ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед нами в том возрасте, когда мы еще не осознаём до конца всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. Незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться, он должен учитывать потребности в профессии в том регионе, в котором он будет жить.
Объектом нашего исследования является самоопределение при выборе профессии у обучающихся 9-11 классов МБОУ «Школа №21» г. Рязани.
Предметом исследования выступают особенности самоопределения обучающихся 9-11 классов МБОУ «Школа №21» г.Рязани при выборе профессии в современных условиях социально-экономического развития Рязанской области.
Гипотеза исследования – старшеклассники часто испытывают трудности при профессиональном самоопределении, так как не имеют четких представлений о востребованности тех или иных профессий в обществе, а также психологически не готовы к самостоятельному осознанному выбору с учетом всех внешних и внутренних факторов.
Целью работы является исследование основных объективных и субъективных особенностей самоопределения современных старшеклассников и выявление противоречий при выборе профессии.
Цель исследования определила следующие задачи:
1. Познакомиться с основными теоретическими и методологическими подходами к изучению самоопределения как социокультурного процесса;
2. Перечислить основные факторы, влияющие на самоопределение современных старшеклассников при выборе профессии;
3. Исследовать рынок профессий Рязанской области, познакомиться с перспективами его развития на плановый период до 2020 года;
4. Освоить современные методики анкетирования и профориентационного тестирования обучающихся старших классов;
5. Проанализировать особенности и противоречия процесса выбора современными старшеклассниками их дальнейшей образовательно-профессиональной траектории на основе анализа анкетирования и тестирования обучающихся старших классов МБОУ «Школа №21».
Эмпирическую базу исследования составили результаты анкетирования и тестирования 64 обучающихся 9-11 классов МБОУ «Школа №21» и результаты диагностической работы с обучающимися, проведенной психологом школы Е.С.Пасенко.
В литературе вопрос самоопределения подростков изучен достаточно полно. В теоретической части работы мы обращались к работам Божович Л.А., Бондарей В.П., Бендюкова М.А. и Костюниной Е.А. При работе над практической частью мы также пользовались справками о проделанной диагностической работе по профориентации психолога нашей школы Е.С.Пасенко.
Научная новизна работы заключается в выявлении и анализе основных противоречий, характеризующих самоопределение старшеклассников при выборе профессии в нашем регионе.
Научно-практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы классными руководителями и психологом школы для проведения работы по профориентации и совместного выстраивания стратегии индивидуального профессионального развития обучающегося, для профессиональной помощи обучающимся в процессе выбора ими собственной образовательно-профессиональной траектории с учетом требований рынка в регионе к уровню квалификации специалистов.
Структура и объем работы: Наша работа состоит из введения, двух глав (включающих 4 параграфа), заключения и библиографического списка.
ГЛАВА I. Самоопределение старшеклассников при выборе профессии
В данной главе мы рассмотрим понятие «самоопределение» как социокультурный процесс, а также основные факторы, непосредственно влияющие на самоопределение старшеклассников при выборе ими будущей профессии.
1.1. Самоопределение как социокультурный процесс
Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки, предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии [2]. Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности. Профессиональное самоопределение проходит в несколько этапов:
зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями;
целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности (профессиональное самоопределение личности);
вхождение в профессию (знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение в коллективные отношения);
реализация профессиональных устремлений (отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход) [4].
Зачастую обучающийся в первую очередь выбирает учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении. Очень часто у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию или отсутствует ощущение необходимости выбора профессии, например, когда у подростка все родственники имеют определенную профессию и данная профессия является традицией. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении. Огромное значение при выборе профессии играет самооценка обучающегося. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, то есть уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.
Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда [3].
Таким образом, выбор профессионального пути — одна из ключевых задач старшего подросткового возраста. При выборе профессии необходимо иметь четкое представление о своих способностях и возможностях, о возможностях обучения, о положении профессии на рынке труда и трудоустройства, а также о перспективах профессионального и карьерного роста. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, позволяет обезопасить от возможных ошибок, делает трудовую деятельность увлекательной и интересной, позволяет достичь профессиональных и карьерных успехов.
1.2 Факторы, влияющие на самоопределение учащихся при выборе ими будущей профессии
Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие.
Внешние факторы - это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.
Внутренние факторы - это возможности, способности и интересы самого человека. Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны.
Е. А. Климов выделяет следующие факторы, влияющие на ошибки при выборе профессии [5].
Отношение к выбору профессии как «раз и навсегда».
Престижность и популярность профессии.
Выбор профессии под влиянием семьи, друзей.
Увлечение только внешней или частной стороной профессии.
Выбор профессии по учебному предмету.
Недооценивание или переоценивание своих физических возможностей и способностей.
Незнание специфики трудовых действий выбираемой профессии или поверхностное представление о ней.
Л. И. Божович отмечает, что проблему самоопределения чаще всего решают взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда сами подростки. «Исключение составляют только учащиеся, обладающие какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами» [1]. Обучающиеся часто попадают в ситуации трудности выбора профессии, когда:
осознают необходимость выбора профессии, но не знает вообще что хочет,
выбирают среди нескольких альтернативных путей карьеры,
или когда есть внешние и внутренние препятствия для планирования профессионального будущего.
Выводы по I главе:
Профессиональное самоопределение предполагает выбор будущей профессии, изучение и соотношение своих способностей и возможностей выбранной деятельности, построение плана освоения профессии.
На выбор профессии влияют различные факторы. Условно их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести, например, недостаточную осведомленность о выбранной профессии, ее популярность или материальный доход. К внутренним факторам относятся личностные характеристики старшего подростка, например, возможности, способности и интересы.
На выбор профессии могут влиять различные обстоятельства и причины, которые могут привести к типичным ошибкам при выборе профессии.
ГЛАВА II. Противоречия в выборе профессии в современных условиях социально-экономического развития региона
В данной главе мы рассмотрим документы, предоставленные нам Министерством труда и занятости населения Рязанской области, которые позволят сформировать представление о потребности экономики Рязанской области в квалифицированных кадрах до 2020 года, а также проведем анализ тестов на профориентацию, проведенных среди обучающихся 9-11 классов МБОУ «Школа №21» г. Рязани.
2.1. Изучение баланса трудовых ресурсов Рязанской области на 2016 год и плановый период до 2020 года
Мы изучили Прогноз баланса трудовых ресурсов Рязанской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [6] (далее – Прогноз баланса трудовых ресурсов), который был разработан с применением Методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 февраля 2012 года № 178н, постановления Министерства труда и занятости населения Рязанской области от 31 октября 2013 года №21 «О порядке разработки прогноза баланса трудовых ресурсов».
В Рязанской области представлены 15 сфер экономической деятельности, причем ни одна из них не является для региона якорной, или с узконаправленной профессиональной деятельностью. При этом более 50% от общей численности трудовых ресурсов, занятых в экономике Рязанской области, занято в 4 сферах: «обрабатывающая промышленность», «оптовая и розничная торговля», «сельское хозяйство» и «образование».
Основной тенденцией за период с 2016 по 2018 годы станет ежегодное сокращение населения в трудоспособном возрасте. Тем не менее, это не приведет к проявлению дисбаланса, так как будет происходить с одновременным сокращением количества рабочих мест, что связано с усилением конкуренции в условиях экономического кризиса, а также автоматизацией технологических и производственных процессов.
Наибольшее снижение потребности в трудовых ресурсах будет наблюдаться в следующих видах экономической деятельности: «предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», «здравоохранение и предоставление социальных услуг», «государственное управление и обеспечение военной безопасности», «финансовая деятельность», «образование».
Увеличение численности занятых в 2018 году по отношению к 2014 году прогнозируется в 5 видах экономической деятельности, из них наиболее значимое увеличение будет в таких сферах как: «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», «транспорт и связь», «строительство».
В Рязанской области будет наблюдаться баланс трудовых ресурсов за счет равномерного и пропорционального сокращения трудовых ресурсов и количества рабочих мест, а также удовлетворения потребности в трудовых ресурсах за счет привлечения иностранной рабочей силы и работающих граждан старше трудоспособного возраста, в ближайшие годы.
2.2. Анализ результатов анкетирования, тестирования и диагностики статусов профессиональной идентичности обучающихся 9-11 классов МБОУ «Школа №21» в контексте современных социально-экономических условий
В рамках исследовательской работы мы провели анкетирование 42 обучающихся 9-11 классов МБОУ «Школа №21» с целью установления, какие из видов трудовой деятельности вызывают наибольший интерес. Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы.
С учетом данных Прогноза, мы можем сказать, что всего лишь 7 учащихся выбирают сферы, в которых планируется увеличение численности трудовых ресурсов (транспорт и связь, ремонт автотранспортных средств и обеспечение государственной безопасности). При этом, весьма большой процент опрошенных затруднились назвать даже сферу своих профессиональных интересов.
На втором этапе нашей исследовательской работы мы провели тестирование на профориентацию с использованием Дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А.Климовa, который предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова, а также проанализировали данные диагностической работы в 9-11 классах, проведенной психологом школа Пасенко Е.С. по опроснику профориентации Дж. Голланда.
С Дифференциально-диагностическим опросником (ДДО) Е.А.Климовa работали 38 человек. Методика предназначена для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:
Некоторые из испытуемых показали двойственный результат.
Анализируя Справки о проделанной диагностической работе среди 59 обучающихся 9-11 классов [7, 8, 9] по методике профессионального самоопределения Дж.Голланда, которая позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями для наилучшего выбора профессии и выделяет 6 типов личности в соотнесении с типами профессиональной среды, мы увидели, что обучающиеся относятся к следующим типам по классификации Дж.Голланда:
Учитывая рекомендации по профессиональному самоопределению, которые дают авторы методик, а также рассматривая результаты анкетирования, где обучающиеся высказывали свои профессиональные предпочтения, мы выявили явный конфликт между теми специальностями, которые рекомендованы для отдельных типов личностей, спросом на трудовые ресурсы в Рязанской области и выбором самих обучающихся. Кроме того, у 9 обучающихся наблюдается несоответствие типа личности и профессии, которую они планируют выбрать.
Чтобы понять причину возникновения противоречий при профессиональном самоопределении, мы провели тестирование с использованием Методики изучения статусов профессиональной идентичности, разработанной А.А.Азбель. В опросе приняли участие 38 человек.
По результатам проведенного тестирования можно сделать вывод, что большое количество учащихся, не сделавших выбор профессионального пути, а также тех учащихся, которые демонстрируют конфликт между типом личности и профессиональным направлением, связано с тем, что у более чем половины испытуемых в средней степени и выше среднего выражен мораторий, или кризис выбора профессиональной идентичности. Всего 32 процента респондентов имеют сформированную профессиональную идентичность.
Выводы по II главе:
Объективно существует значительный разрыв между профессиональными предпочтениями выпускников и обучающихся старших классов МБОУ «Школа №21» и теми профессиями, которые будут востребованы на рынке труда согласно Прогнозу потребности экономики Рязанской области в квалифицированных кадрах до 2020 года. Это говорит о том, что учащиеся не принимают во внимание востребованность той и иной профессии на рынке труда при профессиональном самоопределении.
Большинство опрошенных формулируют достаточно общие предпочтения, затрудняясь указать непосредственную профессию, по которой они хотели бы учиться, а высокий процент респондентов (33%) вовсе затрудняется назвать сферу своих профессиональных интересов.
Всего треть старшеклассников и выпускников имеют сформированную профессиональную идентичность, остальные опрошенные демонстрируют кризис выбора в той или иной степени выраженности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного анкетирования и тестирования, а также используя материалы, предоставленные психологом школы Е.С.Пасенко, мы проанализировали противоречия процесса выбора дальнейшей образовательно-профессиональной траектории обучающимися 9-11 классов нашей школы.
В процессе анализа были выявлены серьезные противоречия при профессиональном самоопределении обучающихся:
треть опрошенных затрудняются сформулировать сферу своих профессиональных интересов.
всего 17 процентов опрошенных выбирают потенциально востребованные профессии и регионе,
25 процентов респондентов не учитывают индивидуальные психологические
всего треть старшеклассников и выпускников имеют сформированную профессиональную идентичность, остальные опрошенные демонстрируют кризис выбора в той или иной степени выраженности.
Таким образом, данные, полученные в результате проведенного исследования полностью подтверждают нашу гипотезу о том, что старшеклассники часто испытывают трудности при профессиональном самоопределении, так как не имеют четких представлений о востребованности тех или иных профессий в обществе, а также психологически не готовы к самостоятельному осознанному выбору с учетом всех внешних и внутренних факторов. Считаем, что цель исследования, а именно исследование основных объективных и субъективных особенностей самоопределения современных старшеклассников и выявление противоречий при выборе профессии, достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1995. - 352 с.
Бондарей В. П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10–11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер, П. С. Лернер и др. — М.: Просвещение, 2001. — 506с.
Бендюков М. А. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы/ Е. И. Горбатого. И. Л. Соломин. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 203 с.
Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый, 2015. — №20. — с. 530-533
Тутубалина Н. В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации // Феникс, 2006 г. – 288 с.
Прогноз потребности экономики Рязанской области в квалифицированных кадрах до 2020 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mintrud.ryazangov.ru/activities/statist/75853/, свободный. – Загл. с экрана
Пасенко Е.С // Справка о проделанной диагностической работе в 9 А классе МБОУ «Школа №21» от 14.12.2016 г.
Пасенко Е.С // Справка о проделанной диагностической работе в 9 Б классе МБОУ «Школа №21» от 15.12.2016 г.
Пасенко Е.С // Справка о проделанной диагностической работе в 10 Б классе МБОУ «Школа №21» от 10.11.206 г.
Пасенко Е.С // Справка о проделанной диагностической работе в 11 Б классе МБОУ «Школа №21», 25.06.2016 г.