Введение
«Правильному применению методов можно
научиться, только применяя их на разнообразных примерах»
Иероним Георг Цейтен
Практически каждый день любому человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с математическим понятием - проценты. Так, мы часто читаем в газетах или слышим по телевизору, что, например, предпраздничные скидки в магазине составляют 50%, пенсии повысят на 4,2%, сельское хозяйство возросло на 1,3%, уровень инфляции не превысит 5% в год, кредит под 18% годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т. д.
Всё что вокруг нас меняется, измеряется в процентах. Изучение процента продиктовано самой жизнью.
Проценты - это одна из важнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов, и умение производить процентные расчёты, необходимы для каждого человека.
Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое математически-экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.
Многие жизненные ситуации требуют знания вычисления процентов: получение кредитов в банке, вклады сбережений, покупка товара в кредит, расчёты налогообложений, рекламные акции: расчёты скидок в процентном соотношении и т.д.
Любой человек должен уметь свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, уметь просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков и выбрать наиболее выгодные.
Объект исследования: как используются проценты в нашей жизни и нужны ли проценты человеку в повседневной жизни.
Предмет исследования: использование процентов в различных сферах деятельности человека.
Цель: расширить знания о применении процентных вычислений в задачах из различных сфер жизни человека, проанализировать и показать широту применения в повседневной жизни процентных вычислений.
Задачи:
1. Подобрать и изучить специальную литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть основные типы задач на проценты.
3. Показать необходимость использования процентов, исследовать сферы деятельности человека, в которых используются проценты.
4. Создать сборник задач для учащихся «Проценты вокруг нас».
Актуальность и практическая значимость данного проекта заключается в том, чтобы расширить знания учащихся по процентным вычислениям, которые они будут применять не только в учебно-познавательном процессе, но и в повседневной жизни.
Методы исследования: поиск, изучение, сравнение необходимой научной литературы, поиск информации в сети Интернет, анализ полученных в ходе исследования данных, практический метод.
Гипотеза: знание процентов и их вычисление, является необходимостью для каждого современного человека не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
История возникновения понятия проценты и знака %
Сотую долю числа называют процентом числа и обозначают знаком %.
Слово «процент» имеет латинское происхождение и произошло от двух слов: «pro centum» - «на» и «центум», то есть в буквальном переводе на русский язык процент означает «на сто».
Проценты были известны индийцам ещё в V в., так как именно в Индии с давних пор счёт велся в десятичной системе счисления. Индийские математики вычисляли проценты, применяли тройное правило, пользовались пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов.
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Римляне брали с должника лихву, т.е деньги сверх того, что дали в долг. При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев лихвы». Например, Октавиан Август взимал налог в размере 1/100 на товары, реализуемые на аукционе, это было известно как Centesima Rerum Venalium (сотая доля продаваемых вещей).
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, то есть сложные проценты, как называют их в наше время.
В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский ученый Стевин Симон. В 1584г. он впервые опубликовал таблицу для расчета процентов. Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий, в том числе - особой записи десятичных дробей.
В России понятие процента впервые ввёл Пётр I. Но считается, что подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты стали встречаться в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и в технике.
Символ «%» происходит, от итальянского слова «cento» (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.
Основные типы задач на проценты
Что такое проценты в математике? Как решать задачи на проценты? Эти вопросы всплывают, увы, внезапно, когда выпускник читает задание ЕГЭ, и ставят его в тупик.
Причина в том, что тема «Проценты» изучается в младших 5-6 классах, этой теме уделен всего один параграф в учебнике математике, закрепляется в 7 классе при решении задач на повторение, а в последующих классах данной теме отдана незначительная часть учебного времени.
Единственно, что нужно запомнить - что такое один процент. Это понятие - и есть главный ключ к решению задач на проценты, да и к работе с процентами вообще.
Один процент - это одна сотая часть какого-то числа.
1% = 1/100 = 0,01
Существует три основных типа задач на проценты:
Нахождение процента от данного числа. Чтобы найти, а % от b, нужно b ∙ а : 100 или нужно проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь.
Задача.Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 30% - костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Решение: 1200 ∙ 30 : 100 = 36000 : 100 = 360 или 30 : 100 = 0,3 1200 ∙ 0,3 = 360.
Нахождение числа по процентам. Чтобы найти число х, а % которого равны b, нужно х = b : а ∙ 100.
Задача: За тест по математике отметку «5» получили 12 учеников, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников выполняло тест?
Решение:12 : 30 ∙100 = 40.
Нахождение процентного отношения чисел. Чтобы найти процентное отношение чисел а и в, надо отношение этих чисел умножить на 100%.
Задача: Завод произвёл за год 40000 автомобилей, а в следующем году - только 36000 автомобилей. Сколько процентов это составило по отношению к выпуску предыдущего года?
Pешение: 36000 : 40000 · 100 = 90%.
Задачи на проценты, используемые в ГИА и ЕГЭ
Одними из наиболее востребованных типов задач в рамках государственного экзамена являются задачи на проценты.
Изучив сборники для подготовки к ЕГЭ, я выяснила, что задачи с применением процентов встречаются в двух заданиях № 1 и № 11. В своей работе я хотела бы более подробно рассмотреть виды и способы решения этих задач (Приложение 1).
Наиболее сложные задачи, так называемые экономические № 17.
Виды экономических задач:
- Задачи на проценты, доли, части.
- Задачи на кредиты, вклады, ссуды, займы.
- Задачи на экстремальные свойства функций.
- Задачи на свойства целых чисел.
Сложным процентом называется сумма дохода, которая образуется в результате инвестирования денег при условии, что сумма начисленного простого процента не выплачивается в конце каждого периода, а присоединяется к сумме основного вклада и в следующем платежном периоде сама приносит доход Сложные проценты - это проценты, полученные на начисленные проценты. Формула сложного процента: , где a - исходное число; p - числовое значение процента; x - результат, n = 1,2,…. Данная формула является основной и наиболее используемой в процентных исчислениях.
Дифференцированный платеж - это способ погашения кредита, при котором заемщиком выплачивается основная сумма займа («тело кредита») равными частями, а начисление процентов осуществляется только на остаток задолженности в каждый конкретный момент времени. Если в задаче присутствуют слова «равными частями», или «долг уменьшается на одну и ту же величину», то, скорее всего речь идет о дифференцированном платеже. Формула дифференцируемого платежа: если клиент берет в кредит А рублей на n лет при годовой процентной ставке, равной r%, то при дифференцированном платеже он выплатит за n лет всего A∙(1+) руб.
Например, если клиент берет ипотеку на квартиру 10 млн. руб. сроком на 20 лет под 10% годовых (фантастически низкий процент), то по истечении этого срока он заплатит за квартиру: 10∙(1+) = 20,5 млн. руб. То есть сумму, более чем в два раза превышающую сумму кредита. Такие задачи рассмотрены в (Приложение 2).
Проценты в мире профессий
Проценты нужны людям в зависимости от их профессии: повару, продавцу, банкиру, бухгалтеру, медику, учителю. Люди этих профессий сталкиваются с процентами, каждый день при выполнении своих служебных обязанностей, и им приходиться решать задачи на проценты. Можно сказать, что без всех этих знаний в современном мире прожить невозможно. Чтобы быть хорошим специалистом, нужно уметь разбираться в большом потоке информации и соответственно знать проценты.
Нужны ли знания о процентах повару? Не стоит недооценивать эту профессию. Повар - это не просто человек, который может быстро сделать суши или пельмени. Он творец, способный из кучки самых простых продуктов создать шедевр, при этом учтя все погрешности и характер изменения пищи в процессе термообработки. Учет потери веса продуктов в процессе обработки. Например, 250 г говядины и 250 г готового стейка - это разные вещи, так как при обжарке мясо теряет процент веса. Причем в зависимости от влажности продукта и срока/вида термообработки потеря веса меняется. Таким образом, знания процентов в профессии повара играют главную роль наравне с практическими умениями.
Приходится ли работать с процентами продавцам? Мы узнали, что продавцу постоянно приходится решать следующие задачи: задачи на повышение цен; расчёт реального дохода от торговли; изменение товарооборота по сравнению с предыдущим периодом. Также продавцу приходится ежемесячно сдавать отчёты по торговле. Нужно подсчитать, насколько % выполнен план. Вывод: в магазине тоже применяются проценты.
Нужны ли знания процентов в работе бухгалтера? Ежемесячно от зарплаты работников отчисляется: 22% - отчисляется в Пенсионный Фонд России на страховую часть; 5,1% - в Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования; 2,9% - в Фонд Социального Страхования. Вывод: большая часть работы бухгалтера включает математические расчеты, связанные применением процентов.
Нужны ли знания о процентах медицинским работникам? Для обработки медицинских инструментов мед. работнику требуется приготовить 5%-ный раствор самаровки (дезинфицирующего средства). Поврежденный участок кожи обрабатывают 3%-ным спиртовым раствором йода. Ежеквартально медицинские работники составляют отчёты по своей работе использую проценты.
Банковское дело - наиболее близкая к процентам сфера деятельности человека. Банкиру каждый день приходится принимать вклады под проценты и выдавать ссуды (кредиты) под различное обеспечение.
Даже людям с редкой профессией, как синоптики нужны знания о процентным вычислениях. В процентных выражениях им легко выражать предсказания будущего состояния погоды.
Перечислять профессии, связанные с процентами, можно до бесконечности. Задаваясь вопросом, какую роль играют проценты в моей будущей профессии, юные умы должны понимать, что проценты будут встречаться везде, кем бы они не стали. Самостоятельно или же в симбиозе с другими математическими понятиями проценты образует фундамент решения различных задач.
Проценты в повседневной жизни
В силу возрастных особенностей учащиеся средней школы еще не могут получить полноценное представление о процентах, об их роли в повседневной жизни. С процентами нам приходится сталкиваться не только на уроках математики, химии, физики, но в повседневной жизни: при приготовлении выпечки кулинарных изделий и лакомств, солений и варений, в магазине (особенно во время предпраздничных скидок), на работе (повышение и понижение зарплаты), в банке, в СМИ, Интернете и многом другом.
Начиная работу над проектом, нами был проведен социологический опрос среди учащихся 7-х классов, с целью выяснить, часто ли вы в повседневной жизни встречаетесь с понятием процента. Необходимо ли современному человеку уметь решать задачи на проценты, в каких сферах жизни чаще всего встречаются проценты и имеются ли у вас трудности с решением задач на проценты.
Опрос показал, что с понятием процента в повседневной жизни встречаются около 90% опрошенных, только 60% потвердели, что современному человеку необходимо уметь решать задачи на проценты, остальные 40% ответили, что в дальнейшей жизни им не пригодится умение решать задачи на проценты, только при сдаче итоговых экзаменов. Из этого следует, что большая часть учащихся знает, что такое процент, но не все понимают, как с ними работать. На вопрос: «В каких сферах повседневной жизни вам приходится сталкиваться с процентами?» 100% ребят ответили, что сталкиваются с процентом на своем мобильном телефоне. Уровень заряда батареи на экране мобильного телефона показывается в процентах.
Мы живем в мире современных технологий. Сотовый телефон приносит немало пользы современному человеку. С помощью сотового телефона родители контролируют передвижение своего ребенка. Ребенок находится всегда на связи и родители чувствуют себя спокойно, зная, что с их ребенок всё в порядке: дошёл до школы, во сколько пришел со школы и т.д. Но зачастую бывает, что проболтал с другом продолжительное время по телефону и села батарея. В результате телефон выключился, родители не могут дозвониться, начинают переживать. В этом случае, как важно научиться решать задачи с процентами, чтобы просчитать на какое время работы сотового телефона хватит оставшихся процентов уровня заряда батареи. Такую простую задачу, я предложила решить своим одноклассникам.
Задача. На какое время работы вашего сотового телефона хватит 25% уровня заряда батареи, если известно, что в среднем 100% уровня заряда батареи хватает на 8 ч работы телефона без подзарядки и за 1 ч работы телефона 5% зарядки расходуется установленными приложениями.
Решение:
480 ∙ 5 : 60 = 40% - тратится встроенными приложениями.
480 ∙ 25 : 60 = 200 мин. или 3 ч 20 мин. – оставшееся время для работы телефона.
Результаты, показали, что у ребят в классе, в котором я учусь, есть проблемы с задачами на проценты, 35% учащихся сумели решить задачу на проценты, остальные испытывают трудности с решением таких задач.
Я мечтаю о новом современном сотовом телефоне. Но в данный момент в расходы нашей семьи дорогостоящая покупка не вписывается. Как осуществить свою мечту? Чтобы купить телефон, необходимо иметь средства. Где их взять? В данный момент у меня есть только один способ осуществить свою мечту: накопить самой. В январе месяце телефон в магазине стоил 6 тыс. руб. В неделю на карманные расходы родители мне дают 500 руб. Четыре раза в неделю я занимаюсь танцами в ДК «Дружба». В неделю я трачу на проезд до ДК «Дружба» 200 руб. На перекус (сок+булочка) между занятиями на танцах тратится 200 руб., что составляет 40% от всей суммы. Остальные 100 руб. или 20% тратятся на различные мелочи. Я решила откладывать 45% от карманных денег, сок заменить на морс из домашнего варенья и домашнее печенье. В месяц от сэкономленных денег у меня будет получаться 4 ∙ 225 рублей = 900 руб. Телефон я хотела бы приобрести к окончанию учебного года, это около шести месяцев. За 6 мес. я накоплю 5 тыс. 400 руб. По прогнозам экономистов в 2017 г. инфляция составит 4,5% в год, значит в июне месяце телефон будет стоить уже 6 тыс.135 руб. (6000 + 2,25%(4,5 : 12 ∙ 6)). До покупки телефона мне не хватает 735 руб. или 11,98%. Значит, я должна найти способ сэкономить ещё приблизительно 2%. Один раз в неделю дойти до танцев туда и обратно я могу пешком и сэкономить на проезде 50 руб. В месяц получится 200 руб. В итоге за шесть месяцев я смогу накопить 6 тыс. 600 руб., это на 7,58% больше от запланированной суммы. Вот так с помощью простых процентных вычислений каждый ребенок может осуществить маленькую свою мечту.
У взрослых желания реалистичные, да и дорогостоящие. Кто-то мечтает о новой машине, о поездке в отпуск, кто-то о покупке собственного жилья. Как тогда, взрослым возможно осуществить свои мечты. Есть два выхода: накопить или занять. Поинтересовавшись у родственников и знакомых родителей, выяснилось, что большинство предпочитает приобретать дорогостоящие покупки в кредит, а способ накопления не берут в расчет. А так ли это на самом деле?
О приобретении собственного автомобиля мечтает каждая вторая семья нашей страны. Однако далеко не у всех имеется достаточное количество собственных средств для приобретения машины. Чтобы накопить нужную сумму, уйдет много времени, да и сэкономленные деньги быстро обесценятся. Занять крупную сумму у знакомых - нереально, ведь их надо отдавать, а кто же столько может ждать? Значит надо искать другие выходы. Какие? Способов выгодно вложить деньги или получить недостающую сумму немало. Они различаются по степени риска, действенности, сроком достижения результата. У каждого есть свои «плюсы» и «минусы». Рассмотрим наиболее распространенные способы получения необходимой суммы на покупку машины.
Семья мечтает о покупке нового автомобиля за 400 тыс. руб. В год они могут откладывать 100 тыс. руб. Смогут ли они купить автомобиль? Какой из способов покупки автомобиля им лучше использовать?
Способы приобретения автомобиля.
Банк «Сбербанк» предлагает долгосрочный вклад «Сохраняй» для надежного сохранения сбережений и получения гарантированного стабильного дохода.
Проценты начисляются по истечении каждого месячного периода, определяемого с даты открытия счета по вкладу, а также по истечении основного срока. Возможность частичного снятия средств с вклада не предусмотрена, но можно пополнять счёт.
За 4 года семья сможет накопить 460 тыс. 956 руб. и приобрести долгожданный автомобиль (Приложение 3).
Автокредит, как способ получения заемных средств на приобретение автомобиля.
Что такое автокредит?
Кредитование на покупку автомобиля является формой потребительского кредита, где автомобиль служит залогом и до момента выплаты кредита ПТС автомобиля находится в банке. В случае отказа заемщика от выплаты кредита банк имеет право погасить кредит путем востребования залога. При этом автомобиль продается по согласованию заемщика с банком, а деньги от его продажи направляются на погашение кредита. Кредит может предоставляться в рублях или валюте, как на новые автомобили, так и бывшие в употреблении.
На данный момент во всех крупнейших банков действуют программы с государственной поддержкой граждан, которые предусматривают погашение некоторой части процентной ставки государством. Но такое предложение актуально только при покупке автомобилей Российского производства. По государственной программе минимальная ставка составляет 13,67%, а максимальная сумма на покупку автомобиля установлена в 800 тыс. руб. Срок такой программы кредитования лимитирован 3 годами, а первоначальный платеж должен быть в размере 20%.
Ещё одним главным условием банка является оформление страховки по программе КАСКО и страхование жизни и здоровья.
При выборе покупки автомобиля по программе «Автокредит» переплата по кредиту составит 71 тыс. 882 руб. и стоимость автомобиля увеличится на 22,46%. Ежегодная покупка страховки по программе КАСКО будет обходится 36 тыс. руб. (Приложение 4).
Потребительский кредит.
Когда речь идет о покупке недорого автомобиля стоимостью до 400 тыс. рублей, оформление страховки КАСКО становится весьма затратным мероприятием. В этом случае можно обратиться в банк за стандартным потребительским займом, который в сравнении с автокредитом имеет следующие преимущества: автомобиль не попадает в залог и с момента приобретения переходит в собственность владельца; заемщик вправе сам решить авто какой марки, года выпуска и цвета он себе приобретет; отсутствие необходимости осуществлять платежи по страховке КАСКО существенно снижают полную стоимость займа. Однако следует помнить о системе погашения кредитной задолженности: дифференцированными или аннуитетными платежами.
Аннуитетный платеж предполагает выплаты равными суммами задолженности банку в течении всего срока погашения пользования кредитом.
Переплата по кредиту аннуитетными платежами составит 67 тыс. 439 руб. и стоимость автомобиля увеличится на 21,07%. По сравнению с дифференцированными платежами экономия составит 1,39% (Приложение 5).
Практические советы. Даже самый стандартный автокредит может оказаться выгодным вариантом покупки машины, если при его использовании учесть следующие нюансы: заплатить максимально возможный первоначальный взнос в автосалоне, благодаря которому можно рассчитывать на низкую ставку процента в обслуживающем банке; оформлять кредит следует на минимально возможный срок, что сократит итоговую переплату по займу; отказаться от страхования жизни и здоровья, поскольку они не являются обязательными. Это позволит сэкономить порядка 10% полной стоимости займа. Не следует ориентироваться на займы с условиями оформления в кратчайшие сроки: проценты по ним, как правило, выше.
Для того чтобы получить наиболее выгодные условия, следует особенно серьезно и внимательно подойти к вопросу сбора документов. Лучше потратить несколько дней на сбор бумаг, чем потом на протяжении многих месяцев переплачивать на обслуживание долга. Таким образом, купить машину можно не только посредством автомобильного кредита, но и на базе потребительского займа. Главное заблаговременно оценить все имеющиеся варианты и подготовить полный пакет всех необходимых для оформления сделки бумаг.
Я рассмотрела разные способы покупки автомобиля. Выходит, что из трёх предложенных вариантов решением данной проблемы, т.е. самым выгодным вариантом, является накопление средств на накопительном счёте, пополняя его ежегодно. Учитывая инфляцию, есть большой риск, что накопленные деньги могут обесцениться. Покупая товары в кредит есть свои преимущества и недостатки. Преимущества покупки заключаются в том, что товары каждый год дорожают, и через определенный промежуток времени, этот товар будет стоить на много дороже.
Чтобы быть современным человеком, необходимо иметь возможность самому вычислять возможные выплаты по кредиту или хотя бы примерно знать, стоит ли брать такой кредит.
Заключение
Тема «Процентные вычисления в жизненных ситуациях» является актуальной и универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Учащиеся встречаются с процентами на уроках математики, физики, химии, а так же при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах, в библиотеках, музеях и других учреждениях. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ГИА и ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах присутствует задача на проценты. В работе проводится анализ таких задач, дается классификация и описываются трудности, с которыми сталкивается обучаемый в процессе подготовки.
Также в своей работе я показала применение понятия процента при решении реальных задач только из некоторых сфер жизнедеятельности человека. Процентный метод наиболее точен и прост в применении. Его суть понятна даже ребёнку.
Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку, это способствует «вхождению» в современную информационно-экономическую среду. В современном мире прожить без знаний процентов невозможно.
Список литературы
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. Учебник Математика 6/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков. - М.: Мнемозина, 2009.-288 с.
Вклад «Сохраняй» Электронный ресурс // Сбербанк. М., 2017. http://www.sberbank.ru/ru/person/contributions/deposits/save. (Дата обращения: 09.02.2017).
Как выгодно купить автомобиль в кредит – все способы и практические советы Электронный ресурс, - http://111999.ru/koshelek/vygodnaya-pokupka-mashiny/ - статья в интернете.
Минаева С.С. Дроби и проценты. 5-7 классы/ С.С. Минаева Дроби и проценты. 5-7 классы. – М.: Экзамен, 2016.-128 с.
Процент Электронный ресурс // Википедия. М., 2017. http://ru.wikipedia.org/wiki/Процент. (Дата обращения: 06.02.2017).
Шестаков С.А. Задачи ОГЭ и ЕГЭ с экономическим содержанием. Тема 2/ С.А. Шестаков // Журнал «Математика».-2017.- №2 (779). – С. 32-38.
Ященко И.В., Шестаков С.А. Я сдам ОГЭ! Математика. Модульный курс. Методика подготовки. Ключи и ответы/ И. В. Ященко, С. А. Шестаков. - М.: Просвещение, 2017.-143 с.
Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2017 году. Профильный уровень. Методические указания. 19 задач/ И.В. Ященко, С.А. Шестаков, А.С., А.С. Трепалин - М.: МЦНМО, 2017.-246 с.
Приложение 1
Задача № 1
Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 руб. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?
Решение: 720 ∙ 50 : 100 = 360 руб. - стоимость билета для школьника.
15 ∙ 360 + 720 ∙ 2 = 5400 + 1440 = 6840 руб. Ответ: 6840.
Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 руб. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?
Решение: 100 + 16 = 116% - стал стоить чайник, т.е. 3480 руб. составляют 116%, значит 3480 : 116 ∙100 = 3000 руб. Ответ: 3000.
Мобильный телефон стоил 3500 руб. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 руб. На сколько процентов была снижена цена?
Решение: Цену на телефон снизили на 3500 – 2800 = 700 руб. Разделим 700 на 3500. 700 : 3500 = 0,2 0,2 ∙ 100% = 20%. Значит, цену снизили на 20%. Ответ: 20.
Клиент взял в банке кредит 12 000 руб. на год под 16%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?
Решение: Через год клиент должен будет выплатить 12000 + 0,16 · 12000 = 13920 руб. Разделим 13920 руб. на 12 мес.: 13920 : 12 =1160 руб./мес. Ответ: 1160.
В школе 800 учеников, из них 30% - ученики начальной школы. Среди учеников средней и старшей школы 20% изучают немецкий язык. Сколько учеников в школе изучают немецкий язык, если в начальной школе немецкий язык не изучается?
Решение: Учеников начальной школы 800 ∙ 0,3 = 240, а учеников средней и старшей школы - 800 − 240 = 560. Значит, немецкий язык в школе изучают 560 ∙ 0,2 = 112 учеников. Ответ: 112.
В сентябре 1 кг винограда стоил 60 руб., в октябре виноград подорожал на 25%, а в ноябре еще на 20%. Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре?
Решение: В октябре виноград подорожал на 60 ∙ 0,25 = 15 руб. и стал стоить 60 + 15 = 75 руб. В ноябре виноград подорожал на 75 ∙ 0,2 = 15 руб. Значит, после подорожания в ноябре 1 кг винограда стоил 75 + 15 = 90 руб. Ответ: 90.
Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 руб. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 руб. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?
Решение:Магазин снизил цену на пакет кефира на 40 − 38 = 2 руб. Разделим 2 на 40: 2 : 40 = 0,05. Значит, скидка для пенсионеров составляет 5%. Ответ: 5.
Задача № 11
В понедельник акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а во вторник подешевели на то же самое количество процентов. В результате они стали стоить на 4% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?
Решение:Обозначим первоначальную стоимость акций за 1. Пусть в понедельник акции компании подорожали на с∙100%, и их стоимость стала составлять 1+ с∙1. Во вторник акции подешевели на с∙100%, и их стоимость стала составлять 1+ с - с (1+ с). В результате они стали стоить на 4% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник, то есть 0,96. Таким образом,
1+ с - с (1+ с) = 1+ с² = 0,96; с² = 1 - 0,96 = 0,4; с = 0,2; 0,2 ∙ 100% = 20%. Ответ: 20.
Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на 8%. На сколько процентов пять таких же рубашек дороже куртки?
Решение: Стоимость четырех рубашек составляет 92% стоимости куртки. Значит, стоимость одной рубашки составляет 23% стоимости куртки. Поэтому стоимость пяти рубашек составляет 115% стоимости куртки. Это превышает стоимость куртки на 15%. Ответ: 15.
В сосуд, содержащий 5 литров 12% - ого водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение: Концентрация раствора равна
Объем вещества в исходном растворе равен 0,12 ∙ 5 = 6 литров. При добавлении 7 литров воды общий объем раствора увеличится, а объем растворенного вещества останется прежним. Таким образом, концентрация полученного раствора . Ответ: 5.
Смешали 4 литра 15% - ого водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25% - ого водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение:Концентрация раствора равна . Таким образом, концентрация получившегося раствора равна:
. Ответ: 21.
Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 20 кг изюма, если виноград содержит 90% воды, а изюм содержит 5% воды?
Решение:Виноград содержит 10% питательного вещества, а изюм — 95%. Поэтому 20 кг изюма содержат 20 ∙ 0,95 = 19 кг питательного вещества. Таким образом, для получения 20 кг изюма требуется 19 ∙ 0,1 = 190 кг винограда. Ответ: 190.
Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Решение: Пусть масса первого сплава m кг, а масса второго – m+3 кг, масса третьего сплава – m+(m+3) кг. Первый сплав содержит 10% меди, второй – 40% меди, третий сплав – 30% меди. Тогда: 0,1m+0,4(m+3)=0,3(2m+3); 0,1m+0,4m-0,6m=0,9-1,2; 0,1m=0,3; m=3; 2∙3+3=9 кг. Таким образом, масса третьего сплава равна 9 кг. Ответ: 9.
5 литров сливок с содержанием жира 35% смешали с 4 литрами 20%-ных сливок и к смеси добавили 1 литр чистой воды. Какой жирности получилась смесь?
Решение: 0,35 ∙ 5 + 0,2 ∙ 4 = р ∙ (5 + 4 + 1), откуда р = 0,255, что составляет 25,5%. Ответ: 25,5.
Свежие грибы содержали по массе 90% воды, а сухие 12%. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?
Решение: 22 . 0,1 = 2,2 кг - грибов по массе в свежих грибах; 2,2 : 0,88 = 2,5 (кг) - сухих грибов, получаемых из свежих. Ответ: 2,5.
Приложение 2
Задача № 17
31 декабря 2013 года Сергей взял в банке 9 930 000 руб. в кредит под 10% годовых. Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Сергей переводит в банк определённую сумму ежегодного платежа. Какой должна быть сумма ежегодного платежа, чтобы Сергей выплатил долг тремя равными ежегодными платежами?
Решение: Пусть x-один из трёх разовых платежей. Тогда сумма долга после оплаты в первом году составит: (9930000∙1,1-x). После внесения второго платежа сумма долга станет равной: (9930000∙1,1-x)∙1,1-х Сумма долга после третьего платежа: ((9930000∙1,1-x)∙1,1-х)∙1,1-х. Третьим платежом Сергей должен погасить долг, то есть долг станет равным нулю: ((9930000∙1,1-x)∙1,1-х)∙1,1-х=0. Решив уравнение получим: 9930000∙-3,31х=0; х=9930000∙/3,31; х=3993000. Ответ: 3993000 руб.
В банк был положен вклад под банковский процент 10%. Через год хозяин вклада снял со счета 2000 руб., а еще через год снова внес 2000 руб. Однако, вследствие этих действий через три года со времени первоначального вложения вклада он получил сумму меньше запланированной (если бы не было промежуточных операций со вкладом). На сколько рублей меньше запланированной суммы получил в итоге вкладчик?
Решение: Пусть вкладчик в банк первоначально положил х руб. Тогда за 3 года хранения этих денег вклад вырос бы до 1,331 х (руб.), то есть до (руб). За первый год хранения вклада он вырос до 1,1x (руб). Однако, через год вкладчик снял 2000 руб. На счету осталось(1,1х-2000) (руб.) В конце второго года хранения вклада на эту сумму были начислены проценты, вклад стал (1,1х-2000)∙1,1 (руб.) Однако, вкладчик снова внес 2000 (руб.) Сумма вклада стала (1,1х-2000)∙1,1 +2000 (руб.) К концу третьего года хранения вклада ее сумма стала ((1,1х-2000)∙1,1 +2000)∙1,1= -2000∙+2000∙1,1 (руб.) И эту сумму снял вкладчик в итоге вместо первоначально запланированной ( руб.) Найдем искомую разность:
- +2000∙-2000∙1,1=2000∙1,1∙(1,1-1)=2000∙1,1∙0,1=220 руб. Ответ: на 220 руб.
Семья Ивановых ежемесячно вносит плату за коммунальные услуги, телефон и электричество. Если бы коммунальные услуги подорожали на 50%, то общая сумма платежа увеличилась бы на 35%. Если бы электричество подорожало на 50%, то общая сумма платежа увеличилась бы на 10%. Какой процент от общей суммы платежа приходится на телефон?
Решение: При удорожании коммунальных услуг на 100%, общая сумма увеличилась бы на 70%. А если бы электричество подорожало на 100%, то общая сумма платежа увеличилась бы на 20%. Значит, в общем платеже на коммунальные услуги приходится 70%, а на электричество - 20%. Поэтому на телефон приходятся оставшиеся 10%. Ответ: 10%.
Приложение 3
Расчет дохода по вкладу "Сохраняй"
Валюта вклада российский рубль
Дата открытия вклада 09.02.2017
Дата окончания вклада 09.03.2021
Капитализация процентов: Да
Досрочное закрытие вклада: Нет
При расчете дохода длительность календарного года всегда берется равной 365 дням.
Процентная ставка с учетом капитализации процентов 5,69%.
Первый год накопления:
Второй год накопления:
Третий год накопления:
Четвертый год накопления:
Приложение 4
Результаты расчета кредита по аннуитетным платежам.
Кредит 320 000,00 руб. на 36 месяцев под 13,67% годовых.
Размер ежемесячного платежа: 10 885,62 руб.
Общая сумма выплат: 391 882,42 руб.
Переплата за кредит: 71 882,42 руб. или 22,46% от суммы кредита.
Начало выплат: Февраль 2017г. Окончание выплат: Январь 2020г.
График платежей:
№ |
Дата платежа |
Остаток долга после выплаты |
Погашение основного долга |
Начисленные проценты |
Сумма платежа |
|||
1 |
Февраль 2017 |
312 759,71 |
7 240,29 |
3 645,33 |
10 885,62 |
|||
2 |
Март 2017 |
305 436,94 |
7 322,77 |
3 562,85 |
10 885,62 |
|||
3 |
Апрель 2017 |
298 030,76 |
7 406,19 |
3 479,44 |
10 885,62 |
|||
4 |
Май 2017 |
290 540,20 |
7 490,56 |
3 395,07 |
10 885,62 |
|||
5 |
Июнь 2017 |
282 964,31 |
7 575,89 |
3 309,74 |
10 885,62 |
|||
6 |
Июль 2017 |
275 302,13 |
7 662,19 |
3 223,44 |
10 885,62 |
|||
7 |
Август 2017 |
267 552,65 |
7 749,47 |
3 136,15 |
10 885,62 |
|||
8 |
Сентябрь 2017 |
259 714,90 |
7 837,75 |
3 047,87 |
10 885,62 |
|||
9 |
Октябрь 2017 |
251 787,87 |
7 927,04 |
2 958,59 |
10 885,62 |
|||
10 |
Ноябрь 2017 |
243 770,53 |
8 017,34 |
2 868,28 |
10 885,62 |
|||
11 |
Декабрь 2017 |
235 661,86 |
8 108,67 |
2 776,95 |
10 885,62 |
|||
12 |
Январь 2018 |
227 460,81 |
8 201,04 |
2 684,58 |
10 885,62 |
|||
13 |
Февраль 2018 |
219 166,35 |
8 294,46 |
2 591,16 |
10 885,62 |
|||
14 |
Март 2018 |
210 777,40 |
8 388,95 |
2 496,67 |
10 885,62 |
|||
15 |
Апрель 2018 |
202 292,88 |
8 484,52 |
2 401,11 |
10 885,62 |
|||
16 |
Май 2018 |
193 711,71 |
8 581,17 |
2 304,45 |
10 885,62 |
|||
17 |
Июнь 2018 |
185 032,79 |
8 678,92 |
2 206,70 |
10 885,62 |
|||
18 |
Июль 2018 |
176 255,00 |
8 777,79 |
2 107,83 |
10 885,62 |
|||
19 |
Август 2018 |
167 377,21 |
8 877,78 |
2 007,84 |
10 885,62 |
|||
20 |
Сентябрь 2018 |
158 398,29 |
8 978,92 |
1 906,71 |
10 885,62 |
|||
21 |
Октябрь 2018 |
149 317,09 |
9 081,20 |
1 804,42 |
10 885,62 |
|||
22 |
Ноябрь 2018 |
140 132,44 |
9 184,65 |
1 700,97 |
10 885,62 |
|||
23 |
Декабрь 2018 |
130 843,16 |
9 289,28 |
1 596,34 |
10 885,62 |
|||
24 |
Январь 2019 |
121 448,06 |
9 395,10 |
1 490,52 |
10 885,62 |
|||
25 |
Февраль 2019 |
111 945,93 |
9 502,13 |
1 383,50 |
10 885,62 |
|||
26 |
Март 2019 |
102 335,56 |
9 610,37 |
1 275,25 |
10 885,62 |
|||
27 |
Апрель 2019 |
92 615,71 |
9 719,85 |
1 165,77 |
10 885,62 |
|||
28 |
Май 2019 |
82 785,13 |
9 830,58 |
1 055,05 |
10 885,62 |
|||
29 |
Июнь 2019 |
72 842,57 |
9 942,56 |
943,06 |
10 885,62 |
|||
30 |
Июль 2019 |
62 786,75 |
10 055,82 |
829,80 |
10 885,62 |
|||
31 |
Август 2019 |
52 616,37 |
10 170,38 |
715,25 |
10 885,62 |
|||
32 |
Сентябрь 2019 |
42 330,14 |
10 286,23 |
599,39 |
10 885,62 |
|||
33 |
Октябрь 2019 |
31 926,72 |
10 403,41 |
482,21 |
10 885,62 |
|||
34 |
Ноябрь 2019 |
21 404,80 |
10 521,92 |
363,70 |
10 885,62 |
|||
35 |
Декабрь 2019 |
10 763,01 |
10 641,79 |
243,84 |
10 885,62 |
|||
36 |
Январь 2020 |
0,00 |
10 763,01 |
122,61 |
10 885,62 |
|||
Итого по кредиту: |
320 000,00 |
71 882,42 |
391 882,42 |
Приложение 5
Результаты расчета кредита по дифференцированным платежам.
Кредит 320 000,00 руб. на 36 месяцев под 13,67% годовых.
Общая сумма выплат: 387 438,67 руб.
Переплата за кредит: 67 438,67 руб. или 21,07% от суммы кредита.
Начало выплат: Февраль 2017г. Окончание выплат: Январь 2020г.
График платежей:
№ |
Дата платежа |
Остаток долга после выплаты |
Погашение основного долга |
Начисленные проценты |
Сумма платежа |
|||
1 |
Февраль 2017 |
311 111,11 |
8 888,89 |
3 645,33 |
12 534,22 |
|||
2 |
Март 2017 |
302 222,22 |
8 888,89 |
3 544,07 |
12 432,96 |
|||
3 |
Апрель 2017 |
293 333,33 |
8 888,89 |
3 442,81 |
12 331,70 |
|||
4 |
Май 2017 |
284 444,44 |
8 888,89 |
3 341,56 |
12 230,44 |
|||
5 |
Июнь 2017 |
275 555,56 |
8 888,89 |
3 240,30 |
12 129,19 |
|||
6 |
Июль 2017 |
266 666,67 |
8 888,89 |
3 139,04 |
12 027,93 |
|||
7 |
Август 2017 |
257 777,78 |
8 888,89 |
3 037,78 |
11 926,67 |
|||
8 |
Сентябрь 2017 |
248 888,89 |
8 888,89 |
2 936,52 |
11 825,41 |
|||
9 |
Октябрь 2017 |
240 000,00 |
8 888,89 |
2 835,26 |
11 724,15 |
|||
10 |
Ноябрь 2017 |
231 111,11 |
8 888,89 |
2 734,00 |
11 622,89 |
|||
11 |
Декабрь 2017 |
222 222,22 |
8 888,89 |
2 632,74 |
11 521,63 |
|||
12 |
Январь 2018 |
213 333,33 |
8 888,89 |
2 531,48 |
11 420,37 |
|||
13 |
Февраль 2018 |
204 444,44 |
8 888,89 |
2 430,22 |
11 319,11 |
|||
14 |
Март 2018 |
195 555,56 |
8 888,89 |
2 328,96 |
11 217,85 |
|||
15 |
Апрель 2018 |
186 666,67 |
8 888,89 |
2 227,70 |
11 116,59 |
|||
16 |
Май 2018 |
177 777,78 |
8 888,89 |
2 126,44 |
11 015,33 |
|||
17 |
Июнь 2018 |
168 888,89 |
8 888,89 |
2 025,19 |
10 914,07 |
|||
18 |
Июль 2018 |
160 000,00 |
8 888,89 |
1 923,93 |
10 812,81 |
|||
19 |
Август 2018 |
151 111,11 |
8 888,89 |
1 822,67 |
10 711,56 |
|||
20 |
Сентябрь 2018 |
142 222,22 |
8 888,89 |
1 721,41 |
10 610,30 |
|||
21 |
Октябрь 2018 |
133 333,33 |
8 888,89 |
1 620,15 |
10 509,04 |
|||
22 |
Ноябрь 2018 |
124 444,44 |
8 888,89 |
1 518,89 |
10 407,78 |
|||
23 |
Декабрь 2018 |
115 555,56 |
8 888,89 |
1 417,63 |
10 306,52 |
|||
24 |
Январь 2019 |
106 666,67 |
8 888,89 |
1 316,37 |
10 205,26 |
|||
25 |
Февраль 2019 |
97 777,78 |
8 888,89 |
1 215,11 |
10 104,00 |
|||
26 |
Март 2019 |
88 888,89 |
8 888,89 |
1 113,85 |
10 002,74 |
|||
27 |
Апрель 2019 |
80 000,00 |
8 888,89 |
1 012,59 |
9 901,48 |
|||
28 |
Май 2019 |
71 111,11 |
8 888,89 |
911,33 |
9 800,22 |
|||
29 |
Июнь 2019 |
62 222,22 |
8 888,89 |
810,07 |
9 698,96 |
|||
30 |
Июль 2019 |
53 333,33 |
8 888,89 |
708,81 |
9 597,70 |
|||
31 |
Август 2019 |
44 444,44 |
8 888,89 |
607,56 |
9 496,44 |
|||
32 |
Сентябрь 2019 |
35 555,56 |
8 888,89 |
506,30 |
9 395,19 |
|||
33 |
Октябрь 2019 |
26 666,67 |
8 888,89 |
405,04 |
9 293,93 |
|||
34 |
Ноябрь 2019 |
17 777,78 |
8 888,89 |
303,78 |
9 192,67 |
|||
35 |
Декабрь 2019 |
8 888,89 |
8 888,89 |
202,52 |
9 091,41 |
|||
36 |
Январь 2020 |
0,00 |
8 888,89 |
101,26 |
8 990,15 |
|||
Итого по кредиту: |
320 000,00 |
67 438,67 |
387 438,67 |