С самого раннего детства мы начинаем свое знакомство с устным народным творчеством: сказками, пословицами и поговорками. Особенно мы любим сказки. Из них мы получаем первый опыт исследования и познания мира. Все нам кажется в сказках правдой и мы переживаем за добрых героев и хотим наказать зло. С годами мы начинаем понимать, что сказки далеки от настоящего. Но пословица «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» учит нас тому, что не все из сказок надо забыть, много народной мудрости закладывалось веками в сказки и передавалось из уст в уста. Все сказки поучительные, несут в себе что-то таинственное, загадочное, волшебное. А пословицы и поговорки – это живая народная мысль, опыт и истина.
Изучая математику, я решила еще раз вернуться к русскому народному творчеству, исследовать сказки, пословицы и поговорки на употребление в них чисел и числовую значимость. Ведь в сказках не только волшебство, в них есть место науке.
Объектом моего исследования являются русские народные сказки, пословицы и поговорки.
Предметомисследования являются числа в сказках, пословицах и поговорках.
Проблема: числа, употребляемые в сказках, пословицах и поговорках взяты случайно или имеют смысл, содержат глубокое значение.
Цель: выявить числа,которые чаще всего употребляются в сказках, пословицах и поговорках, изучить их функцию и доказать, что каждое из чисел имеет научное, религиозное и бытовое значение для людей того времени.
При планировании исследования были поставлены задачи:
1) проанализировать сказки, пословицы и поговорки в которых встречаются числовые выражения;
2) выявить частоту употребления чисел и их роль в сказках;
3) изучить значение часто употребляемых чисел у славян, греков и других древних народов;
4) анализировать и сделать вывод;
5) применить данный материал на уроках внеурочной деятельности по математике.
Методы исследования: чтение сказок, пословиц и поговорок, изучение значений числа, составление таблицы частот, сравнение, анализ, доказательство.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что числа во все времена имеют огромное значение для судеб людей.
Гипотеза: не любые числа встречаются в устном народном творчестве, а те, которые имеют научное, религиозное и бытовое значение для людей того времени.
Часть 1.
Наука, природа и религия в числах.
Устное народное творчество - все, что создается духовной культурой людей за века его исторической жизни. Это также называется фольклором, то есть, народной мудростью.
Сказки - это произведения устного народного творчества, основанные на придуманных событиях.
Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.
Поговорка — это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.
В русском фольклоре большое значение имеют числа, они очень часто встречаются в сказках, пословицах и поговорках. Что люди знали о числах в то время? В различных источниках приведены разнообразные значения чисел, но все они очень похожи.
Ноль – символ абсолюта, бесконечности, это начало всех вещей, это сон или смерть. Графически изображается как кольцо или круг.
Единица – «Начало». Принято считать, что эта цифра символизирует Солнце, Начало, Первопричину. Весь Мир содержится в Единице, она одновременно содержит в себе всё. Это основа всей жизни, всех чисел.
Два – «Свет и тень». Символизирует контраст, противоборство двух противоположных начал, вечную борьбу и антагонизм между ними. Между активным и пассивным, мужским и женским, светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, плюсом и минусом, жизнью и смертью. Два – это сила, которая пытается разделить Единое на две противоположности. В числе два заключается гармония и двуединство.
Три – «Священное число». Три – основное число в ряду Священных чисел. Само наблюдение над природой наводило на мысль об особом значении этого числа. Люди всюду встречали или думали, что встречают, деление на три. Они видели, что вселенная состоит из неба, земли и воды; перед ними стояли небесные светила: солнце, луна и звёзды; в телах они наблюдали три измерения: длину, ширину и высоту; во времени: прошлое, настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и это число получило значение священного. Древние считали число «три» совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в виде треугольника.
Число «три» вошло в христианскую религию, верующие представляют Бога в виде триединства: Отец – Сын – Святой дух. Любопытно, что число «три» рассматривали не только как счастливое («Бог троицу любит»), но и как несчастливое («треклятый»).
Четыре – «Четверица». Это число космических стихий, созидательных сил Вселенной: Огня, Земли, Воздуха, Воды. Это четыре времени года и соответствующих им периода жизни: весна, (детство), лето (юность), осень (зрелость), зима (старость). Число «четыре» символизирует собой стабильность, порядок, целостность, завершенность, гармонию, рациональность, совершенное равновесие, стойкость, надежность, реализм, устойчивость и прочность.
Пять – «Человек». Этому числу Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. Древние же считали число «пять» символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость. Числовая правильность: 5 – простое число; 5 пальцев – пятеричная система счисление; 5-конечная звезда; 5 чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, равновесие), 5 главных праздников в православии: Обрезание Господне, Рождество Иоанна, Праздник святых Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна-Крестителя, Покров пресвятой Богородицы, 5 заветов буддизма, мусульманин молится 5 раз в день. Число «пять» считается счастливым числом, потому что символизирует постоянный поиск и самосовершенствование.
Шесть – «Идеальное число». Число «шесть» – число Творения и означает творчество, созидание, труд, работу. Согласно библейскому учению, «Бог за шесть дней сотворил мир». Это символ сочетания Божественной свободы и трудной работы на Земле. Это символ семьи, любви, здоровья, красоты, удачи, счастья, совершенного равновесия. Пифагор считал его удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шесть делится на 1, 2, 3 и если сложить или перемножить эти числа, то вновь получиться 6 (1 + 2 + 3 = 1 х 2 х 3 = 6). Таким свойством не обладает ни одно другое число. Числовая правильность: 6 – совершенное число, 6 – число предметов в чайных и столовых сервизах. Геометрическая правильность: правильная, плоская, выпуклая фигура – правильный шестиугольник.
Семь – «Универсальное число». Семь – одно из ряда Священных чисел (3, 7, 12, 60). Оно символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. Число 7 буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли. Свято почитали число древние евреи. В Священном писании говорится: «…В шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил». С тех пор евреи, а затем и все христиане, воспринявшие от них Ветхий Завет, считают «семь» священным числом. В христианстве говориться о семи грехах и семи таинствах.
Это волшебное число широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. У Атланта, подпиравшего плечами небесный свод, было семь дочерей-плеяд, которых Зевс превратил потом в созвездия. Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо. У вавилонян подземное царство окружено семью стенами. Будда сидел под фиговым деревом с семью плодами. У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников. Великий пост у христиан длиться семь недель. В Библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, о семи годах изобилия и семи – голода.
Особой геометрической правильностью семёрка не обладает, да и очень неудобное для расчётов это число, но испокон веков почиталось оно как священное число.
Восемь – «Всемирная гармония». Число «восемь» – одно из самых труднообъяснимых чисел. Даже ее форма – два касающихся друг друга круга – говорит о двойственности. Два мира – духовный и материальный – слились воедино в этом числе.
Девять – «Окончание пути». Число «девять» – символ всеобщего успеха, полного совершенства. Оно вмещает в себя весь цикл жизни от рождения до смерти, полный круг в 360 градусов (3+6+0=9). Число «девять» находится в непосредственной связи и зависимости от числа «три». Иногда оно мыслится как число «три», только в усиленной форме: 9 = 3×3. Интересно, что если в древнейших преданиях говорится о трех музах, то в более поздних – преимущественно о девяти. Числа «три» и «девять» находили особое применение и в бытовых отношениях. Например, на пирах существовало правило: пить три чаши или девять, но никогда не четыре или пять. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема, могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой-то процесс и кладет начало переходу к новому качеству. У славян поминки по усопшему отправляются на 9-й день после его кончины. По-видимому, это тоже свидетельствует о каком-то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.
От 3х3 = 9 делается шаг к 3х9 = 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, при заклинании духов болезней. От него происходит и знаменитое сказочное «за тридевять земель».
Двенадцать – «Дюжина». Очень почиталось древними число «двенадцать»: оно замыкало свет, поэтому его считали символом полноты, богатства, счастливым числом. Кроме того, это число было очень удобно для счета: его можно без остатка делить на 2, на 3, на 4 и на 6. Число «двенадцать» вошло во многие системы счёта. Так, в ряде стран считали дюжинами (дюжина — 12 штук), английский фут равен 12 дюймам, шиллинг – 12 пенсам. «Удобство» этого числа сказалось и в религиях: у Христа, а до него у Будды, было 12 последователей.
Долгое время у многих народов, в том числе и у славян, самым большим из известных им чисел было число «сорок». А все, что лежит за пределами этого числа, – неопределенное множество, неизвестность. Поэтому и считается следующее за ним число 41 роковым. В более позднее время число «сорок» перестало быть предельным, но сохранилось в пословицах, поговорках, сказках, обрядах. Поминки у славян происходят на сороковой день. Сорок лет пребывал Моисей в пустыне. По поверью, убить паука – значит избавиться от 40 грехов.
Шестьдесят известно как число времени. Число «шестьдесят» издревле считалось священным: круг делится на 60 градусов, в каждом градусе 60 минут по 60 секунд в каждой, час длится 60 минут и т. д. В Египте оно символизировало долголетие. В Китае это циклическое число, символизирующее шестидесятеричный цикл, известный на Западе как «китайский цикл».
Сакральные числа древних славян.
В сказках, былинах, и в житиях святых появляется определенная числовая символика, набор священных чисел, повторяющихся в разных образах и несущих определенный смысл.Эти числа не только рисуют нам уникальную картину русского мироздания, упорядочивая его, но и просто содержат в себе культурный код. Самыми типичными числами в русском народном творчестве являются сакральные числа древних славян. Это числа 3, 5, 7, 9, 12, 15, 21, 40.
Тройка на Руси считалась воплощением духовного начала. Как и в европейской культуре, она символизирует полноту и завершенность. Значимость тройки проявилась не только в русской религиозной мысли, но и в знакомых нам сказках, преданиях и в бытовых традициях.
Почитание пятерки в русской традиции также имеет христианские истоки. Число часто появляется в Евангелии – пять хлебов насытили пять тысяч человек, получивший пять талантов умножил их на другие пять, пять мудрых и пять неразумных дев стали символом готовности встречи с божественным.
Семь – одно из самых часто встречающихся чисел в русской культуре, символ удачи. Мифология рассказывает нам о семи богах древнерусского пантеона, семи небесах, боге Семаргле. В православной числовой символике семерка встречается еще чаще: семь таинств, семь даров Святого духа, семь добродетелей и смертных грехов, семь Архангелов, семь пророков, семидневный пост и покаяние.
Девятка часто фигурирует в русских преданиях, но при этом она связана с тройкой. У змея в славянских сказках бывает не только три, но трижды три головы, которые должен срубить богатырь буланым мечом. Тридевятое царство – далекая волшебная страна, где происходят многие сказочные события. В православии же мы встречаем девять ангельских чинов. Это Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы.
Число пятнадцать связано с православной хронологией. Время в ней делилось на индикты – периоды в 15 лет, и, составляя пасхальный круг, священники производили расчеты именно в рамках этого периода. Сакральность числа пятнадцать связана вплотную с почитанием Богородицы.
Сказочное «три» помноженное на счастливое «семь» — число 21 было наполнено сакральным смыслом в древнерусской традиции. Оно играло немаловажную роль в пасхальных вычислениях, а, кроме того, в древних календарях 21 день каждого месяца посвящался Богоматери.
Часть 2.
2.1. Частота употребления чисел и их роль в русских народных сказках.
Для того чтобы проанализировать, какую роль играют числа в сказках, мною было рассмотрено 20 русских народных сказок. В текстах 20 русских народных сказок числа упоминались около 185 раз.
Название сказки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
12 |
3/9 3/10 |
300 |
Вещий сон |
3 |
7 |
1 |
1 |
3 |
||||||||
Марья Моревна |
1 |
1 |
12 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|||||
Хрустальная гора |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
||||||||
Гуси-лебеди |
1 |
2 |
1 |
||||||||||
Бой на Калиновом мосту |
1 |
11 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
Никита Кожемяка |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
||||||||
Солнце, Месяц и Ворон Воронович |
2 |
1 |
|||||||||||
Иван-царевич и змей |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||
Кузьма Скоробогатый |
1 |
2 |
2 |
||||||||||
Сказка о молодильных яблоках и живой воде |
1 |
2 |
17 |
2 |
4 |
2 |
|||||||
Хаврошечка |
2 |
1 |
3 |
1 |
|||||||||
Иван-царевич и серый волк |
5 |
||||||||||||
Окаменелое царство |
3 |
||||||||||||
Ведьма и солнцева сестра |
2 |
2 |
2 |
1 |
|||||||||
Белая уточка |
2 |
3 |
2 |
||||||||||
Морозко |
2 |
1 |
|||||||||||
По колено ноги в золоте |
2 |
2 |
3 |
||||||||||
Морской царь и Василиса-премудрая |
1 |
4 |
3 |
1 |
2 |
||||||||
Сивка-бурка |
1 |
3 |
|||||||||||
Летучий корабль |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
||||||||
Итого: 185 |
19 |
31 |
83 |
2 |
5 |
6 |
1 |
4 |
4 |
2 |
17 |
7 |
4 |
Я составила таблицу частот употребления чисел в сказках. Первые места в рейтинге заняли числа: «3», «2», «1», «12» и сказочные числа «тридевять» и «тридесять».
Числа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
12 |
3/9 3/10 |
300 |
Частота употребления |
19 |
31 |
83 |
2 |
5 |
6 |
1 |
4 |
4 |
2 |
17 |
7 |
4 |
Число «3» встречается в исследуемых сказках 83 раза. «Три» — самое распространенное число в сказках. В сказках оно обозначает три желания, три попытки, трое из ларца, камень у трех дорог, три головы у чудища. Три этапа событий: первая, вторая и третья ночи, первая, вторая и третья битвы.
В сказках обычно мы встречаем: камень на распутье, который предлагает богатырю три пути, три выбора, три царства, которые надо пройти – медное, серебряное и золотое, у отца три сына или три дочери.
Три – очень важное для наших предков число. В нем связаны научное (три измерения пространства), религиозное (Святая Троица) и бытовое значения (три этапа жизни человека). Всем этим обусловлено его частое употребление в сказках.
Число «2» встречается в исследуемых сказках 31 раз. В сказках оно встречается чаще всего для обозначения парности героев, обстоятельств. Это происходит из-за того, что в жизни всегда есть две противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холодно, богатство и нищета, а на противопоставлении основаны многие сюжеты сказок. Данное число употребляется неслучайно, оно тоже несет научное (жизнь и смерть), религиозное (свет и тьма) и бытовое (мужчина и женщина) значения.
Число «1» встречается в исследуемых сказках 19 раз. Число один в сказках чаще всего указывает на выбор (один из немногих) или на сиротство героя («один-одинёшенек»), но этот герой всегда справляется с трудностями и побеждает зло. Единица имеет для наших предков большое значение. Множество врагов, которые угрожали границам русской земли, нужно было сдерживать. Мечта о защитнике, о богатыре, о единой высшей силе всегда была у народа. Эта мечта описывалась в сказках и былинах.
Число «12» встречается 17 раз. Оно чаще всего обозначает количество героев («двенадцать братьев – молодцов»), и служит для усиления таинственности, загадочности, чуда: ровно в 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках. Данное число имеет несколько значений в жизни людей того времени: счет дюжинами, двенадцать апостолов, двенадцать месяцев в году.
Числа «тридевятое» и «тридесятое» встречаются 7 раз. Они, скорее всего, обозначают 3·9=27 и 3·10=30, в сказках встречается в выражениях «тридевятое царство, тридесятое государство» и за «тридевять земель». Эти выражения означают "очень далеко", куда ещё не ходили и где ещё не были. Таким образом, герой, который отправляется "за тридевять земель", должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ. В некоторых сказках, выражения "Тридевятое царство, тридесятое государство" символизируют путешествие в Царство Мёртвых, в Подводное царство, в иной мир.
2.2. Числа в пословицах и поговорках.
Я также исследовала употребление чисел в пословицах и поговорках (Приложение 1). Мною составлена таблица частот по пословицам и поговоркам.
Числа |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
100 |
1000 |
200000 |
Количество |
54 |
28 |
8 |
2 |
5 |
20 |
3 |
1 |
2 |
2 |
9 |
3 |
1 |
Из таблицы видно, что чаще всего в пословицах и поговорках употребляются числа «1», «2», «7», «100» и «3». Как и в сказках, в пословицах и поговорках употребляются 1, 2 и 3. Эти числа имеют подобное значение, как и в сказках. Однако, числа 7 и 100 редко встречаются в русских сказках. Означают эти числа понятие «много» и противопоставляются единице или другой малой величине. Они также имеют научное, религиозное и бытовое значение для наших предков, особенно число «7»: семь - сакральное число, семь дней в неделе, семь грехов и семь добродетелей, семь чудес света и семь небес. Все пословицы и поговорки с семеркой, очень остроумны, справедливы, метки и красивы. Они легко запоминаются и часто применяются в наше время.
Заключение
В ходе исследовательской работы я изучила значения чисел для древних славян и других народов. Мною проанализировано множество народных сказок, пословиц и поговорок, в которых встречаются числовые выражения. Я вычислила частоту употребления различных чисел в сказках и пословицах, составила рейтинг часто употребляемых чисел. Мне удалось проанализировать значения этих чисел.
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
в 20 текстах русских народных сказок числовые выражения встретились 185 раз;
по рейтингу частоты употребления на первом месте стоит число «3», на втором – число «2», на третьем – число «1», на четвертом – число «12», на пятом – числа «тридевятое» и «тридесятое».
Самыми распространёнными функциями чисел являются функции: количество испытаний (попыток, сражений), которые должны пройти герои, количество времени (дней, ночей, лет), проведённых в пути, времени от одного действия до другого, количество детей в семь, расстояние до царства, в котором происходят сказочные события.
Я исследовала 140 пословиц и поговорок, в которых встречаются числа, по рейтингу частоты употребления на первом месте стоит число «1», на втором – число «2», на третьем – число «7», на четвертом – число «100», на пятом – «3».
Связав часто употребляемые числа с их значениями, я пришла к выводу, что числа в устном народном творчестве выбраны не случайно. Эти числа имеют научное, религиозное и бытовое значения для наших предков. Значит, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Числительные играют в сказочном тексте и пословицах с поговорками важную роль и изучение их функции помогает увидеть, почувствовать глубину мировоззрения, проникнуть в заложенную народом мысль.
Русское устное народное творчество – неисчерпаемый источник мудрости. Сказки, пословицы и поговорки передают сакральные знания о мире в зашифрованной форме, заключая в себе два основных плана. План внешний – это сюжет с увлекательными поворотами и персонажами. Второй план скрыт от взгляда обычного читателя – это символический уровень. Здесь каждый образ, герой и сюжет, каждое число – это особый символ, код, ключ, который помогает разгадать глубокий смысл устного народного творчества.
Список литературы.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Сост. Шахматова Н.В.С.-Петербург: ИД Весь, 2004. 1678 с.
2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М.: Флинта, 1998. 123с.
3. Панов В.Ф. Математика древняя и юная. Под ред. Зарубина В.С. М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2006. 648 с.
4. Русские народные сказки / Составитель Круглова Ю.Г. – Издательство «Советская Россия», 1998. 542 с.
5. Русскин народные сказки / Составитель, предисловие, словарь Сидорина Н. – ООО «Издательство Астрель», 2004. 555 с.
6. Степанов А.И. Число и культура: Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории. М.: Языки славянской культуры, 2004. 259 с.
7. http://playroom.ru/pogovorki-i-poslovicy-s-chislami/
Приложение 1.
Поговорки и пословицы с числами.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. |
Один волк гоняет овец полк. Два медведя в одной берлоге не улягутся. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Все за одного, один за всех. Один в грехе, а все в ответе. Один в поле не воин Семеро с ложкой, один – с сошкой Одна у человека родная мать, одна у него Родина. От одного порченого яблока целый воз загнивает. В одну лапу всего не сгребёшь. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Они — одного поля ягодки. За одного битого двух небитых дают. Семеро одного не ждут. Семеро одну соломинку подымают. Первый блин комом. Одна ласточка весны не делает Одна пчела много мёду не принесёт. В одиночку не одолеешь и кочку; артелью и через гору впору. Одна рука в ладоши не бьёт. Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает. За один раз дерево не срубишь Одно «сегодня» лучше двух «завтра». За ложку первый, за работу последний Беда не приходит одна На ватагу нищих одного богача не выменяешь. Не клади все деньги в один карман. От любви до ненависти — один шаг. По дважды и Бог за одну вину не карает. Одни делают так себе, другие как себе. У богатого тысяча забот, а у бедного одна забота. Нельзя попасть в Рай одной религии, не попав в Ад всех других. В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнет. В одно ухо вошло, в другое вышло. Двое, трое — не один. Два соловья на одной ветке не поют. Каждый сам за себя, один бог за всех. Коза с волком тягалась — одна шкура осталась. Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На одного раба три прораба. На одном вече — да не одни речи. На одном месте и камушек мохом обрастает. Не клади все яйца в одну корзину. Ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Один дурак может больше спросить, чем сто умных — ответить. Один дурак скажет — сто мудрецов не разберут. Один раз в год и палка стреляет. Один раз живем. Одна голова хорошо, а две — лучше. От великого до смешного — один шаг. С одной коровы семь шкур не дерут. Смелый умирает один раз, а трус — много. У волка одна песенка. |
Единица «1» |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. |
Два медведя в одной берлоге не улягутся. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Два часа собирается, Два часа умывается, Час утирается, Сутки одевается. Доброе дело два века живёт. У ребят да у зайчат по два зуба Два раза не умирать. За одного битого двух небитых дают. Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь. Чужое горе — двойная радость. Двое дерутся, третий — не мешай! Вполплеча работа тяжела, два подставишь — легче справишь Нерадивый дважды делает Скупой платит дважды У матери две дочки молоды, а в ведре нет воды. Одно «сегодня» лучше двух «завтра». Горе – деньги, а вдвое – без денег. Грош за него дать мало, а два – много. На рубль работы, на два похвальбы. Два горошка на ложку. Два сапога — пара. Два соловья на одной ветке не поют. Двое пашут, а семеро руками машут. Двое, трое — не один. Наглость — второе счастье. Одна голова хорошо, а две — лучше. Палка о двух концах. Писание — не легкое дело: пишут два перста, а болит все тело. Пьян да умен — два угодья в нем. |
Двойка «2» |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Бог троицу любит. Хоть три дня не есть, а с печи не слезть. Три деньги в день – куда хочешь, туда и день Двое, трое — не один. На одного раба три прораба. Обещанного три года ждут. Грош да три деньги отложь. |
Тройка «3» |
1. 2. |
Без четырех углов изба не рубится. Дом о четырех углах. Четыре страны света на четырех морях положены. |
Четыре «4» |
1. 2. 3. 4. 5. |
Потерял пять, а нашёл семь Свой пятак, чужого рубля дороже. Есть пять копеек – и бабушка в торгу. Нужен, как собаке — пятая нога. Пятое колесо в телеге. |
Пять «5» |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. |
Лиса семерых волков проведёт. Семеро с ложкой, один – с сошкой Семь раз отмерь, один раз отрежь. У семи нянек дитя без глаза. За семь вёрст киселя хлебать. Семеро одного не ждут. Семеро одну соломинку подымают. Семь вёрст до небес и все лесом. Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь. У ленивого семь праздников в неделю. Потерял пять, а нашёл семь За семью печатями В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнет. Двое пашут, а семеро руками машут. С одной коровы семь шкур не дерут. Седьмая вода на киселе. Семеро по лавкам сидят. Семи пядей во лбу. Семь бед — один ответ. Семь верст до небес — да все по лесу. |
Семь «7» |
1. 2. 3. |
У святого коня — восемь ног. Восьми гривен до рубля не хватает. Осень — перемен восемь. |
Восемь «8» |
1. |
Девять мышей вместе потянули — крышку с кадушки стянули. |
Девять «9» |
1. 2. |
Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить. Не робкого десятка. |
Десять «10» |
1. 2. |
Одиннадцатая заповедь — не попадайся. Одиннадцать ради нечета. |
Одиннадцать «11» |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Как хочешь рассуждай, а сто рублей — деньги Ста рублей нет, а рубль не деньги Сто рублей есть, так и правда твоя. Шейка — копейка, алтын — голова, сто рублей — борода Верный друг лучше сотни слуг Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Один дурак может больше спросить, чем сто умных — ответить. Один дурак скажет — сто мудрецов не разберут. |
Сто «100» |
1. 2. 3. |
Приятелей тысяча, а друг один. От тысячи сует пользы делу нет. У богатого тысяча забот, а у бедного одна забота. |
Тысяча «1000» |
1. |
Кто украдет рубль, того отдают под суд, а кто тысяч двести, того держат в чести. |
Двести тысяч «200000» |