МАТЕМАТИКА 100 ЛЕТ НАЗАД

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МАТЕМАТИКА 100 ЛЕТ НАЗАД

Воронин Д.Е. 1
1
Калмыкова Т.Ю. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каким было образование 100 лет назад? Считалось, что Россия отставала от других стран. К 1914 г. на 1000 человек населения учащихся приходилось: в России - 59, в Австрии - 143, в Великобритании - 152, в Германии - 175, в США - 213, во Франции - 148, в Японии - 146 человек. Тем не менее охват начальной школой детей 8-11 лет к 1914 г. составлял в целом по империи 30,1%, из них в городах - 46,6%, в сельской местности - 28,3% (см.: Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб, 1995). А по некоторым данным, в центральных губерниях и больших городах обучение детей школьного возраста было всеобщим.

«России достаточно университетов, но она нуждается в открытии высших специальных заведений, а ещё больше в средних технических и сельскохозяйственных школах». Эта фраза принадлежит императору Николаю II.

Он всячески старался исправить ситуацию. Большую роль в просвещении того времени сыграли церковно-приход­ские школы, где дети учились не только грамоте, но и главному - умению учиться, что помогало им дальше - в гимназии или реальном училище. При этом в указанный период население России росло очень быстро - на смену обученным приходили новые «полчища» неграмотных людей, поэтому число школ нужно было увеличивать быстро и намного.

 

В начале 1913 г. общий бюджет на-родного просвеще-ния в России достиг по тому времени колоссальной цифры - 0,5 млрд руб. золотом (1,14 трлн. совре-менных рублей; 1 золотой рубль приравнивался

к 0,774235 г чистого золота и сегодня по курсу ЦБ стоил бы около 2282 руб).

Обучение в начальных школах, земских (сельских) училищах Министерства народного просвещения были бесплатными. Курс - 3-4 года, основные предметы - Закон Божий, чтение, письмо, арифметика. В школах с двумя классами - также история, география, естествоведение, церковное пение и черчение.

 

Все необходимые для учебы книги и прописи учащимся выдавались бесплатно. За плохую оценку или поведение ученик мог получить линейкой по рукам либо лишиться возможности обедать.

Те дети, которые не успевали за школьной программой, могли учиться в начальной школе (училище) 4 или 5 лет, одним словом, их оставляли еще на год.

Следующая ступень образования – средняя – коммерческое училище, гимназия – поступали как 10 -11 лет, так и 12 -13 лет. Образование в гимназии стоило 40 рублей в год и было доступным как для знатных семей, так и для прислуги. Но для таких работяг, таких как дворник и кухарка, зарплата которых составляла 30 – 45 рублей в месяц, обучение обходилось слишком дорого. В связи с этим гимназии на 90% состояли из учеников, родители которых офицеры, адвокаты или купцы.

Эти учебные заведения были отдельно для юношей и девушек, и курс обучения составлял 7 лет. Основные предметы: Закон Божий, русский и церковнославянский языки, древние и иностранные языки, философия, математика, физика, история, география, природоведение, рисование, законоведение. В учебных заведениях для девушек программа была немного упрощена и добавлялись рукоделие и педагогика.

Высшее образование развивалось так же интенсивно, как среднее и начальное, - к ­1914-му насчитывалось 63 казённых, общественных, частных и ведомст­венных учебных заведения выс­шей школы, где обучались 123 532 студента (из них 71 379 - в государственных вузах). Студентов «своекоштных» и «казённокоштных» (то есть обучавшихся и живших за свой счёт и за счёт казны) было примерно поровну.

При этом целью дореволюционного образования была не экономика, а развитие гармоничной человеческой личности.

Однако в России было немало таких медвежьих уголков, где, кроме сельской и церковно-приходской школ, никаких других школ и курсов не было. И в таких случаях люди пользовались для самообразования пособиями издательства «Благо» (частное издательское товарищество, основанное А.Л. Гольдиным и Д.А. Писаревским; Санкт-Петербург, Невский проспект, дом № 88 /Дом О.П. Кушелевой/), которое выпускало преимущественно литературу для самообразования: серии «Гимназия на дому» (30 выпусков), «Народная школа на

на дому», «Искусство для всех» - школа живописи и рисования (под ред. проф. А.В. Маковского (10 выпусков), «Школа черчения» (2 выпуска), «Академия иностранных языков» (10 выпусков), «Академия коммерческих знаний» (15 выпусков), «Библиотека языкознания». Издательство было солидное. В своих больших объявлениях оно никакого рекламирования не допускало и все сообщения и объявления давало лишь по существу дела. Выходили в издательстве также и произведения О.Уайльда,

 

Дж.Лондона, Р. Киплинга, М. Твена, Г. Гейне, Ф.Шиллера, С. Цвейга, А. Доде и других, преимущественно зарубежных, авторов.

 

Каждый том «Гимназии на дому» содержал конспекты по отдельным темам различных предметов русского языка, математики, географии, истории, биологии и др. Кроме того там же предлагались задания для закрепления знаний и вопросы для сдачи экзамена. Один том стоил 2 рубля 40 копеек, и эти учебные пособия можно было заказать по почте.

Сравнительная характеристика некоторых вопросов

Сравнивая учебную программу того времени и наших дней в разрезе математики выяснилось, что математика в гимназиях делилась на четыре предмета: арифметику, алгебру, геометрию и стереометрию. Причем все четыре предмета изучались одновременно. Многие определения, аксиомы, леммы, теоремы излагаются совсем иначе и, кажется,

 

что они намного понятнее, чем теперь. Многие вопросы в нынешнем курсе математики не рассматриваются вообще. Например, в Арифметике достаточно широко изучается «Правило

сроков», «Задачи на учет коммерческих векселей». «Правило сроков» применяется при расчете воз врата займов по частям. Задачи на «учет коммерческих векселей» очень напоминают нынешние задачи с экономическим содержанием, которые встречаются в заданиях второй части ЕГЭ.

 

«Задачи на проценты» по своей сложности так же на несколько порядков превосходят задачи, предлагаемые нашим сверстникам. Для решения каждой такой задачи требуются четкое понимание её сути и умение производить безупречный расчет.

Известная теорема Пифагора также излагается несколько иначе: «Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равняется сумме квадратов, построенных на катетах».

Конечно же, в некоторых учебниках эта формулировка встречается под заголовком «Из истории», но увидеть этот текст в столетней книге - это действительно интересно.

 
 
 

Вопросы, связанные с подобием треугольников и многоугольников, тоже вызывают неподдельный интерес.

Некоторые утверждения, которые в современных учебниках предлагается самостоятельно доказать в качестве решения какой-то задачи, в этих книгах они даются как леммы и теоремы.

   
   

Определения стереометрии кажутся весьма понятным и нетрудными для запоминания. Вот, к примеру, определение многогранного угла, многогранника, призмы и пирамиды:

Для понимания вопросов, изложенных в этих пособиях, не нужно никаких предварительных знаний из геометрии. Они доступны для понимания обычного школьника 12-14 лет нашего времени. Достаточно прочитать все это один раз, и ясно всё. Эти же определения в учебниках геометрии и стереометрии современных авторов приходиться перечитывать по нескольку раз с карандашом в руке. Я думаю, любой учитель математики согласится со мной.

В конце каждого тома «Гимназии на дому» - арифметический, алгебраический и геометрический задачники с подробными решениями задач. Это напоминает всем известные «решебники». Однако задания достаточно сложные и решения задач очень развернутые.

Кроме того, в конце книг предлагаются вопросы для сдачи «Пробного экзамена» и рекомендуемые ответы экзаменующегося.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что, глядя на эти старинные тексты, понимаешь насколько они ценны. Не хочется возвращать книгу обратно под стекло музейной витрины. Хотелось бы самому попробовать стать гимназистом того времени и каким-то волшебным образом параллельно реальности пройти его дорогой.

К сожалению, в городских библиотеках мне не смогли дать учебника алгебры или геометрии 1968 года выпуска – можно было провести сравнительную характеристику с интервалом в 50 лет. Уверен, в них было что-то интересное. Эти учебники появятся через 50 лет в каких-нибудь школьных музеях или будут пылиться в частных коллекциях, а еще через сто лет они буду проданы на аукционах или на сайтах антиквариата.

Список литературы

  1. «Гимназия на дому» средне-учебное заведение заочно, выпуски 9-10 и 11-12 Издательское товарищество «Благо», С-Петербург, николаевская ул., 44, 1917 год.

  2. Еженедельник «Аргументы и факты» подшивка 2016 год

  3. Ссылки сети интернет:

а) http://pikabu.ru/story/obrazovanie_100_let_nazad_2563296

б)https://iterfacts.com/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-100-%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B4/

в) http://www.aif.ru/society/education/939870

4. Источники: Бразоль Б. «Царствование императора Николая II (1894-1917) в цифрах и фактах», статистико-документалный справочник «Россия 1913 год».

Просмотров работы: 352