ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕГО ОДНОКЛАССНИКА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕГО ОДНОКЛАССНИКА

Дедяева К.Р. 1
1МБОУ "СОШ № 2" г. Сосногорска
Зверева И.Г. 1
1МБОУ "СОШ №2" г. Сосногорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ

МОЕГО ОДНОКЛАССНИКА

АВТОР

Дедяева Кристина Романовна,

ученица 5 «А» класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Сосногорска

РУКОВОДИТЕЛЬ

Зверева Ирина Геннадиевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Сосногорска

г. Сосногорск

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..

1. Теоретические аспекты изучения проблемы чтения среди школьников ………………………………………………………………

2. Читательский портрет моего одноклассника …………………………..

Заключение ………….……………………………………………………….

Библиографический список …………………………..…………………….

Приложение …………………………………………………………….……

3

6

10

15

16

17

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время существует мнение, что современные подростки либо вообще не читают, либо читают очень мало, либо читают «не то»… Еще в XX наша страна считалась самой читающей в мире. А сегодня ученые из Института социологии РАН утверждают, что в настоящее время более 40% взрослого населения не читают вообще [1].

Во все времена чтению уделялась исключительное значение. Великие педагоги Сухомлинский В.А. и Макаренко А.С. считали, что именно чтение книг развивает у подрастающего поколения такие качества как интеллект, волю, характер, психику. Александр Сергеевич Пушкина называл книги своими друзьями. «Всему хорошему во мне я обязан книге», - писал русский писатель Максим Горький. А 2015 год Указом Президента России В.В. Путина был объявлен годом литературы. Все большую популярность и масштаб приобретает теперь уже международный конкурс юных чтецов «Живая классика».

Неужели настало время, когда литература вообще и художественная литература в частности не представляет особой важности для подростков? Мы решили выяснить, так ли это, и составить обобщенный читательский портрет ученика 5 «А» класса МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска. Это и обусловило тему моего исследования «Читательский портрет моего одноклассника».

Читательский портрет – это исследование читательских интересов, выявление способов чтения, основных тенденций в выборе книг и читательских пристрастий определенной группы людей.

Актуальность данной темы неоспорима, ведь именно в школьные годы происходит формирование читательского вкуса у подростков.

Объект исследования: практики чтения моих одноклассников.

Предмет исследования: читательские предпочтения моих одноклассников.

Гипотеза: мои одноклассники осознают необходимость чтения для успешной учебы, но не осознают, что чтение необходимо для успешного развития личности.

Цель исследования: выяснить, что и как читают пятиклассники.

Задачи:

  • уточнить место чтения в жизни моего одноклассника;

  • определить количество читающих класса «не школьную программу»;

  • определить долю школьников, читающих в свободное время (чтение как досуг);

  • изучить жанровые предпочтения пятиклассников;

  • узнать, какие книги являются любимыми для моих одноклассников;

  • проанализировать, какие книги выбирают пятиклассники для чтения;

  • выяснить, как родители школьников влияют на выбор книг для чтения своих детей.

Методы исследования:

  • теоретический анализ современных исследований в данной области;

  • выборка;

  • анкетирование;

  • статистические исследования (подсчет, вычисление).

Материалом для исследования послужили 24 заполненные анкеты учащихся 5 «А» класса.

Структура работы традиционна: она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи исследовательской работы.

Первая глава «Теоретические аспекты изучения проблемы чтения среди школьников» посвящена описанию существующих работ, рассматривающих данную тему.

Во второй главе «Читательский портрет моего одноклассника» поводится анализ данных анкет пятиклассников, рассматриваются читательские предпочтения пятиклассников, составляется обобщенный читательский портрет.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с установленными целью и задачами.

В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиографический список насчитывает 9 источников.

В приложении содержится фактологический материал, представляющий собой бланк анкеты.

Практической ценностью данной работы является то, что результаты исследования можно применять для дальнейшего изучения проблемы чтения у подростков. Результаты исследования могут стать основой для написания дальнейших учебно-исследовательских работ. Материалы данной работы можно использовать в педагогической деятельности учителя литературы, классного руководителя.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Тема снижения популярности чтения среди школьников и не только очень популярна и вызывает большой интерес как среди ученых - социологов, так и среди учителей, сотрудников библиотек, родителей и т.д.

В 2005 году корреспонденты печатного издания «Российская газета» провели беседу с директором образовательных программ Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук, заслуженным учителем РФ Анатолием Каспржаком. Вот что он сказал: «По данным международного исследования PISA, российские школьники плохо читают. Они плохо отвечают на вопросы, поставленные к тексту, неспособны адекватно его пересказать, с трудом объясняют значения слов. В итоге по грамотности чтения наши пятнадцатилетние подростки занимают 28 место из 32 стран Европы, Азии и Америки, принимавших участие в тестировании» [3].

Безусловно, нежелание читать у подростков вызвано не только возрастом. «Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и взрослых… За последние 20 лет выросло уже два поколения нечитающих россиян, у нечитающих родителей подрастают нечитающие дети. Считаные проценты семей сегодня имеют домашнюю библиотеку» [1].

Исследователи из Института социологии РАН утверждают, что только 13-14 процентов взрослых читателей и зрителей понимают сущность общественно-политических публикаций прессы и телепередач. Прямым подтверждением этих данных российских ученых стали исследования в рамках Международной программы оценки качества образования 15-летних школьников. Одной из целей исследования являлось определение у подростков навыков чтения и использования полученной информации. Так вот с самыми сложными задачами справились лишь 1,7 процента юных россиян, почти в шесть раз меньше, чем их сверстники из остальных 39 стран [1].

В наше время чтение приобретает выраженный характер обращения подростков и детей к чтению лишь с практической целью. Все чаще востребовано «деловое» чтение, необходимое для подготовки к учебным занятиям.

А ведь о пользе чтения великие люди писали во все времена. Вот мысли великого ученого XVII века Яна Амоса Коменского, отраженные в его речи «О пользе чтения»: «Во-первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своим собственным, законно полученным достоянием, в-третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу… Мало читать книги, их надо читать внимательно, выписывая главное» [4].

В чем же причина снижения потребности в чтении?

Ученые-исследователи творчества А.П. Чехова, которые собрались на ежегодной конференции в г. Таганроге, также коснулись проблемы чтения. «Она (проблема чтения) есть и в России, и во всем мире. Читать стали меньше, и Чехова в том числе» [5]. Дискуссия возникла уже на первом заседании. Ученые связали проблему чтения с изменением времен, взглядов.

По словам интернет – источника «Газета. ru» проблемы чтения у детей связаны с механизмом кодирования звуков. «Мы открыли систематические отношения между способностью читать и последовательностью, в которой мозг кодирует звуки», – цитируются в сообщении Северо-западного университета штата Иллинойс слова профессора нейробиологии, физиологии и коммуникаций Нины Краус [7].

Борис Владимирович Дубинин, ведущий специалист социологического центра Ю. Левады, в интервью И. Шевелеву «Читают все. Но – разное» считает изменения в современной литературной культуре последствиями состояния России в 90-ых годах. Среди важнейших тенденций, характеризующих изменения в книжном деле, Б. Дубинин в том числе называет и появление Интернета [8].

По заказу «Российской газеты» и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Аналитический центр Юрия Левады провел собственные исследования под названием «Массовое чтение в России», в результате которых пришел к неутешительному выводу «...современная Россия переживает своеобразную катастрофу чтения» [9].

Гусева Л.Н. в своей работе «Читатель и пользователь: метаморфоза чтения в электронном мире» пишет: «Чтение литературных гипертекстов в интернете, более открытое для индивидуальной интерпретации смысла образов и символов, имеет большое познавательное значение, но не может заменить чтения книги – неторопливого мысленного диалога с талантливым другом. Эти две модели чтения дополняют друг друга в творческом процессе и зависят от нашей способности наблюдать и воображать действительность. И не интернет, а природная неспособность многих людей видеть, чувствовать, понимать окружающую действительность, и нежелание читать их произведения, язык которых помогает приобрести недостающие знания и применить их для своих надобностей – вот та реальная опасность, которая грозит библиотекам» [2].

В 2008 году в городе Анжеро-Судженске Кемеровской области сотрудники Центральной детской библиотеки провели собственные исследование [6]. Был проведён статистический анализ читательских формуляров учащихся 5-х классов нескольких школ города, наиболее часто посещающих досуговые мероприятия библиотеки. Целью данного анализа было выявить, какой процент от общего количества обучающихся в классе записано в библиотеку, преобладающий характер их чтения. Методом исследования выступил анализ документов (формуляров). Сотрудники библиотеки сделали вывод, для пятиклассников более привлекательным на сегодняшний день является досуговое чтение – книги развлекательного характера (комиксы, детские журналы, книги с большим количеством картинок). Можно, конечно, предположить, что литературу по школьной программе учащиеся берут в школьной библиотеке, а Центральная детская библиотека для них ассоциируется, в первую очередь, как учреждение, в котором есть много интересных книг, что называется «для души», для развлечения. Важным побудительным фактом посещения Центральной детской библиотеки является привлечение школьников для участия в организованных досуговых мероприятиях, после которых у пятиклассников возникает желание взять литературу для чтения.

Данное исследование все-таки вселяет надежду – ученики пятых классов все-таки ещё посещают библиотеки и читают книги, пусть и для развлечения.

Выводы по главе 1.

Тема снижения популярности чтения среди школьников и взрослых действительно очень популярна и волнует не только ученых - специалистов.

Чтение оказывает большое влияние на развитие личности – этот факт никто не оспаривает. Никто не оспаривает и важность чтения как источника информации.

К факторам снижения популярности чтения в нашей стране относят: состояние нашей страны в 90-е годы; влияние родителей на своих детей («нечитающие дети растут у нечитающих родителей»), появление Интернета, и даже процессы, которые происходят в мозгу детей…

Все чаще для чтения дети и взрослые выбирают диаметрально противоположные книги – либо исключительно для учебы («деловое» чтение), либо исключительно для развлечения – «легкое чтиво» с картинками.

II. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ МОЕГО ОДНОКЛАССНИКА

Изучив теоретические аспекты проблемы чтения среди школьников, мы попытались составить обобщенный читательский портрет ученика 5 «А» класса.

Основным методом сбора первичной информации при проведении исследования было анкетирование. В проведенном исследовании приняло участие учащиеся 5 «А» класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Сосногорска Республики Коми. Для того чтобы представить объективное положение, отражающее отношение к литературе и чтению вообще среди подростков моего класса, была составлена анкета (Приложение).

Возраст анкетируемых составил 11-12 лет. Нам данный возраст интересен в силу принадлежности автора к данной аудитории. Также именно в этом возрасте у человека начинает формироваться читательский вкус, интерес к разным видам и жанрам литературы. Всего в опросе приняло участие 24 человека (96% от общего количества детей в классе); 13 человек (54,2%) – девочки, 11 человек (45,8%) – мальчики.

Из общего числа опрошенных 79,2% (19 человек) ответили на первый вопрос «Любишь ли ты читать?» положительно, тогда как 20,8% (5 человек) ответили на этот же вопрос отрицательно. Среди тех, кто не любит читать, оказались 3 мальчика (27,3%) и 2 девочки (15,4%).

Второй вопрос помог нам узнать отношение моих одноклассников к произведениям художественной литературы из школьной программе. 11 учеников (45,8%) читают книги по школьной программе, «потому что они нужные и интересные». 11 учеников (45,8%) читают программные произведения, потому что «требует учитель» или «когда надо ответить на уроке, чтобы подтянуть оценки». 2 ученика и это 2 мальчика (8,3%) признались, что вообще не читают к уроку литературы.

Третий вопрос выявил действительно читающих детей класса («Читаешь ли ты книги для собственного удовольствия?»). Общее количество читающих среди опрошенных – 11 человек, что составляет 45,8%. Остальные читают иногда – 10 (41,7%) или вообще не читают – 3 (12,5%). Из тех, кто вовсе не читает, девочек не оказалось.

Современная литература, в том числе и детская, очень разнообразна. Нам стало интересно, какие направления и жанры современной литературы интересуют школьника (на этот вопрос можно было дать несколько ответов).

На основе проведенного исследования мы выяснили, что самыми популярными направлениями литературы среди моих одноклассников являются: фантастика, фэнтези, приключения – 18 человек (75,0%). Энциклопедии, научно-популярная литература и книги, содержащие различные советы пользуются популярностью у 17 человек (70,8%). Сказки и детские книги читают – 10 человек (41,7%). Далее в рейтинге стоят комиксы – 8 человек (33,3%). Классические произведения (помимо школьной программы) читают – 4 ученика (16,7%). Меньше всего подростков интересуют стихи (3 человека), книги про любовь (2 человека), детективы (1 человек), книги «про животных» (1 человек). Среди любимых жанров и направлений были также названы «журналы», «истории», «новости про спорт».

Следующий вопрос помог нам узнать, какие книги являются любимыми для моих одноклассников. 3 ученика – 12,5% (2 мальчика и 1 девочка) вовсе не ответили на этот вопрос. Еще два ученика – 8,3% (оба мальчика) ответили: «Хрестоматия» и «Мир техники». 15 учеников (62,5%) назвали произведения, но не смогли вспомнить их авторов, или назвали авторов ошибочно, или ошиблись в названии произведения, что ставит под сомнение правдивость ответа на вопрос о «любимой книге». Среди действительно любимых (правильно названо название произведения и автор) книг оказались: «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, «Котенок Пират» Холли Вебб, «Другое счастье» Марка Леви, «В жерле вулкана» Улисс Мур (всего 4 – 16,7%).

Среди названных произведений чаще всего встречаются сказки и детские книги (например, «Фантазёры», «Незнайка на Луне», «1000 и 1 ночь», «Большая книга Смешариков», произведения по мотивам мультфильмов и др.), всего – 10 (41,7%). К направлению «фантастика, фэнтези, приключения» можно отнести всего 4 книги (16,7%): «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, «Приключение Тома Сойера» или «Приключения Гекльберри Финна» (в анкете произведение было названо неверно) М. Твена, «Алиса в стране чудес» Л. Кэррола, «Приключения Алисы» К. Булычёва. Среди любимых были названы также детективы (2 – 8,3%), ужасы (1 – 4,2%), произведение из школьной программы 5 класса (1 – 4,2%). Один ученик назвал среди любимых книгу для взрослых читателей – «Другое счастье» М. Леви.

Следует также отметить, что на данный вопрос у моих одноклассников нет ни одного совпадения в ответах. То есть в 5 «А» классе нет общих любимых книг.

В заключение анкетирования мы поинтересовались, знают ли мои одноклассники, что читали их родители, когда сами были детьми. 15 респондентов (62,5%) ответили на этот вопрос утвердительно, 9 (37,5%) – отрицательно. Однако часто советуются со своими родителями по вопросу выбора книги только 3 ученика (12,5%), иногда советуются – 11 учеников – 45,8%, 10 учеников (41,7%) – не советуются со своими родителями по этому вопросу.

Выводы по главе 2.

На основе данного исследования мы можем сделать вывод, что читательский портрет моего одноклассника представляет собой достаточно противоречивую личность, которая утверждает, что любит читать, но при этом не может назвать своё любимое произведение и его автора. Он не любит читать произведения из школьной программы. Любимыми направлениями и жанрами мои одноклассники называют приключения, фантастику, фэнтези, а читают сказки и книги для детей. Знают, что в детстве читали их родители, но при этом не часто с ними советуются в выборе чтения. И девочки в моем классе читать любят больше, чем мальчики.

Таким образом, читательский портрет моего одноклассника заставляет задуматься. Мои одноклассники осознают необходимость чтения для успешной учебы, но не совсем понимают, что чтение необходимо для успешного развития личности.

А ведь необходимо развивать читательский интерес, формировать читательский вкус школьника, только в таком случае можно полагать, что в дальнейшем эти качества разовьются и приобретут систематический характер.

Мы решили составить перечень книг, которые необходимо прочитать моим одноклассникам. И помогли нам в этом учителя МБОУ «СОШ №2» г. Сосногорска. Мы подошли к ним с вопросом: «Какие книги, любимые Вами в детстве, Вы бы посоветовали прочитать моим одноклассникам». Вот что у нас получилось (из всего многообразия книг о детях и для детей, рекомендованных для чтения моим одноклассникам учителями нашей школы, мы оставили только те, которые не входят в школьную программу по предмету «Литература»).

Литература о детях и для детей

Произведения русский писателей

Произведения зарубежных писателей

  • Алексеев С. «Сто рассказов по русской истории»

  • Булычёв К. «Путешествие Алисы» и др. повести о приключениях Алисы Селезнёвой, девочки из будущего

  • Гайдар А. «Тимур и его команда», «На графских развалинах» и др.

  • Железников В. «Чучело», «Чудак из шестого «Б»

  • Ильина Е. «Четвертая высота»

  • Катаев В. «Белеет парус одинокий», «Сын полка»

  • Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Мальчик и шпага», «Бабочка на штанге» и др. повести

  • Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»

  • Олеша Ю. «Три толстяка»

  • Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»

  • Троепольский Г. «Белый Бим Черное ухо»

  • Акройд П. «Король Артур и рыцари Круглого стола»

  • Верн Ж. «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» и др. повести

  • Дефо Д. «Робинзон Крузо»

  • Киплинг Р. «Книга джунглей»

  • Купер Ф. «Следопыт», «Зверобой», «Последний из Могикан» и др.

  • Лингренд А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Эмиль из Лённеберги», «Расмус – бродяга», «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист», «Пеппи Длинныйчулок» и др. повести

  • Сетон-Томпсон Э. «Арно», «Чинк», «Лобо» и др. рассказы о животных

  • Стивенсон Р. «Остров сокровищ»

  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и др.

Данный список был вручен нами моим одноклассникам на классном часе, посвященном проблемам чтения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная учебно-исследовательская работа велась в соответствии с поставленными целью, задачами.

В работе ставилась цель выявить круг читательских интересов учеников 5 «А» класса.

Вот что показали результаты нашего исследования. В круге чтения пятиклассников присутствует литература многих направлений и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых моими одноклассниками, оказываются сказки и книги для детей. В целом пятиклассники положительно относятся к чтению как форме досуга. Но ребятам неинтересно читать литературу для школьных занятий. Большинство из опрошенных осознают важность и нужность чтения, но есть и такие ребята, которые не любят читать и не читают совсем. Школьники затрудняются назвать свое любимое произведение.

Таким образом, читатель - пятиклассник в нашей работе предстает как фигура достаточно противоречивая, со слабо сформированным читательским вкусом.

Нам необходимо приложить немалые усилия для того, чтобы вернуть книге ее прежнюю роль источника знаний, помогающего подростку познать окружающий мир, делающего человека умнее и добрее. В помощь пятиклассникам и их родителям мы составили список рекомендованной нашими учителями художественной литературы «О детях и для детей» для чтения, которая не входит в школьную программу.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Данная работа может быть интересной для учителей литературы и русского языка, классных руководителей, родителей школьников и самих школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Боханов Е. Стряхнуть пыль с Достоевского // Российская газета – Федеральный выпуск №5082 (3) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2010/01/13/pyl.html

  2. Гусева Л.Н. Читатель и пользователь: метаморфоза чтения в электронном мире // [Электронный ресурс] – Режим доступа: Библиотечное дело. – 2004. – № 2. – С. 2-5.

  3. Каспржак А. На каком гвозде висит чеховское ружье. Российские школьники завалили международный тест на грамотность чтения // Российская газета. – 2005 – 26 июля // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=256

  4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — Т 2. // М.: Педагогика, 1982. – С. 34-43.

  5. На чеховской конференции ученые обсудили проблему чтения // Вести.RU. – 2010. – 8 сентября. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=391157#

  6. Овчинникова Е.А. Что читает молодежь? Исследование чтения в центральной городской библиотеке // Исследовательская деятельность государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области [Текст]: сборник / Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; Кемеровская обл. науч. б-ка; Центр прикладных библиотечных исследований; отв. ред. вып. А.О. Алексеева. – Кемерово, 2009. – С. 67-68.

  7. Ученые: проблемы с чтением у детей связаны с механизмом кодирования звуков // Газета.ru. – 2013. – 20 февраля. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/science/news/2013/02/20/n_2763289.shtml

  8. Шевелев И. Читают все. Но – разное (Интервью с Борисом Дубиным) // Новое время. – 2005. – № 32. – С.40–41.

  9. Яковлева Е. Скажи, что ты читаешь, и станет ясно, какой будет Россия // Российская газета. – 2005. – 27 июля.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

Привет! Мы проводим исследование, посвященное читательским предпочтениям пятиклассников. Пожалуйста, ответь на следующие вопросы:

  1. Любишь ли ты читать?

  • Да

  • Нет

  1. Читаешь ли ты книги из школьной программы?

  • Нет, мне скучно читать книги к урокам

  • Читаю, только когда нужно ответить на уроке и подтянуть оценки

  • Читаю большинство необходимых книг, потому этого требуют учителя

  • Читаю книги по школьной программе, потому что они нужные и интересные

  1. Читаешь ли ты книги для собственного удовольствия:

  • Нет, я не очень люблю читать

  • Иногда читаю, когда больше нечего делать

  • Иногда читаю книги, потому что интересно

  • Да, я люблю читать

  1. Книги какого жанра ты любишь читать в свободное время?

  • Классику помимо программы

  • Сказки и детские книги

  • Фэнтези, приключения, фантастику

  • Комиксы

  • Книги про любовь

  • Стихи

  • Современные романы для детей / подростков

  • Энциклопедии

  • Научно-популярные книги

  • Книги, содержащие различные советы

  • Другое _______________________________________________________________

  1. Как ты думаешь, книг какого типа ты читаешь больше?

  • Детская и классическая русская литература

  • Детская и классическая зарубежная литература

  • Современная русская литература

  • Современная зарубежная литература

  1. Напиши здесь название своей любимой книги:

Моя любимая книга:_________________________________________________

  1. Знаешь ли ты, какие книги любили читать в твоем возрасте твои родители?

  • Да

  • Нет

  1. Советуешься ли ты со своими родителями по вопросу выбора книги?

  • Да, часто

  • Да, иногда

  • Нет

  1. Укажи свой пол

  • Я мальчик

  • Я девочка

18

Просмотров работы: 1111