Тема нашего исследования «Мусульманская женщина и политика» актуальна тем, что извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом. Актуальность выбора темы определяется тем, что в гендерологии и феминологии, как и вообще в современном обществе, остро стоит проблема женщины в исламском мире. Почти ежедневно из средств массовой информации мы слышим о нарушении прав женщин – мусульманок на их родине, о жестоком обращении с женщинами в исламском мире, а также о нарушении прав мусульманок в Европе.
Изученность проблемы не достаточна. Литературы по данной тематике не много, хотя имен мусульманских женщин, державших на своих хрупких плечах историю и двигавших ее вперед, встречается не мало. На протяжении всей истории представительницы прекрасного пола не раз доказывали то, что они состоятельны во всех сферах жизни общества
Нужны ли женщины в политике? Однозначного ответа на этот вопрос нет.
Цель работы- изучить роль мусульманской женщины в политике.
Задачи:-подобрать и изучить и проанализировать литературу;
-обозначить роль и место женщины в политике.
Методы исследования:
В работе использовались следующие методы: поисковый, исторический,
анализ, сравнение, описание.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются религиозные первоисточники ислама (Коран) и статьи, посвященные положению женщины в политике.
Предметом исследования является роль мусульманской женщины в
политике.
Гипотеза. Положение мусульманской женщины в политике имеет особенности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможном использовании материалов в ходе изучения таких предметов как, история и обществознание.
Женская тема в современном мире имеет многогранный характер и включает такие вопросы как, положение и роль женщины в обществе,
трудовая деятельность женщин, положение женщины в политике. Особое внимание изучению данного вопроса уделяется в исламском обществе.
Исламские страны – страны Азии и Африки, большинство населения которых исповедует ислам. Самой крупной по численности населения среди них является Индонезия – свыше 153 млн. чел. В целом ряде исламских стран, по официальной статистике, ислам исповедует почти все население. В 28 исламских странах он признан официальной религией.
Исторически складывалось так, что женщины практически во всех обществах и сферах деятельности подвергались дискриминации. Как показал анализ литературы, ряд стран исламского мира до сих пор находится под влиянием традиций. Однако, в мире, в том числе и в исламском обществе, отмечаются положительные тенденции в борьбе за права и свободы женщин. При желании женщины-мусульманки и с согласия мужчины, ответственного за нее – это может быть отец или супруг, она может заниматься собственным бизнесом, принимать активное участие в политической или общественной жизни общества. Известно, что супруга Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа отлично справлялась с торговыми делами, а татарская царица Сююмбике стала легендарным государственным деятелем. Вопрос о правах мусульманской женщины непосредственно связан с исторически сложившимся статусом женщины в мусульманском обществе и особенностями отдельных стран, где ислам играет важную роль в правовой системе.
Глава I
1.1. Ислам и политика.
В отличие от христианства, исповедующего принцип: "Богу — богово, кесарю — кесарево", трактуемого как требование раздельного существования государственности и конфессиональности, в исламе действует принцип слитности религии и политики. Выдвинут он был практикой пророка Мухаммада, который был руководителем мусульманской общины и мусульманского государства. Эта реальность получила закрепление в Коране и сборниках хадисов (изречений и описаний поступков пророка Мухаммада), являющихся руководством для мусульман при решении всех жизненных проблем. Требования Корана стали законами мусульманского государства.
На основе установок ислама на протяжении столетий в мусульманских странах строилась деятельность политических институтов, налоговой, судебной и образовательной систем, благотворительных организаций, решались проблемы семейно-брачных и имущественных отношений, вопросы войны и мира. Во многом именно такой остается ситуация и в наши дни в целом ряде мусульманских стран. Почему-то в западном мире принято считать, что ислам – это религия мужчин. Якобы сильная половина человечества априори должна доминировать, а потому места для женщин остается немного или его нет вообще. Такого же мнения, к сожалению, придерживаются некоторые мусульмане, оставляя имена великих мусульманок далеко в тени своих мужей, отцов и братьев. Забывая почему-то, что со времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по сегодняшний день истории известны сотни имен выдающихся мусульманок.
Наряду с другими проблемами в отечественной исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60-х годах XX века, рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С, Пальванова Б., Вагабов М.В., Ахметханова П., Шайдуллина И., ряд других авторов. Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР.
В советский период истории нашей страны большой вклад в исследование статуса женщины в исламе, проблем семьи и брака, эволюции семейно-бытовых традиций в мусульманском обществе внес профессор М.В. Вагабов.
Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам исламской морали, можно в первую очередь назвать исследования Мухаммада Фарук аль Набхана, Инайат Хан Хазрата, Дахлян ас Сайд, Ахмад ибн Зайний, Али Мансура Абдаллах Мурси, Сухи аль Салиха.
Ислам никогда не делает различия между мужчинами и женщинамиотношении политических прав, ставя их в этом на одну ступень. Но даже если женщина и пригодна для лидерства, когда дело доходит до государственных должностей, таких как президент [или глава государства, поскольку это название отличается в разных странах], мусульманские ученые единогласны в том, что женщине запрещено занимать такую должность, поскольку в этом случае она отвечает за дела своих граждан, то есть за все, что входит в ее полномочия. Однако ученые различаются во
мнениях в вопросах, не касающихся высших государственных должностей (халифа, президента и т.п.).
Человеческой слабости подвержены и мужчины, и женщины, но важен лишь результат. Почему те ученые, которые утверждают, что женщины должны быть лишены политических прав, не упоминают или не помнят полезный совет Умм Саламы Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в День Аль-Худайбия? Почему они не упоминают или не помнят о царице Сабы – женщине, которая управляла своим народом с разумом и мудростью и во времена невзгод вела его к благоденствию в этой и будущей жизни? Красноречие и лаконизм царицы Сабы показаны в Коране. Вот как она описала своему народу действия завоевателей: "Когда цари вторгаются в селение, они разрушают его и превращают его самых славных жителей в самых униженных. Вот так они поступают"(Коран, 27:34).
Среди доказательств, используемых теми, кто препятствует женщинам быть кандидатами в парламент или его членами, хадис, сообщенный Аль-Бухари и другими от Абу Бакра. Хадис гласит, что когда Пророку (да благословит его Аллах и приветстсвует) сообщили, что персы короновали дочь императора как свою правительницу после его смерти, он сказал:
“Народ, управляемый женщиной, никогда не будет процветать”.
Что касается этого хадиса(1) в качестве юридического доказательства, то мы должны прояснить некоторые моменты. Необходимо уточнить, должен ли хадис трактоваться в широком или конкретном смысле (контексте).
В нашем случае "народ", о котором сказано в хадисе, является персами. Их наследственный закон заставил их короновать женщину как правительницу, хотя среди них могли быть намного более подходящие мужчины, которые могли бы принять власть. Хотя большинство правоведов считают, что этот текст необходимо трактовать в широком, а не в конкретном смысле, это мнение не является единодушным.
Например, Ибн Аббас, Ибн Умар и другие сподвижники подчеркивали важность принятия во внимание обстоятельств, при которых ниспосылались откровения. А иначе они будут неправильно поняты или истолкованы.
Это указывает на необходимость принятия во внимание обстоятельств, в связи с которыми ниспослан определенный аят или рассказан определенный хадис, чтобы полностью понять смысл текста, и на осторожность при широком истолковании текста. Это касается и рассматриваемого нами хадиса, поскольку если его истолковывать в широком смысле, он вступит в противоречие с очевидным смыслом некоторых аятов Корана. Например, Коран рассказывает историю женщины, которая прекрасно и справедливо руководила своим народом и распоряжалась его делами настолько мудро, что спасла его от участия в безнадежной войне, в которой погибли бы их мужчины, было бы разграблено их имущество, а они ничего не получили бы. Этой женщиной была Балкис, царица Сабы, история которой с пророком Сулейманом упомянута в Коране в суре Ан-Намль (сура № 27). В Коране переданы ее слова:
"Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом (Соломоном) Аллаху, Господу миров" (Коран, 27:44).
Другое подтверждение тому, что рассматриваемый хадис не должен трактоваться в широком смысле, является доказанным сегодня фактом. Как оказалось, многие женщины принесли намного больше блага и пользы для своих стран, чем иные мужчины, а некоторые из этих женщин имели больше способностей как политики и управленцы, чем многие из сегодняшних арабских и мусульманских лидеров, которые являются лишь мужчинами, но не мужьями. Мусульманские ученые единодушны в том, что женщине запрещено принимать больший имамат или полный халифат –вид правления и лидерства, конкретно упомянутый в рассматриваемом хадисе. Кроме того, фраза "которым управляет женщина” или “принадлежащий женщине”, которая встречается в других версиях [этого хадиса], относится к случаю, когда женщина становится монархом или главой государства и все делается лишь по ее приказу. Люди в этом случае буквально "управляемы" женщиной или "принадлежат" ей, находятся в ее руках, и все находится в ее полном распоряжении.
Вывод: Таким образом, женщина может быть министром, судьей, казначеем, управляющей и так далее. В рамках демократических систем, когда общество возводит человека на государственную должность, такую как премьер-министр, это не означает, что он получает полную власть в том, что касается распоряжения общественными делами. Другими словами, человек в этом случае не окончательный правитель, желание которого закон и требование которого неоспоримо.
1.2. Статус женщины в Исламе.
Бесспорной и непреложной аксиомой в Исламе является то, что согласно Исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям. Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «О люди! Будьте послушными вашему Господу, который от одной души сотворил Человека и от него сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» (Коран, 4:1).3
Подчеркивая эту благородную и естественную концепцию, Аллах заявляет: «Это Он (Аллах), который сотворил человека от одной души, затем сотворил ему супругу, с которой он мог бы жить в любви...» (Коран, 7:189). 3
«И Аллах дал вам супругов из вашей же плоти и дал вам от ваших супругов детей и внуков и насыщает вас благами. Так неужели после этого будут веровать в суетных и станут отвергать благотворительность Бога» (Коран, 16:72).3
Каждый человек, будь то мужчина или женщина, несет ответственность в равной степени за совершенные поступки.
«Для каждой души залогом за нее будут совершенные ею поступки» (Коран, 74: 33).3
«И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других» (Коран 3:195). 3
При оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет зависеть только от соответствия деяний добру или злу на чаше весов. «Кто бы не делал доброе дело, мужчина или женщина, будучи верующими, мы дадим поистине блаженную жизнь, предоставим им вознаграждение, которое будет соответствовать их благим делам» (Коран, 16:97). 3
Издавна в религии женщине отводилась роль хозяйки, хранительницы домашнего очага, матери, верной и любящей жены, складывались нелепые стереотипы об интеллектуальных, физических и прочих недостатках женщин по сравнению с мужчинами. Быть домохозяйкой считается проявлением слабости, а роль кормильца-мужчины – это независимость, сила. Задача любого цивилизованного общества уважать каждого человека, будь то мужчина или женщина, считать равноправным, что отнюдь не мешает быть верующим.
В исполнении религиозных обрядов, таких как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в пользу бедных и паломничество, обязанности женщины не отличаются от обязанностей мужчины. А в некоторых случаях женщина имеет некоторые привилегии по сравнению с мужчинами. Если пропущенный пост (в месяце Рамадан) является обязательным, то она может пропущенный пост возместить в любое время. В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть, в других - нет. Имамом может стать только мужчина, однако женщина может быть имамом (предводителем на молитве) перед другими женщинами. Женщины, обычно посещают мечеть, когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным. Учтивая женщина любезна со своим мужем и проявляет к нему уважение. Она не медлит в том, что на его взгляд, она должна делать быстро, и не проявляет торопливости в том, что, по его мнению, должно делаться медленно.
Вывод: Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на положение прав и свобод человека, на статус женщины в обществе. Положение женщины в исламе является не только мерилом цивилизованности того или иного общества, но и свидетельством потенциала его эволюционного развития, своеобразным барометром, определяющим перспективы преобразований. Невозможно перечислить все положения Ислама, касающиеся сохранения семьи, одной из опор которой является женщина. Один поэт сказал: «Мать – это школа, которая готовит к жизни благородный народ».
Глава II
2.1. Роль мусульманской женщины в политике.
Нельзя сказать, что в политике было и есть большое количество женщин мусульманского вероисповедания. Однако нельзя также утверждать, что не мусульманские женщины во всем мире доминируют в политических кругах.
Не так уж давно представительниц слабого пола повсеместно стали пускать в большую политику. Между тем на протяжении всей истории Ислама мусульманки участвовали в политической жизни общества. Из серии материалов, подготовленных islam.ru о мусульманках, деятельность которых не была ограничена домашними стенами видно, что не выходить за их пределы для женщины является наилучшим с точки зрения её блага и безопасности. Ислам защищает женщину, заботится о ней, но не ограничивает сферы её деятельности, налагая на них запрет. Кроме тех областей, которые греховны для любого верующего.
В мире, в том числе и в исламском обществе, отмечаются положительные тенденции в борьбе за права и свободы женщин. Сегодня, при желании женщины-мусульманки и с согласия мужчины, ответственного за нее – это может быть отец или супруг, она может заниматься собственным бизнесом, принимать активное участие в политической или общественной жизни общества.
Молодые женщины стремятся получить качественное образование, добиться успехов в профессионально-трудовой сфере и продвинуться по карьерной лестнице. Вместе с этим, женщины стараются не забывать о своей роли матери и супруги. Женщины чувствуют себя более свободными и уверенными, поскольку они знают о своих правах и могут быть защищены. Вопрос о правах мусульманской женщины непосредственно связан с исторически сложившимся статусом женщины в мусульманском обществе и особенностями отдельных стран, где ислам играет важную роль в правовой системе. Ни в одной стране нет законодательства относительно статуса национального механизма по гендерному равенству. Верующих женщин, оставивших яркий след в истории, действительно огромное множество. Это и религиозные, и общественные, и культурные, и даже политические деятели. За всю историю распространения ислама мусульманки добились многого, а некоторые из них напрочь изменили ход истории. А потому их имена нужно знать и их примеру следовать.
Статистические данные гласят, что в мусульманских странах женщины постоянно присутствуют среди министров Туниса, Алжира, Сирии и других стран Ислама. В 2003 г. они составляли 12% всех депутатов в Сирии, 11,5% – в Тунисе, 9,7% – в Судане. Начиная со второй половины прошлого столетия женщины в мусульманских странах принимают всё более активное участие в общественной и политической жизни. Ярким примером успешной мусульманской женщины является королева Иордании Рания. Но существуют еще более яркие примеры, когда женщины в исламских странах демократическим путем приходили к власти.
Далее представлен рейтинг из 10-ти самых ярких и успешных женщин политиков мусульманского мира. При оценке политической успешности учитывались следующие факторы: значимость политического поста, длительность пребывания у власти, экономические и политические итоги деятельности, а также нравственная оценка деятельности женщины-политика. В рейтинге представлены политики из следующих стран: Иран (население - 80 млн. чел., 98% - мусульмане), Косово (население - 2,2 млн. чел., 90% - мусульмане), Гамбия (население - 1,7 млн. чел., 90% - мусульмане), Афганистан (население - 28,15 млн. чел., более 90% - мусульмане), Индонезия (237,64 млн. чел., 86% - мусульмане), Турция (население - 73,72 млн. чел., 90% - мусульмане), Киргизия (население - 5,48 млн. чел., 80% - мусульмане), Пакистан (население - 168,85 млн. чел., 96% - мусульмане), Бангладеш (население - 162,22 млн. чел., 89,7% - мусульмане). (См. Приложение 2-7)
Во многих странах созданы те или иные государственные структуры, которые можно рассматривать как элементы национального механизма. Создание национальных механизмов по положению женщин способствовало значительному продвижению по пути гендерного равноправия. Об этом убедительно свидетельствуют положительные примеры в ряде стран.
Индонезия. Согласно данным переписи 2000 года, доля мусульман в Индонезии составляет 86,1%. Развитие национального механизма по положению женщин в Индонезии стало возможным благодаря серьезным изменениям в политической системе, которые произошли в конце 1990-х годов. Начала формироваться более демократическая, менее централизованная и подотчетная политическая система, гарантирующая участие общества в политической жизни, в системе государственного управления. В 2003 г. в Индонезии принят Акт о политическом участии, согласно которому вводится 30%-ная квота для женщин-кандидатов на парламентских выборах. Благодаря политической воле правительства, были приняты новые законы, предусматривающие и поддерживающие участие женщин в общественной жизни. В результате давления со стороны женских организаций, в частности Национальной сети женщин, занимающихся политикой, стало возможным принятие Закона о всеобщих выборах от 2003 г., где были введены квоты для женщин в составе кандидатов в депутаты в законодательные органы от политических партий.
Малайзия. Примером либерального подхода к исламу является политика в отношении женщин в Малайзии. По данным переписи 2000 года, мусульмане составляют 60,4 % населения Малайзии. Эта политика основана на признании роли женщин во всех сферах общественной жизни и ставит задачей повышение экономического, политического и социального статуса женщин. С этой целью государство, прежде всего, поддерживает расширение прав женщин посредством создания нового законодательства. В июле 2001 г. было принято Дополнение к Федеральной Конституции, посвященное запрету дискриминации по признаку пола в законодательстве и политике Малайзии. Характерно, что при этом был использован термин «гендер». В 2001 г. создано Министерство по делам женщин и развитию семьи. Помимо Министерства по делам женщин и развитию семьи в структуре правительства имеется Департамент развития женщин (HAWA), который ранее входил в состав аппарата премьер-министра, а с 2001 г. является структурной единицей Министерства по делам женщин и развитию семьи. Право голоса малазийские женщины получили в 1957 г. Тогда же они получили право участвовать в деятельности различных политических партий и состоять в числе их членов. Однако до настоящего времени их роль в политике сводится к поддержке мужчин, чем занимаются, в частности, женские отделения политических партий.
Турция. Большинство населения Турции исповедуют ислам, поэтому большое влияние на роль и положение турецких женщин оказывают культурные традиции и религиозные предписания, как и во многих других странах исламского мира. Для Турции период с 1997г. ознаменован радикальными правовыми реформами, в ходе которых были устранены основные положения, дискриминирующие женщин, а также другими инициативами, направленными на расширение областей, в которых обеспечены равенство и права женщин.
Активное участие в разработке нового Гражданского кодекса принимало Генеральное управление по положению и проблемам женщин (ГУЖ), которое доводило до сведения разработчиков кодекса предложения неправительственных организаций, касающихся исключения дискриминационных положений, закрепляющих дискриминационную практику и ограничивающих возможности женщин пользоваться основными правами и свободами. Законопроектом ГУЖ предусматривается создание Консультативного совета по положению женщин, органа, на который будет возложена задача по обеспечению учета гендерного аспекта во всех правительственных планах и программах. Особое значение для страны имеет принятие поправок в Конституцию Турции 12 сентября 2010 года. Согласно экспертным оценкам, новые условия будут способствовать росту политической активности женщин, а значит, могут появиться женщины-губернаторы.
Иран. Среди многочисленных стран можно выделить Иран – единственную страну, где у власти находится духовенство. В последние годы в исламском мире отмечен прогресс в привлечении женщин в социальную, общественно-политическую и экономическую деятельность стран. Женщины занимают свои посты в Парламенте, не смотря на то, что их еще не много, могут получать образование практически по всем специальностям, имеют право на свой собственный бизнес и могут управлять им. Например, в университетах Ирана порядка 50,0% студентов -девушки. Число женщин растет и среди научных работников и работников сферы образования. Около 30,0% от численности профессорско-преподавательского состава являются женщины. Еще 50,5% женщин являются школьными учителями, что примерно соответствует соотношению учащихся девочек в школах. В 1997 году, образованный специальный отдел по делам женщин, был преобразован в Центр по вопросам участия женщин в социально-политической жизни, и вместе с этим две представительницы женского пола получили посты вице-президента и советника президента, а также вошли в состав кабинета министров. Необходимо отметить, что в Исламской Республике Иран в отличие, например от Саудовской Аравии, женщины экономически и политически довольно активны. В парламенте есть депутаты-женщины; иранские женщины довольно активно участвуют во всевозможных политических исламских обществах и манифестациях. Согласно особому закону меджлиса (парламента), иранские женщины служат в полиции и в особых воинских частях.
Египет. По официальным данным, 90% египтян — мусульмане. Первое движение за равноправие женщин зародились в Египете довольно рано, в 1899 году. В 1923 году в Египете организован Союз женщин, который выступал за равноправие женщин и изменения в законодательстве, связанные с браком, семьёй, установлением опеки над детьми после развода. Избирательное право было предоставлено женщинам в 1956 году, в этом же году женщины добились права занимать государственные должности. С 1962 года в стране появились женщины-министры и женщины-депутаты парламента.
Саудовская Аравия. Положение с правами женщин остается наиболее сложным в Саудовской Аравии. Саудовская Аравия, согласно своему государственному устройству, живет по законам шариата, и потому решение именно женских вопросов стоит здесь очень остро. В частности, право на труд саудовские женщины получили всего два-три года назад, при этом и данное право имеет ряд ограничений. Женщина имеет право работать, только получив официальное согласие своего супруга или отца и только в чисто женских коллективах. Саудовская Аравия отстает от других стран исламского мира в получении женского избирательного права. Последней арабской страной принявшей право женщин голосовать стал Кувейт в 2006 году. Согласно последним реформам, в 2015 году женщины Саудовской Аравии смогут принять участие в будущих выборах. Король Саудовской Аравии Абдулла объявил, что женщинам будет разрешено входить в состав консультативной ассамблеи Меджлис аш-Шура, а также они смогут избираться в местные органы власти.
Вывод: В целом, можно отметить положительную тенденцию в развитии гендерного равенства в исламских странах. Как показал аналитический обзор, в большинстве стран созданы национальные комиссии, совещательные органы, департаменты или министерства по делам женщин. Деятельность данных органов и учреждений направлена на реализацию гендерного равенства в исламских странах, улучшению положения женщин в обществе. Ислам не ограничивает возможности участия женщин в общественной жизни, женщина вполне успешно может реализовать себя в карьере и семье. Соблюдение мусульманских законов в полной мере гарантирует женщине защищенность, в том числе социальную, финансовую и психологическую.
2.2. Великие правительницы в истории мусульманского мира
Наряду с такими фигурами, как императрица Феодора, Элеонора Аквитанская, Жанна д'Арк, Анна Болейн, Катерина Сфорца и Елизавета I, мусульманский мир дал истории многих отважных и героических мусульманских женщин. Эти женщины сыграли важную роль в досовременном мусульманском мире, будучи учеными, поэтами, мистиками, правителями и воинами.
1. Хадиджа бинт Хувайлид (ум. 620) – одна из самых важных представительниц всей женской половины мусульманского мира. Жена великого и последнего пророка, великая женщина. Еще до своего брака с пророком Мухаммадом (мир ему) была важной фигурой: Хадиджа являлась преуспевающим купцом и одной из самых видных фигур Мекки. Она играла центральную роль в поддержке и распространении новой веры ислам и имела честь стать первой мусульманкой. В хадисе Сахих Муслим сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: "Аллах Всемогущий никогда не дал мне никого лучше в этой жизни, чем ее. Она приняла меня, когда люди отвергли меня; она верила в меня, когда люди сомневались, она поделилась своим богатством со мной, когда люди лишили меня его; Бог даровал мне детей только от нее". Еще одна из самых важных женщин раннего ислама, Фатима аль-Захра, была дочерью Пророка от Хадиджы и только благодаря Фатиме сохранился род пророка Мухаммада (мир ему). Это делает Фатиму и ее мать Хадиджу одними из самых почитаемых женщин в истории ислама.
2. Нусайба бинт Ка'б (ум. в 634) была членом племени Бану Наджар и одной из первых новообращенных мусульман в Медине. В качестве сподвижника пророка Мухаммада (мир ему), ей было приписано много добродетели. Больше всего она примечательна участием в битве при Ухуде (625 г.), в котором она несла меч и щит и воевала против Мекки. Она заслонила пророка Мухаммада (мир ему) от врагов во время битвы и даже выдержала несколько ранений копьем и стрелами, так как бросилась на его защиту. Говорят, что после двенадцатой раны, она упала без сознания и первое, что она спросила, когда пришла в себя: "Выжил ли пророк?"
3. Хавла бинт аль-Азвар (ум. В 639) - современница пророка Мухаммада (мир ему). Известна участием в битве Ярмук (636 г.) против византийцев. Согласно более поздним рассказам исламских завоеваний, она обладала бойцовским мастерством знаменитого мусульманского генерала Халида ибн аль-Валида. В более поздних источниках существует много неясностей касательно этой женщины, что заставляет некоторых ученых сомневаться в ее существовании. Несмотря на эти оговорки, такие ученые VIII и IX веков, как аль-Вакиди и аль-Азди, считали необходимым подчеркнуть значение женщины- воина.
4. Аиша бинт Аби Бакр (ум. В 678) - жена пророка Мухаммада (мир ему), обладала наибольшим влиянием на мусульманскую общину после его смерти. Она играла центральную роль в политической оппозиции к третьему и четвертому халифам Усман ибн Аффану и Али ибн Аби Талибу, даже во главе армии против последнего в Басре в 656 г. Хотя она ушла из политической сферы после поражения, она продолжила играть важную роль в качестве распространителя исламского учения. Она является одной из основных передатчик хадисов в суннитской традиции. Во многих отношениях, она является одним из наиболее противоречивых фигур раннего ислама, особенно после того, как ее идеи об участии женщин в науке, политической жизни и в общественной сфере столкнулись с более поздними консервативными представлениями о роли женщины.
5. Зайнаб бинт Али (ум. в 681) - внучка пророка Мухаммада (мир ему), дочь Фатимы (ум. в 633) и ее мужа Али ибн Абу Талиба (ум. в 661). Она была в числе самых прославленных и замечательных деятелей Ахль аль-Байт (семьи Пророка) и играла центральную роль во время и после резни в Кербеле (680 г.), где ее брат аль-Хусейн ибн Али и более 70 ее племянников и братьев были убиты Омейядами. В течение некоторого времени она была лидером Ахль Бейт и служила защитником дела ее брата аль-Хусейн. В Куфе она защитила своего племянника - Али ибн аль-Хусайна от верной смерти и произнесла такую страстную и полную решимости речь в королевском суде, что вынудила халифа освободить ее и заключенных в Кербеле. Ее сила, терпение и мудрость делают ее одной из самых важных женщин времен раннего ислама. Храм в ее честь в Дамаске остается основным местом посещения как суннитов, так и шиитов, подчеркивая универсальность ее наследия для мусульман(11).
1. Лубна Кордовы (ум. в 984) – была рабыней испанского происхождения, стала одной из самых важных фигур во дворце Омейядов в Кордове. Она была дворцовым секретарём халифов Абд аль-Рахмана III (ум. в 961) и его сына аль-Хакама б. Абд аль-Рахмана (ум. в 976). По словам известного учёного Ибн Башкувала, «во дворце Омейядов не было никого благороднее, чем она».
2. Массуме Эбтекар (род. 8 июля 1960) – бывший вице-президент Ирана. Масуме Эбтекар была главным редактором ежедневной англоязычной газеты Kayhan International. Главу одноимённого издательского дома, который предложил ей эту работу, звали Мохаммад Хатами. Спустя 16 лет, в 1997 году, он стал президентом Ирана и сделал Масуме – к тому времени уже профессора иммунологии – своим вице-пре¬зиден¬том по вопросам окружающей среды. Она первая в истории Ирана женщина, ставшая вице-президентом этой страны. Сейчас Массуме Эбтекар является членом городского совета Тегерана, где продолжает заниматься вопросами экологии.
3. После своего прихода к власти в 2005 году новый президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заменил Массуме Эбтекар на другую женщину – Фатиму Джавади, учёного-палеонтолога.
4. В Иране также в большой политике известна яркая и имеющая множество соратников Фатима Аджурлу. Она претендовала на портфель министра социального обеспечения. Доктор психологии, член консервативной партии и депутат Меджлиса от города Карадж в окрестностях Тегерана.
5. Там же, в консервативном Иране, была министр здравоохранения Марзие Вахид-Дастжерди. Ей 50 лет, она известный гинеколог и давно научилась сочетать политику и медицинскую практику: работала в парламенте и преподавала в медицинских вузах. Уволена с поста министра в 2012 году.
6. Исату Ньие-Саиди – вице-президент Гамбии, а также министр женских дел с марта 1997.
7. Айша Каддафи – ливийский политический, общественный и военный деятель, дипломат и адвокат, бывший посол доброй воли ООН , дочь Муаммара Каддафи.
8. Амаль аль-Кубейси – спикер парламента Объединённых Арабских Эмиратов.
9.Зохра Дриф – современная видная общественная деятельница и депутат парламента независимого Алжира.
10. Первой женщиной в правительстве Египта стала Хикмат Абу Саид – профессор социологии Каирского университета, назначенная министром по социальным вопросам.
11. Сейчас в Бельгии министр труда – Аниса Темсамани, марокканка по происхождению.
12. Принцесса из королевской семьи Марокко Лалла Айша – посол Марокко в Италии, видный политический деятель.
Вывод: Это далеко не все женщины-мусульманки, которые известны в высших политических кругах, а также в мировой политической истории. Мы постарались рассказать о самых ярких из них. Исламские страны – страны Азии и Африки, большинство населения которых исповедует ислам. В настоящее время насчитывается 35 исламских стран. Самой крупной по численности населения среди них является Индонезия – свыше 153 млн. чел. В 28 исламских странах он признан официальной религией.
Заключение.
В представленной работе говорится о мусульманских женщинах в политике в соответствие с мусульманскими законами. Несомненно, правильно реализуемая гендерная политика способствует наращиванию социального капитала и способствует полноценному использованию потенциала всего общества в интересах всей страны. Гендерная политика должна соответствовать национальным традициям и можно привести сотни примеров из истории, когда женщины осуществляли выдающееся лидерство в разных сферах деятельности человека.
При желании женщины-мусульманки и с согласия мужчины, ответственного за нее – это может быть отец или супруг, она может заниматься собственным бизнесом, принимать активное участие в политической или общественной жизни общества.
Вопрос о правах мусульманской женщины непосредственно связан с исторически сложившимся статусом женщины в мусульманском обществе и особенностями отдельных стран, где ислам играет важную роль в правовой системе. Сегодня мусульманки не только активные бизнес-леди, общественные и политические деятели, они также занимают высокие посты в государственном управлении, принимают участие в принятии решений на самом высоком уровне. Пример этих женщин в очередной раз доказывает, что, несмотря на все существующие стереотипы о мусульманках как об угнетенных и лишенных прав, женщина в исламе иной раз занимает гораздо более активную и значимую позицию, чем мужчина, оставаясь при этом в гармонии с собой, своей семьей и окружающим миром. Стоит отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой и продолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, и благодаря техническому прогрессу
Список литературы.
1. Ас-Сухайбани А. А Переводчик: С. (К.) Филимнова Издательство: Мир,
Год 2009. Страниц: 180 " Картины из жизни сподвижниц Пророка".
2.Д-р Шериф Абдул-Азым. Женщина в Исламе и в иудейско-христианском мире.
3.3. Еремеев Д.В. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Просвещение, 1992.
4.Коран. Автор: ад-Дусари, М.бин Ахмадбин Салих. Переводчик:
5.Краткое иллюстрированное руководство, способствующее лучшему пониманию Ислама. Русский перевод книги «A Brief Illustrated Guide to «Understanding Islam», автор I.A.Ibrahim, издание второе. Ассоциация культурно-просветительских общественных объединений «Собрание», Москва, стр.87-88.
6. Мухаммад-посланник Аллаха. Автор: Абдуррахман бин Абдулькарим Аш Шиха. Офис по содействию в призыве, наставлении и просвещении этнических меньшинств в районе Рабва г.Эр-Риад, Королевство Саудовская Аравия.
7. Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 129-131
8.Самые лучшие женщины. Автор: Джихан Махмуд Мутавалли . Переводчик: С. (К.) Филимнова .Издательство: Мир, Год: 2008
9. Автор: Джихан Махмуд Мутавалли. Переводчик: С. (К.) Филимонова Год: 2008 .Страниц: 122 "Самые лучшие женщины"
1. Сайт «Ислам как он есть» www.aboutislam.ws.
11. http://islam-today.ru/zhenshhina_v_islame/samye-vliatelnye-zensiny-islama/
2. Сайт www.islamecologia.ucoz.ru и свободной энциклопедии www.wikipedia.org
Приложение 1
Словарь
Оппонент (от латинского opponens, родительный падеж opponentis - возражающий) - противник в споре.
Шариат- свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права".
Хадис - мусульманские предания, описывающие какие-либо исторические или вымышленные периоды жизни Мухаммеда. В IX веке шесть таких сборников были отобраны в Сунну - Священное предание ислама.
Ислам— «предание себя Богу» («покорность Богу»).
Меджлис- парламента
Приложение 2-7
10-е место: Массуме Эбтекар (род. 8 июля 1960) - бывший вице-президент Ирана. Впервые имя Массуме Эбтекар стало известно, когда она стала пресс-секретарем захватчиков посольства В 1997 году президент Ирана Мохаммад Хатами сделал ее вице-президентом (директором Национального агентства по защите окружающей среды). После своего прихода к власти в 2005 году новый президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заменил Массуме Эбтекар на другую женщину - Фатиму Джавади. Однако первая в истории Ирана женщина, ставшая вице-президентом, остается в политике по сей день. Сейчас Массуме Эбтекар является членом городского совета Тегерана, где продолжает заниматься вопросами экологии.
9-е место: Атифете Яхьяга (род. 20 апреля 1975) - президент Республики Косово. Ранее занимала должность заместителя руководителя полиции в ранге генерал-майора. 7 апреля 2011 года по итогам состоявшегося в парламенте голосования Атифете Яхьяга избрана президентом Республики Косово. А. Яхьяга будет занимать пост главы Косово до 2012 года — до прямых выборов президента.
Атифете Яхьяга замужем за зубным врачом, детей у них нет.
8-е место: Исату Ньие-Саиди (род. 5 марта 1952) - вице-президент Гамбии и государственный секретарь по вопросам здравоохранения, социального обеспечения и по делам женщин Гамбии с 20 марта 1997 года и по сей день. Исату Ньие-Саиди замужем, имеет четверых детей.
7-е место: Анахита Ратебзад (род. окт.1931) - видная общественная и политическая деятельница Афганистана. В 1965 году Анахита Ратебзад была избрана депутатом парламента от одного из округов Кабула. В стенах парламента она проявила свои блестящие ораторские данные. В 1966 году основала Демократическую организацию женщин Афганистана и оставалась её бессменным председателем до середины 80-х годов. В январе 1980 года с приходом к власти нового руководства во главе с Б. Кармалем вошла в члены политбюро ЦК НДПА и заняла пост министра просвещения. Возглавляла Общество афгано-советской дружбы и Организацию мира, солидарности и дружбы Афганистана Анахита Ратебзад разведена, имеет троих детей (две дочери и сын). Бурная общественно-политическая деятельность с начала 60-х годов явилась причиной распада её семьи.
6-е место: Мегавати Сукарнопутри (род. 23 января 1947) - 5-й президент Индонезии (была на этом посту с 23 июля 2001 года по 20 октября 2004 года).
Дочь первого президента страны Ахмеда Сукарно. Заняла пост президента страны после отстранения от власти предыдущего президента, Абдуррахмана Вахида, при котором была вице-президентом. Баллотировалась на следующий срок, однако проиграла выборы.
Мегавати Сукарнопутри три раза была замужем. Первый муж, старший лейтенант, погиб в 1970 году в авиакатастрофе. Второй муж был египетским дипломатом. Сейчас Мегавати Сукарнопутри в браке с политиком. У них трое детей.
5-е место: Тансу Чиллер (род. 24 мая 1946) - первая и пока единственная женщина, занимавшая должность премьер-министра Турции. Была избрана в парламент Турции в 1991 году депутатом от Стамбула, занимала должность государственного министра экономики. С июня 1993 — лидер партии, премьер-министр Турции (была на этом посту до марта 1996). В 1996-1997 годах занимала должность министра иностранных дел Турции и вице-премьера.
Одним из её главных достижений является преобразование турецкой армии из организации, пользовавшейся устаревшим вооружением времён 2-й мировой войны, в современные вооружённые силы. Тансу Чиллер замужем, имеет двоих детей.
4-е место: Роза Отунбаева (род. 23 августа 1950) - президент Киргизии. В 1972 году окончила философский факультет МГУ. В 1975 году стала кандидатом философских наук.. В 1981 году перешла на партийную работу в КПСС. В 1992 назначена первым министром иностранных дел Киргизии. В 1997 году Роза Отунбаева приняла решение уйти из правительства, поскольку «чувствовала, что страна становится всё более тоталитарной. С декабря 2007 года — депутат Киргизского парламента и член парламентской фракции оппозиционной Социал-демократической партии Киргизии, с октября 2009 года — руководитель данной парламентской фракции. 21 мая 2010 года после наделения её полномочиями Президента Киргизии переходного периода покинула партию. Роза Отунбаева останется на посту президента Киргизии до 31 декабря 2011 года. Роза Отунбаева разведена, имеет сына и дочь.
3-е место: Халеда Зиа (род. 15 августа 1945) - премьер-министр Бангладеш в 1991—1996 и в 2001-2006.Лидер Националистической партии Бангладеш (НПБ). Нередко, в знак уважения к занимаемому ею общественно-политическому положению, к её имени добавляют почтительную приставку Бегум — «госпожа». В 1960 вышла замуж за генерала Зиаура Рахмана, который позднее стал президентом страны и основал Националистическую партию Бангладеш. Вскоре после победы НПБ были приняты поправки в конституцию, по которым Бангладеш вновь стала парламентской республикой. Период первого премерства был отмечен улучшением связей с Пакистаном и ухудшением отношений с Индией, в частности, по вопросу о разделе вод Ганга. В 2001 году Халеда Зиа вновь победила на выборах. В 2003 добилась принятия закона, по которому для женщин бронировалось 30 мест в 330-местном парламенте..
2-е место: Беназир Бхутто (21 июня 1953 — 27 декабря 2007) - премьер-министр Исламской республики Пакистан в 1988—1990 и 1993—1996 годах, первая в новейшей истории женщина — глава правительства в стране с преимущественно мусульманским населением.Отцом Беназир Бхутто был Зульфикар Али-хан Бхутто, получивший европейское образование и воспитывавший дочь не так, как было принято в исламских странах. Беназир Бхутто вспоминала:
«Мой отец — верующий мусульманин. Когда мать надела на меня чадру в 12 лет, сказал ей: „Пусть она вырастет и сама решит для себя, открывать ей лицо или нет, — ислам даёт женщине право распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению“. Больше я не носила чадру». Беназир Бхутто получила прекрасное образование в Гарвардском (США) и Оксфордском (Англия) университетах. После заключения брака Беназир предпочла сохранить фамилию отца. От этого брака у Беназир Бхутто трое детей: сын Билавал и дочери Бахтавар и Асифа.
1-е место: Шейх Хасина Вазед (род. 28 сентября 1947) — премьер-министр Бангладеш в 1996—2001, а также с 2009 года по настоящее время. Лидер партии «Лига Авами». Дочь Шейха Муджибура Рахмана, первого главы независимой Бангладеш (в 1971—1975 гг.), называемого в стране «отец нации». Почему самой успешной женщиной-политиком мусульманского мира признана именно Шейх Хасина, а не более харизматичная и яркая Беназир Бхутто? Шейх Хасина до сих пор у власти, её политическая карьера продолжается дольше, чем у Беназир Бхутто, к тому же политическая и нравственная репутация у Шейх Хасины чище, чем у Беназир Бхутто. Стоит также отметить, что Бангладеш стала демократической страной за счёт деятельности двух крупнейших партий (Националистическая партия Бангладеш и Лига Авами), каждую из которых возглавляют женщины. Поэтому Бангладеш можно назвать страной с самыми успешными женщинами-политиками в мусульманском мире.
9-е место: Массуме Эбтекар 10-е место: Атифете Яхьяга
8-е место: Исату Ньие-Саиди
7-е место: Анахита Ратебзад
6-е место: Мегавати Сукарнопутри
5-е место: Тансу Чиллер
4-е место: Роза Отунбаева
3-е место: Халеда Зиа
2-е место: Беназир Бхутто
1-е место: Шейх Хасина Вазед
Приложение 8