на ней мож­но играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле. (Приложение I, рис.20)

II. Экспериментальное исследование

Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап.

  1. Изучение исторической, учебной, справочной литературы, слушание музыкальных произведений по теме исследования, составление примерного плана исследования.

Второй этап.

  1. Проведение опроса по следующим вопросам:

  • Как часто Вы слушаете музыку?

  • Какие музыкальные инструменты Вы знаете?

  • На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть?

  • Что Вы знаете о гитаре?

  • Каких музыкантов исполнителей вы знаете?

  • Как музыка влияет на Ваше настроение?

  1. Практическая работа по составлению памятки для начинающего гитариста.

  2. Написание работы, выводы, результаты исследования.

Результаты первого этапа работы мной изложены в Главе I данного исследования.

Второй этап моего исследования отразился в таблице.

п/п

Вопрос

Результаты

1

Как часто Вы слушаете музыку?

Часто - 17

Редко - 10

Не слушаю совсем - 0

2

Какие музыкальные инструменты Вы знаете?

8 инструментов - 8

7 инструментов - 3

6 инструментов - 8

5 инструментов - 6

4 инструмента - 4

3 инструмента - 2

2 инструмента - 1

0 инструментов - 1

3

Что Вы знаете о гитаре?

Ничего - 19

Некоторые сведения - 8

Развернутый ответ - 0

4

На каком музыкальном инструменте играете или хотели бы научиться играть?

Играю - 3

Хотел бы научиться – 17

Не хочу учиться играть - 7

5

Каких музыкантов исполнителей вы знаете?

Классических исполнителей - 5

Эстрадных исполнителей - 8

Никого не знаю - 14

6

Как музыка влияет на Ваше настроение?

Поднимает настроение – 22

Помогает настроится – 5

По результатам данного опроса мы сделали следующие выводы по выявлению уровня знаний о гитаре у обучающихся школы.

Звучание гитары знакомо всем, но историю и настоящее этого инструмента мало кто знает. Такое положение в данной области требует просветительской работы.

По результатам данной исследовательской работы в практической ее части мы разработали памятку для начинающего гитариста.

10 советов гитаристу – новичку!

  1. Покупка и правильный выбор гитары

  2. Правильная постановка рук – ключ к успеху

  3. Не перенапрягайтесь

  4. Не спешите, но и не делайте больших пауз

  5. Чувство ритма – ваш фундамент

  6. Научитесь настраивать гитару сами

  7. За гитарой нужно ухаживать

  8. Знание нотной грамоты – ощутимый плюс

  9. Учитесь играть и петь под гитару с друзьями

  10. Берите пример у других! Вдохновляйтесь!

Заключение. В данной работе мы показали, какой интересный, непростой, популярный, современный инструмент гитара. Возможно, обучающиеся, которых мы планируем ознакомить с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются этим удивительным инструментом. Работа по данной тематике дала нам возможность познакомиться не только с музыкальным инструментом, но и с его историей и современностью, открыла новые стороны музыкального мира.

А что касается меня, то гитара имеет в моей жизни важное значение. Она не дает мне скучать и помогает избавиться от грустных мыслей. Гитаре можно излить душу, она никогда не предаст, это лучшая подруга в моей жизни. Она самое лучшее, что у меня есть.

В дальнейшем я буду совершенствовать свои музыкальные навыки, повышать своё мастерство игры на гитаре, выступая на конкурсах.

Список используемой литературы:

  1. П.Агафошин. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Музыка», г. Москва, 1990 г.

  2. М. Александрова. «Азбука гитариста». Издательство «Кифара», г. Москва, 2009 г.

  3. М. Александрова. «Испанская гитара». Издательство «Кифара», г. Москва, 2008 г.

  4. Э.Пухоль. «Школа игры на шестиструнной гитаре». Издательство «Кифара», г. Москва, 2010 г.

  5. «Музыкальная энциклопедия. Том I». Издательство «Советская энциклопедия», г. Москва, 1973 г.

  6. А. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре», Издательство «Музыка», г. Москва 1989.

  7. Фотографии из личного архива

  8. Интрнет ресурсы:

  • ru.wikipedia.org

  • guitar-master.or

Приложения I

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7

Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10

Приложения II

Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3

Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6

Рисунок 7 Рисунок 8

Рисунок 19 Рисунок 20

Просмотров работы: 2934