Научно-исследовательская работа
«Чего боятся младшие школьники МБОУ «Новотроицкая ООШ»?»
Выполнила:
Малыхина Дарья Александровна
учащаяся 4 класса
МБОУ «Новотроицкая ООШ»
Руководитель:
Масалович Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Новотроицкая ООШ»
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Страхи – это серьёзно
1.1. Что такое страх?....................................................................................................5
1.2. Какие бывают страхи?..........................................................................................6
1.3. Особенности младших школьников…………………………….……………..7
Глава 2. Что боятся младшие школьники МБОУ «Новотроицкая ООШ»?……………………………………………………………………..………..9
Заключение………………………………………………………………………..…14
Литература………………………………………………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………………17
Введение
Страх – это чувство, через которое в своей жизни неоднократно проходил каждый человек.. Человеку свойственно чего-то бояться. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от собаки, не остаются одни, и т.д. Во всех этих случаях речь идет о страхах.
Актуальность темы: проблема проявления страха у детей младшего школьного возраста актуальна тем, что в настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным состоянием страха.
Наличие большого количества страхов у школьника оказывает отрицательное воздействие на его развитие и самочувствие. Страхи препятствуют общению, мешают усваивать учебный материал. Если у ребёнка много страхов, то это отрицательно отражается на его здоровье: физическом и психологическом. Устойчивые страхи сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.
В нашей школе многие девчонки и мальчишки часто говорят о своих страхах. Они приводят примеры ситуаций, которых боятся. И, как мне показалось пред началом исследования, наши младшие школьники много чего боятся. Мне стало интересно, какие же страхи их беспокоят. Поэтому возник интерес к изучению страхов у учащихся начальных классов.
Цель работы: исследовать особенности проявления страхов у учащихся 1- 4 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ».
Для достижения данной цели является необходимым решение следующих задач:
Проанализировать теоретический материал, содержащийся в печатных изданиях и Интернет-источниках по проблеме детских страхов.;
Исследовать страхи учащихся 1-4 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ»;
Проанализировать особенности проявления страхов у младших школьников в зависимости от возраста и пола и сравнить их количество с возрастными нормами.
Подобрать игры для детей младшего школьного возраста, способствующие преодолению различных видов страха.
Гипотеза: мы предположили,что количество страхов у учащихся 1-4 класса нашего времени выше возрастных норм, страхи мальчиков и девочек похожи и уменьшаются с возрастом.
Предмет исследования: чувство страха у младших школьников.
Объект исследования: объекты, вызывающие чувство страха у учащихся начальных классов МБОУ «Новотроицкая ООШ».
Методы исследования:
Для осуществления экспериментальной работы были использованы следующие методы:
анализ литературы и периодической печати по проблеме исследования,
наблюдение,
тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой)[7].
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в рамках реализации программы по здоровьесбережению обучающихся школы в части создания условий для сохранения психического здоровья школьников, что является важным фактором благополучия личности.
База исследования. Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Новотроицкая основная общеобразовательная школа» в октябре-ноябре 2016 года.В нем приняло участие 45 младших школьников в возрасте 7-10 лет, среди них 26 девочек, средний возраст которых составил 8,5 лет, и 19 мальчиков, средний возраст которых – 8,6 лет.
Нет ничего страшнее самого страха.
Френсис Бэкон.
Глава 1. Страхи – это серьёзно
Что такое страх?
Страх стар, как мир. Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.
Что такое страх? Обратимся к мнению учёных.
В.Даль [1] в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия.
Р.Ф.Овчарова [6] рассматривает страх, как аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Известный физиолог И.П.Павлов [10] трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности».
Страхи – это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. Эмоции страха возникают в ответ на угрожающее действие. Страх – это ответ на опасность, чувство опасности. Это реакция человека при наличии угрозы. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени зависят от возраста и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич". Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности человека, конфликтных отношениях в семье.
При встрече с объектом страха ребёнок замирает, съёживается, закрывает глаза, убегает, осторожно движется, прячется. Кроме этого страх вызывает ужас, оцепенение, растерянность, покраснение, побледнение, плач, стремление избегать общественных мест. Когда человек испытывает страх, в его организме происходит выделение гормона –адреналина.
Таким образом, страх- это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу, которое с одной стороны имеет защитный характер, с другой, может создавать значительные неудобства в жизни человека.
1.2. Какие бывают страхи?
Детские страхи изучают психологи. Они выявили виды страхов, причины и формы их проявления. Детский психолог А.И.Захаров [2] выделяет уровни страха: обычный, естественный и болезненный. Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15 (приложение 1).
Все страхи у детей делят на следующие группы:
«медицинские» страхи (боли, уколов, врачей, болезней);
страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война);
страхи животных и сказочных персонажей;
социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);
страхи смерти;
пространственные страхи (высоты, воды, замкнутого пространства).
страхи темноты и кошмарных снов.
«Медицинские» страхи. Причины возникновения данного страха связаны с болью, которая сама по себе является источником сильных негативных эмоций.
Страхи, связанные с причинением физического ущерба. Причины возникновения данного страха связаны с уменьшением безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу.
Страхи животных и сказочных персонажей связаны с непереносимостью эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребностью в ласке и любви.
Социально-опосредованные страхи связаны с боязнью ребёнка опоздать. Основа данного страха лежит в неопределённом и тревожном ожидании какого-либо несчастья.
Страхи смерти. Причины возникновения данного страха связаны с характером опасений, напоминающих о ней, подчёркнутым и определённым образом сфокусированы инстинктом самосохранения.
«Пространственные» страхи. Причины возникновения данного страха рассматриваются в качестве естественного сигнала опасности.
Страхи кошмарных снов и сновидений связаны с возникновением чувства страха и ужаса, пережитого в прошлом; эмоциональный след, который сохраняется в памяти до настоящего времени. Ужас - это эмоциональное шоковое, острое переживание.
Таким образом, детские страхи разнообразны, они имеют как инстинктивный, так и социальный характер, и с возрастом их количество и качество меняется, т.к. на каждом этапе развития и взросления ребенок сталкивается с разными задачами, которые перед ним ставит общество. Одним из таких ответственных периодов жизни ребенка является младший школьный возраст.
1.3. Особенности младших школьников
Психологи считают, что младшие школьники очень сильно подвержены переживаниям. Переживания младшего школьника чаще всего незаметны для взрослого. А их много: это и страхи, и повышенная эмоциональная возбудимость, и тревога, и беспокойство. Душу детей переполняют разные эмоции. Мир для ребенка может открыться в любой момент по-новому и вызвать полярные отзывы в душе - от ужаса до восторга. На все события дети реагируют только эмоционально, они не могут рационально и хладнокровно оценить ту или иную ситуацию, поскольку не имеют жизненного опыта. Дети еще не знают, как сказать о своих переживаниях, часто они их даже не осознают. У них начинает появляться своя внутренняя жизнь.
Первый и второй класс –это начало обучения в школе. Ребёнок приходит в школу и привыкает к ней. В возрасте 7-8 лет количество страхов у мальчиков в норме должно быть – 6, для девочек – 9. Трети и четвёртый классы – последние в начальной школе. Ребёнок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. В этом возрасте количество страхов у мальчиков в норме должно быть – 7, для девочек – 10. Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. По мнению психологов, они должны исчезнуть без следа. Если количество страхов превышает данные показатели, то это значит, что имеются нарушения в личностном развитии и ребёнку нужна помощь взрослых.
Итак, можно сделать вывод, что младший школьный возраст- это еще один этап развития ребенка. В этот период дети сталкиваются с новыми жизненными ситуациями, которые вызывают различные эмоции и переживания, в том числе и страх. Страхи как правило имеют временный характер, кроме того, на смену одним страхам приходят другие, и от того как младшие школьники с ними справятся зависит их благополучие в более старшие периоды жизни.
Глава 2. Страхи младших школьников МБОУ «Новотроицкая ООШ»
В 1-4 классах МБОУ «Новотроицкая ООШ»обучается 52 учащихся: 27 девочек и 25 мальчиков. В исследовании приняли участие 45 учащихся: 26 девочек и 19 мальчиков.
Для изучения страхов у учащихся была использована методика А.И.Захарова в модификации М.А Панфиловой «Страхи в домиках» (приложение 1). Количество выявленных страхов сравнивалось с нормами, предложенными А.И.Захаровым (приложение 2). А.И. Захаров считает, что существуют кризисные периоды, когда общее количество страхов растёт. Самый кризисный возраст – 7 лет. С 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребёнок к 16-18 годам не должен испытывать детских страхов, приведённых в исследованиях психологов.
Анализ страхов учащихся 1-4 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ» на их соответствие возрастной норме (приложение 3) показывает, что соответствуют возрастным нормам по Захарову А.И. лишь 8% девочек (среднее количество страхов – 15 (норма 9-10) и 16% мальчиков (среднее количество страхов – 12 (норма 6-7). У большинства же девочек (92%) и мальчиков (84%) количество возрастных страхов значительно превышает возрастную норму, что вероятно может сказываться на их активности, как на познавательной, так и социальной (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Соответствие страхов возрастным нормам.
Можно предположить, что воздействие современного информационного общества на детей приводит к серьёзному увеличению количества страхов и, значит, возможному эмоциональному неблагополучию. Следовательно, жить современным детям труднее, чем детям прошлого. Значит нам, нынешним младшим школьникам, требуется большая поддержка взрослых.
В результате исследования были получены следующие результаты проявления частоты страхов согласно теста Захарова А.И., (приложение 4, таблица 1)
Диаграмма 2. Распределение страхов согласно теста Захарова А.И., в%.
Согласно диаграмме 2 отмечаем, что среди учащихся наиболее распространены следующие страхи (номера согласно диаграммы): потерять маму или папу (7) – 100%; того, что умрут твои родители (5) - 98%; умереть (4) – 96%; нападения бандитов (2) – 87%, страх животных(14) – 78%; войны (23) – 78%; страх глубины(18) -62%; огня(21) – 60%; страх стихии(16) -73%; страшных снов(12) -56%; пожара(22) -53%; неожиданных, резких звуков (29) – 60%.
Не сильно страшат младшеклассников следующие страхи– когда остаёшься один(1); каких-то людей (6); того, что тебя накажут (8); перед тем как заснуть (11); страх транспорта(15); воды (20); врачей (кроме зубных) (25).
Если рассмотреть распространённость страхов по группам, то мы увидим следующие результаты, (приложение 5, таблица 2):
Диаграмма 3. Распределение страхов у девочек и мальчиков по группам, в%.
1. «Медицинские» страхи
2. Страхи, связанные с причинением физического ущерба
3. Страхи животных и сказочных персонажей
4. Социально-опосредованные страхи
5. Страхи смерти
6. «Пространственные» страхи
7. Страхи кошмарных снов и сновидений
Из диаграммы 3 самые распространённые страхи по группам страхов, как среди девочек, так и среди мальчиков 1-4 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ» оказались: страх смерти (98%), страхи, связанные с причинением физического ущерба (56%); страхи темноты и кошмарных снов и социально опосредованные страхи (по 50%). Менее распространённые страхи: «медицинские» страхи, страхи животных и сказочных персонажей, пространственные страхи. В целом, у мальчиков страхов меньше, чем у девочек, что соответствует данным А.И.Захарова. Выраженность страхов у девочек по группам страхов пропорционально больше, чем у мальчиков.
Диаграмма 4. Распределение страхов у девочек по группам согласно возрасту, в%.
1. «Медицинские» страхи
2. Страхи, связанные с причинением физического ущерба
3. Страхи животных и сказочных персонажей
4. Социально-опосредованные страхи
5. Страхи смерти
6. «Пространственные» страхи
7. Страхи кошмарных снов и сновидений
Из диаграммы 4 выявлено, что возрасте 7-8 лет девочки имеют в среднем 17 страхов (норма -9), а в 9-10 лет- 15 (норма - 10). При анализе распространённости страхов у девочек по возрастам можно отметить, что с возрастом уменьшается количество страхов, особенно резко уменьшаются страхи животных и сказочных персонажей, «медицинские» страхи, «пространственные» страхи, страхи кошмарных снов и сновидений. Неизменным остаётся выраженность страха смерти, немного увеличивается количество страхов, связанных с причинением физического ущерба, т.е. страх ситуаций, которые создают угрозу жизни, что также косвенно связанно с проявлением страха смерти.
Диаграмма 5. Распределение страхов у мальчиков по группам согласно возрасту, в%.
1. «Медицинские» страхи
2. Страхи, связанные с причинением физического ущерба
3. Страхи животных и сказочных персонажей
4. Социально-опосредованные страхи
5. Страхи смерти
6. «Пространственные» страхи
7. Страхи кошмарных снов и сновидений
Анализ страхов мальчиков (диаграмма 5) показывает, что возрасте 7-8 лет мальчики имеют в среднем 13 страхов, а в 9-10 лет- 11. Как и у девочек, количество страхов с возрастом снижается, резко уменьшаются страхи животных и сказочных персонажей, снижается количество «медицинских», «пространственных» страхов, страхов кошмарных снов и сновидений. Почти неизменным остаётся выраженность страха смерти, немного увеличивается количество страхов, связанных с причинением физического ущерба и социально- опосредованных страхов.
В исследованной нами литературе описаны способы преодоления различных страхов. Все предлагаемые способы условно разделены на три группы:1. Игра со страхом;2. Рисование страха;3. Рассказ о страхе (сказки, рассказы, страшные истории).
Для преодоления различных видов страха мы подобрали игры для детей младшего школьного возраста. Предлагаемые игры для устранения страхов давно известны. Это игры в которые играют сами дети [3,8](приложение 5).
Заключение
Анализ литературных источников о детских страхах показал, что страх- это чувство беспокойства в ответ на настоящую или воображаемую угрозу, которое с одной стороны имеет защитный характер, с другой, может создавать значительные неудобства в жизни человека. При этом страхи могут возникнуть в любом возрасте, особенно этому подвержены дети, потому что они еще только начинают познавать мир, в котором таиться много непонятного и неизведанного. Детские страхи разнообразны и с возрастом их количество и качество меняется, т.к. на каждом этапе развития и взросления ребенок сталкивается с разными задачами, которые перед ним ставит общество. Одним из таких ответственных периодов жизни ребенка является младший школьный возраст. В этот период дети сталкиваются с новыми жизненными ситуациями, которые вызывают различные эмоции и переживания, в том числе и страх. Страхи как правило имеют временный характер, однако если у ребёнка много страхов, то это отрицательно отражается на его здоровье: физическом и психологическом.
Цель нашей работы изучить особенностей проявления страхов у школьников 1-4 классов. Мы предположили, возможно,количество страхов у учащихся 1-4 класса нашего времени выше возрастных норм, страхи мальчиков и девочек похожи и уменьшаются с возрастом.
Для изучения страхов нами была освоена методика по их выявлению. Проведён опрос, с помощью которого мы исследовали проявление у учащихся разных видов страхов. По его результатам выявленные страхи учащихся сравнили с возрастными нормами.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Среди учащихся начальных классов нашей школы преобладает высокий уровень проявления страхов, которые выше возрастных норм. Вероятно, это связано воздействием современного информационного общества на детей, которое приводит к серьёзному увеличению количества страхов и, значит, возможному эмоциональному неблагополучию. Следовательно, жить современным детям труднее, чем детям прошлого. Значит нам, нынешним младшим школьникам, требуется большая поддержка взрослых.
2. Преобладающими страхами младших школьников являются страх смерти, страхи, связанные с причинением физического ущерба; страхи темноты и кошмарных снов и социально опосредованные страхи.
3. Страхи у девочек более выражены, чем страхи у мальчиков. Выраженность страхов у девочек по группам страхов пропорционально больше, чем у мальчиков. Значимых отличий в структуре страхов девочек и мальчиков не выявлено.
4. С возрастом и у девочек и мальчиков уменьшается количество страхов, особенно резко уменьшаются страхи животных и сказочных персонажей, «медицинские» страхи, «пространственные» страхи, страхи кошмарных снов и сновидений. Неизменным остаётся выраженность страха смерти, немного увеличивается количество страхов, связанных с причинением физического ущерба. У мальчиков немного увеличивается количество страхов, связанных с причинением физического ущерба.
5. В исследованных нами источниках литературы мы нашли способы преодоления страхов, которые предложили ребятам нашей школы.
Результаты нашего исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, что количество страхов у учащихся 1-4 класса нашего времени выше возрастных норм, страхи мальчиков и девочек похожи и уменьшаются с возрастом.
Также данная работа позволила увидеть существующие проблемы у некоторых учащихся, количество страхов у которых очень существенно превышает норму (67%). Думается, что это устойчивые страхи, с которыми не могут они самостоятельно справиться. Преодолеть их учащиеся смогут только с помощью взрослых: родителей и учителей.
Мне было интересно работать над выбранной темой. Я узнала много нового. Но наибольший интерес у меня вызвали школьные страхи. Поэтому в будущем мы продолжим работу над данной темой о влиянии страхов на обучение учащихся и, в частности, о школьных страхах.
Литература
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х кн., кн. 4. – М.: «Русский язык», 1982.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -М., 1982.
Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.
Михеева Ю. В., Смирнова Л. М. Теоретическая и практическая работа со страхами. [Электронный ресурс] // НИЦ «Социосфера» – Режим доступа: http://www.sociosphera.com/publication/journal/2012/169/teoreticheskaya_i_prakticheskaya_rabota_so_strahami/ , свободный.
Мудрослов. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mudroslov.ru/quotes/3137, свободный.
Овчарова Р.В. Практическая психология. – М.: Т.Ц. «Сфера», 1996.
Панфилова М,А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «Издательство ГНОМиД», 2001. 160 с.
Петрановская Л.В. Что делать, если… М.: Мир энциклопедий Аванта+,Астрель, 2010
Шишова Т.Л. Страхи – это серьёзно. М. 1997.
Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Психология страха. – М., 1999
Приложение 1
Опросник на выявление страхов
Инструкция. В красный и чёрный дом надо расселить 29 страхов. В чёрном будут жить страшные страхи, а в красном – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома.
Страхи
Ты боишься?
Когда остаёшься один;
Нападения бандитов;
Заболеть, заразиться;
Умереть;
Того, что умрут твои родители;
Каких-то людей;
Потерять маму или папу;
Того, что тебя накажут;
Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ,
Опоздать в школу;
Перед тем как заснуть;
Страшных снов;
Темноты;
Волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
Машин, поездов, самолётов (страз транспорта);
Бури, ураганов, грозы, наводнения, землетрясений (страх стихии);
Когда очень высоко (страх высоты);
Когда очень глубоко (страх глубины);
Оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);
Воды;
Огня;
Пожара;
Войны;
Больших площадей;
Врачей (кроме зубных);
Крови;
Уколов;
Боли;
Неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадёт, стукнет).
Бланк ответов
Фамилия, имя______________________________ возраст_________
После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а воображаемый ключ – выбросить. Таким образом, можно немного успокоить те страхи, о которых вспомнили во время задания.
Приложение 2
Возрастные нормы (по А.И.Захарову)
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст | Число страхов | |
Мальчики | Девочки | |
3 | 9 | 7 |
4 | 7 | 9 |
5 | 8 | 11 |
6 | 9 | 11 |
7 - дошкольники | 9 | 12 |
7 - школьники | 6 | 9 |
8 | 6 | 9 |
9 | 7 | 10 |
10 | 7 | 10 |
11 | 8 | 11 |
12 | 7 | 8 |
13 | 8 | 9 |
14 | 6 | 9 |
15 | 6 | 7 |
Среднее число страхов в школьном возрасте: у мальчиков – 6,9, у девочек – 9,2
Вид страха | № вопроса |
1. «Медицинские» страхи | 3, 25, 26, 27, 28 £ = 5 |
2. Страхи, связанные с причинением физического ущерба | 14, 15, 21, 22, 23, 29 £ = 6 |
3. Страхи животных и сказочных персонажей | 9, 13 £ = 2 |
4. Социально-опосредованные страхи | 1, 2, 6, 7, 8, 10 £ = 6 |
5. Страхи смерти | 4, 5 £ = 2 |
6. «Пространственные» страхи | 17, 18, 19, 20, 24 £ = 5 |
7. Страхи кошмарных снов и сновидений | 11, 12, 16 £ = 3 |
Таблица 1. Страхи учащихся 1-4 классов и их соответствие возрастной норме (приложение 3)
1. Итоги анкетирования девочек 1-4 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ»
ФИО | лет | страхи, № | ко-во страхов | соот норме | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | ||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 18 | - | |||||||||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 16 | - | |||||||||||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | - | ||||||||||||||||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 17 | - | ||||||||||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 17 | - | ||||||||||||
7 лет | 0 | 4 | 3 | 5 | 5 | 0 | 5 | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 5 | 4 | 0 | 4 | 3 | 1 | 5 | 0 | 0 | 4 | 5 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | 15,8 | ||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | - | ||||||||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 16 | - | |||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 15 | - | ||||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 15 | - | ||||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 15 | - | ||||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 20 | - | |||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 22 | - | |||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 19 | - | ||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 17 | - | ||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 20 | - | |||||||||
8 лет | 3 | 9 | 7 | 10 | 10 | 2 | 10 | 3 | 7 | 4 | 3 | 7 | 5 | 9 | 1 | 8 | 7 | 8 | 7 | 0 | 8 | 2 | 10 | 3 | 4 | 4 | 5 | 7 | 7 | 17 | ||
7-8 лет | 3 | 13 | 10 | 15 | 15 | 2 | 15 | 5 | 11 | 7 | 4 | 11 | 10 | 13 | 1 | 12 | 10 | 9 | 12 | 0 | 8 | 6 | 15 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 | 16,6 | 0 | |
% | 20 | 87 | 67 | 100 | 100 | 13 | 100 | 33 | 73 | 47 | 27 | 73 | 67 | 87 | 7 | 80 | 67 | 60 | 80 | 0 | 53 | 40 | 100 | 27 | 33 | 40 | 53 | 60 | 67 | |||
| 9 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 12 | - | |||||||||||||||||
| 9 | + | + | + | + | + | + | 6 | + | |||||||||||||||||||||||
| 9 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | - | ||||||||||||||||||
| 9 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 13 | - | ||||||||||||||||
9 лет | 1 | 4 | 0 | 3 | 4 | 2 | 4 | 0 | 0 | 3 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 3 | 0 | 3 | 2 | 0 | 2 | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 10,5 | ||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 20 | - | |||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 20 | - | |||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 13 | - | ||||||||||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | - | ||||||||||||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | - | ||||||||||||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9 | + | ||||||||||||||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 20 | ||||||||||
10 лет | 2 | 7 | 4 | 7 | 7 | 0 | 7 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 2 | 6 | 2 | 6 | 2 | 4 | 1 | 1 | 7 | 5 | 7 | 3 | 0 | 3 | 2 | 4 | 6 | 14,9 | ||
9-10 лет | 3 | 11 | 4 | 10 | 11 | 2 | 11 | 0 | 0 | 6 | 3 | 4 | 2 | 8 | 2 | 9 | 2 | 7 | 3 | 1 | 9 | 7 | 10 | 3 | 0 | 1 | 2 | 4 | 8 | 13,3 | 2 | |
% | 27 | 100 | 36 | 91 | 100 | 22 | 100 | 0 | 0 | 55 | 27 | 36 | 18 | 72 | 18 | 81 | 18 | 63 | 27 | 9 | 82 | 64 | 91 | 27 | 0 | 9 | 18 | 36 | 72 | |||
ИТОГО | 6 | 24 | 14 | 25 | 26 | 5 | 26 | 5 | 11 | 13 | 7 | 15 | 12 | 21 | 3 | 21 | 12 | 16 | 15 | 1 | 17 | 13 | 25 | 7 | 5 | 10 | 10 | 13 | 18 | 15,2 | 2 | |
Итого, % | 23 | 92 | 54 | 96 | 100 | 19 | 100 | 19 | 42 | 50 | 27 | 58 | 46 | 81 | 12 | 81 | 46 | 62 | 58 | 4 | 65 | 50 | 96 | 27 | 19 | 38 | 38 | 50 | 69 |
2. Итоги анкетирования мальчиков 1-4 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ»
ФИО | лет | страхи, № | ко-во страхов | соотв норме | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | ||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 19 | - | ||||||||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 15 | - | ||||||||||||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | 6 | + | |||||||||||||||||||||||
| 7 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 13 | - | ||||||||||||||||
7 лет | 1 | 3 | 0 | 4 | 4 | 1 | 4 | 0 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 3 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 13,3 | ||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 11 | - | ||||||||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 12 | - | |||||||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 16 | - | |||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9 | - | ||||||||||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 16 | - | |||||||||||||
| 8 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 17 | - | ||||||||||||
8 лет | 2 | 6 | 3 | 6 | 6 | 1 | 6 | 1 | 2 | 3 | 0 | 3 | 1 | 6 | 1 | 3 | 4 | 5 | 3 | 0 | 2 | 2 | 4 | 1 | 0 | 2 | 2 | 4 | 2 | 13,5 | 1 | |
7-8 лет | 3 | 9 | 3 | 10 | 10 | 2 | 10 | 1 | 5 | 4 | 2 | 6 | 4 | 9 | 3 | 6 | 5 | 7 | 5 | 0 | 4 | 5 | 5 | 3 | 0 | 3 | 2 | 4 | 4 | 13,4 | ||
% | 30 | 90 | 30 | 100 | 100 | 20 | 100 | 10 | 50 | 40 | 20 | 60 | 40 | 90 | 30 | 60 | 50 | 70 | 50 | 0 | 40 | 50 | 50 | 30 | 0 | 30 | 20 | 40 | 40 | |||
| 9 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 9 | - | ||||||||||||||||||||
| 9 | + | + | + | + | + | 5 | + | ||||||||||||||||||||||||
| 9 | + | + | + | + | 4 | + | |||||||||||||||||||||||||
9 лет | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 6 | ||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 14 | - | |||||||||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 16 | - | |||||||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | 7 | + | ||||||||||||||||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 12 | - | |||||||||||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 20 | - | |||||||||
| 10 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | 13 | - | ||||||||||||||||
10 лет | 1 | 5 | 2 | 6 | 6 | 1 | 6 | 2 | 0 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 0 | 5 | 2 | 5 | 0 | 1 | 5 | 6 | 5 | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 | 4 | 13,7 | ||
9-10 лет | 1 | 6 | 2 | 8 | 8 | 1 | 9 | 2 | 0 | 2 | 1 | 4 | 3 | 5 | 0 | 6 | 3 | 5 | 1 | 1 | 6 | 6 | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | 5 | 11,1 | 3 | |
% | 11 | 66 | 22 | 88 | 88 | 11 | 100 | 22 | 0 | 22 | 11 | 44 | 33 | 55 | 0 | 66 | 33 | 55 | 11 | 11 | 66 | 66 | 55 | 22 | 11 | 11 | 11 | 55 | 55 | |||
ИТОГО | 4 | 15 | 5 | 18 | 18 | 3 | 19 | 3 | 5 | 6 | 3 | 10 | 7 | 14 | 3 | 12 | 8 | 12 | 6 | 1 | 10 | 11 | 10 | 5 | 1 | 4 | 3 | 9 | 9 | 12,3 | 4 | |
Итого, % | 21 | 79 | 26 | 95 | 95 | 16 | 100 | 16 | 26 | 32 | 16 | 53 | 37 | 74 | 16 | 63 | 42 | 63 | 32 | 5 | 53 | 58 | 53 | 26 | 5 | 21 | 16 | 47 | 47 |
Приложение 4. Таблица 2. Распространённость страхов учащихся 1-4 классов МБОУ «Новотроицкая ООШ» по группам страхов
«Медицинские» страхи | Страхи, связанные с причинением физического ущерба | Страхи животных и сказочных персонажей | Социально-опосредованные страхи | Страхи смерти | «Пространственные» страхи | Страхи кошмарных снов и сновидений | |
девочки 7-8 лет (15 ч.), чел. | 7,6 | 8,8 | 11,5 | 8 | 15 | 7 | 12,3 |
девочки 7-8 лет % | 51% | 59% | 77% | 53% | 100% | 47% | 82% |
мальчики 7-8 лет (10 ч.) , чел. | 2,4 | 5 | 4,5 | 4 | 10 | 4 | 4,7 |
мальчики 7-8 л. % | 24% | 50% | 45% | 40% | 100% | 40% | 47% |
7-8 лет (25 ч.) , чел. | 10 | 13,9 | 15 | 12 | 25 | 11 | 13,7 |
7-8 лет, % | 40% | 56% | 60% | 48% | 100% | 44% | 55% |
девочки 9-10 лет (11 ч. ) , чел. | 2,2 | 7,3 | 1 | 6 | 11 | 3 | 5,3 |
девочки 9-10 л % | 20% | 66% | 9% | 55% | 100% | 27% | 48% |
мальчики 9-10 лет (9 ч.) , чел. | 2 | 4,5 | 1,5 | 4 | 8 | 2,4 | 3,7 |
мальчики 9-10 л% | 22% | 50% | 17% | 44% | 100% | 27% | 41% |
9-10 лет (20 ч.) , чел. | 4,2 | 11,8 | 2,5 | 9 | 19 | 5,6 | 9 |
9-10 лет, % | 21% | 59% | 13% | 45% | 95% | 28% | 45% |
девочки (26 ч.) , чел. | 10,4 | 16,2 | 11,5 | 13 | 26 | 10,2 | 14,3 |
девочки, % | 40% | 62% | 44% | 50% | 100% | 39% | 55% |
мальчики (19 ч.) , чел. | 4,4 | 9,5 | 6 | 8 | 18 | 6,4 | 8,3 |
мальчики,% | 23% | 50% | 32% | 44% | 95% | 34% | 44% |
Итого (45 ч.) | 14,6 | 25,3 | 18 | 23 | 44 | 14,4 | 22,7 |
Итого, % | 32% | 56% | 40% | 50% | 98% | 32% | 50% |
Приложение 5. Как победить страх. Из книги Петрановской Людмилы Владимировны ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ...
Мы уже знаем, что справиться со страхом с помощью ума не получается. Фантазия легко его побеждает, кладёт на обе лопатки. Ум ЗНАЕТ, что это просто халат висит на стуле. Но фантазия ВИДИТ, что это притаился монстр: вот его лапа и морда, и он даже, кажется, только что пошевелился.
ФАНТАЗИЯ
Поэтому победить страх удаётся тоже с помощью фантазии! Вот как можно сделать.
Начинать лучше днём. Возьми лист бумаги и нарисуй того, кто пугал тебя ночью.
Например, вот такую ведьму: Или монстра:
Или гроб на колёсиках.Нарисуй подробно, так, как представлял себе, когда боялся. Получилось?
А теперь немножко рисунок измени. Добавь что-нибудь забавное. Глупое, смешное. Что фантазия подскажет.
У ведьмы может появиться причёска с бантиками или ролики на ногах. Ну учится она кататься, а что, нельзя? Потому, кстати, и нос кривоват - не рассчитала...
Вот такая красавица:
Монстр на самом деле не монстр, а заколдованный славный пёсик. Не только же принцев заколдовывают! И расколдовать пёсика может не принцесса поцелуем, а добрый хозяин. Бедняга мечтает о коврике и вкусном печенье, а ещё чтобы кто-то почесал его за ухом. Не согласишься взять его в питомцы?
Смотри, какой милый:
А гроб на колёсиках - не просто так, а последней модной модели. Он вообще-то «Мерседес», с мигалкой на крыше и противоугонной сигнализацией!
Вот такой:
Ну как, уже не страшно? Наоборот, смешно?
Вот она - сила фантазии!
Если ты не очень любишь рисовать, можно придумывать истории.
Например, про привидение, которое каждую ночь проникает в дома людей потому...
• что оно очень любит смотреть сериалы и не может успокоиться, пока не узнает, что было дальше,
• что ему нравится проходить сквозь стены -это очень щекотно,
• что ему... страшно одному, ведь оно ещё маленькое,
• что ещё?
Придумай побольше ответов!
Поупражняйся днём, и тогда тебе будет легче справиться со страхами ночью. Начинаешь бояться? Скорее зови на помощь фантазию! Переделай страшный образ в смешной или добрый. Ведь это ТЫ его придумал, ты и можешь изменить.
Из книги Захарова Александра Ивановича "Дневные и ночные страхи у детей".
1. Подвижная игра «Пятнашки» - преодолеваемый страх неожиданного воздействия. Ход игры: в комнате в беспорядке расставлены стулья, так, чтобы можно было пробежать.
Условия: касаться их нельзя – задевший становится водящим. Нельзя пятнать через предмет, нельзя садится на стул, объявляя себя вне игры. Пятнающий постоянно меняет темп передвижения от замедленного шага до бега стремглав, прыжков, внезапно поворачивается, азартно кричит: "Только попадись!", "Ну, погоди!", "Я тебе сейчас покажу!", "Поймаю и съем!", "Лови его!", "Ага, попался!". Затем водящий восклицает с похвалой: "Ну и быстрый!", "Смотри, какой ловкий!", "Надо же, никак не могу догнать!", "Да что же это такое!", "Ух, устал!", "Сдаюсь!" и т. д. Убегающий в ответ: "Не догонишь!", "Все равно убегу!", "Только попробуй!" и т. п. Длительность игры 8 -9 минут.
2. «Жмурки» преодолеваемый страх неожиданного воздействия, отчасти темноты и замкнутого пространства, одиночества.
Ход игры: по очереди каждому из играющих завязывают глаза, и он, повернувшись несколько раз кругом, начинает искать игроков. Стулья остаются беспорядочно расставлены. Двигаться он может вытянув вперед руки. Остальные участники стоят неподвижно. Перебегать запрещается, можно только приседать, нагибаться. Водящему надо опознать нашедшего игрока. Основное правило игры - стоять на одном месте и ничем не выдавать себя, чтобы не быть обнаруженным.
Сначала водящему плотно завязывают глаза, и он должен держать их закрытыми, то есть имитируется замкнутое пространство, которого так боятся дети в обычной жизни. Перед началом поиска водящий с завязанными глазами три раза поворачивается вокруг себя, что осложняет его ориентировку в окружающем пространстве. Если он идет в противоположную сторону, то играющие могут хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, указывая нужное направление. Главное - не говорить и не перемещаться по площадке. Свет приглушен, и полумрак создает атмосферу необычности и таинственности происходящего. Длительность игры 10 минут.
3. Игра "Прятки". Преодоление страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства, избытка родительского беспокойства.
Ход: свет выключается остается только ночник. Тот, кто водит, обходит комнату, произнося шутливые угрозы в адрес спрятавшихся. Выдавать себя восклицанием: «А я тут»! нельзя. Это нарушение правил, и игра начинается снова. Найденные участники игры продолжают принимать в ней активное участие, идя цепочкой сзади водящего. При обнаружении игрока, он бурно выражает эмоции, пугается, говорит, что больше так не будет: «Ой! Ай!», «Зачем?», «Почему?» и т. д.
Длительность игры 20 – 25 минут.
4. Игра "Кто первый". Снятие торможения при внезапных обращениях и ответах.
Ход: в середине комнаты ставятся два стула, между ними остается проход. Через который может пройти или пролезть только один человек. Игроки встают на четвереньки у стенки лицом к стульям. Как только будет дан заранее обусловленный сигнал, можно начинать движения, причем ползком. Ползти нужно до стульев, между ними и, обогнув один из них, вернуться обратно, прикоснувшись рукой до мяча. Кто первый это сделает, тот и выигрывает. В игру играют четверками или тройками: родители и ребенок.
Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться.
Длительность игры 10 минут.
5. Игра "Быстрые ответы". Эта игра снимает не только торможение, возникающее при внезапных вопросах, но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку.
Ход: игровое пространство заранее разделено веревками на полу на небольшие квадраты, по одну сторону которых находится ведущий, а по другую участники. Ведущий задает поочередно каждому посильные для его возраста вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета: 1-2-3. Если ответа нет, то игрок остается на месте, а вопрос адресуется рядом стоящему. Вопросы могут быть на любую тему. При подходящем ответе производится перемещение на один квадрат. Кто первый пройдет последний квадрат – выигрывает. Длительность игры 10 минут.
8