Введение
Часто от родителей, от учителей можно слышать, что почерк
может рассказать о многом: по качеству почерка судят о нас самих, дают нам оценку в школе, окружающие. Интересно, в чем же тайна почерка? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести свое собственное исследование «О чем может рассказать почерк?»
Я считаю, что тема моего исследования интересна и актуальна. Независимо от того, как учат писать детей в школе , по происшествии короткого времени ребята начинают писать различно и таким образом проявляют свои индивидуальные черты характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают изменения в написании букв. Если с помощью особенностей почерка мы поймем черты характера, то это поможет нам лучше приспособиться к другим
людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.
Цель моего исследования:
Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 4В класса с их характером. Задачи,которые необходимо решить для реализации цели: 1 1.Раскрыть понятие графологии.
2. Изучить основные закономерности графологического анализа;
3. Проанализировать почерк учащихся 4В класса;
4. На основе наблюдений и анкетирования установить процент
достоверности полученных результатов.
Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.
Предмет и объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ, тест. Оказывается, существует целая наука – графология, которая изучает
почерк человека.
Глава 1. Что такое графология?
Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение» - это анализ почерка, которая раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.
Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека.
1.1 История графологии.
Графология - это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, монахи Средневековья также владели этим искусством.
Первая известная книга, посвященная графологии, итальянского профессора Камилло Бальдо, вышла в свет в 1630 году. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку.
Примерно через 200 лет ученый церковник аббат Фландрен создал группу, участники которой подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.
Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова: «графо» -писать и «ологи» - наука. Так
родилась графология.
В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». В наше время графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра.
1.2 Что позволяет узнать анализ почерка
Рассмотрим, что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:
1. Манера писать, характер начертания букв в письме.
2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)
Нас интересует первое значение - манера писать. Говоря вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия.
1.3 Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ общего вида письма.
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Основными признаками почерка являются:
-размер букв;
-наклон букв;
-направление строки;
-размашистость и сила нажима;
-характер написания слов.
Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека.
Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:
а) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни
уверенность;
б) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;
в) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный;
г) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;
д) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый.
Размер почерка говорит об общительности человека.
а) Крупный – очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми;
б)Средний – спокойные, уверенные в себе люди;
в) Мелкий – застенчивые, замкнутые, бережливые люди.
Форма почерка
а) Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, отзывчивых людей;
б) Острый почерк - острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте.
Стиль письма
а) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;
б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;
в) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;
г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек;
д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление, стрессоустойчивость.
Сила нажима.
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.
Наклон почерка
- почерк прямой, без наклона 90*Так пишет очень уравновешенный человек.
- лёгкий наклон вправо 45*Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках .
Поля.
Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
Характер написания слов:
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
8. Общая оценка
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.
Глава 2. Результаты исследования
В данном разделе я провела аналитическое исследование почерка нескольких людей (Приложение1). Я определила основные признаки их письма, и, на их основании, сделала выводы о характере исследуемых в общих чертах.
Образец почерка № 1. Этот почерк принадлежит моей однокласснице.
Мухатдисовой Ильвины. На первый взгляд видно, что почерк Ильвины ровный, красивый.
1.Сила нажима. Нажим сильный. Ильвина – девочка сильная, усидчивая.
2.Наклон букв. Небольшой наклон вправо. Ильвина – спокойная и уравновешенная.
3.Размер букв. Крупный почерк. Ильвина – общительная девочка.
4.Очертания букв. Буквы закругленные. Ильвина – добрая и отзывчивая.
5.Связанность букв. Почерк слитный. У Ильвины логическое мышление.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Ильвина – бережливая девочка.
Пользуясь системой анализа почерка, я проанализировала почерк учащихся 4В класса, в классе 19 человек и получили следующие результаты. В таблице отражены осбенности почерка у обучающихся.
а) Почерк учащихся 4В класса:
№ |
Особенности почерка |
Ф.И. учащихся |
Количество Учащихся |
|
Крупный |
Боженко Ю., Генералова М., Кузнецов Е., Шарафутдинова А., Годов Н. |
5 |
|
Мелкий |
Давлетбаев И., Каюмов Д. |
2 |
|
Разборчивый и аккуратный |
Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А. |
6 |
|
Буквы отделены друг от друга |
Муфтахова А., Мухатдисова И., Пургин А., Шарафутдинова А., Боженко Ю., Кузнецов Е., Генералова М., Даминова Д. |
6 |
|
Слитные буквы |
Закиев А., Калистратов Е. |
2 |
|
Сильный нажим |
Пургин А., Кузнецов Е., Мухатдисова И.Н. |
3 |
|
Небольшое расстояние между словами |
Давлетбаев И., Генералова М. |
2 |
|
Небольшой наклон вправо |
Кузнецова М., Каюмов Д. |
2 |
|
Сильный наклон вправо |
- |
0 |
|
Небольшой наклон влево |
Мухатдисова И., Давлетбаев И., Даминова Д., Генералова М., Закиев А. |
5 |
|
Вертикальные буквы |
Пургин А., Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Калистратов Е., Боженко Ю., Киргизов Р., Шарафутдинова А. |
10 |
|
Округлые буквы |
Боженко Ю., Муфтахова А., Москаленко Я., Исакова А. |
4 |
|
Угловатые буквы |
- |
0 |
|
Пробелы на концах строк |
Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А. |
3 |
|
Беглый и размашистый почерк |
Егоров Е., Калистратов Е., Закиев А. |
3 |
|
Строки идут вверх |
Генералова М., Кузнецова М. |
2 |
|
Волнообразные строки |
Боженко Ю., Даминова Д., Давлетбаев И., Егоров Е., Закиев А., Калистратов Е., Киргизов Р., Пургин А. |
6 |
б) Черты характера учащихся 4в класса Во второй таблице указаны черты хар-ра уч-ся
№ |
Черты Характера |
Количество Учащихся |
|
Коммуникабельный, энергичный |
11 |
|
Сдержанный, осмотрительный |
8 |
|
Легко ориентируется в незнакомой обстановке |
7 |
|
Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях |
11 |
|
Слабая воля |
7 |
|
Хорошая стрессоустойчивость |
8 |
|
Критичный, склонный к проявлению силы |
4 |
|
Слабая субординация |
1 |
|
Осторожный |
7 |
|
Бодрый, энергичный (оптимист) |
8 |
|
Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист) |
3 |
|
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым |
6 |
|
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение |
6 |
|
Добрый и отзывчивый |
11 |
|
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают |
5 |
|
Открытые в общении |
9 |
Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 58 %, осмотрительных – 42 %, уравновешенных в отношениях – 57 %, стрессовоустойчивых- 42 %, упрямых-32%, отзывчивых-57%. (Приложение2.)
Далее мы решили определить процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.
в) Анализ анкеты В таблице отражены черты хар-ра обуч-ся
№ |
Черты характера |
Ф.И. учащихся |
|
Коммуникабельный, энергичный |
Исакова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е. Кузнецов Е., Шарафтдинова А., Москаленко Я, Даминова Д . Боженко Ю. |
|
Сдержанный, осмотрительный |
Каюмов Д., Кузнецова М., Пургин А., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М., ХалиуллинаЛ, Пургин А. |
|
Легко ориентируется в незнакомой обстановке |
Кузнецов Е., Халиуллина Л., Даминова Д., Шарафутдинова А., Кузнецова М., Москаленко Я., Егоров Е. |
|
Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный |
Мухатдисова И., Закиев А., Генералова М., Шарафутдинова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Калистратов Е., Киргизов Р., Даминова Д, Москаленко Я, Исакова А. |
|
Слабая воля |
Закиев А., Давлетбаев И., Егоров Е., Каюмов Д., Киргизов Р, Годов Н., Кузнецова М. |
|
Хорошая стрессоустойчивость |
Киргизов Р., Исакова А., Шарафутдинова А., Мухатдисова И., Кузнецова М., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е. |
|
Критичный, склонный к проявлению силы |
Егоров Е., Калистратов Е., Москаленко Я. |
|
Осторожный |
Закиев А., Генералова М.,Шарафутдинова А.,, Калистратов Е. Мухатдисова И., Кузнецова М., Каюмов Д. |
|
Бодрый, энергичный (оптимист) |
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Москаленко Я., Каюмов Д., Егоров Е. |
|
Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист) |
Закиев А., Кузнецова М.., Кузнецова М., |
|
Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, неторопливый |
Закиев А., , Муфтахова А., Калистратов Е., Пургин А. |
|
Независимый, всегда имеет свою точку зрения |
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Москаленко Я., Каюмов Д., Боженко Ю., Киргизов Р. |
|
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым |
Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И., КаюмовД., Я.,Боженко Ю. |
|
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение |
Давлетбаев И., Калистратов Е., Москаленко Я., Егоров Е., Каюмов Д., Пургин А. |
|
Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании |
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Москаленко Я., Шарафутдинова А., Ктргизов Р., Егоров Е. |
|
Творческий, талантливый; широкая душа |
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Генералова М. |
|
Рациональный и бережливый |
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Калистратов Е., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М. |
|
Добрый и отзывчивый |
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., МухатдисовИ.,МоскаленкоЯ, Кузнецова М., Даминова Д.,Боженко Ю. Муфтахова А., Генералова М., Годов Н. |
|
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают |
Калистратов Е., Каюмов Д., Егоров Е., Давлетбаев И., Кузнецова М. |
|
Открытый в общении |
Закиев А., Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Боженко Ю., Пургин А., Киргизов Р., ГодовН. |
При сопоставлении полученных таблиц выявились следующие совпадения.
Особенности почерка |
Черты характера |
Совпадения |
Крупный |
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный |
Кузнецов Е., Шарафутдинова А. Годов Н. |
Мелкий |
Сдержанный, осмотрительный |
Каюмов Д. |
Разборчивый и аккуратный |
Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях |
Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А., Генералова М. |
Буквы отделены друг от друга |
Слабая воля |
Боженко Ю.Кузнецова М., Киргизов Р., Давлетбаев И. |
Слитные буквы |
Хорошая стрессоустойчивость |
Закиев А, Шарафутдинова А., |
Сильный нажим |
Критичный, склонный к проявлению силы |
Егоров Е. |
Небольшое расстояние между словами |
Слабая субординация |
Калистратов Е. |
Строки идут вверх |
Бодрый, энергичный (оптимист) |
Каюмов Д., Егоров Е. |
Небольшой наклон вправо |
Открытый в общении |
Каюмов Д., Москаленко Я., |
Сильный наклон вправо |
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым |
Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И., |
Вертикальные буквы |
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение |
Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я. |
Округлые буквы |
Добрый и отзывчивый |
Боженко Ю., Муфтахова А., Даминова Д., Москаленко Я., Исакова А, Пургин А. |
Угловатые буквы |
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают |
Киргизов Р. |
Пробелы на концах строк |
Осторожный |
Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А., Закиев А., |
Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:
г) Характеристика учащихся класса по анализу почерка
№ |
Ф.И. учащихся |
Черты характера ( по почерку) |
Совпадения /по наблюдениям |
1. |
Генералова Мария |
Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая итворческая.. |
Совпадает |
2. |
Егоров Евгений |
Коммуникабельный, энергичный, бодрый, эмоциональный, самолюбивый, неуравновешенный, может быть критичным, упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение |
Совпадает |
3. |
Мухатдисова Ильвина |
Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, самостоятельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым |
Совпадает |
4. |
Калистратов Егор |
Спокойный, сдержанный, добрый и отзывчивый, но слабая субординация, отсутствие решительности и инициативы, частая смена настроения, обидчивость,пессимист. |
частично совпадает |
5. |
Каюмов Даниил |
Слабая воля, бодрый, энергичный, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают упрямый. |
Совпадает |
6. |
Халиуллина Лейсан |
Коммуникабельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым оптимист. |
Совпадает |
7. |
Киргизов Роман |
Спокойный, слабая воля, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, общительный. |
совпадает частично |
8. |
Шарафутдинова Аделя |
Коммуникабельная, эмоциональ-ная, энегичная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая и отзывчивая, всегда поддержит в трудную минуту, хорошая стрессоустой-чивость. |
Совпадает |
9. |
Муфтахова Алина |
Коммуникабельная, добрая, отзывчивая, уравновешенная и ровная в отношениях, собственные интересы ставит выше групповых. |
Совпадает |
10 |
Кузнецова Марина |
Сдержанная, осторожная, хорошая стрессоустойчивость, слабая воля, постоянно в угнетённом состоянии. |
Совпадает |
11 |
Давлетбаев Ильдар |
Сдержанный, осмотрительный, добрый, может быть упрямым, Эгоист, не любит, когда ему указывают, пессимист, слабая воля. |
частично совпадает |
12 |
Закиев Айдар |
Спокойный, уравновешенный, сдержанный, осторожный, ровный в отношениях, слабая воля. |
частично совпадает |
13 |
Даминова Диана |
Коммуникабельная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая, всегда поддержит в трудную минуту. |
Совпадает |
14 |
Боженко Юлия |
Коммуникабельная, энергичная, открытая в общении, слабая воля, отзывчивая, независимая, добрая,всегда имеет свою точку зрения |
Совпадает |
15 |
Москаленко Яна |
Коммуникабельныая, энергичная, , добрая, открытая в общении, уравновешенный, ровный в отношениях, глубоко переживает неудачи, |
Совпадает |
16 |
Пургин А. |
Сдержанный, осмотрительный, спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, добрый, всегда поддержит в трудную минуту. |
Совпадает |
17 |
Годов Николай |
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, отзывчивый, добрый стремится к независимости.. |
Совпадает |
18. |
Кузнецов Евгений |
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, целеустремлённый, стремится быть первым |
Совпадает |
19. |
Исакова Анна |
Коммуникабельный, добрая,отзывчивая, открытая в общении, стремится к независимо-сти, целеустремлённый , стремится быть первым |
Совпадает |
Итак, из числа учащихся в классе определено 78% совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка. (Приложение 2).
Заключение
В ходе моего исследования я убедилась, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности. Мое исследование показало, что характер человека действительно влияет на его почерк и наша гипотеза верна. Эта проблема имеет широкое практическое значение как для специалистов (графологов, психологов, учителей и т. д.) так и для обычных людей. Так, знание законов зависимости почерка от характера человека поможет мне:
- лучше узнать моих одноклассников, преподавателей, друзей, родственников;
- обойти «подводные камни» в общении с людьми;
- а также лучше понять свое собственное «Я».
Приложение 1. Анализ почерков
Образец почерка № 2. Этот почерк принадлежит моему однокласснику Годову Николаю. В отличие от почерка Коли, в глаза бросается, что почерк Коли неровный, буквы разного размера, как будто он торопился куда-то.
1.Сила нажима. Нажим неравномерный, местами сильный, местами – слабый. Коля – непоседливый мальчик.
2.Наклон букв. Наклон букв практически отсутствует, буквы почти вертикальные. Коля - мальчик с балансом рационального и эмоционального, сначала анализирует ситуацию, потом принимает решения.
3.Размер букв. Почерк крупный. Коля – общительный мальчик.
4.Очертания букв. Буквы круглые. Коля – добрый и отзывчивый мальчик.
5.Связанность букв. Почерк слитный. У Коли логическое мышление.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Коля – бережливый.
Образец почерка № 3. Этот почерк принадлежит моей маме.
1.Сила нажима. Нажим сильный, равномерный. Моя мама – человек с сильной волей.
2.Наклон букв. Буквы слегка наклонены вправо. Мама – спокойная и уравновешенная. 3.Размер букв. Буквы средние, между крупными и мелкими. Мама – общительный человек, но иногда любит побыть наедине с собой. 4.Очертания букв. Буквы закругленные. Мама – добрая и отзывчивая. 5.Связанность букв. Почерк в основном слитный, но местами буквы не связаны друг с другом. Мама обладает логическим мышлением с элементами интуитивного.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие, но расширяются книзу. Мама – бережливая, но бывает и щедрой.7.Расположение строк на странице. Строки прямые. Мама – спокойная, рассудительная, реально оценивает свои возможности.
Приложение 2.
Список литературы
Инесса Гольдберг Психология почерка. АСТ, 2008
Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик , 2010
Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009
4. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. – 223 с.
5. http://www.excelion.ru/nauka-i-obrazovanie/psihologija/o-chem-mozhet-rasskazat-pocherk-.html