Введение
В бесконечном множестве чисел, так же как среди звезд Вселенной, выделяются отдельные числа и целые их «созвездия» удивительной красоты, числа с необыкновенными свойствами и своеобразной, только им присущей гармонией.
Переходя из класса в класс, мы познакомились с натуральными, дробными, десятичными, отрицательными, рациональными числами. В этом году мы изучили иррациональные. Среди иррациональных чисел есть особое число, точными вычислениями которого занимаются ученые уже много веков. Оно встретилось нам ещё в 6 классе при изучении темы «Длина окружности и площадь круга». Было акцентировано внимание на то, что довольно часто будем встречаться с ним на уроках в старших классах. Интересны были практические задания на нахождение числового значения числа π. Число π является одним из интереснейших чисел, встречающихся при изучении математики. Оно встречается в разных школьных дисциплинах. С числом π связано много интересных фактов, поэтому оно вызывает интерес к изучению.
Услышав об этом числе много интересного, мы решили путём изучения дополнительной литературы и поиска в Интернете узнать как можно больше информации о нём и ответить на проблемные вопросы:
- Как давно люди знали о числе пи?
- Для чего необходимо его изучение?
- Какие интересные факты с ним связаны?
- Верно ли, что значение пи равно приближённо 3,14?
Проблема: Некоторые данные достаточно трудно запоминаются. Но с помощью открытия новых фактов, характеризующих число π, можно лучше запомнить это число и понять темы, связанные с числом π.
Цель работы: исследование истории числа π и значимость числа π на современном этапе развития математики.
Задачи:
1) Изучить историю числа Пи;
2) Узнать, как рассматривается число p в школьном курсе;
3) Получить информацию об известных людях, имеющих отношение к числу p;
4) Провести измерение предмета округлой формы, вычисление числа p практическим путём;
7) Сравнить значение исторического числа с полученным практическим результатом;
8) Провести опрос на тему: "Что такое число p?".
Объект исследования: Число Пи.
Предмет исследования: История и значимость числа p.
Гипотеза: При правильном понимании и применении числа p:
– возможно легкое запоминание тем и изучение дисциплин школьного курса;
– возможно существование интересных фактов, связанных с числом p.
Методы исследования:
1. Работа с учебной и научно – популярной литературой, ресурсами сети Интернет;
2. Наблюдение, сравнение, анализ, аналогия;
3. Опрос.
1. Теоретическая информация о числе Пи
1.1. История числа Пи
Число Пи (греч. p, первая буква греческого слова «периферия», букв. — «окружность») — математическая константа, равная отношению длины окружности к ее диаметру. Первым ввёл обозначение отношения длины окружности к диаметру современным символом английский математик У. Джонсон в 1706 г. Общеупотребительным введённое Джонсоном обозначение стало после работ Л. Эйлера, который воспользовался этим символом впервые в 1736 г.
В глубокой древности считалось, что окружность ровно в 3 раза длиннее диаметра. Эти сведения содержатся в клинописных табличках Древнего Междуречья. Такое же значение можно извлечь из текста Библии: «И сделал литое из меди море, — от края его и до края его десять локтей, — совсем круглое… и шнурок в тридцать локтей обнимал его кругом» (3 Царств, гл. 7, ст. 6). Однако уже во 2 тысячелетии до н.э. математики Древнего Египта находили более точное отношение. Важным достижением геометрической науки египтян было очень хорошее приближение числа p, которое получается из формулы площади круга диаметра d: S = (d–1/9d)2 = (1–1/9)2d2.
Этому правилу из 50-й задачи папируса Райнда (приблизительно 1650 г. до н.э.) соответствует значение p =4(8/9)2 = 3,1605. Однако каким образом египтяне получили саму формулу, из контекста неясно.
В Московском папирусе есть ещё одна интересная задача: вычисляется поверхность корзины «с отверстием 4 ½». Исследователи толкуют её по-разному, поскольку p в тексте не указано, какой формы была корзина. Но все сходятся во мнении, что и здесь для числа p берётся то же самое приближённое значение 4(8/9)2. Замечательно, что на всём Древнем Востоке при вычислениях использовалось значение p = 3. В этом отношении египтяне намного опередили другие народы.
С VI века до н.э. математическая наука стремительно развивалась в Древней Греции. Древние греки Евдокс Книдский, Гиппократ и др. измерение окружности сводили к построению соответствующего отрезка, а измерение круга — к построению равновеликого квадрата.
Архимед в III веке до н.э., занимаясь вычислениями длины окружности, установил, что «периметр всякого круга равен утроенному диаметру с избытком, который меньше седьмой части диаметра, но больше десяти семьдесят первых». По точным расчётам Архимеда отношение окружности к диаметру заключено между числами и , а это означает, что p = 3,1419… Иначе говоря, Архимед указал границы числа: 3,1408 < p < 3,1428.
Значение до сих пор считается вполне хорошим приближением числа p для прикладных задач. Более точное приближение (p =3,14166) нашёл знаменитый астроном, создатель тригонометрии Клавдий Птолемей (II в.), но оно не вошло в употребление.
В священной книге джайнизма (одной из древнейших религий Индии) имеется указание, из которого следует, что число Пи принимали равным дроби 3,162… Это значение приводит индийский математик VII века Брахмагупта.
Китайские учёные в III в. н.э. использовали для p значение , которое хуже приближения Архимеда. В конце 5 века китайский математик Цзу Чунчжи получил приближение (p = 3,1415927). Оно осталось неизвестно европейцам и было вновь найдено нидерландским математиком Адрианом Антонисом лишь в 1585 г.
В первой половине XV в. в обсерватории Улугбека, возле Самарканда, астроном и математик ал-Каши вычислил p с 16 десятичными знаками. Спустя полтора столетия после ал-Каши в Европе Франсуа Виет нашёл число p только с 9 правильными десятичными знаками, но при этом он сделал открытие, позволившее вычислять p с какой угодно точностью. В начале XVII в. голландский математик из Кёльна Лудольф ван Цейлен (1540–1610) — некоторые историки называют его Л.ван Кейлен – нашёл 32 знака. С тех пор (год публикации — 1615) значение числа p с 32 знаками получило название числа Лудольфа.
В 1766 г. немецкий математик Иоганн Ламберт строго доказал иррациональность числа p: число Пи не может быть представлено простыми дробями, как бы ни были велики числитель и знаменатель. И, тем не менее, история числа на этом не закончилась.
В конце XIX в. профессор Мюнхенского университета Карл Фердинанд Линдеман нашёл строгое доказательство того, что p — число не только иррациональное, но и трансцендентное, т.е. не может быть корнем никакого алгебраического уравнения. Его доказательство поставило точку в истории древнейшей математической задачи о квадратуре круга. В память об открытии трансцендентности числа p в зале перед математической аудиторией Мюнхенского университета был установлен бюст Линдемана. На постаменте под его именем изображён круг, пересечённый квадратом равной площади, внутри которого начертана буква p.
Число Пи является иррациональным и трансцендентным, и корень из этого числа также является бесконечной непериодической десятичной дробью.
Квадратный корень числа p (с точностью до до 40 знаков):
1,7724538509055160272981674833411451827975
1.2. Число Пи в школьном курсе
Первое знакомство с числом π в рамках школьного курса математики происходит в 6-ом классе при изучении темы «Длина окружности и площадь круга». При изучении этой темы учащиеся получают наглядное представление о длине окружности и площади круга. Здесь же делается вывод о том, что для всех окружностей отношение длины окружности к длине ее диаметра является одним и тем же числом, которое обозначают греческой буквой π ≈ 3,14... При изучении этой же темы в курсе геометрии 8 класса добавляется следующая информация об этом числе:
1.π является бесконечной десятичной дробью, т. е. иррациональным числом.
2.π ≈ 22/7 с точностью до 0,002.
Число p нашло свое применение во многих науках:
Алгебра: π - иррациональное и трансцендентное число.
Тригонометрия: радианное измерение углов.
Планиметрия: длина окружности и её дуги; площадь круга и его частей.
Стереометрия: объем шара и частей; объем цилиндра, конуса и усеченного конуса; площадь поверхности цилиндра, конуса и сферы.
Физика: теория относительности; квантовая механика; ядерная физика.
Теориявероятностей: формула Стирлинга для вычисления факториала.
Кроме этого, в астрономии, космонавтике, архитектуре, навигации, электронике и мн.др.
1.3. Известные люди, имеющие отношение к числу Пи
Архимед (287 г. до н. э. — 212 г. до н. э.)
Архимед из Сиракуз первым предложил использовать математический метод вычисления числа пи, определяющего зависимость длины окружности от её диаметра. Он построил вписанный и описанный вокруг окружности многоугольники по 96 сторон каждый, вычислил длины их периметров. Так мир получил первое приближённое значение числа p, равное на глаз Архимеда 22/7. При вычислении такой дроби ошибка обнаруживается уже на третьем знаке после запятой (3,142 вместо истинных 3,141).
Чжан Хэн (78—139 г.)
Во II-ом веке философ и мыслитель Чжан Хэн дал своё определение числу пи, предложив два его эквивалента: (3,17) и (3,16), что однако было дальше от истины, чем у его греческого предшественника.
Людольф ван Цейлен (1540—1610 г.)
С развитием математического анализа в середине II-ого тысячелетия поиск числа p вновь обрёл свою актуальность. Голландец Людольф ван Цейлен посвятил десять лет своей жизни вычислению пи при помощи рядов. Применяя всё тот же метод Архимеда, он использовал многоугольник c 60×229 сторон, и тем самым точно вычислил 20 знаков числа после запятой. Изложив свои результаты в сочинении «Об окружности», Людольф закончил его словами: «У кого есть охота, пусть идёт дальше».
После смерти в его рукописях были обнаружены ещё 15 точных цифр числа p. Людольф завещал, чтобы найденные им 35 знаков были высечены на его надгробном камне. В честь него число p иногда называли «Людольфовым числом».
Франсуа Виет (1540—1603 г.)
В это же время знаменитый француз Франсуа Виет, увлечённый анализом и определением бесконечных рядов, представил одну из красивейших формул вычисления приближённого значения числа p:
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716 г.)
В 1673 году в возрасте 27 лет Готфрид Лейбниц на заседании Королевского общества в Лондоне продемонстрировал созданный им механический калькулятор (арифмометр), позволявший не только складывать, но делить и умножать числа. Восхищённые изобретением, Лейбница избрали членом Общества, в котором от Ольденбурга он получил изложение открытий И. Ньютона: анализа бесконечно малых и теории бесконечных рядов. Сразу оценив мощь метода, Лейбниц вывел первый ряд для числа p:
Леонард Эйлер (1707—1783 г.)
Хотя впервые обозначением этого числа греческой буквой π воспользовался британский математик Джонс в 1706 году, общепринятым оно стало после работ Леонарда Эйлера, опубликованных только через 30 лет. Это обозначение происходит от начальной буквы греческих слов «периферия» (окружность) и «периметр».
Вильям Шенкс (1812—1882 г.)
15 лет своей жизни в конце XIX века посвятил вычислению числа p английский математик Вильям Шенкс, и установил новый рекорд, указав уже 707 знаков после запятой, хотя из-за ошибки только первые 527 были верными. Чтобы избежать подобных ошибок, современные вычисления подобного рода проводятся дважды. Если результаты совпадают, то они с высокой вероятностью верные. Ошибку Шенкса обнаружил один из первых компьютеров только в 1948 году; он же за несколько часов подсчитал 808 знаков числа p.
Фердинанд Линдеманн (1852—1939 г.)
Согласно личным воспоминаниям Линдеманна в день своего тридцатилетия — 12 апреля 1882 г. — он пришел к идее доказательства трансцендентности числа p. Это означало, что количество знаков после запятой в числе p бесконечно, и постичь это число целиком невозможно. Тем самым Линдеманн разрешил и известную еще со времен античности классическую проблему «квадратуры круга» (попытки построения квадрата той же площади, что и круг).
Джон фон Нейман (1903—1957 г.)
Праотец современной архитектуры компьютеров Джон фон Нейман впервые применил к вычислению числа пи электронику. Для расчётов использовался один из первых компьютеров ЭНИАК размером с читальный зал средней библиотеки. За 70 часов эта махина перебила все рекорды человека за предыдущие тысячелетия, и подарила миру 2037 точных знаков после запятой.С эпохой развития компьютеров количество известных знаков числа пи после запятой стало стремительно расти, и на сегодняшний день известно уже несколько их триллионов. Тогда как на поиск первых семи понадобилось две тысячи лет.
1.4. Интересные факты о числе p
1. В практических расчетах редко бывает нужда знать более трех – пяти цифр числа Пи. Если со временем они забудутся и надо вспомнить, задайте себе вопрос:
«Что я знаю о кругах?»
3, 1 4 1 6
В вопросе скрыто – по числу букв в каждом слове – содержится ответ:
3,1416.
2. Существуют стихи, в которых первые цифры числа Пи зашифрованы в виде количестве букв в словах:
Это я знаю и помню прекрасно:
3 1 4 1 5 9
Пи многие знаки мне лишни, напрасны.
Доверимся звеньям громадным
Тех, пи кто сосчитал, цифр армаду.
3. Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу, примечать (3,14159265358)
4. Гимназистам дореволюционной России предлагалось двустишие (с твердым знаком):
Кто и шутя и скоро пожелаетъ
3, 1 4 1 5 9
Пи узнать – вмигъ уж знаетъ.
2 6 5 2 6
5. Стихотворение для запоминания:
Раз у Коли и Арины
Разпороли мы перины
Белый пух летал, кружился,
Кружился,
Ублажился,
Нам не дал,
Головную боль старух
Ух, опасен пуха дух!
Георгий Александров
6. Стихотворение для запоминания в памяти 8 – 11 знаков числа Пи:
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девять, два, шесть, пять, три, пять.
Чтоб наукой заниматься,
Это каждый должен знать.
Неофициальный праздник «День числа p» ежегодно отмечается 14 марта, которое в американском формате дат (месяц/день) записывается как 3.14, что соответствует приближённому значению числа p. Считается, что праздник придумал в 1987 году физик из Сан-Франциско Лари Шоу, обративший внимание на то, что 14 марта ровно в 01:59 дата и время совпадают с первыми разрядами числа p= 3,14159. Интересно, что праздник числа p, отмечающийся 14 марта, совпадает с днем рождения одного из наиболее выдающихся физиков Альбертом Эйнштейном.
Ещё одной датой, связанной с числом p, является 22 июля, которое называется «Днём приближённого числа p» (англ. Pi Approximation Day), так как в европейском формате дат этот день записывается как 22/7, а значение этой дроби является приближённым значением числа p.
В 1998 году вышел фильм американского режиссера Даррена Аронофски под названием "Пи". Фильм получил множество наград.
Существует памятник числу p на ступенях перед зданием Музея искусств в Сиэтле.
Мировой рекорд по запоминанию знаков числа p после запятой принадлежит китайцу Лю Чао, который в 2006 году в течение 24 часов и 4 минут воспроизвёл 67 890 знаков после запятой без ошибки.В том же 2006 году японец Акира Харагути заявил, что запомнил число pдо 100-тысячного знака после запятой,однако проверить это официально не удалось.
В штате Индиана (США) в 1897 году был выпущен билль (Indiana Pi Bill), законодательно устанавливающий значение числа p равным 3,2. Данный билль не стал законом благодаря своевременному вмешательству профессора университета, присутствовавшего в законодательном собрании штата во время рассмотрения данного закона.
«Число p для гренландских китов равно трем» написано в «Справочнике китобоя» 1960-х годов выпуска.
Среди самых известных памятников архитектуры, Египетских пирамидах, замечена закономерность числа p в отношении площади к высоте.
Можно, также проверить, что в Колизее, в Пизанской и Эйфелевой башнях замечена знаменитая закономерность в отношении диаметра к длине окружности.
В настоящее время вычислено 10 триллионов знаков после запятой. Ученые Токийского университета под руководством профессора Ясумаса Канада сумели поставить мировой рекорд в вычислениях числа Пи до 12411-триллионного знака. Для этого группе программистов и математиков понадобилась специальная программа, суперкомпьютер и 400 часов машинного времени.
Германский король Фридрих Второй был настолько очарован эти числом, что посвятил ему …целый дворец Кастель дель Монте, в пропорциях которого можно вычислить p. Сейчас волшебный дворец находится под охраной ЮНЕСКО.
2. Практическая часть
Путем практической работы попробуем вычислить число p.
1. Возьмем 10 предметов, имеющих внешне округлую форму;
2. Измерим длину окружности этих предметов и диаметр;
3. Проведем расчеты по предложенной формуле отношения длины окружности к диаметру ();
4. Сделаем вывод о полученных значениях.
Таблица 1. Расчетные данные по практической работе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод: Анализируя полученные результаты, мы сделали вывод о том, что окружающие нас предметы приближены к идеальным геометрическим фигурам, но не являются таковыми. Так, например, голова человека или талия кошки не имеют идеальную округлую форму, поэтому результат практического вычисления числа p отличается от общепринятого значения. Если рассматривать предметы автоматизированного механического производства (ведро, пуговица, елочный шар), то заметим, что эти предметы максимально приближены к идеальным формам.
Изучив число p, мы узнали очень много новой информации, которую раньше не знали. И поэтому мы решили выяснить, знают ли окружающие нас люди (учителя, родители, обучающиеся школы) о числе p.
Для этого был проведен опрос «Известность числа Пи». В опросе приняли 173 человека в возрасте от 11 до 50 лет, из них 78 человек мужского пола и 95 человек женского пола.
В опросе было предложено 5 вопросов, интересующих нас:
1)Знаете ли Вы, что такое трансцендентное число?
2) Знаете ли Вы, что такое число Пи?
3) Знаете ли Вы числовое значение числа Пи?
4) Где применяется число Пи?
5) Кто открыл число Пи?
А) Архимед; Б) Пифагор; В) Леонард Эйлер; Г) Чжан Хэн; Д) Франсуа Виет.
Проанализировав результаты опроса, мы выяснили, что:
1. Что такое трансцендентное число знают лишь 11 % опрошенных, что не очень много;
2. О своих знаниях, что такое число p положительно ответили 83% опрошенных и 14 % сообщили, что когда-то слышали о таком числе;
3. 80 % знают числовое значение числа p, как 3,14. Но среди предложенных значений были и другие как правильные (3,1415; 3,1415926; 3,1415926535), так и неправильные (0,14; 13,4; 3,16).
4. Очень многие считают, что число p открыл Леонард Эйлер (36%), и лишь 27 % выбрали первоначального открывателя числа – Архимеда. Остальные 37 % выбрали Пифагора, Чжан Хэна и Франсуа Виета.
5. О применении числа p в жизни человека участники опроса в основном отвечали про математику и физику, но были и другие варианты: в строительстве, квантовой механике, биологии и лесоведении, для изготовления головных уборов и в швейном деле.
Вывод: Таким образом, проведенный опрос показал, что окружающие нас люди имеют неплохое представление о числе p. Но данное представление является поверхностным («когда-то слышали», «где-то проходили», «в математике говорили»).
Заключение.
В своей работе мы подробнее познакомились с числом p – одной из вечных ценностей, которой человечество пользуется уже много веков. Узнали некоторые аспекты его богатейшей истории. Выяснили, почему древний мир не знал правильного отношения длины окружности к диаметру.
На основе практической работы вычислили приближенное значение числа различными способами. Провели обработку и анализ результатов практических расчетов.
В качестве популяризации числа p, провели опрос об известности данного числа, проанализировали ответы и сделали вывод.
Любой школьник сегодня должен знать, что обозначает и чему приближенно равно число p. Ведь у всех первое знакомство с числом p, использование его при вычислении длины окружности, площади круга происходит в 6 классе. Но, к сожалению, эти знания остаются для многих формальными и уже через год – два мало кто помнит не только то, что отношение длины окружности к её диаметру одно и то же для всех окружностей, но даже с трудом вспоминают численное значение числа, равное 3,14.
Литература:
Глейзер Г.И. История математики в школе IV- VI классы / Г.И. Глейзер. – М.: Просвещение, 1982.
Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики / Н.Я. Виленкин, И.Я. Депман. – М.: Просвещение, 1989.
Жуков А.В. Вездесущее число «Пи» / А.В. Жуков. – М.: Едиториал УРСС, 2004.
Кымпан Ф. История числа «Пи» / Ф. Кымпан. – М.: Наука, 1971.
Мерзляк А.Г. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 304 с.: ил.
Свечников А.А. Путешествие в историю математики / А.А. Свечников – М.: Педагогика – Пресс, 1995.
Энциклопедия для детей. Т.11.Математика – М.: Аванта +, 1998.
Интернетресурсы:
- http://crow.academy.ru/ materials_/pi/history.htm
- http://hab/kp.ru// daily/24123/344634/
- http:// /ru.wikipedia.org/wiki/Pi
- http://arbuz.narod.ru/z_piclub.htm