Введение
Однажды мы обратили внимание на выставку картин Камбарова Антона, учащегося 11 класса Центра дистанционного образования для детей – инвалидов МОУ Лицей №8 «Олимпия». Картины манили к себе яркостью, преобладанием фиолетово - синих оттенков. Решили познакомиться с начинающим художником. Оказалось, Антон никогда не рисовал и вдруг в нём «проснулся» художник. Нас удивило то, что он сумел передать изображения, а также показал световые изменения через тон и цвет. В то же время некоторые картины заинтересовали неоднозначностью восприятия нарисованных параллельных прямых. Мост или вышка, спокойная река или водопад? Захотелось вникнуть, понять, изучить технику и приемы рисования.
Так мы впервые познакомились с понятием «перспектива». Перспектива в переводе означает "смотреть насквозь, правильно видеть". Перспектива - техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой - либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы, чтобы изображать предметы реалистически.
Интересно, почему и рельсы, уходящие вдаль, и дома, и круглое озеро, напоминающее овал, и даже пейзаж, манящий вдаль, не соответствуют реальной действительности? Может, все дело в изображении?
Как изображать на плоскости трехмерные тела? Этот практический вопрос с древности стоял перед геометрами. Решался он в двух направлениях. Для нужд архитектуры – построения чертежей зданий и планов их расположения – был разработан метод ортогональной проекции. Но художников такое «плоское» изображение не устраивало. Они старались вызвать у зрителя ощущение реальности пространства, находящегося за плоскостью картины.
Оказывается история живописи и рисунка охватывает, по крайней мере, 30 тыс. лет жизни на Земле. Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежат египтянам. Они первыми стали устанавливать законы изображения, обучать определенным канонам. Пик развития и совершенствования рисунка приходится на эпоху Возрождения. Именно в это время была разработана уникальная техника рисунка.
Анализ механизма зрения привел к понятиям перспективы, центральной проекции, а также к вопросу об общих свойствах двух перспектив одной фигуры, из которого позднее и развилась проективная геометрия.
Точные законы перспективы разрабатывали архитекторы, художники и ученые эпохи Возрождения начиная с XV в., среди них - Ф. Брунеллески, П. Уччелло, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Рафаэль Санти и другие. Альбрехт Дюрер экспериментально исследовал математические законы изобразительного искусства.
Целью нашего исследования является изучение перспективы и ее видов, установление их в картинах художников.
Объект исследования – картины начинающего художника.
Предмет исследования – перспектива, законы перспективы.
Для достижения цели исследования нам необходимо было решить ряд задач:
Познакомиться с понятием «перспектива».
Изучить основные виды перспективы.
Проверить законы перспективы на примере конкретных картин начинающего художника.
Для изучения перспективы нами были использованы такие методы исследования:
Поиск, анализ и синтез различных источников информации (теоретические)
Аналогия, сопоставительный анализ (теоретические)
Наблюдение, беседа, сравнение (эмпирические)
метод визуализации данных (математический)
Глава 1. Перспектива
1.1. Перспектива – геометрия живописи
Геометрия и живопись… Пути науки и искусства переплетались в них на протяжении столетий. Художники всегда стремились к тому, чтобы картина могла служить своеобразным окном, в котором окружающий мир представал бы таким, каким он видится через реальное окно.
Существует три принципиальных геометрических метода отображения трехмерного пространства на двумерную плоскость картины: метод ортогональных проекций, аксонометрия и перспектива. Ортогональные проекции передавали без искажений контуры реальных предметов, а идея метода, как справедливо заметил Леонардо да Винчи, была подсказана человеку самой природой: тень, отброшенная вечерним солнцем на стену, и была первой картиной, нарисованной этим методом. Однако ортогональные проекции никак не передавали глубину реального пространства.
Строгий математический взгляд на аксонометрию как центральную проекцию с бесконечно удаленным центром сложился сравнительно недавно, в XVIII веке. Однако как нестрогий метод изображения пространства на плоскости аксонометрия, именуемая тогда вольной перспективой, известна давно.
Недостатки аксонометрии в передаче глубины пространства вместе с "вольностями'' вольной перспективы были исправлены в ренессансной системе перспективы. Ренессансная перспектива распахнула перед человеком "окно в природу'', беспредельно расширила горизонты человеческого мироощущения.
Была разработана научная теория перспективы, позволяющая «обмануть» зрение. Картина венгерского художника Виктора Вазарели «Изучение перспективы» - прекрасный тому пример. На ней видно, как линии, уходящие вглубь, сходятся в одной точке, а фигура, находящаяся дальше от нас, изображается в виде фигуры меньших размеров.
Основные законы перспективы:
Закон главной точки. Все параллельные линии, перпендикулярные основанию картины, изображаются сходящимися в одной точке P, расположенной на линии горизонта (рис. 1). Обычно линия горизонта берётся на уровне глаз художника. Рис. 1Закон точки схода. Если параллельные линии наклонены к плоскости основания картины, то на картине они должны изображаться прямыми, которые сходятся к одной точке F (рис.2). Она смещена вправо или влево от главной точки картины. Эта точка называется точкой схода.
P F
Рис. 2Закон точки дальности. Параллельные прямые, наклоненные к основанию картины под углом в 450, сходятся в одну точку, которая называется точкой дальности (или точкой удаления) D и откладывается от главной точки Р влево или вправо по линии горизонта на расстояние, которое выбирается художником произвольно в пределах от 1,5до 2-2,6 диагонали картины (рис.3). (Точка D на поле картины не всегда умещается, тогда картину временно наращивают дополнительными листами влево или вправо.)
P D
Рис. 3Закон линий, параллельных плоскости картины. Все горизонтальные линии предмета, параллельные плоскости картины, изображаются без искажений.
1.2. Виды перспективы
Считая “зрение высшей формой знания, а себя - учеником опыта'' Леонардо да Винчи подразделял учение о перспективе на три части:"Первая из них содержит только очертания тела; вторая - об уменьшении цветов на различных расстояниях; третья - об утрате отчетливости тел на разных расстояниях''.
Линейная перспектива - это способ изображения окружающей действительности на плоскости с передачей объема и глубины, отвечает за модуль естественного восприятия окружающего мира. Воздушная перспектива - это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом.
Перспективу делят на два вида: фронтальную и угловую. Угловая перспектива - это когда предмет по отношению к нам располагается под углом и мы видим его грани, ребра, плоскости. Фронтальная перспектива - когда предмет расположен фронтально к нам и мы видим только одну сторону. Например, взяли куб, поднесли его к уровню глаз и видим его как четырехугольник без плоскостей, как клеточку в тетради - это фронтальная перспектива. А угловая, это когда смотрим под углом снизу или сбоку и видим его ребра, грани.
Для того, чтобы грамотно и реалистически создать рисунок, нужно знать некоторые законы перспективы и уметь работать с ними.
Рассмотрим законы линейной перспективы:
1. Для того, чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрыть дальний.
2. Ближний предмет всегда кажется зрителю больше, чем дальний, если они одинаковы по высоте в реальности.
3. Чем ближе расположен рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем дальше его основание от края листа.
4. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев, когда предмет очень высокий и мы смотрим на него сверху или снизу.
5. Горизонтальные ребра в угловом повороте нужно изображать короче, чем в фронтальном.
6. Чем ближе горизонтальные линии к линии горизонта, тем больше они сокращаются.
7. Предмет круглой формы изображается в виде круга (фронтальная перспектива), и в форме эллипса при угловой перспективе.
Рассмотрим законы воздушной перспективы:
1. Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние - обобщенно.
2. Контуры ближних предметов нужно делать резкими, а дальних - мягкими.
3. Чем дальше находится предмет, тем кажется светлее. Чем ближе, тем темнее.
4.Чем ближе предмет, тем он кажется объемней. Чем дальше находится предмет, тем он кажется более плоским.
5. Все удаленные предметы покрываются воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки - фиолетовый, синий, голубой, беловатый. Ближние предметы нужно изображать яркими, а удаленные - бледными.
6. Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, а дальние - плоско и одинаковыми по тону.
Глава 2. Перспектива вокруг нас
2.1. Изображение параллельных прямых одноклассниками
Мы предложили 27 учащимся 7Б класса ответить на следующие вопросы:
Знаете ли Вы, как изобразить реку или мост, расположенный перпендикулярно линии горизонта, на плоскости? Изобразите.
Каким способом изображения Вы пользовались?
Что Вы знаете о перспективе?
В результате ответы на вопросы распределились таким образом:
Итак, мои одноклассники практически ничего не знают о перспективе. А изобразить реку или мост смогли потому, что кто-то вспомнил о изображении рельсов. Результаты работы будут востребованы!
2.2. «Проверяем» работы Камбарова Антона
Познакомившись с Антоном, мы получили разрешение «проверить» его работы с точки зрения перспективы. Сразу же оговорили, что будем оценивать лишь по одному критерию и только те работы, где явно присутствуют параллельные прямые. Своими выводами обещали поделиться с автором картин.
Внимательно рассмотрев картины, мы выписали несоответствия и отметили на них линии, которые не имеют одной точки схода (Приложение 1):
Картина № 1. Дощатый мостик практически параллелен до конца.
Картина № 2. Точка схода находится выше линии горизонта.
Картина № 3. Мост практически параллелен.
Картина № 4. Река с почти параллельными берегами. Точки схода не совпадают.
Картина № 5. Дорога, дерево, дом имеют разные пропорции. Где точка схода?
Картина № 6. У плота нет точки схода.
Картина № 7. Дорога в лесу: две половины картины.
Картина № 8. Крона у деревьев в голубом.
Картина № 9. Пропорции людей разные. На картину смотрим сверху?
Картина № 10. Жёлтое здание на набережной (линии не сходятся). Вертикальные доски ограждения.
Картина № 11. Река сужается резко. Точка схода размыта.
Картина № 12. Река обрывается? Точка схода выше линии горизонта.
С результатами исследования мы обратились к Антону. Он, как настоящий художник, не был рад тому, что у картин появились первые критики. В то же время к нашим выводам автор явно прислушался ещё при первой встрече, обещая написать картину по всем правилам.
Заключение
В начале 7 класса мы стали изучать геометрию, познакомились с параллельными прямыми и тоже присоединились к огромному числу людей, задающихся вопросом «Как изображать параллельные прямые и объемные тела на плоскости?». В школьном курсе геометрии используется параллельное проектирование, в черчении – аксонометрия. Но существует еще один способ изображения – перспектива. Что же такое перспектива? Какие виды перспективы мы наблюдаем вокруг себя? Для ответа на этот вопрос и было проведено данное исследование.
В ходе исследования нами были изучены виды перспективы, основные законы перспективы и их применение начинающим художником.
После изучения материала по технике и приемам рисования мы пообщались с Антоном и поняли, что он старался выполнить свою работу с учетом законов линейной и воздушной перспектив. Юноша интересуется техникой рисования, много времени уделяет любимому занятию. Наши пожелания Антон примет во внимание и будет стараться рисовать, учитывая законы перспективы всегда.
В ходе изучения этой темы мы так же познакомились с работами многих художников, которые в своих произведениях пользовались законами перспективы, их полотна восхищают многие поколения, не оставляют равнодушными.
Закончив работу и сталкиваясь с репродукциями картин, изображением памятников архитектуры мы невольно ловим себя на том, что различаем виды перспективы и «проверяем» художников и архитекторов.
Список источников и литературы
Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии. [Текст] М.: Школа-Пресс, 1998, 38 с.
2. Виленкин Н.Я., Шибасов Л.П., Шибасова З.Ф. За страницами учебника математики. [Текст] М.: Просвещение,1996, 57 с.
3. Волошинов А.В. Математика и искусство. [Текст] М.: Просвещение, 1992, 82 с.
4. Энциклопедический словарь юного математика. [Текст] М.: Педагогика, 1989, 112 с.
5. Энциклопедия для детей. Математика. [Текст] М.: Аванта+,2001. Т.11., 358 с.
Приложение 1
18