Содержание:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Паспорт проектной работы:
Название проекта – «Геометрические фракталы в природе»
Автор: Супранович Арина Павловна, МБОУ Назарьевская СОШ
Научный руководитель: Качурина Валентина Евгеньевна, учитель математики МБОУ Назарьевская СОШ
Цель: изготовление примера фрактала, встречающегося в природе своими руками.
Задачи:
1.Выяснить историю открытия геометрического фрактала и применения его в природе.
2.Провести эксперимент по изготовлению образца фрактала, встречающегося в природе.
Результат проекта (продукт) – получение снежинки.
Этапы проектной работы
№п/п |
Даты |
Основные этапы и краткое содержание проделанной работы |
Результат на каждом этапе. |
1 этап – подготовительный |
|||
1 |
Декабрь |
Выбор темы. |
Планирование этапов работы и методов исследования. |
2 |
Январь |
Изучение дополнительной литературы. |
Познакомиться с историей открытия фрактала, изучить фракталы в природе и их применение. |
3 |
Февраль |
Изучение литературы в Интернете. |
Составление плана работы. |
2 этап – поисковый (исследовательский) |
|||
4 |
Февраль |
Подготовка к проведению эксперимента |
Подготовка необходимого материала для проведения эксперимента по вязанию снежинки, поиск схемы вязания. |
Март |
Проведение эксперимента по вязанию снежинки |
Вязание снежинки крючком. |
|
3 этап - аналитический |
|||
5 |
Февраль |
Вязание различных форм снежинок |
Снежинки с различными фракталами. |
6 |
Март |
Составление презентации. |
Загрузка фото, создание слайдов, подписи к картинкам. |
4 этап – презентация полученного результата (продукта) |
|||
5 |
Март |
Выступление на школьной научно - практической конференции |
Материально –техническое обеспечение проекта – схема вязания, нитки, крючок.
(Слайд 5) 1.ВВЕДЕНИЕ
Цель проектной работы:
Целью данной работы является изготовление примера фрактала, встречающегося в природе.
Задачи проектной работы:
1. Выяснить историю открытия фрактала и его применение в природе.
2. Провести эксперимент по изготовлению образца фрактала, встречающегося в природе.
Гипотеза проектной работы:
Можно ли изготовить фрактал, встречающийся в природе?
Актуальность проектной работы:
Применение геометрических фракталов в природе.
Характеристика работы
Изучение применения фракталов в окружающей нас природе.
Краткий обзор литературы по данной теме.
Основной литературой по изготовлению снежинки был журнал, а также Интернет –ресурсы различных сайтов.1
(Слайд 6)
Основная часть
Тема моей проектно – исследовательской работы называется «Геометрические фракталы в природе».
Она очень актуальна в настоящее время, так как имеет очень широкое распространение и применение в нашей жизни.
Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — математическое множество, обладающее свойством самоподобия (объект, в точности или приближённо совпадающий с частью себя самого, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей).
Природа создана из самоподобных фигур, просто мы этого не замечаем. Достаточно посмотреть через увеличительное стекло на нашу кожу или листок дерева, и мы увидим фракталы (Приложение № 1). Например, сорт капусты брокколи Романеску поражает своим видом, ведь это поистине можно назвать чудом природы - он весь состоит из фракталов (Приложение № 2).
(Слайд 7)
2.1Теоретическая часть - история открытия фракталов.
Фракталы были открыты на рубеже XIX и XX веков и сначала очень мало использовались.
Термин «фрактал» введён Бенуа Мандельбротом в 1975 году и получил широкую известность с выходом в 1977 году его книги «Фрактальная геометрия природы». Особую популярность фракталы обрели с развитием компьютерных технологий, позволивших эффектно применять фракталы.
Многие люди считают математику сухой и неинтересной наукой… На самом деле это не так - математика вся пронизана красотой и гармонией, только эту красоту надо увидеть.
Вот как писал сам Мандельброт в своей книге «Фрактальная геометрия природы»:
«Почему математику часто называют холодной и сухой? Одна из причин лежит в ее неспособности описать форму облаков, гор или деревьев. Облака - это не сферы, горы - не углы, линия побережья - не окружность, кора не гладкая, а молния не прямая линия...»2
Удивительная простота фракталов и разнообразие их форм сделали фрактальную геометрию необычайно эффективным орудием для описания морфологических3 свойств природы. Не случайно говорится: «Мудрость в простоте.» Принцип единого простого заложен в геноме человека и животных, когда одна клетка живого организма содержит всю информацию обо всём организме в целом. Форму фрактала имеют легкие человека, мозг, кровеносная система и др.
В природе фрактальными свойствами обладают многие объекты, например: кроны деревьев, цветная капуста, облака, кровеносная система человека и животных, кристаллы, снежинки, элементы которых выстраиваются в одну сложную структуру, побережья (например, фрактальная геометрия позволила ученым измерить береговые линии островов - ранее неизмеримые объекты), (Приложение № 3).
(Слайд 8)
2.2 Практическая часть – изготовление снежинки
Образцом фрактала, встречающегося в природе, я решила выбрать снежинку, поскольку она является примером разнообразия фрактальных форм, которые встречаются в природе – ведь каждая снежинка уникальна!!!
Даже связанная снежинка может быть абсолютно уникальной – все зависит от вашей фантазии.
Для ее изготовления мне понадобятся:
Журнал со схемами 4
Схемы из интернета5
Нитки
Крючок
Немного навыков и терпения
(Слайд 9)
2.2.1 Технология изготовления
Инструкция (Приложение №4):
Выбрать наиболее понравившуюся схему.
Выбрать нитки.
Подобрать крючок для вязания.
Изучить условные обозначения к схеме, которую будем использовать.
Запостись терпением и приступить к вязанию согласно выбранной схемы.
Спустя некоторое время у вас в руках окажется связанная вами снежинка!!
По этой инструкции можно изготовить много разнообразных форм снежинок и в последующем их применением, например, для украшения интерьера.
(Слайд 10)3. Выводы
На примере связанной мною снежинки можно увидеть, насколько разнообразны геометрические фракталы, окружающие нас в жизни, а также я доказала, что их можно создавать своими руками!!
(Слайд 11)
Заключение
На уроках математики мы изучаем окружности, параллелограммы, треугольники, квадраты и т. д. Однако в природе большей частью объекты «неправильные» - шероховатые, зазубренные, изъеденные ходами и отверстиями.
Удивительная простота фракталов и разнообразие их форм сделали фрактальную геометрию очень интересной наукой. Благодаря открытию фракталов стало возможным измерять сложные формы природных объектов.
Список используемой литературы
Бенуа Б. Мандельброт. Фрактальная геометрия природы = The Fractal Geometry of Nature. — М.: Институт компьютерных исследований, 2002
Вяжем крючком № 12 (декабрь 2016 года)
Электронный ресурс:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрактал
Определение Фрактала
Электронный ресурс:
http://www.krasfun.ru/2010/09/fraktaly-v-prirode/
Фракталы в природе
Электронный ресурс:
http://fb.ru/article/139068/chto-takoe-fraktal-fraktalyi-v-prirode
Что такое фрактал, фракталы в природе
Рецензия
на работу ученицы 5 класса Супранович Арины Павловны
«Геометрические фракталы в природе»
1. Предмет анализа: проектная работа «Геометрические фракталы в природе».
2. Актуальность темы: интерес к проблеме обусловлен возросшей ролью фракталов в природе. Особую популярность фракталы обрели с развитием компьютерных технологий, позволивших эффектно применять фракталы.
3. Формулировка основного тезиса: изготовление примера фрактала, встречающегося в природе.
4. Краткое содержание работы: в начале работы поясняется причина выбора данной темы, и указываются объект, цели и задачи исследования. Далее рассматривается история возникновения фракталов и различные его виды. Подобран хороший материал: фракталы в природе, биологии и быту. В работе собрана прекрасная галерея фракталов в природе.
5. Общая оценка: оценивая работу в целом, можно сказать, что тема раскрыта полностью, суммируя результаты отдельных глав, напрашивается вывод о соответствии выбранной темы с её содержанием – каждый блок работы дополняет другой, наблюдается плавный переход от части к части. Таким образом, в рассматриваемой работе автор проявил умение разбираться в терминах, касающихся данной темы, систематизировал материал и обобщил его, благодаря чему углубляются школьные представления об исследуемой теме.
6. Теоретическая и практическая значимость: использование материала на уроках и факультативных занятиях по математике и информатике.
7. Выводы: проектная работа Супранович А. П. по теме: «Геометрические фракталы в природе» отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному проекту и рекомендуется к защите.
РЕЦЕНЗЕНТ ____________ Качурина В.Е.
«______» марта 2017 года
Приложения
Приложение № 1
Цветок георгина
Морской еж
Форма листа папоротника – образец классического фрактала
Приложение № 2
Капуста сорта Романеско
Приложение № 3
Фракталы в природе:
Приложение № 4
Технология изготовления
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Фракталhttp://www.krasfun.ru/2010/09/fraktaly-v-prirode/
http://fb.ru/article/139068/chto-takoe-fraktal-fraktalyi-v-prirode
2 Бенуа Б. Мандельброт. Фрактальная геометрия природы = The Fractal Geometry of Nature. — М.: Институт компьютерных исследований, 2002
3 морфология – комплекс наук, изучающих форму и строение животных и растительных организмов
4 Вяжем крючком № 12 (декабрь 2016 года)
5 http://clubmasteric.ru/prazdniki/novii-god/839-shemi-vasanija-sneginok-kruchkom.html
16