Актуальность:
При подготовке к ЕГЭ я в основном пользуюсь материалами сайта Д. Гущина. При решении задач №14 часто требуется найти расстояние: от точки до прямой, от точки до плоскости, между скрещивающимися прямыми.
Иногда мне сложно ориентироваться в геометрических понятиях, теоремах, признаках или сделать нужные построения и поэтому мне проще выучить определенный набор формул и пользоваться одним алгоритмом.
Поэтому я исследовала алгоритм решения задач №14 основанный на приемах из аналитической геометрии, который не требует каких-либо построений, а является аналитическим.
Использование приемов из аналитической геометрии позволяет решать стереометрические задачи с наименьшими затратами времени. Я считаю, что умение решать такие задачи поможет мне успешно учиться в высшем учебном заведении.
Цель работы: изучение эффективных приемов решения стереометрических задач повышенной сложности.
Задачи работы:
повысить свой теоретический уровень знаний;
научиться применять координатно - векторный метод при решении различных стереометрических задач;
использовать приемы из аналитической геометрии;
развивать самостоятельность;
подготовить себя к успешной сдаче ЕГЭ.
Методы исследования:
Метод изучения информации.
Метод практического эксперимента.
Основная часть
1. Ознакомление с теоретическим материалом.
Угол между векторами.
Угол между векторами и равен углу АОВ
, где ,- координаты векторов, между которыми надо найти угол.
Скалярное произведение векторов
Скалярным произведением двух векторов называется произведение их длин на косинус угла между ними.
Скалярное произведение векторов {} и {} выражается формулой
=
Задачи на вычисления углов между прямой и плоскостью.
Чтобы найти угол между прямой и плоскостью, нужно найти угол между этой прямой и нормалью к плоскости.
Нормалью к плоскости называется любой вектор, лежащий на прямой перпендикулярной к этой плоскости.
Угол между прямой и плоскостью вычисляется по следующей формуле:
, где угол - угол между прямой и плоскостью, -вектор нормали к плоскости, } - направляющий вектор прямой.
Определитель матрицы второго и третьего порядков.
Таблицу чисел называют (квадратной) матрицей 2-го порядка. Обозначим ее для краткости одной буквой А. Формула для вычисления определителя 2-го порядка имеет вид
А =
Эта таблица чисел называется квадратной матрицей 3-го порядка. Формула для вычисления определителя матрицы 3-го порядка имеет вид
Схематически это правило может быть изображено следующим образом:
Еще способ вычисления определителя матрицы 3-го порядка.
Уравнение плоскости в пространстве.
Ax + By + Cz + D = 0, где – координаты нормали к плоскости. Уравнение плоскости, проходящей через три различные точки М0 ), M1), M2), которые не лежат на одной прямой, можно составить по формуле:
Уравнение плоскости, проходящей через точку М0 ), и два неколлинеарных вектора (), ():
A(x-) +B(y- ) + C(z-) = 0,
где A= , B = , C = . Полагая, D = - A получим Ax + By + Cz + D = 0 – общее уравнение плоскости.
Расстояние от точки до прямой.
Чтобы найти расстояние от точки М0 ) до прямой а в пространстве нужно:
определить координаты направляющего вектора прямой а и вычислить его длину;
получить координаты некоторой точки М1, лежащей на прямой а, вычислить координаты вектора , найти векторное произведение векторов и и получить его длину;
вычислить требуемое расстояние от точки до прямой в пространстве по формуле
ρ(М0, а) =
Нахождение расстояния от точки до плоскости
Расстояние от точки М0 ) до плоскости α, заданной уравнением
Ax + By + Cz + D = 0, определяется по формуле ρ(М0, α) =
Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Чтобы найти расстояние между скрещивающимися прямыми a и b нужно:
определить координаты точек M1), M2), соответственно, лежащих на прямых a и b соответственно;
получить координаты и направляющих векторов и a и b соответственно;
вычислить расстояние по формуле - это и есть искомое расстояние между скрещивающимися прямыми a и b.
2. Применение приемов аналитической геометрии при решении задач.
1.Расстояние от точки до прямой
№1. В кубе ABCDA1B1C1D1 все ребра равны 1. Найдите расстояние от точки C до прямой BD1.
Решение:
Введем систем координат, как показано на рисунке.
B(0;0;0), C(0;1;0), D1(1;1;1). 1 {1;1;1} =
ρ(C, BD1) =
= = -1 - 0 + 1
ρ (C, BD1) = = =
Ответ:
№2. Основанием прямой призмы ABCA1B1C1 является равнобедренный треугольник ABC, боковая сторона которого равна 6 а угол ACB равен 120°. Найдите расстояние от точки A до прямой B1C1, если известно, что боковое ребро данной призмы равно 12.
Решение: Введем систему координат с началом в точки O, как показано на рисунке.
О(0;0;0), A(0;9;0), B1(0; -9;12), C1(3;0; 12).
Пусть расстояние от точки A до прямой B1C1 равно ρ.
{3; 9; 0}, {0; -18; 12}
Ответ: 15
№3. В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF, стороны основания которой равны 1, а боковые рёбра равны 2, найдите расстояние от точки C до прямой SA.
Решение: Введем систему координат с началом в точки O, как показано на рисунке.
О(0;0;0), A(;0), C(0; 1; 0), S(0;0; )
Пусть расстояние от точки C до прямой SA равно .
{ }, {0;1;-}
Ответ:
Расстояние между скрещивающимися прямыми.
№4. В правильной треугольной призме АВСA1B1C1, все ребра которой равны 1, найдите расстояние между прямыми АА1 и ВС1.
Решение:
Введем систему координат с началом в точке О, как показано на рисунке.
О(0;0;0), А(0; ;0), А(0; ;0), А1(0; ;1), В(;0;0), С1(0; ; 1).
Пусть расстояние между скрещивающимися прямыми АА1 и ВС1 равно .
, {0;0;1}, {-;; 1}, {;; 0}.
= {-; - ; 0}, | | = = = 1
∙ = + 0 0 = = =
Ответ:
№5. Дан правильный тетраэдр МАВС с ребром 1. Найдите расстояние между прямыми АL и МО, где L – середина ребра МС, О – центр грани АВС.
Решение:
Введем систему координат с началом в точки D, как показано на рисунке. D(0;0;0), A(0;;0), B(0;;0), C(; 0;0), O(; 0;0), M(; 0;), L(; 0;).
Пусть расстояние между скрещивающимися прямыми AL и OM равно ρ.
, {;; }, {0;0; }, {;; 0}.
Вычислим .
= 00 + + 0 – 0 – 00 - = =
|| =
ρ =
Ответ:
Расстояние от точки до плоскости.
№6. В основании четырёхугольной пирамиды SABCD лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = 12 и BC=5. Длины боковых рёбер пирамиды SA = 5, SB = 13, SD = 10.
Найдите расстояние от вершины A до плоскости SBC.
Решение:
Введем систему координат с началом в точки A, как показано на рисунке.
A(0;0;0), B(12;0;0), C(12;5;0), S(0;0;5).
Пусть расстояние от вершины A до плоскости SBC равно .
{12;0;-5}, {0; 5;0} - неколлинеарные векторы плоскости (SBC). B(12;0;0)
Составим уравнение плоскости (SBC):
(x-12)(0+25) – y(0 – 0) + z(0 – 60) = 0
25x – 0y – 60z – 300 = 0
5x – 0y – 12z – 60 = 0
Ответ:
№7. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 АВ= ВС=6, АА1=2.
а)Докажите, что плоскость , параллельная прямой ВD, пересекающая ребро ВС в точке К так, что ВК=2 и ребро C1D1 - в точке L, причем C1L=2 перпендикулярна прямой А1С.
б)Найдите объем пирамиды, основанием которой является сечение параллелепипеда плоскостью , с вершиной A1.
Решение:
а)Т.к. BD, то через К проведем КМ BD и через L проведем LN BD.
KNLM – сечение призмы плоскостью .
Введем систему координат, как показано на рисунке. B(0;0;0), A1(6;0;), K(0;2;0), M(4;6;0), L(2;6;), C(0;6;0).
– направляющий вектор прямой А1С.
– неколлинеарные векторы плоскости (KLM).
–нормаль к плоскости .
,
, координаты этих векторов пропорциональны, следовательно векторы и коллинеарные.
Т.к. , то , т.е.
б)
Пусть расстояние от вершины А1 до плоскости KLM равно .
– неколлинеарные векторы (KLM). K(0;2;0)
Составим уравнение плоскости (KLM):
,
,
.
.
NC1L: C1=90, C1N=C1L=2,
KCM: C=90, CK=CM=4,
LHM: H=90, LH=, MH=2,
NK=LM=4.
LEM: E=90, LM=4, ME=,
.
Ответ:
Заключение.
Таким образом, мне удалось справиться с поставленными целью и задачами, разобрать геометрические задачи, решение которых базируется на результате моего исследования.
Итак, что необходимо знать и уметь для применения координатно- векторного метода:
уметь разными способами задавать систему координат для данной задачи и находить координаты вершин куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, правильной призмы;
уметь находить координаты вектора через координаты начала и конца;
знать формулу расстояния между скрещивающимися прямыми;
уметь составлять уравнение плоскости;
знать формулу расстояния от точки до прямой;
знать формулу расстояния от точки до плоскости;
уметь вычислять определители матриц 2 и 3 порядков.
В данный момент я решаю стереометрические задачи как традиционным способом при возможности, так и с помощью приемов аналитической геометрии. Координатно-векторный метод является эффективным способом решения многих задач геометрии.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
Атанасян Л.С. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ [Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. — 22-е изд.- М.: Просвещение, 2013. — 255 с.
Боревич З.И. Определители и матрицы: Учебное посоие. 5-е изд., стер. –СПб: Издательство «Лань», 2009. – 192с. – (Учебники для вузов. Специальная литература)
Бортаковский А.С. Аналитическая геометрия в примерах и задачах: Учеб. Пособие/ А.С. Бортаковский, А.В. Пантелеев. – М.:Высш.шк., 2005. – 496с.: ил. – (Серия «Прикладная математика»).
Ильин В.А., Позняк Э.Г. Аналитическая геометрия: Учеб. Для вузов. - 7-е изд. Стер. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. – 224с. – (Курс высшей математики и математической физики.)
Садовничий Ю.В. Аналитическая геометрия. Курс лекций с задачами/ Ю.В. Садовничий, В.В. Федорчук. – М.:Издательство «Экзамен», 2009. – 350с. (Серия «Учебник для вузов»
http://www.cleverstudents.ru/line_and_plane/distance_between_skew_lines.html
ege.sdamgia.ru