Введение
Отправляясь в школу 1 сентября, мы видим, как радуются этому событию школьники, и особенно первоклассники. Они счастливы, что, наконец-то, стали взрослыми. Их родители не могут налюбоваться на своих детей. Но уже в этот праздничный и торжественный день взрослые встревожены тем, что теперь каждый день им придется думать о том, как отвести ребенка в школу и привести домой обратно. Если рядом не живут бабушка с дедушкой, многие из наших родителей берут отпуск, чтобы приучить детей к самостоятельности и научить безопасному пути из дома в школу и обратно. Вместе с классным руководителем родители определяют самый безопасный маршрут «Дом – школа, школа – дом», а затем учат своих детей следовать именно ему, объясняя, почему это так важно. Ведь каждый из наших родителей хочет видеть нас здоровыми и жизнерадостными.
Но проходит время, и родители потихоньку начинают доверять своему ребенку. Уже во втором классе, а то и раньше, дети начинают ходить в школу самостоятельно. И почти никого не удивляет самостоятельность учеников третьего и четвертого класса.
Мы решили выяснить, придерживаются ли ученики третьего и четвертого класса своего безопасного маршрута. Или могут изменить его? Осознают ли младшие школьники опасные места по пути из дома в школу и обратно?
Так и появилось наше исследование «Маршрут «Дом – школа, школа – дом» глазами младшего школьника».
Актуальность данной темы неоспорима. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности школьников в нашей стране уделяется большое внимание на всех уровнях, дети по-прежнему подвергают себя опасности, порой, по собственной глупости, не осознавая этого.
Объект исследования: обычный маршрут школьника от дома до школы и обратно.
Предмет исследования: возможные отклонения от безопасного маршрута и причины этого отклонения.
Гипотеза:
1. младшие школьники не всегда следуют своему безопасному маршруту «Дом – школа, школа – дом»;
2. маршрут «Дом – школа» не всегда совпадает с маршрутом «Школа – дом»;
3. не все школьники осознают опасные места, связанные с переходом через проезжую часть.
Цель исследования: выяснить, отклоняются ли младшие школьники от своего безопасного маршрута «Дом – школа, школа – дом».
Задачи:
изучить ментальную карту как метод исследования;
соотнести ментальные карты младших школьников с картой г. Сосногорска;
соотнести существующий безопасный маршрут «Дом – школа, школа – дом» школьников с реальным маршрутом;
выяснить степень отклонения реального маршрута школьника от безопасного;
выяснить причины отклонений от безопасного маршрута;
выявить потенциально опасные места на безопасном маршруте и на отклонениях от него и способы их преодоления;
оценить степень рисков, возникающих при отклонении от безопасного маршрута.
Методы исследования:
интервью с элементами наблюдения;
ментальная карта.
Материалом для исследования послужили интервью с 10 учениками 3-4 классов и созданные в результате интервью ментальные карты.
Структура работы традиционна: она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет исследования, формулируются цель, задачи исследовательской работы.
Первая глава «Ментальная карта города как метод исследования (теоретический аспект)» посвящена описанию основного метода исследования, использованного в нашей работе – ментальной карте.
Во второй главе «Маршрут «Дом – школа, школа – дом» глазами младшего школьника (анализ ментальных карт)» поводится анализ данных, полученных в результате нашего исследования.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования в соответствии с установленными целью и задачами.
В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиографический список насчитывает 6 источников.
В приложении содержится фактологический материал, представляющий собой бланк опросника; примеры ментальных карт, взятые из сети Интернет; примеры расшифровок интервью; ментальные карты, созданные нашими информантами и их наложения на карту города.
Практической ценностью данной работы является возможность использования результатов исследования для дальнейшего изучения проблемы обеспечения безопасности младшего школьника. Результаты данного исследования могут стать основой для написания других учебно-исследовательских работ, ведь учащиеся не только ходят самостоятельно в школу и обратно, они еще самостоятельно ходят в различные учреждения дополнительного образования, друг другу в гости и просто гулять. Материалы данной работы можно использовать в педагогической деятельности классного руководителя, администрации школы.
I. МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА ГОРОДА КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Что такое «ментальная карта города», и почему именно она легла в основу нашего исследования?
Из истории вопроса.
Сразу оговоримся о значении термина. Понятие «ментальная карта» в научной литературе чаще встречается в психологии и связано с поведением человека. Название «ментальные карты» широко употребляется, наравне с более правильными с филологической точки зрения категориями «диаграммы связей», «интеллект-карты», «карты мыслей».
Ментальные карты или диаграммы связей – эффективная техника альтернативной записи и визуализации. Современное представление о них было заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Он интересовался проблемами развития интеллектуальных способностей, памяти, креативности, скорости чтения. Добился незаурядных результатов – в 1997г. в прямом эфире установил рекорд в запоминании многозначных чисел.
В ходе своих исследований Т. Бьюзен пришёл к выводу, что общепринятый способ восприятия текстовой информации не является оптимальным. По его утверждению, чтение страницы слева направо и сверху вниз представляется человеческому мозгу искусственным, ведь он устроен так, что воспринимает данные нелинейно и сразу целиком. Из критики «неудобств» линейного восприятия позже и появились ментальные карты как приём организации информации и альтернативный способ записи. Что значительно важнее, работа в направлении совершенствования концепции интеллектуальных карт показала возможность их применения как инструмента в технике «мозгового штурма», для поиска и генерации новых идей, запоминания, структурирования. Примеры различных ментальных карт, взятые из сети Интернет, представлены нами в Приложении 2.
Метод Бьюзена начал широко применяться практически сразу после того, как был представлен широкой аудитории с помощью телепередачи «Думай головой» на канале ВВС, которую сам автор и вёл. Позже он написал ещё несколько книг о своей технике, ставших бестселлерами. Но изобретателем теории его можно назвать лишь с натяжкой. Подобные методы применялись уже мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Безусловно, Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников [4].
Для завершения представления о сути ментальных карт отметим, в чём их отличие от других способов визуализации. От стандартных диаграмм и графиков диаграмму связей отличает отсутствие строгости. Вы создаёте свою древовидную схему так, как того требует задание, или как вам удобнее. Не нужно заботиться об иконографии, сухих числах или процентах. График чаще всего строится, чтобы показать какое-либо измеримое отношение, но принцип построения ментальной карты абсолютно другой – показать связь (часто неочевидную) какой её видит автор.
Итак, ментальные карты – это пространственные карты. Они делятся на линейные и нелинейные. Линейная карта – это карта-путь, как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту. На них чаще наносятся объекты, масштаб, высота, условные обозначения и т.д. Вид нелинейных ментальных карт чаще представляется как карта-обозрение, как одновременное представление пространственного расположения объектов и процессов, происходящих в определенных пространственных ареалах [6].
Образ города и ментальные карты.
Ментальные карты прочно вошли в обиход исследований города на пересечении самых разных наук и областей деятельности от психологии до архитектуры, от социологии до городского планирования и управления. В настоящее время метод ментальных карт, похоже, переживает второе рождение, обнаруживая все новые грани и возможности использования. Исследовательская традиция, восходящая к «Образу города» (1960 г.) К. Линча [5], пересекается с направлением социального картографирования, и все это происходит на фоне растущей популярности разнообразных практик визуализации. В результате разноплановые методические решения подводятся под общее название «ментальные карты» [3].
Основной методикой в исследовании К. Линча являлось ментальное картографирование, которое представляло собой интервью с «просьбой нарисовать эскизный план города, дать детальное описание нескольких путешествий по городу, перечислить и кратко описать те его части, которые наиболее четко и живо закреплены н памяти» [5]. Степень воображаемости того или иного объекта измерялась в таком случае частотой (долей) упоминаний объекта по отношению к числу всех опрошенных.
Чтобы разобраться с определением ментального картографирования обратимся к статье Н. Веселковой, в которой автор выделяет четыре отличительных свойства ментальных карт:
1) изучаемые представления визуализированы, причем визуальное является центральным, приоритетным;
2) ментальные карты визуализируют представления о местности, люди должны выражать своё видение местности, а не просто там находиться;
3) непосредственным создателем ментальной карты является информант;
4) ментальные карты создаются для исследования [2].
В заключение отметим, что в любой карте переплетается личностное видение и коммуникативный мотив, уникальный жизненный мир информанта встречается с общими, по крайней мере, для данной социальной группы, социокультурными матрицами. В зависимости от задач, упор может быть сделан на одно либо другое, кроме того, их баланс может переопределяться в ходе исследования самими информантами. Точно так же и исследователь, и информант участвуют в артикуляции объекта картографирования: будет ли это некий предсуществующий образ или взаимное конструирование карты и представлений. Ментальные карты применимы к изучению любой местности: мы можем просить информантов изобразить свою деревню или страну, континент или всю землю. Почему же этот метод получил распространение именно в исследованиях города? В отличие от других территориальных образований город относительно компактен и плотно населен, что позволяет говорить об общем опыте горожан и уже на этом фоне искать различия. В условиях глобализации и растущей мобильности перспективы развития метода ментальных карт, вероятно, будут связаны с его использованием в изучении более крупных территорий, чем город. Разумеется, этим список предметных областей не исчерпывается. И как всякий метод, ментальные карты обладают известной универсальностью [2].
Выводы по главе 1.
Итак, современное представление о ментальных картах заложено в 70-е гг. прошлого века британским психологом и телеведущим Тони Бьюзеном. Хотя подобные методы применялись еще мудрецами Древней Греции и Рима (Порфирий, Аристотель и др.), инженерами Нового времени. Бьюзен обозначил границы современного подхода, не скрывая, что опирался на труды предшественников.
Ментальные карты – это пространственные карты. Они делятся на линейные и нелинейные. Ментальные карты как метод исследования обладают известной универсальностью.
В настоящее время метод ментальных карт переживает второе рождение. Этот метод активно используется в самых разных науках и областях деятельности. Особенно активно данный метод используется для изучения городского пространства.
II. «МАРШРУТ «ДОМ – ШКОЛА, ШКОЛА – ДОМ» ГЛАЗАМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА (АНАЛИЗ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ)»
В нашем исследовании приняли участие 10 школьников, это учащиеся 3-4 классов МБОУ «СОШ №2» г. Сосногорска. Возраст 9 – 10 лет. Данный возраст интересен нам в силу относительной самостоятельности школьников: они уже достаточно свободно перемещаются по городу в пределах своего района и даже за его пределами.
Сбор информации для нашего исследования представлял собой интервью с просьбой нарисовать обычный путь информанта от дома до школы и обратно. Мы попросили школьников отметить на пути, на их взгляд, опасные места. Для проведения данного исследования нами был составлен опросник (Приложение 1).
Сначала мы проанализировали адреса фактического проживания информантов и их принадлежность к закрепленной Постановлением Администрации муниципального района «Сосногорск» за МБОУ «СОШ №2» г. Сосногорска территорией [1]. Ведь закрепление территорий за общеобразовательными организациями в первую очередь призвано обеспечить доступность получения общего образования, а во вторую – безопасность школьников по пути от дома до школы. Выяснилось, что 8 (80%) из опрошенных проживают на «закрепленной» территории, т.е. в «шаговой доступности» от общеобразовательной организации и подвергаются минимальному риску по пути от дома до школы и обратно. Двое (20%) информантов проживают в 6 микрорайоне, т.е. на территории, закрепленной за МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Сосногорска. Еще двое (20%) – на территории, закрепленной за МБОУ «СОШ №1» г. Сосногорска. Таким образом, можно предположить, что у этих школьников маршрут от дома до школы и обратно занимает значительно больше времени и содержит на своем протяжении больше потенциально опасных зон.
Первичный анализ полученных данных подтвердил наши предположения. Мы посчитали минимальное количество переходов через проезжую часть, которые встречаются на пути школьников. Ученики, проживающие на «закрепленной» территории, преодолевают от 1 до 3 переходов через проезжую часть на своем пути (Приложение 4 карты №№ 1-5 и 9), в то время как их одноклассники, проживающие на других территориях города (Приложение 4 карты №№ 6-8 и 10), вынуждены добираться до школы на автобусе или преодолевать значительное расстояние пешком, количество переходов через проезжую часть на их пути возрастает до 6.
Затем мы проанализировали ментальные карты наших информантов, соотнесли их с картой города Сосногорска и расшифровкой интервью (примеры расшифровки интервью мы приводим в Приложении 3). Вот что у нас получилось.
Из 10 опрошенных только в одном (!) случае не выявлено никаких нарушений техники безопасности ни со стороны ребенка, ни со стороны родителей (Приложение 4, карта № 9). Девочка знает свой безопасный маршрут и следует только ему. По пути в школу и обратно никуда не заходит, т.е. не отклоняется от своего маршрута. О проезжей части на пути следования знает, переходить дорогу умеет, переходит проезжую часть исключительно в зоне пешеходного перехода. С родителями в школу ходит тем же маршрутом. Напоминаем, это только один случай из десяти! В нашем случае это составило 10%.
Во всех остальных случаях имеются явные нарушения техники безопасности на пути в школу и обратно.
О безопасном маршруте ничего не знают 4 информанта (40%), остальные 5 школьников (50%) – знают о безопасном маршруте, но регулярно отклоняются от него.
У 8 информантов (80%) маршрут «Дом – школа» не совпадает с маршрутом «Школа – дом». Дети объясняют это тем, что утром они идут в школу одни или с братом / сестрой и торопятся, чтобы не опоздать на уроки, а возвращаются после школы с друзьями и уже никуда не спешат.
Регулярно заходят по пути из школы домой в магазины 5 (50%) информантов, один (10%) после школы и в магазины заходит, и затем гуляет на площади (Приложение 4, карта № 7).
Осознают опасность на своем пути 8 (80%) информантов. Но это, как правило, «собаки у мусорки» или старшие ребята, которые «могут побить».
Исследование показало, что далеко не все ученики осознают опасности при переходе через проезжую часть. То, что на пути учащиеся переходят проезжую часть, не осознают или осознают частично (например, из четырех переходов через проезжую часть называют только два, те, которые имеют «зебру») – 8 (80%) информантов. 4 (40%) информантов регулярно (каждый день) переходят дорогу в неположенном месте (не в местах, обозначенных пешеходным переходом).
Двое из опрошенных (Приложение 4, карта № 8, 10), проживают в 6 микрорайоне. Родители рекомендуют им ездить в школу на автобусе, запрещают ходить «через лес». В школу эти школьники ездят на автобусе, но вот возвращаются из школы домой пешком и, как правило, через лес (!).
И самое печальное… На наш вопрос «Когда ты идешь в школу с кем-то из взрослых (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем? Если другим, то почему?» 5 (50%) учащихся ответили: «Тем же», «Тоже коротким», «Так же хожу» - т.е с отклонениями от безопасного маршрута, с переходом через проезжую часть в неположенном месте (!). Один информант (Приложение 4, карта № 6) ответил: «Когда в школу (или из школы) иду с бабушкой, иду через полицию (совпадает с безопасным маршрутом), а когда иду с мамой, идем через детский садик (т.е. с отклонением от безопасного маршрута). Подобное можно объяснить постоянной спешкой по утрам взрослых на работу, детей в детский садик, в школу… Но как научить ребенка следовать простым правилам безопасности, если его самые близкие и родные люди, взрослые рядом, эти правила ежедневно нарушают сами?!
Любопытно, что дети, пытаясь ответить на наш вопрос: «Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку?», задумывались, начинали анализировать свой путь «Дом – школа, школа – дом» и приходили к выводу, что ходят небезопасным маршрутом, что другу посоветуют ходить другим маршрутом. Информант № 3 (Приложение 4, карта № 3) подумав, сообщил нам, что дворами, пожалуй, ходить опаснее: нет тротуаров, приходится идти по дороге, а во дворах тоже часто ездят машины; во дворах есть «мусорки», а рядом с ними часто голодные собаки. А с помощью информанта №4 (Приложение 4, карта № 4) мы обнаружили изъян в самом безопасном маршруте. От дома № 3а по ул. Лесной детям и взрослым приходится преодолевать отрезок пути по обочине проезжей части ул. Пионерской (на пересечении с ул. Куратова, рядом со зданием администрации), т.к. тротуар в этом месте отсутствует.
Выводы по главе 2.
На основе проведенного нами исследования мы пришли к следующим выводам.
Чем ближе школьник живет от своей школы, тем меньше опасностей угрожает ему на его пути «Дом – школа, школа – дом».
Не все школьники 3-4 классов помнят о своем безопасном маршруте. А ведь его создание в первом классе совместно с родителями и классным руководителем – обязательное условие! Безопасный маршрут обязательно должен быть вклеен в дневник всех учащихся до 12 лет включительно.
Не все ученики ходят в школу и обратно согласно своему безопасному маршруту.
Маршрут «Дом – школа» часто не совпадает с маршрутом «Школа – дом». Возвращаясь из школы, ученики заходят в разные магазины, сознательно удлиняют свой маршрут, прогуливаясь с друзьями.
Не все ученики воспринимают переход через проезжую часть как опасное место! Опасные места у учеников ассоциируются со скоплением собак и старших / незнакомых школьников.
Родители школьников сами зачастую не придерживаются безопасного маршрута, переходят дорогу в неположенном месте, тем самым показывая дурной пример своим детям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная учебно-исследовательская работа велась в соответствии с поставленными целью, задачами.
В работе ставилась цель выяснить, отклоняются ли младшие школьники от своего безопасному маршруту «Дом – школа, школа – дом».
Гипотезой нашего исследования стало несколько утверждений:
1. младшие школьники не всегда следуют своему безопасному маршруту «Дом – школа, школа – дом»;
2. маршрут «Дом – школа» не всегда совпадает с маршрутом «Школа – дом»;
3. не все школьники осознают опасные места, связанные с переходом через проезжую часть.
В результате исследования гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, полностью подтвердилась.
Данная работа может быть интересной для классных руководителей, родителей школьников и самих школьников.
На наш взгляд было бы интересно продолжить исследования городского пространства методом ментальной карты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Постановление Администрации муниципального района «Сосногорск» от 23.12.2016г. № 832 «О закреплении общеобразовательных организаций за территориями муниципального района «Сосногорск» в 2017/2018 учебном году» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sosnogorsk.org/upr/uno/legal-act/
Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практики использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. С. 5-30.
Глазков К. «Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент работы с городским опытом // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urban.hse.ru/citytour
Кутько С. «Ментальные карты»: Блог саморазвития // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://4brain.ru/blog/ментальные-карты/
Линч К. Образ города // М.: Стройиздат, 1982 // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.glazychev.ru/books/translations/Linch/Linch_1.htm
Сизова Ю.А. «Ментальные карты, как методы анализа городских пространств» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s039/s039-023.pdf
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПРОСНИК
Здравствуй! Мы проводим исследование, хотим выяснить, как школьники передвигаются по городу. Пожалуйста, ответь на наши вопросы. Мы будем использовать информацию, полученную от всех ребят сразу, поэтому ты можешь нам доверять, мы никому не расскажем твоего имени и что ты нам рассказал.
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме? Перед тобой лежит лист бумаги. Представь, что это карта Сосногорска, но ты рисуешь ее сам/сама. Нарисуй в центре карты или где хочешь домик, это будет твой дом.
В какой школе ты учишься? Далеко ли тебе идти от школы до дома? Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то? Расположены ли школа и твой дом в разных районах города (микрорайоны/Сосновка и т.д.). Подумай, как далеко расположена школа до твоего дома, и в подходящем месте нарисуй домик, который будет похож на твою школу. Подпиши дом и школу, чтобы не забыть.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы. Представь, что у тебя гостит новый друг, и тебе надо оставить ему карту с дорогой от твоего дома до школы, чтобы он не заблудился. Отметь на карте, где ты поворачиваешь, переходишь дорогу, напиши, какие это улицы. Подумай, есть ли на пути какие-то приметы, которые ты бы мог указать на карте, чтобы было легче указать дорогу: это могут быть памятники, магазины, красивые здания и то, что ты помнишь. Попробуй нарисовать или подписать их, как тебе захочется.
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром? Может быть, после школы ты идешь на секцию, или заходишь к другу, или идешь гулять? Попробуй также отметить новые места на карте.
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем? Если другим, то почему? Отметь на карте.
Нравится ли тебе утром идти в школу? Видишь ли ты что-нибудь приятное по пути? Если ты еще не отметил эти места/объекты, отметь на карте. Как быстро ты обычно идешь?
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРЫ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ
Рис. 1 Ментальная карта, нарисованная Т. Бьюзеном
(Режим доступа: http://www.mnemonica.ru/mindmap/intellektualnye-karty-ot-toni-byuzena)
Рис. 2. «Что Вы получите, пользуясь МК (ментальными картами)»
(Режим доступа: http://www.stimul.biz/images/data/gallery_133.jpg)
Рис. 3. «Преимущества использования ментальных карт»
(Режим доступа: http://www.stimul.biz/ru/lib/articles/exam)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
РАСШИФРОВКИ ИНТЕРВЬЮ
Ученик 1 (3 класс, 9 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. Молодежная, 10.
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- До школы хожу пешком. Одна или с сестрой.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
- На пути в школу переходов через дорогу нет (?!). В школу хожу коротким маршрутом. (Реальный маршрут не совпадает с безопасным (!))
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Обратно иду другой дорогой, длинной. Почему? С друзьями. Иногда по пути домой захожу в магазин «Фортуна» или «Казачий Кош» (!). Перехода через проезжую часть по пути нет (!)
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- Есть опасные места. Собаки около ящиков с мусором. (Опасность проезжей части не осознает).
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- Когда в школу иду с мамой, тоже идем коротким маршрутом.
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- 6-7 минут.
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь? Нет, не знаю…
Ученик 2 (3 класс, 9 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. Лесная, 3а.
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- До школы хожу пешком. Иногда с другом.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
(Путь имеет отклонения от безопасного. Дорогу переходят на перекрестке, где нет пешеходного перехода. Сколько раз на пути переходит дорогу – не помнит (!)).
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Обратно иду той же дорогой…
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- Опасных мест по пути нет.
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- Когда в школу идем с мамой, идем точно так же (!).
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- 6-7 минут.
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь? Этот же…
Ученик 3 (3 класс, 9 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. Пионерская, 1.
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- До школы хожу пешком. Один.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
- На пути в школу есть один пешеходный переход. В школу хожу безопасным маршрутом. (Маршрут есть в дневнике). Пешеходный переход есть. Перехожу так: смотрю сначала налево, затем – направо.
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Обратно иногда иду другой дорогой, дворами. Почему? Это зависит от настроения. По дороге никуда не захожу…
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- Дворами идти опаснее. Там нет тротуара, идти приходится по обочине дороги. А во дворе тоже часто ездят машины. А еще около общежития есть ящики для мусора, там часто собаки. Нет, другу посоветую ходить безопасным маршрутом.
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- С мамой идем безопасным маршрутом, не дворами.
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- 5-7 минут.
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь знаю, чаще хожу именно так.
Ученик 4 (3 класс, 9 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. Лесная, 3а.
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- До школы хожу пешком. Одна или с братом и его другом.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
(Путь имеет отклонения от безопасного. Дорогу переходит на перекрестке, наискосок, что недопустимо на перекрестке, не регулируемом светофором. Один переход через проезжую часть не помнит или не осознает (!)).
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Обратно иду той же дорогой…
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- Опасных мест по пути нет.
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- Когда в школу идем с мамой, идем точно так же (т.е. с отклонением от безопасного маршрута (!)).
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- 7-8 минут.
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь знаю (рисует на своей карте и осознает, что он безопаснее того, по которому обычно ходит).
Ученик 5 (3 класс, 9 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. Молодежная, 10.
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- До школы хожу пешком. Один.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
- На пути в школу перехожу дорогу по пешеходному переходу (в указанном месте пешеходный переход отсутствует). В школу хожу коротким маршрутом. (Реальный маршрут не совпадает с безопасным (!))
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Обратно иду другой дорогой, длинной. Почему? С другом. Иногда по пути домой захожу в магазин «Казачий Кош» (!). Этот путь безопаснее, но длиннее. Утром хожу коротким маршрутом.
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- Есть опасные места. Это собаки, однажды уже нападала собака. Большие мальчишки собираются у домов, во дворах, могут побить. (Опасность проезжей части не осознает).
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- Когда в школу иду с мамой, тоже идем коротким маршрутом.
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- 7 минут.
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь это путь №2 (длинный путь).
Ученик 6 (4 класс, 10 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. Маяковского, 3.
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- До школы хожу пешком. Хожу одна.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
- Иногда через детский садик, иногда мимо полиции... Через садик маршрут короче. (Имеется отклонение от безопасного маршрута).
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Обратно иду мимо полиции. После школы захожу в «Восход» (!)
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- Опасное место около садика, там собаки у мусорных ящиков… (Из четырех переходов через проезжую часть осознает только два).
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- Когда в школу иду с бабушкой, иду через полицию (совпадает с безопасным маршрутом), а когда иду с мамой, идем через детский садик...
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- Через садик – 10 мин., через полицию – 20 мин….
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь? Через полицию, у садика есть собаки…
Ученик 7 (4 класс, 10 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. Индустриальная, 2 (самый дальний пешеходный маршрут).
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- До школы хожу пешком. Хожу один или с другом.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
- Маршрут все время разный. (Маршрут практически невозможно восстановить по рисунку. Имеются отклонения от безопасного маршрута).
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Обратно иду, захожу в «Казачий Кош», потом иду гулять на площадь (!) Портфель там оставляю и гуляю с другом.
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- (Из пяти - шести переходов через проезжую часть осознает только один).
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- Всегда хожу один...
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- Минут 20.
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь? Нет, не знаю…
Ученик 8 (4 класс, 10 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. 6 микрорайон, д.7.
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- В школу езжу на автобусе, так советует мама.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
- До автобуса 1 переход через дорогу со светофором. Больше переходов через проезжую часть нет.
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Иногда хожу пешком. Через лес (короткий маршрут) мама не разрешает ходить, поэтому идем с друзьями по длинному маршруту. Обратно три пешеходных перехода (еще один, четвертый, не называет).
После разговора с учителем, выясняется, что школьник домой ходит как раз через лес, т.е. выбирает тот путь, который не разрешают родители, скрывает этот факт (!)).
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- Во дворе дома злые собаки. Можно упасть с горки (дорога через лес (!). Машины на дороге.
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- С мамой ходим через лес, с мамой можно...
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- ...
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь длинный (на карте восстановлен)? Возвращаюсь из школы по этому маршруту (на практике – через лес)…
Ученик 9 (4 класс, 10 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. Пионерская, 9.
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- До школы хожу пешком. Одна.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
- На пути в школу есть один пешеходный переход. В школу хожу одним и тем же маршрутом (совпадает с безопасным маршрутом).
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Обратно иду той же дорогой.
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- По пути могут встретиться собаки.
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- С мамой идем тем же маршрутом.
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- 5-6 минут.
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь знаю, всегда хожу именно так.
Ученик 10 (4 класс, 10 лет).
Расскажи, пожалуйста, где ты живешь. На какой улице, в каком доме?
- ул. 6 микрорайон, д.20 (самая удаленная от школы территория).
Ты ходишь пешком или ездишь на каком-то транспорте? Ты ходишь один/одна или с кем-то?
- В школу иногда хожу пешком, иногда езжу на автобусе. Чаще хожу с друзьями. Мама советует ездить на автобусе.
Теперь нарисуй, как ты обычно идешь из дома до школы.
- Хожу иногда через лес, хотя мне не разрешают (безопасный маршрут в обход, по тротуарам).Родители советуют ходить через город.
Теперь подумай о том, как ты идешь из школы домой обратно. Этот путь отличается от дороги утром?
- Возвращаюсь пешком. Иногда через город, иногда через лес. По пути могу зайти в «Пятерочку», в магазин возле 3-й школы.
Подумай о том, есть ли на дороге какие-то места, где твоему другу нужно будет быть осторожным? Например, посмотреть по сторонам, перед тем как перейти дорогу, или идти осторожно, чтобы не разозлить собаку? Отметь такие места на карте.
- Через лес ходить опаснее. Возле магазина «Любимый» можно встретить собак.
Когда ты идешь в школу с кем-то (например, с родителями) ты идешь той же дорогой или другим путем?
- С мамой ходим через город или ездим на автобусе...
Нравится ли тебе утром идти в школу? Как быстро ты обычно идешь?
- 30 минут (когда через лес).
Знаешь ли ты, какой путь до школы самый безопасный? Ходишь ли ты таким путем?
- Безопасный путь через город.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ И ИХ НАЛОЖЕНИЯ НА КАРТУ ГОРОДА
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧАНИЯ
Обозначение |
Описание |
Значение |
Линия зеленого цвета |
Безопасный маршрут |
|
Линия красного цвета |
Отклонения от безопасного маршрута |
|
Прямоугольник красного цвета |
Магазины, в которые заходят ученики, отклоняясь от своего маршрута |
|
Красный треугольник |
Переход через проезжую часть, о котором не вспомнили информанты |
|
! |
Красный восклицательный знак |
Прочие опасности на пути «Дом – школа, школа – дом», на которые указывают информанты |