ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Хошева Е.Э. 1
1МБОУ "Верхнетоемская СОШ" села Верхняя Тойма Архангельской области
Орлова В.В. 1
1МБОУ "Верхнетоемская СОШ" Верхнетоемского района Архангельской областиь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

  1. Введение. Актуальность работы

В качестве эпиграфа к своей исследовательской работе я взяла слова великого русского писателя Антона Павловича Чехова, который поднимает в своем высказывании проблему гармоничного развития человека, в котором есть место и условия для формирования как физического, так и духовного начала. Несмотря на то, что сказаны эти слова были еще в 19 веке, актуальны они и сегодня. Становление, формирование и развитие человека идет на протяжении всей его жизни, но особенно значимое время для этого – это период подросткового и юношеского возраста. На мой взгляд, существенным условием для этого выступает свободное время, которое человек волен использовать по своему усмотрению.

А что принято понимать под «свободным временем»? Для начала дадим определение «свободного времени»: часть внерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление сил, а также на физическое и духовное развитие человека. По величине свободное время за последние десятилетия возросло в несколько раз, и ныне в развитых странах мира вопрос стоит о дальнейшем его росте за счет сокращения не столько рабочего времени, сколько времени, затрачиваемого на разные бытовые нужды (дорога, домашний труд, воспитание детей и т. п.). [5]

Изучение информации по теме исследования на просторах Интернета познакомило меня с такой наукой, как социология досуга. Именно она изучает наше свободное время, возможные способы его проведения и проблемы, которые могут быть с этим связаны. Эта наука интересуется поведением людей в свободное время. Она рассматривает, какие способы отдыха, развлечения, общения, развития личности выбирает человек, формы развлечения и общения, функционирование учреждений досуговых услуг, «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, телевидение, экскурсионные бюро и спортивные базы. Получается, что такие простые и привычные слова «свободное время» становятся предметом серьезного научного анализа.[6]

По мнению исследователей данной науки, свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности. В условиях свободного времени происходят рекреационно-восстановительные процессы, которые помогают снять негативные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Через формы организации досуга легче понять ценности молодежи, ее культурный уровень.[7]

Согласно исследованиям, проведенным наукой, выявились проблемы проведения свободного времени современной молодежью: бесцельные прогулки, отсутствие всякой физической нагрузки, чрезмерное увлечение Интернетом, который становится единственным окном в мир, отказ от чтения литературы в любом виде и жанре.

Проблема отдыха для России сейчас это в основном «уличная» проблема. Больше половины российских подростков проводят свой досуг на улице, общаясь с друзьями и сверстниками. В связи с «уличной» проблемой приходится говорить о росте преступности. Очень многие подростки и молодые люди используют ненормативную лексику. Хотя выбор форм отдыха у подростков ограничен, они не говорят, что они не довольны своим досугом. У них сужается кругозор и уровень потребностей. Они привыкают к этому, и даже, кажется, не хотят ничего другого.[9] А это уже порождает социально-педагогические последствия как для молодого поколения, так и для общества в целом.

Почему эта тема интересна для меня? Несмотря на большую учебную загруженность, подготовку к экзаменам, отдых должен присутствовать в жизни любого человека. Как грамотно его использовать, как через свободное время создать гармонию тела и души? Как отвлекаясь от обязательных дел, получить дополнительные возможности для своего развития? Проведенное исследование помогло мне определиться в этом и сформулировать грамотные советы для моих одноклассников.

Цели и задачи. Методы исследования

Цель: анализ проведения современными школьниками свободного времени на примере учащихся Верхнетоемский средней школы.

Задачи:

  1. Изучить информацию на данную тему в современной литературе и ресурсах Интернета.

  2. Провести анкетирование школьников разных возрастных ступеней.

  3. Изучить статистику посещаемости кружков и секций у замдиректора по ВР.

  4. Побеседовать с социальным педагогом школы о проблемах свободного времени подростков.

  5. Визуализировать и прокомментировать полученные результаты.

  6. Дать советы, как правильно организовать своё свободное время.

  7. Сделать выводы по полученным результатам.

Гипотеза: в современном обществе среди подростков существует узость форм и способов времяпрепровождения, больше внимания уделяется физическому, нежели духовному, развитию.

Объект исследования: современные подростки на примере группы учащихся МБОУ «Верхнетоемская СОШ»

Предмет исследования: проведение подростками свободного времени.

Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, сравнение, обобщение, визуализация полученных результатов.

  1. Основная часть. Полученные результаты и их комментирование

Жизнь в сельской местности сокращает продолжительность свободного времени, так как выполнение обязанностей по дому более затратно, кроме того вариантов его организации не так уж и много. В нашем селе это Дом культуры, где есть кружки различной направленности (танцевальный, театральный), ДЮЦ, предоставляющий возможности для эстетического развития и формирования практических навыков (объединения «Юный художник», «Мастерица», «Моделирование»), в спортшколе можно заниматься футболом и хоккеем. В школе есть секции по баскетболу, волейболу, теннису. Работает также музыкальная школа, музей, библиотеки.

Социологи говорят о том, что в проведении свободного времени может быть несколько подходов: самоорганизации свободного времени (общение с друзьями, проведение времени за компьютером или телевизором, чтение, изучение дополнительного материала по школьным предметам и т.д.), организованное его проведение на базе, например, спортшколы или музыкальной школы.

Общение с одноклассниками и учащимися школы, а также результаты небольшого анкетирования, проведенного в декабре 2016 года, показали, что большинство подростков видит назначение своего свободного времени для отдыха или занятия любимым делом (62 % опрошенных), также многие отметили среди любимых занятий физические упражнения. Кроме того, выяснилось, самих школьников (около 70% опрошенных) не совсем устраивают способы организации свободного времени в нашей местности. Подростки считают, что им не хватает кафе, кинотеатров, театров, развлекательных центров – того, что поможет им развиваться духовно.

Для получения основной информации в апреле-мае 2016 года было проведено анкетирование учеников Верхнетоемской средней школы (анкета в Приложении 1). С помощью анкеты предполагалось выяснить способы проведения свободного времени учащимися среднего и старшего звена. В анкетировании приняли участие 112 человек: ученики 5, 7, 9 и 11 классов. При обработке анкеты был использован гендерный подход, т.е. результаты подводились отдельно для девушек и юношей.

Одним из способов проведения свободного времени социология досуга называет занятие человека различными хобби, увлечениями, которые отвечают его способностям и потребностям. Поэтому первым вопросом выяснялось наличие хобби у опрошенных учащихся. В итоге выяснилось, что наличие хобби с возрастом учащихся серьезно уменьшается, так хобби присутствует в жизни 100 % пятиклассниц, в 7-х классах лишь 47% имеют хобби, в 9-х классах– 70%, в 11-х классах - 60% дали ответ «да». При этом, чем старше были опрошенные респонденты, тем чаще они затруднялись с ответом на данный вопрос анкеты. Среди вариантов хобби ученицы чаще всего называли занятия танцами, вышивку, теннис, рукоделие, чтение, спорт. Для юношей картина оказалась другой. Среди пятиклассников 89% имеют хобби, в 7-х классах лишь 77% учеников имеют хобби, в 9-х классах - 60%, в 11-х классах - 62%. Ученики предпочитают заниматься футболом, компьютерными играми, рыбалкой, хоккеем и т.д. Если анализировать содержательную сторону увлечения подростков, то наибольшее внимание уделяется физическому, чем духовному развитию.

В анкете был предложен вопрос о том, какие учреждения нашей местности учащиеся выбирают для организованного проведения своего свободного времени. Выяснилось, что девушки 5-х классов отдают предпочтение ДЮЦ, школьным кружкам и занятиям в музыкальной школе (по 22 % и 44% соответственно), в 7-х классах занимаются в ДЮЦ и музыкальной школе по 19 % , школьные кружки посещают лишь 6 % детей, среди 9-х классов: ДЮЦ – 10 %, музыкальная школа – 14 %, школьные кружки - 33 %, в 11-х классах 30 % опрошенных выбрали школьные кружки, остальные учреждения не были названы. У юношей 5-х классов по 11 % посещают ДЮЦ и спортшколу, в 7-х классах лишь 7 % занимаются в ДЮЦ, 20 % предпочли спортшколу и 7 % - музыкальную школу. В 9-х классах: ДЮЦ – 30 %, спортшкола – 10 %, школьные кружки - 15 %. Среди 11-классников соответственно 7%, 14%, 7%, 14 %. В анкете была предложена позиция «не посещаю ничего». Анализ результатов показывает, что чем старше класс, тем большая доля детей оказывается вне учреждений дополнительного образования. Итоги представлены в таблице ниже.

девушки, не посещающие учреждения доп. образования, в %

класс

юноши, не посещающие учреждения доп. образования, в %

12

5 класс

78

56

7 класс

33

38

9 класс

45

70

11 класс

57

Если для 9 и 11-х классов столь высокий процент можно объяснить большой учебной загруженностью, необходимостью готовиться к экзаменам, то для среднего звена цифры могут вызвать настороженность и породить вопрос о том, где проводят свое свободное время подростки, чем они заняты.

Вторая половина дня школьника – это время, часть которого уходит на выполнение домашних обязанностей, подготовку уроков. Но есть еще и свободное время, не занятое кружкой деятельностью. На что его тратят школьники? Ответ мы получили, проанализировав итоги нашей анкеты. В третьем вопросе мы спросили, чем занимаются школьники, когда приходят с учебы. Самым популярным оказался выбор «сажусь за компьютер/мобильное устройство. Девушки: 5 класс - 25 %, 7 класс - 36%, 9 класс - 34%, 11 класс - 38%. Юноши: 5 класс - 20%, 7 класс - 38%, 9 класс - 38%, 11 класс - 32%. Таким образом, треть и более опрошенных как юношей, так и девушек предпочитают проведение свободного времени с использованием ресурсов Интернета. Нас интересовала информация и о продолжительности пребывания респондентов в Интернете. Выявилась следующая закономерность: чем старше опрошенные учащиеся, тем продолжительнее они пользовались Интернетом. Так, 67 % учащихся 5-х классов обоего пола проводят не более 3-х часов в день, в то время как 45 % 11-классников тратят на Интернет более 3-х часов ежедневно. Среди опрошенных нет тех, кто вовсе не «сидел» бы во всемирной сети.

Возможность духовного развития во все времена давало чтение. Поэтому один из вопросов анкеты выявлял отношение современных подростков к чтению литературы. В качестве ответов были предложены позиции «на данный момент читаю», «читал на прошлой неделе», «читал в прошлом месяце», «читал больше полугода назад», «затрудняюсь ответить». Выяснилось, что большинство девушек (67% пятиклассниц, 40% семиклассниц, 73% девятиклассниц и 40% одиннадцатиклассниц) читают какие-либо книги на данный момент. 22% пятиклассниц читали больше недели назад, а 11% - больше полугода назад. Среди семиклассниц же 33% читали больше недели назад, 7% - больше месяца назад, а 20% затруднились ответить. В 9 классах: 23% - больше недели назад и 4% затруднились ответить. В 11 классах: 40% - больше недели назад, 10% - больше месяца назад и 10% затруднились ответить. Среди юношей также большинство (44% пятиклассников, 62% семиклассников, 50% девятиклассников) выбрали позицию «на данный момент читаю». В 5 классах одинаковое количество человек (44%) выбрали позиции «на данный момент читаю» и «больше недели назад», 11% читали больше полугода назад. 38% семиклассников читали больше недели назад. В 9 классах: 28% - больше недели назад, 6% - больше месяца назад и 16% затруднились ответить. 54% одиннадцатиклассников читали больше недели назад, 30% читают на данный момент, 8% - больше месяца назад и 8% затруднились ответить. Можно сделать вывод о том, что большинство школьников все-таки проводят свое свободное время за книгами, но ценность и регулярность чтения с возрастом снижается.

Мы посчитали уместным спросить учеников о занятиях спортом. Среди девушек 67% в 5-х классах, 53% в 7-х и 50% в 11-х классах – занимаются спортом часто. 48% девушек 9 класса занимаются спортом очень редко, только на уроках физкультуры. Ответ «Нет, не занимаюсь вообще» выбирался намного реже остальных.Абсолютное большинство юношей занимаются спортом часто (89%, 85%, 94% и 77%). Не занимаются спортом совсем 11% пятиклассников и 8% одиннадцатиклассников.

На мой взгляд, важное место занимает умение подростка самостоятельно организовать свое свободное время. Поэтому один из вопросов анкеты выявлял способы и формы такой самоорганизации. Выяснилось, что самая популярная позиция «проводить время с друзьями»: 78% пятиклассниц, 73% семиклассниц, 83% девятиклассниц и 80% одиннадцатиклассниц. Чаще всего девушки гуляют, смотрят фильмы, общаются в школе со своими друзьями. Юноши также часто проводят время со своими друзьями (100% пятиклассников и девятиклассников, 62% семиклассников и 69% одиннадцатиклассников). Они также гуляют, смотрят фильмы, общаются в школе.

Формирование представлений о проведении свободного времени закладывается в семье, этому должны научить родители собственным примером. В связи с этим мы предложили участникам анкетирования ответить на вопрос о времяпрепровождении с родителями. Большинство девушек (89% пятиклассниц, 67% семиклассниц, 61% девятиклассниц и 100% одиннадцатиклассниц) часто проводят свое свободное время с родителями. Лишь в 7 и 9 классах процент редкого времяпрепровождения достигает 33% и 39% соответственно.Юноши 5, 9 и 11 классов часто проводят свое свободное время с родителями (89% - в 5 классах, 56% - в 9 и 62% - в 11). В 7 классах 54% учеников выбрали ответ «Редко». Чаще всего опрашиваемые нами ученики и ученицы указывали в вариантах времяпрепровождения с родителями семейные разговоры, вечера и домашние дела.

Последним вопросом мы выясняли о провождении учениками свободного времени на большой перемене. Были представлены следующие варианты ответа: «Подготовка к урокам/исправление оценок», «Общение с друзьями», «Проведение времени за мобильным устройством» и «Посещение школьной библиотеки/музея». И у девушек и у юношей мы увидели похожую ситуацию: большинство предпочитает общаться с друзьями на больших переменах, но среди девушек многие также выбрали позицию «Подготовка к урокам, исправление оценок» (42% пятиклассниц, 32% семиклассниц, 33% девятиклассниц и 27% одиннадцатиклассниц). К сожалению, позиция «Посещение школьной библиотеки/музея» максимум достигает 18% (среди пятиклассников) и 16% (среди пятиклассниц).

Для полноты картины по организации свободного времени мы решили изучить статистику посещаемости кружков и секций за 3 учебных года (с 2013 по 2016). Данные мы взяли у замдиректора по воспитательным работам Деснёвой Галины Павловны. Результат представлен в виде таблицы (таблица находится в Приложении 3).

Согласно информации, данной в таблице, снижается нагрузка в проведении школьниками свободного времени в учреждениях дополнительного образования: ДЮЦ, ДШИ, ДК. По всем трем периодам – отрицательная динамика. Но в то же время возросла значимость кружковой деятельности на базе школы.

Когда подросток ничем не занят, но располагает большим свободным временем, он может использовать его во вред как себе, так и другим людям. В нашей школе ведется статистика подростков, состоящих на ВШК именно за правонарушения, многое из которых произошло вне школы, в свободное время. В таблице (в Приложении 4) приводится данные за 5 лет по таким учащимся (данные получены от социального педагога школы М.А.Бодякиной).

Мы видим, что результаты достаточно стабильны, исключением будет лишь 2013 года, когда резко снизилось количество таких учащихся.

Из беседы с М.А.Бодякиной мы узнали, что большая часть этих детей поставлены на учет за совершение правонарушений (драки, кражи, угон транспортных средств, употребление алкоголя и токсических веществ). Как правило, все эти противоправные действия произошли вне школы в свободное время, когда подростки были предоставлены сами себе. Подавляющее большинство обучающихся – дети из семей группы риска: из малообеспеченных семей – 73%, из многодетных семей- 27%, из неполных семей – 46%, из семей с повторным браком – 15,4%, из семей социального риска- 34%.

Социальный педагог отметила, что родители этих детей не уделяли должного внимания их воспитанию в связи с занятостью на работе, погружением в личную жизнь, ведением асоциального образа жизни, недостаточной педагогической и психологической компетентностью, особенностями воспитательной системы семьи (чаще всего присутствует попустительское воспитание и гипоопека).

В нашем разговоре социальный педагог привела еще одну пугающую цифру - 58% обучающихся, состоящих на ВШК либо не были заняты внеурочно, либо не регулярно посещали кружки и секции в связи с отсутствием устойчивых позитивных и социально значимых интересов.

Всё вышеизложенное говорит о том, что, даже если ребенок и посещал кружки и секции, но его досуг не был правильно организован, если у него не были сформированы позитивные интересы и жизненные цели, если ребёнок был предоставлен сам себе, то он «уходил на улицу», привыкая бесцельно проводить время. Именно такой вариант проведения свободного времени чаще всего толкает подростков на необдуманные поступки.

Из этого следует сделать вывод: лучшей профилактикой правонарушений является организация полноценного, наполненного интересными для детей занятиями досуга.

Кто же должен учить современных детей и подростков правильно, рационально, с пользой для ума и для тела, организовывать свое свободное время? Такой вопрос был предложен моим одноклассникам в декабре 2016 года. 60 % опрошенных считают, что они не нуждаются в такой деятельности со стороны кого то ни было, они сами должны знать как правильно проводить свободное время. Однако ученые социологии досуга придерживается иной точки зрения. По их мнению первую позицию в этой деятельности должна занимать семья. Именно родители должны собственным примером показать, чем нужно заниматься в свободное время, именно они должны помочь своему сыну или дочери определиться с выбором хобби, учреждения, где могут его освоить. Однако практика показывает, что семья далеко не всегда выполняет эту задачу. Вторую позицию в этой деятельности должна занимать школа, через урочную и внеурочную деятельность, показывая варианты как самоорганизации свободного времени, так и знакомя с учреждениями, которые профессионально этим занимаются. Важную роль могут сыграть различные досуговые центры: музеи, библиотеки, объединения по интересам. И, конечно же, не последнюю роль играют СМИ.

Если же подросток будет в плане организации своего свободного времени полностью предоставлен себе, общество может получить серьезные проблемы, которые проявятся в низком уровне общей культуры, примитивности форм отдыха, росте подростковой преступности.

По итогам всего исследования мы решили дать советы школьникам о том, как правильно организовать свое свободное время:

  1. Проанализируйте, на что уходит ваше свободное время и сделайте выводы, что следует уменьшить, а от чего отказаться;

  2. Составьте «план» проведения свободного времени: определите, на что вы хотите тратить драгоценные минуты, а на что – нет;

  3. Сформулируйте четкую цель своего времяпрепровождения, соотнеся ее со своими интересами и потребностями, и старайтесь ее достигать;

  4. Постарайтесь анализировать наполнение своего свободного времени, задавая себе вопрос: «Что полезное я узнал? Чему новому научился?»

  5. Ищите интересные формы организации своего свободного времени, используя возможности своей местности;

  6. Помните, что в развитии личности человека большую роль играет многообразие форм и способов деятельности, занимающей ваше свободное время.

  1. Выводы. Заключение

  • Наибольшее внимание уделяется физическому, чем духовному развитию

  • Подростки помладше предпочитают посещать кружки и секции, а подростки постарше – проводить время за компьютером или мобильным устройством

  • В нашей школе посещаемость кружков и секций снижается с возрастом

  • Большинство человек пользуются мобильным устройством/компьютером 3-6 часов в день, людей, не пользующимися мобильным устройством/компьютером практически нет

  • Многие школьники проводят свое свободное время за чтением книг

  • Чем старше ученики становятся, тем меньше они посещают библиотеки и музеи

  • На переменах подростки предпочитают общаться с друзьями, исправлять оценки, готовиться к урокам

  • Выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась:в нашей местности существует узость форм и способов времяпрепровождения, больше внимания подростки уделяют физическому развитию

  1. Источники

  1. Анкетирование

  2. Викторов А. Досуг – дело серьезное // Воспитание школьников, 2001, № 5. С. 47-53.

  3. Информация о криминальном проведении времени взята у социального педагога школы М.А.Бодякиной

  4. Информация о посещении кружков и секций взята у замдиректора по воспитательным работам Деснёвой Галины Павловны

  5. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 400-401.

  6. http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/06/23/svobodnoe-vremya-shkolnikov-raznyh-pokoleniy

  7. http://www.scienceforum.ru/2013/187/6360

  8. http://school2saki.krimedu.com/ru/article/svobodnoe-vremya-shkolnikov-semeinii-dosug.html

  9. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0ahUKEwiQ29_QuNPPAhWGHJoKHW8WB40QFggjMAE&url=http%3A%2F%2Fwww.philol.msu.ru%2F~elvigus%2FTemy_Texty%2FDosug%2FDosug_SvobVrRosMol.doc&usg=AFQjCNFvfXXIaAJLcdG6wegiZzULb11KiA&sig2=uuae65u9JCNBfsh18RQYEA

  10. http://www.sociologymania.ru/smpgs-59-1.html

  1. Приложения

Приложение 1.

Анкета для учеников.

Ваш пол _____ Ваш возраст _____

  1. У Вас есть хобби? Какое?

  • да ______________________________

  • нет

  • затрудняюсь ответить

  1. Чем Вы занимаетесь, когда приходите с учебы?(может быть несколько вариантов ответа)

  • сажусь за компьютер/мобильное устройство, так я отдыхаю от учебы

  • посещаю кружки, секции

  • смотрю телевизор

  • свой вариант____________________

  1. Какие кружки и секции Вы посещаете в свободное время?

  • ДЮЦ__________________

  • Спортшкола_________________

  • Музыкальная школа_________________

  • Школьные кружки________________

  1. Сколько в среднем времени Вы проводите за компьютером/мобильным устройством?

  • я вообще не пользуюсь мобильным устройством/компьютером

  • не более 3 часов

  • 3-6 часов

  • более 6 часов

  • затрудняюсь ответить

  1. Как давно Вы читали книги?

  • на данный момент читаю

  • больше недели назад

  • больше месяца назад

  • больше полугода назад

  • затрудняюсь ответить

  1. Занимаетесь ли Вы спортом?

  • да

  • очень редко, только на уроках физкультуры

  • нет, не занимаюсь вообще

  • затрудняюсь ответить

  1. Часто ли Вы проводите свое свободное время с друзьями? Как?

  • Часто__________________

  • Редко__________________

  • никогда

  1. Часто ли Вы проводите свое свободное время с родителями? Как?

  • Часто_________________

  • Редко_________________

  • Никогда

  1. Чем Вы предпочитаете заполнять свободное время на большой перемене?

  • Подготовка к урокам/исправление оценок

  • Общение с друзьями

  • Проведение времени за мобильным устройством

  • Посещение школьной библиотеки/музея

  • Свой вариант__________________

Приложение 2.

Диаграммы.

  1. У Вас есть хобби?

Девушки

Юноши

  1. Какие кружки и секции Вы посещаете в свободное время?

Девушки

Юноши

  1. Чем Вы занимаетесь, когда приходите с учебы? (может быть несколько вариантов ответа)

Девушки

Юноши

  1. Сколько в среднем времени Вы проводите за компьютером/мобильным устройством?

Девушки

Юноши

  1. Как давно Вы читали?

Девушки

Юноши

  1. Занимаетесь ли Вы спортом?

Девушки

Юноши

  1. Часто ли Вы проводите свое свободное время с друзьями? Как?

Девушки

Юноши

  1. Часто ли Вы проводите свое свободное время с родителями? Как?

Девушки

Юноши

  1. Чем Вы предпочитаете заполнять свое свободное время на большой перемене?

Девушки

Юноши

Приложение 3.

Статистика посещаемости кружков и секций за 3 учебных года (с 2013 по 2016)

 

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Школьные кружки

104

149

176

ДЮЦ

111

106

109

ДШИ

70

42

47

ДК

17

10

-

Итого

302

307

347

Приложение 4.

Количество учащихся, стоящих на ВШК (2012 – 2016 годы)

Год

Количество детей на ВШК, чел

2012

16

2013

11

2014

18

2015

16

2016

13

Просмотров работы: 8416