ЛЕГЕНДЫ О ЯКУТСКИХ БОГАТЫРЯХ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛЕГЕНДЫ О ЯКУТСКИХ БОГАТЫРЯХ В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ

Местников Е.В. 1
1МБОУ Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 2
Константинова Т.В. 1
1МБОУ ЫКСОШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность. Математика очень интересный, но порой сложный предмет. Если учащиеся будут сами придумывать задачи, то изучать математику будет очень увлекательно.

Якутия славится своими древними сказаниями, легендами, преданиями, здесь очень много священных мест. В давние времена здесь проживали могучие богатыри, славившиеся своей силой, мощью и ловкостью. О них сложено много интересных легенд и преданий. Если мы будем знать легенды о родных местах, то лучше узнаем историю родного края.

Таким образом, наша цель данной работы: составить математические задачи по легендам о якутских богатырях.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить легенды о якутских богатырях по научным трудам А.Е. Кулаковского;

2. Выявить соотношение старинных и современных мер длины;

3. Составить задачу и найти варианты ее решения.

Методы: сбор информации, изучение литературы, анализ легенд, сравнительный анализ.

Практическая значимость: составленные задачи можно использовать на уроках математики и на занятиях «Национальная культура народов Якутии».

Математические задачи по легендам о богатырях

Алексей Елисеевич Кулаковский – Өксөкүлээх Өлөксөй, один из основоположников якутской литературы, в своей работе «Якутские легенды и былины» приводит предания о могучем богатыре Тисикяне и братьях-близнецах Ильгиэлэ и Инэрчэ.

В прошлые века использовались старинные меры длины, такие как сажень и аршин. В моих задачах я перевел их в современные сантиметры и метры.

Задача 1. Прыжок Тисикяна.

По преданию, в Татте, в местности Табыйыкы проживал старик Тисикян (Тиhикээн, что означает «резвый»), сын знаменитого боотура Модьукаана (чье имя значит «сильный, могучий»).

Говорят, он мог даже в 60 лет с разбега девятью прыжками пересекать озеро Табыйыкы.

В ту пору озеро имело в ширину около 100 саж.

Озеро Табыйыкы (фото автора от 17.03.2017 г.)

Даже сейчас это озеро очень широкое, а в старину оно было огромным, с одного края алааса (луга) до другого края.

Вопрос: Сколько метров составлял один прыжок Тисикяна, если 1 сажень равна 216 см.?

Решение:

  1. 216× 100 = 21600 см. (оз. Т.)

21600 ÷ 9 = 2400 см. (1 прыжок)

2400 ÷ 100 = 24 м.

Ответ: 1 прыжок Тисикяна составлял 24 метра.

2) 100 ÷ 9 = 11,11 саженей (1 прыжок)

11,11 × 216 = 2399,76 см.

2399, 76 ≈ 24 м.

Ответ: 1 прыжок Тисикяна составлял 24 метра.

В марте 2017 года был проведен Первый республиканский конкурс «Этноматематика народов Якутии» в Институте математики и информатики Северо-Восточного федерального университета. Моя задача про прыжок Тисикяна заняла 2 место в номинации «Фольклор народов Якутии в математических задачах».

Задача 2. Удар Ильгиэлэ и Ингэрчэ.

В древние времена жили в Таатте знаменитые своей силой и вздорным нравом богатыри-близнецы Ильгиэлэ и Ингэрчэ. Имя Илгиэлэ означает «сильно встряхивающийся», а Иҥэрчэ – «лучшая тетива».

Об огромном росте и ловкости богатырей свидетельствовало высокое дерево, на котором они оставили рубцы пальмой (батыйа). Первый рубец был нанесен на высоте 5 аршин и 2 четверти от земли, а другой – на высоте 4 аршина и 3 четверти.

Вопрос: На какой высоте были сделаны рубцы богатырей, если 1 аршин примерно равен 0,7 метра?

Решение:

1 аршин = 0,7 ×100 = 70 см.

70 × 5 = 350 см.

70 ÷ 4 = 17,5

17,5 × 2 = 35

350см. + 35 см. = 385 см.

385 см. = 3 м. 85 см.

70 × 4=280см.

70 ÷ 4=17,5

17,5 × 3=52,5

280 +52,5 =332,5см.

332,5 см. = 3 м. 32,5 см.

Ответ: 1 рубец был сделан на высоте 3 м. 85 см.,

2 рубец - 3 м. 32,5 см.

Вот какие богатыри жили в Якутии много столетий назад. В это сложно поверить сейчас и это кажется невероятным, но древние легенды сохранили их имена и донесли до нас свидетельства об их ловкости, силе и могуществе.

Заключение.

Таким образом, составляя самостоятельно задачи по математике:

  1. мы учимся находить интересное в старинных легендах;

  2. сравниваем старинные и современные меры длины, веса, объема;

  3. узнаем, что математика вокруг нас, сокрытая даже в легендах;

  4. совмещаем математику и творчество.

И это настолько интересно, что я буду и впредь составлять интересные задачи по математике.

Список использованной литературы:

  1. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. Изд-во, 1979. С. 262.

  2. Словарь мер// dic.academic.ru/dic.nsf/mera/

  3. Шмакова Н. А. Фольклор в обучении детей математике // Современное образование в России и за рубежом: теория, методика и практика : материалы III междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 142–144.

Просмотров работы: 1019