Я считаю, что математика - это одна из важнейших наук в мире. Она приобретает особое значение для человека, в связи с ростом науки и технического прогресса. Всем людям в своей жизни приходилось выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, но человек не всегда учитывает все условия, влияющие на результат. Именно благодаря этому и появляется условие ОДЗ.
Данная тема меня заинтересовала, тем, что я не до конца понял значение и важность нахождения ОДЗ, благодаря чему я не уделял должного внимания важности ОДЗ в некоторых заданиях, и у меня с ОДЗ возникла «война».
В то же время по математической сути нахождение ОДЗ вовсе не является обязательным, часто не нужным, а иногда и вообще невозможным — и всё это без какого бы то ни было ущерба для решения. И из-за такой ситуации с ОДЗ и возникает «война».
При решении задач некоторых типов уравнений и неравенств, я столкнулся с тем, что некоторые условия либо не подходят, либо на них накладываются определённые значения и в дальнейшем я понял, что действительно существует определённая область, в которой расширяются допустимые значения, удовлетворяющие условию задач и уравнений некоторых типов.
Если привести грубое сравнение теннисного мячика и функции (неравенства, уравнения или задачи), то оболочка мячика и внешние условия – это наше ОДЗ, а то, как мячик отскакивает от пола – это решение функции (неравенства, уравнения или задачи). Тогда можно сказать, что если мы нарушим оболочку этого мячика (или, проще говоря, порвём его), то мячик перестанет так же хорошо отскакивать, как и раньше, то есть если мы нарушим ОДЗ, то решения не будет.
Актуальность моей темы заключается в том, что человек, при решении проблемы, не обращает внимания на мелкие условия. Так же можно привести аналогию с решением определённых заданий по математике, где не учитывается условие ОДЗ, а это влияет на результат решения. Таких заданий много во второй части ОГЭ, что может привести к неуспешной сдачи экзамена.
Цель:
Доказать важность ОДЗ.
Задачи:
1. Объяснить свойства и значения в нашей жизни ОДЗ.
2. Проанализировать различные методы решения примеров с участием ОДЗ.
Методы исследования:
теоретическое исследование (анализ литературы, поиск источников);
анализ основных задач и понятий ОДЗ;
метод индукции ОДЗ (умозаключение от фактов к моей гипотезе)
реальное исследование (решение заданий группой людей).
Практическая часть:
Проведение исследований по решению несложных задач и уравнений, описание исследований.
Гипотеза:
ОДЗ – это следствие возникновения различных условий в функциях, задачах, неравенствах и уравнениях.
История формирования
Что ж, давайте капнём в историю формирования ОДЗ.
Как и остальные понятия математики, понятие функции сложилось, конечно же, не сразу, а прошло долгий путь развития. В работе Пьера Ферма «Введение и изучение плоских и телесных мест» (опубликованной в 1679 году) сказано: «Всякий раз, когда в заключительном уравнении имеются две неизвестные величины, налицо имеется место». Как можно догадаться, здесь ведётся речь о функциональной зависимости и её графическом изображении («место» у Ферма означает линию). Изучение линий по их уравнениям в «Геометрии» Р. Декарта (1637) также указывает на ясное представление о взаимной зависимости между двумя переменными величины. Это свидетельствует уже о совершенно отчётливом владении понятием функции. В геометрическом и механическом виде это понятие мы находим и у И. Ньютона. Однако сам термин «функция» впервые появляется лишь в 1692 году у Г. Лейбница и притом не совсем в современном его понимании. Г. Лейбниц называет функцией различные отрезки, связанные с какой-либо кривой (например, абсциссы её точек). В первом печатном курсе «Анализа бесконечно малых для познания кривых линий» Лопиталя (1696 года) термин «функция» не употребляется. Первое определение функции, близкое к современному, встречается у И. Бернулли (в 1718 году): «Функция — это величина, составленная из переменной и постоянной». В основе этого не вполне отчётливого определения лежит идея задания функции аналитической формулой.
В итоге я пришёл к определению ОДЗ для функции. Областью определения (допустимых значений) функции Y называется совокупность значений независимой переменной X, при которых эта функция определена, т. е. область изменения независимой переменной (аргумента).
Уравнения и системы уравнений математики умели решать очень давно. В «Арифметике» греческого математика из Александрии Диофанта (III века) еще не было систематического изложения алгебры, однако в ней содержался ряд задач, решаемых с помощью составления уравнений. Есть в ней такая задача:
«Найти два числа по их сумме 20 и произведению 96».
Чтобы обезопасить себя от решения квадратного уравнения общего вида, к которому приводит обозначение одного из чисел буквой, и которое тогда еще не умели решать, Диофант обозначал неизвестные числа 10 + x и 10 - x (в современной записи) и получал неполное квадратное уравнение 100 - х2 = 96, для которого подходил только положительный корень 2.
Задачи на квадратные уравнения встречаются в трудах индийских математиков уже с V века нашей эры.
Квадратные уравнения классифицируются в трактате «Краткая книга об исчислении алгебры и алмукабалы» Мухаммеда аль-Хорезми (787 — 850 года). В нем рассмотрены и решены (в геометрической форме) 6 видов квадратных уравнений, содержащих в обеих частях только члены с положительными коэффициентами. При этом рассматривались лишь положительные корни уравнений.
В самом известном российском учебнике «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого (1669—1739 года) имелось немало задач на квадратные уравнения. Вот одна из них:
«Некий генерал хочет с 5000 человек баталию учинить, и чтобы та была в лице вдвое, нежели в стороне. Колик оная баталия будет иметь в лице и в стороне?», т. е. сколько солдат надо поставить по фронту и сколько им в затылок, чтобы число солдат по фронту было в 2 раза больше числа солдат, расположенных им «в затылок»?
В древневавилонских текстах (3000 — 2000 лет до нашей эры) встречаются и задачи, решаемые теперь с помощью систем уравнений, содержащих уравнения второй степени. Вот одна из них:
«Площади двух своих квадратов я сложил: 25 . Сторона второго квадрата равна стороны первого и еще 5».
Соответствующая система в современной записи имеет вид:
Данную задачу вавилонский автор решает правильно методом, который мы теперь называем методом подстановки, но он еще не пользовался алгебраической символикой.
И только в XVII веке после работ Декарта, Ньютона и других математиков решение квадратных уравнений приняло современный вид.
Вас, как мне кажется, интересует ответ на вопрос: «Для чего я написал историю возникновения функции и неравенств?» Ответ очень прост. ОДЗ – это лишь следствие возникновения различных условий в функциях, задачах, неравенствах и уравнениях.
ОДЗ в неравенствах и уравнениях
При решении дробно-рациональных уравнений и неравенств:
Знания с 1 по 9 класс не позволяют мне производить деление на 0. «На 0 делить нельзя, так как на пустоту что-либо поделить невозможно», - говорили мне учителя в начальной школе.
Решение иррациональных уравнений и неравенств:
Уравнения |
Неравенства |
Исследование
Я провёл исследовательскую работу для выяснения, как часто ученики учитывают ОДЗ при решении задач, уравнений, неравенств и т. д. Для этого я подобрал 4 задания и решил их сам, затем предложил их 35 девятиклассникам, в первых трёх из которых не обязательно было учитывать ОДЗ, а в четвёртом – обязательно. Целью исследовательской работы являлось доказательство того, что люди не уделяют должного внимания ОДЗ.
Задания, предложенные девятиклассникам:
1) Из пункта А в пункт Б выехал автобус со скоростью 60 км/ч. Через час вслед за ним в пункт Б выехал автомобиль, и через 4 часа догнал автобус в пункте Б (Приехали одновременно). Какая скорость у автомобиля?
2) (х+3)2+10=(х-2)2
3) 1/(х-2) = х-4
4) х-4= 2х+2
При проверке данных заданий я обнаружил, что решения можно разделить по некоторым критериям.
Критерии отбора решений и количество входящих в них человек:
Справились со всеми заданиями – 5 человек; написали ОДЗ в 4 задании, но допустили ошибку в 1 задании – 2 человека, в 2 примерах – 8 человек, в 3 примерах – 3 человека; Не писали ОДЗ в 4 примере – 17 человек. Основные ошибки:
Забывают о своём ОДЗ (написали, но забыли учесть);
Неправильно составили ОДЗ;
Неправильно домножили уравнения;
Не используют подходящие формулы сокращённого умножения;
Путают знаки (*, +, -, :);
Делают не все примеры.
Забывают о смене знаков, при переносе через равно;
И я пришёл к тому, что около половины учеников 9-х классов, к сожалению, не учитывали, либо неправильно записали ОДЗ в представленных заданиях, вследствие чего допустили ошибки.
Далее я буду отталкиваясь от исследования аргументировать свои утверждения.
Где встречается ОДЗ в реальной жизни
Мы, на самом деле, так часто встречаемся с условиями ОДЗ, что их просто не замечаем. Например, при покупке чего-либо; с определением действий, при различной температуре на улице.
Пример №1 из исследования (задача) может быть моделью реальной ситуации, но слишком обобщённой (ни один автобус и ни одна машина не может всё время ездить с постоянной скоростью из-за различных факторов, таких как качество асфальта на дороге, углы и количество поворотов, количество бензина и др.). Вот более подходящий пример:
Нам дали 200 рублей на корм коту, который стоит 18 рублей за пакетик, и буханку белого, по стоимости 24 рубля. Нужно рассчитать, сколько рублей мы потратим на корм. Возьмём за X – количество пакетиков с кормом.
ОДЗ: х ≥ 0
x = (200-24)/18
x = 9 (остаток 14)
Значит, мы купим 9 пакетиков корма с остатком равным 14 рублей, что соответствует нашему ОДЗ.
Необязательность ОДЗ
Как я убедился на собственном опыте, ОДЗ, зачастую, необязательно указывать в примерах, хотя именно указание ОДЗ требуют задания в ОГЭ и ЕГЭ, иначе получишь меньше баллов. Это можно увидеть на примере 1 и 2 заданий из исследования. И действительно, при решении этих номеров мы замечаем, что область допустимых значений можно не указывать, так как её отсутствие никак не повлияет на ответ. Но очень часто в таких случаях хорошо сделанную работу оценивали на тройку.
Поиски ОДЗ являются, зачастую, просто лишней работой, без которой спокойно можно обойтись. Тут можно привести массу других примеров. Они хорошо известны, и поэтому я их опускаю. Главным способом решения являются равносильные преобразования при переходе от одного уравнения к другому, то есть к более простому.
Примеры-ловушки
Среди заданий, использующих уравнения или неравенства, есть задачи-ловушки (задания, в которых ОДЗ может сыграть над вами злую шутку). Известно, что в результате некоторых преобразований, изменяющих исходное ОДЗ, мы можем прийти к неверным решениям. Можно привести пример 3 и 4 заданий из исследовательской работы, но вот ещё 1 пример таких уравнений:
x5 2x1 = х2 + 3. Из ОДЗ имеем х ≥ 5 (потому что подкоренное выражения не может быть отрицательным). Так как справа стоит положительное выражение, то x 5 2x 1 , а значит, x - 5 > 2x - 1. Решая последнее неравенство, получим x < -4, что не входит в ОДЗ. Поэтому решения нет.
Заключение
Подводя некоторый итог всей исследовательской работе, я с уверенностью могу сказать, что некоторые условия ОДЗ для уравнений и неравенств – схожи. ОДЗ, как я доказал, встречается в реальной жизни, притом очень часто; также я показал то, что универсального ответа на вопрос «обязательно ли указывать ОДЗ во всех примерах?» в школьном курсе нет.
Также я доказал свою гипотезу, которая звучала так: «ОДЗ, в действительности, - это следствие возникновения различных условий в функциях, задачах, неравенствах и уравнениях».
Каждый раз, если хочешь понять, что делаешь, а не действовать механически, возникает вопрос: а какой способ решения лучше всего выбрать, в частности искать ОДЗ или не надо? Я полагаю, что в ходе своей работы частично ответил на этот вопрос.
Причина учёта ОДЗ кажется очевидной, но люди всё равно будут противиться тому, чтобы лишний раз записать ОДЗ. И сколько бы ни было различных презентаций, пояснений в учебниках и объяснений со стороны учителей, война, не смотря ни на что, ещё не завершилась и даже не собирается завершаться, что и подтверждает актуальность и важность данной темы.
Но я бы хотел посоветовать всем, всегда учитывать ОДЗ, так как сразу сказать, что в какой-то определённой задаче нет подвоха, удаётся далеко не всегда.
Представленный мной доклад может использоваться не только учениками, но и педагогами для объяснения важности ОДЗ.
Литература
http://www.school.ioffe.ru/library/online/geometry/ryzhik/35000/35000_part3.pdf. :
Газета «Математика» №46,15. 1998.
Газета «Математика» №15. 2002.
Газета «Математика» №17. 2002.
Ф.П. Яремчук, П.А. Рудченко Справочник «Алгебра и элементарные функции» Киев: «Наукова думка»; 1976.;
http://project.1september.ru/works/566862
Сборник по подготовке к ОГЭ. Типовые тестовые задания, 9 класс, издательство «ЭКЗАМЕН», Москва 2016.
Учебник по алгебре за 9 класс, А. Г. Мордкович, Н. П. Николаев, издательство «МНЭМОЗИНА», Москва 2010.
Приложения
Проверенные работы испытуемых: