ВВЕДЕНИЕ
«Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»
С. Коваль
Математическое образование, получаемое в школе, очень важная часть жизни современного человека. Практически всё, что окружает нас так или иначе связано с математикой. Решение многих практических задач сводится к решению уравнений различных видов.
Уравнения – это наиболее объёмная тема всего курса алгебры. В прошлом учебном году на уроках алгебры мы познакомилась с квадратными уравнениями. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении различных задач, как в области математики, так и в области физики и химии.
В школьном курсе математики изучается основные способы решения квадратных уравнений. Однако, имеются и другие приёмы решения квадратных уравнений, некоторые из которых позволяют быстро, рационально решать их.
Нами было проведено анкетирование среди 84 учащихся 8-9 классов по двум вопросам:
Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете?
Какие вы используете чаще всего?
По результатам анкетирование были получены следующие результаты:
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что большинство учащихся используют при решении квадратных уравнений формулы корней с использование дискриминанта и недостаточно осведомлены о способах решения квадратных уравнений.
Таким образом, выбранная нами тема является актуальной.
Мы поставили перед собой цель: изучить нетрадиционные способы решения квадратных уравнений, познакомить учащихся 8 и 9 классов с различными способами решения, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратного уравнения.
Для достижения указанной цели нужно решить следующие задачи:
собрать информацию о различных способах решения квадратных уравнений,
освоить найденные способы решения,
составить программу для решения квадратных уравнений по формулам корней квадратного уравнения в Excel,
разработать дидактический материал для проведения урока или внеурочного мероприятия по нестандартным методам решения квадратных уравнений,
провести занятие «Необычные способы решения квадратных уравнений» с учащимися 8 – 9 классов.
Объект исследования: квадратные уравнения.
Предмет исследования: различных способы решения квадратных уравнений.
Считаем, что практическая значимость работы состоит в возможности использования банка приёмов и способов решения квадратных уравнений на уроках математики и внеурочной деятельности, а также в ознакомлении учащихся 8 - 9 классов с данных материалом.
ГЛАВА 1. НЕОБЫЧНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙМетод основан на свойствах коэффициентов a,b,c:
Если a+b+c=0, то = 1, =
Пример:
-6х2 + 2х +4=0, то = 1, = = .
Если a – b+c=0, то = -1, = -
Пример:
2017х2 + 2001х +16 =0, то = -1, -.
Справедливы следующие зависимости коэффициентов a,b,c:
Если b=a2+1, c=a, то х1=-а; x2 = - .
Если b=-(a2+1), a=c, то x1=a; x2 =.
Если b=a2-1, c=-a, то x1=-a; x2 = .
Если b=-(a2-1), -a=c, то x1=a; x2 = - .
Решим следующие уравнения:
5x2 + 26x + 5 = 0
x1= -5
x2= - 0,2.
13x2 - 167x + 13 = 0
x1=13 x2=
14x2 + 195x - 14 = 0
x1= - 14 x2=
10x2 - 99x - 10 = 0
x1=10 x2=-0,1.
Коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его называют способом «переброски». Далее корни находятся по теореме Виета. Найденные корни делятся на ранее переброшенный коэффициент, благодаря этому мы находим корни уравнения.
Пример:
2х2 – 3х + 1 = 0.
«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение
у2 – 3у + 2 = 0.
Согласно теореме Виета
у1 = 2 , х1 = 2/2 , x1 = 1,
у2 = 1; x2 = 1/2; x2 = 0,5.
Ответ: 0,5; 1.
Если в уравнении аx2 + bx + c = 0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим ax2 = –bx–c .
Построим графики зависимостей у = aх2 и у = –bx–c в одной системе координат.
График первой зависимости – парабола, проходящая через начало координат. График второй зависимости – прямая.
Возможны следующие случаи:
прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;
прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;
прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.
Решим следующие уравнения:
1) х2 + 2х – 3 = 0
х2 = - 2х + 3
В одной системе координат построим график функции у =х2 и график функции у = - 2х+3. Обозначив абсциссы точек пересечения, получим ответ.
Ответ: х1= - 3, х2 =1.
2) х2 + 6х +9 = 0
х2 = - 6х - 9
В одной системе координат построим график функции у = х2 и график функции у = -6х - 9. Обозначив абсциссу точки касания, получим ответ.
Ответ: х= - 3.
3) 2х2 + 4х +7=0
2х2 = - 4х - 7
В одной системе координат построим график функции у =2х2 и график функции
у = - 4х - 7.
Парабола у =2х2 и прямая у = - 4х - 7 не имеют общих точек, следовательно уравнение не имеет корней.
Ответ: нет корней.
Решим уравнение aх2 +bх+c=0:
Построим точки S(-b:2a,(a+c):2a)- центр окружности и точку А(0,1).
Провести окружность радиуса SA.
Абсциссы точек пересечения с осью Ох есть корни исходного уравнения.
При этом возможны три случая:
1) Радиус окружности больше ординаты центра (AS>SK, или R>), окружность пересекает ось Ох в двух точках..B(х1; 0) и D(х2;0), где х1 и х2 – корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0.
2) Радиус окружности равен ординате центра (AS = SВ, или R = ), окружность касается оси Ох в точке B(х1; 0 ), где х1 – корень квадратного уравнения.
3) Радиус окружности меньше ординаты центра (AS < SВ, или R < ), окружность не имеет общих точек с осью абсцисс, в этом случае уравнение не имеет решения.
а) AS > SВ или R > , б) AS = SВ или R = в) AS < SВ, или R < .
Два решения х1 и х2. Одно решение х1.. Не имеет решения.
Пример 1: 2х2 –8х + 6 = 0.
Решение: Определим координаты точки центра окружности по формулам:
у = = .
Проведём окружность радиуса SA, где А (0;1).
Ответ: х1 = 1 , х2 = 3.
Пример 2: х2 –6х + 9 = 0.
Решение: Найдём координаты S: x=3, y=5.
Ответ: x=3.
Пример 3: х2 + 4х + 5 = 0.
Решение: Координаты центра окружности: х= - 2 и y = 3.
Ответ: нет корней
Номограмма (от греческого «nomos» – закон и грамма), графическое представление функции от нескольких переменных, позволяющее с помощью простых геометрических операций (например, прикладывание линейки) исследовать функциональные зависимости без вычислений. Например, решать квадратное уравнение без применения формул.
Это старый и в настоящее время забытый способ решения квадратных уравнений, помещённый на стр. 83 сборника: Брадис В.М. «Четырехзначные математические таблицы». - М., “ДРОФА”, 2000. Таблица XXII. Номограмма для решения уравнения z2 + pz + q = 0 (см. Приложение 1).
Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.
Криволинейная шкала номограммы построена по формулам: ОВ = , АВ =
Полагая ОС = р, ЕD = q, ОЕ = а (все в см), из подобия треугольников САН и СDFполучим пропорцию откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z2 + pz + q = 0, причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.
Пример 1:z2 - 9z + 8 = 0.
На шкале p находим отметку -9, а на шкале q отметку 8. Проводим через эти метки прямую, которая пересекает кривую шкалу номограммы в отметках 1 и 8. Следовательно, корни уравнения 1 и 8.
Ответ: 1; 8.
Именно данное уравнение решено в таблице Брадиса стр. 83 (см. Приложение 1).
Пример 2: 2z2 - 9z + 2 = 0.
Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение:
z2 - 4,5z + 1 = 0. Номограмма даёт корни z1 = 4 иz2 = 0,5.
Ответ: 4; 0,5.
Пример 3:x2 – 25x + 66 = 0
Коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы. Выполним подстановку x = 5z, получим уравнение:
z2 – 5z + 2,64 = 0,
которое решаем посредством номограммы.
Получим z1 = 0,6 и z2 = 4,4,
откудаx1 = 5 z1 = 3,0 иx2 = 5 z2 = 22,0.
Ответ: 3; 22.
Пример 4: z2 + 5z – 6 = 0, номограмма даёт положительный корень z1=1, а отрицательный корень находим, вычитая положительный корень из - p, т.е. z2= - p –1= - 5 – 1= -6.
Z=1
Ответ: 1; -6.
Пример 5: z2 – 2z – 8 = 0, номограмма даёт положительный корень z1=4, а отрицательный равен z2= - p –4 =
Z=4
= 2 – 4= -2.
Ответ: 4; -2.
ГЛАВА 2. РЕШЕНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ ПО ФОРМУЛАМ КОРНЕЙ С ПОМОЩЬЮ EXCELМы решили составить программу для решения квадратного уравнения с помощью Excel – это широко распространенная компьютерная программа. Нужна она для проведения расчётов, составления таблиц и диаграмм, вычисления простых и сложных функций. Она входит в состав пакета Microsoft Office.
Лист программы Excel, где отображены формулы:
Лист программы Excel, где показан конкретный пример решения квадратного уравнения x2 – 14x – 15 = 0:
ГЛАВА 3. СРАВНЕНИЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ
Метод |
Плюсы |
Минусы |
Формула корней квадратного уравнения с использованием дискриминанта D и D1 |
Универсальность, т.к. можно использовать для решения абсолютно всех квадратных уравнений |
Громоздкий дискриминант, не входящий в таблицу квадратов |
Теорема Виета |
Быстрота решения в определённых случаях и экономия времени |
Если дискриминант не является полным квадратом целого числа. Не целые коэффициенты b и с. |
Выделение полного квадрата |
При правильном преобразовании в квадрат двучлена получаем квадратное уравнение неполного вида и следовательно быстрее находятся корни |
Сложность выделения полного квадрата при дробных коэффициентах уравнения |
Способ группировки |
Можно решить, не зная формул |
Не всегда среднее слагаемое удаётся разложить на подходящие слагаемые для группировки |
Графический способ |
Не требуется формул. Можно быстро узнать количество корней уравнения |
Приближённость решения |
Свойства коэффициентов a,b,c |
Быстрота решения. Для уравнений с большими коэффициентами |
Подходит только для некоторых уравнений |
«Переброс» главного коэффициента |
Быстрота решения, если корни целые |
Такие же как с помощью теоремы Виета |
Номограмма |
Наглядность Все, что требуется для решения–это номограмма |
Не всегда имеется с собой номограмма. Неточность решения |
Нахождение корней с помощью циркуля и линейки |
Наглядность |
Если координаты центра нецелые числа. Нахождении корней уравнений с большими коэффициентами |
«Человеку, изучающему алгебру, часто полезнее решить одну и ту же задачу тремя различными способами, чем решить три-четыре различные задачи. Решая одну задачу различными методами, можно путём сравнений выяснить, какой из них короче и эффективнее. Так вырабатывается опыт»
Уолтер Варвик Сойер
В ходе работы мы собрали материал и изучили способы решения (нахождения корней) квадратных уравнений. Решение уравнений разными способами представлено в Приложении 2.
Изучая разные способы решения квадратных уравнений, мы сделали вывод, что для каждого уравнения можно подобрать свой наиболее эффективный и рациональный вариант нахождения корней. Каждый из способов решения уникален и удобен в определённых случаях. Некоторые способы решения позволяют сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на ОГЭ, другие – помогают решить уравнение с очень большими коэффициентами. Мы постарались сравнить разные способы решения, составив таблицу, в которой отразили плюсы и минусы каждого из способов.
Нами разработан раздаточный материал. Познакомиться с банком заданий по теме можно в Приложении 3.
Используя Microsoft Excel, мы составили электронную таблицу, которая позволяет автоматически рассчитывать корни квадратного уравнения по формулам корней.
Мы провели урок, посвященный необычным способам решения квадратных уравнений, для учащихся 9 классов. Ученикам очень понравились способы, они отметили, что полученные знания пригодятся им в дальнейшем обучении. Результатом проведённого урока стали работы учащихся, в которых они представили различные варианты решения квадратных уравнений (см. Приложение 4).
Материал нашей работы можно рекомендовать для внеклассных и факультативных занятий по математике. Учителя могут использовать его для небольшого элективного курса «Необычные способы решение квадратных уравнений».
Материалом работы могут воспользоваться и те, кто любит математику и те, кто хочет знать о математике больше.
ЛИТЕРАТУРАБрадис В. М. «Четырехзначные математические таблицы для средней школы», М.: Дрофа, 2000.
Виленкин Н.Я. «Алгебра для 8 класса», М.: Просвещение, 2000.
Галицкий М.Л. «Сборник задач по алгебре», М.: Просвещение 2002.
Глейзер Г. И. «История математики в школе», М.: Просвещение, 1982.
Звавич Л.И. «Алгебра 8 класс», М.: Мнемозина, 2002.
Макарычев Ю.Н. “Алгебра 8 класс”, М.: Просвещение, 2015.
Плужников И. «10 способов решения квадратных уравнений» // Математика в школе. - 2000.- № 40.
Пресман А.А. «Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки»//М., Квант, №4/72, c.34.
Савин А.П. «Энциклопедический словарь юного математика»,
М.: Педагогика, 1989.
Интернет ресурсы:
http://revolution.allbest.ru/
http://mat.1september.ru/2001/42/no42_01.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 1«СБОРНИК БРАДИСА В.М.»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2«РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ ВСЕМИ СПОСОБАМИ»
Исходноеуравнение: 4х2+3х -1 = 0.
1.Формула корней квадратного уравнения с использованием дискриминанта D
4х2+3х -1 = 0
D = b2 – 4ac = 9+16 = 25 > 0, => уравнение имеет два корня
x1,2 =
x1 ==
x2 ==-1
2.Теорема Виета
4х2+3х -1 = 0, поделим уравнение на 4, чтобы оно стало приведённым
х2+х -=0
+ =-
* =-
х1 = -1
х2 =
3. Метод выделения полного квадрата
4х2+3х -1 = 0
(4х2+2*2х *+)-1=0
(2х + )2 -=0
(2х + - )( 2х + + )=0, произведение =0, когда один из множителей=0
(2х - )=0 (2х +2)=0
х1 = х2 = -1
4. Способ группировки
4х2+3х -1 = 0
4х2+4х-1х-1=0
4х(х+1)-1(х+1)=0
(4х-1)( х+1)=0, произведение =0, когда один из множителей=0
(4х-1)=0 ( х+1)=0
х1 = х2 = -1
5. Свойства коэффициентов
4х2+3х -1 = 0
Если a - b+c=0, то = -1, = -
4-3-1=0, => = -1, =
6. Метод «переброски» главного коэффициента
4х2+3х -1 = 0
y2+3y - 4 = 0
Теорема Виета:
+ =- 3
* =- 4
y1 = -4
y2 = 1
Разделим найденные корни на главный коэффициент и получим корни нашего уравнения:
х1 = -1
х2 =
7. Способ решения квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки
4х2+3х -1 = 0
Определим координаты точки центра окружности по формулам:
у = =
х1 = -1
х2 =
8. Графический способ решения
4х2+3х -1 = 0
4х2= - 3x + 1
В одной системе координат построим график функции у = 4х2и график функции
-3
у = - 3х+1. Обозначив абсциссы точек пересечения, получим ответ:
x
х1 = -1
=
9. С помощью номограммы
4х2+3х -1 = 0, разделим коэффициенты уравнения 1/на 4, получим уравнение
1/4
х2 +х -= 0.
Номограмма даёт положительный корень = ,
а отрицательный корень находим, вычитая положительный корень из - p, т.е.
x2= - p –=- -= -1.
10. Решение данного уравнения в EXCEL
ПРИЛОЖЕНИЕ 3«ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТЕМЫ
“РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ”»
10х2+ 2017х + 2007 = 0 -1 -200,7
-10х2+ 7х + 3 = 0 -1 0,3
354х2-52х -302 = 0 1 -
100х2-99х-1 = 0 1 -0,01
5х2+ 9х + 4 = 0 -1 -0,8
2017х2+ х -2016 = 0 -1
22х2+10х-12 = 0 -1
5432х2-3087х-2345 = 0 1 -
4х2+ 2х -6с = 0 1 -1,5
55х2-44х -11= 0 1 -0,2
6х2- 7х - 3 = 0 - , 1,5
4х2-17х-15 = 0 -0,75, 5
4271х2-4272х + 1 = 0 1,
3х2+10х + 7 = 0 -1, - 2
5х2- 11х + 2 = 0 2, 0,2
2х2- 11х + 15 = 0 2,5, 3
4х2+ 4х -3= 0 -1,5, 0,5
5х2 -12х + 7 = 0 1,4, 1
2х2+ 13х + 15 = 0 -1,5 -5
3х2-7х + 2 = 0 1/3 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 4«РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ»