«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни».
Бенджамин Франклин
Актуальность.
В наше время многие люди играют в шахматы и уж тем более не обходятся без математики. Играю и я. Меня заинтересовала эта тема, потому что я очень люблю математику и являюсь трёхкратной чемпионкой Московской области, трёхкратным серебряным призёром Центрального федерального округа, чемпионкой Центрального федерального округа по шахматам.
Меня заинтересовал вопрос: «Как математика помогает играть в шахматы и наоборот?»
Цель проекта.
Выявление связи между шахматами и математикой.
Задачи проекта.
Изучение истории шахмат.
Создать дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость».
Решение математических задач на шахматной доске.
Легенда о создании шахмат.
Согласно легенде, индийский царь решил наградить изобретателя шахмат и предложил ему самому выбрать вознаграждение. Каково было удивление правителя, когда мудрец попросил столько пшеничных зёрен, сколько будет на шахматной доске, если положить на первое поле шахматной доски 1 пшеничное зерно, на второе – два, на третье – 4 и так далее. Царь велел быстрее выдать изобретателю шахмат его жалкую награду, но на следующий день придворные математики сообщили ему, что для этого не хватит пшеницы, хранящейся даже в амбарах всего мира.
Награда изобретателю шахмат в соответствии с уговором должна была составить 18 446 744 073 709 551 616 зерен.
Родина шахмат – Индия.
Время возникновения игры – первые века нашей эры. Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.
Шахматы в истории Европы.
Эта игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому ее хорошо встретили в странах средневековой Европы. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию.
Из Испании и Сицилии шахматы постепенно проникли в Италию, Францию, Англию, скандинавские и другие страны, несмотря на жесточайшие гонения церкви, запрещавшей шахматы наравне с игрой “в кости” и другими “бесовскими наваждениями”.
В конце XIV века католическая церковь официально сняла запрет с шахмат. Игра была признана необходимым элементом дворянского воспитания.
Шахматы на Руси.
Первое упоминание о шахматах на Руси относится ко второй половине XIII века. В конце XVII - начале XVIII в. Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных шахматных партнеров.
Нью-Васюки.
Сити-Чесс или Город Шахмат – общественно-деловой, культурный и жилой комплекс, расположенный в Калмыкии. Город шахмат был построен рядом с Элистой в 1998 году для проведения 33-й Всемирной шахматной олимпиады.
Турнирная наука.
В турнирной таблице невозможно обойтись без математики. Числа используются для отображения результатов партий, стартовых номеров игроков и обозначения результатов жеребьевки. Для определения победителя судье необходимо рассчитать коэффициенты дополнительных показателей и суммировать набранные игроками очки.
Математика партии.
За доской шахматисту приходится просчитывать ходы свои и соперника, контролировать часы, чтобы не проиграть из-за просрочки времени.
Технологии
В наше время создано огромное количество компьютерных устройств, без которых и математикам, и шахматистам будет очень трудно. Например, калькуляторы и шахматные анализаторы.
Геометрия.
Геометрия заключается в том, что шахматная доска является квадратом, разделенным на конгруэнтные части. Но в шахматах, как и в математике, есть теории, которые не менее тесно связаны с геометрией.
«Неправильные» расстояния.
Движение короля по прямой в случае необходимости можно заменить движением по ломаной линии.
1. Крf7-e6! Крb2-c3 2. Крe6-d5!!
Правило квадрата.
Увидев такую позицию, начинающие шахматисты буду просчитывать по одному ходу, а более опытные знают, что при ходе чёрных король успеет догнать пешку, а при ходе белых – нет.
Правило треугольника.
В данной позиции белые используют треугольник d4-c4-d5, чтобы передать чёрным очередь хода.
Симметрия.
Один человек решил, что нашёл верный способ не проиграть чёрными. Он предложил повторять ходы противника. Сыграть с ним вызвался С. Ллойд, который и объявил ему мат в 6 ходов.
1. c3 c6 2. e3 e6 3. Ke2 Ke7 4. Ka3 Ka6 5. Kc4 Kc56. Kd6#.
Альмуджаннах и магический квадрат.
Рассмотрим одну любопытную старинную дебютную табию под названием альмуджаннах, которая получается из современной расстановки при помощи симметричных ходов белых и черных:
1. d3 d6 2. e3 e6 3. b3 b6 4. g3 g6 5. c3 c6 6. f3 f6 7. c4 c5 8. f4 f5 9. Kc3 Kc6 10. Kf3 Kf6 11. Лb1 Лb8 12. Лg1 Лg8.
В данном случае мы видим магический квадрат, сумма чисел каждой строки, каждого столбца, а также двух главных диагоналей которого равна 260.
Подсчитав сумму на 8 полях, участвующих в двух первых ходах (d2, d3, d7, d6, e2, e3, e7, e6), мы вновь получим 260. Такое же число мы получим и при дальнейшем развитии партии при подсчете каждой последующей пары ходов.
Координатная плоскость.
Каждая клетка на шахматной доске имеет свои координаты, которые используются при записи партии.
( «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость )
Король.
Для изображения шахматного короля с помощью координатной плоскости следует построить точки:
(-8;-15)
( -8;-13)
(-7;-12)
(-6;-12)
(-5;-11)
(-3;-5)
(-3;2)
(-4;2)
(-6;4)
(-3;4)
(-3;5)
(-5;10)
(-1;10)
(-1;12)
(-2;12)
( -2;13)
(-1;13)
(-1;14)
(0;15)
Затем необходимо построить точки, симметричные данным, и последовательно соединить все получившиеся точки.
Ферзь.
Постройте точки:
(-8;-13)
(-8;-11)
(-6;-8)
(-5;-7)
(-3;0)
(-4;0)
(-6;2)
(-3;2)
(-3;3)
(-5;6)
(-5;7)
(-4;8)
(-3;7)
(-2;8)
(-1;7)
(0;8)
Постройте точки, симметричные данным.
Последовательно соедините все точки.
Постройте точки с координатами: -1;9 -2;10-2;11 -1;12, и точки, симметричные данным.
Последовательно соедините точки.
Соедините точки -2;8 и -1;9, 2;8 и 1;9.
Ладья.
Постройте точки:
(-8;-12)
(-8;-10)
(-6;-8)
(-4;-7)
(-3;2)
(-4;3)
(-5;3)
(-6;4)
(-6;8)
(-4;8)
(-4;6)
(-2;6)
(-2;8)
Постройте точки, симметричные данным.
Последовательно соедините все точки.
Слон.
Постройте точки:
(-7;-10)
(-7;-9)
(-4;-5)
(-2;2)
(-4;3)
(-4;4)
(-2;4)
(-2;5)
(-4;6)
(-4;7)
(-1;11)
(-2;12)
(-2;13)
(-1;14)
Постройте точки, симметричные данным.
Последовательно соедините все точки.
Конь.
Постройте точки:
|
|
(4;-6)
(5;-7)
(6;-7)
(7;-8)
(7;-10)
Последовательно соедините все точки.
Пешка.
Постройте точки:
(-6;-8)
(-6;-7)
(-3;-4)
(-2;3)
(-3;4)
(-3;5)
(-2;5)
(-3;6)
(-3;9)
(-2;10)
Постройте точки, симметричные данным.
Последовательно соедините все точки.
Задача № 1.
Можно ли целиком покрыть домино квадрат 8 на 8, из которого вырезаны противоположные угловые клетки?
Решение:
Окрасим наш урезанный квадрат в черный и белый цвета, превратив его в шахматную доску без двух угловых полей a8 и h1. При любом покрытии доски каждое домино покрывает одно белое и одно черное поле. У нас же белых полей на два меньше, чем чёрных, и поэтому необходимого покрытия не существует.
Задача № 2.
Пусть теперь на шахматной доске вырезаны два поля разного цвета. Всегда ли можно покрыть оставшуюся часть доски 31 костяшкой домино?
Решение
Проведем на шахматной доске границы между вертикалями и горизонталями.
В лабиринте между этими границами черные и белые поля следуют друг за другом, чередуясь, как пуговицы двух цветов на замкнутой нити. Какие бы два поля разного цвета мы ни вырезали из доски, нить разорвется в одном или двух местах.
При этом каждый кусок нити будет состоять из четного числа полей.
Следовательно, всю доску покрыть домино можно.
Задача № 3.
На полях h1, g2, f3, e4 стоят четыре коня. Можно ли разрезать доску на четыре конгруэнтные части так, чтобы на каждой из них оказалось по коню?
Решение
Я поставила себе цель найти связь между шахматами и математикой, и считаю, что выполнила поставленную задачу. На примерах я подробно разобрала эту связь.
В ходе исследовательской работы я выявила, что у математики и шахмат много родственного. Выдающийся математик Г. Харди, проводя параллель между этими двумя видами человеческой деятельности, в своей статье «Исповедь математика» заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы это как бы насвистывание математических мелодий.
Шахматы справедливо считают единственной игрой из всех, придуманных человеком, в которой сочетаются спорт, искусство и наука. Почему шахматы привлекательны для людей разных возрастов и профессий? Потому что, играя в шахматы, мы приобретаем много полезных качеств, тренируем память, учимся упорству, находчивости, развиваем фантазию. Занятие шахматами способствует развитию математических способностей человека. Шахматы – это и вид интеллектуальной борьбы, и соревнование, а любое соревнование совершенствует сильные черты личности.
Таким образом, математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы в свою очередь помогают нам решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают развивать логику, внимание и таким образом знать математику на пять.
Практическая значимость моейработы состоит в том, что задачи с применением шахматной теории часто встречаются на олимпиадах по математике. Думаю, что собранный мною материал можно использовать на занятиях как математического, так и шахматного кружков, для подготовки к олимпиадам, а также для общего развития.
Возможно, построения на координатной плоскости может быть использовано учителем как дидактический материал «В помощь учителю» для проведения обобщающего урока по теме «Координатная плоскость».
В дальнейшем в этом направлении более подробно можно исследовать следующие темы: «Шахматы в олимпиадных задачах», «Комбинаторика на шахматной доске», «Математика шахматных турниров», «Шахматы и ПК» и т.д.
Акимова С. Занимательная математика. С-П.: Тригон, 1998.
Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. М.: Мир, 1971.
Гик. Е.Я. Шахматы и математика. М.: Наука, 1976г.
Гик. Е.Я. Занимательные математические игры. М. 1987.
Гришин В.Г. Малышы играют в шахматы. М: Просвещение, 1991.
Екимова Н.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Омега, 1994.
Квант №9. М.: Наука, 1989.
Квант №10. М.: Наука, 1989.
Купцов Л.П., Нестеренко Ю.В. и др. Математические олимпиады школьников. М.: Просвещение, 1999.
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные Энциклопедический словарь юного математика. М.: Педагогика, 1985.
Савин А. Математические миниатюры. М.: Детская литература, 1991.
Чулков П.В. Математика: Школьные олимпиады. М., 2004.
Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. М.: Аванта+, 2002.
Южаков О.И. Математические олимпиады. Курган: Изд-во ИПК и ПРО, 2004.
Ященко И.В. Приглашение на Математический праздник. М.: МЦНМО, 2005.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. И. А. Флерова»
Дидактический материал
«В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ»
для проведения обобщающего урока по теме
«КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ»
Построение изображений шахматных фигур
на координатной плоскости.
Автор проекта: ученица 6 «В» класса
Рыбакова Анастасия
Руководитель: учитель математики
Казак Ольга Викторовна
2017
Оглавление
1. Пешка……………………………………………………..3
2. Ладья……………………………………………………...4
3. Слон……………………………………………………….5
4. Король…………………………………………………….6
5. Ферзь……………………………………………………...7
6. Конь……………………………………………………….8
7. Высказывания о шахматах……………………………...9
Постройте точки:
(-6;-8)
(-6;-7)
(-3;-4)
(-2;3)
(-3;4)
(-3;5)
(-2;5)
(-3;6)
(-3;9)
(-2;10)
Постройте точки, симметричные данным.
Последовательно соедините все точки.
Постройте точки:
(-8;-12)
(-8;-10)
(-6;-8)
(-4;-7)
(-3;2)
(-4;3)
(-5;3)
(-6;4)
(-6;8)
(-4;8)
(-4;6)
(-2;6)
(-2;8)
Постройте точки, симметричные данным.
Последовательно соедините все точки.
Постройте точки:
(-7;-10)
(-7;-9)
(-4;-5)
(-2;2)
(-4;3)
(-4;4)
(-2;4)
(-2;5)
(-4;6)
(-4;7)
(-1;11)
(-2;12)
(-2;13)
(-1;14)
Постройте точки, симметричные данным.
Последовательно соедините все точки.
Для изображения шахматного короля с помощью координатной плоскости следует построить точки:
(-8;-15)
( -8;-13)
(-7;-12)
(-6;-12)
(-5;-11)
(-3;-5)
(-3;2)
(-4;2)
(-6;4)
(-3;4)
(-3;5)
(-5;10)
(-1;10)
(-1;12)
(-2;12)
( -2;13)
(-1;13)
(-1;14)
(0;15)
Затем необходимо построить точки, симметричные данным, и последовательно соединить все получившиеся точки.
Постройте точки:
(-8;-13)
(-8;-11)
(-6;-8)
(-5;-7)
(-3;0)
(-4;0)
(-6;2)
(-3;2)
(-3;3)
(-5;6)
(-5;7)
(-4;8)
(-3;7)
(-2;8)
(-1;7)
(0;8)
Постройте точки, симметричные данным.
Последовательно соедините все точки.
Постройте точки с координатами: ( -1;9) (-2;10) (-2;11) (-1;12), и точки, симметричные данным.
Последовательно соедините точки.
Соедините точки (-2;8) и (-1;9), (2;8) и (1;9).
Постройте точки:
|
|
|
|
Последовательно соедините все точки.
«Шахматы - это больше чем игра. Это - интеллектуальная диверсия, у которой есть определенные артистические качества и много научных элементов.»
Хосе Рауль Капабланка
«Шахматы - это по форме игра, по содержанию - искусство, а по трудности овладения игрой - это наука.»
Тигран Вартанович Петросян
«Когда я изучаю тонкости ферзевого эндшпиля, шахматы - это наука; когда восхищаюсь красивой комбинацией - искусство; а когда обостряю позицию в надвигающемся цейтноте соперника - спорт.»
Ашот Сергеевич Наданян
«Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться.»
Григорий Константинович Санакоев
«Не глумитесь над шахматистами. Легко ли сохранить душевное здоровье, когда изо дня в день теряешь слонов, бьёшь коней и нападаешь на королев?»
Ашот Сергеевич Наданян