МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН В ЖИЗНИ МОЕГО ОДНОКЛАССНИКА

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН В ЖИЗНИ МОЕГО ОДНОКЛАССНИКА

Сафина Д.И. 1
1МБОУ "СОШ № 2" г. Сосногорска
Зверева И.Г. 1
1МБОУ "СОШ №2" г. Сосногорска
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние десятилетия мобильный телефон прочно вошел в жизнь человека. В современном мире мало кто представляет себе жизнь без мобильного телефона. Для многих это не только и не столько средство общения, но и средство получения разнообразной информации, и средство развлечения. Сейчас уже трудно представить себе жизнь современного человека без мобильной связи.

И никого уже не удивляет, что собирая ребенка в первый раз в первый класс, родители покупают не только форму, тетрадки-ручки, портфель, но и мобильный телефон. Безусловно, родители покупают телефон ребенку для того, чтобы всегда знать, где их чадо, что делает, все ли хорошо. Порой родители полностью уверены, что ребенку хватит самого обычного телефона, который только звонит. Вот тут-то и оказывается, что ребенку нужен не просто телефон, а телефон с играми, камерой, Bluetooth, MMS, Интернетом и многими другими функциями!

Так зачем нужен мобильный телефон школьнику? Как используют мобильный телефон современные ученики. Какую роль играет мобильный телефон в жизни моего одноклассника?

Актуальность данной темы неоспорима, ведь школьники проводят с мобильным телефоном значительную часть своего времени.

Объект исследования: практики использования мобильных телефонов среди пятиклассников.

Предмет исследования: мнение школьников о возможностях их телефонов и субъективная оценка их использования.

Гипотеза:

  1. пятиклассникам мобильный телефон нужен не столько для экстренной связи, сколько для приятного времяпрепровождения, для развлечения;

  2. пятиклассники сильно привязаны к своим мобильным телефонам.

Цель исследования: выяснить, подвержены ли мои одноклассники «мобильной зависимости».

Задачи:

  • определить долю пятиклассников, имеющих мобильные телефоны;

  • определить какими телефонами пользуются пятиклассники;

  • выяснить, какие практики использования телефонов наиболее популярны среди одноклассников;

  • узнать мнение школьников о том, сколько времени они проводят с телефоном;

  • выяснить, какие коллективные практики использования телефонов характерны для школьников;

  • узнать, у какой доли школьников на телефон установлены игры и приложения, и какие из них самые популярные;

  • определить субъективную значимость потребности в телефоне (поведение в ситуации, когда телефон забывается дома или ломается).

Методы исследования:

  • теоретический анализ современных исследований в данной области;

  • выборка;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • статистические исследования (подсчет, вычисление).

Материалом для исследования послужили 24 заполненные анкеты учащихся 5 «А» класса.

Структура работы традиционна: она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи исследовательской работы.

Первая глава «Теоретические аспекты изучения проблемы «мобильной зависимости» посвящена описанию существующих работ, рассматривающих данную тему.

Во второй главе «Мобильный телефон в жизни моих одноклассников» поводится анализ данных анкет пятиклассников, находятся ответы, на поставленные вопросы: какое количество времени проводят мои одноклассники с мобильным телефоном, какие приложения чаще всего используют и т.п.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с установленными целью и задачами.

В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиографический список насчитывает 5 источников.

В приложении содержится фактологический материал, представляющий собой бланк анкеты.

Практической ценностью данной работы является то, что результаты исследования можно применять для дальнейшего изучения проблемы «мобильной зависимости» у подростков, результаты данного исследования могут стать основой для написания дальнейших учебно-исследовательских работ. Материалы данной работы можно использовать в педагогической деятельности классного руководителя, учителя - предметника.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «МОБИЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

Практически каждый современный человек носит с собой мобильный телефон. Нас уже не удивляет наличие двух мобильных телефонов одновременно (один «для работы», второй «для дома») или телефона с двумя SIM-картами. Человека с мобильным телефоном в руках можно встретить практически везде: на улице и в общественном транспорте, на занятиях в школе и в вузе, в музее и кинотеатре, даже за рулем автомобиля. О «мобильной зависимости» или о зависимости от мобильного телефона заговорили всерьез не только ученые, но и преподаватели, родители, общественность.

Один из преподавателей высшей школы в Корее говорит: «Я видел студентов, которые под какими-то надуманными предлогами уходили с занятий, если забывали взять из дома мобильник». Сеульская школьница носит с собой два телефона и запасной аккумулятор к каждому. «Просто это важно - всегда быть на связи. Однажды я оставила оба мобильника дома и нервничала целый день, потому что не могла тут же ответить на звонки или SMS» [1].

Думаете, это преувеличение? Возможно, но недавние исследования показали, что почти половина российских подростков не могут обойтись без своих телефонов. Опрос, проведенный среди 1100 молодых людей от 14 до 19 лет, показал, что четверо из десяти учащихся отправляли и получали SMS во время занятий. Примерно столько же посылают до 1000 сообщений в месяц. Треть опрошенных сказали, что они нервничают, если забывают взять из дома мобильник. Пятая часть подростков сообщили, что кладут телефон поблизости, даже когда принимают ванну. «Многие слишком часто проверяют свои мобильники, некоторые не могут оторвать глаз от экрана даже на прогулке. Одна студентка сказала, что отправляет до 400 SMS в день, - сообщают специалисты, проводившие исследование [4].

Почему люди отправляют SMS? 40% опрошенных сказали, что им было просто скучно, а 25% из них хотелось знать, что поделывают друзья. Четверо из десяти респондентов отметили, что писать удобнее, чем звонить [4].

Но проблемы «мобильной зависимости» ученые усматривают уже не только в постоянной переписка по SMS. С увеличением новых возможностей и добавлением новых функций подросткам все легче попасть в зависимость от мобильных телефонов [3].

Еще одна опасность, связанная с такой одержимостью мобильниками, - это доступ через сеть интернет к любым сайтам развлекательного характера. Серьезная проблема также связана с мобильными играми. Дети настолько ими увлекаются, что оторваться от такой забавы крайне сложно. Один школьник рассказал, что сначала играл только по дороге в школу, но потом обнаружил, что не может остановиться и делает это даже на уроках. 15% подростков играет в игры на своем мобильном каждый день.

«Зависимость от мобильника серьезнее, чем от интернета или обычных компьютерных игр, потому что телефон можно взять с собой везде, нет ограничений ни во времени, ни в пространстве», - сказал доктор Чунг Чан-хо, заведующий психиатрической больницы, специализирующейся на подростковых расстройствах[1].

Другие эксперты полагают, что мобильная зависимость может привести к депрессиям, повышенной тревожности, нарушениям сна, невозможности приспособиться к новым ситуациям. У каждых трех из десяти подростков, пользующихся мобильниками, есть слуховые галлюцинации - они слышат звонки, когда их нет, принимают мелодии чужих телефонов за свои и т.д.

Сегодня в некоторых корейских школах учащимся рекомендуют не носить в школу мобильники. Сначала такие указания были встречены с крайним недовольством, но потом в большинстве школ этот принцип был принят. Родителям эта идея также нравится, поскольку дети перестали выпрашивать у них самые новые модели телефонов [1].

История телефона как средства передачи звука на расстояние насчитывает не одно столетие. Однако электрические телефоны появились не так давно – в конце XIX века. В те времена наблюдалось такое явление как телефонофобия (боязнь телефона). Сейчас людей, боящихся телефонов, единицы, зато огромное количество человек страдает другой болезнью, связанной с телефонами – телефономанией (зависимостью от мобильного телефона). Скорее всего, первые телефономаны появились еще на заре становления телефонной связи, однако массовым это явление стало сейчас, когда мобильные телефоны получили широкое распространение.

За границей на полном серьезе ставят такие диагнозы и лечат их в клиниках. Австралийские ученые утверждают, что психологическая зависимость от мобильного телефона сильнее, чем от сигарет! От нее сложнее избавиться, чем от компьютерной, ведь мобильник всегда с собой[4].

Мобильная зависимость – это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или не способен объяснить его причину.

Британские ученые выделяют три степени зависимости от мобильного телефона:

«Непривязанные» – люди, которые спокойно живут и с телефоном, и без него, для них мобильник – средство связи и не более того.

«Протезированные» — испытывают беспокойство при отсутствии телефона, но, в принципе, могут обойтись и без него.

«Киборги» — не мыслят себя без трубки в руке, мобильники практически вросли в их ладони [3].

Симптомы мобильной зависимости

Вот основные признаки, отличающие страдающего телефонной зависимостью человека. Они могут проявляться по отдельности или вместе:

Говорить по мобильному проще, чем «вживую», без него.

Любую свободную минуту хочется потратить на написание SMS (еще один вариант подмены живого общения).

Постоянное ожидание звонка. Человек повсюду берет телефон с собой: в душ, постель и туалет. Если звонков или SMS долго нет, он подходит к телефону и с надеждой всматривается в темный экран, не пропустил ли он что-то.

Отсутствие мобильного телефона вызывает огромный дискомфорт. Человек буквально не находит себе места, если вдруг села батарейка, или он забыл телефон дома, или потерял его.

Стремление закачать в свой телефон всё самое свежее. Человек часами находится в поисках нового программного обеспечения, рингтонов, картинок и заставок для своего ненаглядного телефона.

На услуги связи тратятся огромные деньги. Причем не только на переписку и разговоры, но и на платные SMS-опции.

Частая смена телефонных аппаратов. Главное – «навороченность» мобильного «друга». Такое поведение психологи называют гаджет-аддикцией.

Внимание! Наличие трех и более симптомов может свидетельствовать о мобильной зависимости [2].

Профилактика

Чтобы не стать «киборгом», нужно научиться контролировать время, потраченное на телефон. Вот нехитрые советы, как это сделать.

Постарайтесь сделать так, чтобы один разговор длился не более пяти минут. Этого времени достаточно для того, чтобы обсудить большинство вопросов.

Начните постепенно сокращать ежедневное количество написанных SMS. Если это не период бурных зарождающихся романтических отношений, в идеале Вы должны отправлять менее десяти сообщений в день.

Находясь дома, постарайтесь класть мобильный в определенное место и не носить его повсюду за собой.

Гуляя с собакой, вынося мусор, проверяя почту, убедите себя оставить телефон дома. Уж поверьте, вероятность того, что случится что-то глобальное или неотложное за время Вашего отсутствия близка к нулю. Зато у Вас не окажется повода сделать очередной ненужный звонок или отправить SMS.

Установите лимит средств, которые Вы можете потратить на общение по телефону за неделю или месяц. Для этого можно подключиться к пакетному тарифу с абонентской платой.

В свой заслуженный выходной попробуйте отключить телефон на сутки. Это самый радикальный, но, пожалуй, самый действенный метод. Увидите, сколько появится свободного времени. Постарайтесь провести его с пользой: почитайте, сходите в гости, в кино или в театр, уделите внимание своим близким в режиме реальной жизни [2].

В любом случае, есть у Вас зависимость или ее нет:

  • научитесь выключать телефон на ночь;

  • не обязательно доставать в ту же секунду, как присядете за столиком в кафе;

  • отключите звук, находясь в кино или театре;

  • не возбраняется отдых от мобильного телефона во время воскресных посиделок с друзьями — не забудьте только предупредить об отключенном мобильном родителей;

А еще помните: залог успешной работы кроется в правильном использовании инструментов – офисную работу стоит выполнять на персональном компьютере, звонить надо действительно по телефону, считать лучше, пользуясь калькулятором, для чтения придуманы книги и их электронные аналоги, а для просмотра фильмов есть телевизор, кинотеатр [2].

Выводы по главе 1.

Проблема «мобильной зависимости» или о зависимости от мобильного телефона действительно существует. Эта проблема волнует не только ученых, но и преподавателей, родителей, общественность.

Мобильная зависимость может привести к депрессиям, повышенной тревожности, нарушениям сна, невозможности приспособиться к новым ситуациям. Психологическая зависимость от мобильного телефона сильнее, чем от сигарет! От нее сложнее избавиться, чем от компьютерной, ведь мобильник всегда с собой.

Необходимо, когда это не вредит делу, ограничивать время, проводимое в «обществе» с мобильным телефоном.

II. МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН В ЖИЗНИ МОЕГО ОДНОКЛАССНИКА

Понаблюдав за поведением моих одноклассников на переменах (большую часть времени мои одноклассники на переменах проводят со своим мобильным телефоном), мы попытались выяснить, какие возможности своего мобильного телефона чаще всего используют ученики 5 «А» класса.

Основным методом сбора первичной информации при проведении исследования было анкетирование. В проведенном исследовании приняло участие 24 учащихся (96%) 5 «А» класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Сосногорска Республики Коми. Для того чтобы представить объективное положение, отражающее отношение к мобильному телефону среди подростков моего класса, была составлена анкета (Приложение).

Возраст анкетируемых составил 11-12 лет. Нам данный возраст интересен в силу принадлежности автора к данной аудитории. Всего в опросе приняло участие 24 человека. Из общего числа 13 человек (54,2%) – девочки, 11 человек (45,8%) – мальчики.

Все опрошенные – 100% (24 человека) – ответили на первый вопрос «Есть ли у тебя мобильный телефон?» положительно.

Второй вопрос помог нам узнать, какой телефон имеют мои одноклассники. Ни у кого не оказалось самого простого телефона, который используется исключительно для мобильной связи. У всех (!) моих одноклассников оказался «продвинутый» телефон с различными дополнительными функциями и выходом в интернет.

Третий вопрос помог нам выяснить, какие действия чаще всего совершают мои одноклассники со своим телефоном. Разговаривают по телефону 23 респондента, что составило 95,8%. Удивительно, но среди моих одноклассников оказался один, который вообще не использует телефон по его прямому назначению, т.е. для разговоров на расстоянии. На втором месте по популярности на поставленный вопрос оказался ответ: «Слушаю музыку» и «Смотрю видео» (на оба вопроса положительно ответили 21 человек, что составило 87,5%). На третьем - «Фотографирую и смотрю фотографии» – 19 (79,2%). «Сижу в интернете, переписываюсь с друзьями в социальных сетях» - на этот вопрос положительно ответили 18 школьников (75%). Играют в игры 15 учеников (62,5%). Пишут SMS – 14 школьников (58,3%). Используют различные приложения для учебы – 10 одноклассников (41,7%), читают книги – 7 (29,2%).

Сколько же времени проводят со своим телефоном мои одноклассники? «Только по необходимости, если кто-то звонит или приходит сообщение?» - такой ответ дали всего 5 (20,8%) респондентов. «Когда мне скучно» – 6 (25%) ответов. 14 (58,3%) пятиклассников проводят со своим телефоном много времени или все свободное время. 2 (8,3%) ученика могут позволить себе использовать свой телефон даже тогда, когда нельзя, например, на уроке. И еще 2 (8,3%) респондента практически не выпускают свой телефон из рук. Таким образом, явная зависимость от мобильного телефона наблюдается у 18 одноклассников, что составляет 75% респондентов.

Как используют свои телефон мои одноклассники, если им вовсе не скучно, когда они не одни, если они в это время со своими друзьями или одноклассниками? Самые популярные ответы: «Играем» – 16 (66,7%), «Слушаем музыку» – 15 (62,5%), «Фотографируемся» – 14 (58,3%). Очень тревожит ответ на данный вопрос: «Мы сидим каждый со своим телефоном». Так ответили 7 (29,2%) пятиклассников. Хвастаются своим телефоном и его возможностями – 6 (25%). Изучают профили друг друга в социальных сетях – 4 (16,7%) и обсуждают книги, фильмы, показывая друг другу фрагменты, 3 (12,5%). Используют полезные для учебы приложения – 5 (20,8%), хотя среди перечисленных приложений мы встретили лишь в одной анкете «тесты по разным учебным предметам».

На вопрос: «Назови три самые любимые игры, которые у тебя установлены на телефоне» - только 7 (29,2%) респондентов не ответили или написали «У меня нет игр!». Остальные поделились с нами названиями своими любимыми играми.

Самыми популярными приложениями (кроме, встроенных в телефоне) оказались: ВКонтакте – 14 (58,3%), YouTube – 10 (41,7%). Нет установленных приложений у двоих (8,3%).

Если сломается телефон, спокойно проживут без него несколько дней / часов 20 (83,3%) опрошенных. Срочно будут искать замену, т.к. не могут жить без телефона 4 (16,7%).

Зачем же нужен человеку мобильный телефон? Чтобы быть всегда на связи – 21 ответ (87,5%), чтобы фотографироваться – 14 (58,3%), «сидеть» в интернете – 13 (54,2%), чтобы получать полезные знания – 12 (50%), играть – 12 (50%), общаться с друзьями – 10 (41,7%), быть «крутым» – 4 (16,7%).

Выводы по главе 2.

На основе данного исследования мы можем сделать вывод, что мобильный телефон стал неотъемлемой частью жизни моих одноклассников. Все имеют мобильные телефоны, и это «не простые» телефоны, а «навороченные» с набором дополнительных опций и возможностей. Чаще всего респонденты используют свои мобильный телефон для развлечения в качестве дорогой игрушки, а не для связи.

Проанализировав результаты опроса, мы выяснили, что многие ребята не расстаются со своими мобильником ни дома, ни в школе, ни даже на уроках. Из этого можно сделать вывод, что ученики нашего класса подвержены зависимости от мобильного телефона, которую психологи уже назвали телефономанией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная учебно-исследовательская работа велась в соответствии с поставленными целью и задачами.

В работе ставилась цель выяснить, подвержены ли мои одноклассники «мобильной зависимости».

Гипотезой нашего исследования стало утверждение:

1) пятиклассникам мобильный телефон нужен не столько для экстренной связи, сколько для приятного времяпрепровождения, для развлечения;

2) пятиклассники сильно привязаны к своим мобильным телефонам.

В действительности это выглядит следующим образом. Многие мои одноклассники действительно практически не расстаются со своим мобильным телефоном. Все ученики 5 «А» класса имеют дорогие телефоны с большим набором дополнительных функций и возможностей. Чаще всего респонденты используют свои мобильный телефон для развлечения в качестве дорогой игрушки. Результаты исследования позволили нам сделать вывод, что многие ученики 5 «А» класса подвержены мобильной зависимости.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Данная работа может быть интересной для учителей – предметников, классных руководителей, родителей школьников и самих школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Александрова Т. Подростки, телефон и зависимость» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.helpix.ru/news/200511/291356/

  2. Галина А. Мобильная зависимость (симптомы и профилактика) // MIRSOVETOV – М // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/mobile-dependence.html

  3. Иванова А. Исследование увлечения мобильными телефонами у студентов // Материалы по психологии // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-742.html

  4. Осторожно! Мобильная зависимость // Ульяновский государственный университет // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ulsu.ru/com/schools/opalihin/9/xdq/

  5. Шрамченко Е.В. Мобильная ZAвисимость // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/11703/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

Привет! Мы проводим исследование на тему «Как школьники используют мобильный телефон». Пожалуйста, ответь на следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя мобильный телефон?

  • Да

  • Нет

  1. Если у тебя есть телефон, то какой он?

  • Простой телефон с кнопками и черно-белым экраном

  • Телефон с цветным экраном, с камерой, кнопками, выйти в интернет можно через SIM-карту

  • Телефон, которым можно управлять пальцами по экрану, с камерой, выйти в интернет можно через SIM -карту

  • Телефон, которым можно управлять пальцами по экрану, с камерой, или телефон с кнопками, выйти в интернет можно через сеть «Wi-Fi»

  1. Что ты обычно делаешь с телефоном? (Ты можешь выбрать сразу 2 и больше ответов!)

  • Разговариваю по нему

  • Пишу SMS

  • Играю в игры

  • Фотографирую и смотрю картинки

  • Пишу заметки

  • Читаю книги

  • Использую приложения для учебы

  • Открываю приложения (например, для спорта)

  • Сижу в интернете, переписываюсь в социальных сетях

  • Слушаю музыку

  • Смотрю видео

  1. Как ты думаешь, как много времени ты занимаешься с телефоном?

  • Я достаю его только по необходимости (например, кто-то звонит, пришло сообщение)

  • Я беру его в руки, когда мне скучно

  • Я могу провести с телефоном много времени

  • Свободное время я провожу с телефоном, в остальное время беру его по необходимости

  • Иногда я беру телефон в руки, когда этого нельзя делать (например, на уроке)

  • Я почти не выпускаю телефон из рук

  1. Что ты делаешь с телефоном, когда ты вместе с друзьями/одноклассниками

  • Мы сидим каждый со своим телефоном

  • Хвастаемся новым телефоном и тем, что в нем есть

  • Мы вместе играем или обсуждаем какую-то игру

  • Мы фотографируемся

  • Мы показываем друг другу сообщения, смотрим профили друг друга в социальных сетях

  • Мы обсуждаем книги, фильмы и показываем кусочки друг другу

  • Мы слушаем музыку друг друга

  • Мы вместе читаем тексты, новости, какие-то учебные материалы, делаем тесты и задания.

  1. Если у тебя на телефоне установлены какие-то игры/приложения, впиши сюда до трех самых любимых:

Игры:

  • ___________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________

Другие приложения (кроме игр):

  • ___________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________

  1. Если у тебя сломался телефон или ты его забыл дома:

  • Спокойно поживу без телефона несколько дней / часов

  • Срочно буду искать замену, т.к. не могу без мобильного телефона

  1. Для чего, по-твоему, человеку нужен мобильный телефон:

  • Чтобы всегда быть на связи

  • Чтобы получать полезные знания

  • Чтобы развлекаться и играть

  • Чтобы фотографироваться

  • Чтобы постоянно общаться

  • Чтобы сидеть в интернете

  • Чтобы его считали «крутым»

Просмотров работы: 1577